Система работы сельской школы по моделированию профильного образования старшеклассников на основе индивидуальных учебных планов Выступление Родионова Ю. Н. директора моу сош cДмитряшевка Хлевенского района Липецкой области
Система работы сельской школы по моделированию профильного образования старшеклассников на основе индивидуальных учебных планов Выступление Родионова Ю. Н. директора моу сош cДмитряшевка Хлевенского района Липецкой области icon

Система работы сельской школы по моделированию профильного образования старшеклассников на основе индивидуальных учебных планов Выступление Родионова Ю. Н. директора моу сош cДмитряшевка Хлевенского района Липецкой области



НазваниеСистема работы сельской школы по моделированию профильного образования старшеклассников на основе индивидуальных учебных планов Выступление Родионова Ю. Н. директора моу сош cДмитряшевка Хлевенского района Липецкой области
Дата конвертации17.09.2012
Размер151.49 Kb.
ТипДокументы
источник

Система работы сельской школы

по моделированию профильного образования

старшеклассников на основе индивидуальных учебных планов


Выступление Родионова Ю.Н.

директора МОУ СОШ cДмитряшевка

Хлевенского района

Липецкой области


Сегодня выпускнику школы нужны не только специальные знания, а и определенные способности: гибкое реагирование в любой ситуации, самоорганизация, способность осуществлять выбор, отвечать за его последствия, т.е. самостоятельно выстраивать собственную деятельность. Именно такой опыт должен приобретаться уже в школе в процессе индивидуальной образовательной деятельности.

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования исходит из многообразия форм его реализации

Однако, формирование профильных классов и групп в условиях одной сельской, пусть даже крупной, школы проблема  непростая. Для нормального существования образовательного учреждения  в системе нормативно-бюджетного финансирования необходимо комплектовать классы численностью не менее 20 человек ,а для большинства наших сельских школ это не приемлемо. Поэтому мы в нашей школе пошли по пути выстраивания индивидуальной образовательной деятельности обучающихся на основе создания профильного обучения по индивидуальным учебным траекториям т.е. на основе индивидуальных учебных планов обучающихся.

Говорить о том, что все учащиеся, изъявившие желание обучаться в классе естественно-математического или гуманитарного профилей, по своим способностям отвечают необходимым требованиям, не приходится. Решение этой задачи мы видим в организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся.

Изучая образовательные потребности обучающихся школы, мы увидели , что не всегда предлагаемые нами в профилях предметы, совпадают с выбором учащихся. Поэтому администрация школы приняла решение о предоставлении учащимся права освоения образовательных программ на основе индивидуальных учебных планов, причем уровень индивидуализации образования тем выше, чем больше в модели обучения возможностей для осуществления индивидуального выбора. Два года нашей работы по этой модели обучение в старшей профильной школе на основе индивидуальных учебных планов в рамках одного класса показало что, при реализации этой модели нашей важнейшей задачей является создание богатой образовательной среды, иными словами условий для самостоятельного, осознанного выбора обучающимися учебных предметов (базовых, профильных, элективных) и форм обучения.

Использование такой модели расширяет возможности выбора для старшеклассников. В отличие от точного набора «профилей», где предлагается стандартизированный набор из 2-3 профильных предметов, традиционно связанных между собой (физика и математика, история и литература, химия и биология и т.д.), при наличии индивидуальных учебных планов учащиеся могут формировать свою нагрузку, исходя из склонностей и интересов т.е. ученик может совместить и несовместимое например выбрать физику и обществознание ,биологию и историю. Практика показывает, что примерно треть учащихся определяются с набором предметов, соответствующих традиционным профилям, но вот две трети – получают возможность изучать на профильном уровне такие наборы предметов, которые не совпадают с предложенными профилями.

Педагоги нашей школы давно заметили, что, выбирая профиль из двух-трех предметов, ученики обычно выбирали один предмет, а второй шел для них «довеском». Гуманитарии выбирали свой профиль или из-за истории или из-за литературы, «физматы» - ориентировались на физику или на математику, а второй предмет изучали по необходимости. Теперь старшеклассник сталкивается с ситуацией собственного ответственного выбора необходимых ему предметов ,что соответствует идее формирования субъектной позиции в обучении.. Теперь надо изучать математику на профильном уровне, не потому что она «в связке» с любимой физикой, а потому что ты ее сам выбрал, а не хочешь – выбирай другой предмет (например, химию, - некоторые так и делают). Дело в данном случае не в том, чтобы учить больше предметов на профильном уровне, дело в том, чтобы с самого начала задать правила свободного и ответственного сотрудничества ученика и педагога в реализации интересов ученика.


^ Так выглядит графически предлагаемая нами модель профильного

обучения на основе индивидуальных учебных планов.




Индивидуальный учебный план - это конкретный план обучения каждого ученика в отдельности, включающий совокупность учебных предметов, выбранных для освоения на базовом и профильном уровнях.


Учебный план задает базовый набор предметов и примерный набор предметов для каждого из возможных направлений и профилей образования. Каждый ученик вправе самостоятельно указать интересующий его набор учебных предметов ( профильных, элективных) из числа предлагаемых школой в пределах допустимой учебной нагрузки. Такой подход позволяет каждому ученику формировать индивидуальный учебный план, практически строить свою строго индивидуализированную образовательную программу, и индивидуальный образовательный маршрут.


^ На этой диаграмме виден алгоритм действия ученика при составлении индивидуального образовательного маршрута.




«Я выбираю предметы для изучения» - Индивидуальный учебный план который выполняет функцию прогнозирования для старшеклассника

«Я составляю программу образовательной деятельности»- Индивидуальная образовательная программа которая выполняет функцию проектирования для старшеклассника;

«Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа»- Индивидуальный образовательный маршрут конструирует образовательную деятельность.


Современные реалии таковы , что группируя вокруг базовых - опорных средних школ филиалы малокомплектных школ мы позволяем учащимся из филиалов через предлагаемую нами модель реализовать доступность профильного обучения.

Конечно от администрации школы кл. руководителя и всех педагогов предметников требуются дополнительные усилия по формированию списка учебных предметов и элективных курсов, предлагаемых учащимся, составления предварительного варианта учебного плана школы, включающего в себя набор учебных предметов, которые мы можем предложить учащимся на выбор.

В соответствии с Базисным учебным планом определяется перечень обязательных предметов базового уровня (федеральный компонент)

Далее необходимо предложить перечень профильных предметов, которые школа предлагает учащемуся для выбора.

Затем учебный план школы дополняется предметами, включая предметы регионального компонента, и элективными курсами.

Перечень и содержание элективных курсов определяется школой (компонент образовательного учреждения) в зависимости от выбранных профильных предметов.

Наиболее важный момент непосредственного выбора, составление старшеклассниками проекта собственного индивидуального плана.

Проведение этого этапа требует большой подготовительной работы. Необходимо:

  • уточнить перечень востребованных курсов по каждой образовательной области и по каждому учебному предмету, согласовать их содержание с имеющимися программами, учебниками;

  • разработать рекомендации по составлению индивидуального плана, адресованные учащимся, подготовить памятку для выпускника основной школы, чистые бланки с сеткой учебного плана, которые будут заполняться учащимися.

  • Составить алгоритм создания индивидуального учебного плана учащихся 10 – 11-х классов по этапам.

  • согласовать и корректировать представленные учащимися проекты индивидуальных планов.

После предложений учащихся по выбору предметов и курсов производится подсчет суммарного объема часов, составляющих индивидуальный учебный план и, если потребуется, приведение его в соответствие с объемом учебной нагрузки, предусмотренной базисным учебным планом и санитарными правилами и нормами. Корректировка также осуществляется в связи с тем, что в настоящее время школа не может удовлетворить все индивидуальные запросы учащихся.

Индивидуальные планы учащихся сводятся в единую таблицу , составляется сводная таблица выбора учащимися элективных курсов .

Затем составляется учебный план школы и расписание занятий.

Следует отметить, что перечень предметов для изучения на профильном уровне достаточно велик: русский язык, математика, обществознание, экономика, право, биология, география, история, физика, химия.

Главная организационная проблема – формирование учебных групп и составление расписания занятий.

Совокупность индивидуальных учебных планов становится основой для распределения обучающихся по предметным группам.Ученики с похожими интересами объединяются в одну учебную группу.

Таким образом, организуется совместное изучение базовых общеобразовательных предметов.

Преподавание профильных предметов и элективных курсов происходит в меньших по численности учебных группах, на которые разбивается весь класс .

Затем составляется расписание занятий учащихся по индивидуальному учебному плану.

В целом за два года работы, в школе разработаны общие принципы организации обучения на основе индивидуальных учебных планов .наработан пакет нормативных документов.

Такая форма организации обучения дает возможность лучше готовиться к поступлению в высшие и средние учебные заведения, выбирая для профильного изучения те предметы, по которым будут проходить вступительные экзамены. Подчеркивая положительное влияние небольшого количества учеников в профильных группах, опрошенные учащиеся отмечают высокую заинтересованность всех членов таких групп в изучении предмета, продуктивность работы ребят в группе со сходными интересами.

У старшеклассников наблюдается рост успешности в обучении, это связано, прежде всего, с ростом активности учащихся в учебной деятельности (как урочной, так и внеурочной).

Об этом свидетельствуют следующие показатели: рост успеваемости, рост творческой активности учащихся, учащиеся успешно участвуют в предметных олимпиадах и интеллектуальных конкурсах, повышается конкурентоспособность учеников, растёт их социализация.

Результаты эксперимента показывают рост степени удовлетворенности новыми формами организации образовательного процесса со стороны учащихся, их родителей, педагогов.

Вырос уровень комфортности пребывания детей в школе, (удовлетворенность системой обучения и межличностными взаимоотношениями), у многих выросла учебная мотивация.

В 2010/2011 учебном году выпускники 11 класса завершили обучение по индивидуальным учебным планам. Сравнительный анализ выбора обучающимися 11 класса предметов для государственной (итоговой) аттестации и профильных предметов и элективных курсов, изучавшихся на старшей ступени обучения, показывает, что выбор предметов учащимися практически соответствует выбору экзаменов в форме ЕГЭ.


^ Соответствие выбора профильных предметов и ЕГЭ в 2011 году

учащимися 11 класса, обучавшимися на основе индивидуальных учебных планов.


№ п/п

Ф.И. ученика

Профильные предметы

Элективные курсы

Экзамены итоговой аттестации

1.

Берлева Елена

^ Русский язык

Математика

Физика

Биология

Обществознание

Химия

Анализ заданий части С по математике.

^ Работа с текстом по обществознанию.

Русский язык

Математика

Обществознание

2.

Брежнева Дарья

^ Русский язык

Математика

Физика

Обществознание

Химия

Основы культуры устной и письменной речи.

Анализ заданий части С по математике.

^ Русский Математика

Химия

История

Обществознание

3.

Головина Ирина

Русский

Математика

Биология

Обществознание

Основы культуры устной и письменной речи.

^ Анализ заданий части С по математике.

Работа с текстом по обществознанию.

Русский Математика

Обществознание

4.

Дедов Александр

^ Русский язык

Математика

Физика

Биология

Основы культуры устной и письменной речи.

Анализ заданий части С по математике.

^ Русский язык

Математика

География

5.

Дедов Сергей

Русский язык

Математика

Физика

Биология

Основы культуры устной и письменной речи.

Анализ заданий части С по математике.

^ Русский язык

Математика

Физика

6.

Дергунов Александр

Русский язык

Математика

Физика

Основы культуры устной и письменной речи.

Анализ заданий части С по математике.

^ Русский язык

Математика

Физика

7.

Коротких Марина

Русский язык

Математика

Физика

Основы культуры устной и письменной речи.

Анализ заданий части С по математике.

^ Русский язык

Математика

Физика

8.

Лысенко Мария

Русский язык

Математика

Биология

Обществознание

Основы культуры устной и письменной речи.

^ Анализ заданий части С по математике.

Работа с текстом по обществознанию.

Русский язык

Математика

Обществознание

История

9.

Пополитова Анна

^ Русский язык

Математика

Физика

Биология

Обществознание

Химия

Сложные вопросы биологии.

Русский язык

Математика

Биология

10.

Пополитова Ирина

^ Русский язык
Математика


Физика

Обществознание

Основы культуры устной и письменной речи.

Анализ заданий части С по математике.

^ Русский язык

Математика

Физика

Обществознание

11.

Прокофьева Екатерина

^ Русский язык

Математика

Биология

Обществознание

Основы культуры устной и письменной речи.

Анализ заданий части С по математике.

Работа с текстом по обществознанию.

^ Русский язык

Математика

Обществознание

История

12.

Санина Анна

Русский язык

Математика

Биология

Химия

Обществознание

^ Основы культуры устной и письменной речи.

Анализ заданий части С по математике.

Русский язык

Математика

География

13.

Шилова Олеся

^ Русский язык

Математика

Физика

Биология

Обществознание

Основы культуры устной и письменной речи.

^ Анализ заданий части С по математике.

Русский язык

Математика

Физика

Обществознание

14.

Щербатых Дмитрий

^ Русский язык

Математика

Физика

Основы культуры устной и письменной речи.

Анализ заданий части С по математике.

^ Русский язык

Математика

Физика



Анализируя работу школы по введению индивидуальных учебных планов учащихся в профильное обучение, мы можем сделать следующие выводы:

  • организация образовательного процесса на основе использования индивидуальных учебных планов учащихся делает максимально возможным учет интересов и потребностей учащихся;

  • сформированность нормативно-правовой базы позволяет регламентировать процедуру обучения по индивидуальным учебным планам;

  • происходит оптимизация и снижение общей учебной нагрузки на учащегося при сохранении общего уровня качества персонального образования;

  • повышается заинтересованность и творческая включенность в учебный процесс учителей-предметников;

  • обеспечивается модульный подход в предметном преподавании, формировании системы поддерживающих и дополнительных учебных курсов;

  • обеспечивается высокая мотивированность учащихся к подготовке сознательного профессионального жизненного выбора и поступления в учебные заведения;

  • обеспечивается соответствие общим тенденциям развития и модернизации образования, в том числе к изменениям в форме аттестации учащихся (Единый государственный экзамен).

В целом, наш опыт работы показывает, что организация учебного процесса на основе индивидуальных учебных планов позволяет создать условия для реализаций творческого потенциала учащихся, более полного удовлетворения социального запроса на образовательные услуги, способствует решению задач повышения доступности, качества и эффективности образования.




Похожие:

Система работы сельской школы по моделированию профильного образования старшеклассников на основе индивидуальных учебных планов Выступление Родионова Ю. Н. директора моу сош cДмитряшевка Хлевенского района Липецкой области iconПротокол №1 от «15» сентября 2011г. /В. В. Рыжков/ Приказ № от 2011г положение об организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся
Департамента общего и дошкольного образования от 20. 04. 2004 г. № -14-51-102/13 рекомендации по организации профильного обучения...
Система работы сельской школы по моделированию профильного образования старшеклассников на основе индивидуальных учебных планов Выступление Родионова Ю. Н. директора моу сош cДмитряшевка Хлевенского района Липецкой области iconПроект профильного обучения по теме : Организация профильного обучения в условиях средней школы на основе индивидуальных учебных планов
Организация профильного обучения в условиях средней школы на основе индивидуальных учебных планов
Система работы сельской школы по моделированию профильного образования старшеклассников на основе индивидуальных учебных планов Выступление Родионова Ю. Н. директора моу сош cДмитряшевка Хлевенского района Липецкой области iconПротокол № от 2012 г
«Рекомендации по организации профильного обучения на основании индивидуальных учебных планов обучающихся» и регламентирует процесс...
Система работы сельской школы по моделированию профильного образования старшеклассников на основе индивидуальных учебных планов Выступление Родионова Ю. Н. директора моу сош cДмитряшевка Хлевенского района Липецкой области iconПротокол №9 от 27. 08. 2008 Положение об организации обучения старшеклассников по индивидуальным учебным планам
Министерства образования России от 09. 03. 2004 №1312, письмом Департамента общего и дошкольного образования от 20. 04. 2004 №14-51-102/13...
Система работы сельской школы по моделированию профильного образования старшеклассников на основе индивидуальных учебных планов Выступление Родионова Ю. Н. директора моу сош cДмитряшевка Хлевенского района Липецкой области iconПриложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 20. 04. 2004 №14-51-102/13 Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся Общие положения
Федерального Базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования России от 09. 03. 2004 №1312, предполагает, что региональные...
Система работы сельской школы по моделированию профильного образования старшеклассников на основе индивидуальных учебных планов Выступление Родионова Ю. Н. директора моу сош cДмитряшевка Хлевенского района Липецкой области iconПринят: нa заседании педагогического совета протокол № от утверждаю
Министерства образования России от 09. 03. 2004 №1312, письмом Департамента общего и дошкольного образования от 20. 04. 2004 №14-51-102/13...
Система работы сельской школы по моделированию профильного образования старшеклассников на основе индивидуальных учебных планов Выступление Родионова Ю. Н. директора моу сош cДмитряшевка Хлевенского района Липецкой области iconПротокол № от «3» ноября 2011г. /В. В. Рыжков/ положение об организации профильного обучения
Департамента общего и дошкольного образования от 20. 04. 2004 г. № -14-51-102/13 рекомендации по организации профильного обучения...
Система работы сельской школы по моделированию профильного образования старшеклассников на основе индивидуальных учебных планов Выступление Родионова Ю. Н. директора моу сош cДмитряшевка Хлевенского района Липецкой области iconОрганизация профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов (иуп)
Особенности иуп (индивидуальный набор предметов, освоение учебных программ по ускоренным курсам, сетевая модель организации иуп,...
Система работы сельской школы по моделированию профильного образования старшеклассников на основе индивидуальных учебных планов Выступление Родионова Ю. Н. директора моу сош cДмитряшевка Хлевенского района Липецкой области iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №76 города Белово»
Мо РФ от 09. 03. 2004 №1312, письмом Департамента общего и дошкольного образования от 20. 04. 2004 №14-51-102/13 «Рекомендации по...
Система работы сельской школы по моделированию профильного образования старшеклассников на основе индивидуальных учебных планов Выступление Родионова Ю. Н. директора моу сош cДмитряшевка Хлевенского района Липецкой области icon«Развитие творческих и научно-исследовательских способностей обучающихся»
Выступление заместителя директора по увр мбоу сош с. Кузьминские Отвержки Липецкого муниципального района Липецкой области Лесных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы