Урок географии в 7а классе Тема урока: Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. География языков и религий. Цели урока icon

Урок географии в 7а классе Тема урока: Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. География языков и религий. Цели урока



НазваниеУрок географии в 7а классе Тема урока: Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. География языков и религий. Цели урока
Дата конвертации25.12.2012
Размер56.87 Kb.
ТипУрок
источник

Урок географии в 7а классе


Тема урока: Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. География языков и религий.

Цели урока:

Образовательные: - организовать работу учащихся по усвоению знаний о численном составе населения Земли, человеческих расах, о распространении мировых религий;

- продолжить работу по совершенствованию навыка работы с картой.

Развивающие: - развивать самостоятельность учащихся через работу в группах;

- способствовать формированию умений применять приемы выделения главного, сравнения, обобщения;

- формировать потребность приобретения знаний.

Воспитательные: - активизация познавательной и творческой активности учащихся;

- содействовать воспитанию интереса к науке географии;

- способствовать расширению кругозора.

Оборудование: политическая карта мира, атласы, карточки, таблицы, презентация.

^ Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1) Работа по карточкам:

Тестовый контроль «Освоение Земли человеком».

(На прошлом уроке мы начали изучение раздела «Земля – планета людей». В качестве проверки домашнего задания я хочу предложить вам выполнить письменную тестовую работу). Проверка (1-2 ошибки – «4», 3 ошибки – «3»).

^ 2) Фронтальный опрос.

III. Изучение нового материала.

1) Актуализация знаний.

В вашей цепочке знаний звено об освоении Земли человеком имеется, а сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с численностью населения Земли, выявить самые населенные регионы и страны мира, рассмотреть понятия «раса», «этнос»; вспомнить из курса православной культуры географию распространения мировых религий. Тема нашего урока: Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. География языков и религий. (Работа на технологических картах)

2) Беседа:

Численность населения — один из самых основных демографических показателей.

- Как мы можем узнать о численности населения, например, нашей страны?

Численность населения постоянно меняется вследствие рождаемости и смертности. Сосчитать точно население планеты нет никакой возможности, поэтому погрешность переписи населения достаточно велика, если дело касается человека, но в мировых масштабах она фактически теряется.

  • За всю историю человечества на Земле родилось 8О млрд. человек.

  • Ежегодно в мире рождается около 140 млн. человек.

  • каждую секунду – 3 человек

  • каждую минуту – 175

  • каждый час – 10,4 тысяч

  • каждые сутки – 250 тысяч

  • каждую неделю на Земле добавляется как бы новый Харьков или Гамбург.

  • каждый месяц – население страны Австралии или Тунис

Население мира ежегодно увеличивается, причем темпы роста населения земного шара в разные исторические периоды были различны. Так, по подсчетам демографов, численность населения мира в 1000 году до нашей эры составляла 100 млн. человек, в 0 году - 230 млн., в 1000 году – 305 млн. человек, 1800 год – 950 млн. человек. То есть с древнейших эпох до начала прошлого века численность населения мира колебалась в пределах до 1 млрд. человек. Только около 1830 г. она достигла 1 млрд. человек. Затем произошло невероятное: население Земли стало расти феноменальными, взрывообразными темпами.

Примерно через 100 лет после достижения миллиардного уровня оно достигло 2 млрд., 30 лет спустя – 3 млрд. и т.д.

Сейчас на Земле живут 6,8 миллиардов человек. По расчетам ООН, в ближайшие годы эта цифра будет увеличиваться в среднем на 78 миллионов ежегодно, и, перевалив через рубеж 7 миллиардов в 2012 году, к 2050 году достигнет 9 миллиардов. Рост численности населения будет продолжаться в основном в наиболее многолюдных и небогатых регионах.

^ Выполнение практических заданий (учебник, стр. 70. задание №2)

Страны-лидеры по численности населения (работа с политической картой мира. Атлас. Стр. 16-17)

-Рост численности населения – это хорошо, или плохо?

Вывод: Итак, численность населения земли увеличивается. Она составляет примерно 6,8 млрд. чел. Тройка лидеров по численности населения__________.

Физкультминутка

На земле проживает большое количество населения и его мы можем разделить на несколько групп.

Расы человека начали формироваться, как полагают, около 30—40 тыс. лет тому назад в процессе заселения человеком земного шара. По мере заселения новых территорий предкам человека пришлось сталкиваться со все большим разнообразием среды, в том числе и мало пригодной для существования. Выживали и давали потомство лишь наиболее приспособленные индивиды.

Причинами образования рас являются изменчивость, наследственность, борьба  за существование, естественный отбор и изоляция.

В таблице «^ Человеческие расы» показаны внешние признаки четырех основных человеческих рас и распространение представителей этих рас на Земле.

- Назовите признаки, по которым представители разных рас отличаются друг от друга.

Характеристика ученика (на примере европеоида)

Характеристика рас

Промежуточные расы

Расовые отличия внешних признаков не влияют на способности людей. Не существует высшей и низшей расы. В этом контексте раскрывается вклад исследований Н. Н. Миклухо-Маклая.

Вывод: Назовите основные расы. Каковы причины образования рас?

Этнический состав населения - это результат длительного исторического процесса смешения и переселения представителей разных рас и этносов.

^ Этнос (народ) - это сложившаяся устойчивая группа людей, характеризующаяся общностью языка, территории, особенностями быта, культуры и этническим самосознанием.

Всего в мире насчитывается 3-4 тысячи этносов. Часть из них превратились в нации, другие представляют собой народности, племена.

^ Классификация этносов проводится по различным признакам, главные из которых численность и язык.

По численности народы мира различны. Подавляющее большинство народов малочисленно. Только 310 народов имеют численность более 1 млн чел., но на них приходится около 96% населения Земли.

К крупнейшим по численности народам мира относятся:

  • китайцы (1 120 млн чел.);

  • хиндустанцы (219 млн чел.);

  • американцы США (187 млн чел.);

  • бенгальцы (176 млн чел.);

  • русские (146 млн чел.);

  • бразильцы (137 млн чел.);

  • японцы (123 млн чел.).

Более 30 млн человек насчитывают следующие народы: бихарцы, пенджабцы, мексиканцы, немцы, корейцы, итальянцы, вьеты, французы, англичане, украинцы, турки,поляки и др.

По языку народы объединяют в языковые семьи, которые, в свою очередь, делятся на языковые группы. Всего в мире выделяется 20 языковых семей. Крупнейшими из них являются:

  • индоевропейская, на языках которой говорят 150 народов (около 2,5 млрд чел.). К ней относятся романские языки (французский, испанский, португальский, итальянский), германские (немецкий, английский, идиш, голландский), славянские (русский, польский, украинский), индоарийские (хинди, 'маратхи, пенджаби), иранские (персидский, таджикский) и др.;

  • китайско-тибетская, на языках которой говорят преимущественно в Китае, Непале, Бутане (свыше 1 млрд чел.).



Религиозный состав населения Земли можно исчислить лишь приблизительно, так как учета религиозной принадлежности во многих странах не ведется, а там, где он есть, данные не точны.

- Назовите мировые религии.

- Что мы называем национальной религией?

(^ Национальные религии – это те религии, последователи которых принадлежат преимущественно к одному этносу или одному государству).


III. Закрепление изученного материала.

Игра «Что такое? Кто такой?»

  • 6,8 млрд. человек (численность населения земли)

  • Китай (страна-лидер по числу жителей)

  • Европеоид (раса)

  • Индоевропейская (самая крупная языковая семья)

  • Христианство (мировая религия, лидер по числу приверженцев)

  • Мекка (священный город, центр возникновения ислама)

  • Конфуцианство (национальная религия китайцев)


^ IV. Домашнее задание.


    Домашнее задание:  прочитать текст учебника п.16

 Творческое задание:

- Составить генеалогическое древо своего рода.

- Выяснить историю происхождения своей фамилии.

         

^ V. Итоги. Выводы. Оценки.


- Ребята, достигли ли мы поставленных целей?

Мне понравилась ваша работа на уроке.

- Что самое интересное было для вас в данной работе?

- С каким настроением вы уходите с нашего урока?


Используя фразы на технологической карте, поделитесь с нами своими мнениями об уроке.


· сегодня я узнал…

· было интересно…

· было трудно…

· я выполнял задания…

· я понял, что…

· теперь я могу…

· я почувствовал, что…

· я приобрел…

· я научился…

· у меня получилось …

· я смог…

· я попробую…

· меня удивило…

· урок дал мне для жизни…

· мне захотелось…




Похожие:

Урок географии в 7а классе Тема урока: Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. География языков и религий. Цели урока iconУрок географии в 6а классе Тема урока: Озера. Цели урока
Образовательные: организовать работу учащихся по усвоению знаний о многообразии озер Земли, происхождении озерных котловин, бессточных...
Урок географии в 7а классе Тема урока: Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. География языков и религий. Цели урока iconУрок географии в 10-м классе по теме "Бразилия" Автор: учитель географии Шестакова Галина Александровна, моу «Ульканская средняя общеобразовательная школа №2» Цели урока
Экономическая и социальная география мира” (Максаковский В. П., изд. “Просвещение”, 2004), политическая и экономическая карты Латинской...
Урок географии в 7а классе Тема урока: Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. География языков и религий. Цели урока iconТема: «История географии». Цели урока
Цели урока: познакомить учащихся с тем, как изменялись представления людей о форме и размерах Земли во времени, познакомить с путешественниками...
Урок географии в 7а классе Тема урока: Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. География языков и религий. Цели урока iconУрок географии. Тема: Строение Земли
Да, ребята, все эти составляющие являются оболочками нашей Земли. Даже слово «география» образовано из двух греческих слов (от греч...
Урок географии в 7а классе Тема урока: Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. География языков и религий. Цели урока iconУрок по теме: Магнитное поле Земли (физика, география, биология) Цели урока
Данный урок построен по схеме: мотивация
Урок географии в 7а классе Тема урока: Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. География языков и религий. Цели урока iconУрок по музыке в 5 классе Тема урока: «Музыкальная живопись» сказок и былин. Цели и задачи урока
Цели и задачи урока: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников
Урок географии в 7а классе Тема урока: Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. География языков и религий. Цели урока iconАнализ урока в соответствии с требованиями фгос ноо цель посещения: Дата: Класс, учитель: Количество учащихся в классе: Присутствовали на уроке: Тема урока: Тип урока: Дидактическая задача урока: Цели урока (образовательная,
Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели
Урок географии в 7а классе Тема урока: Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. География языков и религий. Цели урока iconПлан урока №1 Тема урока Системы автоматизированного проектирования. Тип урока Урок формирования новых знаний Вид урока
Цели урока: 1 Учебная обучающие должны иметь представления о разнообразии программных средств создания инженерной графики
Урок географии в 7а классе Тема урока: Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. География языков и религий. Цели урока iconУрок алгебры в 8 классе Тема урока: Рациональные уравнения
Цели урока: создать условия для первичного ознакомления с понятием рационального
Урок географии в 7а классе Тема урока: Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. География языков и религий. Цели урока iconУрок № Дата : Тема урока : Цели урока : 1 2 3 План урока. № Этап урока I

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы