План урока по трудовому обучению Тема урока icon

План урока по трудовому обучению Тема урока



НазваниеПлан урока по трудовому обучению Тема урока
Дата конвертации22.09.2012
Размер65.39 Kb.
ТипПлан урока
источник



План урока по трудовому обучению


Тема урока: Назначение и устройство фрезерного станка. Принцип дейст­вия станка. Настройка и управление фрезерным станком


Цели урока:

обучающая – ознакомление с фрезерным станком, его настройкой и управлением;

воспитательная – воспитание сознательной дисциплины, аккуратности и внимательности при работе на фрезерном станке;

развивающая – развитие умений и навыков настройки и управления фрезерным станком.


Материально-техническое оснащение:

  1. Учебные пособия;

  2. Фрезерный станок;

  3. Инструкция по эксплуатации, настройке и управлению.


Время проведения: 45 минут.


1. Организационный момент (3 мин)

1.1 Проверка явки учащихся по журналу.

1.2 Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей).

1.3 Проверка внешнего вида (спецодежды).

^ 2. Вводный инструктаж (15 мин)

2.1 Сообщение темы урока (предварительно записанной на доске).

2.2 Постановка целей и производственных задач перед учащимися.

2.3 Объяснение нового материла.

Многие детали машин имеют сложную форму с различными элементами: пазами, прорезями, уступами, криволинейными ка­навками и т. п. Изготовляют такие детали чаще всего на специаль­ных технологических машинах — фрезерных станках с помощью многолезвийных инструментов — фрез. При фрезеровании главное движение (вращательное) совершает инструмент, а движение подачи (поступательное) — заготовка. В результате различного сочетания этих движений и использования фрез со специальной формой зубьев на заготовке образуются плоские, цилиндриче­ские, сферические, конические, винтовые и фасонные поверхности.

В настоящее время для школьных мастерских выпускается настольный горизонтально-фрезерный станок модели НГФ-110Ш4 (рис.1).




Рис. 1

Он состоит из следующих основных частей: основа­ния А со стойкой Б, хобота В с серьгой Г, стола Д с продольными салазками Е и консоли Ж.

^ Основание и стойка — это корпусные детали, на которых мон­тируются все остальные части станка. В нижнем отсеке стойки расположен электродвигатель, а в верхнем коробка скоростей.

Она предназначена для изменения частоты вращения шпинделя. Коробка скоростей представляет собой двухступенчатую ци­линдрическую зубчатую передачу (рис. 2). Ее вал II получает вращение от электродвигателя через клиноременную передачу. Подвижный блок зубчатых колес 4—5—6 может входить в за­цепление с зубчатыми колесами /, 2, 3, а блок 7—8 — с колесами 9 и 10. Таким образом, обеспечивается шесть разных частот вра­щения вала IV. Шпиндель предназначен для сообщения фрезе вращательного движения. Он представляет собой полый вал, в коническое отверстие которого вставляется оправка 5 (см. рис.1), на которой крепятся фрезы. Второй конец оправки поддерживается серьгой, установленной в хоботе. Стол фрезерного станка служит для установки на нем загото­вок с помощью машинных тисков 6 или других приспособлений. Сами приспособления должны надежно крепиться к столу болтами и гайками. Для этого рабочая поверхность корпуса стола имеет специальный паз. Стол может перемещаться в трех направлениях: продольном (по направляющим салазок), поперечном (вместе с салазками, двигающимися по направляющим консоли) и верти­кальном (вместе с салазками и консолью, двигающейся по на­правляющим стойки). Продольная подача осуществляется с по­мощью маховика 3 и передачи «винт-гайка» /—2 (рис.3). Для отсчета перемещений служит лимб.







Рис. 3 Рис. 4

Консоль (рис. 4) — это литой чугунный корпус /, в котором размещены механизмы поперечной и вертикальной подач. По­перечная подача осуществляется с помощью маховика 8 и пере­дачи «винт-гайка» 6—7. Для отсчета перемещения служит лимб 9. Механизм вертикальной подачи представляет собой сочетание передачи «винт-гайка» 2—3 и конической зубчатой 4—5.

С по­мощью конических зубчатых колес осуществляется передача вращательного движения между валами, оси которых пересе­каются под прямым углом. Для осуществления вертикальной подачи служит маховик 10, а отсчет перемещений ведется по лимбу 11.

Таким образом, во фрезерном станке, как и в любой техно­логической машине, можно выделить три основные части: двига­тель, рабочий орган (шпиндель) и передаточный механизм, вклю­чающий в себя клиноременную передачу и коробку скоростей.

Управление станком — это выполнение действий, обеспечиваю­щих процесс резания, т. е. включение вращения шпинделя и перемещения заготовки. Прежде чем приступить к управлению станком, его надо подготовить к работе, т. е. наладить и настроить.

Наладка фрезерного станка заключается в закреплении фрезы и заготовки с помощью различных технологических приспособ­лений, машинных тисков 6 (см. рис. 1, а) оправки с насадными кольцами и прихвата со специальными болтами (рис. 5).




Рис. 5 Рис. 6

Установку или замену фрезы производят следующим образом. Отворачивают гайку 7 и снимают серьгу 8, гайку, насадные кольца 6 и фрезу 5. Затем подбирают насадные кольца для установки другой фрезы в нужном месте оправки 4 и надевают кольца, фрезу и гайку на оправку. Хвостовик оправки с помощью шомпола 1 и втулки 2 плотно закрепляют в коническом отверстии шпинделя 3. После этого устанавливают серьгу и затягивают гайку.

Заготовки крепятся в машинных тисках или с помощью при­хватов (рис.6). В этом случае прихваты 2 одним концом опи­раются на заготовку /, а другим — на подкладку 5. Заготовки прижимают к столу 6 с гайкой 4 и специальным болтом 3, головка которого заведена в Т-образный паз стола.

Настраивают фрезерный станок с помощью рукояток 4 (см. рис. 1, а) в соответствии с таблицей, закрепленной на стойке станка.

В продольном, поперечном и вертикальном направлениях стол перемещают с помощью рукояток 3, 7 и 2.

Для включения и выключения электродвигателя служит кнопочная станция 1, Пуск осуществляют нажатием на черную кнопку, а остановку–на красную.

На производстве применяются фрезерные станки различных типов: консольно-фрезерные, продольно-фрезерные, копиро­вально-фрезерные и др. Наиболее распространенные — консоль­но-фрезерные станки, у которых стол с салазками расположен на консоли и может перемещаться в трех направлениях. Эти станки делятся на две группы в зависимости от расположения шпинделя: горизонтально-фрезерные (к ним относится и станок НГФ-110Ш4) и вертикально-фрезерные.

У продольно-фрезерных станков стол расположен на непо­движной станине и имеет лишь одно (продольное) перемещение. Эти станки предназначены для обработки крупногабаритных заготовок.

Копировально-фрезерные станки предназначены для изготов­ления деталей сложной криволинейной формы, например лопаток турбин.

На производстве подготовку фрезерных станков к работе и управление ими выполняют фрезеровщики.

Кроме фрезерования, они могут выполнять и другие виды работ, например сверление, растачивание и развертывание отверстий. Для повышения качест­ва поверхности и получения высокой точности предварительно просверленных отверстий и отверстий в заготовках, полученных литьем, их растачивают специальными резцами. Для точной чистовой обработки отверстий применяют также и многолезвий­ные инструменты-развертки. Эта операция называется разверты­ванием. Для выполнения комплекса операций выпускают многоинструментные фрезерные станки.

Правила безопасной работы:

  1. Выполнять упражнения только в спецодежде.

  2. Не включать станок без разрешения учителя.

  3. Перед включением станка проверить надежность соеди­нения защитного заземления (зануления) с корпусом станка, протереть защитный экран, проверить надежность закрепления фрезы и заготовки, отвести заготовку вниз от фрезы.

  4. Выполнять упражнения только с опущенным экраном.

  5. Не наклонять голову близко к вращающейся оправке.

  6. Не облокачиваться на станок, не класть на него инструмен­ты и заготовки.

  7. Не трогать фрезу, оправку и заготовку руками во время работы.

  8. Не стоять в плоскости вращения фрезы.

  9. Не отходить от станка, не выключив его



^ 3. Практическая работа и текущий инструктаж (20 мин)

3.1 Расстановка учащихся по рабочим местам.

3.2 Выдача задания и контроль работы.

3.3 Проведение целевых обходов рабочих мест

^ 4. Заключительный инструктаж (5 мин)

4.1 Указание типичных ошибок.

4.2 Отметка лучших работ.

4.3 Сообщение оценки качества работы каждого учащегося.

4.4 Выдача домашнего задания.

5. Уборка рабочих мест (2 мин)

Осуществление проверки поведения уборки на рабочих местах учащихся.

Учебник:

1.Панов А.А. Обработка металлов резанием. Справочник технолога. М.: Машиностроение, 1988. ¾ 736 с.

2. Трудовое обучение: Учеб. Пособие для 7-го кл. гор. общеобразоват. шк. / И.А.Карабанов, Н.К.Щур, К.Г.Гулак и др. – Мн.: Нар. асвета, 1989.–287с.




Похожие:

План урока по трудовому обучению Тема урока iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока
Тема урока: Конструктивные элементы точеного изделия. Чертежи детали с коническими и фасонными поверхностями
План урока по трудовому обучению Тема урока iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока
Тема урока: Назначение, принцип дейст­вия и устройство сверлильного станка. Правила безопасной работы. От
План урока по трудовому обучению Тема урока iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока
Тема урока: Инст­рументы и приспособления при фрезеровании, их виды, назначе­ние и конструкции, установка. От
План урока по трудовому обучению Тема урока iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Строгание ручное. Инструмент и его устройство. Цели урока
Охватывает упор 4 или рукоятку 12
План урока по трудовому обучению Тема урока iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Лесоматериалы. Виды и применение. Цели урока
Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей)
План урока по трудовому обучению Тема урока iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока
Тема урока: Операции фрезерной обработки, виды фрезерования. Приемы фрезерования. Правила безопасной работы. От
План урока по трудовому обучению Тема урока iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Физические и механические свойства древесины. Цели урока
Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей)
План урока по трудовому обучению Тема урока iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Пробивание и ручное сверление отверстий. Цели урока
Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей)
План урока по трудовому обучению Тема урока iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Контроль качества готовых деталей. Цели урока
Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей)
План урока по трудовому обучению Тема урока iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Отделка изделий масляными красками Цели урока
Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей)
План урока по трудовому обучению Тема урока iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Сборка изделий из проволоки. Цели урока : обучающая
Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы