«Мир металлов» План конспект открытого внеклассного мероприятия Из опыта работы Мельникова Евгения Михайловича учителя технического труда гуо сош №33 icon

«Мир металлов» План конспект открытого внеклассного мероприятия Из опыта работы Мельникова Евгения Михайловича учителя технического труда гуо сош №33



Название«Мир металлов» План конспект открытого внеклассного мероприятия Из опыта работы Мельникова Евгения Михайловича учителя технического труда гуо сош №33
Дата конвертации22.09.2012
Размер78.4 Kb.
ТипКонспект
источник

Государственное учреждение образования

«Средняя общеобразовательная школа № 33 г. Гомеля»


«Мир металлов»


План конспект открытого внеклассного мероприятия


Из опыта работы

Мельникова Евгения Михайловича

учителя технического труда

ГУО СОШ № 33


Гомель 2008


Тема мероприятия «Мир металлов»


Цели: образовательная: расширение и обобщение представлений

учащихся о металлах и истории их возникновения.

воспитательная: прививать качества трудолюбия, культуры труда, культуры поведения и общения, уважения к мастерству, внимательности и собранности при выполнении приемов труда.

развивающая: развивать творческие, конструкторские способности.


Оборудование: доска, мел, две заготовки из жести, зубило, моло­ток, плоскогубцы, лист из мягкой стали, слесарный верстак (на каждого учащегося)


  1. Организационная часть

    1. Приветствие учащихся и проверка посещаемости.

    2. Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.

    3. Назначение дежурных.

2. Рассказ о металлах

Учитель: Трудно, почти невозможно представить себе нашу жизнь без металлов и их сплавов — настолько эти материалы сейчас распространены и привычны. Но история человечества начинается не с них. В течение мно­гих тысячелетий почти все орудия труда и оружие люди изготовляли из камня: топоры, ножи, скребки, сверла, наконечники копий и стрел, молотки и многое другое. Поэтому весь этот долгий период древнейшей истории назван каменным веком. Затем наряду с кремневыми начали применяться и медные орудия и предметы быта. Но медь — металл мягкий, орудия из нее быстро затупля­лись и поэтому широкого распространения не получили. А вот ее сплав с оловом - бронза оказался воистину «счастливой находкой» для человечества. Хорошо обра­батывающаяся, твердая, не поддающаяся коррозии, она постепенно вытеснила камень, и на земле начался брон­зовый век. В Египте примерно 4000 лет назад уже широ­ко применялась бронза. Но запасы меди и олова в зем­ных недрах очень ограничены. И поэтому постепенно, по мере того как люди овладевали секретами выплавки же­леза и придания ему достаточно высокой твердости и прочности, оно стало все шире и шире применяться для изготовления различных изделий. Так на смену бронзо­вому веку пришел век железный.

Первое железо, которое начали обрабатывать люди, было космического происхождения - метеоритное. По­этому одни древние народы называли его «небесной медью», другие — «происходящим с неба», третьи - «небесным железом». Древние египтяне дали ему имя «бини-пет» — «небесный металл», а железные предметы изображали синими - цвета неба. Древнегреческое и северокавказское названия железа происходят от древней­шего слова, означающего «звезда». На древнем и совре­менном армянском языке железо называется «еркат» - «упавшее с неба». Самое древнее железное изделие — ожерелье из полосок метеоритного железа, найденное в Египте, имеет возраст около 6000 лет! Археологи нашли также кинжал, откованный из метеоритного железа более чем 5000 лет тому назад. А сравнительно недавно, в 1818 г. одна из полярных экспедиций открыла эскимос­ское племя, изготовлявшее ножи и наконечники гарпунов из кусков железа, которое они с большим трудом отделя­ли от крупного метеорита.

Метеоритное железо содержит примеси других метал­лов, например никеля, и поэтому очень трудно обрабаты­вается. Кроме того, оно встречается очень редко, и поэто­му железный век наступил только тогда, когда люди на­учились выплавлять железо из руды и ковкой получать из него достаточно прочные и твердые изделия. Прежде все­го это были орудия труда и оружие, и неудивительно, что у славянских народов название железа происхо­дит от слова «лезо» — «лезвие». Железо постепенно при­обрело такое важное значение, что даже родилась пословица: «В народе без железа, как при обеде без соли».

^ 3. Творческо-практическая работа

Учитель: Умение обрабатывать материалы всегда ценилось в народе. И вот сейчас мы предоставим возмож­ность показать себя в этом деле. Однажды в журнале «Наука и жизнь» появилась заметка о том, что в Швеции изобретен пневматический пистолет для скрепления ме­таллических листов толщиной до 1 мм. При этом не при­меняются ни скобы, ни заклепки. Специальный инстру­мент за 0,9 сек. вырубает в скрепляемых листах «язычки» и загибает их. (Учащиеся, используя лежащие на столах инструменты, должны вручную надежно соединить две заготовки указанным способом. Края заготовок надру­бать не разрешается.)

Задача 1. Предложите способ скрепления 2х металлических листов толщиной до 1 мм. при этом не используется ни скобы, ни заклепки. Лист крепится друг к другу всплошную и используется инструмент, находящийся перед вами.

Учащиеся: Учащиеся предлагают различные способы скрепления заготовок и поясняют, почему они выбрали тот, а ни другой способ соединения. Если учащиеся не предложили правильный вариант, учитель направляет их на правильные мысли, тем создает чувство успеха и благополучия.




Для выполнения данной работы необходимо приго­товить комплекты: две заготовки из жести, зубило, моло­ток, плоскогубцы, лист из мягкой стали, на котором вы­полнять рубку. Решение понятно из рисунка (рис. 1).


Учитель: После выполнения творческо-практической работы учитель проверяет работы на качество и прочность выполнения. Выбирает лучшие и худшие работы и предлагает учащимся самостоятельно рассмотреть соединенные листы жести и выясняет с учащимися все плюсы и минусы выполненных работ.


^ 4. Рассказ о металлах

Учитель: Вы знаете, что тот материал, который дал имя целой эпохе, это в действительности не чистое железо, а его сплав с небольшим количеством углерода, который позже получил название стали. Сплавы железа настолько ши­роко применяются в современной технике, что, наверное, наше время тоже можно считать железным, точнее сталь­ным веком. Да и планету нашу можно назвать желез­ной — ведь в среднем земной шар состоит на 34,63 % из железа. Однако в пределах доступной пока глубины при­мерно в 1 км железа всего 5 %, а первенство занимает алюминий — его содержание равно 8%. В самородном виде алюминий не встречается, и только в 1825 г. датско­му ученому Эрстеду удалось в лабораторных условиях получить несколько граммов алюминия. Через 30 лет на Парижской выставке был показан кусок алюминия мас­сой в несколько килограммов. Способ его получения в то время был очень сложным, а алюминий ценился дороже серебра. Так, великому русскому ученому Дмитрию Ива­новичу Менделееву в знак его заслуг был преподнесен драгоценный дар — кубок из чистого алюминия.

Да и в настоящее время для получения алюминия нуж­ны высокая температура (до 1000 °С) и большой расход электроэнергии. Но как тогда понимать рассказ древне­римского историка Плутарха о том, что однажды импе­ратору Тиберию его придворный мастер преподнес коро­ну из какого-то блестящего довольно мягкого металла белого цвета, а когда император спросил: «Откуда ты до­был этот металл?», то услышал ответ: «Из глины». Тиберий, опасаясь, что новый металл обесценит серебро, при­казал обезглавить мастера, а его мастерскую сравнять с землей. Самое загадочное в этом рассказе то, что неиз­вестный металл по описанию очень напоминает алюми­ний! Конечно, рассказ можно было бы считать вымыслом, но сравнительно недавно археологи провели анализ ма­териала, из которого сделаны украшения гробницы ки­тайского полководца Чжао Чжу, жившего более 1500 лет тому назад. В результате выяснилось, что загадочный материал представляет собой сплав, на 85 % состоящий из алюминия. Неужели металлурги тех времен знали дру­гой, более простой, чем современный, способ получения алюминия? Это одна из многих загадок, которые еще предстоит разгадать историкам.

В настоящее время алюминий широко применяется в строительстве и машиностроении благодаря целому ря­ду своих достоинств. Немецкий ученый Манфред Беккерт в своей интересной книге «Мир металла» называет семь таких достоинств.

5. Беседа

А сколько назовете вы?

Учащиеся: отвечают на поставленный вопрос (после обсудить названные варианты, выбрать из них правильные и предложить свои).

Учитель: Беккерт пишет, что алюминий: 1) легок, 2) устойчив к коррозии, 3) имеет декоративный вид, 4) прочен, 5) достаточно упруг, не становится хрупким при низких температурах, 6) хорошо поддается обработке резанием и давлением — его можно раскатать в фольгу толщиной меньше 0,01 мм, 7) хорошо проводит электрический ток и тепло (на втором месте после меди).

Задача 2. В технике используется много различных сплавов. Но самыми неожиданными и необычными являются сплавы, как бы обладающие памятью. Вам, наверное, приходилось видеть, как выглядит кузов лег­кового автомобиля после какого-нибудь дорожно-транс­портного происшествия. Чтобы его выправить, нужен долгий и кропотливый труд рабочего высокой квалифи­кации. А теперь представьте, что кузов этот был изго­товлен из сплава, обладающего памятью. Достаточно нагреть погнутые места, и они снова примут ту форму, которая им была придана при изготовлении на автоза­воде.

Как вы думаете, где целесообразно применять та­кие сплавы? (Обсудите этот вопрос)

^ 6. Рассказ о металлах

Учитель: Подобные сплавы можно применять для изготовле­ния антенн космических аппаратов. Перед запуском их сминают, чтобы они занимали как можно меньше места. А в космосе под действием солнечного тепла они при­обретают нужную форму. Имеются и более прозаиче­ские предложения: вставлять в подошвы и каблуки за­гнутые, как коготки, стерженьки. В морозную погоду они сами разгибаются, превращаясь в шипы, облегчаю­щие ходьбу в гололед.

Потребность человечества в различных металлах все возрастает. Поэтому ученые ищут все новые способы их добычи. Постепенно развивается биометаллургия — до­быча металлов с помощью растений и простейших жи­вых существ. Так, в одной из советских лабораторий открыли бактерии, способные накапливать марганец.

В Японии уже добывают ванадий из морских животных асцидий: собирают их, высушивают, сжигают, а из пеп­ла получают металл. Известно, что фикусы накапливают алюминий, осьминоги и моллюски — медь, медузы — цинк, олово, свинец. А недавно ученым удалось вывести бактерий, которые извлекают из воды различные метал­лы. Может быть, теперь удастся очистить водоемы, отравленные промышленными отходами, и в них снова расцветет жизнь.

^ 7. Игра «Пятый лишний».

Учитель: Сейчас я вам покажу слова, в которых буквы переставлены местами. Вы должны до­гадаться, что это за слова, записать их в тетрадь уже в правильном виде, определить, какое из них лишнее. Потом вы должны объяснить, почему считаете вычеркнутое сло­во лишним.

На школьной доске написаны следующие слова: дьем, цисенв, тасль, лооов, кицн (медь, свинец, олово, сталь, цинк).

Лишнее слово здесь - сталь, так как, во-первых, оно означает сплав, а остальные слова металлы, во-вторых, сталь относится к черным металлам и сплавам, а все остальные к цветным.


8. Уборка рабочих мест.


9. Подведение итогов занятия. Рефлексия.








Похожие:

«Мир металлов» План конспект открытого внеклассного мероприятия Из опыта работы Мельникова Евгения Михайловича учителя технического труда гуо сош №33 iconИз опыта работы учителя икт шарафутдиновой Р. А. План открытого мероприятия по информационной культуре
Цель: повторение и закрепление основного программного материала, развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся,...
«Мир металлов» План конспект открытого внеклассного мероприятия Из опыта работы Мельникова Евгения Михайловича учителя технического труда гуо сош №33 iconТребования к разработке конспекта внеклассного мероприятия
При разработке конспекта внеклассного мероприятия необходимо определить тему и продолжительность внеклассного мероприятия, исходя...
«Мир металлов» План конспект открытого внеклассного мероприятия Из опыта работы Мельникова Евгения Михайловича учителя технического труда гуо сош №33 iconКонспект родительского собрания
Из опыта работы воспитателей гуо «Сморгонский дцрр» С. Э. Колобутиной, В. Е. Якушевой
«Мир металлов» План конспект открытого внеклассного мероприятия Из опыта работы Мельникова Евгения Михайловича учителя технического труда гуо сош №33 iconПлан-конспект внеклассного мероприятия Тема мероприятия: Uniform vs Casual style your choice. Цели: Практическая
Учитель: So many people, so many opinions. First of all let’s get some information about school uniform and its history. Our lesson...
«Мир металлов» План конспект открытого внеклассного мероприятия Из опыта работы Мельникова Евгения Михайловича учителя технического труда гуо сош №33 iconКонспект открытого урока Аслгареевой Зульфим Назахутдиновны, учителя родного языка и литературы Тема: Г. Бәшировның "Туган ягым- яшел бишек" әсәрен өйрәнүне йомгаклау
План-конспект открытого урока Аслгареевой Зульфим Назахутдиновны, учителя родного языка и литературы
«Мир металлов» План конспект открытого внеклассного мероприятия Из опыта работы Мельникова Евгения Михайловича учителя технического труда гуо сош №33 iconПлан изучения и обобщения положительного опыта работы преподавателя физвоспитания Констатовича Чеслава Михайловича Тема опыта
...
«Мир металлов» План конспект открытого внеклассного мероприятия Из опыта работы Мельникова Евгения Михайловича учителя технического труда гуо сош №33 iconИ о. учителя Участие в Интернет-педсоветах (тема педсовета, название методической разработки) Участие в профессиональных конкурс
...
«Мир металлов» План конспект открытого внеклассного мероприятия Из опыта работы Мельникова Евгения Михайловича учителя технического труда гуо сош №33 iconПлан работы по проведению Года Учителя в моу исош № Мероприятия Сроки
Внедрение в практику работы школы результатов научных исследований и достижений передового опыта, забота о научной и теоретической...
«Мир металлов» План конспект открытого внеклассного мероприятия Из опыта работы Мельникова Евгения Михайловича учителя технического труда гуо сош №33 iconПамятка для учителя по обобщению собственного педагогического опыта
Уважаемые коллеги, работая в школе помните о том, что ваш накопленный с годами профессиональный опыт может помочь кому-то в организации...
«Мир металлов» План конспект открытого внеклассного мероприятия Из опыта работы Мельникова Евгения Михайловича учителя технического труда гуо сош №33 iconПлан – конспект внеклассного мероприятия на тему: «Днесь Христово Рождество!»
Цель: подготовка учащихся к осознанному выбору элективного курса ( допрофильная подготовка)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы