Задания II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в Липецкой области icon

Задания II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в Липецкой области



НазваниеЗадания II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в Липецкой области
Дата конвертации17.09.2012
Размер157.63 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /Биология/Задания 10 кл.doc
2. /Биология/Матрица 10 класс.doc
3. /Биология/Матрица 11класс.doc
4. /Биология/Матрица 7 класс.doc
5. /Биология/Матрица 8 класс.doc
6. /Биология/Матрица 9 класс.doc
7. /Биология/задания 11 кл.doc
8. /Биология/задания 7 класс.doc
9. /Биология/задания 8 кл.doc
10. /Биология/задания 9 кл.doc
11. /ответы и матрица ответов 8 класс биология.doc
12. /ответы и матрица ответов 9 кл биология.doc
13. /ответы и матрица ответов биология 10 кл.doc
Задания II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в Липецкой области
Матрица ответов 10 класс, школа код участника
Матрица ответов 11 класс, школа код участника Часть I
7 класс Матрица ответов
8 класс Матрица ответов[max 58 баллов]
Матрица ответов 9 класс, школа код участника Часть I
Задания II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в Липецкой области
Задания II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в Липецкой области
Задания II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в Липецкой области
Задания II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в Липецкой области
8 класс Ответы [max 58 баллов]
Ответы 9 класс (max 107,5б) Часть I (max 40б)
Ответы (max 130б) 10 класс Часть I (max 50б)

Задания II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады

школьников по биологии в Липецкой области.

2011-2012 учебный год

10 класс

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 50 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.


  1. При захвате насекомых насекомоядные растения получают из них:
    А) воду, которая необходима для жизненных процессов при произрастании на сухой почве;
    Б) фосфор, который необходим для синтеза белка;
    В) углеводы, так как они не могут образовываться в достаточном количестве при фотосинтезе;
    Г) азот, который необходим для синтеза белка.

  2. Основным компонентом почвенной подстилки бора-беломошника являются:

А) пармелии;

Б) уснеи;

В) сфагновые мхи;

Г) кладонии.

  1. Астероксилон относится к ископаемым:

А) риниофитам;

Б) моховидным;

В) хвощевидным;

Г) плауновидным.

  1. Женские органы размножения на гаметофите папоротника:

А) спорангии; Б) покрывала;

В) архегонии; Г) антеридии.

  1. Шишка ели является гомологом:

А) корня покрытосеменных; Б) листа покрытосеменных;

В) плода покрытосеменных; Г) побега покрытосеменных.

  1. Однодомное, ветроопыляемое растение:

А) ель европейская; Б) ива козья;

В) облепиха алтайская; Г) клён ясенелистный.

  1. Корневая система взрослого растения пшеницы формируется в процессе развития:

А) боковых корней, отходящих от главного корня;

Б) придаточных корней, отходящих от стебля;

В) боковых корней, отходящих от стебля;

Г) придаточных корней, отходящих от главного корня.

  1. У ланцетника и асцидии:

А) нет хорды;

Б) есть хорда;

В) прикреплённый образ жизни;

Г) свободное передвижение по дну.

  1. Нервная система лягушки и человека на стадии морулы представлена:

А) нервной трубкой;

Б) брюшной нервной цепочкой;

В) мозговыми пузырями;

Г) спинным мозгом.

  1. У амбистомы и головастика лягушки:

А) есть жаберная крышка;

Б) есть плавательный пузырь;

В) двухкамерное сердце;

Г) почки выделяют мочевую кислоту.

  1. У рыб и вымерших ихтиостегид :

А) есть личиночная стадия;

Б) нет личиночной стадии;

В) нет жаберной крышки;

Г) есть уростиль.

  1. Для всех паукообразных характерно развитие:

А) глазков Гессе;

Б) зелёных желез;

В) с полным превращением;

Г) с неполным превращением.

  1. Окончательным хозяином эхинококка является:

А) человек;

Б) волк или лисица;

В) большой прудовик;

Г) малый прудовик.

  1. Дефиллоботриозом человек может заразиться через не прожаренное мясо:

А) свиньи; Б) курицы;

В) козы; Г) рыбы;

  1. У гидры опорно-двигательная структура характеризуется:

А) мезоглеей и клетками эпидермы;

Б) клетками энтодермы;

В) клетками мезодермы;

Г) полным отсутствием.

  1. Мышца, разгибающая предплечье в локтевом суставе:

А) широчайшая спины;

Б) трёхглавая;

В) клювовидно-плечевая;

Г) двуглавая.

  1. Воротная вена собирает кровь от:

А) мышц диафрагмы;

Б) альвеол лёгкого;

В) парных почек;

Г) органов пищеварения.

  1. У млекопитающих животных петля Генле образована тканью:

А) соединительной;

Б) мышечной;

В) нервной;

Г) эпителиальной.

  1. Признаком отличия прокариот от эукариот является:

А) процесс деление клетки;

Б) химический состав нуклеотидов ДНК;

В) химический состав аминокислот;

Г) наличие полового процесса.

  1. Лисица обыкновенная, обитающая от лесотундры до степей, является:

А) эврибатом;

Б) стенофагом;

В) эврибионтом;

Г) стенобионтом.

  1. Процесс образование плодов у цветковых растений без оплодотворения:

А) овогенез;

Б) андрогиния;

В) партенокарпия;

Г) партеногенез;

  1. К железам внешней секреции относится:

А) слёзная;

Б) поджелудочная;

В) щитовидная;

Г) половая.

  1. Формула цветка ежевики:

А) *К5+3 Co5 A G ;

Б) *К5 Co5 A G;

В) *К(5) Co5 A(5) G;

Г) *К(5) Co(5) A G.

  1. Промежуточный зародышевый слой клеток у многоклеточных животных:

А) перидерма;

Б) эктодерма;

В) мезодерма;

Г) энтодерма.

  1. Мутация, обусловленная заменой пуринового основания на пиримидиновое:

А) трансверсия;

Б) трансдукция;

В) транслокация;

Г) рекомбинация.

  1. Размножение организмов, не сопровождающееся половым процессом:

А) анеуплоидия;

Б) аскоспория;

В) апоспория;

Г) апомиксис;

  1. Для хвойных растений аридной зоны не свойственно наличие:

А) смоляных ходов;

Б) семян;

В) сосудов;

Г) трахеид.

  1. Для исследования химического состава флоэмного сока используются ротовые органы:

А) божьей коровки;

Б) тли;

В) флёрницы;

Г) пчёлы.

  1. Род вымерших млекопитающих отряда Неполнозубые, обнаруженный Ч.Дарвином в Южной Америке во время кругосветного путешествия:

А) ошейниковый ленивец;

Б) трёхпалый ленивец;

В) мегатерий;

Г) махайрод.

  1. Названия родов бабочек, на которых изучалось явление мимикрии:

А) белянки и геликониды;

Б) белянки и голубянки;

В) геликониды и парусники;

Г) белянки и парусники.

  1. В соматических клетках здорового мужчины содержится:

А) 44 аутосомы, одна - Y хромосома;

Б) 44 аутосомы, одна -X и одна –Y хромосомы;

В) 44 аутосомы, две –Y хромосомы;

Г) 44 аутосомы, две -X и две –Y хромосомы.

  1. В соматических клетках женщины, страдающей синдромом Шерешевского-Тернера, содержится:

А) 22 аутосомы и одна Х-хромосома;

Б) 44 аутосомы и две Х-хромосомы;

В) 44 аутосомы и одна Х-хромосома;

Г) 44 аутосомы три Х-хромосомы.

  1. Примером ароморфоза может быть наличие:

А) амниона у рептилий;

Б) слёзных желёз у крокодила;

В) плавательных перепонок на лапах лягушки;

Г) наружного оплодотворения у земноводных.

  1. Особь, дающая несколько типов генетически различных половых клеток:

А) гетеротроф;

Б) гетероаллель;

В) гетерогамета;

Г) гетерозигота;

  1. Окраска живородящей ящерицы, это:

А) мимикрия;

Б) покровительственная окраска;

В) ароморфоз;

Г) подражание.

  1. Движущая форма естественного отбора не характерна для:

А) воробья домового;

Б) белянки капустной;

В) астрагала кунгурского;

Г) зайца беляка.

  1. Хорда в процессе эмбриогенеза закладывается у:

А) асцидии и ланцетника;

Б) ланцетника и губки бодяги;

В) асцидии и губки бодяги;

Г) ланцетника и медузы.

  1. Центральноамериканским интродуцентом в Европе является:

А) ирис садовый;

Б) адонис весенний;

В) георгина изменчивая;

Г) тюльпан садовый.

  1. Результатом борьбы за существование является:

А) наследственная изменчивость;

Б) ненаследственная изменчивость;

В) изменчивый отбор;

Г) естественный отбор.

  1. Стабилизирующая форма естественного отбора наиболее характерна для:

А) озёрной лягушки;

Б) гаттерии;

В) серебристой чайки;

Г) серой вороны.

  1. Не скрещиваются между собой:

А) различные виды ив;

Б) ель европейская и азиатская;

В) светлая и чёрная формы обыкновенного хомяка;

Г) клевер розовый и ползучий.

  1. Аллополиплоидом является:

А) капустно-брюквенный гибрид;

Б) цветная капуста;

В) белокочанная капуста;

Г) брюква посевная.

  1. Во время фотосинтеза процесс фосфорилирования характеризуется:

А) диссоциацией Н2О, образованием Н;

Б) присоединением остатка Н3РО4 к АДФ;

В) распадом АТФ, образованием Н3РО4 ;

Г) соединением НАДФ с молекулой Н2;

  1. Представителями стадии архантропа являются:

А) питекантропы;

Б) синантропы;

В) неандертальцы;

Г) кроманьонцы.

  1. Род гигантских вымерших непарнокопытных:

А) иностранцевия;

Б) игуанодонт;

В) индрикотерий;

Г) лабиринтодонт.

  1. Пептидные связи в молекуле белка образуются за счёт взаимодействия между группами аминокислот:

А) (-NН3) и (-СООН);

Б) (-NН4) и (-СООН);

В) (-NН2) и (-ООН);

Г) (-NН2) и (-СООН).

  1. К свойствам живой материи не относится:

А) реакции матричного синтеза;

Б) выделение СО;

В) самовоспроизведение;

Г) хранение генетического материала.

  1. При полном окислении одной молекулы С6Н12О6 образуется:

а) 42 молекулы АТФ;

б) 44 молекулы АТФ;

в) 46 молекул АТФ;

г) 38 молекул АТФ.

  1. Органы, гомологичные брюшным плавникам обыкновенной щуки:

А) бегательные конечности птицы киви;

Б) передние плавники ихтиозавра;

В) крылья грача;

Г) передние конечности головастика.

  1. Во время биосинтеза белка в эукариотических клетках экзоны передают на рибосомы информацию о строении клетки:

А) инертную;

Б) «спящую»;

В) основную;

Г) дополнительную.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из пяти возможных, но требующих предварительного множественного выбора. По 2 балла за каждое тестовое задание.

  1. В семени сосны обыкновенной содержится:

I. диплоидный зародыш;

II. гаплоидный эндосперм;

III. гаплоидный зародыш;

IV. диплоидный эндосперм;

V. триплоидный эндосперм.

А) II,III;

Б) I, II;

В)III,IV;

Г)I,V;

Д)III,V.

  1. Растения семейства Злаки имеют соцветия:

I. метёлка;

II. щиток;

III. султан;

IV. серёжка;

V. початок.

А)I,II,III;

Б)II,III,IV;

В) I, III, V;

Г)I,V;

Д)III,IV.

  1. Факторы, способствующие образованию условных рефлексов:

I. оптимальное состояние организма;

II. регистрация электроэнцефалограммы;

III. наличие α-ритма;

IV. отсутствие посторонних сигналов;

V. сочетание условного и безусловного раздражителей.

А)I,IV,V;
Б)II,IV,V;
В)I,II,V;
Г)I,II,III,IV;
Д)II,III,IV,V.

  1. Внутри хлоропласта находятся:

I. строма;

II. граны;

III. молекулы ДНК;

IV. молекулы С6Н12О6;

V. кристы.

А)II,IV;
Б)II,III,V;
В)I,III,V;
Г)I,II,IV,V’
Д) I, II, III, IV;

  1. В тонком кишечнике человека содержатся:

I. мальтоза;

II. ворсинки;

III. эрипсин;

IV. кислая среда;

V. щелочная среда.

А)I,II,IV;
Б)II,IV;
В)II,III,V;
Г)II,V;
Д)II,III.

  1. Земноводные, вымершие под воздействием антропогенного фактора (по данным МСОП):

I. сейшельская древесная лягушка;

II. европейский протей;

III. пещерный тритон Северной Америки;

IV. гигантская саламандра;

V. монгольская жаба.

А)I,III;
Б)I,II,III;
В)II,III,IV;
Г)I,II,III,IV,V;
Д)II,V;



  1. Промежуточное наследование признаков окраски цветков характерно для растений:

I. сальвиния плавающая;

II. ночная красавица;

III. львиный зев;

IV. горох посевной;

V. гроздовник ромашкроистный.

А)I,II;
Б)I,II,III;
В)II,III,IV;
Г)III,IV.
Д) II, III;

  1. Для «силовых станций клетки» характерно наличие молекул:

I. каротиноидов;

II. АДФ;

III. АМФ;

IV. ДНК;

V. РНК.

А)I,II,III;
Б)II,III,IV,V;
В)II,III;
Г)I,II,V;
Д)I,III,V.

  1. Генотипы растений гороха, выросших из морщинистых семян жёлтой окраски могут быть:

I. ааВв;

II. Аавв;

III. АаВв;

IV. ААвв;

V. АаВВ.

А)I,II,III;
Б)II,III;
В)III,IV;
Г)II,IV;
Д)III,IV,V.

  1. Гормоны, вырабатываемые различными долями гипофиза человека:

I. адреналин;

II. вазопрессин;

III. окситоцин;

IV. соматотропин;

V. инсулин.

А)I,II,III;
Б)II,III,V;
В)II,III,IV;
Г)I,IV;
Д)II,V.


Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать-20.


1. Зелёные мхи относятся к низшим растениям.

2. У некоторых цветковых растений в клеточном соке цветков и листьев содержится пигмент клеточного сока – антоциан, придающий растению красный или лиловый цвет.

3. Очень мелкие бактерии риккетсии – внутриклеточные паразиты, являются возбудителями сыпного тифа.

4. Фитофтора – вирусное заболевание картофеля, поражающее стебли, листья, плоды и клубни растения.

5. Самыми крупными головоногими моллюсками являются осьминоги, они достигают длины 12,4 – 13 метров

6. Промежуточными хозяевами, составляющими очаг сибирской язвы, являются свиньи, овцы, лошади, крупный рогатый скот.

7. Класс Животные жгутиконосцы представлен исключительно паразитическими видами, вызывающими заболевания человека и животных.

8. Нереида, пескожил и морская мышь относятся к классу Многощетинковых, типу Кольчатых червей.

9. Многоножки, представители класса Губоногие: сколопендры и костянки имеют сложные глаза.

10. Личинки насекомого обыкновенной златоглазки – хищники, они высасывают много сочных тлей, компенсируя расход воды, а свою спину покрывают шкурками убитых насекомых, уменьшая испарение воды.

11. Среди кораллобионтов есть животные, навсегда замурованные в толщу кораллов, получающие пищу только через небольшие отверстия.

12. Масса головного мозга человека вместе с оболочками к моменту рождения составляет около 1000 г.

13. Первый шейный позвонок человека и млекопитающих животных – атлант, не имеет тела.

14. Малый круг кровообращения млекопитающих и человека начинается лёгочными венами, по которым течёт артериальная кровь.

15. Криптофиты – это мелкие кустарнички и травянистые растения, слабо возвышающиеся над землёй.

16. Почва – это твёрдый субстрат наземных сообществ, образующийся в результате взаимодействия климатических факторов с подстилающей геологической породой.

17. Для высших растений – папоротников характерно наличие женского органа полового размножения – архегония с яйцеклетками.

18. Расхождение хромосом в процессе митоза происходит в метафазе.

19. Брахидактилия – укорочение пальцев руки в результате слияния первой и второй фаланг пальцев наследуется доминантным аутосомным геном.

20. В бактериальных клетках отсутствуют: ДНК и рибосомы.


Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 40б. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.


Задание 1. (max 20б) Установите соответствие между названием представителей различных классов Позвоночных и особенностями их строения. Данные занесите в таблицу. Каждый верный ответ оценивается 0,5 балла.

I. Пресмыкающиеся (прыткая ящерица) II. Птицы (сизый голубь) Особенности строения:

  1. кожа покрыта роговыми чешуями;

  2. роговые чешуи только на задних конечностях;

  3. оплодотворение внутреннее;

  4. сердце трёхкамерное;

  5. сердце четырёхкамерное;

  6. гомойотермное;

  7. пойкилотермное;

  8. веки хорошо развиты;

  9. есть наружное ухо

  10. нет наружного уха;

  11. рёбра в пояснично-грудном отделе;

  12. рёбра в грудном отделе;

  13. есть воронья кость (коракоид);

  14. нет вороньей кости;

  15. один затылочный мыщелок;

  16. два затылочных мыщелка;

  17. предплечье состоит из двух костей;

  18. кости предплечья срастаются;

  19. есть цевка;

  20. монофаг;

  21. полифаг;

  22. головной мозг имеет пять отделов;

  23. головной мозг имеет четыре отдела;

  24. кости поясницы срастаются;

  25. кости поясницы не срастаются;

  26. зубы располагаются в альвеолярных полостях;

  27. один круг кровообращения;

  28. два круга кровообращения;

  29. имеется зоб;

  30. зоба нет;

  31. яичник парный;

  32. яичник непарный;

  33. яйца имеют известковую оболочку.



Задание 2. (max 15б) Выберите приспособления, встречающиеся у цветковых растений (кустарников и кустарничков), произрастающих в пустыне и на торфяном болоте. Данные внесите в таблицу. За каждый верный ответ 0,5 балла.


I. Растения пустыни II. Растения торфяного болота.


1) высокая вязкость протоплазмы;

2) кожистые листья;

3) наличие восковой кутикулы;

4) отсутствие восковой кутикулы;

5) наличие волосков на листьях;

6) отсутствие волосков на листьях;

7) наличие эфирных масел;

8) отсутствие эфирных масел;

9) большая площадь листовой пластинки;

10) небольшая площадь листовой пластинки;

11) полное отсутствие листьев;

12) наличие колючек;

13) хорошо развит длинный стержневой корень;

14) хорошо развиты боковые и придаточные корни;

15) крупные одиночные цветки;

16) мелкие цветки;

17) большое количество устьиц;

18) небольшое количество устьиц;

19) устьица располагаются в основном на верхней стороне листа;

20) устьица располагаются в основном на нижней стороне листа

21) плоды - всегда сочные ягоды.

Задание 3.[2,5 балла] Установите, в какой последовательности (1 – 5) происходит процесс репликации ДНК.

А

раскручивание спирали молекулы

Б

воздействие ферментов на молекулу

В

отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК

Г

присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов

Д

образование двух молекул ДНК из одной



Последовательность

1

2

3

4

5

Процессы


















Задание 4.[2,5 балла] Установите соответствие между органическим соединением (А – Д) и выполняемой им функцией (1 – 5).




1. Компонент клеточной стенки грибов

2. Компонент клеточной стенки растений

3. Компонент клеточной стенки бактерий

4. Запасной полисахарид растений

5. Запасной полисахарид грибов

А. Крахмал

Б. Гликоген

В. Целлюлоза

Г. Муреин

Д. Хитин



Функции

1

2

3

4

5

Соединение



















Похожие:

Задания II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в Липецкой области iconМетодические рекомендации по проведению и задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2009-2010 учебном году
...
Задания II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в Липецкой области iconТребования к проведению муниципального этапа олимпиады по биологии в 2011-2012 учебном году
Настоящие требования к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии (далее – Олимпиада) составлены...
Задания II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в Липецкой области iconТребования к проведению II (Муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2011/2012 учебном году в Липецкой области
Муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2011/2012 учебном году в Липецкой области
Задания II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в Липецкой области iconПриказ №632 Об итогах муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013 учебном году По итогам муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников
Утвердить список победителей и призёров муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников (Приложение 2)
Задания II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в Липецкой области iconПриказ №2104 «О подготовке и проведении муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013 учебном году в Липецкой области»
Липецкой области от 29. 10. 2012 №2104 «О подготовке и проведении муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013...
Задания II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в Липецкой области iconО проведении II этапа Всероссийской олимпиады школьников 2010 2011 учебном году
«Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников» в период с 15 ноября по 15 декабря 2010 года будет проводиться муниципальный...
Задания II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в Липецкой области iconМатрица ответов на задания теоретического тура муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2009-10 уч год

Задания II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в Липецкой области icon2 Победителей школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе: Райхлина Александра, ученика 7 класса
«О проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников» состоялся школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому...
Задания II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в Липецкой области iconПротокол заседания жюри II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 7 класс Дата проведения: 29. 11. 2011 г. Максимальное количество баллов: 37,5
Протокол заседания жюри II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии – 7 класс
Задания II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в Липецкой области iconПротокол работы жюри по итогам проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии Валуйский район (город) Количество участников
Утверждение рейтинга участников школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии среди обучающихся 6 11 классов
Задания II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в Липецкой области icon7 класс [max 45 баллов]
Ответы на задания теоретического тура муниципального этапа XXVI всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2009-10 уч год
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы