В этих условиях акцент, сделанный Президентом России на необходимости формирования нового поколения учителей, не случаен icon

В этих условиях акцент, сделанный Президентом России на необходимости формирования нового поколения учителей, не случаен



НазваниеВ этих условиях акцент, сделанный Президентом России на необходимости формирования нового поколения учителей, не случаен
Дата конвертации17.09.2012
Размер145.8 Kb.
ТипДокументы
источник

Актуальные требования к профессиональной подготовке и повышению квалификации учителя в условиях современного этапа модернизации образования


В документах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» обозначено, что «школа является критически важным элементом» в процессе модернизации и инновационного развития – единственного пути, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21 века. И в центре этих преобразований важную роль играют «новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию, чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников».

На пути строительства новой школы придется решительно выделить приоритеты, ибо в основе новой школы – руководитель-менеджер, умеющий управлять новой школой и компетентный, широко образованный новый учитель с высоким общественным статусом, эффективно организующий учебно-воспитательный процесс.

Концепция модернизации образования, определила основные направления и этапы важного процесса развития нашего общества - "подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда", подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой с тем, чтобы они были готовы и умели применять новые информационные технологии в процессе обучения и управления образованием.

В этих условиях акцент, сделанный Президентом России на необходимости формирования нового поколения учителей, не случаен.

В своё время ещё Константин Дмитриевич Ушинский дал исчерпывающую образную характеристику общественного значения профессии учителя, актуальную и по сей день.

Государство, осознавая роль учителя в современном обществе, предпринимает последовательные шаги для формирования нового облика школ, создания качественных условий для творческого педагогического труда, эффективного обучения и воспитания подрастающего поколения.

В ситуации изменений, происходящих в образовании, все более значимым для педагога становится повышение квалификации и профессиональной переподготовки.

Реформирование современного образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Модель преподавателя ХХI века предполагает, прежде всего профессиональную, компетентную, творчески развитую личность, в которой доминируют духовно-нравственные и деловые качества. Она включает личностную ориентацию педагогической деятельности, умение ставить и решать задачи гуманистического образования, организовывать совместный поиск ценностей и норм поведения, уважительного отношения к культурной самоиндентификации учащегося. Свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и соответственно моделирующий воспитательно-образовательный процесс педагог является гарантом решения поставленных задач. Приоритетной задачей системы повышения квалификации на современном этапе, согласно Концепции модернизации российского образования, становится повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического коллектива, соответствующего запросам современной жизни. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированную, творчески работающую, социально активную и конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать социализированную личность в быстроменяющемся мире. Существуют определенные квалификационные характеристики учителя, общие требования к специалисту, должностные и функциональные обязанности педагога и т.д.

А какие качества учителя могут указывать на то, что педагог является профессионально компетентным и уровень его компетентности соответствует требованиям инновационной педагогики.

Какой труд учителя можно считать профессионально компетентным?

Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к педагогическим инновациям. От уровня профессионализма педагогов, их способности к непрерывному образованию напрямую зависят результаты социально-экономического и духовного развития общества.

Современный учитель является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.

Думаю, вы согласитесь, что понимание роли учителя как ретранслятора

знаний осталось в прошлом. Главное сегодня – выявление и развитие способностей каждого ребёнка, формирование у детей и подростков широкого круга компетенций, в первую очередь социальных. Иными словами, активным, творческим, интеллектуально развитым современным детям нужен новый учитель, который поможет им стать успешными в высокотехнологичном, конкурентном мире. Компетентный специалист, на высоком уровне владеющий современными образовательными и информационными технологиями, способный на практике применять глубокие познания в области педагогики и психологии, – таков в общих чертах портрет современного учителя.

В МОУ СОШ с.Новое Дубовое трудятся учителя очень разные по уровню профессиональной подготовки, квалификации и творческим способностям.

На сегодняшний день в школе работают 24 педагога.

Имеют высшее образование -22, среднеспециальное-2 . Из них 3 молодых специалиста.

Средний возраст педагогов нашей школы – примерно 38 лет.

Педагогические кадры в школе опытные грамотные, высокопрофессиональные, но обновление содержания образования, использование современных педагогических систем и технологий, со всей очевидностью требуют еще более высококвалифицированных специалистов.

И в связи с этим перед нами стоят масштабные задачи:

обеспечить подготовку всех учителей в соответствии с требованиями современного образования, создать условия для своевременного, качественного повышения квалификации и профессиональной переподготовки, стимулировать потребность в постоянном саморазвитии, обеспечить комфортные условия труда и социальную защищённость.

Одним словом, речь идёт о реализации целенаправленной кадровой политики в школе..

Начну с подготовки кадров.

Из 24 педагогов 13 выпускники нашей школы. Человек не рождается учителем, как не рождается врачом или инженером. Но именно социальная активность молодых людей, их идеалы и устремления становятся основой для воспроизводства и развития педагогического сообщества. Уже на школьном этапе мы должны выявлять учащихся, склонных к педагогической деятельности, обладающих необходимыми для этого личностными качествами, и направлять их в профессиональном плане.

Для этого нам необходимо активнее развивать психолого-педагогическое направление профильного обучения в старших классах и поддерживать практику проведения для учащихся профильных конкурсов и олимпиад, формируя тем самым интерес к получению профессионального педагогического образования.

На сегодняшний день в педагогических ВУЗах обучаются 6 выпускников , 3 выпускника поступили в педвузы в этом году.

Педагогам необходима самая серьёзная подготовка в области передовых информационных технологий, включающая вопросы практического использования постоянно обновляющихся аппаратных и программных средств, развития компьютерных технологий и возможностей сети Интернет.

Важнейшими задачами в рамках информатизации образования являются: повышение квалификации преподавателей и учителей в области максимально эффективного использования новых информационных, коммуникационных и интерактивных технологий; создание и развитие универсальной ИКТ-насыщенной образовательной среды.

Без достижения учителями должной квалификации по использованию ИКТ в образовательном процессе и средства, вкладываемые в техническое оснащение школ, подключение их к компьютерным сетям, создание электронных учебных материалов не приносят должной отдачи. Учителю необходимо иметь возможность повысить квалификацию по компьютерным технологиям, уровень которых соответствует потребностям современной школы. В основном формы повышения квалификации учителей по ИКТ, используемые в настоящее время, достаточно традиционны. Несмотря на появление новых форм и технологий обучения, наиболее эффективной остается очная курсовая подготовка. Ее дополняет самообучение в коллективе учителей своей школы.

Участники образовательного процесса должны получить доступ к информационным технологиям.

Цели внутришкольного обучения в области информатизации образования: консультирование, подготовка и переподготовка педкадров в области целенаправленного и осознанного использования средств ИКТ в профессиональной деятельности в условиях информационной образовательной среды школы для повышения эффективности образовательного процесса.

На сегодняшний день

Преподаватели, имеющие компьютер дома 18 75%

Преподаватели, имеющие доступ в Интернет 11% 49%

Преподаватели, прошедшие подготовку по использованию Интернета в обучении 24%

Доля мужчин в школе составляет приблизительно одну третью часть учительства. Такая ситуация в целом создает психологический баланс, и в первую очередь, в вопросах воспитания учащихся.

Причин кадровых проблем несколько и, прежде всего, социально-экономические.

Около 11 тысяч рублей – это зарплата нашего молодого специалиста с учётом доплаты за классное руководство.

Согласитесь, это не слишком привлекательные финансовые условия, тем более для мужчины, который должен достойно содержать семью.

На сегодняшний день в учреждении нет совместителей, работают 3 пенсионера. Доля молодых педагогических работников со стажем работы пять и менее лет в школе составляет 12%. При этом, хочется отметить, что все молодые специалисты продолжают работать в нашей школе.

Само по себе наличие в школах незначительного числа педагогов пенсионного возраста является положительным фактором.

Педагог пенсионного возраста в большинстве случаев объективно не заинтересован в освоении инновационных подходов к обучению и воспитанию.

Следует отметить, что ситуация по обеспечению школы педагогическими кадрами стабильна. За период с 2007 по 2011 год выросло число пришедших в образовательное учреждение молодых специалистов.

И нам необходимо сделать все возможное, чтобы сохранить их и обеспечить профессиональный рост.

Мы считаем, что большое значение для закрепления и становления специалистов имеют меры социальной поддержки .И в нашей школе есть положительные примеры такой работы.

Можно упомянуть ежемесячную 30% доплату к окладу в течение 5-ти лет, различные премии.

Безусловно, снижению текучести кадров в школе в значительной мере способствует проводимая руководством работа по современному материально-техническому оснащению школ созданию комфортных и безопасных условий труда для работников образования.

Только в этом году на ремонт школы потрачено185 тысяч, приобретено 3 комплекта мебели для начальных классов, интерактивная доска, мультимедийный проектор, 4 компьютера.

Мы отмечаем, как позитивный факт, серьезную государственную поддержку педагогов, осуществляющих классное руководство.

На педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а настоящие подвижники своего дела, яркие личности, способные преодолевать возникающие трудности и работать творчески. При этом необходимо, чтобы такими личностями становились не единицы, не одни лишь передовики и новаторы. Нужно, чтобы массовый учитель поднялся на более высокий уровень профессионально-личностного развития.

Огромную роль в становлении и профессиональном росте педагога играет администрация общеобразовательного учебного заведения, которая, в случае необходимости, приходит на помощь: дать возможность побывать на уроках педагогов-мастеров, методистов; прикрепить к молодым учителям опытного учителя-наставника, предоставить возможность ознакомления с различными методическими периодическими изданиями; помочь в выборе темы по самообразованию.

В педагогическом коллективе школы действуют различные формы методической поддержки и развития педагогов.

Уникальная идея профессионального саморазвития молодых учителей и создания эффективного взаимодействия педагогических кадров разных поколений успешно реализуется на протяжении многих лет в Ново-Дубовской школе. Ценнейший опыт педагогов передается молодым преемникам через семинары, тематические выставки, встречи.

Важными институтами методической поддержки и профессионального развития педагогов являются районные и школьные методические объединения. Главной целью методической работы является – непрерывное совершенствование квалификации педагога, непрерывное содействие повышению его эрудиции и компетентности в области методики преподавания, в связи с корректировкой учебно–воспитательной работы для перспективного развития процессов обучения и воспитания их постоянного саморазвития и самосовершенствования.

“Обучать – значит вдвойне учиться.” Ж.Жубер

Одна из главных задач современной системы педагогического образования – подготовка высококвалифицированного учителя, который сможет реализовать новую концепцию образования. Своевременное прохождение курсовой подготовки педагогов является одним из показателей эффективной деятельности администрации учреждения.

В современных условиях требуется поиск новых форм организации повышения квалификации и переподготовки работников образования. Новые условия финансирования сформируют иную среду, когда не монопольное предложение устаревших курсов и модулей будет определять спрос, а потребители сами смогут выбирать и место, и направление своего повышения квалификации. Это сигнал адресован, в первую очередь, нашему Институту повышения квалификации и переподготовки работников образования. Педагоги школы постоянно повышают свое педагогическое мастерство. Ежегодно обучение, переподготовку и повышение квалификации проходит около 25% педагогов.

Развитие профессионализма через курсы повышения квалификации без отрыва от производства с получением документа государственного образца. Данная форма может быть реализована очно и заочно на основании договоров с учреждениями, имеющими лицензию на повышение квалификации.

Принято считать, что профессиональное развитие педагога в процессе его педагогической деятельности осуществляется под влиянием двух стимулирующих факторов – внешнего и внутреннего.

Стоит отметить, что в нашей школе имеется большое количество учителей со славной историей и высокими педагогическими достижениями, в которых традиции являются основой для формирования системы воспитания учащихся и базовыми ценностями профессиональной этики педагогов.

«Образованный человек тем и отличается от необразованного, что считает свое образование незаконченным».

(К. Симонов)

Все мы прекрасно понимаем, что учителя нельзя заставить быть творческим, интеллектуально и духовно развитым. Необходимо создавать все условия для развития его профессионального мастерства и личного самосовершенствования.

Очень сильно влияют на педагогов внешние требования, предъявляемые к работе образовательных учреждений в рамках лицензирования и аккредитации. Если при лицензировании большое внимание уделяется условиям реализации образовательных программ, то при аккредитации результаты педагогического труда весьма конкретно характеризуют качество работы образовательного учреждения.

Хочется отметить, что в 2010-2011 учебном году МОУ СОШ села Новое Дубовое успешно прошла аккредитацию.

Результаты срезов таковы:

Качество знаний

^ 4 класс

Русский язык-100 %

Математика-86%

9 класс

Русский язык-77 %

Математика-62%

11 класс

Литература-100 %

Математика-50%

Одним из средств реализации новых направлений является аттестация педагогических кадров, задача которой – стимулирование роста профессионализма и продуктивности педагогического труда. Аттестация – это только вершина айсберга, подводной частью которого является межаттестационный период. Вот где поле работы методической службы для совершенствования уровня педагогической компетентности, а значит, и повышения качества образования.

Ежегодно педагогические работники школы подают заявления и успешно проходят аттестацию. На сегодняшний день, все кроме молодых специалистов прошли аттестацию на 1 и 2 квалификационные категории. Доля педагогов, имеющих первую квалификационную категорию, составляет 71%.

Одним из направлений профессионального саморазвития явилась активизация творческой деятельности педагогов: это научная работа, (участие в проблемных и творческих группах при методических объединениях учителей, конференциях), круглые столы, семинарские занятия, консультации, психологические тренинги, это творческие формы аттестации. Акцентируется именно системность в работе педагога, дающая определенные результаты.

Высокую эффективность в мотивации педагогов показывает опора на моральное стимулирование: освещение деятельности и их профессиональных достижений в педагогическом сообществе, организация конкурсов профессионального мастерства, возможность обмена опыта.

В настоящий момент подход к аттестации педагогических работников изменен, в частности, предусматривается ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности, что определяет задачу внедрения и отработки на всех уровнях образования новых схем организации аттестации педагогических кадров.

Возросла активность участия педагогов в конкурсном движении. Это важно не только для престижа образовательного учреждения и района в целом, повышения самооценки педагога, но и является мощным стимулом для профессионального роста учителя Проводимые конкурсы не только стимулируют активность творческих и прогрессивно мыслящих педагогов, но и формируют инновационный образовательный ресурсшколы.

Реализация накопительной системы повышения квалификации, учитывающей индивидуальную образовательную программу педагога. Вот уже второй год проводится фестиваль “Открытый урок”. Педагоги нашей школы ежегодно участвуют в фестивале. Такая популярность связана с тем, что все присланные на фестиваль работы публикуются. Поэтому у всех участников появилась возможность поучиться друг у друга, т.к. сборник тезисов и диски с работами разосланы всем участникам фестиваля

В целях повышения морального и материального стимулирования труда педагогов ежегодно около 30 % педагогов отмечаются наградами различного уровня.

При этом главным показателем для нас является итоговая аттестация выпускников в форме единого государственного экзамена. Успешность сдачи экзаменов в 2011 году выше результатов прошлого года, возросло количество участников ЕГЭ, получивших баллы, прибдлиженные к максимальному.

Однако самым важным фактором профессионального развития является умение педагога учитывать возрастные особенности воспитанников, грамотно применять методики обучения и воспитания, а также умение установить с воспитанниками целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения и наличие педагогического такта. Сегодня мы ценим индивидуальность, признаем за ребенком право быть самим собой.

Естественно, возникает общественное требование – сделать школу более комфортной, приспособленной к разнообразным потребностям детей.

Отметим, что главными составляющими успешного учителя являются активная жизненная позиция, коммуникативные, организационные способности и умение принимать решения.

Учитель не замыкается в узком кругу своих личных забот, его жизнь непрерывно связана с жизнью села, где он живет и работает. Поэтому жители села часто выражает свое доверие и уважение учителям, избирая их Депутатами.

В условиях модернизации образования необходимо решать вопросы совершенствования профессионализма педагогов, обновления системы профессиональной подготовки. Следует создавать условия для формирования творчески активного, сознательного и способного к саморазвитию педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни.

Мы не останавливаться на достигнутом, потому что именно наше стремление к успешности является условием подготовки успешных учеников, а значит, является основой формирования нового общества, за которым будущее нашей страны.

В течение ближайших 3-5 лет нам предстоит решать следующие задачи:

• Обновление в соответствии с новыми образовательными

стандартами системы профессионального педагогического образования.

• Формированию системы социально-экономической поддержки

профессиональной адаптации молодых педагогов.

• Формирования условий для профессионального

самосовершенствования педагогов, развития инновационного и

творческого компонентов их труда.

Мы считаем, что для этого необходимо продолжить работу по оснащению

образовательных учреждений современным учебным оборудованием, компьютерной и оргтехникой, обратить внимание на обеспечение современной учебной, научно-популярной и энциклопедической литературой библиотек, пересмотреть функции и систему работы методической службы, способствовать работе межшкольных методобъединений, придать новое содержание деятельности педагогических советов образовательных учреждений.

Одновременно с этим важно обеспечить разработку адекватной системы оценки педагогического труда, которая позволит дифференцировать оплату труда в зависимости от достигнутых результатов.

Будущий учитель должен владеть обновленным содержанием общекультурной подготовки в области обработки информации, экологической культуры, профессиональной этики, быть готовым работать с разными категориями детей и взрослых, решать задачи социализации и духовно-нравственного воспитания, владеть информационно-коммуникационными, личностно- ориентированными, здоровье сберегающими, проектными и др. технологиями

В соответствие с требованиями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» модель современной системы образования должна ориентироваться на развитие личностного, творческого и профессионального потенциала учителя, на цели опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала.

Итак, современное образовательное пространство нуждается в инициативных, творческих педагогах, способных к постоянному самообразованию, саморазвитию, поиску новых эффективных способов преподавания.


Директор МОУ СОШ с. Новое Дубовое Сергей Анатольевич Болотов







Похожие:

В этих условиях акцент, сделанный Президентом России на необходимости формирования нового поколения учителей, не случаен iconРекомендации по изучению материалов фгос начального и основного общего образования нового поколения Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ д. А. Медведевым, ставит как одну из важнейших...
В этих условиях акцент, сделанный Президентом России на необходимости формирования нового поколения учителей, не случаен iconНеделя информатизации на Вятской Земле
«Программа формирования икт-компетентности младших школьников в условиях стандартов нового поколения»
В этих условиях акцент, сделанный Президентом России на необходимости формирования нового поколения учителей, не случаен iconПрограмма деятельности по внедрению фгос второго поколения
Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» требует модернизации школьного образования. Современные требования...
В этих условиях акцент, сделанный Президентом России на необходимости формирования нового поколения учителей, не случаен iconПриказ №79 от «15» октября 2010 года о создании и полномочиях рабочей группы по введению фгос нового поколения в целях обеспечения эффективного введения обучения в 2011-2012 учебном году в соответствии с фгос нового поколения
В рабочую группу по введению фгос нового поколения на начальной ступени общеобразовательного учреждения включить
В этих условиях акцент, сделанный Президентом России на необходимости формирования нового поколения учителей, не случаен iconПриказ №32 от 17. 02. 11 г с. Еланда о создании и полномочиях рабочей группы по введению фгос нового поколения ноо в целях обеспечения эффективного введения обучения в соответствии с фгос нового поколения ноо
В рабочую группу по введению фгос нового поколения на начальной ступени общеобразовательного учреждения включить
В этих условиях акцент, сделанный Президентом России на необходимости формирования нового поколения учителей, не случаен iconЭкологическое воспитание во внеурочной деятельности
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего...
В этих условиях акцент, сделанный Президентом России на необходимости формирования нового поколения учителей, не случаен iconПриказ №286 «Об утверждении положения «О рабочей группе по введению фгос нового поколения» в целях обеспечения эффективного введения обучения на начальной ступени в соответствии с фгос нового поколения для учащихся 1 класса
Разработать и утвердить Положение «О рабочей группе по введению фгос нового поколения» (отв заместитель директора по увр онориенко,...
В этих условиях акцент, сделанный Президентом России на необходимости формирования нового поколения учителей, не случаен iconПлан работы методического объединения учителей-предметников по введению и реализации фгос нового поколения в основной школе в 2012-2013 учебном году
«фгос – стратегия обновления содержания образования и достижения нового качества его результатов»
В этих условиях акцент, сделанный Президентом России на необходимости формирования нового поколения учителей, не случаен iconПриказ №3 о создании и полномочиях рабочей группы по введению фгос нового поколения. В целях обеспечения эффективного введения обучения в соответствии с фгос нового поколения
Создать рабочую группу по введению новых фгос начального общего образования. В рабочую группу по введению фгос нового поколения на...
В этих условиях акцент, сделанный Президентом России на необходимости формирования нового поколения учителей, не случаен iconПриказ №4/4 «Об утверждении проекта и плана-графика введения фгос нового поколения на начальной ступени обучения» в целях обеспечения эффективного введения фгос нового поколения на начальной ступени обучения
Проект модернизации образовательной системы начальной ступени школы в соответствии с фгос нового поколения
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы