Статья Модульное обучение как основа для формирования базовых компетенций учащихся Рыбкина Ирина Владимировна учитель истории и обществознания моу большеглушицкая сош №2 «Образовательный центр» icon

Статья Модульное обучение как основа для формирования базовых компетенций учащихся Рыбкина Ирина Владимировна учитель истории и обществознания моу большеглушицкая сош №2 «Образовательный центр»



НазваниеСтатья Модульное обучение как основа для формирования базовых компетенций учащихся Рыбкина Ирина Владимировна учитель истории и обществознания моу большеглушицкая сош №2 «Образовательный центр»
Дата конвертации06.10.2012
Размер76.39 Kb.
ТипСтатья
источник

Статья

Модульное обучение как основа для формирования базовых компетенций учащихся

Рыбкина Ирина Владимировна учитель истории и обществознания МОУ Большеглушицкая СОШ №2 «Образовательный центр».

При организации учебной деятельности ничто так сильно не интересует и не заботит опытного педагога, как формирование базовых компетенций учащихся. На протяжении всего обучения в школе учебная деятельность является ведущей, и, следовательно, тема формирования компетенций представляет интерес для изучения. Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса. Какие проблемы должен решить учитель, чтобы создать условия для формирования компетенций учащихся? Во-первых, пересмотреть структуру построения урока. Огромное количество информации, приобретаемой учащимися на уроках, не успевает превращаться в знания, таким образом, возникает вторая проблема - выделение конкретного для усвоения материала. Третья, на мой взгляд, самая главная проблема – планирование изучения темы, раздела курса с опорой на деятельностный метод обучения, который должен быть основным в рамках компетентностно-ориентированного подхода к преподаванию школьных предметов. Акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений. В своей многолетней практике я не раз обращалась к модульной технологии построения курса и сейчас с полной уверенностью могу утверждать, что она эффективна и даёт реальный положительный результат. Мной разработаны модули по обществознанию профильного уровня по учебнику Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова Обществознание 10 класс профильный уровень М. Просвещение 2009 год. Один из таких модулей «Познание и сознание», который включает материал §21-27 учебного пособия. Рассмотрим на примере данного модуля процесс формирования базовых образовательных компетенций. Опираясь на Постановление Правительства Самарской области 19.05.04 №24, выделим компетенции, над формированием которых учитель работает: готовность к разрешению проблем, технологическая компетенция, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к самообразованию, коммуникативная компетентность, готовность к социальному взаимодействию. Перед изучением темы «Познание и сознание» я предлагаю учащимся опорные листы с алгоритмом работы. Лист №1


Тема урока

Форма проведения

урока

Подготовка к уроку

1.Познаваем ли мир?»

лекция

Повторение вопросов стр. 216 учебника.

2.Истина и её критерии

Работа по

группам

Изучить §21, прочитать §22

3-4.Виды познания

конференция

Подготовить устное выступление по выбранной теме доклада.

5. Урок контроля знаний

Работа по группам

Изучить §23,24, 25

6. Можно ли измерить

интеллект

семинар

Подготовить ответ на вопросы семинарского занятия

7. Как мир меняется!

И как я сам меняюсь

Урок - игра

Прочитать §27

8.Урок контроля знаний


Тестирование



Повторить материал §21-27, выучить записи в тетради.

9. Урок обобщения материала

Выполнение вопросов и заданий стр. 289-290

Устный ответ на вопросы стр. 289 учебника.






Темы докладов к конференции.


  1. Мифологическое познание – самый ранний вид познания»

  2. Обыденное познание – познание присущее всем.

  3. Познание мира через средства искусства.

  4. Там, где кончается наука.

  5. Особенности научного познания.

  6. Особенности социального познания.




  1. Что такое интеллект. Какого человека Вы назвали интеллектуально развитым.

  2. Какие условия необходимо создать для интеллектуального развития школьников.

3. Можно ли измерить интеллект. Если да, то, какие методики для этого существуют

Лист №2


Вопросы семинарского занятия


  1. Что такое интеллект. Какого человека Вы назвали интеллектуально развитым.

  2. Какие условия необходимо создать для интеллектуального развития школьников.

3. Можно ли измерить интеллект. Если да, то, какие методики для этого существуют




Учитель предлагает план работы для учащегося на 9 уроков. Ученик в соответствии с этим планом разрабатывает сценарий своей деятельности, которая становится целенаправленной, так как известны темы уроков их содержание формы. Опорный лист 3, 4 содержит перечень понятий, которые необходимо усвоить в ходе изучения модуля. Разнообразные формы проведения уроков: лекция, семинар, игра способствуют формированию положительной учебной мотивации, что благоприятно отражается на учебной деятельности. При подготовке к семинарскому занятию и конференции ученик работает с дополнительными информационными источниками: интернет-ресурсами, учебной литературой. В ходе работы он оценивает необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществляет информационный поиск и извлекает информацию из различных источников для аргументации своей точки зрения на уроках. Значительное место в изучении модуля отведено организации групповой работы. В профильный класс приходят дети разных образовательных потребностей и возможностей. Учитель обязан создать условия для обучения всех. Разноуровневые задания по группам создают условия для выполнения этой сложной образовательной задачи. Два из девяти уроков основаны на групповой технологии. На уроке по теме «Истина и её критерии» класс разделён на гетерогенные группы. Учащимся предложены задания одного уровня. «На основании учебника стр. 227-234 и «Школьного словаря по обществознанию 10-11 класс под ред. Л.Н. Боголюбова М. 2006 год» выпишите в опорный лист №1 и №2 понятия: истина, заблуждение, вера, критерии истины, виды истины. Выполните задания №1 и №2 стр. 234 из раздела «Подумайте, обсудите, сделайте». На работу отведено 37 минут. Во время групповой работы учитель проводит индивидуальный опрос по §21 домашнего задания. На контрольном уроке учитель делит класс на гомогенные группы и предлагает выполнить разноуровневые задания.(за основу взята таксономия Бенджамина Блума)

1 уровень – знание – запоминает и воспроизводит факты, методы, процедуры, понятия,   правила, принципы.

Пример заданий первого уровня:

1 уровень

Задание №1

Определите субъект и объект познания.

Задание №2

Каковы этапы научного познания, какие методы применяются на каждом этапе познания.

2 уровень – понимание – интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы.

Пример заданий второго уровня:

Задание

С глубокой древности человечество волнуют вечные вопросы: Что такое мир? Каково место человека в мире? Зачем живут люди? Что оставляет человек на Земле после своей смерти? Есть ли у современных людей вопросы, которые не выдвигались мыслителями древности, но сейчас приобрели научную и практическую значимость? Если да, то назовите их и объясните, почему они не были актуальными, скажем, два тысячелетия назад?

3 уровень – применение – использует конкретный материал в конкретных ситуациях и в  новых условиях.

Пример заданий третьего уровня:

Запишите определения приведённых терминов, используя справочную литературу.

Основные мыслительные операции

Значение

Анализ

Синтез

Сравнение

Уподобление

Обобщение

Абстрагирование





4 уровень – анализ – выделяет скрытые (неявные) предположения, видит

ошибки и упущения в логике рассуждения, проводит различия между фактами и следствиями.

Пример заданий четвёртого уровня:

Задание

Сравните науку и паранауку. Чем отличаются их способы и пути познания?

5 уровень – синтез – пишет небольшое сочинение, предлагает план проведения   эксперимента, использует знания из других областей для решения той или иной проблемы.

Пример заданий пятого уровня:

Напишите эссе на основе следующего высказывания: «Информация без человеческого понимания подобна ответу без вопроса – она лишена смысла» (А. Маслоу)

Таким образом, все учащиеся получают задания по своим способностям, учитель получает возможность провести промежуточный контроль знаний учащихся. Групповая работа способствует продуктивному взаимодействию участников команды, в ходе которого они обмениваются информацией, учатся согласовывать своё мнение с окружающими и отстаивать собственную точку зрения. Любая деятельность должна иметь результат, поэтому при изучении модуля предусмотрено несколько ступеней контроля. Одна из ступеней – проверка работы над заполнением опорных листов, которая позволяет учителю определить уровень самостоятельной работы учащегося. Вторая ступень, рассмотренная выше контрольная групповая работа. Это промежуточный контроль. Итоговый контроль – фронтальное тестирование по всему материалу модуля. При подведении итогов работы необходимо отвести место на рефлексию, которая позволяет определить степень удовлетворённости учащихся ходом изучения темы. Я предлагаю несколько вариантов проведения рефлексии: рефлексия деятельности, рефлексия содержания учебного материала.

Можно предложить учащимся ответить на вопросы, позволяющие определить степень удовлетворённости учащихся ходом изучения темы:

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
Ряд вопросов направлен на оценку учащимися формы проведения занятий:

1. Какая форма урока тебе больше всего понравилась.

2. Какой урок ты бы заменил.

Анализ данных урока важен для учителя, так как это оценка эффективности его методики, технологий, выбранных для изучения темы.

Детальное рассмотрение модульной технологии на примере изучения материала обществознания 10 класса позволяет сделать выводы:

  1. модульная технология возможна в рамках компетентностно-ориентированного подхода к учебному процессу.

  2. она позволяет формировать базовые образовательные компетенции, обеспечивает концентрацию усилий учителя на определении первоочередных задач, порядке и перспективах дальнейшей работы, способствует ясности и гласности в совместной работе учителя и учеников. Ученики, зная то, что хочет добиться учитель, сознательно (мотивированно) участвуют в образовательном процессе.

  3. При продуманной системе дифференцированных вопросов и заданий можно приобщить к самостоятельной аналитической работе большую часть учеников, а также добиться неплохой мотивации учебной работы.










Похожие:

Статья Модульное обучение как основа для формирования базовых компетенций учащихся Рыбкина Ирина Владимировна учитель истории и обществознания моу большеглушицкая сош №2 «Образовательный центр» iconАвгустовская педагогическая конференция
Дундина Ольга Владимировна, учитель истории и обществознания моу «сош п. Петровский Краснолартизанского района»
Статья Модульное обучение как основа для формирования базовых компетенций учащихся Рыбкина Ирина Владимировна учитель истории и обществознания моу большеглушицкая сош №2 «Образовательный центр» iconКоржевская Оксана Владимировна, Учитель экологии, химии моу сош п. Горноправдинск хмао-югры Экологический эрудицион: «Путешествие по Югре» Аннотация
Планеты. В этом процессе экологическое образование, воспитание и просвещение должны рассматриваться как наиболее приемлемая основа...
Статья Модульное обучение как основа для формирования базовых компетенций учащихся Рыбкина Ирина Владимировна учитель истории и обществознания моу большеглушицкая сош №2 «Образовательный центр» iconУчитель истории и обществознания мбоу «Баландинская сош» Мойсак Т. В
Система работы учителя истории и обществознания по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации в форме егэ
Статья Модульное обучение как основа для формирования базовых компетенций учащихся Рыбкина Ирина Владимировна учитель истории и обществознания моу большеглушицкая сош №2 «Образовательный центр» iconУчастники «Мастер-класса»- 2008-2009 уч года Гордеева Наталия Александровна-учитель английского языка, моу-сош №1, р п. Степное
Моу-сош, с. Мечетное; Евстратова Вера Владимировна-учитель русского языка и литературы моу-сош р п. Советское; Степанова Татьяна...
Статья Модульное обучение как основа для формирования базовых компетенций учащихся Рыбкина Ирина Владимировна учитель истории и обществознания моу большеглушицкая сош №2 «Образовательный центр» iconМоу сош №15 г. Балашова учитель математики Кирсанова Е. В. Модульное обучение
...
Статья Модульное обучение как основа для формирования базовых компетенций учащихся Рыбкина Ирина Владимировна учитель истории и обществознания моу большеглушицкая сош №2 «Образовательный центр» iconОбластная конференция «День инноватики» Технология обучения в сотрудничестве как условие для активной совместной учебной деятельности обучающихся на уроках английского языка
Чикулаева Ирина Владимировна, заместитель директора по увр, учитель английского языка моу «Ближнеигуменская сош»
Статья Модульное обучение как основа для формирования базовых компетенций учащихся Рыбкина Ирина Владимировна учитель истории и обществознания моу большеглушицкая сош №2 «Образовательный центр» iconКлассный час Автор: Чабанова Елена Владимировна учитель истории и обществознания моу «Уразовская средняя школа №1 имени Ф. Энгельса»
Цель: расширить знания учащихся об освоении космического пространства, об ученых, космонавтах; воспитывать уважение к профессии космонавта,...
Статья Модульное обучение как основа для формирования базовых компетенций учащихся Рыбкина Ирина Владимировна учитель истории и обществознания моу большеглушицкая сош №2 «Образовательный центр» iconР. э учителя истории и обществознания моу сош №3 на районом семинар
Вытупление Юлдашевой Р. Э учителя истории и обществознания моу сош №3 на районом семинаре заместителей директоров по увр на тему
Статья Модульное обучение как основа для формирования базовых компетенций учащихся Рыбкина Ирина Владимировна учитель истории и обществознания моу большеглушицкая сош №2 «Образовательный центр» iconДоклад православное краеведение как основа духовно-нравственного воспитания
...
Статья Модульное обучение как основа для формирования базовых компетенций учащихся Рыбкина Ирина Владимировна учитель истории и обществознания моу большеглушицкая сош №2 «Образовательный центр» iconПетина Ирина Степановна учитель физики Высшая квалификационная категория мобу «Кулагинская сош»
Проект «Проблемное обучение как способ развития познавательной компетентности учащихся 7-8 классов на занятиях физики»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы