|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к тематическому планированию по истории (всеобщая и России) 9 класс. Место и роль истории в образовании молодого поколения обусловлены ее познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Воссоздавая собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей, история объективно служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, общественном существовании. Она составляет «вертикаль» гуманитарного знания, поскольку выявляет общую линию времени, движения и развития, объединяющую знания о человеке, природе и обществе. Существенным вкладом данного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д. Таким образом, история объективно раскрывает перед учащимися многообразный опыт отношений, взаимодействия людей в минувшее и настоящее время. Реалии и характерные черты современного мира» такие как многообразие и динамизм развития, широкая коммуникативная среда информационного общества, глобализация в различных сферах жизни, все более частые и тесные взаимодействия представителей различных этнических и социальных групп, порождают новые требования к общему образованию молодого человека» Речь идет о способностях ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять полученные в школе знания и умения в жизни; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональном круге и социуме в широком смысле, в том числе — в полиэтнической, поликультурной среде и др. Роль школьных курсов истории в подготовке молодого поколения» жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько они помогают учащимся ответить на сущностные вопросы миропознания и миропонимания: кто я? кто мы? кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и настоящее. Ответы предполагают восприятие основополагающих ценностей исторического опыта своей страны, своей этнической, культурной общности, а также знание исторического пути многих цивилизаций и народов. Предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурой среде, соотнесения себя как личности социальным опытом человечества. Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, а усиливает ее значение. Цели и задачи изучения предмета формулируются в виде совокупности приоритетных дли данного общества ценностных ориентации и качеств личности, проявляющихся в широком социальном контексте, в учебном процессе и за пределами класса, в послешкольные годы. Главная цель школьного исторического образования — дать молодому поколению возможность осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, осознания на этой основе своей идентичности и ценностных приоритетов в современном мире. В соответствии с этой целью определяются задачи изучения предмета «История». ^ ; — формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; - овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; - воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; - развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений нашего времени в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе. Программа предусматривает изучение в 5—-9-х классах истории России и всеобщей истории с древности до наших дней. Во взаимосвязи с общим курсом отечественной истории рассматривается также региональная и локальная история. Базовая программа устанавливает рамочные пропорции в соотношении отечественной и всеобщей истории. Большее число учебных часов отводится на изучение истории России. При этом учитывается, наряду с прочими обстоятельствами, что именно по курсу отечественной истории проводятся выпускные школьные экзамены и вступительные экзамены в высшие учебные заведения. ^ сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края. В нем дается представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике исторических эпох — от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников. Важная мировоззренческая задача данного курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. При изучении истории России предполагается обращение к материалу региональной истории, представляющему собой богатый наглядной и яркой информацией и потому особенно интересный для учащихся пласт исторического знания. Предусматривается, что в рамках курса отечественной истории часть учебного времени посвящается изучению региональной и локальной истории (количество таких часов в конкретных темах является вариативным, поскольку определяется в связи с наиболее значимыми этапами истории региона). Следует подчеркнуть, что в целом речь идет не о разрозненном, а о многоуровневом рассмотрении истории государства и населяющих его народов, региона, города, села, семьи. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач; — развитию интереса к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные религиозные и иные составляющие, воспитанию гражданственности и т. п. В курсе всеобщей истории рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности, многообразия окружающего их мира, создает пред- посылки для понимания и уважения других народов и культур. Системообразующее основание школьных курсов истории составляют следующие содержательные лини: A. Историческое время - хронология и периодизация событий и процессов В ^ - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества. B. ^ — эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений; — формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы); — образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории; — история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру; развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории. Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей. Содержание подготовки школьников по истории определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействий категорий «знание», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе - новых задач. Предполагается, что результатом изучения истории в школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. В сфере социально-адаптивной компетентности история помогает формировать ряд весьма значимых личностных убеждений и качеств. В их числе: 1) осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; 2) освоение гуманистических ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; 3) понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Подготовка школьников в познавательной сфере, как известно, включает элементы универсального, надпредметного характера. Это — совокупность логических и общеучебных умений, готовность к взаимодействию с соучениками, коллективной работе и др. Речь идет об умениях анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, решать проблемные задачи, представлять результаты проведенной поисковой и творческой работы в различных формах. Наряду с этим выделяются элементы подготовки, непосредственно связанные с содержанием учебного предмета «История» , в том числе — умения работать с исторической хронологией, изучать исторические источники, выявлять взаимосвязи событий прошлого и современности, применять принцип историзма при анализе и оценке явлений и личностей прошлого и настоящего. В систематизированном виде названные элементы отражены в требованиях к подготовке школьников по истории. Курсы истории России и всеобщей истории на практике изучаются синхронно-параллельно. При планировании учебного процесса преподаватель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов, место включения регионального материала. В ряде случаев целесообразно объединенное изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории культуры и др.) В программе уделено специальное внимание вводным и обобщающим характеристикам, помогающим школьникам составить целостные представления об изучаемых исторических эпохах, систематизировать знания, формулировать оценочные суждения и др. В каждом курсе предусмотрены, наряду с тематическими блоками, введения и обобщения (с указанием учебных часов). Распределение учебного времени по темам является примерным. В рамках отдельных курсов сохраняется резерв в объеме 1—2 часов, который может быть использован по усмотрению учителя. Программа составлена в соответствии с нормативами базисного учебного плана, в котором предусмотрено изучение предмета «История» с 5-го по 9-й классы при общем объеме учебного времени — 10 часов в неделю, в каждом классе — по 2 часа в неделю. Тематический план составлен в соответствии с нормативными документами: 6 класс. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России с древнейших времен до конца XVII века. - М., Просвещение. 2009. 6 класс. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков. - М., Просвещение, 2008. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Приказ Министра образования и науки А.А. Фурсенко «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2009/10 учебный год", примерная программа основного общего образования по истории http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm . Учебный план МОУ Озерецкая СОШ на 2011-2012 учебный год . Для работы по данному тематическому планированию используются следующие учебные пособия: 9 класс. Л.Н. Алексашкина. Всеобщая история. - М., Мнемозина. 2009. 9 класс. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России .XXв. - М., Просвещение. 2009. 9 класс. О.В. Владимирова. Экспресс-репетитор для подготовке к ГИА. - М., Астрель. 2009. Авторские презентации. |
![]() | Пояснительная записка к тематическому планированию по истории (всеобщая и России) 7 класс Она составляет «вертикаль» гуманитарного знания, поскольку выявляет общую линию времени, движения и развития, объединяющую знания... | ![]() | Пояснительная записка к тематическому планированию по истории (всеобщая и России) 6 класс Она составляет «вертикаль» гуманитарного знания, поскольку выявляет общую линию времени, движения и развития, объединяющую знания... |
![]() | Пояснительная записка к тематическому планированию по истории (всеобщая и России) 8 класс Она составляет «вертикаль» гуманитарного знания, поскольку выявляет общую линию времени, движения и развития, объединяющую знания... | ![]() | Пояснительная записка к тематическому планированию по истории 5 класс Она составляет «вертикаль» гуманитарного знания, поскольку выявляет общую линию времени, движения и развития, объединяющую знания... |
![]() | Программа по русскому языку 8 класс Рассмотрено на заседании Пояснительная записка к календарно – тематическому планированию по курсу «Русский язык» 8 класс | ![]() | Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению Данное планирование разработано по учебнику Климановой М. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М. В. «Литературное чтение» 4 класс. М.... |
![]() | Пояснительная записка история (всеобщая и России). 11 класс В соответствии с названными нормативными документами в настоящей программе комплексно излагаются задачи изучения и базовое содержание... | ![]() | Пояснительная записка история (всеобщая и России). 10 класс В соответствии с названными нормативными документами в настоящей программе комплексно излагаются задачи изучения и базовое содержание... |
![]() | Пояснительная записка к тематическому планированию по технологии 2 класс Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции... | ![]() | Документи 1. /Пояснительная записка к тематическому планированию по истории Древнего мира в 5 классе.doc |