Задание №1 Почему и зачем принята Всеобщая декларация прав человека icon

Задание №1 Почему и зачем принята Всеобщая декларация прав человека



НазваниеЗадание №1 Почему и зачем принята Всеобщая декларация прав человека
Дата конвертации06.10.2012
Размер98.89 Kb.
ТипДокументы
источник

Выберите одно из заданий, ответьте на вопросы.


Задание №1

Почему и зачем принята Всеобщая декларация прав человека


Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 г.)


Преамбула


Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и


принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и


принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и...


принимая во внимание, что народы объединенных наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и


принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,


Генеральная Ассамблея


Провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства, с тем чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать утверждению этих прав и свобод и обеспечению путем национальных и международных прогрессивных мероприятий всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств — членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.


Права человека: Основные международные документы. — М., 1989. — С. 134—135.


Вопросы и задания: 1. Составьте план преамбулы, в котором кратко отразите шесть обстоятельств и мотивов принятия Декларации. 2. Как вы понимаете равные права всех людей? Как понимаете неотъемлемые права? Почему признание равных и неотъемлемых прав является основой свободы; основой справедливости; основой всеобщего мира? 3. Какие варварские акты, порожденные пренебрежением к правам человека, вам известны? Почему создание мира, где люди будут иметь свободу слова и убеждений, будут свободны от страха и нужды, названо высоким стремлением людей? 4. Как вы понимаете охрану прав человека властью закона? 5. Раскройте связь между правами человека и развитием дружественных отношений между народами. 6. Что означает эффективное осуществление прав и свобод человека? Чем оно отличается от неэффективного?


Задание 2.

Конституция РФ о правах человека


Из Конституции Российской Федерации


Статья 2


Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства...


Статья 17


1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.


2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.


3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц...


Статья 45


1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.


2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом...


Статья 55


1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.


2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.


3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.


^ Вопросы и задания: 1. Опираясь на статьи Конституции России и Всеобщую декларацию прав человека, покажите связь положений Конституции с международными нормами по вопросу о правах человека. 2. Раскройте смысл первой фразы в статье 2 Конституции России. 3. Что означает неотчуждаемость прав и свобод человека? 4. В чем состоит смысл нормы, изложенной в пункте 3 статьи 17? Могут ли существовать ничем не ограниченные права и свободы? 5. Почему ограничение прав и свобод может быть осуществлено только федеральным законом? Что было бы, если бы любой орган или любой государственный чиновник мог ограничивать права и свободы? 6. Какое значение имеет закрепление прав и свобод человека и гражданина в Конституции Российской Федерации?


Задание 3.

Гражданское общество


А. Я. Юдовская — ученый-педагог


Гражданское общество... имеет целый ряд составляющих, которые должны в нем присутствовать. Основная и главная его черта — наличие личной свободы у индивида, или, иными словами, наличие свободной личности... Человек перестает быть... рабом сложившихся издавна традиций, узником сословных или корпоративных10 условностей.


Личность становится автономной, она получает возможность распоряжаться своей судьбой, менять положение в обществе, место жительства, род занятий, изменять вероисповедание, традиции.


Затем следует отметить такую черту, как рост экономической самостоятельности индивидов от государства на основе частной собственности. Отношения конкуренции, свободного рынка, получения прибыли требуют от индивидуума умения самостоятельно принимать решения, исходя, прежде всего, из понимания личной выгоды.


...Для гражданского общества характерно также создание... общественных структур, выражающих и защищающих интересы граждан перед государством. В целях защиты личности от произвола государственной власти развитое гражданское общество создает структуры местного самоуправления и различные общественные организации — политические партии, профсоюзы, различные общества и движения (религиозные, кооперативные, культурные и др.).


Там, где гражданское общество неразвито, где эти структуры отсутствуют, возникает возможность для огосударствления всех сторон жизни человека, а это приводит к отчуждению личности от государственной власти, т. е. к состоянию зависимости (полной!) его жизни от государства. И у индивида в этом случае формируется взгляд на государство, как на враждебный ему институт.


В результате в гражданском обществе в сознании людей формируются новые приоритетные ценности — право на жизнь, свободу личности, гарантии его достоинства, индивидуальность.


Юдовская А. Я. Эволюция права в государствах Европы и Америки (XVII—XIX вв.). — СПб., 1996. — С. 6—7.


Вопросы и задания: 1. Назовите и поясните характерные черты гражданского общества. 2. Что составляет экономический фундамент гражданского общества? Свой ответ поясните. 3. Какие общественные структуры и почему возникают в гражданском обществе? Опираясь на свой личный опыт, приведите примеры этих структур. 4. Каково значение гражданского общества? Как оно связано с правовым государством?


Задание 4.

Текст 1. Что такое свобода совести?


Из Конституции Российской Федерации. Энциклопедический словарь


Свобода совести — право любого лица исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии, распространять религиозные и антирелигиозные убеждения. Свобода совести признается во всех демократических конституциях. Однако есть ряд стран, где официально признана лишь одна государственная религия (чаще всего ислам), а иные религии или не допускаются, или находятся в неравноправном положении, а нередко подвергаются притеснениям, равно как и атеизм. Ранее действовавшие в России конституции признавали свободу совести. Однако на протяжении длительного времени (до конца 80-х гг.) соответствующие конституционные нормы носили в значительной степени фиктивный характер: статус церкви был ограничен, антирелигиозная пропаганда была государственной политикой, религиозная вера закрывала путь на государственные должности, не говоря уже о прямых притеснениях верующих и священнослужителей, разрушении церквей и т. п. Конституция РФ 1993 г. в ст. 14 устанавливает, что Россия — светское государство, церковь отделена от государства, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения равны перед законом. В России действуют разные конфессии (православие, мусульманская религия, буддизм и др.). Каждому гарантированы свобода совести и свобода вероисповедания, право иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания (например, принуждение к совершению религиозных обрядов или, наоборот, неправомерное создание препятствий для совершения таких обрядов) наказуемо в уголовно-правовом порядке. Равным образом наказуемо и причинение вреда здоровью людей под видом исполнения религиозных обрядов.


Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь. — М. — 1997. — С. 259—260.


Текст 2. Из закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях»


Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений в обучении религии...


...Право человека и гражданина на свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.


Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» // Российская газета. — 1 октября. — 1997.


Вопросы и задания к текстам 1,2: 1. Что такое светское государство? 2. Охарактеризуйте сущность свободы совести. Какие обязанности накладывает на гражданина конституционное положение о свободе совести? Приведите примеры реализации в РФ права на свободу совести. 3. Почему предоставление гражданам всех возможностей для их религиозной деятельности — одна из существенных функций государства? Почему государство наказывает тех, кто препятствует осуществлению права на свободу совести? 4. Назовите известные вам примеры причинения вреда здоровью, нравственности людей под видом исполнения религиозных обрядов.


Задание 5.

Декларация прав ребенка


Принята Генеральной Ассамблеей ООН14 20 ноября 1959 г. (Извлечение)


Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены...


Принцип 1. Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений. Принцип 2. Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства... Принцип 3. Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство... Принцип 4. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилье, развлечения и медицинское обслуживание... Принцип 7. Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях... Принцип 8. Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первыми получают защиту и помощь. Принцип 9. Ребенок должен быть защищен от любого непроявления заботы о нем и от всех форм жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме... Принцип 10. Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации.


Декларация прав ребенка // Диалог. — 1991. — № 6. — С. 61.


Вопросы и задания: 1. Какова цель принятия Декларации прав ребенка? 2. Опираясь на текст документа, докажите, что в нем изложены принципы защиты детства. 3. Актуальна ли в настоящее время проблема защиты детей в нашей стране и других странах? Опираясь на конкретные факты, поясните свой ответ. 4. Раскройте связь Декларации прав ребенка и Всеобщей декларации прав человека. 5. Объясните, в чем гуманистическая сущность и общественная значимость Декларации прав ребенка.


Задание 6.

Текст 1. Приобщать человека к плодам цивилизации


П. Ф. Каптерев (1849—1922) — ученый-педагог


Образование... есть введение человека в культурную жизнь человечества, приобщение его к главным плодам цивилизации, существеннейшим результатам дум и работ гениев мыслительности.


Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. — М., 1982. — С. 69.


Текст 2. Жизнь и образование


С. И. Гессен (1887—1950) — русский педагог и философ


Цели образования тесно связаны с целями жизни данного общества. Жизнь определяет образование, и обратно — образование воздействует на жизнь...


Образование по существу своему не может быть никогда завершено. Мы образовываемся всю жизнь, и нет такого определенного момента в нашей жизни, когда мы могли бы сказать, что нами разрешена проблема нашего личного образования. Только необразованный человек может утверждать, что он сполна разрешил для себя проблему образования.


Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. — М., 1995. — С. 25, 35.


Вопросы и задания к текстам 1,2: 1. Раскройте на примерах, в чем состоит роль образования в процессе введения человека в культурную жизнь общества. 2. Привлекая материал учебника, раскройте положение о том, что образование — сочетание интересов личности и общества. Иногда высказывается мнение о том, что школа и общество — сообщающиеся сосуды. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Свой ответ аргументируйте. Почему образование индивида никогда не может считаться завершенным?




Похожие:

Задание №1 Почему и зачем принята Всеобщая декларация прав человека iconВсеобщая декларация прав человека
Принята и провозглашена резолюцией 217 а (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года
Задание №1 Почему и зачем принята Всеобщая декларация прав человека iconВсеобщая декларация прав человека
Принята и провозглашена резолюцией 217 а (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года
Задание №1 Почему и зачем принята Всеобщая декларация прав человека iconВсеобщая декларация прав человека
Принята и провозглашена резолюцией 217 а (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года
Задание №1 Почему и зачем принята Всеобщая декларация прав человека iconВсеобщая декларация прав человека
Принята и провозглашена резолюцией 217 а (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года
Задание №1 Почему и зачем принята Всеобщая декларация прав человека iconХартия прав человека: всеобщая декларация прав человека
Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является...
Задание №1 Почему и зачем принята Всеобщая декларация прав человека iconВсеобщая декларация прав человека
Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и принимая во внимание, что всеобщее...
Задание №1 Почему и зачем принята Всеобщая декларация прав человека iconВсеобщая Декларация прав человека Преамбула
Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равныхнеотъемлемых прав является основой...
Задание №1 Почему и зачем принята Всеобщая декларация прав человека iconВсеобщая декларация прав человека
Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является...
Задание №1 Почему и зачем принята Всеобщая декларация прав человека iconДокументи
1. /Всеобщая декларация прав человека.doc
Задание №1 Почему и зачем принята Всеобщая декларация прав человека iconВсеобщая декларация прав человека (1948)
Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы