Одобрен Советом Республики 16 июня 2006 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 13. 07. 2006, №108, рег. №2/1238 от 10. 07. 2006) Настоящий закон icon

Одобрен Советом Республики 16 июня 2006 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 13. 07. 2006, №108, рег. №2/1238 от 10. 07. 2006) Настоящий закон



НазваниеОдобрен Советом Республики 16 июня 2006 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 13. 07. 2006, №108, рег. №2/1238 от 10. 07. 2006) Настоящий закон
страница1/3
Дата конвертации22.09.2012
Размер0.51 Mb.
ТипЗакон
источник
  1   2   3

Об общем среднем образовании

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

5 июля 2006 г. № 141-З

Принят Палатой представителей 14 июня 2006 года

Одобрен Советом Республики 16 июня 2006 года

(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 13.07.2006, № 108, рег. № 2/1238 от 10.07.2006)

Настоящий Закон направлен на создание правовых, организационных, экономических и социальных основ функционирования и развития системы общего среднего образования в Республике Беларусь, необходимых условий для становления и развития личности, реализации права каждого на получение общего среднего образования.

^ ГЛАВА 1.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1.
Основные термины и их определения


1. В настоящем Законе используются следующие основные термины и их определения:

1.1. общее среднее образование - уровень основного образования, достигаемый в ходе последовательного и целенаправленного процесса обучения и воспитания, обеспечивающий духовное и физическое развитие личности, подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение учащимся основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования, включающий уровень общего базового образования и завершающийся итоговой аттестацией и выдачей документа об общем среднем образовании установленного образца;

1.2. общее базовое образование - уровень основного образования, достигаемый в ходе последовательного и целенаправленного процесса обучения и воспитания, обеспечивающий овладение учащимся основами наук, навыками умственного и физического труда, социальным опытом, нормами морали и правилами поведения, формирование готовности к профессиональному самоопределению и продолжению образования, включающий ступень общего начального образования и завершающийся итоговой аттестацией и выдачей документа об общем базовом образовании установленного образца;

1.3. общеобразовательные учреждения - учреждения, обеспечивающие получение общего начального, общего базового, общего среднего образования, в том числе учебно-педагогические комплексы, основной функцией которых являются обучение и воспитание на ступенях общего среднего образования;

1.4. учебно-педагогический комплекс - общеобразовательное учреждение, обеспечивающее в рамках одного учреждения образования обучение и воспитание на уровнях дошкольного и общего среднего образования либо на уровнях общего среднего и среднего специального образования;

1.5. базовый уровень изучения учебного предмета - содержание образования по учебному предмету, обязательное для усвоения всеми учащимися (общеобразовательный минимум);

1.6. повышенный уровень изучения учебного предмета - содержание образования по учебному предмету, включающее базовый уровень изучения учебного предмета с расширением и углублением его содержания;

1.7. углубленный уровень изучения учебного предмета - содержание образования по учебному предмету, включающее повышенный уровень изучения учебного предмета с изменением структуры учебного материала, усложнением его содержания и увеличением его объема;

1.8. профильное обучение - система обучения учащихся на III ступени общего среднего образования (XI-XII (XIII) классы), способствующая осознанному профессиональному самоопределению, дальнейшему продолжению образования и трудовой деятельности, обеспечивающая изучение отдельных учебных предметов на повышенном и (или) углубленном уровнях, а также изучение курсов по выбору.

2. Содержание иных терминов определяется отдельными статьями настоящего Закона.

Статья 2.
Законодательство Республики Беларусь об общем среднем образовании


1. Законодательство Республики Беларусь об общем среднем образовании основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона Республики Беларусь от 29 октября 1991 года "Об образовании" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1991 г., № 33, ст. 598; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 37, 2/844), настоящего Закона и иных актов законодательства.

2. Если вступившим в силу международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.

Статья 3.
Государственная политика в сфере общего среднего образования


1. Государственная политика в сфере общего среднего образования направлена на:

1.1. обеспечение прав граждан на доступность и бесплатность общего среднего образования;

1.2. всеобщность и обязательность общего базового образования;

1.3. осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию;

1.4. создание необходимых условий для эффективного функционирования и развития системы общего среднего образования;

1.5. определение содержания общего среднего образования на основе приоритета национальных и общечеловеческих ценностей, потребностей личности, общества и государства;

1.6. обеспечение качества общего базового, общего среднего образования;

1.7. обеспечение преемственности и непрерывности ступеней общего среднего образования;

1.8. обеспечение преемственности дошкольного образования с общим средним образованием и общего среднего образования с профессионально-техническим, средним специальным и высшим образованием;

1.9. обеспечение гуманистического характера обучения и воспитания, защиту прав детей.

2. Организационной основой осуществления государственной политики в сфере общего среднего образования являются программы развития общего среднего образования, утверждаемые Правительством Республики Беларусь не реже одного раза в десять лет.

Статья 4.
Право на получение общего среднего образования


1. Право на получение общего среднего образования обеспечивается:

1.1. созданием сети государственных общеобразовательных учреждений и необходимого количества ученических мест в них;

1.2. организацией учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования;

1.3. созданием для граждан равных возможностей на получение общего базового и общего среднего образования;

1.4. созданием условий для получения общего базового и общего среднего образования с учетом национальных традиций, индивидуальных потребностей, способностей и запросов учащихся;

1.5. созданием условий для получения общего среднего образования на основе общего базового образования в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, а также в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, общего базового образования в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования;

1.6. использованием различных форм получения общего базового и общего среднего образования;

1.7. созданием специальных условий для получения общего базового и общего среднего образования лицами с особенностями психофизического развития;

1.8. созданием различных типов общеобразовательных учреждений;

1.9. созданием в общеобразовательных учреждениях классов с изучением отдельных учебных предметов на повышенном и (или) углубленном уровнях, а также классов с профильным обучением;

1.10. государственной поддержкой малообеспеченных граждан, имеющих детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

2. Право на получение общего среднего образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов может быть реализовано в государственных общеобразовательных учреждениях, а также в государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Статья 5.
Задачи общего среднего образования


Задачами общего среднего образования являются:

  • духовное и физическое развитие учащихся;

  • овладение учащимися основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда;

  • формирование научного мировоззрения, нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса;

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, воспитание бережного и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью других граждан, формирование гигиенических навыков и здорового образа жизни;

  • подготовка молодого поколения к полноценной жизни в обществе, в том числе к продолжению образования, трудовой деятельности, семейной жизни;

  • воспитание гражданина Республики Беларусь.

Статья 6.
Международное сотрудничество в сфере общего среднего образования


1. Международное сотрудничество в сфере общего среднего образования осуществляется в рамках международных договоров Республики Беларусь, международных и национальных проектов и программ в сфере образования, а также договоров физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере общего среднего образования, с международными организациями, иностранными физическими и юридическими лицами.

2. Физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере общего среднего образования, осуществляют международное сотрудничество путем:

2.1. установления связей с международными организациями, иностранными физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в сфере общего среднего образования, в том числе по обмену технологиями обучения, программами, опытом организации образовательного процесса;

2.2. разработки программ двустороннего и многостороннего обмена учащимися и участия в них;

2.3. приглашения специалистов иностранных государств и направления специалистов Республики Беларусь в иностранные государства для участия в педагогической, исследовательской деятельности в сфере общего среднего образования;

2.4. организации международных конгрессов, конференций, симпозиумов и участия в них, а также в работе международных организаций и ассоциаций;

2.5. осуществления внешнеэкономической деятельности, направленной на выполнение задач, определенных настоящим Законом, а также на развитие международных контактов, в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь.

^ ГЛАВА 2.
СИСТЕМА И СТРУКТУРА ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Статья 7.
Система общего среднего образования


Система общего среднего образования включает в себя:

  • образовательные стандарты общего среднего образования, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;

  • общеобразовательные учреждения, иные учреждения образования, осуществляющие обучение и воспитание на ступенях общего среднего образования, организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы общего среднего образования, в том числе ее научно-методическое обеспечение;

  • республиканские органы государственного управления и местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их полномочий по управлению в сфере общего среднего образования;

  • участников образовательного процесса.

Статья 8.
Образовательные стандарты общего среднего образования


1. Образовательные стандарты общего среднего образования содержат общие требования к уровням общего базового и общего среднего образования, срокам обучения, типам общеобразовательных учреждений, определяют обязательное содержание образования на базовом, повышенном и углубленном уровнях изучения учебных предметов, обязательный и максимальный объемы учебной нагрузки учащихся, требования к уровню подготовки выпускников, итоговой аттестации, документам об образовании.

2. Получение общего базового и общего среднего образования в учреждениях образования осуществляется в соответствии с требованиями образовательных стандартов общего среднего образования.

3. Порядок разработки и утверждения образовательных стандартов общего среднего образования устанавливается Правительством Республики Беларусь.

Статья 9.
Научно-методическое обеспечение общего среднего образования


1. Основными задачами научно-методического обеспечения общего среднего образования являются:

1.1. обеспечение реализации требований образовательных стандартов общего среднего образования;

1.2. изучение, анализ и оценка результативности учебно-воспитательного процесса и состояния методической работы в учреждениях образования, обобщение и распространение передового педагогического опыта;

1.3. информационно-методическая поддержка внедрения нового и обновленного содержания образования, использования новых образовательных технологий и средств обучения.

2. Научно-методическое обеспечение общего среднего образования включает в себя:

2.1. фундаментальные и прикладные исследования в сфере общего среднего образования;

2.2. учебные планы, учебные программы, учебники и учебные пособия, учебно-методические комплексы, учебное оборудование, средства обучения;

2.3. образовательные технологии;

2.4. экспериментальную и инновационную деятельность учреждений образования.

3. Научно-методическое обеспечение общего среднего образования осуществляется научно-методическими и исследовательскими учреждениями, учреждениями, обеспечивающими получение высшего образования, повышение квалификации и переподготовку педагогических работников, учебно-методическими кабинетами (центрами) управлений и отделов образования местных исполнительных и распорядительных органов, учреждениями образования, функционирующими в системе общего среднего образования, в пределах их компетенции, иными физическими и юридическими лицами в пределах их компетенции.

Статья 10.
Структура общего среднего образования, сроки обучения


1. Структура общего среднего образования включает в себя:

1.1. два уровня: общее базовое и общее среднее образование;

1.2. три ступени: I ступень (I-IV классы); II ступень (V-X классы); III ступень (XI-XII классы, в вечерних (сменных) школах, а также в классах, учебно-консультационных пунктах, в которых обучение осуществляется по учебным планам вечерней (сменной) школы, - XI-XIII классы).

2. I ступень общего среднего образования обеспечивает получение общего начального образования и является обязательной для продолжения обучения на II ступени общего среднего образования.

3. I и II ступени общего среднего образования составляют уровень общего базового образования. Получение общего базового образования дает право на продолжение образования на III ступени общего среднего образования, а также на уровнях профессионально-технического и среднего специального образования.

4. I, II и III ступени общего среднего образования составляют уровень общего среднего образования. Получение общего среднего образования дает право на продолжение образования на уровнях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

5. Срок обучения составляет: для общего базового образования - десять лет; для общего среднего образования - двенадцать лет (при обучении на III ступени общего среднего образования в вечерних (сменных) школах, а также в классах, учебно-консультационных пунктах, в которых обучение осуществляется по учебным планам вечерней (сменной) школы, - двенадцать - тринадцать лет).

6. Сроки обучения для лиц с особенностями психофизического развития определяются в соответствии со статьей 32 Закона Республики Беларусь от 18 мая 2004 года "Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 87, 2/1034).

^ ГЛАВА 3.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА СТУПЕНЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ


Статья 11.
Организация обучения и воспитания на ступенях общего среднего образования


1. Обучение и воспитание на ступенях общего среднего образования могут быть организованы:

1.1. в учреждениях образования;

1.2. на дому;

1.3. в условиях организаций здравоохранения, санаторно-курортных и оздоровительных организаций.

2. К учреждениям образования, осуществляющим обучение и воспитание на ступенях общего среднего образования, относятся:

2.1. общеобразовательные учреждения;

2.2. специальные учреждения образования;

2.3. учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

Статья 12.
Общеобразовательные учреждения


1. Общеобразовательное учреждение является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании устава, разрабатываемого и утверждаемого в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

2. Общеобразовательные учреждения обеспечивают изучение всех учебных предметов на базовом уровне. В общеобразовательных учреждениях в зависимости от их типов может осуществляться изучение отдельных учебных предметов на повышенном и (или) углубленном уровнях, а также может обеспечиваться профильное обучение.

3. Общеобразовательные учреждения могут быть государственными и частными. В случаях, предусмотренных частью десятой статьи 15 Закона Республики Беларусь "Об образовании", общеобразовательные учреждения могут быть только государственными.

4. Государственная аккредитация общеобразовательных учреждений проводится в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

5. Общеобразовательные учреждения в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь, могут создавать условия для:

5.1. организации внешкольного воспитания и обучения;

5.2. аттестации в порядке экстерната для лиц, получающих общее базовое и общее среднее образование самостоятельно;

5.3. интегрированного обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития;

5.4. оказания коррекционно-педагогической помощи;

5.5. профессиональной подготовки учащихся;

5.6. подготовки детей дошкольного возраста к обучению в общеобразовательном учреждении.

6. Общеобразовательные учреждения могут осуществлять экспериментальную и инновационную деятельность в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь.

7. Особенности создания, функционирования, реорганизации и ликвидации общеобразовательных учреждений определяются законодательством Республики Беларусь.

Статья 13.
Структура общеобразовательного учреждения


1. Для осуществления обучения и воспитания учащихся, как правило, одного возраста по соответствующим учебным планам и учебным программам учащиеся объединяются в классы. В случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, класс может делиться на группы.

2. В общеобразовательных учреждениях могут создаваться классы с изучением отдельных учебных предметов на повышенном и (или) углубленном уровнях, классы с изучением специальных учебных предметов художественно-эстетической, спортивной направленности, классы с профильным обучением, классы, обучение в которых осуществляется по учебным планам гимназий (гимназические классы), классы, обучение в которых осуществляется по учебным планам лицея (лицейские классы), классы, учебно-консультационные пункты, в которых обучение осуществляется по учебным планам вечерней (сменной) школы.

Положения об указанных классах, учебно-консультационных пунктах, создаваемых в общеобразовательном учреждении, утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

3. В общеобразовательных учреждениях, создавших условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития, могут открываться:

3.1. специальные классы (группы) для лиц с особенностями психофизического развития;

3.2. классы (группы) интегрированного (совместного) обучения и воспитания для совместного обучения лиц с особенностями психофизического развития и лиц, не имеющих физических и (или) психических нарушений;

3.3. пункты коррекционно-педагогической помощи для оказания своевременной квалифицированной коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития, имеющим стойкие или временные трудности в освоении учебных программ.

4. В общеобразовательных учреждениях могут открываться группы продленного дня для учащихся, получающих образование на I и II ступенях общего среднего образования.

Положение о группе продленного дня общеобразовательного учреждения утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

5. При общеобразовательных учреждениях (кроме школ-интернатов, санаторных школ-интернатов, специальных школ закрытого типа, специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов)) могут открываться интернаты.

Положение об интернате общеобразовательного учреждения утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

Статья 14.
Типы общеобразовательных учреждений


1. К общеобразовательным учреждениям относятся:

1.1. начальная школа;

1.2. базовая школа;

1.3. средняя школа;

1.4. вечерняя (сменная) школа;

1.5. гимназия;

1.6. лицей;

1.7. школа-интернат;

1.8. санаторная школа-интернат;

1.9. специальная школа закрытого типа;

1.10. специальная общеобразовательная школа (школа-интернат);

1.11. учебно-педагогический комплекс.

2. В Республике Беларусь могут создаваться иные типы общеобразовательных учреждений, которые осуществляют свою деятельность в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.

Статья 15.
Начальная школа


Начальная школа обеспечивает обучение и воспитание на I ступени общего среднего образования. По решению учредителя в ней могут осуществляться:

  • изучение на повышенном уровне одного из иностранных языков;

  • изучение специальных учебных предметов художественно-эстетической, спортивной направленности.

Статья 16.
Базовая школа


1. Базовая школа обеспечивает обучение и воспитание на I и II ступенях общего среднего образования.

2. На I ступени общего среднего образования по решению учредителя могут осуществляться:

2.1. изучение на повышенном уровне одного из иностранных языков;

2.2. изучение специальных учебных предметов художественно-эстетической, спортивной направленности.

3. На II ступени общего среднего образования по решению учредителя могут осуществляться:

3.1. начиная с V класса - изучение специальных учебных предметов художественно-эстетической, спортивной направленности, изучение на повышенном и (или) углубленном уровнях иностранного языка, трудовое обучение;

3.2. начиная с VIII класса - изучение на повышенном и (или) углубленном уровнях иных учебных предметов.

Статья 17.
Средняя школа


1. Средняя школа обеспечивает обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования.

2. На I ступени общего среднего образования по решению учредителя могут осуществляться:

2.1. изучение на повышенном уровне одного из иностранных языков;

2.2. изучение специальных учебных предметов художественно-эстетической, спортивной направленности.

3. На II ступени общего среднего образования по решению учредителя могут осуществляться:

3.1. начиная с V класса - изучение специальных учебных предметов художественно-эстетической, спортивной направленности, изучение на повышенном и (или) углубленном уровнях иностранного языка, трудовое обучение;

3.2. начиная с VIII класса - изучение на повышенном и (или) углубленном уровнях иных учебных предметов.

4. На III ступени общего среднего образования по решению учредителя могут осуществляться профильное обучение, а также профессиональная подготовка учащихся, которая завершается присвоением соответствующей квалификации рабочего (служащего) при условии сдачи квалификационного экзамена.

Статья 18.
Вечерняя (сменная) школа


Вечерняя (сменная) школа обеспечивает обучение и воспитание на III ступени общего среднего образования в очной и (или) заочной формах получения образования. В вечерней (сменной) школе по решению учредителя могут осуществляться профильное обучение, а также профессиональная подготовка учащихся, которая завершается присвоением соответствующей квалификации рабочего (служащего) при условии сдачи квалификационного экзамена.

Статья 19.
Гимназия


1. Гимназия обеспечивает обучение и воспитание на II и III ступенях общего среднего образования.

2. На II ступени общего среднего образования по решению учредителя осуществляются:

2.1. начиная с V класса - изучение специальных учебных предметов художественно-эстетической, спортивной направленности, изучение на повышенном и (или) углубленном уровнях иностранного языка, трудовое обучение;

2.2. начиная с VIII класса - изучение на повышенном и (или) углубленном уровнях иных учебных предметов.

3. На III ступени общего среднего образования осуществляется профильное обучение, а также по решению учредителя может осуществляться профессиональная подготовка учащихся, которая завершается присвоением соответствующей квалификации рабочего (служащего) при условии сдачи квалификационного экзамена.

Статья 20.
Лицей


Лицей обеспечивает профильное обучение на III ступени общего среднего образования. В лицее по решению учредителя может осуществляться профессиональная подготовка учащихся, которая завершается присвоением соответствующей квалификации рабочего (служащего) при условии сдачи квалификационного экзамена.

Статья 21.
Школа-интернат


1. Школа-интернат обеспечивает обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования, создает условия для проживания, питания, гармоничного развития и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей, находящихся в социально опасном положении.

2. В школе-интернате на I ступени общего среднего образования по решению учредителя могут осуществляться:

2.1. изучение на повышенном уровне одного из иностранных языков;

2.2. изучение специальных учебных предметов художественно-эстетической, спортивной направленности.

3. На II ступени общего среднего образования по решению учредителя могут осуществляться:

3.1. начиная с V класса - изучение специальных учебных предметов художественно-эстетической, спортивной направленности, изучение на повышенном и (или) углубленном уровнях иностранного языка, трудовое обучение;

3.2. начиная с VIII класса - изучение на повышенном и (или) углубленном уровнях иных учебных предметов.

4. На III ступени общего среднего образования по решению учредителя могут осуществляться профильное обучение, а также профессиональная подготовка учащихся, которая завершается присвоением соответствующей квалификации рабочего (служащего) при условии сдачи квалификационного экзамена.

Статья 22.
Санаторная школа-интернат


1. Санаторная школа-интернат создается для оздоровления и лечения учащихся и обеспечивает их обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования.

2. Показания и противопоказания к приему в санаторную школу-интернат определяются Министерством здравоохранения Республики Беларусь совместно с Министерством образования Республики Беларусь.

3. Порядок функционирования санаторной школы-интерната определяется Министерством образования Республики Беларусь.

Статья 23.
Специальная школа закрытого типа


1. Специальная школа закрытого типа, созданная для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и содержания, является специальным учебно-воспитательным учреждением и обеспечивает обучение и воспитание на I и II ступенях общего среднего образования.

2. Специальная школа закрытого типа, созданная для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и содержания и имеющих недостатки физического или психического развития либо заболевания, вызывающие необходимость их содержания, лечения, воспитания и обучения в этих учреждениях, является специальным лечебно-воспитательным учреждением, обеспечивает обучение и воспитание на I и II ступенях общего среднего образования.

Статья 24.
Специальная общеобразовательная школа (школа-интернат)


1. Специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) обеспечивает обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования учащихся из числа лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями речи, слуха, зрения, психического развития (трудностями в обучении), функций опорно-двигательного аппарата и проведение коррекции нарушений психофизического развития учащихся, создает условия для их гармоничного развития. Специальная общеобразовательная школа (школа-интернат), кроме того, создает условия для проживания, питания и социализации лиц с особенностями психофизического развития.

2. В специальной общеобразовательной школе (школе-интернате) на I ступени общего среднего образования по решению учредителя могут осуществляться:

2.1. изучение на повышенном уровне одного из иностранных языков;

2.2. изучение специальных учебных предметов художественно-эстетической, спортивной направленности.

3. На II ступени общего среднего образования по решению учредителя могут осуществляться:

3.1. начиная с V класса - изучение специальных учебных предметов художественно-эстетической, спортивной направленности, изучение на повышенном и (или) углубленном уровнях иностранного языка, трудовое обучение;

3.2. начиная с VIII класса - изучение на повышенном и (или) углубленном уровнях иных учебных предметов.

4. На III ступени общего среднего образования по решению учредителя могут осуществляться профильное обучение, а также профессиональная подготовка учащихся, которая завершается присвоением соответствующей квалификации рабочего (служащего) при условии сдачи квалификационного экзамена.

Статья 25.
Учебно-педагогический комплекс


1. К учебно-педагогическим комплексам относятся:

1.1. ясли-сад - школа (ясли-сад - начальная школа, ясли-сад - базовая школа, ясли-сад - средняя школа);

1.2. детский сад - школа (детский сад - начальная школа, детский сад - базовая школа, детский сад - средняя школа);

1.3. средняя школа - колледж искусств;

1.4. гимназия - колледж искусств;

1.5. лингвистическая гимназия - колледж.

2. Ясли-сад - школа, детский сад - школа обеспечивают в рамках одного учреждения образования последовательное обучение и воспитание на уровне дошкольного образования и соответствующих ступенях общего среднего образования.

3. Средняя школа - колледж искусств обеспечивает обучение и воспитание на I, II, III ступенях общего среднего образования, изучение специальных учебных предметов художественно-эстетической направленности и на конкурсной основе - получение среднего специального образования соответствующего профиля.

4. Гимназия - колледж искусств обеспечивает обучение и воспитание на II и III ступенях общего среднего образования, изучение специальных учебных предметов художественно-эстетической направленности и на конкурсной основе - получение среднего специального образования соответствующего профиля.

5. Лингвистическая гимназия - колледж обеспечивает обучение и воспитание на II и III ступенях общего среднего образования с обязательным изучением двух иностранных языков, один из которых изучается на углубленном уровне, и на конкурсной основе - получение среднего специального образования соответствующего профиля.

6. Нормы настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь об образовании, регулирующие общественные отношения в сфере общего среднего образования, распространяются на учебно-педагогические комплексы в пределах осуществления ими обучения и воспитания на ступенях общего среднего образования.

^ Статья 26.
Организация учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования. Подготовка детей к обучению в общеобразовательных учреждениях


1. Учет детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы.

2. Порядок организации учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, определяется Правительством Республики Беларусь.

3. Подготовка детей к обучению на I ступени общего среднего образования осуществляется в дошкольных учреждениях, в общеобразовательных учреждениях на специально организованных занятиях, а также посредством оказания консультационной помощи законным представителям детей дошкольного возраста педагогическими работниками.

Статья 27.
Общие требования к приему в общеобразовательные учреждения и отчислению из них


1. В Республике Беларусь каждый имеет право обращаться для получения образования в любое общеобразовательное учреждение, которое обязано рассмотреть обращение в соответствии с установленной процедурой приема.

2. Прием детей в общеобразовательные учреждения, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется без вступительных испытаний на основании заявления их законных представителей и медицинского заключения, выданного в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Прием детей в I класс осуществляется с шести лет или более позднего возраста.

3. Прием в гимназии, лицеи, гимназические и лицейские классы осуществляется на основании вступительных испытаний, порядок проведения которых определяется Министерством образования Республики Беларусь.

4. Учащиеся гимназий, гимназических классов, завершившие обучение на II ступени общего среднего образования, продолжают обучение на III ступени общего среднего образования в данных гимназиях, гимназических классах без проведения вступительных испытаний.

5. Зачисление в классы с изучением специальных учебных предметов художественно-эстетической, спортивной направленности осуществляется по заявлению учащихся (их законных представителей) с учетом способностей детей в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь.

6. Зачисление в классы с изучением отдельных учебных предметов на повышенном и (или) углубленном уровнях, профильным обучением осуществляется по заявлению учащихся (их законных представителей).

7. Запрещается отчисление из общеобразовательных учреждений учащихся, обучающихся на I и II ступенях общего среднего образования, по причине их неуспеваемости.

8. Порядок приема, перевода, отчисления и выпуска учащихся общеобразовательных учреждений определяется Министерством образования Республики Беларусь.

Статья 28.
Обучение и воспитание на ступенях общего среднего образования в специальных учреждениях образования


1. К специальным учреждениям образования, осуществляющим обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития на ступенях общего среднего образования, относятся:

1.1. специальная общеобразовательная школа (школа-интернат);

1.2. вспомогательная школа (школа-интернат);

1.3. центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

2. Положения настоящего Закона распространяются на специальные учреждения образования в части, не противоречащей законодательству Республики Беларусь о специальном образовании.

3. Особенности обучения и воспитания учащихся на ступенях общего среднего образования в специальных учреждениях образования определяются Законом Республики Беларусь "Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)", иными актами законодательства Республики Беларусь.

Статья 29.
Обучение и воспитание на ступенях общего среднего образования в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования


1. В учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, наряду с получением профессионально-технического образования на основе общего базового образования может быть получено общее среднее образование, а в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, - общее базовое образование.

2. В учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования, наряду с получением среднего специального образования на основе общего базового образования обеспечивается получение общего среднего образования.

3. В учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования, могут осуществляться обучение и воспитание на III ступени общего среднего образования.

4. Особенности обучения и воспитания на ступенях общего среднего образования в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, определяются законодательством Республики Беларусь.

Статья 30.
Организация обучения и воспитания на дому


1. Учащимся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учебные занятия в общеобразовательных учреждениях, создаются условия для обучения и воспитания на дому.

2. Решение об обучении и воспитании на дому принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа на основании заявления законных представителей учащихся и заключения врачебно-консультационной комиссии.

3. Обучение и воспитание учащихся на дому осуществляются государственными общеобразовательными учреждениями по месту жительства учащихся или учреждениями, где они обучались до возникновения медицинских показаний для обучения и воспитания на дому.

4. Перечень медицинских показаний для обучения и воспитания на дому определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь; порядок обучения и воспитания на дому определяется Министерством образования Республики Беларусь.

Статья 31.
Организация обучения и воспитания учащихся, находящихся в санаторно-курортных или оздоровительных организациях, на стационарном лечении в организациях здравоохранения


1. Учащимся, находящимся на стационарном лечении в организациях здравоохранения, создаются условия для обучения и воспитания на ступенях общего среднего образования.

2. Решение об обучении и воспитании учащихся, находящихся на стационарном лечении в организации здравоохранения, принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа, на территории которого находится данная организация здравоохранения.

3. Обучение и воспитание учащихся, находящихся на стационарном лечении в организации здравоохранения, осуществляются государственным общеобразовательным учреждением по месту нахождения данной организации здравоохранения.

4. Порядок обучения и воспитания учащихся, находящихся на стационарном лечении в организациях здравоохранения, определяется Министерством образования Республики Беларусь совместно с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

5. Учащимся, находящимся в санаторно-курортных или оздоровительных организациях, создаются условия для обучения и воспитания на ступенях общего среднего образования.

6. Порядок обучения и воспитания учащихся, находящихся в санаторно-курортных или оздоровительных организациях, определяется законодательством Республики Беларусь.

7. Обязанности по организации обучения и воспитания учащихся, находящихся в санаторно-курортной или оздоровительной организации, возлагаются на отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа, на территории которого расположена данная санаторно-курортная или оздоровительная организация, и на данную санаторно-курортную или оздоровительную организацию.

8. При направлении в санаторно-курортные или оздоровительные организации учащихся в составе организованных групп обязанности по организации их обучения и воспитания возлагаются на отделы (управления) образования местных исполнительных и распорядительных органов и (или) на учреждения образования, направляющие группы учащихся.

  1   2   3




Похожие:

Одобрен Советом Республики 16 июня 2006 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 13. 07. 2006, №108, рег. №2/1238 от 10. 07. 2006) Настоящий закон iconОдобрен Советом Республики 30 июня 2006 года статья Внести в кодекс
Статья Внести в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,...
Одобрен Советом Республики 16 июня 2006 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 13. 07. 2006, №108, рег. №2/1238 от 10. 07. 2006) Настоящий закон iconОдобрен Советом Республики 20 июня 2008 года статья Внести в закон
Закона Республики Беларусь от 25 октября 2000 года (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1993 г., №33, ст. 430; Национальный...
Одобрен Советом Республики 16 июня 2006 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 13. 07. 2006, №108, рег. №2/1238 от 10. 07. 2006) Настоящий закон iconПриказ Министерства образования Республики Беларусь 29. 05. 2009 №674 нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам Общие положения
«Об общем среднем образовании» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., №108, 2/1238) в целях регулирования...
Одобрен Советом Республики 16 июня 2006 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 13. 07. 2006, №108, рег. №2/1238 от 10. 07. 2006) Настоящий закон iconПриказ Министерства образования Республики Беларусь 29. 05. 2009 №674 нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам Общие положения
«Об общем среднем образовании» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., №108, 2/1238) в целях регулирования...
Одобрен Советом Республики 16 июня 2006 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 13. 07. 2006, №108, рег. №2/1238 от 10. 07. 2006) Настоящий закон iconЗакон республики беларусь "об образовании в республике беларусь"
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 01. 04. 2002, n 37, рег. N 2/844 от 25. 03. 2002
Одобрен Советом Республики 16 июня 2006 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 13. 07. 2006, №108, рег. №2/1238 от 10. 07. 2006) Настоящий закон iconПравила приема в высшие учебные заведения утверждено указ Президента Республики Беларусь 07. 02. 2006 №80 Изменения и дополнения
Указ Президента Республики Беларусь от 8 февраля 2008 г. №70 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., №40,...
Одобрен Советом Республики 16 июня 2006 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 13. 07. 2006, №108, рег. №2/1238 от 10. 07. 2006) Настоящий закон iconО вооруженных силах республики беларусь закон Республики Беларусь от 11. 1992 г
...
Одобрен Советом Республики 16 июня 2006 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 13. 07. 2006, №108, рег. №2/1238 от 10. 07. 2006) Настоящий закон iconПостановление Министерства образования республики беларусь 1 декабря 2006 г. №108 об утверждении правил проведения аттестации учащихся общеобразовательных учреждений [ Изменения и дополнения: Постановление Министерства образования Республики
В соответствии с пунктом 9 статьи 36 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2006 года «Об общем среднем образовании» Министерство образования...
Одобрен Советом Республики 16 июня 2006 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 13. 07. 2006, №108, рег. №2/1238 от 10. 07. 2006) Настоящий закон iconЗакон Республики Беларусь от 3 ноября 1992 г. №1902-хii (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1992 г., №28, ст. 493)
...
Одобрен Советом Республики 16 июня 2006 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 13. 07. 2006, №108, рег. №2/1238 от 10. 07. 2006) Настоящий закон iconИнструкция по организации и проведению туристских походов и
Положением о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы