Обеспечение боевых действий авиации Северокавказского фронта весной и летом 1943 года
Обеспечение боевых действий авиации Северокавказского фронта весной и летом 1943 года icon

Обеспечение боевых действий авиации Северокавказского фронта весной и летом 1943 года



НазваниеОбеспечение боевых действий авиации Северокавказского фронта весной и летом 1943 года
страница1/5
Гуржий Юрий Анатольевич
Дата конвертации06.10.2012
Размер439.33 Kb.
ТипРеферат
источник
  1   2   3   4   5

Обеспечение боевых действий авиации Северокавказского фронта весной и летом 1943 года

Автор: Гуржий Юрий Анатольевич

Образование: высшее, Московский Государственный Областной Гуманитарный институт, специальность — отечественная история

Должность и место работы: аспирант очного отделения кафедры отечественной истории МГОГИ, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин РОСНОУ, учитель истории МОУ «Озерецкая СОШ»

Почтовый индекс: 142602

Адрес: РФ, Московская область, город Орехово-Зуево, дом 29, квартира 112

^ Телефон: 8(926)2538924

Адрес электронной почты: Disciplin1@yandex.ru


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Обстановка на Кубани к весне 1943 года 5

^ 2. Организация тылового обеспечения боевых действий ВВС на Кубани. Объем выполненных работ тылом весной и летом 1943 года 8

2.1 Состав тыла ВВС Северокавказского фронта 8

2.2 Инженерно-аэродромное обеспечение 10

2.3 Материальное обеспечение 13

2.4 Аэродромное обслуживание 19

^ 3. Организация наземной и противовоздушной обороны аэродромов 20

4. Работа тыла по проведению маскировочных мероприятий 25

5. Организация управления тылом ВВС 27

Выводы 31



Аннотация. В работе излагаются материалы по инженерно-аэродромному, материальному и тыловому техническому обеспечению, организации наземной и противовоздушной обороны, маскировке и разминированию аэродромов. Разработка этих материалов произведена на основе изучения и анализа соответствующих документов, хранящихся в Центральном архиве МО (г.Подольск, Московская область). Содержание излагаемых материалов следует рассматривать в качестве первой попытки исторических исследований по указанным вопросам.

^ Ключевые слова: Великая Отечественная война, Северокавказский фронт, авиация.

Abstract. In work materials on engineering-air field, material and rear technical maintenance, the organization of land and antiaircraft defense, masking and mine clearing of airdromes are stated. Working out of these materials is made on the basis of studying and the analysis of the corresponding documents stored in the Central archive of the Ministry of Defence, the city of Podolsk, Moscow Region. The maintenance of stated materials should be considered as the first attempt of historical researches on the specified questions.

Keywords: The Great Patriotic War, North Caucasian front, aircraft.

ВВЕДЕНИЕ


Цель данной статьи состоит в том, чтобы показать накопленный за годы Великой Отечественной войны опыт совершенствования тыла Военно-воздушных сил и всех видов обеспечения авиации. Практическую значимость учета подобного опыта в проведении мероприятий по реорганизации Вооруженных сил России сегодня трудно переоценить. Учитывая нынешний процесс реформирования армии, актуальность изучения данной темы не вызывает сомнения.

Объектом исследования стали материалы Центрального Архива Министерства обороны, касающиеся обеспечения 4-ой и 5-ой воздушной армии весной 1943 года на Северокавказском фронте.

^ Задачи работы:

  • исследовать вопросы боевого применения ВВС весной и летом 1943 года на Кубани;

  • исследовать проблему организации и работы органов тыла, осуществлявших обеспечение боевых действий авиации на Кубани в этот период.

^ Проблема исследования: целый пласт неизученного материала по инженерно-аэродромному, материальному и техническому обеспечению, а также по вопросам организации наземной и противовоздушной обороны, маскировке и разминированию аэродромов.

^ Методы и этапы работы были следующими:

  • изучение уже существующей литературы и исследований по событиям на Северокавказском фронте;

  • изучение и анализа соответствующих документов, хранящихся в Центральном архиве МО (город Подольск, Московская обл.)

Содержание излагаемых здесь материалов следует рассматривать в качестве первой попытки исторических исследований по указанным вопросам.
  1. ^

    Обстановка на Кубани к весне 1943 года


После завершения разгрома немецких войск под Сталинградом и успешных боевых действий советских войск на Юго-Западном направлении к началу февраля 1943 года от главных сил немецко-фашистской группы армий "А" были отсечены и прижаты к Азовскому морю 17 армия и часть войск ТА.1

Разгром изолированной группировки противника Ставка ВГК возложила на Северокавказский фронт.

В результате Краснодарской наступательной операции, проведенной войсками СКФ в период с 9 февраля по 16 марта 1943г. советские войска овладели важными узлами обороны, в середине марта вышли к новому оборонительному рубежу немецких войск в 60-70 км западнее Краснодара, но прорвать его не смогли. С 16 марта, по указанию Ставки ВГК, войска Северокавказского фронта перешли к обороне и начали подготовку к новой наступательной операции с целью разгрома противника на Таманском полуострове.2 Большую роль в проведении этих операций сыграли напряженные успешные боевые действия 4 и 5 воздушных армий.

Оценивая работу органов тыла ВВС в обеспечении боевых действий советских войск в указанных и последующих операциях на Кубани уместно дать, хотя бы в общих чертах, характеристику территории района оперативного базирования авиации на Кубани.. На всем протяжении к югу от Краснодара полоса от берега Черного моря до железнодорожной магистрали Ростов-Баку представляет районы сплошных скалистых гор Кавказского хребта и отдельных плоскогорий, отрогов этого хребта. Местность, особенно по правому берегу реки Кубань, пересечена большим количеством горных рек и ручьев, в которых в период снеготаяния и во время дождей значительно повышается уровень воды. К тому же, постоянное быстрое течение не дает возможности перехода их вброд. В этот период, напором воды, зачастую, разрушаются мосты, дамбы, гати и другие переправочные сооружения. Единственно надежными были железнодорожные мосты, но их немцы при отступлении разрушали до основания. Сеть грунтовых дорог развита слабо. Полотно дорог, за исключением прибрежной дороги Новороссийск – Туапсе – Сочи - Сухуми, а также Туапсе - Майкоп и Новороссийск - Крымская, были без искусственного покрытия.3 Но грунтовые дороги бывают годными для нормального движения только в сухое время года, такт как почва на территории Кубани (черноземная и местами суглинистая) в период распутицы размокает и создает затруднения при движении даже пешеходу.4

Если не считать ж.д. участка Сухуми - Туапсе, единственной дорогой для подвоза материальных средств войскам Северокавказского фронта весной 1943г. была железная дорога Баку - Ростов с ответвлением на Туапсе и Краснодар (после восстановления разрушенных ж.д. узлов и участков).

В этих условиях организация и осуществление своевременного подвоза материальных средств на аэродромы базирования нашей авиации представляла сложную задачу, требующую четкого планирования подвоза и самоотверженного труда личного состава, связанного с осуществлением перевозочного процесса различными видами транспорта (железнодорожным, автомобильным и воздушным).

Здесь следует заметить, что в ходе наступательной операции по изоляции Северокавказской группировки войск противника на Кубани и Краснодарской наступательной операции произошло значительное отставание армейских складов от передовых аэродромов базирования авиационных соединений и частей. Аэродромная сеть для базирования авиации 4-ой и 5-ой воздушных армий состояла, в основном, из грунтовых аэродромов, подготовленных еще в мирное время. Понятно, что эти аэродромы в результате переувлажненного грунта оказались ограниченно годными, а в ряде случаев и совершенно непригодными для взлета и посадки самолетов. Именно такая обстановка создалась на Кубани в начале марта. Продолжая поддерживать боевые действия войск Северо-Кавказского фронта в ходе наступления, большинство самолетов 4-ой и 5-ой воздушной армии перелетели в район Краснодара (преимущественно штурмовики и истребители). Но т.к. групповые аэродромы после снеготаяния и в результате выпавших в эти дни обильных дождей для эксплуатации оказались непригодными, в течение нескольких дней полеты производились с одного Краснодарского аэродрома, на котором имелись бетонные воздушно-посадочные полосы. На этом аэродроме собралось до 300 самолетов.5

Аэродромно-техническое обеспечение полетов с Краснодарского аэродрома в первые дни осуществлялось двумя батальонами аэродромного обслуживания, аэродромного обслуживания, которые со своими задачами справлялись с трудом. К тому же из-за плохого состояния автомобильных дорог и отсутствия возможности подвоза по железной дороге (ж.д. линии Армавир – Кропоткин - Краснодар и Сталинград - Краснодар еще не были восстановлены). В этих условиях имели место случаи несвоевременного подвоза необходимого количества материальных средств, особенно ГСМ.

Оценивая состояние и возможности частей тыла по выполнению своих задач в обеспечении боевых действий авиации на Кубани весной 1943г. можно со всей определенностью сказать, что в целом они были боеспособны и поставленные задачи выполняли, в основном, успешно.

При удовлетворительной укомплектованности личным составом (91,1%) неблагополучно было с укомплектованностью автотранспортом (70,8%) и особенно специальными машинами (60,1%).6

Здесь уместно заметить, что неблагополучное положение с укомплектованностью автотранспортом и особенно спецмашинами было в целом по ВВС КА. Так, по обобщенным данным средняя укомплектованность частей ВВС КА автотранспортом составляла 67,6%, грузовыми автомобилями 65,8 %, автобензоцистернами – 41,4 %.7
  1   2   3   4   5




Похожие:

Обеспечение боевых действий авиации Северокавказского фронта весной и летом 1943 года iconБурмистрова (Стебенькова) Мария Игнатьевна
Красной Армии, в подвижном Военном-Эксплутационном отделении №22 действующей армии I украинского фронта рабочей жилищно-ремонтной...
Обеспечение боевых действий авиации Северокавказского фронта весной и летом 1943 года iconМы весной его не встретим Он и летом не придет

Обеспечение боевых действий авиации Северокавказского фронта весной и летом 1943 года iconРассказ о ветеране ВОВ Сайткулове Рахматулле Гиниятовиче
Участвовал в боевых действиях в составе 3 мотострелкового батальона 71 механизированного бригады 9 корпуса 3 Гвардейской танковой...
Обеспечение боевых действий авиации Северокавказского фронта весной и летом 1943 года iconКак провести экологическую акцию с детьми весной и летом (методические советы)
Дети активно участвуют в их проведении с акциями: «Птицеград», «Зеленый газон», «Цветущий луг», «Подснежник» и «Волге – чистые берега»!...
Обеспечение боевых действий авиации Северокавказского фронта весной и летом 1943 года iconПлан работы месячника патриотического воспитания по мбоу марьевской сош на февраль 2012 уч года
С праздником, Защитники Отечества! (поздравление ветеранов войны и участников боевых действий в Афганистане и Чечне)
Обеспечение боевых действий авиации Северокавказского фронта весной и летом 1943 года iconКонтрольная работа по русскому языку в 5 классе Диктант Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной
В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками...
Обеспечение боевых действий авиации Северокавказского фронта весной и летом 1943 года iconФамилия, имя и отчество
Ежемесячная денежная выплата ветерану боевых действий 21917 рублей 10 копеек за 2010 год
Обеспечение боевых действий авиации Северокавказского фронта весной и летом 1943 года iconВстреча поколений – 2013
На встрече присутствовали ветераны Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане, а также сотрудники полиции
Обеспечение боевых действий авиации Северокавказского фронта весной и летом 1943 года iconПланирование, подготовка приказов отдела образования, координация работы по организации оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков, учащихся общеобразовательных школ летом 2012 года
Прием заявок оу на отдых, оздоровление и занятость детей и подростков летом 2012 года
Обеспечение боевых действий авиации Северокавказского фронта весной и летом 1943 года iconДокументи
1. /57_09.07.31_МО_приказ ь 265 от 27.04.09_ летное обеспечение авиации.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы