Протокол № Согласовано Зам директора по увр icon

Протокол № Согласовано Зам директора по увр



НазваниеПротокол № Согласовано Зам директора по увр
Дата конвертации14.12.2012
Размер205.1 Kb.
ТипПротокол
источник


Рассмотрено на заседании

МО

От «___»_________2011г.

Протокол №___________

Согласовано

Зам. директора по УВР

________Байдакова Т.В.

«__»___________2011г.

Утверждаю

Директор школы

_________Корушина Л.Ф.

«___»____________2011г.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


УРОКОВ


«Экология»


в 8 классе на 2011-2012 учебный год.


Учитель: Поломодова Ольга Андреевна

Пояснительная записка


Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с учебным планом школы, расписанием уроков, на основе региональной программы для общеобразовательных учреждений Саратовской области, 2005. Данный курс реализовывается в школе за счет регионального компонента.

Программа курса включает 2 раздела :

- Экология человека. Человек в экосистеме. Всего 17 часов (1 час в неделю) (автор программы Швец И.М.)

- Введение в ландшафтную экологию. Всего 17 часов ( 1 в неделю) (составитель программы Н.А.Чемаченко).

Учебно-методический комплект: Учебник «Экология человека» для 8 класса /М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Т.П. Лукина. М.: Вентана-Граф, 2001, «Введение в ландшафтную экологию» ЧумаченкоН.А, КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2008, рекомендованные Министерством образования Саратовской области.

Количество часов – всего 34 часа.

Плановых контрольных работ_______, зачетов________, тестов_________.


Учебная программа

Раздел 1. Экология человека. Человек в экосистеме – 17 ч.

Темы:

1. Введение -1 ч.

2.Внутривидовая дифференциация человека– 1 ч.

3. Человек и окружающая среда – 2 ч.

4. Вода и здоровье человека -2ч

5. Почва и здоровье человека – 1 ч.

6. Воздух и здоровье человека – 3 ч.

7. Биотические факторы и их влияние на человека -3 ч.

8. Человек и социальные факторы – 2ч.

9. Человек и культура– 1 ч.

10. Реакции человека на факторы окружающей среды – 1 ч.

Раздел 2. Введение в ландшафтную экологию – 17 ч.

Темы:

1. Основные понятия ландшафтной экологии – 5 ч.

2.Природно-антропогенный ландшафт – 7 ч.

3. Региональная ландшафтная экология – 5 ч.


Требования к уровню подготовки учащихся

По разделу 1:

Каждый учащийся должен знать (понимать):

  • Экологические факторы и их влияние на человека и его здоровье;

  • Влияние социальных факторов на здоровье человека;

  • Случайные и закономерные влияния экологических факторов на здоровье и работоспособность человека;

  • Значение и место взаимоотношений человека и природы в материальной и духовной культуре человека

Каждый учащийся должен уметь:

  • Различать научную и паранаучную информацию о влиянии различных экологических факторов на здоровье человека.

  • Прогнозировать возможные последствия окружающей среды на бытовом уровне;

  • Сравнивать проблемы здоровья людей разных профессий и социальных групп в зависимости от их общекультурных позиций, ценностных установок и ориентации;

  • Уметь организовывать диалог и находить компромиссы по вопросам оптимизации собственных отношений со средой.

  • Проявлять активность в пропаганде здорового образа жизни и отказе от вредных привычек.


По разделу 2:

Каждый учащийся должен знать (понимать):

  • Понятия: биосфера, ландшафт, компоненты ландшафта, природно-антропогенный ландшафт, устойчивость ландшафта, ландшафтный кадастр;

  • Многоаспектную ценность ландшафта;

  • Последствия влияния человека на ландшафт и его компоненты;

  • Характерные черты различных природно-антропогенных ландшафтов;

  • Экологические проблемы ландшафтов Саратовской области, г. Саратова, района расположения школы, дома;

  • Влияние измененного человеком ландшафта на его здоровье.

Каждый учащийся должен уметь:

  • Определять тип ландшафта;

  • Выявлять формы воздействия на него человека;

  • Давать оценку состояния ландшафта (по его элементам и в целом);

  • Формулировать предложения по его улучшению, восстановлению, охране.




№ п/п

урока

№ п/п

урока в теме

Дата проведения урока

Содержание учебного материала

Содержание учебного курса

Требования к уровню

подготовки учащихся

Корректировка

Раздел 1. Экология человека – 17 ч.

Тема 1. Введение -1 ч.






1




Введение в экологию человека

Цели и задачи курса экологии человека. Предмет и современное понимание науки экологии человека. Историческая справка о становлении науки и предмета.

^ Знать: цели и задачи курса экологии человека.

Уметь: формулировать цели и задачи курса экологии человека.




Тема 2.Внутривидовая дифференциация человека– 1 ч.






1




Внутривидовая дифференциация человека

Типы внутривидовой дифференциации. Особенности внутривидовой дифференциации человека, обусловленные био-психо-социальной природой человека. Основные направления изучения человека по Н.Ф.Реймерсу. Характеристика основных адаптивных типов человека. Антропологические типы. Хозяйственно-культурные типы. Представления Л.Н.Гумилева об этносах.

^ Знать: внутривидовую дифференциацию человека.

Уметь: характеризовать внутривидовую дифференциацию человека: по социальной направленности (нации, народности, этносы);

по биологической направленности (расы, антропологические типы, адаптивные типы).




Тема 3. Человек и окружающая среда – 2 ч.






1




Особенности восприятия человеком окружающей среды.

Показатель гармоничности взаимоотношений человека и окружающей среды- здоровье природы и человека. Резервы здоровья человека. Особенности восприятия человеком окружающей среды.

^ Знать: основные понятия: адаптационный потенциал человека, природные ритмы, ритмические изменения в организме человека.

Уметь: характеризовать взаимоотношения человека с окружающей средой






2




Абиотические факторы и здоровье человека.

Основные абиотические экологические факторы. Реакции человека на их изменения. Климат (температура, влажность, освещенность) и здоровье человека.

^ Знать: что такое, абиотические факторы и каково их влияние на здоровье человека; адаптационный потенциал человека, природные ритмы

Уметь:

- характеризовать влияние основных абиотических факторов на здоровье человека; слабые и сильные экологические связи;

- объяснять ритмические изменения в организме человека.





Тема 4. Вода и здоровье человека -2 ч.






1




Основные химические загрязнители воды и их влияние на индивидуальное здоровье

Основные химические загрязнители и их влияние на индивидуальное здоровье.

Знать: основные химические загрязнители и как они влияют на индивидуальное здоровье человека.;

Характеристику воды как экологического фактора;

Уметь: характеризовать основные химические загрязнители.












Лаб. Работа №1 «Сравнительный анализ проб воды из разных источников водоснабжения»

Вода как совокупность физических факторов, влияющих на здоровье человека.

^ Знать: о влиянии воды как экологического фактора среды.

Уметь: объяснять значение воды для здоровья человека;

Объяснять физиологические и санитарно-гигиенические потребности человека.

Уметь: определять (цвет, прозрачность, запах, наличие механических примесей и рН воды, взятой из разных источников водоснабжения: водопровода, колодца, артезианских скважин).




Тема 5. Почва и здоровье человека – 1 ч.






1




Влияние литосферы на здоровье людей

Неоднородность строения земной коры и ее проявление в медико-экологических явлениях. Влияние литосферы на здоровье людей через проявления вулканизма, радиоактивности, сейсмической активности. Антропогенные нарушения литосферы. Геопатогенные зоны. Плодородие почвы, роль почвы в круговороте веществ в природе, сохранение биогеоценозов. Влияние ландшафта на экономическую и экологическую деятельность человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на изменение ландшафта.

^ Знать: геохимические характеристики ландшафта; почвенные микроэлементы; биологически дискомфортные территории.

Уметь: характеризовать влияние литосферы на здоровье людей.




Тема 6. Воздух и здоровье человека – 3 ч.






1




Воздушные факторы, влияющие на здоровье человека.

Основные воздушные факторы, влияющие на индивидуальное здоровье. Химические воздушные загрязнители.

^ Знать: основные факторы физического и химического загрязнения воздуха.

Уметь: объяснять влияние основных воздушных факторов, влияющих на индивидуальное здоровье.






2




Лаб. Работа №2 «Измерение шумового и радиоактивного фона в школе»

Шум и здоровье человека. Вибрации, ультразвук и здоровье человека.

^ Знать: о влияние шума на здоровье человека.

Уметь: объяснять понятия, термины, сравнивать.












Радиация как экологический фактор.

Радиация как экологический фактор. Радиация и здоровье человека.

^ Знать: о влиянии радиации на здоровье человека.

Уметь: объяснять влияние на организм человека радиации.




Тема 7. Биотические факторы и их влияние на человека -3 ч.







1




Человек и растения. Лаб. Работа №3 «Приготовление лекарственного настоя фиточая», Лаб.р№4 « Определение запыленности воздуха с помощью домашних растений»

Биотические факторы и их влияние на человека. Взаимодействие с растениями. Роль и воздействие растений на жизнедеятельность человека. Значение растений в снабжении человека питательными веществами, энергией, кислородом.

Лекарственные растения. Растительность и ионизация воздуха. Растения и санитарно-гигиеническое состояние воздуха (противошумовой, противопылевой факторы и т.д.). Эстетическое, психо-физическое и санитарно-гигиеническое значение растений для человека.

^ Знать: о взаимодействии растений и человека.

Уметь: характеризовать роль и воздействие растений на жизнедеятельность человека.

Значение растений в снабжении человека питательными веществами, энергией, кислородом.

Лекарственные растения.







2




Человек и животные, человек и микроорганизмы.

Взаимодействие с животными. Роль и воздействие животных на жизнедеятельность человека. Значение животных в снабжении человека питательными веществами, энергией. Животные – хранители и переносчики инфекционных заболеваний. Ядовитые животные и их значение во взаимоотношениях с человеком. Эстетическое, психо-физическое и санитарно-гигиеническое значение животных для человека.

Взаимодействие с микроорганизмами. Человек как среда обитания микроорганизмов. Бактериально-вирусное сообщество с человеком. Трофическая, ферментативная, иммунорегулирующая роль микроорганизмов в жизнедеятельности человека. Нейтральное, симбиотическое, паразитическое взаимодействие микроорганизмов и человека.

Знать: о взаимодействии животных и человека;

о взаимодействии микроорганизмов и человека (трофическая роль, иммунорегулирующая роль, болезнетворная роль).


Уметь: правильно приготавливать травяной лекарственный настой и фиточай;

Определять запыленность воздуха.







3




Взаимодействие человека с человеком.

Взаимодействие человека с человеком. Многообразие отношений между людьми. Подражание, общение и взаимопонимание. Природа конфликтов. Совместная деятельность. Деловые и личностные отношения. Антипатии и симпатии.

^ Знать: о многообразии отношений между людьми

Уметь: характеризовать различные отношения между людьми.




Тема 8. Человек и социальные факторы – 2ч.







1




Человек и социальные факторы.

Социализация человека. Социальные роли. Эгоизм, альтруизм, коллективизм. Антиобщественные поступки.

^ Знать: социальные роли человека;

Что такое антиобщественные поступки.

Уметь: давать характеристику социальным факторам и антиобщественным поступкам человека.







2




Здоровый образ жизни. Вредные привычки.

Вредные привычки. Информационно-потребностная теория поведения человека П.К.Симонова. Здоровый образ жизни. Проблемы социального здоровья.

^ Знать: понятия вредные привычки и здоровый образ человека.

Уметь: характеризовать вредные привычки человека и к чему они приводят;

Объяснять проблемы социального здоровья.




Тема 9. Человек и культура– 1 ч.







1




Восприятие и преобразование человеком окружающего мира.

Восприятие и преобразование человеком окружающего мира. Преобразованный материальный мир как мера познания человеком природного мира. Материальная и духовная культура человека.


^ Знать: как познает и преобразует окружающей мир человек;

что такое материальная и духовная культура человека.

Уметь: различать понятия материальная и духовная культура человека.




Тема 10. Реакции человека на факторы окружающей среды – 1 ч.







1




Нормы реакции. Стресс. Биоритмы. Практ. Работа № 4

Определение индивидуальных биоритмов

Нормы реакции. Стресс. Биоритмы

^ Знать: что такое стресс, биоритмы;

о значении гипоталамуса, гипофиза в физиологических процессах человека.

Уметь: характеризовать стадии стресса; эндогенные часы.




^ Раздел 2. Введение в ландшафтную экологию – 17 ч.

Тема 1. Основные понятия ландшафтной экологии – 5 ч.







1




Биосфера и ландшафт.

Биосфера и ландшафт.

^ Знать: что такое ландшафт, ландшафтная экология, ее цели и задачи.

Биосфера, как она связана с другими оболочками Земли.

Уметь: мотивировать важность изучения ландшафтной экологии;

Выявлять связи человечества с природой.







2




Вклад отечественных ученых в развитие учения о ландшафтах.

Вклад отечественных ученых в развитие учения о ландшафтах. (В,В, Докучаева, Л.С.Берга, Н.А.Солнцева,А.Г.Исаченко, Ф.Н.Милькова идр. ).

^ Знать: кто является основоположником ландшафтной экологии, какие ученые внесли свой вклад в развитие ландшафтной экологии.

Уметь: выделять главное из текста;

выявлять связи человечества с природой.









3




Классификация ландшафтов.

Классификация ландшафтов.

^ Знать: классификацию ландшафтов.

Уметь: выявлять критерии выделения различных иерархических уровней ландшафта;

Выявлять особенности в ландшафтах различных иерархических уровней.







4




Компоненты ландшафта и их взаимосвязь.

Компоненты ландшафта Биотические, абиотические, биокосные, социально-экономические), взаимосвязи между компонентами.

^ Знать: Компоненты ландшафта и как они взаимосвязаны.

Уметь: осознавать значимость взаимосвязей компонентов в ландшафте;

анализировать состояние компонентов ландшафта и видеть последствия воздействия человека, как на отдельные компоненты, так и на ландшафт в целом;

формулировать законы американского ученого Б.Коммонеро.







5




Функции, структура и устойчивость ландшафта.

Функции ландшафта, ведущий и ведомый компоненты. Вертикальная и горизонтальная структуры ландшафта. Устойчивость ландшафта.

Знать: функциональные особенности ландшафтов, понятия ведущий и ведомый компоненты ландшафта, вертикальная и горизонтальная структуры ландшафта, устойчивость ландшафта.

Уметь: использовать полученные знания для доказательства взаимозависимости компонентов на любой территории и взаимообусловленности протекающих в ландшафте процессов.




Тема 2.Природно-антропогенный ландшафт – 7 ч.







1




Основные формы воздействия человека на ландшафт.

Загрязнение ландшафта.

Основные формы воздействия человека на ландшафт.

Загрязнение ландшафта.

Основные формы воздействия человека на ландшафт.

Загрязнение ландшафта.







2




Типы природно-антропогенных ландшафтов.

Типы природно-антропогенных ландшафтов.

Типы природно-антропогенных ландшафтов.







3




Понятие об антропогенной нагрузке и устойчивости ландшафта. Загрязнение ландшафта.

Понятие об антропогенной нагрузке и устойчивости ландшафта. Загрязнение ландшафта.

Понятие об антропогенной нагрузке и устойчивости ландшафта. Загрязнение ландшафта.







4




Урбанизированные территории.

Урбанизированные территории.

Урбанизированные территории.







5




Культурный ландшафт и его основные признаки.

Культурный ландшафт и его основные признаки.

Культурный ландшафт и его основные признаки.







6




Ландшафтный мониторинг.

Ландшафтный мониторинг.

Ландшафтный мониторинг.







7




Охрана ландшафта, охраняемые территории Саратовской области, Балаковского района.

Охрана ландшафта, охраняемые территории Саратовской области, Алгайского района.

Охрана ландшафта, охраняемые территории Саратовской области, Балаковского района.




Тема 3. Региональная ландшафтная экология – 5 ч.







1




Ландшафты Саратовской области.

Ландшафты Саратовской области.










2




Основные типы природно-антропогенных ландшафтов Саратовской области.

Основные типы природно-антропогенных ландшафтов Саратовской области.










3




Современное состояние и проблемы природопользования Саратовской области.

Современное состояние и проблемы природопользования Саратовской области (экологические проблемы крупных городов; экологические последствия промышленной, сельскохозяйственной, военной деятельности, крупных энергетических объектов и др.).










4













5




Влияние ландшафта на здоровье человека.

Влияние ландшафта на здоровье человека.







Литература


Экология. 7-8 классы: практикум по экологии животных. Практикум по экологии человека /авт.-сост. Н.А. Степанчук. – Волгоград: Учитель, 2008.

Пономарева И.Н. Экология. – М.: Вентана-Граф, 2006.

Чумаченко Н.А. Введение в ландшафтную экологию: учеб. Пособие. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2008.

Педагогический опыт: Сборник методических работ –Вып.1. Экология /Под ред.кан.биол. наук, доц. Ю.И. Буланого – Саратов, 2004.

Экспедиции в природу. Исследовательские проекты и задания. Библиотека эколога. Вып 3. Саратов: ТОО «Водолей - 94», 1995

Викторов А.С. Рисунок ландшафта. М.:Мысль,1986.

Владимиров В.В. Город и ландшафт. М.:Мысль,1986.

Вронский В.А. Прикладная экология. Ростов – на – Дону: Феникс,1996. Город-экосистема. М.:ИГРАН,1996.

Исаченко А.Г. Прикладное ландшафтоведение. Л.: 1976.

Мильков Ф.Н. Физическая география. Учение о ландшафте и географическая зональность. Воронеж: Изд-во Воронеж.ун-та, 1986.

Мильков Ф.Н. Человек и ландшафты. М., 1973.

Охрана ландшафтов. Толковый словарь. М.: 1982.

Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы: Учебн. Пособ.для вузов.СПб: Химия,1977.

Проблемы жизни в окружающей среде: Учебн. Пособ. Саратов: Изд-во Саратов.ун-та, 1995.

Алексеев С.В. Экология: Учебн. пособие для уч-ся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений разных видов. Спб.: СМИО Пресс, 1997.

Величковский Б.Т.,Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда: Учебн.пособие. М.: Новая школа, 1997.

Вронский В.А. Экология. Словарь-справочник. Ростов –на-Дону: Феникс; М.:Зевс,1997.

Камерилова Г.С.Экология города: урбоэкология: Учебн. Для 10-11 кл. шк. Естеств.-науч. профиля. М.: Просвещение,1997.

Красная книга Саратовской области. Растения, животные. Саратов: Регион.Приволж.изд-во «Детская книга»,1996.

Природопользование: Проб.учеб.для 10-11 кл. профильных шк./Н.Ф.Винокурова, Г.С.Камерилова, В.В.Николина и др. М.: Просвещение,1995.Ратанова М.П., Сиротин В.И. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды: Пособ. Для учащихся. М.: Мнемозина, 1995.

Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология. Краткий справочник школьника. 9-11 кл.М.: Дрофа,1997.

ЧуйковЮ.С., Чуйкова Л.Ю.,Сигатова М.В. Основы экологических знаний: Учебн.пособ. по экологии для 7 кл. средней школы. Астрахань,1999.

Экология. Школьный справочник. Ярославль: Академия развития, 1998.




Похожие:

Протокол № Согласовано Зам директора по увр iconОтчет о самообследовании общеобразовательного учреждения
Состав экспертной группы Орлова Р. Б., директор; Антощенкова Н. Е., зам директора по увр; Кононенко Л. В., зам директора по увр;...
Протокол № Согласовано Зам директора по увр iconПротокол №5 заседания Управляющего совета
Приглашены: Минусенко Т. В. зам директора по увр, Кучинская Т. Г. зам директора по увр
Протокол № Согласовано Зам директора по увр iconПлан работы на I четверть 2011-2012 учебного года
Кл рук., Киселева Н. А.,зам директора по увр, Пулина С. Е и о зам директора по увр
Протокол № Согласовано Зам директора по увр iconПлан работы на I четверть 2010-2011 учебного года
Кл рук.,Киселева Н. А.,зам директора по увр, Пулина С. Е и о зам директора по увр
Протокол № Согласовано Зам директора по увр iconПротокол №2 от 19 сентября 2011г. Согласовано зам директора по увр
Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2-3 классы)
Протокол № Согласовано Зам директора по увр iconПротокол № от 20 г. «Согласовано» Зам директора по увр
Про­грамма соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным...
Протокол № Согласовано Зам директора по увр iconПротокол №2 от 19 сентября 2011г. Согласовано зам директора по увр
Данная программа составлена на основе развивающей программы Махмутовой Е. Р. «Психологическое развитие младших школьников»
Протокол № Согласовано Зам директора по увр iconПлан-сетка внутришкольного контроля на I полугодие 2010-2011 учебного года
Кондратенко И. В., директор школы; Киселева Н. А., Лысая И. И., зам директора по увр; Дробот Л. И. зам директора по вр; Куличик В....
Протокол № Согласовано Зам директора по увр iconПротокол № Согласовано Зам директора по увр
Концепции географического образования, а так же с использованием авторской программы по географии 6-10 классы/Под ред Душиной И....
Протокол № Согласовано Зам директора по увр iconПротокол № от 20 г. «Согласовано» Зам директора по увр
Про­грамма соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике...
Протокол № Согласовано Зам директора по увр iconУтверждаю 2013г. Директор моу сош №289
Кондратенко И. В., директор школы; Киселева Н. А., Ожегова Н. В., Пулина С. Е., зам директора по увр; Иванова Ю. В. зам директора...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы