Сиденко А. С. Групповой коммуникативно-психологический тренинг icon

Сиденко А. С. Групповой коммуникативно-психологический тренинг



НазваниеСиденко А. С. Групповой коммуникативно-психологический тренинг
Дата конвертации29.09.2012
Размер89.12 Kb.
ТипДокументы
источник

Сиденко А.С.

Групповой коммуникативно-психологический тренинг

Групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития. При этом тренинговые методы могут применяться как в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний, так и в работе с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии.

^ Специфическими чертами тренингов являются:

- соблюдение ряда принципов групповой работы;

- нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только от ведущего, сколько от самих участников;

- наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней;

- определенная пространственная организация;

- акцент на взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»;

- применение активных методов групповой работы;

- объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;

- атмосфера раскованности и свободы общения между

участниками, климат психологической безопасности. Существуют общие цели, объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы:

- исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении;

- улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;

- изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;

- развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;

- содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущение счастья и успеха.

Преимущества групповой работы:

- групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем;

- группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм;

- возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами;

- в группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров;

- в группе участники могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя;

- взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого;

- группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания.


Тема тренинга: коммуникативный тренинг «Катастрофа в пустыне»

Цель тренинга: развитие коммуникативных качеств, отработка навыков поведения в дискуссии, умение вести диспут, быть убедительным, изучить на конкретном материале динамику группового спора.

Тренинг рекомендован для проведения в организации с целью развития коммуникативных умений. Тренинг рассчитан на один день в течение пяти часов.

1 этап.

Для того, чтобы задать динамику тренинга были проведены разогревающие игры. Игра погружает участников в особую игровую атмосферу тренинга и позволяет быстро и без усилий настроиться на специфичную групповую работу.

^ Спутанные цепочки

Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук. Чтобы

не происходило вывихов рук в суставах, разрешается «проворачивание шарниров» - изменение положения кистей без расцепления рук. В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

Шестерка

Очень простая и веселая игра, помогающая участникам потренировать внимание и сообразительность. Все игроки встают в круг. Каждый участник группы (начиная с ведущего) по очереди называет числа натурального ряда: один, два, три... Запрещается называть числа, заканчивающиеся на цифру 6 и кратные 6 он должен молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Играть можно до трех оставшихся наиболее внимательных игроков. Понятно, что вместо шестерки можно использовать другие цифры.

2 этап.

После разогревающих игр был предложен тренинг «Катастрофа в пустыне». Известными аналогами этой игры являются «Кораблекрушение», «Посадка на Луне». Время на это упражнение - не менее полутора часов.

Каждый участник получает специальный бланк (или чертит его по указаниям ведущего).


^ Инструкция участникам:


С этого момента все вы - пассажиры авиалайнера, совершавшего перелет из Европы в Центральную Африку. При полете над пустыней Сахара на борту самолета внезапно вспыхнул пожар, двигатели отказали, и авиалайнер рухнул на землю. Вы чудом спаслись, но ваше местоположение неясно.

Известно только, что ближайший населенный пункт находится от вас на расстоянии примерно 300 километров. Под обломками самолета вам удалось обнаружить пятнадцать предметов, которые остались неповрежденными после катастрофы.


Ваша задача - проранжировать эти предметы в соответствии с их значимостью для вашего спасения. Для этого нужно поставить номер 1 у самого важного предмета, номер 2-у второго по значимости и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас. Заполняйте номерами первую колонку бланка. Каждый работает самостоятельно в течение пятнадцати минут. Список предметов:


1. Охотничий нож.

2. Карманный фонарь.

3. Летная карта окрестностей.

4. Полиэтиленовый плащ.

5. Магнитный компас.

6. Переносная газовая плита с баллоном.

7. Охотничье ружье с боеприпасами.

8. Парашют красно-белого цвета.

9. Пачка соли.

10. Полтора литра воды на каждого.

11. Определитель съедобных животных и растений.

12. Солнечные очки на каждого.

13. Литр водки на всех.

14. Легкое полупальто на каждого.

15. Карманное зеркало.


После завершения индивидуального ранжирования ведущий предлагает группе разбиться на пары и проранжировать эти же предметы снова в течение десяти минут уже совместно с партнером (при этом номерами заполняется второй столбик в бланке со списком предметов). Следующий этап игры - общегрупповое обсуждение с целью прийти к общему мнению относительно порядка расположения предметов, на которое выделяется не менее тридцати минут.

Из наблюдения за работой участников хорошо видна степень сформированности умений организовывать дискуссию, планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументирование доказывать свою точку зрения, владеть собой. Часто разворачивающиеся жаркие споры-баталии, когда никто не желает прислушаться к мнению других, наглядно демонстрируют самим участникам их некомпетентность в сфере общения и необходимость изменения своего поведения.

По окончании дискуссии ведущий объявляет, что игра закончена, поздравляет всех участников с благополучным спасением и предлагает обсудить итоги игры. Первым вопросом, на который ведущий просит ответить всех участников по кругу, является следующий: «Удовлетворен ли ты лично результатами прошедшего обсуждения? Объясни почему?».

Ответы участников с необходимостью сопровождаются рефлексией, цель которой - в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности. Возникшая в результате дискуссия подогревается ведущим, задающим уточняющие вопросы примерно такого типа:

^ Что вызвало твою удовлетворенность (неудовлетворенность)?

Как по-твоему, в верном направлении продвигалась ваша дискуссия или нет?

Была ли выработана общая стратегия спасения?

Что тебе помешало принять активное участие в обсуждении?

^ Ты не согласен с принятым решением? Почему тебе не удалось отстоять свое мнение?

Кто в наибольшей степени повлиял на исход группового решения, то есть по сути дела оказался лидером, сумевшим повести за собой группу?

^ Что именно в поведении лидера позволило ему заставить прислушаться к себе? На какой стадии появился лидер?

Какими способами другие участники добивались согласия с их мнениями?

^ Какие способы поведения оказались наименее результативными?

Какие только мешали общей работе?

Как следовало бы построить дискуссию, чтобы наиболее быстрым способом достигнуть общего мнения и не ущемить права всех участников?


Обсуждение итогов игры должно подвести группу к тому, чтобы самостоятельно разобраться в вопросе, как наилучшим способом организовывать дискуссии, как избежать грубых столкновений в споре и расположить других к принятию своего мнения. Как правило, в процессе обсуждения затрагивается очень широкий спектр проблем: фазы, через которые проходит практически любая дискуссия, лидер и его качества, навыки эффективного общения, умения самопрезентации и т.д. При необходимости ведущий только помогает четко сформулировать найденные участниками закономерности. Очень большое значение имеет самоанализ участниками собственного поведения, который обогащается обратной связью от других членов группы. От ведущего зависит, чтобы эта обратная связь не превратилась в серию взаимных обвинений, а носила бы конструктивный характер и была принята участниками.

Практически всегда возникает вопрос о «правильном» ответе на проблему дискуссии. Такой ответ дается ведущим, но с оговоркой, что это мнение зарубежных экспертов, с которыми мы вправе не соглашаться, но вынуждены учесть важность выбора стратегии спасения для ранжирования предметов: либо двигаться по пустыне к людям, либо ждать помощи от спасателей. Если в группе при обсуждении практически не поднимался вопрос о стратегии, то на этом этапе обнаруживается, что часть участников молчаливо подразумевала первый вариант, в то время как другая часть имела в виду второй. Этим выявляется еще одна причина взаимного непонимания.
^

Вариант «Ждать спасателей»


1. Полтора литра воды на каждого. В пустыне необходима для утоления жажды.

2. Карманное зеркало. Важно для сигнализации воздушным спасателям.

3. Легкое полупальто на каждого. Прикроет от палящего солнца днем и от ночной прохлады.

4. Карманный фонарь. Также средство сигнализации летчикам ночью.

5. Парашют красно-белого цвета. И средство прикрытия от солнца и сигнал спасателям.

6. Охотничий нож. Оружие для добычи пропитания.

7. Полиэтиленовый плащ. Средство для сбора дождевой воды и росы.

8. Охотничье ружье с боеприпасами. Может использоваться для охоты и для подачи звукового сигнала.

9. Солнечные очки на каждого. Помогут защитить глаза от блеска песка и солнечных лучей.

10. Переносная газовая плита с баллоном. Поскольку двигаться не придется, может пригодиться для приготовления пищи.

11. Магнитный компас. Большого значения не имеет, так как нет необходимости определять направление движения.

12. Летная карта окрестностей. Не нужна, так как куда важнее знать, где находятся спасатели, чем определять свое местонахождение.

13. Определитель съедобных животных и растений. В пустыне нет большого разнообразия животного и растительного мира.

14. Литр водки на всех. Допустимо использовать в качестве антисептика для обеззараживания при любых травмах. В других случаях имеет малую ценность, поскольку при употреблении внутрь может вызвать обезвоживание организма.

15. Пачка соли. Значимости практически не имеет.
^

Вариант «Двигаться к людям»


Распределение по значимости будет иметь несколько иной вид:

1. Полтора литра воды на каждого.

2. Пачка соли.

3. Магнитный компас.

4. Летная карта окрестностей.

5. Легкое полупальто на каждого.

6. Солнечные очки на каждого.

7. Литр водки на всех.

8. Карманный фонарь.

9. Полиэтиленовый плащ.

10. Охотничий нож.

11. Охотничье ружье с боеприпасами.

12. Карманное зеркало.

13. Определитель съедобных животных и растений.

14. Парашют красно-белого цвета.

15. Переносная газовая плита с баллоном.


Литература:

1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. - М.: Изд. «Ось-89», 2000. -224с.

2. Кэдьюсон X., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб.: Питер, 2000.-416с.

3. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. - М.: «Класс», 1999.-272с.




Похожие:

Сиденко А. С. Групповой коммуникативно-психологический тренинг iconАнкета я (фио) Мне (полных лет) я получил(а) образование Город проживания
Мне необходим индивидуальный тренинг\групповой тренинг по самогипнозу (подчеркнуть желаемое!)
Сиденко А. С. Групповой коммуникативно-психологический тренинг iconДокументи
1. /Иванов А.Н. - Притчи и истории для тренера и консультанта (Психологический тренинг)...
Сиденко А. С. Групповой коммуникативно-психологический тренинг iconДокументи
1. /тренинг/1-Тренинг и контроль-Древняя Русь.doc
2. /тренинг/10-Тренинг...

Сиденко А. С. Групповой коммуникативно-психологический тренинг iconДокументи
1. /Тренинг и контроль/1-Тренинг и контроль-Древняя Русь.doc
2. /Тренинг...

Сиденко А. С. Групповой коммуникативно-психологический тренинг iconДокументи
1. /Винокур В.А. - Уловки в споре (Психологический тренинг) -2005-.pdf
Сиденко А. С. Групповой коммуникативно-психологический тренинг iconСеминар для школьных психологов социально-психологический тренинг для старшеклассников
Актуализация вопроса о необходимости обеспечения школьников психологическими знаниями
Сиденко А. С. Групповой коммуникативно-психологический тренинг iconСоциально-психологический тренинг
Один из видов активного обучения, где принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии собственного поведения и поведения...
Сиденко А. С. Групповой коммуникативно-психологический тренинг iconУправление образования администрации серпуховского муниципального района московской области моу «Данковская средняя общеобразовательная школа» Родительское собрание – психологический тренинг. Тема
«миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации
Сиденко А. С. Групповой коммуникативно-психологический тренинг iconПсихологический тренинг «Взаимопонимание, взаимовыручка и дружба»
Обыграть понятие «дружбы» при помощи трудотерапии, по принципам изготовления восточной (китайской) игры «вежа» во взаимодействии...
Сиденко А. С. Групповой коммуникативно-психологический тренинг iconГрядущее |- оно не за горами, Становятся реальностью мечты
Общая тема конкурса – «Мы патриоты России». Ребята написали эссе по теме, прошли психологический тренинг, представили себя (конкурс...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы