Музей «За рулем» icon

Музей «За рулем»



НазваниеМузей «За рулем»
Дата конвертации23.10.2012
Размер47.01 Kb.
ТипДокументы
источник

Музей «За рулем»

КРИГЕР И ГРАЧЕВ

Этим фрагментом мы завершаем публи­кацию воспоминаний конструктора танков Н. Астрова (см. ЭР, 1989, Ms 8—10).

Танковый завод в Москве, где я работал, широко использовал двигатели и различ­ные детали с горьковского автомобиль­ного, и мне часто приходилось бывать на ГАЗе, а там уровень технологии на­ходился несравненно, на несколько по­рядков выше, чем у нас. Каждая поезд­ка туда казалась равноценной путешест­вию в Америку, и насколько возможно я старался чаще посещать завод. Вечера­ми, а то и ночами пропадал в цехах, изучая технологию, днем работал в конструкторско-экспериментальном отделе (КЭО). Его испытательными подразделе­ниями руководили такие милые и благо­желательные люди, как А. Алексеев, В. Буданов, X. Камбург, Р. Клуцис, М. Мокеев, В. Смирнов, здесь работали первоклассные испытатели Г. Зяблов, К. Дубинин, К. Итальянцев — всех пере­числить нет возможности. Я настойчиво старался воспринять культуру разработки и конструирования, которыми непосред­ственно руководил «сам» Андрей Алек­сандрович Липгарт. Дружеские, теплые отношения мы сохранили до конца его жизни.

Среди конструкторов было немало за­мечательных специалистов: Ю. Сорочкин, Б. Кирсанов, А. Просвирнин, А. Кирил­лов, Н. Мозохин, Л. Косткин. И первым среди Них поставлю Анатолия Маврикие-вича Кригера, тогдашнего начальника КБ шасси и двигателей. Человек анали­тического склада ума и редкой работо­способности, всю войну трудившийся по 14 часов в сутки, он отличался педантиз­мом. Кригер не пропускал ни единой цифры, фразы, запятой на чертежах, выпускавшихся КЭО, без личного контро­ля и около каждого проверенного зна­ка, будь то сборочный чертеж, детали­ровка и даже спецификация, ставил птич­ку толстым синим карандашом.

Со свойственными ему четкостью и не­изменной благожелательностью Анатолий Маврикиевич руководил работой кон­структоров. Держался суховато, даже замкнуто, всегда подтянутый, тщатель­но, пусть и скромно одетый. Характерно, что, по крайней мере на моей памяти (а нам пришлось близко сотрудничать всю войну), он не имел приятелей, хотя был, в общем, человеком добрым, но вместе с тем и жестким, крайне обяза­тельным и, как сказали бы теперь, не­коммуникабельным. Многие даже недо­любливали его за строгость и требова­тельность.

Редкая емкость памяти делала Криге­ра живым энциклопедическим справочни­ком, содержавшим неисчислимое мно­жество сведений о конструкциях отечест­венных и зарубежных автомобилей и дви­гателей. Большой объем знаний позволял ему легко парировать высказывания ма­лоопытных конструкторов, но, надо отдать ему должное, редко злоупотреблял эру-

дицией, предпочитая воздействовать ло­гическими доводами. Метод его — частич­ное заимствование зарубежных решений, что порой сближало конструкторскую работу с ремесленничеством, отчего ин­терес к ней у думающих сотрудников падал. Но такой подход заметно ускорял разработку и вдобавок воспитывал уме­ние анализировать технические решения, оценивать чужие идеи.

Конечно, такой метод страдал сущест­венным недостатком: ведь узлы были от устаревших машин, и собственное кон­структорское мышление не получало развития. Всем этим закладывалось от­ставание в техническом уровне изделий, тем более что освежать парк иностран­ных образцов удавалось нерегулярно.

При всех издержках своего метода Кригер сумел сделать очень много для создания как гражданской, так и боевой техники. В пору работы на ГАЗе он активно участвовал в доводке силового агрегата ГАЗ—203 из двух автомобиль­ных моторов, ставшего основой танков Т—70, Т—80, самоходных установок СУ— 76, зенитных артсамоходок ЗСУ—37. Было изготовлено свыше 35 000 таких агре­гатов и соответственно боевых машин на их базе.

Значительно его участие в разработке грузовика ГАЗ—51, технические решения для которого опробовались на 19 опытных образцах. Модели этой принадлежит рекорд по продолжительности серийного производства — 29 лет!

Рядом с Кригером следует, бесспорно, назвать Виталия Андреевича Грачева. Крупный, высокоодаренный конструктор с живым складом ума, склонный критиче­ски оценивать зарубежный опыт. Грачев был человеком изобретательным, всегда искавшим собственный ответ на все вопросы, которые возникали в процессе конструирования, хотя этот путь и долог и дорог. Он чуть ли не в одиночку спроектировал оригинальную машину, в основном для военных целей, именовав­шуюся ГАЗ—64. Небольшой открытый ав­томобиль с использованием других «газовских» узлов, схожий по компоновке, габариту и назначению с ввозившимся по ленд-лизу американским джипом «Бан­там». Тот и другой имели общий недо­статок: не вписывались в колею, кото­рую оставляли в грунте грузовики. Это обстоятельство затрудняло вождение ГАЗ—64 по грунтовым дорогам, а в некоторых случаях делало езду небез­опасной. Впоследствии колею расширили, модернизировали ряд узлов — так ро­дился ГАЗ—67, известный под прозви­щем «Иван-Виллис». В большом количест­ве он поступал в войска, как и созданные на его базе бронеавтомобили БА—64 и БА—64Б.

Творческие усилия Грачева в большой мере были направлены на повышение проходимости автомобилей и давали не­плохие результаты. Он был прирожден­ным конструктором-экспериментатором. К сожалению, результаты его поисков, стоивших немалого времени и денег, да­леко не всегда воплощались в серии. Тем не менее перечень выпускавшихся на ГАЗе по его разработкам машин не так мал: трехосный (6X4) грузовик ГАЗ—AAA (1934—1944 гг., сделано около 37 000), модификация шасси ГАЗ—AAA для бронеавтомобилей БА—10 и Б А—12 (1938—1942 гг.), легковые повышенной проходимости (4X4) ГАЗ—61-73 (1941 — 1942 гг., около 1000 машин) и ГАЗ— 67Б (1944—1953, более 92 000), броне-

автомобиль Б А—64Б (1943—1946 гг., свы­ше 6000).

По окончании войны Грачев и Кригер, не помню, в силу каких обстоятельств, покинули ГАЗ. Кригер несколько лет был главным конструктором на вновь создан­ном заводе в Кутаиси, затем занял эту должность на ЗИЛе. Грачев также работал главным конструктором строившегося на Украине автомобильного завода, потом начальником СКБ ЗИЛа. Вот тут-то наибо­лее очевидно сказалось различие в их стиле и конструкторском почерке. Стало ясно, что результаты работ Кригера бо­лее весомы. Скажу откровенно: никогда не наблюдал между ними взаимной симпа­тии — видимо, повторюсь, в силу слиш­ком явного несходства стилей. Но оба, бес­спорно, являлись выдающимися специали­стами в своей области.

Возвращаясь к общей характеристике конструкторских работ ГАЗа, надо сказать, что большинство из них не имели единственно возможных решений: вари­антов обычно бывало довольно много, Какие воплощать в металле — здесь глав­ную роль при выборе играет образован­ность и интуиция главного. Хочу особо подчеркнуть, что и Кригер и Граче» трудились на ГАЗе под руководством такого, без преувеличения, выдающего­ся инженера, каким был Андрей Александ­рович Липгарт, главный конструктор ГАЗа. Вклад его в отечественное автомобиле­строение огромен, и даже приведенный перечень работ его ближайших помощ­ников дает хоть и не полное, но доволь­но ясное представление о многогранной деятельности этого замечательного конст­руктора, обаятельного человека, тонкого знатока автомобилей. Возможно, я пре­увеличиваю, но представляется, что его фигура заслуживает литературной биогра­фии в серии «Жизнь замечательных лю­дей».


6 ЗА РУЛЕМ 12/89




Похожие:

Музей «За рулем» iconАрхангельский областной краеведческий музей Данные 1966 года
С 1897 года он получает название Архангельский публичный городской музей. В 1912 году в Архангельске уже работало четыре музея: Архангельский...
Музей «За рулем» iconПротокол от 19. 10. 2011 г. №4 П. П. Каныгина Приказ от 20. 10. 2011 г. №280-а
Оу дод цэв школьников, детский и городской парки, аквапарк, музей им. М. Б. Грекова и музей Донского казачества, музей нввкус, кинотеатры,...
Музей «За рулем» iconПлан мерапрыемстваў Дзяржаўнай установы адукацыі "Глыбоцкая раённая гімназія" па падрыхтоўцы да святкавання Дня пісьменства 2012 года
Правядзенне экскурсій у гісторыка-этнаграфічны музей, музей П. Сухога, музей І. Буйніцкага (Празарокі)
Музей «За рулем» iconПротокол от 29. 06. 2012 г. №2 П. П. Каныгина Приказ от 29. 06. 2012 г. №189
Моу дод цэв школьников, детский и городской парки, аквапарк, музей им. М. Б. Грекова и музей Донского казачества, кинотеатры, музей...
Музей «За рулем» iconГ. Магнитогорска Музей школы Отдел культуры «Экополис» Районный историко- сдют краеведческий музей

Музей «За рулем» iconМузей призван служить
«Музей выпускников» открыт на базе школы в феврале 1987 года в честь 50-летия первого выпуска средней школы села Быстрый Исток. Музей...
Музей «За рулем» iconСеверодвинский городской краеведческий музей
Северодвинский городской краеведческий музей, один из крупных музеев Архангельской области, основан 4 марта 1970 г. Музей занимает...
Музей «За рулем» iconСамостоятельная работа №4 (6 ч.)
России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей)
Музей «За рулем» iconПриглашаем в наш музей Музей истории школы

Музей «За рулем» iconПротокол №1 от30. 08. 2011 г
По своему профилю школьный музей музей истории школы, с. Твердилово, его жителей, участников современных войн
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы