Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть 1 icon

Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть 1



НазваниеСистема оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть 1
Дата конвертации29.09.2012
Размер99.8 Kb.
ТипДокументы
источник


Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию


Часть 1

Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается 1 баллом.

За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, если обведен только один номер верного ответа. Если обведены и не перечеркнуты два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.


задания

Ответ

задания

Ответ

А1

4

А11

3

А2

2

А12

4

А3

2

А13

3

А4

1

А14

1

А5

2

А15

3

А6

2

А16

2

А7

4

А17

3

А8

1

А18

1

А9

2

А19

2

А10

3

А20

3


Часть 2

Правильно выполненные задания В1, В2, В3 и В5 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок.

Правильно выполненное задание В4 оценивается 1 баллом.


В1

1324

В2

134

В3

1211

В4

3

В5

54312, 43512


Часть 3

Критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.


Задания части 3 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.


Прочтите текст и выполните задания С1 – С6.


Этнос и природа

Каждый из нас несет в себе черты своего народа, которые называются этническими. «Этнос» по-древнегречески - народ. По мнению ряда исследователей, к главным признакам этноса относится: общность территории проживания, языка, исторической судьбы. Огромное значение имеет также осознание людьми своей принадлежности к данному народу (этническое самосознание).

Географическая (природная) среда – важнейшее условие возникновения и развития этноса. Она влияет, прежде всего, на материальную культуру народа, начиная с орудий труда и заканчивая предметами быта. Так, климат определяет особенности одежды и жилища, виды возделываемых сельскохозяйственных культур.

Характерные особенности географической среды оказывают также определенное влияние на отдельные стороны духовной культуры. Это воздействие выражается, прежде всего, в специфических привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются черты быта народов, связанные с условиями его обитания.

Находит отражение географическая среда в этническом самосознании народа. Картины окружающей природы запечатлеваются в сознании людей в виде представлений о «родной земле». Некоторые элементы ландшафта в виде зрительных образов (например, цветущая сакура у японцев) или географических названий (река Волга у русских) становятся своего рода символами этнической принадлежности.

Ученые спорят о степени влияния природной среды на развитие этносов. Одни считают это влияние очень значимым и во многом определяющим. Другие доказывают, что влияние этого фактора, включая и материальную сторону жизни, экономику, сейчас сравнительно невелико.

(Адаптировано по кн. Ю. Бромлея и Р. Подольного)

С1


Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


^ Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) понятие «этнос»;

2) влияние природной среды на материальные стороны жизни народа;

3) влияние природной среды на духовную жизнь этноса;

4) влияние среды на этническое самосознание;

5) споры ученых о роли природной среды в развитии этноса.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.




Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.

Количество выделенных фрагментов может быть различным.

2

Выделено большинство основных смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста ИЛИ Большая часть выделенных фрагментов текста соответствует содержательно и логически завершенным компонентам текста ИЛИ Большинство названий выделенных фрагментов (пункты плана) соответствует основной идее соответствующей части текста

1

Не выделены основные фрагменты текста ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента, ИЛИ Ответ неверный

0

^ Максимальный балл

2



С2


На какие стороны жизни народа, по мнению авторов текста, влияет природная среда? Укажите три стороны.


^ Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В ответе должны быть указаны следующие стороны жизни народа:

1) материальная культура;

2) духовная культура;

3) этническое самосознание.

Данные стороны жизни народа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.




Указаны три стороны

2

Указаны две стороны

1

Указана одна сторона ИЛИ Ответ неверный

0

^ Максимальный балл

2


С3


Какой смысл авторы вкладывают в понятие «этническое самосознание»? Объясните, почему оно является важной чертой этноса.

^ Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. авторское понимание понятия «этническое самосознание»: осознание людьми своей принадлежности к данному народу;

  2. объяснение, например: осознание своей принадлежности к этносу способствует более активному усвоению индивидом национальной культуры, развитию национальных традиций.

Может быть дано иное объяснение.




Приведено авторское понимание понятия, дано объяснение

2

Приведено авторское понимание ИЛИ Дано объяснение

1

Ответ неверный

0

^ Максимальный балл

2


С4


Конкретными примерами проиллюстрируйте любые три приведенных в тексте признака этноса.

^ Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В качестве иллюстрации данных в тексте признаков этноса могут быть приведены такие примеры:

1) представители российского этноса расселяются на обширной территории Среднерусской равнины, Урала, Сибири, Дальнего Востока и др. (общность территории);

2) для всех народов, входящих в состав российского этноса, общим является русский язык (общность языка);

3) только в ХХ веке население указанных территорий пережило войны, революции, коренные изменения социально-экономической и политической модели развития (общность исторической судьбы);

4) говорят об особенностях сознания и мировосприятия россиян, им присуще чувство национального достоинства (этническое самосознание).

Признаки этноса могут быть показаны на другом примере. Могут быть показаны на примере другие признаки этноса.




На примере показаны три признака этноса

3

На примере показаны два признака этноса

2

На примере показан один признак этноса

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания ИЛИ Ответ неверный

0

^ Максимальный балл

3


С5


Известно, что у народов тропического пояса нет обрядовых праздников, связанных с сезонными циклами земледельческих работ. В то же время народы умеренных широт издревле отмечали начало весеннего сева, осенний праздник урожая и т.п. Чем это можно объяснить? Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.


^ Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) объяснение приведенного в задании факта, например: у народов тропического пояса, в отличие от тех, кто проживает в умеренном климате, нет смены сезонов. Это отразилось в праздничных обрядах.

Может быть дано другое объяснение приведенного в задании факта.

2) фрагмент текста: «Это воздействие выражается, прежде всего, в специфических привычках, обычаях, обрядах»




Дано правильное объяснение, приведен фрагмент текста

2

Дано правильное объяснение ИЛИ Приведен фрагмент текста

1

Ответ неверный

0

^ Максимальный балл

2



С6


В тексте приводятся две точки зрения о роли природы в развитии этноса. Выберите ту из них, которую считаете более убедительной. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.


^ Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: согласие с одной или другой приведенной в тексте точкой зрения;

2) приведены два аргумента (объяснения) в защиту своего выбора, например:

в случае выбора первой точки зрения (об определяющем влиянии природы на развитие этносов) может быть указано, что

- природная среда (климат, наличие или отсутствие полезных ископаемых) прямо влияет на хозяйственную жизнь народа, от которой зависит процветание общества;

- в зависимости от географических особенностей территории проживания этноса развиваются (на морском побережье, в центре материка) развиваются те или иные пути сообщения, связи с другими народами;

- географические факторы оказывают влияние на сам ход исторического развития народа (климатические условия, особенности ландшафта повлияли на исход многих битв);

- нынешнее неблагоприятное состояние окружающей среды непосредственно влияет на развитие народов;

в случае выбора второй точки зрения (о том, что влияние природы на развитие этносов сравнительно невелико) может быть указано, что

  • народы, находящиеся примерно в одних природных условиях, нередко показывают разные уровни экономического развития (например, КНДР и Южная Корея);

  • некоторые народы, лишенные природных богатств (запасов полезных ископаемых), обладают современной высокоразвитой экономикой (например, Япония).

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).




Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента

2

Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент ИЛИ Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента

1

Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены ИЛИ Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент ИЛИ Ответ неверный

0

Максимальный балл

2










Похожие:

Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть 1 iconИнструкция по выполнению работы, система оценивания экзаменационной работы, критерии проверки и оценки выполнения задания с развернутым ответом
Онлайн тесты гиа и егэ. Онлайн тесты гиа по обществознанию. 2 варианта заданий первой части (А1 – А20)
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть 1 iconПо обществознанию, истории, информатике и икт, литературе, иностранным языкам
При этом ким гиа ежегодно совершенствуются по каждому общеобразовательному предмету: уточняются формулировки заданий и подходы к...
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть 1 iconПо обществознанию, истории, информатике и икт, литературе, иностранным языкам
При этом ким гиа ежегодно совершенствуются по каждому общеобразовательному предмету: уточняются формулировки заданий и подходы к...
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть 1 iconКлючи и система оценивания выполнения заданий комплексной итоговой работы Часть 1 Раздел «Чтение: работа с текстовой информацией»

Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть 1 iconПодготовила учитель истории моу «сош пос. Бурный Энгельсского р-на» Пилягина В. М
Система подготовки обучающихся 9 класса к третей части экзаменационной работы по обществознанию в рамках Государственной итоговой...
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть 1 iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из трех частей. Часть первая
Т 20 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых верный. При выполнении заданий части 1 обведите...
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть 1 iconСпецификация экзаменационной работы для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2008 года (в новой форме) по обществознанию
Значение экзаменационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по обществознанию выпускников IX классов общеобразовательных...
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть 1 iconЕгэ – изменения в контрольно-измерительных материалах
При этом ким егэ ежегодно совершенствуются по каждому общеобразовательному предмету: уточняются формулировки заданий и подходы к...
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть 1 iconСправка об изменениях ким егэ 2012 года
При этом ким егэ ежегодно совершенствуются по каждому общеобразовательному предмету: уточняются формулировки заданий и подходы к...
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть 1 iconСправка об изменениях ким егэ 2013 года
При этом ким егэ ежегодно совершенствуются по каждому общеобразовательному предмету: уточняются формулировки заданий и подходы к...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы