А при выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который по вашему мнению, является правильным. А1 icon

А при выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который по вашему мнению, является правильным. А1



НазваниеА при выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который по вашему мнению, является правильным. А1
Дата конвертации06.10.2012
Размер120.11 Kb.
ТипДокументы
источник

10 класс

«История России при Иване Грозном»


Часть А


При выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который по вашему мнению, является правильным.


А1. Какой ряд дат отражает события внешне политики Ивана IV?

1) 1533 г., 1549 г.; 2) 1547 г., 1560 г.; 3)1552 г., 1558 г.; 4)1552 г., 1558 г.


А2. При Иване IV был построен собор:

1) Архангельский в Москве; 2) Софийский в Новгороде; 3)Покровский в Москве; 4) Успенский в Москве;


АЗ. Как назывался приказ, ведавший дворянской службой и назначением на командные должности?

1) Стрелецкий; 2) Дворцовый; 3)Дворянский; 4)Разрядный.


А4. До 1589 г. для того, чтобы стать главой Русской православной церкви, требовалось согласие:

1)московского великого князя (позже царя); 2)константинопольского патриарха;

3)Земского собора; 4)Боярской думы


А5. Опричнина была введена непосредственно после:

  1. успешного набега на Москву крымских татар; 2)бегства А. Курбского в Литву;

3) венчания Ивана IV на царство; 4)взятия Казани.


А6. Кто из деятелей русской истории вошел в историю как самый кровавый опричный палач?

  1. Ф. Колычев; 2)А. Адашев; 3)М. Скуратов; 4)Б. Годунов.


А7. Урочные лета - это:

  1. срок выполнения «урока» (работы) кабальными холопами, после чего они получали свободу;

  2. годы, в которые запрещался переход крестьян от одного землевладельца к другому;

  3. минимальное время проживания крестьянина на земле помещика после перехода к нему в Юрьев день;

4) 5-летний срок сыска беглых крестьян.

А8. При Борисе Годунове был построен:

  1. собор Василия Блаженного; 2)Смоленский кремль; 3)Казанский собор; 4)краснокирпичный Кремль в Москве.


А9. Судебник Ивана IV:

  1. сохранил право крестьян на переход; 2)уничтожил вечевой строй;

3)учредил Боярскую думу; 4)ликвидировал уделы.


А10. Прочтите отрывок из сочинения современ­ного историка и укажите, когда произошли описан­ные события.

«Воспользовавшись разложением опричного войска, крымский хан... прорвался к Москве и под­жег город. Пожар перекинулся в Кремль, где спрята­лось множество москвичей. Почти все они задохну­лись "от пожарного зною" в каменных соборах и па­латах. Около двух месяцев город очищали от трупов. Не обошлось и на этот раз без измены».

  1. 1558 г.; 2)1564 г.; 3)1571 г.; 4)1580 г.


А11. Даты 1533,1584,1598 г. относятся к:

  1. присоединению новых территорий к Русскому государству; 2)войнам России с западными государствами;

3) началу правления царей; 4)основанию крупных монастырей.


А12. Кто из перечисленных ниже лиц прославился как самый выдающийся иконописец XVI в.?

  1. Андрей Чохов; 2)Филофей; 3)Макарий; 4)Дионисий.


А13. Как назывались выборные главы местного самоуправления по реформам 1530-1550-х гг.?

  1. Уездные предводители; 2) губные старосты; 3)земские старосты; 4)наместные воеводы.


А14. Отмена кормлений, создание стрелецкого войска, принятие нового Судебника относятся к деятельности:

  1. правительства Елены Глинской; 2)«боярского правления»; 3)Избранной рады; 4)Бориса Годунова.


А15. По мнению ряда историков, опричнина стала возможной благодаря поддержке части:

  1. верхушки посада; 2)дворянства; 3)боярства; 4)церкви;


А16. Какие из перечисленных городов и земель вошли в состав Русского государства при Иване IV? А. Казанское ханство; Б. Крымское ханство; В. Западная Сибирь; Г. Полоцкая земля; Д. Астрахань; Е.Ливония. Укажите верный ответ.

1)АБД; 2)АДЕ; 3)АВД; 4)ВГЕ.


А17. Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Ка­рамзина и укажите дату событий, о которых идет речь.

«В сие ужасное время явился удивительный муж, именем Сильвестр, саном иерей, родом из Нов­города, приблизился к Иоанну с подъятым, угрожа­ющим перстом, с видом пророка и гласом убеди­тельным, возвестил ему, что суд Божий гремит над главою царя, легкомысленного и злострастного, что огонь небесный испепелил Москву, что сила вышняя волнует народ».

1)1533 г.; 2)1547 г.; 3)1560 г.; 4)1565 г.


А18. С деятельностью Стоглавого собора непосредственно связано понятие:

  1. старообрядчество; 2)реформация; 3)унификация; 4)автокефалия.


А19. Созыв первого Земского собора произошел в:

  1. 1538 г.; 2)1549 г.; 3)1565 г.; 4)1598 г.


А20. Федор Иоаннович:

  1. правил с помощью беспощадного террора; 2)проиграл войны со Швецией и Польшей;

3) присоединил к России Псков и Смоленск; 4)не занимался делами государственного управления.


А21. Для периода 1538-1547 гг. характерны (а):

  1. многочисленные жестокие казни; 2)борьба боярских группировок;

3) многочисленные реформы; 4)успешные войны.


А22. Конец правления Ивана IV характеризуется:

  1. укреплением внешнеполитического престижа России; 2)возвращением к политике Избранной рады;

3) продолжением политики репрессий; 4)хозяйственным подъемом.


А23. Одна из основных причин активной завоевательной политики России в середине XVI в. -стремление:

  1. распространить христианскую веру; 2)обеспечить дворянство землей;

3) уничтожить Золотую Орду; 4) увеличить число холопов.


А24. Прочитайте отрывок из письма и укажите его автора.

«Зачем, царь, воевод, дарованных тебе Богом для борьбы с врагами, различным казням предал и на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил, обвиняя невинных православных в изменах и чародействе и с усердием тщась свет во тьму обратить и сладкое назвать горьким?»

  1. Владимир Старицкий; 2)митрополит Филипп; 3)Андрей Курбский; 4)Сильвестр.


А25. К правлению Федора Иоанновича относится:

  1. окончание Ливонской войны; 2)удачная война со Швецией;

3) поход Ермака в Сибирь; 4)отмена опричнины.


А26. Прочтите отрывок из рассказа иностранца и укажите название города, о котором идет речь.

Ивана IV «встретил колдун или мошенник, которого они почитали как своего оракула, святой человек по имени Микула Свят; он встретил царя смелыми проклятиями, заклинанием, руганью и угрозами, называл его кровопийцей, пожирателем христианской плоти, клялся, что царь будет поражен громом, если он... коснется с преступной целью хотя бы волоса на голове последнего из детей этого города... Царь содрогнулся от этих слов и просил его молиться и об избавлении и прощении [царю] его жестоких замыслов».

  1. Москва; 2)Новгород Великий; 3)Псков; 4)Тверь.


А27. Раньше, чем народный бунт в Москве, произошла(о):

  1. венчание Ивана IV на царство; 2)создание Избранной рады;

3) введение опричнины; 4) взятие Казани.


А28. Прикрепление крестьян к земле было предпринято в первую очередь в интересах:

  1. крупных бояр-вотчинников; 2)священнослужителей;

3) дворян-помещиков; 4)самих крестьян.


А29. Жертвой опричного террора стал:

  1. митрополит Макарий; 2) Филипп Колычев; 3)Алексей Адашев; 4)царевич Иван.


А30. Что было одной из причин неудачи России в Ливонской войне?

  1. Образование против России коалиции западных государств;

  2. восстания против царской власти в Новгороде и Пскове;

  3. недооценка военного потенциала Ливонского ордена;

  1. всё вышеназванное.

Часть В

Ответом на задание в части В может быть слово, словосочетание, сочетание букв или букв и цифр.


B1. Расположите в хронологическом порядке события военной истории России. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: АБВГ.

А, Битва при селе Молоди. Б. Взятие Полоцка. В. Поход Ермака. Г. Взятие Казани.


В2. Установите соответствие между религиозными деятелями и фактами их биографии. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: 1А2БЗВ4Г.



Религиозный деятель

Факт биографии

1. Макарий

А. Один из составителей «Домостроя»

2. Иов

Б. Венчал Бориса Годунова на царство

3. Сильвестр

В. Благословил опричнину

4. Филипп

Г. Венчал Ивана IV на царство




Д. Убит М. Скуратовым

^ В3. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и назовите фамилию деятеля, к которому относится эта характеристика.

«Прежде всего следует отметить исключительную быстроту [его] возвышения. Внешним выражением этого является продвижение... вверх по лестнице чинов. Второе - это его «близость» к царю.Начиная с 1547 г. он участник почти всех военных походов Ивана IV... Политическим выражением «близости»... было включение [его] в состав «ближней думы», членом которой он является уже в марте 1553 г. Наконец, третья черта - это широта его деятельности».


В4. Установите соответствие между иностранцами и фактами их биографии. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: 1А2БЗВ4Г.



Иностранцы

Факты биографии

1. Девлет-Гирей

А. Борьба с Ермаком

2. Кучум

Б. Открытие пути в Россию вокруг Скандинавии

3. Стефан Баторий

В. Разорение Москвы

4. Ричард Ченслер

Г. Осада Пскова




Д. Помощь во взятии Казани


^ В5. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя человека, о смерти которого идет речь.

«В полдень 15 мая царица Мария стала обедать, а сына отпустила погулять и потешиться игрой с четырьмя сверстниками. Дети играли на небольшом заднем дворике - в углу между дворцом и крепостной стеной. За ними приглядывала мамка Василиса Волохова и две другие няньки. Обед только начался, как вдруг на дворе громко закричали. Царица поспешно сбежала вниз и с ужасом увидела, что ее единственный сын мертв».


В6. Напишите имя и фамилию русского первопечатника. ___


В7. Установите соответствие между деятелями русской культуры и созданными ими памятниками. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: 1А2БЗВ4Г.



Деятели культуры

Памятники

1. Барма и Постник

А. Колокольня Ивана Великого

2. Дионисий

Б. Смоленский кремль

3. Андрей Чохов

В. Фрески Ферапонтова монастыря

4. Федор Конь

Г. Царь-пушка




Д. Собор Василия Блаженного



^ В8. Установите соответствие между деятелем русской истории и тем, в каком родстве он состоял с Иваном IV. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например:1А2БЗВ4Г.



Деятель

Родство

1. Никита Романович Юрьев

А. Двоюродный брат

2. Владимир Старицкий

Б. Брат первой жены

3. Михаил Глинский

В. Брат жены сына

4. Борис Годунов

Г. Племянник




Д. Дядя


В9. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и напишите, где произошли описываемые события.

«Отсюда... царь известил митрополита и думу о том, что «от великие жалости сердца» он оставил свое государство и решил поселиться там, где «его, государя, Бог наставит»... В письме к Боярской думе Иван IV четко объяснил причины своего отречения. Он покинул трон из-за раздора с Боярской думой».


В10. Распределите перечисленные ниже события: связанные с периодом деятельности Избранной рады - в группу А, связанные с периодом опричнины - в группу В. Запишите номера ответов в порядке возрастания в каждой из групп в нижеприведенную таблицу.

1)Ограничение местничества. 2)Разделение государства на две части.

3)Уничтожение последнего удела. 4)Поход на Новгород.

5)Отмена кормлений. 6)Оформление приказов.



Группа А

Группа В




















Часть С

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний и умений.

«Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не взглянет, и уж совсем не как раб на господ. Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. Все расхитили коварным образом...».


С1. Назовите автора и адресата документа, примерное время составления.


С2. О каком периоде русской истории идет речь? Напишите его устоявшееся наименование и укажите хронологические рамки.


СЗ. Какую идеологию выражал автор документа? Какой идеологии придерживался его оппонент?


С4. Сравните политику Ивана III и Ивана IV в отношении Новгорода. Найдите черты сходства и различия.

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ)

Общее

Различия




















С5. Работа с суждением историка.

Прочитайте отрывок из работы историка Л.Н. Гумилева. О каком явлении идет речь? Какие еще точки зрения на это явлены вы знаете?

«[Она] была создана Иваном Грозным в припадке сумасшествия... Задачей было «изводить государеву измену»... Главным содержанием стали совершенно беспрецедентные и бессмысленные убийства ради убийств».




Похожие:

А при выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который по вашему мнению, является правильным. А1 iconКакой ряд дат отражает события внешней политики Ивана iv?
При выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который, по Вашему мнению, является правильным
А при выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который по вашему мнению, является правильным. А1 iconКонтрольная работа за 1 полугодие. 11 класс При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1-А31) поставьте
При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1—А31) поставьте знак «X» в клеточку,...
А при выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который по вашему мнению, является правильным. А1 iconПри выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А31) поставьте знак «» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа
При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А31) поставьте знак «»
А при выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который по вашему мнению, является правильным. А1 iconЗадания для проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии 2010-2011г г. 9 класс Задания части I
Задания части I. Часть I включает 25 вопросов, к каждому из них предложено четыре варианта ответа. На каждый вопрос выберите только...
А при выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который по вашему мнению, является правильным. А1 iconКонтрольная работа №2
При выполнении заданий этой части под номером выполняемого вами задания поставьте знак «Х» в клеточку, номер которой соответствует...
А при выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который по вашему мнению, является правильным. А1 iconИнструкция по выполнению задания. Вам предлагаются тестовые задания по предмету «Физическая культура»
При выполнении этих заданий необходимо выбрать правильное завершение из предложенных вариантов. Среди них содержатся как правильные,...
А при выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который по вашему мнению, является правильным. А1 iconПри выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1—А30) поставьте знак “×” в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа

А при выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который по вашему мнению, является правильным. А1 iconПри выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1–А32) поставьте знак «» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа

А при выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который по вашему мнению, является правильным. А1 iconМатематика 6 класс
К каждому заданию части а дано четыре ответа, из которых только один верный. При выполнении заданий этой части в бланке ответов под...
А при выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который по вашему мнению, является правильным. А1 iconКлассы неорганических соединений вариант -1 Часть 1
При выполнении заданий этой части под номером выполняемого вами задания поставьте знак «Х» в клеточку, номер которой соответствует...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы