Методические рекомендации для проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2011/2012 учебном году icon

Методические рекомендации для проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2011/2012 учебном году



НазваниеМетодические рекомендации для проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2011/2012 учебном году
Дата конвертации17.09.2012
Размер96.79 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник

Методические рекомендации

для проведения муниципального этапа

всероссийской олимпиады школьников по литературе

в 2011/2012 учебном году

Настоящие методические рекомендации призваны помочь предметно-методическим комиссиям в организации, проведении и подведении итогов олимпиады по литературе, содержат требования к структуре и содержанию олимпиадных заданий, примерные критерии оценивания работ участников олимпиад.

В муниципальном этапе Олимпиады принимают участие обучающиеся 7 – 11 классов образовательных учреждений – победители и призёры школьного этапа Олимпиады текущего учебного года.

Для проведения муниципального этапа Олимпиады организатором данного этапа Олимпиады создаётся Оргкомитет. Оргкомитет может состоять из представителей методической службы района, города, администрации школ, учителей предметов гуманитарного цикла.

Требования состоят из следующих разделов.

1. Форма проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе.

2. Организация муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе.

3. Материально-техническое обеспечение проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе.

4. Общая характеристика структуры заданий муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе.

5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

6. Подведение итогов муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе.

Форма проведения муниципального этапа Олимпиады – письменная творческая работа.

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе проводится в один день и состоит из одного тура. Оргкомитет данного этапа или сами участники муниципального этапа принимают решение – какой из трёх вариантов будет использован при проведении олимпиады:

1) комплексный анализ прозаического текста;

2) интерпретация поэтического произведения (или сопоставительный анализ стихотворных текстов);

3) вопросы по истории, теории литературы и культуре, а также творческое задание.

Обращаем внимание Оргкомитета муниципального этапа: участник данного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе может выбрать САМ, по своему усмотрению один из трёх вариантов.

Организационное обеспечение процедуры проведения муниципального этапа Олимпиады по литературе осуществляет Оргкомитет.

Момент вскрытия пакетов с заданиями должен быть зафиксирован Протоколом в присутствии представителей Оргкомитета муниципального этапа Олимпиады по литературе и членов Жюри. Для проведения муниципального этапа Олимпиады по литературе целесообразно определить неучебный день. Рекомендуется ознакомить учащихся со временем выполнения заданий.

^ Участники пишут творческую работу в течение 4 астрономических часа.

Для осуществления контроля над проведением муниципального этапа Олимпиады по литературе рекомендуется пригласить учителей – не специалистов в области литературного образования.

По истечении времени выполнения заданий работы школьников собираются и сдаются Жюри.

Жюри муниципального этапа, согласно Положению об Олимпиаде, оценивает выполненные олимпиадные задания; проводит анализ выполненных олимпиадных заданий; рассматривает совместно с Оргкомитетом соответствующего этапа Олимпиады апелляции.

На муниципальном этапе Олимпиады по литературе целесообразно применять систему оценивания, используемую на заключительном этапе Олимпиады по литературе.

^ Материально-техническое обеспечение проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе включает в себя следующие требования.

    • Для подготовки соответствующего этапа Олимпиады (распечатки заданий) необходима множительная техника – принтеры и копировальные аппараты – в достаточном количестве.

  • Участники Олимпиады должны быть обеспечены отдельными помещениями для работы по классам.

  • Каждый участник должен сидеть за отдельной партой.

  • Необходимы проштампованные тетради (12 или 18 листов) в клетку или в линейку в достаточном количестве (по 2 на каждого участника и необходимый резерв); ручки синего цвета – не менее 2 шт. на каждого участника.

  • Жюри должно быть обеспечено отдельным помещением для работы, компьютером с подключением к Интернету, принтером, карандашами, ручками красного и синего цвета.

  • Необходим сейф для хранения работ участников.

  • Наличие в аудитории дополнительного материала (текстов художественной литературы, словарей разных видов, учебно-методической литературы, средств мобильной связи, компьютера и т.д.) исключается. В случае нарушения этого условия учащийся удаляется с олимпиады.

Подведение итогов муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников. Победители школьного этапа допускаются к очередному муниципальному этапу Олимпиады. Список победителей и призёров муниципального этапа Олимпиады утверждается организатором муниципального этапа Олимпиады по литературе. Победители данного этапа допускаются к очередному (региональному – областному) этапу Олимпиады.

Согласно Положению об Олимпиаде, участники муниципального этапа Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями муниципального этапа Олимпиады при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных.

В случае, когда победители не определены, на муниципальном этапе Олимпиады определяются только призёры. Количество призёров муниципального этапа Олимпиады определяется, исходя из квоты, установленной организатором регионального этапа Олимпиады. Призёрами муниципального этапа Олимпиады по литературе, в пределах установленной квоты, признаются все участники этого этапа Олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителями.

В случае, когда у участника, определяемого в пределах установленной квоты в качестве призёра, оказывается количество баллов такое же, как и у следующих в итоговой таблице за ним, решение по данному участнику и всем участникам, имеющим с ним равное количество баллов, определяется следующим образом:

все участники признаются призёрами, если набранные ими баллы больше половины максимально возможных;

все участники не признаются призёрами, если набранные ими баллы не превышают половины максимально возможных.

Методическая комиссия обобщает опыт проведения данного этапа Олимпиады, представляет отчёт об итогах, составляет рейтинг работ.

Структура вариантов заданий муниципального этапа Всероссийской олимпиады соотносима с региональным и заключительным этапами Всероссийской олимпиады школьников по литературе.

^ Содержание заданий первого варианта (комплексный анализ прозаического текста) в основном должно быть ориентировано на материал русской классической литературы.

Учащимся предлагается написать отзыв или рецензию на незнакомый или малознакомый текст русского писателя XVIII – XX вв.

Выбор художественных произведений нацелен на выявление творческих способностей школьников, их самостоятельности в интерпретации и оценке литературных произведений, их умения аргументированно строить рассуждение, составлять отзыв или рецензию на неизвестное им произведение. При отборе художественных произведений ориентир сделан на имена русских классиков, то есть имелась в виду та часть художественной словесности, которая интересна и авторитетна для ряда поколений и составляет «золотой» фонд литературы.

Бесспорно, жизнь величайших творений художественной словесности исполнена исторической динамики, и содержание их в каждую эпоху может звучать по-новому, открывая бесконечные глубины смыслов и простор для читательской интерпретации. Но для решения основных задач данного тура Олимпиады при выборе художественных текстов обращались не к произведениям, входящим в школьные программы и текстуально изучаемым на уроках, а к малознакомым произведениям известных авторов или к произведениям незаслуженно забытых потомками писателей XVIII – XX вв.

^ Второй вариант заданий (интерпретация поэтического текста) также имеет целью выявление творческих способностей учащихся, их восприятия и оценки поэтического текста, определение их знаний по теории и истории литературы, общего культурного уровня и развития речи.

В этом туре участникам Олимпиады предлагается для анализа или сопоставительного анализа стихотворный текст. Обычно это одно или два стихотворения русских поэтов XVIII – XX вв. Особое внимание следует обратить не на «программные» произведения, названные в Государственном образовательном стандарте и предназначенные для текстуального изучения на уроках литературы, а на менее известные стихотворные тексты, принадлежащие русским классикам. Данное сопоставление стихотворных произведений может опираться, в том числе, на принадлежность к одному литературному направлению, к одной исторической эпохе, на тематическую близость, на сходство лирических героев, общность жанра и т.п. Возможно также сопоставления двух произведений одного автора.

Лингвостилистический анализ не должен стать самоцелью, необходимо его сопряжение с рассмотрением литературоведческих проблем. Следует избегать формализма при подходе к тексту: окончательной целью должно стать толкование художественных функций того или иного лингвостилистического явления, возникновение ассоциаций, порождение интерпретаций, выход на определённые содержательные обобщения.

^ В третьем варианте школьникам предлагаются задания, направленные на выявление их теоретико-литературных и историко-культурных знаний, а также определяющие общий культурный уровень, начитанность, знание фактов историко-литературного процесса, ориентацию в других видах искусства и некоторых социально-исторических явлениях. Важно также увидеть, как школьник владеет современной терминологией литературоведения, как сформировались в его сознании теоретико-литературные понятия.

Задания третьего варианта, как правило, должны состоять из двух блоков, имеющих вполне самостоятельное значение: историко-литературного и теоретико-литературного.

По содержанию задания многообразны – от определения авторства текстов до оценки и осмысления тропов, жанров, словесных образов и т.д.

Столь же разнообразны они и по форме. Здесь и тесты, и вопросы на индивидуальное осмысление фактов, задания «игрового» характера и задания, требующие творческого подхода.

Литература тесно взаимосвязана с другими видами искусства. Поэтому в третьем варианте олимпиады её участникам предлагаются задания, содержание которых показывает взаимодействие литературы с театром, музыкой, живописью, балетом, кино и т.д.

Ориентировочные примеры заданий всех типов можно найти в следующих изданиях.

1. Всероссийские олимпиады школьников по литературе. 9 – 11 кл. / Сост. Т.А. Калганова. – М.: Дрофа, 2002.

2. Всероссийские олимпиады школьников. Литература. Заключительный этап. 2001 – 2004 гг. 9 – 11 кл. /сост. Е.А. Зинина, Т.Н. Роговик. – М.: Дрофа, 2005.

3. Всероссийские олимпиады школьников. Литература. Московский областной этап. 2002 – 2005 гг. / Сост. Л.В. Тодоров. – М.: Дрофа, 2005.

4. Тодоров Л.В., Белоусова Е.И. Всероссийская олимпиада школьников по литературе / Науч. ред. Э.М. Никитин. – М.: АПКиППРО, 2005.

5. Тодоров Л.В., Белоусова Е.И. Всероссийская олимпиада школьников по литературе / Науч. ред. Э.М. Никитин. – М.: АПКиППРО, 2006.

6. Литература. Всероссийские олимпиады/Сост. Л.В. Тодоров, Е.И. Белоусова. – М., Просвещение, 2008.

7. Литература. Всероссийские олимпиады / Сост. Л.В. Тодоров, А.В. Федоров. – М., Просвещение, 2009.

8. http: // lit.rosolymp.ru

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Все олимпиадные задания основаны на знании учащимися материала русской литературы и выполняются письменно. Работы предварительно шифруются. Оценка выставляется в баллах. Итоговые результаты объявляются по окончании олимпиады.

Работы пишутся в прозаической форме, грамотность не оценивается, но учитывается, объём работ не регламентируется. Если участник использовал черновик, то он сдаёт его вместе с работой. Черновик может быть учтён при оценке работы в пользу участника олимпиады.

Объём работы не влияет на повышение и снижение оценки.

При оценивании олимпиадных работ школьного этапа Олимпиады методическая комиссия ориентируется на систему оценивания заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, выбирая критерии оценивания, соответствующие варианту задания.

Критерии оценивания

Первый вариант (комплексный анализ художественного текста)

При оценке работы учитываются:

– глубина постижения произведения (темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, направления, художественной идеи, образа повествователя) – до 20 баллов;

– знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его – до 10 баллов;

– умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства – до 10 баллов;

– композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность) – до 10 баллов.

^ Общая сумма баллов – 50.

Второй вариант (интерпретация поэтического текста)

При оценке работы учитываются:

– глубина и самостоятельность понимания произведения (или проблемы, предложенной в сопоставительном задании) – до 20 баллов;

– владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие) – до 10 баллов;

– восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства – до 10 баллов;

– композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность) – до 10 баллов.

^ Общая сумма баллов – 50.

Третий вариант (задания по теории, истории литературы и культуре; литературно-творческая работа)

При оценке заданий этого варианта учитываются:

– знание текстов художественных произведений – до 10 баллов;

– владение теоретико-литературными понятиями – до 5 баллов;

– историко-культурная эрудиция – до 5 баллов;

– правильность, точность и полнота ответа – до 5 баллов;

– композиционная стройность, язык и стиль изложения (логичность, ясность, речевая грамотность) – до 5 баллов;

– глубина и самостоятельность в раскрытии темы, образность языка (для литературно-творческой работы) – до 20 баллов.

Задания третьего тура могут выполняться в любой последовательности, при этом переписывать задания не нужно, достаточно указать их номер.

Оценка ставится за каждое задание.

Общая сумма баллов – 50.


К олимпиаде по литературе нужно готовиться, перечитывая тексты изученных литературных произведений, повторяя теоретико-литературные понятия в объёме, определённом обязательным минимумом содержания образования, используя при этом учебники и учебные пособия по литературе, имеющие гриф Министерства образования РФ.


Желаем успехов!




Похожие:

Методические рекомендации для проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2011/2012 учебном году iconМетодические рекомендации для проведения муниципального этапа Олимпиады по химии в 2011-2012 учебном году
Настоящие требования к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по химии (далее – Олимпиада) составлены...
Методические рекомендации для проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2011/2012 учебном году iconМетодические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по праву в 2011/2012 учебном году
Форма и порядок проведения школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по праву
Методические рекомендации для проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2011/2012 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по экономике в 2011/2012 учебном году
Форма и порядок проведения школьного (муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по экономике
Методические рекомендации для проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2011/2012 учебном году iconМетодические рекомендации по проведению и задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2009-2010 учебном году
...
Методические рекомендации для проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2011/2012 учебном году iconМетодические рекомендации к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по географии в 2011/2012 учебном году Целями муниципального этапа Олимпиады
Олимпиады; сравнительная оценка уровня преподавания географии в различных учебных заведениях по результатам, показанным представляющими...
Методические рекомендации для проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2011/2012 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по астрономии в 2011/2012 учебном году
Положения о всероссийской олимпиады школьников (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 декабря 2009 г....
Методические рекомендации для проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2011/2012 учебном году iconПротокол заседания жюри II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников Энгельсского района по литературе в 2011 -2012 учебном году (11 класс) Максимальный балл 50
Всероссийской олимпиады школьников Энгельсского района по литературе в 2011 -2012 учебном году
Методические рекомендации для проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2011/2012 учебном году iconПротокол заседания жюри II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников Энгельсского района по литературе в 2011 -2012 учебном году (9 класс) Максимальный балл 50
Всероссийской олимпиады школьников Энгельсского района по литературе в 2011 -2012 учебном году
Методические рекомендации для проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2011/2012 учебном году iconПротокол заседания жюри II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников Энгельсского района по литературе в 2011 -2012 учебном году (8 класс) Максимальный балл 50
Всероссийской олимпиады школьников Энгельсского района по литературе в 2011 -2012 учебном году
Методические рекомендации для проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2011/2012 учебном году iconПротокол заседания жюри II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников Энгельсского района по литературе в 2011 -2012 учебном году (10 класс) Максимальный балл 50
Всероссийской олимпиады школьников Энгельсского района по литературе в 2011 -2012 учебном году
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы