Теория потребительского поведения icon

Теория потребительского поведения



НазваниеТеория потребительского поведения
Дата конвертации05.10.2012
Размер34.47 Kb.
ТипДокументы
источник


























Полезность

Каким образом люди распределяют свои ограниченные денежные средства среди множества разнообразных товаров и услуг? Ответ на этот вопрос дает теория потребительского поведения. Она основана на предположении, что потребители ведут себя на рынке рационально (не под воздействием чувств и эмоций), т.е. потребители располагают свои потребности в соответствии с собственными предпочтениями, стремясь приобрести такой набор благ, который обеспечил бы ему максимальное удовлетворение его потребностей при неизбежно ограниченном размере его денежного дохода.
Мы приобретаем товары и оплачиваем услуги потому, что они обеспечивают нам удовлетворение наших материальных и духовных потребностей, т.е. обладают свойством быть источником удовольствия.
Это свойство экономисты обозначают термином «полезность». Полезность - понятие сугубо индивидуальное. Одни и те же товары обладают различной степенью полезности для различных потребителей (напр., кофе имеет высокую степень полезности для кофемана и нулевую и даже отрицательную для гипертоника).
В экономической теории используются категории:
- общая (TU)- полезность, получаемая от всего набора потребляемого блага. Она возрастает по мере
    приобретения дополнительных единиц блага.
- предельная (маржинальная - MU) - полезность, приносимая каждой дополнительной единицей
   приобретаемого блага. По мере насыщения потребности маржинальная полезность имеет
   тенденцию к сокращению. Предельная полезность товарного набора определяется полезностью
   последней единицы потребляемого товара.
В качестве счетной единицы используется гипотетическая единица u - «ютиль» (от англ. - полезность).

Теория маржинальной (предельной) полезности.

Кардиналистская (количественная) теория полезности предполагает, что полезность любого блага может быть измерена с помощью гипотетических единиц - ютилей. Это означает, что потребитель в состоянии оценить степень удовлетворения, приносимую ему получением тех или иных товаров. (Напр., он может сказать, что полезность потребления им одной булочки на завтрак = 10u, 2-х булочек = 17u, двух булочек и чашки кофе = 25u и т.д.  Предельная полезность обозначается буквами - MU (marginal utility).
Теория предельной полезности утверждает:
- хотя потребности человека безграничны и постоянно растут, большая часть их в пределах ограниченного промежутка времени может быть удовлетворена
- переход к полному удовлетворению потребности происходит постепенно, по мере приобретения дополнительных единиц блага
- каждая дополнительная единица потребляемого блага приносит потребителю дополнительную (маржинальную) или предельную полезность
- поскольку потребность в определенном товаре постепенно удовлетворяется, то и полезность блага для потребителя будет снижаться с каждой последующей порцией товара - т.е. маржинальная полезность каждой последующей единицы меньше, чем предыдущей - это свидетельствует об убывающем характере предельной полезности
- сумма предельных полезностей всех единиц потребляемого блага образует общую, или совокупную, полезность блага.(Предположим, что полезность 1-го яблока = 6u, 2-го = 4u, 3-го = 1u. Общая полезность при этом составит 6+4+1=11u) 11 ютилей
- предельная полезность блага будет определяться полезностью последней единицы в наборе (в нашем примере МU = 1u).
Порядковая теория полезности
Ординалистская (порядковая) теория полезности основана на том, что потребитель в состоянии упорядочить все возможные товарные наборы в соответствии с «предпочтительностью» с его субъективной точки зрения. Эта теория объясняет поведение потребителя на рынке с помощью «эффекта дохода» и «эффекта замещения». А инструментом анализа служат:
- кривые безразличия
- бюджетная линия
«^ Эффект дохода» определяется как изменение реального дохода потребителя при изменении цен на товары и услуги. Если цена товара снижается, то покупательная способность дохода потребителя увеличивается. Др. словами, более низкая цена позволит потребителю приобретать большее количество данного товара при прежнем уровне денежного дохода. Напр., доход потребителя - 200 руб. Он сможет приобрести 20 кг картофеля по цене 10 руб. за кг. Если цена снизится до 5 руб., потребитель сможет купить 40 кг картофеля. Или же, оставив потребление картофеля на прежнем уровне, приобрести на «высвобожденные» деньги другие товары. Т.о. снижение цены товара делает потребителя реально богаче, позволяя ему расширить объем покупок при той же величине денежного дохода.
«Эффект замещения» состоит в том, что снижение цены на товар относительно удорожает др. товары. Люди стремятся заменить подешевевшим благом другие, относительно дорогие товары и услуги. Снизившаяся цена картофеля при неизменности цен на др. товары будет более привлекательна для покупателей, и они увеличат потребление картофеля, заменяя им др. продукты, напр., крупы и макаронные изделия.

















Похожие:

Теория потребительского поведения iconМикро и макроэкономика Экономическая теория
Экономическая теория это исследование поведения людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ...
Теория потребительского поведения iconДистанційні завдання для учнів 5 класів
Теория ст. 92,93 упр. 198, текст ст. 94; теория ст. 98,99, упр. 216, текст ст. 100; теория ст. 103,104, упр. 225, 229, текст ст....
Теория потребительского поведения icon1. Общая теория права и государства Понятие и признаки права. Система Российского права и ее структурные элементы
Совокупность общеобязательных правил поведения, принятых или санкционированных государством или народом, называется…
Теория потребительского поведения iconМуниципальное учреждение «организационно-методический центр развития образования»
Краснодара проводятся курсы повышения квалификации для специалистов, ориентированных на воспитательно-профилактическую работу с учащимися,...
Теория потребительского поведения iconДокументи
1. /ВМ теория/_нтегрування_2_uv.rtf
2. /ВМ...

Теория потребительского поведения iconРабота Тема Агрессия, ее причины
В работе раскрыта теория агрессии, причины и последствия агрессивности, по теории З. Фрейда, Фромма и других психологов. Проведен...
Теория потребительского поведения iconТеория валютного курса
Начинающий студент экономического факультета только удивляется, зачем он тратит столько времени на такие совершенно "бесполезные"...
Теория потребительского поведения iconМолекулярно-кинетическая теория тепла
В середине XVIII века в европейской науке господствовала теория теплорода, впервые выдвинутая Робертом Бойлем. В основе этой теории...
Теория потребительского поведения iconЛ. В. Косарынцевой от
Прошу Вас принять в члены Кредитного потребительского кооператива «Перспектива»
Теория потребительского поведения icon2. Общие правила поведения
Настоящее положение определяет цель: формирование единого понимания и соблюдения правил поведения в школьной обстановке, воспитание...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы