Программа элективного курса профильного обучения «Жить во благо людей» icon

Программа элективного курса профильного обучения «Жить во благо людей»



НазваниеПрограмма элективного курса профильного обучения «Жить во благо людей»
Дата конвертации06.10.2012
Размер140.09 Kb.
ТипПрограмма
источник



МОУ Большеглушицкая СОШ №2 «Образовательный центр»


Программа элективного курса профильного обучения


«Жить во благо людей»


Автор: учитель истории и обществознания Рыбкина Ирина Владимировна


Директор школы: Волкова Наталья Александрова


Пояснительная записка

Элективный курс ««Жить во благо людей» разработан и внедрён для реализации удовлетворение познавательных интересов десятиклассников. В текущем учебном году он включён в индивидуальную образовательную траекторию учащихся и его выбрали для изучения 15 человек из 27 (общее количество обучающихся в 10хклассах).

Актуальность программы определяется следующими положениями:

  1. Конституция России декларирует наше государство как социальное. Для формирования такого типа государства необходимо участие всего общества в решении социальных проблем.

  2. Неоднократно в своих выступлениях президент России Д.А. Медведев подчёркивал мысль о социальной ответственности бизнеса и общества в оказании помощи обездоленным слоям населения.

  3. Исторический опыт благотворительности в нашей стране огромен, но недоступен для изучения школьников по причине сокращения времени на изучение курса истории в школе. Хотя, несомненно, изучение опыта полезно для воспитания всесторонне развитой активной личности.

  4. Выбор темы курса совпадает с моим личным интересом к истории Самарской области как историка и жителя Самарской Губернии.

  5. Данный элективный курс хорошо вплетается в воспитательную канву школы и позволит расширить спектр воспитательных проблем, решение которых предусмотрено в воспитательной системе «Гражданин России».

  6. Ввиду обширности проблем, рассматриваемых на элективном курсе, возможно использование разнообразных форм работы, в том числе социальной практики, что особенно эффективно в воспитательной работе по гражданско-патриотическому воспитанию.

Элективный курс направлен на изучение женской благотворительности.

Учащиеся должны понимать социальную роль женщины, связанную с заботой о людях, нуждающихся в помощи и поддержке. Признавать изменение роли женщины в обществе, особенно в XIX веке. Анализ учебных пособий по истории и обществознанию школьного курса позволяет выявить пробел в изучении данной темы школьной программы. Из всех имён, предложенных учащимся к изучению в рамках элективного курса известна только Екатерина II как великая правительница, инициатор проведения реформ. Остальные имена: Мария Фёдоровна, Устинья Осорьина и т.д. неизвестны и изучение их программой не предусмотрено. Рассмотрение благотворительной деятельности великих сподвижниц расширит кругозор учащихся, позволит иначе посмотреть на роль исторических персонажей в русской истории. Программа элективного курса предполагает работу с краеведческим материалом, который также остаётся за рамками изучения истории в школе. Совместно с областным музеем имени Алабина получены ксерокопии исторических документов: «Отчёты больницы Ольгинской общины сестёр милосердия красного Креста», «Устав российского общества Красного креста», «Устав Николаевского сиротского дома», документы «Общества попечения о бедных», «Устав общественной богадельни в Самаре» и др., Работа с историческими источниками позволяет учащимся не только развивать исследовательские навыки, но и прикоснуться к истории Самары XIX века и через работу с уникальным материалом понять дух далёкой эпохи. Таким образом, программа курса позволяет решить важные образовательные и воспитательные задачи в рамках профильного обучения.

Цель и задачи программы

Цель: расширение знаний учащихся о женской благотворительности периода IX - II половины XIX века в истории России.


Задачи:

-расширить знания учащихся о женской благотворительности и создать целостное представление о месте женщины в истории России;

- важнейшая задача этого курса – обеспечить педагогические условия, для формирования социальной идентичности молодых граждан России, их гражданской позиции;

- подвести учащихся к пониманию гражданской ответственности перед обществом в выполнении своего долга;

- способствовать формированию у учащихся системы ценностей, базирующейся на гражданственности, чувстве сопричастности к судьбе других людей;

- познакомить учащихся с именами женщин, жительниц Самарской губернии, которые занимались благотворительностью;

- продолжить формирование полезных в социальном общении умений, а также нравственных ориентиров, в числе которых – способность сопереживать другим людям, воспринимать опыт других эпох и поколений, уважать личность и права человека, быть терпимым к иным точкам зрения, уважать историческое прошлое своего и других народов;

-продолжить формирование у учащихся базовых образовательных компетенций: готовности к разрешению проблем, технологической компетенции, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, готовности к социальному взаимодействию, коммуникативной компетентности;

- развивать интерес и положительные мотивы учебной и самостоятельной творческой деятельности.

Методы работы

В своей практической деятельности я считаю наиболее эффективной систему методов обучения И.Я Лернера: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский. Данные методы позволяют учесть уровень познавательной деятельности учащихся и возрастание их самостоятельности.

Формы работы

Лекция, практикум, социальная практика, проектные методы, исследования.

Средства обучения

Дидактические средства обучения: работа на занятиях проходит с опорой на «Рабочую тетрадь», составленную автором элективного курса. Предложенное мной пособие полностью соответствует программе и календарно-тематическому планированию курса. Рабочая тетрадь содержит весь необходимый материал: портреты женщин-благотворительниц, опорные конспекты, исторические справки, документальный материал, список литературы для учащегося. Тетрадь фиксирует всю работу учащегося на уроках и при подведении итогов элективного курса, служит показателем глубины работы учащегося по освоению материала курса. (рабочая тетрадь находится в приложении к элективному курсу)

Технические средства

Значительное место в работе уделено проектной деятельности, которая предполагает наличие компьютера, проектора, экрана, интернет-ресурсов. Техническими средствами обеспечен кабинет истории в школе, учащиеся на уроках и внеурочной работе имеют свободный доступ к компьютерной технике.
^

Элективный курс ««Жить во благо людей» ориентирован на преподавание в

10-х либо в 11 классах. Количество 17 часов. 1 час в неделю.


Методическая часть


Технологии обучения

Проектная технология

Значительное место в организации работы занятий занимает проектная технология. На первом занятии учитель предлагает учащимся перечень тем проектов, над которыми ученик или группа учеников работают. Защита проекта проходит на уроке. ученикам предложены различные типы проектов: исследовательские, информационные, творческие. Технология проектов – удачная методика для формирования компетенций учащихся.

Методика коллективной творческой деятельности.

Социальная практика, составная часть элективного курса, невозможна без КТД. Данная методика имеет огромная воспитательный эффект, т.к. объединяет учащихся в команду единомышленников и подчиняет выполнению единой задачи.

Планируемый результат

Планируемый знаниевый образовательный результат

1. учащиеся должны объяснять понятия «благотворительность», «попечительство», «меценатство»

2. должны знать имена женщин, которые занимались благотворительностью в России и Самаре и понимать роль их деятельности в контексте исторических событий

3.знать название, год создания, цель благотворительных российских и самарских организаций

Планируемый компетентностный образовательный результат

Компетенции

Критерии сформированности компетенций

информационные

Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией

Владение способами работы с информацией

Поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах

Использование информации с различных источников

Систематизация, анализ и отбор информации

Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности

коммуникативные

Владение формами устной речи (монолог, диалог, полилог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.);

Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом

Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов

^ Технологические компетенции

уметь планировать результат своей деятельности

разрабатывать алгоритм действий по достижению результата


Подбирать необходимые средства для достижения результата


Формы контроля, методы проверки

В ходе преподавания элективного курса предусмотрен разноуровневый контроль.

Первый уровень - контроль знаний. Форма контроля тестирование.

Второй уровень - контроль уровня формирования компетенций

Формы контроля – наблюдение учителя за работой учащихся на занятиях, анализ уровня подготовленности к занятиям.

Контроль предполагает диагностику трёх уровней компетенции: низкий, средний, высокий.

Третий уровень сформированность гражданско-патриотических ценностей. Диагностика проводится совместно с психологической службой школы по методике Н.Е. Шурковой и методике изучения ценностных ориентации М. Рокича. С целью диагностики уровня знаний и ценностных ориентиров проводятся два среза: первоначальный на первом занятии курса и итоговый на последнем занятии. Диагностика сформированности компетенций проводится на протяжении всех занятий.

Формы оценки результатов освоения данного элективного курса:

а) оценка личного участия конкретных учащихся в решении учебно-познавательных заданий на занятиях элективного курса;

б) анализ использования учащимися дополнительной литературы (в том числе и художественной) в качестве иллюстративного материала по конкретным темам в процессе изучения и обсуждения содержания курса;

в) степень вовлеченности конкретных учащихся в процесс изучения и обсуждения учебного материала посредством подготовки ими выступлений, докладов, использования на уроках различных образцов видеопродукции и других форм современной информации, том числе и интернет-технологий;

Предполагается накопительная (бонусная) система оценки деятельности учащихся при освоении элективного курса по следующей таблице:

Виды деятельности

Количество баллов

Мои

баллы

Написание исследовательской работы по одной из заинтересовавших тем курса с последующим участием на школьном, районном или окружном конкурсах исследовательских работ по истории России

30




Подготовка материала для школьной газеты «По секрету всему свету» по темам элективного курса

10




Написание эссе по одной их тем курса

15




Подготовка сценария для слайд-фильма

15




Подготовка материалов и выступление с ними перед учащимися других классов;

10




Подготовка отдельной темы к семинару и выступление с ней

10




Активное участие в обсуждении темы в ходе семинара, урока

5




Подготовка и защита проекта по тема элективного курса

5




Активная и грамотная работа с документами.

5




Баллы выставляет ученик себе в рабочую тетрадь, учитель имеет право корректировать баллы.


Содержательная часть курса


Тема

Количество часов

Всего

теория

практика

Форма

занятия

1. Благотворительность как социокультурный элемент

1

1




Лекция

тестирование

2. Первые шаги женской благотворительности

1

1




Лекция с элементами беседы

3. Общественное призрение в период правления императрицы Екатерины II

1




1

Презентация

проекта

4. Воспитательное общество благородных девиц

1




1



Презентация

проекта

5. Благотворительная деятельность императрицы Марии Фёдоровны

1




1

Просмотр и обсуждение фрагментов видеофильма

6. Светская благотворительность декабристок


1




1

практикум

7-9. Создание и деятельность благотворительных организаций. XIX века

3

3




конференция

10. Сёстры милосердия в Крымской войне

1




1

Презентация

проекта

11. Развитие женской благотворительности в Самаре

1




1

Экскурсия

в

виртуальный

музей

12-13. Деятельность Самарских благотворительных организаций

2

1

1

Урок-практикум

14-16. Подари радость детям

3




3

Социальная

акция

17. Подведение итогов работы

1




1

Круглый

стол

Всего

17

6

11





Значительное место в программе отведено различным формам социальной практики: проведение социальных благотворительных акций в детских домах и реабилитационных центрах, размещение материала о благотворительности женщин в районной и школьной газете, подготовка лекций и презентаций для выступления на классных часах.

Программа элективного курса


Раздел 1. Женская благотворительность IX-XVIII века

Введение (2 часа)

Понятия «благотворительность», «меценатство», «призрение», «общественное призрение». Благотворительность и филантропия как социокультурный феномен. Мотивы женской благотворительности. Первые шаги: забота княгинь, боярынь, монахинь о бедных. Благотворительность княгини Ольги. Анна Всеволодовна – сестра Владимира Мономаха и её деятельность. Ульяна Устиновна Осорьина. Ксения Блаженная – символ женской благочестивости.

^ Тема 1. Общественное призрение в период правления императрицы Екатерины II (2 часа)

Личность Екатерины Алексеевны. Иван Иванович Беецкой – идея создания воспитательных и образовательных учреждений в России. Воспитательное общество благородных девиц.

^ Раздел 2. Женская благотворительность XIX века (6 часов)

Тема 2. Благотворительная деятельность императрицы Марии Фёдоровны (1759-1828) (1 час)

Личные качества императрицы, позволившие ей стать лучшим министром просвещения и призрения России. Воспитательные и образовательные реформы императрицы

^ Тема 3. Благотворительная деятельность декабристок. (1 час)

Тема 4. Создание и деятельность благотворительных организаций.(4 часа)

«Женское патриотическое общество» 1812 год. Светская благотворительность декабристок. Голицына Татьяна Васильевна – развитие женского образования.

«Дамское попечительство о бедных» 1845 год. Софья Степановна Щербатова – создание детских приютов в Москве. «Синий крест» 1882. А.С. Белецкая.

Мария Фёдоровна Морозова. Купчиха Варвара Яковлевна Лепёшкина.

Александра Владимировна Алексеева. Елизавета Михайловна Медведникова.

«Женская помощь» 1894. «Ясли». Сёстры милосердия в Крымской войне.

Мария Дондукова-Корсакова

Раздел 3. Развитие благотворительности в Самаре (3 часа)

Тема 5. Женщины Самары, известные своей благотворительностью (1 час)

Варвара Акимовна и Мария Захаровна Курлина. Лариса Аристарховна Реутовская. Супруга губернатора С.А. Аксакова – первая председательница Дамского комитета

^ Тема 6. Самарские благотворительные организации ( 2 часа)

деятельность Общества попечения о бедных. Самарского местного управления общества попечения о больных и раненых воинах, Мариинский приют убежище беспомощным сиротам женского пола, детям воинов в годы русско-турецкой войны. Самарский Николаевский сиротский дом. Деятельность Самарской Ольгинской Общины сестёр милосердия Российского общества красного креста.. Забота о слепых Самарского отделения попечительства императрицы Марии Александровны.

^ Тема 7. Подари радость детям. (3 часа)

Организация и проведение выездной социальной акции в самарском детском доме.

Тема 8. Подведение итогов работы (1 час)

Список литературы для учителя.

1. Кононова Т.Б. Очерки истории благотворительности. Учебное пособие. М. 2006 год

2.Любашевский Ю. Щербаков А. технология современного спонсорства М. 1998

3.Милосердие. Учебное пособие. М.1998

4.Нещеретний п.И. Формы общественного призрения в России XVIII века М. 1993

5.Прохоров В.Л. российское предпринимательское благотворение: неизвестные страницы М. 1998

6.Социальная работа. Российский энциклопедический словарь. М. 1997

7.Хронограф российской истории социальной работы М. 1993


Список литературы для ученика.


1.Алабин П.В. Двадцатилетие Самары как губернского города Самара 1878

2..ИшимоваА.О. История России в рассказах для детей том 2 Санкт-Петербург 1993 3.КононоваТ.Б. Очерки истории благотворительности. Учебное пособие. М.2006 4.КрамареваИ.В. Курлины – фамилия купеческая Самара 2009




Похожие:

Программа элективного курса профильного обучения «Жить во благо людей» iconПрограмма элективного курса «наш край» Пояснительная записка Программа элективного курса ''Наш край'' предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательных школ. Курс рассчитан на 23 часа
Элективные курсы играют важную роль в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени школы. В отличие...
Программа элективного курса профильного обучения «Жить во благо людей» iconПрограмма элективного курса по истории «Устная история и краеведение»
Представленная программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса реализует региональный компонент школьного...
Программа элективного курса профильного обучения «Жить во благо людей» iconПрограмма элективного курса Е. В. Степкиной «Сборник программ элективных курсов»
Программа элективного курса для обучающихся 10-11 классов Составитель С. Г. Зверева
Программа элективного курса профильного обучения «Жить во благо людей» iconПрограмма элективного курса
Программа элективного курса «Гуманная война: на пути к современной цивилизации» предназначена для изучения студентами техникума,...
Программа элективного курса профильного обучения «Жить во благо людей» iconПрограмма элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" разработана для обучения
Данная рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" разработана для обучения в 10 «А», «Б»...
Программа элективного курса профильного обучения «Жить во благо людей» iconПрограмма элективного курса по русскому языку для 9 класса
Программа элективного курса составлена для работы в 9 классе. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Программа элективного курса профильного обучения «Жить во благо людей» iconМетодические разработки Учебники и программы
Экспертиза программ профильного обучения, программ элективного курса (Бабич Е. В)
Программа элективного курса профильного обучения «Жить во благо людей» iconПрограмма элективного курса «Практическое право»
«Практическое право» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, основными положениями концепции профильного...
Программа элективного курса профильного обучения «Жить во благо людей» iconПрезентация элективного курса «Семь раз отмерь один раз отрежь» Цели элективного курса оказание помощи ученику в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения
На занятиях школьники приобретут практические навыки грамотного использования различных приборов
Программа элективного курса профильного обучения «Жить во благо людей» iconРабочая программа элективного курса «основы банковского дела» для 11 класса разработчик: учитель истории Титова С. Ю
Рабочая программа элективного курса написана на основе авторской программы Лесковской Е. В. (Технология. 10-11 классы. Рабочие программы,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы