Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира № п/п Наименование разделов и тем Всего часов в том числе на icon

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира № п/п Наименование разделов и тем Всего часов в том числе на



НазваниеКалендарно-тематическое планирование уроков окружающего мира № п/п Наименование разделов и тем Всего часов в том числе на
Дата конвертации05.01.2013
Размер310.28 Kb.
ТипКалендарно-тематическое планирование
источник

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира



№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Используе-мые электронные и цифровые ресурсы

Дата

Лабораторно практичес-

кие работы.

Проверочные работы.

экскурсии

I

Способы познания окружающего мира с помощью простейших приборов

2
















II

Планета, на которой мы живём.

12

3

3

2







1

Письмо от Кости, Маши и Миши членам клуба «Мы и окружающий мир».

1















2

Глобус - модель земного шара.


1















3

Материки и океаны на глобусе.

1










  1. (







4

Формы поверхности Земли.


Экскурсия

1







1

Диск 2





5

Географическая карта.

1
















6

Учимся читать карту.

1
















7

Учимся читать карту.

Практическая работа.

1

1

1










8

План местности.

Практическая работа

1

1







Диск 2




9

Холмы и овраги.

1










Презент.




10

Стороны горизонта.


1




1




Диск 2




11

Ориентирование на местности. Компас.

Практическая работа


^ Способы познания окружающего мира с помощью простейших приборов

1

1













12

Урок-экскурсия : «Ориентирование на местности»

1







1







13

Урок-соревнование по теме «Изображение Земли на карте и глобусе. Ориентирование на местности.»

1




1










III

Неживая природа

16

5

3










14

Тела; вещества; частицы.


1










Диск 4




15

Твердые вещества; жидкости и газы.

1




1




Диск 4




16

Вода – необыкновен-ное вещество


1
















17

Свойства воды в жидком состоянии Практическая работа (заседание клуба).

1

1







Диск 4




18

Термометр и его устройство

Практическая работа


^ Способы познания окружающего мира с помощью простейших приборов


1


1














19



Свойства воды в твердом состоянии (заседание клуба).

Практическая работа


1

1







Диск 4




20

Свойства воды в газообразном состоянии.


1
















21

Круговорот воды в природе.


1










Диск 4




22

Туман и облака. Осадки.


1










Диск 4




23


Вода – растворитель (заседание клуба).

Растворы в природе. Практическая работа


1


1

1




Диск 4




24

Почему воду надо беречь?


1
















25

Океан, которого нет на карте и глобусе.

1










Диск 4




26

Воздух – это смесь газов.


1
















27

Свойства воздуха Практическая работа).



1

1







Диск 4




28

Температура воздуха.


1










Диск 4




29

Ветер. Что такое

погода?


1
















30

Заключительный урок. Вода и воздух.


1




1










IV

Взаимосвязь неживой и живой природы

16ч

1

2

1







31

Горные породы


1
















32

Горные породы



1
















33

Разрушение горных пород

1
















34

Что такое минералы?


1
















35



Что такое минералы?


1
















36

Полезные ископаемые.


1
















37


Полезные ископаемые.


1
















38

Свойства полезных ископаемых .

1
















39

Свойства полезных ископаемых (заседание клуба).

1




1










40

Почему надо беречь полезные ископаемые.


1
















41

Как образуется почва.


1
















42

Как образуется почва.


1
















43

Почва и её состав.

Экскурсия

Практическая работа

1

1




1







44


Почва и её состав.








1










45

Зачем и как люди

заботятся о почве.





















46

Зачем и как люди

заботятся о почве.




















V

Природные сообщества

16

2

2

1







47

Лес и его обитатели.

Практическая работа



1

1







гербарий




48

Лес и его обитатели.



1










гербарий




49

Луг и его обитатели.

Практическая работа


1

1







Презент.




50

Поле и его обитатели.

Экскурсия

1







1







51

Пресный водоем и

его обитатели.


1










Презент.




52

Пресный водоем и

его обитатели.



1
















53

Болото и его обитатели.


1




1




Презент.




54

Значение лесов.

1












Презент.




55

Значение лесов.


1




1










56


Безопасное поведение в лесу


1
















57

Луг и человек.


1
















58


Надо ли охранять болота?


1
















59

Дары рек и озёр


1










Презент.




60

Безопасное поведение у водоемов (заседание клуба).


1
















61

Человек-защитник природы.

1
















62

Природа будет жить.


1
















VI

Наша страна - Россия

6

3

1

1







63

Лента времени.

Практическая работа

1

1







Диск 3




64

Золотое кольцо России.


1










Презент




65

Золотое кольцо России.

Практическая работа

1

1

1










66

Путешествие по Санкт-Петербургу (заседание клуба).


1










Диск 3




67

Путешествие по Санкт-Петербургу (заседание клуба).

Практическая работа

1

1













68

Достопримечатель-ности родного края.

Экскурсия

1







1










Итого:

68

14

11

5









^ Пояснительная записка


Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования 2004г., Примерной программой начального общего образования /Москва, Министерство образования и науки РФ, 2004г./ и в соответствии с авторской программой О.Н. Федотовой, Г.В.Трафимовой, рекомендованной Департаментом общего среднего образования МО РФ. /М., Академкнига / Учебник, 2009г./

/ УМК «Перспективная начальная школа», учебник «Окружающий мир» авторы: О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова 3 класс (в 2 частях). Москва. Академкнига /Учебник, 2009г./

Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направлен­ность, которая определена особой актуальностью экологичес­кого образования в современных условиях. С началом треть­его тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI ве­ке их решение приобретает характер фактора выживания че­ловечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Его цель – воспитание гуманного, твор­ческого, социально активного человека, уважительно и бе­режно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружаю­щего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит станов­ление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирова­ние опыта экологически и этически обоснованного поведе­ния в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществле­ние подготовки к изучению естественнонаучных и общест­воведческих дисциплин в основной школе.

В основе методики преподавания курса лежат проблемно – поисковые, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные технологии, технология опережающего, дифференцированного обучения, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения.

^ Методы обучения:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный:

рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация;
б) репродуктивный:

воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в)проблемное изложение изучаемого материала;
г)частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод.


Формы организации процесса обучения:

        • Групповая

  • Индивидуальная

  • Фронтальная

  • Экскурсии

Рабочая программа рассчитана на 68часов в год.

- практических занятий –14- экскурсий – 5


Формы контроля:

Проверочные работы –11

Учебно-тематический план.

^ 3 класс (68ч)




Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

экскурсии

практичес-кие

работы

Проверочные работы

1

*Способы познания окружающего мира с помощью простейших приборов

2










2

Планета, на которой мы живём.

12

2

3

3

3

Неживая природа

16




5

3

4

Взаимосвязь неживой и живой природы

16

1

1

2

5

Природные сообщества

16

1

2

2

6

Наша страна - Россия

6

1

3

1



Итого


68

5

14

11



Содержание тем учебного курса.


Способы познания окружающего мира с помощью

простейших приборов(2ч)


Знакомство с устройством простейших приборов, их назначением, приёмами использования: микроскоп (система увеличительных стёкол), термометр, часы, флюгер, компас и др.

Примечание. Раздел программы раскрывается в процессе изучения тем, связанных с необходимостью использования тех или иных приборов.


Планета, на которой мы живём (12ч)


Глобус – модель Земли. Экватор. Параллели и меридианы.

Географическая карта как ещё один источник получения информации об окружающем мире. Карта полушарий. Северное и Южное полушария. Западное и Восточное полушария. Физическая карта России. Условные обозначения на физической карте.

Материки и океаны (названия, расположение на карте и глобусе).

План местности. Масштаб. Стороны горизонта. Линия горизонта. Ориентирование на местности: горизонт, стороны горизонта, линия горизонта. Компас.

Общие представления об основных формах поверхности: горы, равнины, холмы, овраги. Их особенности, сходства и различие.

^ Практические работы: работа с физическими и контурными картами России, с планом местности. Крупные равнины и горы ( 3 – 5 названий), моря, реки, озёра (3 – 5 названий). Работа с компасом (знакомство и устройство), определение сторон горизонта по компасу. Сравнение карты и плана, элементарные приёмы чтения плана и карты.

Экскурсия: изучение основных форм поверхности родного края.


^ Неживая природа (16 ч)

Первоначальные представления о веществе. Примеры твёрдых, жидких, газообразных веществ.

Вода. Свойства воды в жидком состоянии (ранее изученные и новые): текучесть, не имеет формы, запаха, цвета, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается и др. Вода – растворитель. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда). Свойства воды в газообразном состоянии.

Три состояния воды. Вода в природе. Туман, облака, осадки.

Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Охрана водоёмов, бережное отношение к воде.

Воздух – смесь газообразных веществ (азот, кислород, углекислый газ и другие газы).

Свойства воздуха (ранее изученные и новые). Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло. Значение воздуха на Земле для растений, животных и человека. Охрана воздуха от загрязнений.

Движение воздуха (ветер), температура воздуха. Первые представления о погоде: облачность, ветер, осадки, температура воздуха.

Твёрдые вещества. Свойства твёрдых тел (на примере полезных ископаемых). Горные породы. Полезные ископаемые. Использование и охрана полезных ископаемых.

^ Практические работы: изучение свойств воды в жидком и твёрдом состоянии. Измерение температуры воды и воздуха с помощью термометра. Изучение свойств полезных ископаемых (известняка, мрамора, песка, глины). Расширение твёрдых тел при нагревании. Сравнение минералов по твёрдости. Изучение свойств воздуха. Доклады для первоклассников и второклассников о безопасном поведении во время гололёда. Изготовление модели термометра, компаса.


^ Взаимосвязь неживой и живой природы (16ч)

Разрушение твёрдых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха.

Почва – единство живого и неживого, её примерный состав, свойства, значение для жизни. Разнообразие живых организмов почвы: растения, грибы, животные, микроорганизмы. Почвы родного края. Разрушение почв под действием потоков воды, ветра, непродуманной хозяйственной деятельности. Охрана почв.

Экскурсия: «Почвы родного края».

Практические работы: определение примерного состава почвы.


^ Природные сообщества (16 ч)

Лес, луг, водоём, поле, болото. Взаимосвязи в сообществах. Растения и животные природных сообществ. Развитие животных (на примере появление из яйца и развития бабочки – капустницы).

Растения и животные природных сообществ родного края. Роль и значение природных сообществ в жизни человека. Влияние человека на природные сообщества.

Охрана природных сообществ родного края. Безопасное поведение человека в природе (у водоёма, в лесу, вблизи болот). Человек – защитник природы.

^ Практические работы: участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка птиц). Работа с гербариями растений природных сообществ: описание внешнего вида, условий произрастания. Уход за комнатными растениями.


^ Наша страна – Россия (6ч)


Лента времени. Города России – Золотое кольцо России. Названия городов Золотого кольца, расположение на карте, достопримечательности – памятники зодчества и живописи (межпредметные связи с уроками литературного чтения).

Санкт-Петербург. Расположение на карте. Основание Санкт-Петербурга. План – карта

Санкт-Петербурга VIII века. Достопримечательности Санкт-Петербурга (памятник Петру I – «Медный всадник». Петропавловская крепость, Летний сад, Адмиралтейство, Домик Петра, Зимний дворец, Эрмитаж)

^ Практические работы: работа с картой – города Золотого кольца России, расположение Санкт-Петербурга. Определение последовательности исторических событий (раньше, позже), соотнесение века с годами по ленте времени.

Экскурсия в краеведческий музей.


Требования к уровню подготовки

к концу третьего года обучения


Учащийся должен знать/понимать:

  • устройство и назначение термометра, фильтров, флюгера, компаса;

  • понятия «тела» и «вещества», неживые и живые тела (на уровне первичных представлений);

  • три состояния веществ в природе;

  • основные свойства воды и воздуха;

  • источники загрязнения и простейшие способы очистки воды;

  • некоторые свойства твёрдых веществ на примере твёрдых полезных ископаемых (мрамор, песок, глина);

  • полезные ископаемые родного края;

  • значение почв в жизни человека, называть мероприятия по охране почв;

  • положение России и родного края (города) на карте;

  • особенности своего родного края: поверхность, водоёмы, природные сообщества, использование и охранные меры родного края;

  • города Золотого кольца России (названия 3 – городов) и их достопримечательности;

  • достопримечательности Санкт – Петербурга.



Уметь в процессе самостоятельной работы:

  • соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков – экскурсий, предусмотренных программой;

  • пользоваться простейшими приборами (лупа, термометр, компас, часы и др.);

  • ориентироваться на местности по солнцу, местным признакам и по компасу;

  • проводить простейшие опыты при изучении свойств воды, воздуха, почвы;

  • измерять температуру воды и воздуха;

  • письменно фиксировать результаты наблюдений за погодой, другими природными явлениями;

  • узнавать в окружающем мире изученные растения и животных;

  • показывать на карте, глобусе материки, океаны, моря, горы, равнины, реки (без названий); некоторые города России (Санкт – Петербург, города Золотого кольца России, примерное положение своего города)

  • описывать историю возникновения и строительства Санкт – Петербурга;

  • делать небольшие сообщения (доклады);

  • написать письмо в детский научный клуб «Мы и окружающий мир».

Кроме этого обучающийся должен понимать вопросы по содержанию изучаемых тем, уметь использовать приобретенные знания на практике,


Учебно-методическое обеспечение


  1. Учебный комплекс для учащихся (учебник, тетрадь) Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир (Наш мир). 3 класс. Учебник, - М. : Академкнига/Учебник, 2005.; Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.Наш мир в вопросах и заданиях. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы№1 и №2. – М. : Академкнига/Учебник, 2008.

  2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.Наш мир знакомый и загадочный. 3 класс: Хрестоматия. - М. : Академкнига/Учебник, 2008.

  3. DVD-диск «Самые умные вопросы по географии» (диск 2)

  4. DVD-диск «Самые умные вопросы по истории» (диск 3)

  5. DVD-диск «Хочу все знать» (диск 4)

  6. DVD-диск «Большая русская библиографическая энциклопедия» (диск 5)

  7. Коллекции гербариев.

  8. Коллекции полезных ископаемых.

  9. Ресурсы интернета.



Литература для учителя:

  • Основная:




  1. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/Сост. Р.Г.Чуракова. – М. : Академкнига/Учебник, 2007.

  2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А Окружающий мир.3 класс: Методическое пособие. – М. : Академкнига/Учебник,2007




  • Дополнительная:

  1. Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005

  2. Модестов С. Ю. Космос: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005

  3. Модестова Т. В. Животные: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005

  4. Модестова Т. В. Птицы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006

  5. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004

  6. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005

  7. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005

  8. Шикина Л. Б. Люди и народы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006

  9. Шикина Л. Б. Страны и континенты: Справочник школьника. – СПб: Литера, 2005

10. Тикунова Л.И. Контрольные и проверочные работы. М . :Дрофа,2002

11. Зеленина Л.М. Хохлова Т.Е. Тесты. М. : Дрофа,2004




Похожие:

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира № п/п Наименование разделов и тем Всего часов в том числе на iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературное чтение № п/п № урока в теме Наименование разделов и тем Всего часов
Владимир Маяковский "Тучкины штучки", С. Козлов "Мимо белого яблока луны…", с есенин "Нивы сжаты, рощи голы…" (работа над приёмами...
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира № п/п Наименование разделов и тем Всего часов в том числе на iconКалендарно-тематическое планирование уроков математики № Тема Количество часов в том числе на: Используемые электронные ресурсы Дата

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира № п/п Наименование разделов и тем Всего часов в том числе на iconКалендарно-тематическое планирование по познанию мира. 1класс. Всего: 66 часов, 2 часа в неделю. Цели
Цели учебного предмета «Познание мира» – формирование у обучающихся системы знаний о природном и социальном окружении человека, представлений...
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира № п/п Наименование разделов и тем Всего часов в том числе на iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе на 2009-2010 учебный год Программа под ред. Г. Меркина, 68 часов. Учитель С. В. Боровлёва Раздел №
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе на 2009-2010 учебный год
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира № п/п Наименование разделов и тем Всего часов в том числе на iconТематическое планирование по русскому языку в 7 классе № Тема, раздел Количество часов
Календарно- тематическое планирование уроков по русскому языку в 7 классе по программе Ладыженской Т. А.(170 часов)
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира № п/п Наименование разделов и тем Всего часов в том числе на iconКалендарно-тематическое планирование по познанию мира. 2класс Всего 68 часов, по 2 часа в неделю. Общие цели
Общие цели учебного предмета «Познание мира» – формирование у обучающихся системы знаний о природном и социальном окружении человека,...
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира № п/п Наименование разделов и тем Всего часов в том числе на iconТематическое планирование № урока Наименование разделов и тем, содержание урока Количество часов Примечание
Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской...
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира № п/п Наименование разделов и тем Всего часов в том числе на iconКалендарно-тематическое планирование уроков истории в 11 классе
Календарно-тематическое планирование уроков истории в 11 классе составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений....
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира № п/п Наименование разделов и тем Всего часов в том числе на iconКалендарно-тематическое планирование обучение грамоте (чтение и письмо) 180 часов (9 часов в неделю) № Темы уроков чтения Стр. Кол-во
Знакомство с новым предметом. Гигиенические правила письма. Ориентация в пространстве
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира № п/п Наименование разделов и тем Всего часов в том числе на iconКалендарно-тематическое планирование уроков истории в 5 классе по учебнику «История Древнего мира» А. А. Вигасина (68 уроков) Учитель Д. И. Автухов. Пояснительная записка
Преподавание истории в в общеобразовательной школе построено по концентрическому принципу. Программа составлена на основе Всемирных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы