Методические рекомендации по проведению II (муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в 2011-2012гг icon

Методические рекомендации по проведению II (муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в 2011-2012гг



НазваниеМетодические рекомендации по проведению II (муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в 2011-2012гг
Дата конвертации17.09.2012
Размер136.78 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ II (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ в 2011-2012гг.

Настоящие рекомендации написаны в соответствии:

- с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.10.2007 № 285 «Об утверждении порядка проведения олимпиад школьников» (приложение «Порядок проведения олимпиад школьников»);

- с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.10.2007 № 286 «Об утверждении положения о Всероссийской олимпиаде школьников» (приложение «Положения о Всероссийской олимпиаде школьников»);

- с приказом Управления образования и науки Липецкой области от 01.10.2009 № 1037 «Об утверждении Положения о проведении школьного, муниципального и регионального этапов всероссийской олимпиады школьников в Липецкой области» (приложение «Положение о проведении школьного, муниципального и регионального этапов всероссийской олимпиады школьников в Липецкой области»)

- с «Методическими рекомендациями по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в 2011/2012 учебном году», Москва, 2011, автор Захаров В.В., председатель центральной предметно-методической комиссии по немецкому языку.

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по немецкому языку проводится с использованием единого комплекта заданий для всех групп участников. Этот комплект включает все виды заданий Всероссийской олимпиады школьников. Олимпиада проводится в 1 или 2 дня (2 тура) в очной форме. В первый день – письменный тур, во второй день – устный тур. Участники олимпиады допускаются до всех предусмотренных программой туров. Промежуточные результаты не могут служить основанием для отстранения от участия в олимпиаде.

Рекомендуемая последовательность проведения письменной части каждого этапа – чтение (60 мин.), перерыв (5 мин.), лексико-грамматический тест (30 мин.), аудирование (до 20 мин.), затем – перерыв на обед, в течение которого члены жюри ведут проверку выполненных заданий, а также обсуждают порядок проведения второй части письменного тура. После обеда – письмо (60 мин.), перерыв (10 мин.) и страноведческая викторина (30 мин.). Наиболее удобно для проведения письменной части организовать работу жюри так, чтобы часть жюри занималась только проверкой каждого задания сразу же после его завершения и сдачи соответствующих бланков.

Процедура проведения письменного тура:

  • Участникам раздаются тексты заданий и лист ответов. В тексте заданий указано время выполнения заданий и даны все инструкции по выполнению заданий на немецком языке. Тексты заданий можно использовать в качестве черновика. Однако проверке подлежат только ответы, перенесенные в лист ответов. Сами тексты заданий сдаются вместе с листами ответов после окончания выполнения задания, но не проверяются.

  • Члены жюри, находящиеся в аудитории, должны зафиксировать время начала и окончания задания на доске (например, 10.10- 11.25.) За 15 и за 5 минут до окончания выполнения каждого задания старший член жюри в аудитории должен напомнить об оставшемся времени и предупредить о необходимости тщательной проверки работы. Члены жюри в аудитории должны строго следить за тем, чтобы все работы были сданы, на листах ответов не должна быть указана фамилия участника и не должно быть никаких условных пометок.

  • Для проведения письменного тура не требуется специальных технических средств, за исключением задания по аудированию. Помимо необходимого количества комплектов заданий и листов ответов, в аудитории должны быть запасные ручки, запасные комплекты заданий и запасные листы ответов.

Задание по чтению включает три части. В первой части предлагается оригинальный текст о проблемах школьников в немецкоязычных странах и 12 вопросов, предполагающих поиск соответствия или несоответствия какого-либо высказывания фразе в тексте, а также установление того, упоминается ли в тексте данная информация вообще. Вторая часть предлагает найти подходящее продолжение для восьми предложений, составляющих в совокупности связный текст, также как правило, посвященный жизни школьников в странах немецкого языка. На основе этого текста в третьей части следует определить, какое из двух высказываний соответствует содержанию текста. Тем самым, в разделе ЧТЕНИЕ осуществляется проверка того, в какой степени участники олимпиады владеют рецептивными умениями и навыками содержательного анализа письменных текстов различных типов, тематика которых связана с повседневной общественной и личной жизнью молодежи Германии. Проверке подвергаются умения вычленить из текста основные компоненты его содержания, установить идентичность или различие между смыслом двух письменных высказываний, имеющих разную структуру и лексический состав, а также восстановить содержательную логику текста и исключить предложенные в задании избыточные или ошибочные варианты.

В лексико-грамматическом задании предлагается заполнить 20 пропусков в оригинальном тексте.

В задании на аудирование необходимо при двукратном предъявлении аудиотекста ответить на 15 вопросов, связанных с множественным выбором. Для проведения этого задания необходимо оборудовать каждую аудиторию качественным аудиомагнитофоном, музыкальным центром или компьютером с качественными динамиками. Обязательно следует проверить накануне тура качество воспроизведения записи в каждой аудитории.

Особенности проведения задания по аудированию:

      • Перед прослушиванием первого отрывка член жюри включает пленку и дает возможность участникам прослушать самое начало пленки с текстом инструкций. Затем пленка выключается, и член жюри обращается к аудитории с вопросом, хорошо ли всем слышно пленку. Если в аудитории кто-то из участников плохо слышит пленку, регулируется громкость звучания и устраняются все технические неполадки, влияющие на качество звучания пленки. После устранения неполадок пленка перематывается на самое начало и еще раз прослушивается вводная часть с инструкциями. После инструкций пленка не останавливается и прослушивается до самого конца.

      • Участники могут ознакомиться с вопросами до прослушивания отрывков.

      • Вся процедура аудирования записана на диск (или пленку): задания, предусмотренные паузы, звучащий текст. Транскрипция звучащих отрывков прилагается и находится у члена жюри в аудитории, где проводится аудирование. Транскрипция не входит в комплект раздаточных материалов для участников и не может быть выдана участникам во время проведения конкурса. Член жюри включает запись и выключает ее, услышав последнюю фразу транскрипции.

      • Во время аудирования участники не могут задавать вопросы членам жюри или выходить из аудитории, так как шум может нарушить процедуру проведения конкурса.

      • Время проведения конкурса ограничено временем звучания пленки.

^ Лингвострановедческая викторина предусматривает выбор одного из нескольких вариантов ответов на 20 вопросов.

В письменном сочинении участникам олимпиады предлагаются творческие задания (придумать свою историю с учетом предлагаемых условий), ориентированные на проверку практики письменной речи, уровня речевой культуры, умения аргументировать свою точку зрения по предложенной тематике.


Схема оценки выполнения письменных заданий

Баллы

Коммуникативные задачи

Языковые средства


18-20

Полная реализация коммуникативных задач

Связный текст, адекватное применение лексико-грамматических средств, их широкий диапазон. Языковые ошибки не существенны. Корректное применение формул письменной речи.

16-17

Достаточно связный, естественный текст, восприятие которого может быть затруднено некорректным применением (или отсутствием) связующих элементов. Применяются сложные синтаксические конструкции, но их виды не отличаются разнообразием.

11-15

Реализованы практически все коммуникативные задачи, но реализация их предельно упрощена.

В текстах есть грубые грамматические или лексические ошибки, искажающие смысл предложений, но их количество не велико (не более 3). Структурный и лексический диапазоны заметно ограничены, связность текста нарушена, есть некоторые нарушения, связанные с нормами оформления письменной речи.

8-10

Коммуникативные задачи в целом реализованы, поскольку понятен общий смысл текста.

Недостаточно корректный контроль структурой предложений, большое количество грубых лексико-грамматических ошибок. Восприятие текста затруднено.

5-7

Отмечаются, частично успешные, попытки реализации коммуникативных задач, но понимание текста затруднено многочисленными грубыми ошибками.

Текст трудно воспринимается из-за частых лексико-грамматических ошибок, упрощенной конструкции предложений, не соблюдения правил пунктуации, ведущей к несогласованности текста.

1-4

Несоответствие содержание поставленным задачам

Текст практически «не читаем», набор отдельных фраз и предложений с большим количеством ошибок.


1 - 2 балла могут быть сняты за

  • орфографические ошибки в словах активного вокабуляра или в простых словах

  • небрежное оформление рукописи.

При проверке письменных заданий каждый член жюри получает свой номер. Проверка каждого письменного задания осуществляется любыми двумя членами жюри (по случайной выборке). При проверке ошибки не исправляются, ошибочные или спорные места только подчеркиваются. Оценка выставляется на отдельном листке, где указывается номер члена жюри, идентификационный номер участника олимпиады и оценка. Председатель жюри сверяет поставленные двумя членами жюри оценки, выставляет среднее арифметическое на самой работе. Если расхождение в оценках составит более 3 баллов, то работа проверяется третьим членом жюри.

К 16.00 письменный тур, как правило, завершается, продолжается проверка выполненных заданий членами жюри. Крайне желательно, чтобы один из членов жюри фиксировал результаты в компьютере для ускорения объявления результатов и подсчета баллов по всему этапу.

Следующий день посвящен устному туру. Для его проведения следует предоставить одну или несколько аудиторий (в зависимости от количества участников), оборудованные аудио- или видеомагнитофоном для записи выступлений участников тура.

^ Формат задания: Устные презентации в группах по 3 - 4 человека по определенной теме.

Процедура: Участники разбиваются на группы по три или четыре человека. Уровень владения иностранным языком у членов группы должен быть примерно одинаковым. Группы формируются организаторами олимпиады по итогам письменного тура. Желательно, чтобы участники принадлежали к разным полам. Каждой группе присуждается номер.

Группа располагает 60 мин. для подготовки ток-шоу по предложенной теме. Группы могут готовиться в одном большом помещении, в котором они не мешают друг другу. Во время подготовки презентации в помещении находится учитель немецкого языка, который наблюдает за процессом подготовки. Важно, чтобы это не был учитель одного из присутствующих участников. Учителя распределяются по помещениям организаторами олимпиады.

Участникам объясняется задание (это может быть информационный листок, вывешенный накануне устного тура) и указывается на следующие важные моменты:

- презентация ток-шоу длится не более 10 - 12 мин.

- члены группы могут выступать в предлагаемых в задании ролях или подобрать для себя другие роли; роль модератора нельзя заменить на другую

- решение о распределении ролей принимается всеми участниками группы

- все члены группы должны высказаться приблизительно в равном объеме

- оценивается как индивидуальный, так и групповой результат.

Участникам объясняются критерии оценки устного задания.

По истечении времени на подготовку презентаций, проходит жеребьевка очередности выступлений групп. В жеребьевке участвует один представитель от группы. Далее группы по очереди предстают перед жюри. Во время ожидания своей очереди участникам не разрешено продолжать обсуждать презентацию.

Оценка: Жюри (в каждом помещении, если их несколько) включает не менее 3 человек. Каждый член жюри оценивает каждого участника и группу в целом. Итоговые баллы выставляются по согласованию между членами жюри. Каждый участник получает баллы, состоящие из оценки результатов всей группы (эту одинаковую оценку получают все члены группы) и оценки его личных результатов. Каждое выступление фиксируется на аудио- или видеоаппаратуре.

^ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ УСТНОГО ЗАДАНИЯ

Максимальное количество баллов - 25

Оценка результата группы (всего 10 баллов)

Баллы

Содержание презентации

5

Коммуникативная задача полностью выполнена. Тема раскрыта. Смысл презентации ясен, содержание интересно, оригинально.

4

Коммуникативная задача полностью выполнена. Тема раскрыта. Смысл выступления вполне понятен, однако содержание отчасти скучно и ординарно.

3

Коммуникативная задача выполнена не полностью. Тема раскрыта в ограниченном объеме. Содержание презентации не претендует на оригинальность.

2

Коммуникативная задача выполнена частично, тема раскрыта очень узко, содержание презентации банально.

1

Коммуникативная задача выполнена частично. Смысл презентации узнаваем, но тема практически не раскрыта. Содержание неинтересно.

0

Коммуникативная задача не выполнена. Смысл презентации неясен, содержание отсутствует, тема не раскрыта.

Баллы

Работа в команде / взаимодействие участников

5

Распределение ролей соответствует содержанию и форме презентации. Участники слажено взаимодействуют друг с другом и высказываются в равном объеме.

4

Распределение ролей соответствует содержанию и форме презентации. Участники в основном взаимодействуют друг с другом, однако равный объем высказывания не всегда соблюдается.

3

Распределение ролей соответствует содержанию и форме презентации. Взаимодействие участников ограничивается в основном соблюдением очередности высказывания.

2

Все члены группы высказываются, но распределение ролей не оптимально. Взаимодействуют не все участники группы.

1

Высказываются лишь некоторые участники, смена высказываний не продумана.

0

Некоторые участники высказываются, но взаимодействие отсутствует.


Оценка индивидуальных результатов участника (всего 15 баллов)

Баллы

Убедительность, наглядность изложения

3

Высказывания аргументированы, аргументация сильная, сопряжена с высказываниями других членов группы.

2

Аргументация в целом убедительна и логична.

1

Излагает свою позицию неубедительно, не аргументируя.

0

Не излагает своей позиции, не аргументирует высказываний.




Выразительность, артистизм

3

Демонстрирует артистизм, сценическую убедительность, органичность жестов, пластики и речи, выразительность.

2

Присутствуют отдельные проявления выразительности, однако жесты и пластика не всегда естественны и оправданы.

1

Предпринимает отдельные попытки выразить эмоции, в том числе с помощью жестов и пластики.

0

Не демонстрирует сопричастности происходящему, пластика и жестикуляция отсутствуют.




Лексическое оформление речи

3

Владеет широким вокабуляром, достаточным для решения поставленной задачи, использует его в соответствии с правилами лексической сочетаемости.

2

Демонстрирует достаточный словарный запас, однако в некоторых случаях испытывает трудности в подборе и правильном использовании лексических единиц.

1

Вокабуляр ограничен, в связи с чем задача выполняется лишь частично.

0

Словарный запас недостаточен для выполнения поставленной задачи.




Грамматическое оформление речи

3

Демонстрирует владение разнообразными грамматическими структурами, грамматические ошибки немногочисленны и не препятствуют решению задачи.

2

Грамматические структуры используются адекватно, допущенные ошибки не оказывают сильного негативного воздействия на решение задачи.

1

Многочисленные грамматические ошибки частично затрудняют решение задачи.

0

Неправильное использование грамматических структур делает невозможным выполнение поставленной задачи.




Произношение

3

Соблюдает правильный интонационный рисунок, не допускает грубых фонематических ошибок, произношение соответствует языковой норме.

2

Фонетическое оформление речи в целом адекватно ситуации общения, иногда допускаются фонематические ошибки и неточности в интонационном рисунке.

1

Иногда допускает грубые фонематические ошибки, в интонации и произношении слишком явно проявляется влияние родного языка.

0

Неправильное произнесение многих звуков и неадекватный интонационный рисунок препятствуют полноценному общению.


Образцы заданий и полную версию методических рекомендаций см. на сайте МОиН РФ «Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в 2011/2012 учебном году», автор В.В. Захаров


После окончания устного тура проводится разбор заданий, а затем рассматриваются апелляции (см. подробнее в приложении «Методические рекомендации О.А. Радченко»).

После завершения устного задания и процедуры разбора апелляций жюри собирается в совещательной комнате и подводит окончательные итоги всего этапа. Помимо основной задачи, члены жюри могут дополнительно определить кандидатуры победителей в различных номинациях. По опыту прошлых олимпиад награду за какую-либо номинацию должны получить все без исключения участники. Для этого можно предложить следующие номинации:

  1. За лучшую письменную работу

  2. За оригинальность раскрытия темы в письменной работе

  3. За отличные результаты в аудировании

  4. За богатый словарный запас

  5. За знание истории и культуры стран изучаемого языка

  6. За умение работать с текстом

  7. За отличное знание грамматики немецкого языка

  8. За образность речи

  9. Лучший партнер в диалоге и т.п.

После определения победителей (во второй половине дня) члены жюри проводят торжественную церемонию награждения победителей. Эта церемония должна стать настоящим праздником с концертом, музыкой, чествованием участников. Результаты этапа оформляются в виде официального протокола, подписываются членами жюри и передаются в вышестоящий оргкомитет.

По проведению муниципального этапа олимпиады предоставляется рейтинговая таблица и пишется аналитическая справка, которая включает количественный анализ (число участников общее/по ступеням/классам, их соотношение, из них получившие наивысшее/наименьшее количество баллов, прошедшие 50% барьер, количество победителей, призеров и др.) и качественный анализ по выполнению олимпиадных заданий (% выполнения каждого задания, анализ ошибок, соответствия олимпиадных заданий уровню подготовки участников олимпиады, предложения и др.).




Похожие:

Методические рекомендации по проведению II (муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в 2011-2012гг iconМетодические рекомендации к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в 2011/2012 учебном году Оренбург 2011 бланки ответов id#

Методические рекомендации по проведению II (муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в 2011-2012гг iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2009/2010 учебном году
Методические рекомендации центральной предметно-методической комиссии Олимпиады по проведению школьного этапа олимпиады 11
Методические рекомендации по проведению II (муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в 2011-2012гг iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2009/2010 учебном году
Методические рекомендации центральной предметно-методической комиссии Олимпиады по проведению школьного этапа олимпиады 11
Методические рекомендации по проведению II (муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в 2011-2012гг iconМетодические рекомендации по проведению и задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2009-2010 учебном году
...
Методические рекомендации по проведению II (муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в 2011-2012гг iconМетодические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2011/2012 учебном году
Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников...
Методические рекомендации по проведению II (муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в 2011-2012гг iconМетодические рекомендации для проведения муниципального этапа Олимпиады по химии в 2011-2012 учебном году
Настоящие требования к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по химии (далее – Олимпиада) составлены...
Методические рекомендации по проведению II (муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в 2011-2012гг iconМетодические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по праву в 2011/2012 учебном году
Форма и порядок проведения школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по праву
Методические рекомендации по проведению II (муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в 2011-2012гг iconПротокол заседания жюри II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку 7 класс Дата проведения: 30. 11. 2011 г., 06. 12. 2011 г. Максимальное количество баллов: 121
Протокол заседания жюри II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку – 7 класс
Методические рекомендации по проведению II (муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в 2011-2012гг iconМетодические рекомендации к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по географии в 2011/2012 учебном году Целями муниципального этапа Олимпиады
Олимпиады; сравнительная оценка уровня преподавания географии в различных учебных заведениях по результатам, показанным представляющими...
Методические рекомендации по проведению II (муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в 2011-2012гг iconМетодические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по астрономии в 2011/2012 учебном году
Положения о всероссийской олимпиады школьников (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 декабря 2009 г....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы