Сборник задач и упражнений по биологии. 9 класс. Пособие для учащихся. М.: Мнемозина, 2000 icon

Сборник задач и упражнений по биологии. 9 класс. Пособие для учащихся. М.: Мнемозина, 2000



НазваниеСборник задач и упражнений по биологии. 9 класс. Пособие для учащихся. М.: Мнемозина, 2000
Дата конвертации13.12.2012
Размер233.29 Kb.
ТипСборник задач
источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №44»



Рассмотрено на МО учителей естественно-математического цикла и рекомендовано к утверждению руководитель МО

________Шпатова В.А.

«___» 09.2010г.

Согласовано

с зам.дир. по учебно-воспитательной работе


_________ Т.П.Шилова

«___» 09.2010г.

Утверждаю

директор


_________ О.В.Конева

«___» 09.2010г.



Календарно-тематическое планирование

уроков биологии в 9-ых классах

на 2010-2011 учебный год

учитель Лошкарева В.И.


Учебно-методический комплекс

  • Программа: Природоведение. Биология. Экология. 5 – 11 классы / Авторы: Сухова Т.С., Строганов В.И., Пономарева И.Н., Чернова Н.М., Симонова Л.В., Швец И.М., Фёдорова М.З., Воронина Г.А.

Основы общей биологии. Авторы: Пономарева И.Н., Чернова Н.М. - М.: Вентана-Граф, 2010.

  • Учебник. 9 класс Биология. Основы общей биологии. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова. - М.: Вентана-Граф, 2010.

  • О.А.Корнилова, Н.М.Чернова. Биология. Биология в основной школе. 9-ый класс. Рабочая тетрадь (2 части). – М.: Вентана-Граф, 2010.

  • О.А.Корнилова, Н.М.Чернова. Биология. Биология в основной школе. 9-ый класс. Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2010.

  • Д.И.Трайтак, Н.Д.Трайтак. Сборник задач и упражнений по биологии. 9 класс. Пособие для учащихся. - М.: Мнемозина, 2000.

  • Л.П.Анастасова, В.С. Кучменко, Т.А.Цехмистренко. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. 6-9 классы. Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2004.

  • Т.С.Сухова, В.С. Кучменко. Биология. Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников основной средней школы. - М.: Вентана-Граф, 2009.

  • В.С Кучменко, В.В. Пасечник. Задания и вопросы с ответами и решениями. Школьная олимпиада. Учебно-методическое пособие по биологии. - М.: АСТ* Астрель, 2009.

  • В.Р.Дольник, М.А.Козлов. Электронный атлас для школьника. Основы общей биологии. CD-R. Интерактивная линия, 2008.

  • Электронные уроки и тесты. Биология. CD-R. Просвещение, 2007.


Пояснительная записка

Курс «Основы общей биологии» изучается в течение одного учебного года.

В курсе предусмотрен контроль знаний по итогам изучения четверти и итогам года, а также обобщение и систематизация знаний в виде контрольных работ и тестов. В целях подкрепления теории наблюдениями и выполнением простейших исследований свойств живой природы и состояния окружающей среды проводятся лабораторные работы и практические работы.


Контрольных работ

- 2

Тестов

- 5

Лабораторных работ

- 5

Всего

- 12



Учебная программа изучается за 68 часов, 2 часа в неделю.

33 часа – в I полугодии

35часов – во II полугодии

Основные знания

  1. Царства живой природы. Признаки живого. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Ткани.

  • Клетка – единица строения всех живых организмов.

  • Химический состав живой клетки.

  • Особенности строения и жизнедеятельности клеток животных.

  • Деление клетки.

  • Хромосомы, их роль в хранении и передаче наследственной информации.

  • Особенности строения и функции основных тканей животных.

  • Взаимосвязь клеток как основа целостности организма.

Рассматривание микрообъектов в микроскоп.

  1. Строение и жизнедеятельность живого организма;

  • Признаки организма: клеточное строение, постоянство химического состава, питание, дыхание, выделение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие, воспроизведение.

  • Особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных животных.

  • Гетеротрофный способ питания.

  • Организмы – паразиты.

  • Одноклеточные животные – возбудители заболеваний животных и человека.

  • Регуляция процессов жизнедеятельности.

  • Поведение животных.

  • Взаимосвязь органов и систем как основа целостности организма.

  • Связь организма животных со средой обитания.

  • Роль животных в жизни и хозяйственной деятельности человека.

  • Биологические основы разведения сельскохозяйственных животных.

  • Охрана животных.

  • Наблюдение, эксперимент, моделирование как методы изучения строения и жизнедеятельности животных.

  1. Взаимосвязь организма и среды.

  • Среды обитания животных.

  • Приспособленность к среде обитания.

  • Экологические факторы.

  • Изменения среды обитания животных под воздействием антропогенного фактора.

  • Меры охраны среды обитания животных.

Наблюдения в природе.

  1. Природные и искусственные сообщества.

  • Понятие о природном сообществе.

  • Понятие о виде, популяции как структурной единице вида.

  • Цепи питания.

  • Организмы – продуценты, консументы, редуценты.

  • Круговорот веществ.

  • Изменения природных сообществ под влиянием деятельности человека.

  • Охрана видов животных и природных сообществ.

  1. Многообразие живых организмов. Классификация животных и эволюционное учение.

  • Царства живой природы.

  • Основные таксономические единицы в царстве животных.

  • Классификация животных.

  • Основные признаки царства, подцарств, типов, классов, отрядов, семейств, видов.

  • Усложнение животных в процессе эволюции.

  • Доказательства эволюции.

  • Породы животных, причины их многообразия.

  • Роль животных в природе и народном хозяйстве.

  • Сохранение генофонда животного мира.

Наблюдение.

Основные умения

Применять знания:

  • о строении и жизнедеятельности животных для обоснования условия их содержания;

  • о видах, популяциях /природных сообществах для обоснования мер их охраны.

Сравнивать:

  • царства живой природы;

  • строение и функции клеток животных с клетками растений, бактерий, грибов.

  • ткани животных и растений;

  • типы животных, классы хордовых;

  • природные и искусственные сообщества.

Наблюдать:

  • сезонные изменения в жизни животных;

  • взаимоотношения и поведение животных.

Узнавать:

  • ткани животных на микропрепаратах;

  • органы, системы органов на таблицах и рисунках;

  • наиболее распространенные виды животных своего региона, домашних животных.

Делать выводы:

  • о клеточном строении животных;

  • о единстве органического мира;

  • об историческом развитии животного мира;

  • о взаимосвязи строения и функции клеток, тканей, органов, систем органов.

Соблюдать правила:

  • работы с микроскопом при рассматривании микропрепаратов;

  • наблюдения за сезонными изменениями в жизни животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;

  • проведения простейших опытов по изучению поведения животных;

  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

  • поведения в природе.






урока




урока

в теме

Дата

Тема

Контр., практ. и лаб.раб.,

Тесты

Регион

компо-нент

Примечания, дом. работа

1

2

3

4

5

6

7










^ I. Ведение в основы общей биологии (3 часа)










1

1

02.09

Биология – наука о живом мире.




Р/к

§1

2

2

06.09

Общие свойства живых организмов.




Р/к

§2

3

3

09.09

Уровни организации живой природы. Экскурсия «Биологическое разнообразие вокруг нас».

Стартовый тест




§3










^ II. Основы учения о клетке (10 часов)










4

1

13.09

Цитология – наука, изучающая клетку.

Л/р№1

«Сравнение растительной и животной клеток»




§4

5

2

16.09

Клетка как биосистема.







§5

6

3

20.09

Эукариоты и прокариоты.







§6

7

4

23.09

Химический состав клетки.

тест




§7

8

5

27.09

Строение клетки.







§8

9

6

30.09

Обмен веществ – основа жизнедеятельности клетки.







§9

10

7

04.10

Биосинтез белка в клетке.







§10

11

8

07.10

Обеспечение клетки энергией.







§11

12

9

11.10

Сравнение внешней среды на скорость.







§12

13

10

14.10

Обобщение знаний по теме «Основы учения о клетке»

тест




§13










^ III. Размножение и индивидуальное развитие /онтогенез/ (5 часов)










14

1

18.10

Типы размножения организмов.








§14

15

2

21.10

Деление клетки эукариот.


Л/р№2

«Рассмотрение препаратов, делящихся клеток»




§15

16

3

25.10

Особенности половых клеток.








§16

17

4

28.10

Этапы онтогенеза.







§17










^ IV. Основы учения о наследственности и изменчивости

(11 часов)










18

1




Из истории развития генетики.




Р/к

§18

19

2




Основные понятия генетики.







§19

20







Генетические опыты Менделя.







§20

21

3




Дигибридное скрещивание.







§21

22

4




Хромосомная теория наследственности.







§22

23







Сцепленное наследование генов и кроссинговер.







§23

24

5




Взаимодействие генов и их множественное действие.







§24

25

6




Л/р №3«Решение генетических задач»




§25

26

7




Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом.







§26

27

8




Наследственная изменчивость.







§27

28

9




Другие типы изменчивости. Л/р №4 "Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений, произрастающих в неодинаковых условиях"







§28

29

10




Наследственные болезни, сцепленные с полом.







§29

30

11




Понятие о генофонде.

тест




§30










^ V. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

(5 часов)










31

1




Генетические основы селекции организмов.




Р/к

§31

32

2




Особенности селекции растений.




Р/к

§32

33

3




Центры происхождений культурных растений.







§33

34

4




Особенности селекции животных.




Р/к

§34

35

5




Основные направления селекции микроорганизмов.

Л/р. №3

«Наблюдение за поведением дождевого червя»

Р/к

§35










^ VI. Происхождение жизни и развитие органического мира

(5 часов)










36

1




Современные представления о возникновении жизни на Земле.







§36

37

2




Современная теория возникновения жизни на Земле.







§37

38

3




Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ и развитии жизни.







§38

39

4





Этапы развития жизни на Земле.







§39

40

5




Приспособительные черты организмов к образу жизни.

Экскурсия

«История живой природы »




§40










^ VII.Учение об эволюции

(11 часов)










41

1




Идея развития органического мира в биологии.




Р/к

§41

42

2




Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина.




Р/к

§42

43

3




Движущие силы эволюции.

Экск. «Приспособленность организмов к среде обитания»

Р/к

§43

44

4




Результаты эволюции.







§44

45

5




Современные представления об эволюции органического мира.

К/р

Р/к

§45

46

6




Вид, его структура и особенности.




Р/к

§46

47

7




Видообразование.

Л/р №4 «Приспособленность организмов к среде обитания»




§47

48

8




Понятие о микроэволюции и макроэволюции.







§48

49

9




Основные направления эволюции.







§49

50

10




Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов.







§50

51

11




Обобщение по теме «Основные закономерности эволюции»

тест




§51










^ VIII.Происхождение человека /онтогенез/

(6 часов)










52

1




Место и особенности человека в системе органического мира.




Р/к

§52

53

2




Доказательства эволюционного происхождения человека.







§53

54

3




Этапы эволюции вида Человек разумный.




Р/к

§54

55

4




Биосоциальная сущность вида Человек разумный.




6

§55

56

5




Человеческие расы, их родство и происхождение.




Р/к

§56

57

6




Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земле.

К/р

Р/к

§57










^ IX. Основы экологии

(11 часов)










58

1




Среды жизни на Земле, их воздействие на организмы.







§58

59

2




Закономерности действия факторов среды на организмы.







§59

60

3




Приспособленность организмов к влиянию факторов среды.







§60

61

4




Биотические связи в природе.







§61

62

5




Популяции как форма существования видов в природе.







§62

63

6




Функционирование популяции и динамика ее численности в природе.







§63

64

7




Биоценоз как сообщество живых организмов.




Р/к

§64

65

8




Понятие о биогеоценозе и экосистеме.

Итоговый тест




§65

66

9




Развитие и смена биогеоценозов.




Р/к

§66

67

10




Основные законы устойчивости живой природы.

Л/р №5 «Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места»

Р/к

§67

68

11




Рациональное использование природы и ее охрана.

Экск. «Оценка окружающей. среды»










Похожие:

Сборник задач и упражнений по биологии. 9 класс. Пособие для учащихся. М.: Мнемозина, 2000 iconМетодическое пособие для учителя. М.: Мнемозина, 2009. По программе тематическое планирование рассчитано на 170 часов, 5 часов в неделю
«Программы. Математика 5 / Сост. И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2009г.», которая реализуется в 5 классах на базе...
Сборник задач и упражнений по биологии. 9 класс. Пособие для учащихся. М.: Мнемозина, 2000 iconСборник задач по физике 10-11 класс М, Просвещение, 2008г. В центре доски : число 10. 12), тема урока, эпиграф: Хочешь понять лучше попробуй решить!
Конспект урока по физике 10 класс по учебнику Дика Ю. И., Л. И. Генденштейна «Физика-10», Мнемозина,2010г
Сборник задач и упражнений по биологии. 9 класс. Пособие для учащихся. М.: Мнемозина, 2000 iconМетодическое пособие для учителя / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. М.: Мнемозина, 2010
МОин РФ от 05. 03. 2004г. №1089), примерной программы для общеобразовательных учреждений по математике к умк для 5-6 классов (Математика....
Сборник задач и упражнений по биологии. 9 класс. Пособие для учащихся. М.: Мнемозина, 2000 iconПрограмма по математике для учащихся 5 класса, обучающихся в форме экстерната Учебное пособие для учащихся
Математика 5 ”, Н. Я. Виленкин В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. Москва, “Мнемозина”, 2007
Сборник задач и упражнений по биологии. 9 класс. Пособие для учащихся. М.: Мнемозина, 2000 iconСборник задач по линейной алгебре: Учебное пособие. 11-е изд., стер. Спб.: Изд-во «Лань», 2008. 480 с. (Учебники для вузов. Специальная литература). В пер.: 357 р. 10 к
Математика: Пособие для школьников и абитуриентов. М.: Зао «Славянский дом книги»; «Вече», 2006. 671 с. (Экзамен на отлично). В пер.:...
Сборник задач и упражнений по биологии. 9 класс. Пособие для учащихся. М.: Мнемозина, 2000 iconДетская эколого-биологическая станция
Б. Т. Величковский, И. Т. Суравегина и др. (сборник Комплект программ по экологическому образованию учащихся у-1Х классов под редакцией...
Сборник задач и упражнений по биологии. 9 класс. Пособие для учащихся. М.: Мнемозина, 2000 iconТематическое планирование по «Биологии»7 класс автор Д. И. Трайтак Биология. Учебник. 7 класс. Животные/ учебник для общеобразовательных учреждений/ Д. И. Трайтак. М.: Мнемозина, 2011\2010
Класс Жгутиконосцы Практическая работа «Изучение эвглены зелёной под микроскопом»
Сборник задач и упражнений по биологии. 9 класс. Пособие для учащихся. М.: Мнемозина, 2000 iconГрамматика. Сборник упражнений для школьников (без таблиц)
Примечание: красным цветом указаны номера упражнений по сборнику «Грамматика: Ключи к упражнениям.» 4-е изд., Спб.: Каро, 2003
Сборник задач и упражнений по биологии. 9 класс. Пособие для учащихся. М.: Мнемозина, 2000 iconУчебное пособие санкт-Петербург Москва • Харьков • Минск 2000
Б79 Менеджмент / Учебное пособие. — Спб.: «Издательство "Питер"», 2000. — 160 с.: ил. — (Серия «Краткий курс»)
Сборник задач и упражнений по биологии. 9 класс. Пособие для учащихся. М.: Мнемозина, 2000 iconСборник задач по общей теории статистики Сводка и группировка статистических данных
При изучении курса «Статистика (общая теория)» возникает ряд трудностей, вызванных отсутствием набора практических задач и примеров,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы