Ояснительная записка icon

Ояснительная записка



НазваниеОяснительная записка
страница1/5
Дата конвертации06.12.2012
Размер0.54 Mb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3   4   5

ЧТЕНИЕ

ОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Главная цель чтения – научить учащихся с ЗПР осмысленно читать, заложить основу для полноценного усвоения текстовой информации, корригировать и развивать речевые и познавательные умения, воспитывать читательскую самостоятельность, умения формулировать основную идею, оценочные высказывания о содержании прочитанного, характерах персонажей, выделять выразительные средства произведения, формировать национальное самосознание учащихся, их духовность.

При подборе произведений для чтения основным принципом является тематически-жанровый и художественно-эстетический, способствующие знакомству учеников с литературой как искусством слова, всестороннему развитию на этой основе их речи. Литературоведческий принцип реализуется в процессе анализа художественного текста. Художественные средства произведения помогают созданию словесно-художественных образов.

^ Коррекционно-развивающий принцип предусматривает развитие всех сторон речи, мыслительных процессов, повышение познавательной активности, преодоление специфических трудностей чтения у школьников с ЗПР.

Данные принципы создают возможность раскрыть перед учениками богатство окружающего мира и человеческих взаимоотношений, помогают накоплению морально-этического и социального опыта, формируют у школьников личностное отношение к действительности.

На уроках чтения решаются как общеобразовательные, так и специфические задачи обучения детей с ЗПР.

^ Основными задачами чтения и развития речи в младших классах является:

  • формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыка правильного, сознательного, беглого, выразительного чтения вслух и молча;

  • формирование умений речевой деятельности (слушать-понимать и говорить, читать и писать), культуры литературной речи, этических навыков речевого поведения;

  • уточнение, обогащение, активизация словарного запаса школьников;

  • преодоление речевых нарушений;

  • формирование у детей фонематического восприятия, основных операций познавательной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения;

  • развитие умения самостоятельно строить диалог и монолог (отвечать на вопросы, задавать вопросы по содержанию прочитанного, связно рассказывать о прочитанном, увиденном, услышанном, высказывать собственные суждения);

  • воспитание интереса к традициям своего народа, его прошлого, настоящего и будущего;

  • развитие морально-этических, эстетических представлений, творческих способностей;

  • формирование интереса к книге, к самостоятельному чтению;

  • ознакомление детей с детской литературой, которая способствует воспитанию честности, доброжелательности, уважения к людям, любви к природе.

Различные задачи обучения чтению осуществляются в процессе работы над текстами книг, для чтения доступной, художественной, научно-популярной литературы, детских периодических изданий. Речевое развитие в курсе чтения является ведущим принципом обучения. Оно сориентировано на практическое формирование речевой деятельности и осуществляется в тесной взаимосвязи с другими уроками. В программе заложены предпосылки воспитания читательской самостоятельности младших школьников.

^ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ

Круг чтения младших школьников с ЗПР охватывает доступные их восприятию и пониманию произведения классиков и современных авторов украинской, русской и зарубежной литературы для детей, устного народного творчества – загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, легенды, литературные сказки, детская периодика: газеты и журналы, словари для детей, справочники, энциклопедии для детей.

По жанровой форме – это сказки, басни, рассказы, повести, пейзажная лирика, сюжетная лирика, стихотворения-рассуждения, детские игры, пьесы.

По тематической направленности – это произведения о любви к родному краю, родному языку, своему роду; об уважении к народным традициям, которые включают морально-этические понятия добра, сопереживания, человечности, дружбы; юмористические произведения; научно-художественные произведения о живой и неживой природе, о людях труда, о профессиях; произведения о детях, их полезных занятиях, взаимоотношениях в школе и семье, заботе о сохранении окружающей природы; о приключениях, на историческую тематику.

^ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ, РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ

В процессе обучения в начальных классах ученики с ЗПР овладевают полноценной техникой чтения.

Техника чтения включает такие компоненты, как скорость чтения (темп), правильность, осознанность и выразительность. Каждый из них связан со смысловой стороной чтения, т.е. пониманием прочитанного. Это качество предусматривает понимание слов в тексте, содержания каждого предложения текста, смысловых связей между ними и между частями текста, текста в целом.

В период начального обучения школьники овладевают двумя видами чтения – громким чтением (вслух) и молчаливым (про себя). Чтение вслух – это чёткое, плавное, безошибочное, достаточно выразительное чтение целыми словами. Молчаливое чтение – это чтение «глазами» без речевых движений, характеризуется активизацией процесса понимания, запоминания прочитанного, а также более ускореным темпом, по сравнению с чтением вслух.

Для каждого класса определяются нормативы чтения вслух у учеников с ЗПР с учетом особенностей их психической деятельности, которые представлены в «Критеріях оцінювання навчальних досягнень учнів із ЗПР» (2002 год). Навык чтения у данной категории детей формируется медленно, что обусловлено спецификой мыслительных процессов, своеобразием связей между зрительным и слуховым восприятием и звукопроизношением. Эти особенности задерживают процесс автоматизации чтения, усложняют осознание содержания текстов, с одной стороны, а с другой, - трудности понимания прочитанного задерживают усовершенствование беглости и правильности чтения (большое количество ошибок, низкий темп. Такое взаимное влияние этих особенностей у учеников с ЗПР определяет необходимость систематического усовершенствования всех компонентов техники чтения.

Основными приемами самостоятельного осмысления содержания незнакомого текста являются: выделение в тексте сложных для понимания слов, раскрытие их значения, постановка вопросов к тексту (разного характера), нахождение опорных слов, помогающих раскрыть главную мысль автора.

Систематическая работа по анализу текста постепенно готовит учеников к самостоятельному пониманию прочитанного.

В процессе самостоятельной работы с книгой (газетой, журналом, словарем) у детей вырабатывается умение различать, элементы книжки, их назначение (обложка, заголовок, корешок, страницы, название, фамилия автора, иллюстрации, содержание), знакомит с разными изданиями.

В 1-2 классах основное внимание уделяется чтению вслух, а со второго семестра 2 класса вводится молчаливое чтение. В этот период целесообразным является полугромкое чтение как переход к молчаливому. В 3-4 классах основное внимание на уроках чтения должно уделяться развитию молчаливого чтения. В работе с текстом увеличивается количество упражнений и заданий на развитие понимания прочитанного.

Особенности познавательной деятельности учеников с ЗПР обуславливают трудности восприятия и понимания прочитанного. Потому уже в букварный период проводится работа по осознанию учениками содержания прочитанного. С этом целью целесообразно давать ученикам задания составлять слова из прочитанных слогов, объяснять значение отдельных слов, вводить их в простые предложения, подбирать к ним предметные картинки (рисунки), синонимы и антонимы. Большое значение имеет словарная работа. В процессе анализа содержания текстов выявляется, что часть слов детям с ЗПР может быть не понятна. К таким словам относятся абстрактные понятия, некоторые слова-признаки предметов, эпитеты, метафоры, идиоматические обороты речи и др.

Развитие осознанности чтения непосредственно связано с работой над лексикой. Лексический запас речи детей с ЗПР бедный, для него характерны нечёткость, слабая дифференциация значения слов. Дети нередко с трудом понимают названия общеизвестных слов, если они означают явления, которые отделены от контекста. Развитие понятийной стороны мышления, расширение словаря детей осуществляется как на уроках чтения, так и на занятиях по развитию речи.

Для объяснения слов и выражений используются разные средства: показ конкретного предмета или муляжа, макета, картинки, замена незнакомых слов знакомыми, раскрытие значения слова через его корень, выделение непонятных слов путём объяснения их значений и др.

^ Развитие навыков выразительного чтения достигается упражнениями для осознания логического ударения, смысловой паузы, интонации, темпа чтения. Развитие и усовершенствование правильности и беглости чтения достигается систематическим чтением и перечитыванием произведений в целом, отрывков из них, использованием выборочного чтения, соотнесения читаемого с иллюстрацией и, наоборот, нахождение предложений, соответствующих данной иллюстрации, и др.

В работе с текстом учащиеся с ЗПР учатся отвечать на вопросы учителя, работать с методическим аппаратом к текстам учебника, рассказывать о своих наблюдениях, о прочитанном. Постепенно у них формируются умения сравнивать то, о чём прочитали в тексте, с личным опытом, наблюдениями. Они овладевают умениями делить текст на части с помощью учителя и самостоятельно, придумывать к ним заголовки, которые могут быть пунктами коллективно или самостоятельно составленного плана.

В связи с трудностями, которые возникают у данной категории детей при работе с текстом, проводится его детальный содержательный анализ, устанавливаются причинно-следственные связи между описанными событиями и поступками героев, частями текста (особенно при чтении текстов научно-популярного характера). При анализе текста учитываются особенности восприятия младших школьников с ЗПР, их неумение выделять главное, самостоятельно получать из текстов новые сведения.

Ученики знакомятся с различными жанрами художественной литературы. Так, во 2 классе учеников знакомят с особенностями разных жанров (например, вымысел в сказках о животных); в 3 классе – с героико-фантастическими сказками; в 4 классе – с лирической поэзией.

При работе с рассказами учитель должен предусмотреть особенности их содержания. В одних рассказах события излагаются последовательно, в других может быть опущен какой-либо эпизод; в третьих основная мысль заключается в определенных словах, для этого необходим более глубокий анализ содержания. В связи с этим меняется методика работы с произведениями. При анализе текста уделяется внимание работе с персонажами, оцениваются их поступки, мотивы, даются оценки, выявляется и формируется отношение детей к прочитанному. Значительное место отводится работе над словом, выразительными средствами произведения, обращать внимание на эмоциональность художественного произведения. Значительное внимание на уроках чтения уделяется воспитанию культуры речи, обогащению, уточнению, активизации словаря детей.

^ Развитие навыка самостоятельного чтения. Систематическая работа по анализу текста направлена на формирование готовности к пониманию содержания прочитанного и вместе с усовершенствованием беглого и правильного чтения способствует формированию навыка самостоятельного чтения младших школьников с ЗПР.

Школьники должны ориентироваться в учебниках по содержанию, самостоятельно пользоваться методическим и справочным материалом, ориентироваться в понятиях «абзац», «подзаголовок», «иллюстрация», «выводы», «параграф».

С 3 класса – пользоваться библиотекой, с помощью библиотекаря подбирать книги для самостоятельного чтения, придерживаться правил гигиены в обращении с книгой. Нормальный темп чтения ученика должен равняться темпу его разговорной речи.

^ Развитие творческой деятельности. Уроки чтения являются одним из средств развития творческой деятельности детей. Они учатся дополнять тексты, создавать в своём воображении образные картины, составлять рассказы-миниатюры, участвовать в инсценировании художественных произведений.

Важным для развития связной речи учащихся с ЗПР является «словесное рисование», составление устных описаний природы, наблюдений, что способствует формированию образного мышления, творческих представлений, эстетического восприятия прочитанных произведений, развитию описательно-разговорной речи. Осознанию текста в процессе чтения помогает словарная работа (использование разных приемов объяснения слов). Работа с текстом после чтения проводится путём анализа художественных средств, раскрытие причинно-следственных связей между описанными событиями, выявление главной мысли, повторное обращение к тексту, соотнесение текста с иллюстрацией, оценочное суждение по поводу его содержания, поступков героев..

Развитие творческой деятельности учеников с ЗПР предусматривает систематическую работу по усовершенствованию понимания прочитанного. Целесообразно упражнять их в нахождении существенных признаков и связей в содержании прочитанного, дифференциации существенного и несущественного, сравнения событий, фактов с прочитанным, что способствует творческой работе с книгой. Работа по развитию творческой деятельности продолжается и во внеклассном чтении.


^ Коррекционно-развивающая линия. Развитие школьников с ЗПР на уроках чтения предусматривает работу над чётким произношением всех звуков русской речи, установлением смысловых связей в тексте. Существенным компонентом техники чтения является его выразительность, которая непосредственно связаны с осознанием прочитанного. На начальном этапе обучения чтению понимание прочитанного отстает от техники чтения. Чтение младших школьников отличается монотонностью, невыразительностью, неумением расставлять паузы между предложениями, трудностями использовании логического ударения, интонационной пунктуации. Вялость артикуляционного аппараты, нечёткость звукопроизношения обуславливает необходимость сочетать работу по чтению с отработкой правильного литературного произношения.

С развитием сознательного чтения усваивается не только пунктуационная интонация, но и смысловые паузы, логическое ударение.

Коррекционная направленность обучения чтению детей с ЗПР предусматривает также повышение их общего развития. Осуществляется развитие аналитическо-синтетической деятельности путём постановки вопросов о значении отдельных слов, выражений, предложений. В одних случаях вопросы задаются последовательно по ходу текста. Такой разбор текста привлекает внимание учеников к читаемому. В других случаях, когда мысль автора непосредственно не раскрыта в тексте, а заключается в отдельных словах или предложениях, целесообразно задавать вопросы ученикам, начиная с тех предложений, в которых заключается основная мысль. Вопрос «Почему так?» помогает детям раскрыть сущность содержания. Такая вариативность постановки вопросов готовит детей к выборочному чтению, пересказу прочитанного по вопросам учителя.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ – это составная часть чтения, развития речи и мышления учащихся, цель которого – дальнейшее совершенствование техники чтения. Учащихся знакомят с разнообразием детской литературы, развивают познавательный интерес к книге, к самостоятельному чтению, формируют умение воспринимать, понимать и воспроизводить содержание прочитанного, выражать к нему своё отношение, пользоваться библиотекой. Интенсивно формируются морально-этические представления. Работа с книгой осуществляется на уроках внеклассного чтения, на занятиях в библиотеке, во внеурочное время (проведение праздников книги, литературных утренников, игр, викторин).

Уроки внеклассного чтения проводит учитель. Внеклассным чтением и другими видами занятий во внеурочное время руководит воспитатель и библиотекарь.

Внеклассное чтение в младших классах школы для детей с ЗПР включает три этапа:

  • подготовительный - с первой учебной недели параллельно с обучением грамоте (10-15 минут в неделю на уроках чтения);

  • начальный –, когда учащиеся научатся самостоятельно читать (1 час в неделю);

  • основной – 3-4 классы (1 час в две недели).

Уроки внеклассного чтения проводятся в разных формах: уроки громкого чтения, когда учитель начинает читать книгу, а ученики продолжают чтение вслух; уроки рассказывания, когда дети обмениваются впечатлениями о прочитанной книге (хорошо, если все ученики класса прочитают одну и ту же книгу), ответы на вопросы учителя, вопросы учеников друг к другу или учителю, рассказы об аналогичных событиях из личной жизни; уроки учета прочитанных книг – ведение тетрадей для внеклассного чтения (под руководством учителя), заполнение классного стенда прочитанных книг. Во 2 классе целесообразно организовать библиотечку в классе с тем, чтобы учитель имел возможность проверить количество и качество прочитанных учениками книг, понимание содержания прочитанного. На таких уроках подводятся итоги самостоятельной читательской деятельности учащихся, даются задания на дальнейший период.

При планировании уроков внеклассного чтения необходимо учитывать, сколько занятий будет проводиться в библиотеке. Эту работу ведут вместе учитель и библиотекарь. Библиотекарь знакомит детей с книжным фондом библиотеки, порядком получения книги.

Приобщать детей к обмену книг в библиотеке целесообразно начинать с 3 класса, когда техника самостоятельного чтения выше, чем во 2 классе. Подбирая книги и произведения для внеклассного чтения детей с ЗПР, необходимо учитывать их интересы и возраст, возможности, гигиенические требования к оформлению книг. Тематика чтения должна быть близкой детям – о жизни детей и животных, об окружающей действительности, для развития кругозора учащихся, для формирования моральных качеств, гуманных чувств к своей земле, народу, языку, о природе родного края, уважительном отношении к народным традициям, общественным ценностям.

Содержание программы по чтению имеет чёткую структуру и отражается в пяти колонках: в первой колонке – номер по порядку; во второй определяется количество часов, отведенных на изучение каждой отдельной темы; в третьей колонке – содержание учебного материала, включающее темы и подтемы; четвёртая - требования к учебным достижениям учащихся; в пятой определяются основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми на материале изучаемой темы.

В круг чтения должны быть включены небольшие по объему прозаические и лирические произведения отечественной детской литературы, интересные учащимся с задержкой психического развития. Обязательно рекомендуется на всех годах обучения познакомить их с рассказами В. Сухомлинского, И. Мамина-Сибиряка, Л. Успенского, И. Соколова-Микитова, К. Ушинского, М. Пришвина, К Паустовского; Леси Украинки, Тараса Шевченка, Н. Скуратовского, В. Сосюры, Ю. Коренца, С. Маршака, А. Пушкина.

  1   2   3   4   5




Похожие:

Ояснительная записка iconОяснительная записка
Математика, являясь одним из основных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии...
Ояснительная записка iconРабочая программа по геометрии для 8-х классов на 2013 /2014 учебный год Учитель: п ояснительная записка
Санкт-Петербург, город Сестрорецк, 37-ой км Приморского шоссе, дом 1, тел. (812) 437-37-16, 437-35-36, 437-40-04
Ояснительная записка icon1. Пояснительная записка. Учебные планы: 1
Пояснительная записка к учебному плану по традиционной общеобразовательной программе
Ояснительная записка iconПояснительная записка по йодированию детского питания по таблице
Пояснительная записка по питанию школьников (поставщики какие, меню, сырье, полуфабрикаты, персонал пищеблоков)
Ояснительная записка iconСодержание пояснительная записка Тематический план Содержание Контрольные задания Литература пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки по предмету «Информатика»
Ояснительная записка iconПояснительная записка пояснительная записка к ооп ноо раскрывает
Данная программа разработана коллективом педагогов, родителей начальной ступени образования Хорошенской средней общеобразовательной...
Ояснительная записка iconКрипаку Сергею Владимировичу от ученика 10 е класса Глебова Алексея Объяснительная записка Я, Глебов Алексей, опоздал, сегодня на урок
Текста до слов "Объяснительная записка" разместите по правому краю, размер 14. Выделите фамилию, имя и отчество директора полужирным...
Ояснительная записка iconПояснительная записка 7 > Учебный план 8
Пояснительная записка 4
Ояснительная записка iconОсновная образовательная программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Пояснительная записка к Основной образовательной программе начального общего образования
Ояснительная записка iconДокументи
1. /DP_33/1 Архитектура/Записка/1_1 Введение.doc
2. /DP_33/1...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы