Методические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии 2011/2012 учебного года icon

Методические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии 2011/2012 учебного года



НазваниеМетодические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии 2011/2012 учебного года
Дата конвертации17.09.2012
Размер182.91 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии 2011/2012 учебного года


1. Общие положения

    1. Методические рекомендации по разработке требований к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии (далее – Олимпиада) 2011/2012 учебного года составлены на основе Положения о всероссийской олимпиаде школьников, утвержденного приказом Минобрнауки России от 02.12.2009 №695.

    2. Основными целями и задачами на муниципальном этапе Олимпиады являются выявление наиболее грамотных и способных обучающихся в области экологии для последующей их подготовки и направления на региональный и заключительный этапы Олимпиады, а также популяризация экологических знаний, развитие экологической культуры юных граждан, становление экологического мировоззрения школьников; создание условий для самореализации школьников в сфере экологии; мотивации подрастающего поколения к будущей экологоориентированной профессиональной деятельности; поддержка экологического образования в регионах России.

    3. Для проведения муниципального этапа Олимпиады создаются оргкомитет и жюри.

1.4. Деятельность по проведению муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников 2011/2012 учебного года (далее – Требования) включает подготовку и проведение Олимпиады.


  1. Форма и порядок проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии

Организация-устроитель: педагогический коллектив научно-методического центра управления образования (института повышения квалификации учителей), биологического факультета ВУЗа, эколого-биологического центра (ЭБЦ), станции юннатов (СЮН), школы, колледжа, лицея.

Место проведения: школа, колледж, лицей, расположенный в районном центре биологический факультет ВУЗа, эколого-биологический центр, станция юных натуралистов,

Оргкомитет: представители отдела управления образованием, специалисты организации-устроителя.

Жюри: преподаватели вузов, сотрудники ЭБЦ, СЮН, учителя экологии и биологии, методисты-экологи.

Участники: учащиеся, 9-х, 10-х и 11-х классов школ района (города), победители школьных Олимпиад.

Время проведения: ноябрь.

Число туров: два (теоретический и конкурс экологических рефератов (предпроектный)).

Продолжительность: теоретический 2,5 часа; конкурс рефератов 10 мин. на одного учащегося.

Организаторы должны разработать план Олимпиады так, чтобы все конкурсные и внеконкурсные мероприятия могли пройти в течение одного дня. На муниципальном этапе учащихся доставляют к месту проведения Олимпиады с таким расчетом, чтобы до его начала они сдали в гардероб сумки, пакеты и верхнюю одежду, пришли в аудитории и прослушали инструктаж о правилах выполнения заданий. У входа в здание общеобразовательного учреждения учащихся встречают дежурные по аудиториям, которые провожают их в гардероб, а затем распределяют на группы по возрастам и сопровождают в аудитории. На дверях аудиторий прикреплены таблички с указанием возрастной группы: «9 кл.», «10 кл.» или «11 кл.». В аудиториях учащихся распределяют по одному за столом.

Перед выполнением конкурсного задания члены жюри рассказывают учащимся о правилах работы, напоминают о недопустимости исправлений, подчисток или использования корректирующих белил и о необходимости заполнения бланков ответов ручкой только синего цвета. Затем дежурные по аудиториям раздают бланки ответов и раздают брошюры с заданиями. После всех указанных процедур учащиеся приступают к выполнению заданий, а дежурные отмечают время начала тура.

В ходе работы над заданиями у учащихся возникают различные вопросы, на которые имеют право отвечать только члены жюри. Они регулярно совершают обход аудиторий, в которых учащиеся выполняют задания, и отвечают на вопросы. За полчаса до истечения времени, отведенного для выполнения заданий, дежурный предупреждает учащихся. Учащиеся, выполнившие задания раньше намеченного срока, сдают дежурному бланки ответов и брошюры с заданиями и покидают аудиторию. Они проходят в фойе здания для встречи с сопровождающим педагогом. Дежурные по аудиториям передают бланки ответов и брошюры секретарю, который их пересчитывает и готовит для передачи жюри.


^ 3. Материально-техническое обеспечение проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии

3.1. Проведение Олимпиады включает решение ряда организационных и материально-технических задач, связанных:

с подготовкой аудиторного фонда;

с укомплектованием специалистами жюри кабинетов Олимпиады и организацией их работы так, чтобы сразу после выполнения судейской работы они оперативно обрабатывали и представляли сведенные в ведомость результаты в оргкомитет Олимпиады;

с организацией оперативной обработки результатов и оперативным оформлением удостоверяющих документов - дипломов и грамот. Для организации этой работы оргкомитет должен иметь точные сведения о каждом участнике. Получение этой информации достигается проведением регистрации участников;

с организацией работы с педагогами, сопровождающими учащихся на Олимпиаду от школ. Это могут быть лекции, семинары или круглые столы.

3.2. Соревнования теоретического тура специальных аудиторий не требуют. Для соревнования второго тура – конкурса экологических рефератов, который проводится на муниципальном этапе желательно использовать аудитории, оснащенные оборудованием для показа презентаций (компьютер, проектор, экран).

3.3. Для проведения муниципального этапов Олимпиады жюри и оргкомитет Олимпиады должны быть обеспечены:

- канцтоварами (бумагой, ручками, карандашами и т.д.);

- компьютером, принтером, множительной техникой (ксероксом).


^ 4. Общая характеристика структуры заданий муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии

    1. Основу теоретического тура муниципального этапа Олимпиады составляют тестовые задачи, которые требуют от конкурсантов, как воспроизведения теоретических знаний, так и умения проводить сравнительный анализ содержания вариантов ответов и его письменного изложения с обоснованием выбранного ответа. Выполнение заданий такого формата потребует от учащихся не только знаний понятийного аппарата экологии, но и умения оперировать («распоряжаться») собственными знаниями, анализировать содержание и объём понятий, находить общее и различное, внятно и аргументировано излагать свою позицию на бумаге, обращаясь к экологической фактологии.

    2. На муниципальном этапе Олимпиада проводится в два тура – теоретическом и конкурсе рефератов по экологии, на основе которых учащиеся в дальнейшем разрабатывают свои экологические проекты.

    3. Конкурс экологических рефератов как основа проектного тура регионального и заключительного этапов всероссийской олимпиады школьников по экологии, нацелена на выявление исследовательской компетентности конкурсантов, важнейшим аспектом которой является умение моделировать содержание экологического исследования, формулируя его тему, определяя его цели и задачи, намечая гипотезу, обоснованно формируя инструментарий исследования, планируя экологические проекты по разрешению локальных экологических проблем.

    4. На муниципальном этапе Олимпиады рекомендуется делать акцент на тестовые задачи закрытого типа, выполнение которых заключается в выборе одного правильного и наиболее полного ответа из четырёх предложенных. Тестовые задачи закрытого типа могут составлять не менее 80%, а 20% - тестовые задачи закрытого типа, решение которых предполагает письменное обоснование правильного ответа. Обоснование составляет основную и самую важную часть задания. Существует и более сложный вариант тестовой задачи с обоснованием всех вариантов ответа. В таком случае, для получения максимально возможного балла за выполнение задания учащийся должен с опорой на знания и опыт аргументировано обосновать не только выбор правильного ответа, но и свой отказ от выбора других, ошибочных ответов, указав на неточности, ошибки, противоречия или неполноту. По сравнению с простым выбором правильного ответа в тестовых задачах закрытого типа такое задание является значительно более трудным не только для выполнения конкурсантами, но и для проверки жюри.

    5. Вторым по порядку проведения муниципального этапа Олимпиады является реферативный тур, цель которого – определение готовности учащихся к самостоятельному планированию экологического исследования, которое отражает исследовательскую компетентность учащихся. На этом туре оценивается умение учащихся применить экологические знания на практике – при планировании исследования, основу которого составляет разработка научного аппарата, включающего тему, цель, задачи, гипотезу, и моделирование возможных результатов изучения экологических объектов, которые задаются в предлагаемых учащимся ситуациях.

Суть реферативного тура состоит в публичном представлении в форме сообщения подготовленного заранее реферата, который должен включать: описание конкретной ситуации, содержащей актуальную экологическую проблему; анализ экологической проблемы; конкретные и обоснованные рекомендации по её решению; источники информации, использованные при работе над рефератом. Работая над рефератом, учащиеся разрабатывают (моделируют) научный аппарат исследования, которое могло бы, по мнению конкурсантов, стать источником информации, недостающей для решения представляемой в реферате проблемы.


^ 5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

5.1. Тестовые задания, составляющие основу школьного этапа и первого тура муниципального этапа Олимпиады, являются простыми тестами типа «1 из 4» (т.е. выбор одного правильного ответа из четырех возможных). Правильный ответ оценивается в один балл, неправильный - ноль баллов.

5.2. Задания с обоснованием ответа могут включать задачи как с обоснованием одного (правильного) ответа, так и с обоснованием всех (как правильного, так и трех вариантов неправильных) ответов.


^ Шкала для проверки конкурсных тестовых задач по экологии

с обоснованием ответа

^ Варианты ответа

Показатель

Балл




Выбран неправильный ответ

0

Выбран правильный ответ

2

а, б, в, г

Отсутствует обоснование ответа или сформулировано ошибочное обоснование.

0

Частичное (неполное) обоснование ответа (без использования экологических законов, правил, закономерностей, не рассматривается содержание приведённых в ответе понятий, отсутствует логика в рассуждениях; при этом ошибок, указывающих на серьёзные пробелы в знании экологии, нет).

1

Полное обоснование ответа (с использованием экологических законов, правил, закономерностей, рассматривается содержание приведённых в ответе понятий; обоснование логично)

2


5.3. Оценивание тура экологических рефератов проводится по более упрощенной традиционной схеме оценивания экологических проектов последующих (регионального и заключительного этапов) в зависимости от степени подготовленности реферата.


^ Шкала для оценки модели исследования



КРИТЕРИИ

ШКАЛА

показатели

баллы

1

ТЕМА: соответствие темы исследования содержанию экологической ситуации и объекта

тема полностью соответствует ситуации

2

тема соответствует ситуации частично

1

тема не соответствует ситуации

0

2

ЦЕЛЬ: соответствие цели исследования его теме

цель полностью соответствует теме

2

цель частично соответствует теме

1

цель полностью не соответствует теме

0

3

ОБЪЕКТ: правильность описания объекта исследования и изучаемого свойства

полностью правильное описание объекта

2

частично правильное описание объекта

1

полностью неправильное описание объекта

0

4

АКТУАЛЬНОСТЬ: убедительность раскрытия значимости исследования на данную тему

значимость показана убедительно

2

значимость вызывает сомнения

1

значимость исследования не показана

0

5

ЗАДАЧИ: соответствие поставленных задач цели исследования

все задачи полностью соответствует цели

2

только часть задач соответствует цели

1

все задачи не соответствуют цели

0

6

ГИПОТЕЗА: её целесообразность – раскрытие характера предполагаемой связи между объектом и фактором

гипотеза раскрывает все аспекты связи

2

гипотеза раскрывает часть аспектов связи

1

гипотеза не раскрывает ни одного аспекта

0

7

МЕТОДИКА: пригодность методики для получения требуемых данных о свойстве объекта

методика полностью отвечает цели

2

методика отвечает цели лишь частично

1

методика не обеспечивает достижение цели

0

8

ОБОРУДОВАНИЕ: соответствие: оборудования и материалов методике изучения объекта

оборудование обеспечивает полностью

2

оборудование обеспечивает частично

1

оборудование не обеспечивает методику

0

9

^ СХЕМА ОПЫТА: соответствие логики опыта цели и методике; полнота представления этапов

логика опыта полностью отвечает цели

2

логика опыта отвечает цели частично

1

логика опыта полностью не отвечает цели

0

11

^ НАГЛЯДНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: наглядность представления опытных результатов

все результаты представлены наглядно

2

наглядно представлена часть результатов

1

результаты наглядно не представлены

0

12

ВЫВОДЫ: соответствие выводов опытным результатам «за» или «против» и задачам исследования

выводы полностью соответствуют задачам

2

только часть выводов соответствует задачам

1

ни один вывод не соответствует задачам

0


Оценочный лист реферативного тура

Шкала оценки сообщений

ЭКСПЕРТЫ

Показатели

Градация

Баллы

1

2

3

4

выступление

1. Соответствие сообщения заявленной теме, цели и задачам проекта

соответствует полностью

2













есть несоответствия (отступления)

1

в основном не соответствует

0

2. Структурированность (организация) сообщения, которая обеспечивает понимание его содержания

структурировано, обеспечивает

2













структурировано, не обеспечивает

1

не структурировано, не обеспечивает

0

^ 3. Культура выступления – чтение с листа или рассказ, обращённый к аудитории

рассказ без обращения к тексту

2













рассказ с обращением тексту

1

чтение с листа

0

4. Доступность сообщения о содержании проекта, его целях, задачах, методах и результатах

доступно без уточняющих вопросов

2













доступно с уточняющими вопросами

1

недоступно с уточняющими вопросами

0

^ 5. Целесообразность, инструментальность наглядности, уровень её использования

наглядность целесообразна

2













целесообразность сомнительна

1

наглядность не целесообразна

0

6. Соблюдение временного регламента сообщения (не более 7 минут)

соблюдён (не превышен)

2













превышение без замечания

1

превышение с замечанием

0

дискуссия

7. Чёткость и полнота ответов на дополнительные вопросы по существу сообщения

все ответы чёткие, полные

2













некоторые ответы нечёткие

1

все ответы нечёткие/неполные

0

8. Владение специальной терминологией по теме проекта, использованной в сообщении

владеет свободно

2













иногда был неточен, ошибался

1

не владеет

0

^ 9. Культура дискуссии – умение понять собеседника и аргументировано ответить на его вопрос

ответил на все вопросы

2













ответил на бóльшую часть вопросов

1

не ответил на бóльшую часть вопросов

0

^ Эксперты (Ф.И.О.,

подпись)

1







сумма баллов,

выставленных

каждым экспертом













2







3







ИТОГ (среднее от суммы баллов, выставленных экспертами)




4









^ 6. Подведение итогов муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии


    1. После окончания муниципального этапа Олимпиады жюри подводит итоги. Членами жюри суммируются баллы, набранные каждым участникам за каждое выполненное им задание в соответствии с критериями и шкалой для проверки тестовых заданий. На муниципальном этапе суммируются баллы за первый и второй тур Олимпиады. Выстраивается рейтинг всех участников. Победители и призеры Олимпиады определяются в соответствии с Положения о всероссийской олимпиаде школьников, утвержденного приказом Минобрнауки России от 02.12.2009 №695.




Похожие:

Методические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии 2011/2012 учебного года iconМетодические рекомендации для проведения муниципального этапа Олимпиады по химии в 2011-2012 учебном году
Настоящие требования к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по химии (далее – Олимпиада) составлены...
Методические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии 2011/2012 учебного года iconТребования к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников 2011/2012 учебного года
О всероссийской олимпиаде школьников, утвержденного приказом Минобрнауки России от 02. 12. 2009 №695, и с учетом рекомендаций центральных...
Методические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии 2011/2012 учебного года iconМетодические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по праву в 2011/2012 учебном году
Форма и порядок проведения школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по праву
Методические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии 2011/2012 учебного года iconМетодические рекомендации по проведению и задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2009-2010 учебном году
...
Методические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии 2011/2012 учебного года iconМетодические рекомендации к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по географии в 2011/2012 учебном году Целями муниципального этапа Олимпиады
Олимпиады; сравнительная оценка уровня преподавания географии в различных учебных заведениях по результатам, показанным представляющими...
Методические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии 2011/2012 учебного года iconДокументи
1. /Требования к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников/01.12.2012/Английский...
Методические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии 2011/2012 учебного года iconМетодические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по астрономии в 2011/2012 учебном году
Положения о всероссийской олимпиады школьников (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 декабря 2009 г....
Методические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии 2011/2012 учебного года iconМетодические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по экономике в 2011/2012 учебном году
Форма и порядок проведения школьного (муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по экономике
Методические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии 2011/2012 учебного года iconОб утверждении итогов муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии и экономике
«О проведении муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2010-2011 учебном году в Воткинском районе» 15 ноября 2011...
Методические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии 2011/2012 учебного года iconМетодические рекомендации по проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2011/2012 учебном году (номинация «Техника и техническое творчество»)
Настоящие методические рекомендации подготовлены по материалам центральной предметно-методической комиссии по технологии (г. Москва,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы