План урока по трудовому обучению Тема урока: Профессии в металлообрабатывающей промышленности. Цели урока
План урока по трудовому обучению Тема урока: Профессии в металлообрабатывающей промышленности. Цели урока icon

План урока по трудовому обучению Тема урока: Профессии в металлообрабатывающей промышленности. Цели урока



НазваниеПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Профессии в металлообрабатывающей промышленности. Цели урока
Дата конвертации22.09.2012
Размер118.42 Kb.
ТипПлан урока
источник



План урока по трудовому обучению


Тема урока: Профессии в металлообрабатывающей промышленности.


Цели урока:

обучающая – ознакомление с основными профессиями в металлообрабатывающей промышленности;

воспитательная – воспитание интереса к профессиям в металлообрабатывающей промышленности и формирование научного мировоззрения на примере изучения этих профессий;

развивающая – развитие умений устанавливать причинно-следственные связи между профессиями в металлообрабатывающей промышленности.

Материально-техническое оснащение:

  1. Учебные пособия;

  2. Плакаты с изображением работ выполняемых рабочими металлообрабатывающей промышленности;

  3. Каталог “2000 профессий”



Время проведения: 45 минут.


1. Организационный момент (3 мин)

1.1 Проверка явки учащихся по журналу.

1.2 Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей).

1.3 Проверка внешнего вида (спецодежды).

^ 2. Вводный инструктаж (20 мин)

2.1 Сообщение темы урока (предварительно записанной на доске).

2.2 Постановка целей и производственных задач перед учащимися.

2.3 Объяснение нового материла.

Листовой металл изготавливают вальцовщики. Они работают на огромных прокатных станах и должны хорошо разбираться в их устройстве, знать свойства металлов, уметь правильно уста­новить и выбрать нужную скорость прокатки. С каждым годом все больше тонколистового металла требуется народному хозяй­ству. К 1990 г. выпуск его должен быть увеличен в 1,5...2 раза.

На фабриках и заводах многие работы, связанные с обработкой тонколистового металла, выполняют жестянщики. Они изготав­ливают и ремонтируют различные баки, ящики, вентиляционные трубы и т. п. Жестянщики должны хорошо знать свойства металлов, устройство станков и приспособлений для обработки тонколистового металла, уметь работать на них.

На предприятиях технологические процессы разрабатывают технологи. Они определяют последовательность обработки, выби­рают оборудование, инструменты, приспособления, нормируют труд, устанавливают квалификацию рабочего, требующуюся для выполнения данной работы.

На предприятии резание заготовок выполняют резчики метал­ла. Они должны хорошо знать устройство механических ножниц, уметь работать на них, устанавливать и менять ножи, выполнять разметку заготовок по чертежам и шаблонам, хорошо знать свойства различных металлов.

На предприятиях сгибают листовой металл кузнецы и штампов­щики.

На производстве жестянщики изготавливают много изделий с фальцевыми швами: баки, ведра, ящики, водосточные трубы, воз­духопроводы и т. п. Делают они это и вручную и на специальных фальцепрокатных станах.

На производстве соединение деталей заклепками выполняют слесари-ремонтники с помощью пневматических клепальных молотков или на специальных клепальных машинах.

Отделочные работы на предприятиях выполняют лудильщики(лужение), гальваники(электролитические покрытия), металлизаторы(распыление) и т.д. Они должны хорошо знать свойства металлов и сплавов, устройство станков для отделки изделий, уметь приготавливать необходимые растворы, регулировать процесс отделки.

Слесарные работы приходится выполнять при ремонте обо­рудования фабрик, заводов, животноводческих ферм, при сборке и испытании новых машин и механизмов, при изготовлении и ремон­те различных инструментов, приспособлений, приборов. Вот поче­му слесарь — одна из наиболее распространенных рабочих про­фессий.

Ввиду большого разнообразия слесарных работ различают от­дельные специальности слесарей. Наиболее распространенными из них являются: слесарь-ремонтник, слесарь механосборочных ра­бот, слесарь-инструментальщик.

Слесари-ремонтники на предприятиях различных отраслей на­родного хозяйства производят ремонт, а также монтаж (установ­ку на место), проверку и регулировку различного оборудо­вания машин и агрегатов. В процессе ремонта изготавливают простые детали и нужные приспособления, заменяют изношен­ные детали новыми, выполняют подгонку деталей в соедине­ниях, испытывают отремонтированное оборудование.

Слесарю-ремонтнику приходится иногда работать в трудных условиях, ремонтируя оборудование на стройке, на буровой вышке, в поле, на корабле в открытом море. Вот почему от него требуют ся часто и выдержка, и настойчивость, и мужество. А глав­ное — большое трудолюбие и чувство ответственности перед то­варищами по работе, перед другими людьми. Слесарь-ремонтник должен знать устройство и принцип работы ремонтируемого обо­рудования, его узлов и механизмов; технические условия на ремонт, сборку, регулировку и установку оборудования. Он должен не только хорошо владеть слесарным инструментом, но и уметь работать на металлорежущих станках, выполнять сварочные ра­боты и др.

^ Слесари механосборочных работ собирают из отдельных дета­лей и узлов станки, двигатели, тракторы и другие машины и ме­ханизмы. С помощью ручного и механизированного слесарно-сборочного инструмента выполняют подгонку, соединение, крепле­ние и регулировку изделий, на специальных стендах испыты­вают собранные ими агрегаты, устраняют брак.

Слесарь-сборщик должен в совершенстве знать устройство собираемых изделий, а в них бывает подчас несколько тысяч деталей. Он должен свободно читать чертежи и схемы, знать и выполнять технические требования к изделию.

Слесари-инструментальщики изготавливают и ремонтируют ин­струменты и приспособления. От них требуется особая точность работы, хорошее знание свойств обрабатываемых материалов, умение читать и выполнять чертежи и вести расчеты новых инструментов и приспособлений.

Характер слесарных работ за последние годы значительно изменился. Тяжелый труд на многих слесарных операциях сейчас механизирован. Труд слесаря на современном предприятии — творческий. На каждом предприятии есть свои умельцы. Их увле­ченность, мастерство, знания помогают создавать новую технику. Таких рабочих называют рационализаторами и изобретателями.

^ Гибщик труб.

Работает па предприятиях машиностроения и металлообработки. Производит многоколонную в разных плоскостях гибку стальных, медных и других труб в холодном или го­рячем (с нагревом током высокой частоты в специальных печах) состоянии на трубогибочных станках различных конструкций или вручную с помощью приспособлений. Устанавливает гибочные головки, приспособ­ления, проверяет гибы и др., осуществляет наладку трубогибочного станка, определяет режим нагрева труб. Производит гибку труб в соответствии с чертежами, эскизами, ма­кетами и испытание готовой продукции. Должен знать: правила наладки трубогибочных станков; методы гибки труб; особенно­сти обработки материала из легированных сталей и сплавов; допуски на готовые изде­лия и деформацию материалов. Профессия имеет 1—5-й разряды.

Жестянщик.

Работает па предприятиях различных обла­стей народного хозяйства (слесарные и слесарно-сборочные работы). Изготавливает и ремонтирует изделия и узлы из листового металла и труб: кожухи для оборудования, капоты двигателей самолётов, обшивку авто­мобилей, баки, вёдра, ящики и т. п. Выпол­няет разметку, раскрой, гибку материала, вальцовку цилиндрических деталей, пайку, сверление и выбивание отверстий. Изготавливает сферические и фигурные поверхности. Испытывает готовые изделия и узлы на гер­метичность и прочность. Производит наладку прессов, пресс-ножниц, вальцов и других станков. Должен знать: правила наладки и проверки на точность гибочных и вальцовоч­ных машин и приводных ножниц; механи­ческие свойства листовой и сортовой стали, цветных металлов и сплавов; влияние отжи­га па механические свойства металлов; способы разметки деталей и изделий; правила раскроя и построения развёрток; приёмы прямолинейной и криволинейной резки ме­таллов; способы соединения и пайки дета­лей, изделий и узлов из различных металлов. Профессия имеет 2—5-й разряды.

Заточник.

На предприятиях машиностроения и метал­лообработки на универсальных и специализированных заточных станках осуществляет заточку и доводку металлорежущего инстру­мента (резцы, свёрла, зенкеры, развёртки, фрезы, фрезерные головки, метчики, плашки и др.).

Устанавливает на станке обрабатываемый инструмент с применением приспособ­лений и копиров (шаблонов), подбирает в зависимости от затачиваемого материала ре­жимы резания и марку шлифовального кру­га, ведёт заточку. Должен знать: правила заточки инструмента; назначение и условия применения универсальных и специальных приспособлений; характеристики шлифоваль­ных кругов по форме, твёрдости, зернисто­сти и связке; систему допусков и посадок, квалитеты (классы точности) и классы ше­роховатости (чистоты обработки). Профессия имеет 2—5-й разряды.

Зуборезчик.

Работает в механических и ремонтно-механических цехах машиностроительных предприя­тий. На зуборезных станках различных типов и моделей методами фрезерования, долб­ления, копирования и обкатки производит нарезание наружных и внутренних прямых, косых и спиральных зубов на различных деталях (блоках шестерён, шлицевых и шесте­ренных валах, цилиндрических шестернях, колёсах редукторов и др.). Производит на­ладку станка и выполняет необходимые расчёты для нарезания зубьев сложных профилей и различных моделей (зубчатого зацепления). Устанавливает детали, приспо­собления и режущий инструмент с провер­кой по индикатору и другим приборам. Опре­деляет режимы резания в зависимости от степени точности, модуля, числа зубьев и угла зацепления. Должен знать: способы проверки на точность зуборезных станков; условия применения универсальных и спе­циальных приспособлений; правила настрой­ки и регулирования приборов; правила за­точки и доводки режущего инструмента, определения режимов резания; виды зацеп­лений; систему допусков и посадок, квалитеты (классы точности) и классы шерохова­тости (чистоты обработки). Профессия имеет 2—6-й разряды.

Зубошлифовщик.

На предприятиях машиностроения на зубо- и шлицешлифовальных станках производит шлифование зубьев цилиндрических и кони­ческих шестерен, зубчатых колёс и шестерён­чатых валов, шлицев па валах, спиральных шестерён. Производит наладку станков, опре­деляет последовательность и оптимальные режимы обработки, закрепляет обрабатывае­мое изделие, шлифует его зубья. Должен гнать: способы и правила настройки, про­верки на точность зубо- и шлицешлифоваль­ных станков; правила определения режимов шлифования; основные сведения о зернисто­сти, твёрдости шлифовальных кругов и влия­нии их на качество обрабатываемой поверхности.


^ Испытатель двигателей. Работает на предприятиях, производящих (или испытывающих полученные с моторных заводов) двигатели внутреннего сгорания. Устанавливает двигатель на испытательный стенд, запускает и испытывает его в установленном режиме работы с замором мощности и расхода горючего. Устанавливает и регулирует газораспределение, подачу топлива и воздухораспределение. Выявляет и устраняет де­фекты. Должен знать: конструктивные особен­ности двигателей, технические условия на испытание; основные свойства применяемых материалов, масел и видов топлива; правила регулирования двигателей; методы расчёта мощностей и тягового усилия, определения теплоотдачи воды и масла. Профессия имеет 4—6-й разряды, для 6-го разряда требуется среднее специальное образование.

Кузнец-штамповщик. Работает в кузнечных и прессовых цехах ма­шиностроительных предприятий. На молотах, механических ковочных прессах, фрикцион­ных, кривошипных и гидравлических прессах производит ковку (штамповку) деталей раз­личной сложности и назначения. На горизон­тально-гибочных машинах и прессах гнёт де­тали и заготовки из листового и профильного металла, чеканит детали и изделия. На моло­тах и прессах осаждает, высаживает, вытяги­вает и рубит металл, правит детали в холод­ном и горячем состоянии. Должен знать: правила охлаждения, смазки и подготовки штампов к работе; способы штамповки в за­висимости от марки металла и требуемой чистоты поверхности изделий; ковочные свой­ства, температуру и режим нагрева сталей разных марок; величину припусков на обра­ботку и допусков па горячую штамповку.

^ Наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики.

Работает на предприятиях различных отрас­лей народного хозяйства. На заводах-изгото­вителях и по месту эксплуатации производит наладку электронных теплотехнических при­боров, электромагнитных, электродинамиче­ских счётно-аналитических механизмов, при­боров и установок автоматического регули­рования с суммирующими устройствами и дистанционной передачей показаний. Выпол­няет наладку, проверяет и испытывает элект­ронные блоки, системы питания электродвигателей.

Паяльщик. Работает па предприятиях различных отрас­лей народного хозяйства. Выполняет пайку деталей и изделий мягкими, твёрдыми, туго­плавкими, высокопрочными и другими при­поями, в печах при нагреве деталей токами высокой частоты, электрической дугой и га­зовыми горелками, на ультразвуковых, электролучевых, лазерных установках и уста­новках с кварцевыми лампами, погружением в припой и волной припоя. Приготавливает составы для припоев, производит наладку аппаратуры и установок для паяльных работ.

Проверяет качество пайки. Производит трав­ление швов под пайку и изделий перед пай­кой, распаивает швы после испытания или при ремонте. Должен знать: процессы пайки различными способами и требования к изде­лиям после пайки: способы наладки паяль­ников, установок, аппаратуры для нагрева, пайки и её контроля; влияние температуры на структуру металлов, сплавов и их меха­нические свойства.

Разметчик. На предприятиях машиностроения и ме­таллообработки производит плоскостную и пространственную разметку заготовок, метал­лических моделей, штампов, приспособлений, шаблонов с помощью чертилки, кернера, циркуля, линейки, рейсмаса, индикатора. Устанавливает заготовки, детали и узлы на подкладках, домкратах, выверяет установку с помощью индикаторов, набора плоскопараллельных плиток и других приборов. Вы­полняет чертежи деталей, геометрические построения и тригонометрические вычисле­ния для разметки. Должен знать: основы тех­нического черчения; правила заточки и за­правки разметочного инструмента, свойства различных металлов и сплавов и величину их деформации при обработке; систему до­пусков и посадок, припуски па механиче­скую обработку; правила раскроя материа­ла. Профессия имеет 2—6-й разряды. В кожевенном, меховом и обувном про­изводствах по лекалам, шаблонам, трафаре­там и без них производит разметку на тек­стильных материалах и кожзаменителях декоративных и других линий, точек на де­талях изделий для их сборки. Подбирает трафареты в соответствии с видом и шири­ной размечаемого материала. Накладывает лекала, трафареты на верхний слой настила и переносит па него краской, мелом очерта­ния деталей. Обеспечивает плотное располо­жение лекал, трафаретов, правильное распо­ложение деталей по основе и утку, комп­лектность размеченного кроя, экономное ис­пользование материалов. Должен знать: ви­ды, фасоны, размеры деталей; свойства раз­мечаемых текстильных материалов и кож­заменителей; способы рациональной расклад­ки лекал и нормы использования материа­лов.

^ Слесарь механосборочных работ. Работает на предприятиях машиностроения и металлообработки. Из отдельных деталей собирает станки, моторы, турбины, тракторы, автомобили и другие машины и механизмы. С помощью ручного и механизированного слесарно-сборочного инструмента выполняет операции по подгонке, соединению, крепле­нию и регулировке изделий. На специальных стендах испытывает собираемые или собран­ные узлы и агрегаты, устраняет обнаружен­ные дефекты.

Должен знать: устройство со­бираемых изделий, технологию слесарной обработки и сборки; правила регулировки ра­бочего и измерительного инструмента; до­пуски и посадки; технические условия на собираемые узлы, механизмы и изделия; правила чтения чертежей.

^ Слесарь по изготовлению и доводке деталей летательных аппаратов.

Работает на предприятиях авиационной про­мышленности. Производит выколотку, прав­ку, доводку, рихтовку, гибку авиационных деталей и узлов с применением нагреватель­ных приборов вручную, на молотах, станках и другом оборудовании. Выполняет разводку и посадку деталей на выколоточных моло­тах, раскатных машинах и посадочных стан­ках, подгонку деталей. Должен знать: основ­ные физические свойства применяемых ме­таллов и сплавов; назначение деталей, узлов и технические условия на их изготовление; способы выявления и устранения дефектов на изделиях.

^ Слесарь по обслуживанию буровых.

Работает на нефте- и газодобывающих пред­приятиях. При ведении буровых работ следит за исправностью оборудования буровых уста­новок и скважин. Выпол­няет текущий и средний ремонт оборудова­ния, механизмов, средств малой механизации и противовыбросовой аппаратуры. Принимает участие в монтаже и демонтаже бурового оборудования, в работах по спуску колоше и в оборудовании устья скважины превеитором (устройство герметизации устья скважины), в сборке и установке фонтанной арматуры. Регулирует пневмосистемы. Должен знать: конструкцию скважин и общие сведения по технологии их бурения; кинематические схе­мы буровых установок; назначение, устрой­ство, технические характеристики бурового оборудования, измерительных приборов; спо­собы испытания оборудования.

^ 3. Практическая работа и текущий инструктаж (15 мин)

3.1 Расстановка учащихся по рабочим местам.

3.2 Выдача задания и контроль работы.

3.3 Проведение целевых обходов рабочих мест

^ 4. Заключительный инструктаж (5 мин)

4.1 Указание типичных ошибок.

4.2 Отметка лучших работ.

4.3 Сообщение оценки качества работы каждого учащегося.

4.4 Выдача домашнего задания.

5. Уборка рабочих мест (2 мин)

Осуществление проверки поведения уборки на рабочих местах учащихся.

Учебники:

  1. «Трудовое обучение». Учебное пособие для 8-го кл. Т 78 гор. общеобразоват. шк. / И.А.Карабанов, А.А.Деркачев, Н.К.Щур и др.–2-е изд.–Мн.: Нар. асвета, 1990.–271 с.: ил.

  2. «2000 профессий». Энциклопедический справочник/БелСЭ; Редкол.:

И.П.Шамякин (гл. ред.) и др.– Мн.: БелСЭ, 1986.– 462 с., ил. 16 л. ил.




Похожие:

План урока по трудовому обучению Тема урока: Профессии в металлообрабатывающей промышленности. Цели урока iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Профессии в деревообрабатывающей промышленности. Цели урока
Плакаты с изображением работ выполняемых рабочими деревообрабатывающей промышленности
План урока по трудовому обучению Тема урока: Профессии в металлообрабатывающей промышленности. Цели урока iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Строгание ручное. Инструмент и его устройство. Цели урока
Охватывает упор 4 или рукоятку 12
План урока по трудовому обучению Тема урока: Профессии в металлообрабатывающей промышленности. Цели урока iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Лесоматериалы. Виды и применение. Цели урока
Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей)
План урока по трудовому обучению Тема урока: Профессии в металлообрабатывающей промышленности. Цели урока iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Сборка изделий на шурупах. Цели урока : обучающая
Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей)
План урока по трудовому обучению Тема урока: Профессии в металлообрабатывающей промышленности. Цели урока iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Сборка изделий из проволоки. Цели урока : обучающая
Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей)
План урока по трудовому обучению Тема урока: Профессии в металлообрабатывающей промышленности. Цели урока iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Физические и механические свойства древесины. Цели урока
Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей)
План урока по трудовому обучению Тема урока: Профессии в металлообрабатывающей промышленности. Цели урока iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Пробивание и ручное сверление отверстий. Цели урока
Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей)
План урока по трудовому обучению Тема урока: Профессии в металлообрабатывающей промышленности. Цели урока iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Отделка изделий масляными красками Цели урока
Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей)
План урока по трудовому обучению Тема урока: Профессии в металлообрабатывающей промышленности. Цели урока iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Сборка изделий на клею. Цели урока : обучающая
Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей)
План урока по трудовому обучению Тема урока: Профессии в металлообрабатывающей промышленности. Цели урока iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Контроль качества готовых деталей. Цели урока
Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы