Методика «референтометрия»
Методика «референтометрия» icon

Методика «референтометрия»



НазваниеМетодика «референтометрия»
Дата конвертации22.09.2012
Размер162.1 Kb.
ТипДокументы
источник

МЕТОДИКА «РЕФЕРЕНТОМЕТРИЯ»


Методика Е.В. Щедриной предназначена для выявления реальной группы одноклассников, с которой учащийся соотносит се­бя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год с учащимися школ, ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования

Данная методика предложена и обоснована Е.В. Щедриной. При ее разработке автор исходил из того, что в процессе взаимодействия учащийся активно ориентируется не толь­ко на симпатию и антипатию, но еще и на позицию определенной гру­ппы, личности, оценка и мнение которой особо значимы для учащего­ся, служат для него своего рода ориентиром в деятельности и само­развитии.

Смысл референтометрии, таким образом, состоит в выявлении реальной группы одноклассников, с которой учащийся соотносит се­бя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

Методика:

Сама процедура состоит из двух этапов. На первом этапе про­исходит вэаимооценка учащихся по определенному набору видов дея­тельности или личностных качеств. На втором этапе выявляется из­бирательное отношение каждого опрашиваемого к некоторым учащимся класса (группы).

^ Определение критериев оценки. В зависимости от задач ис­следования школьный психолог определяет, то, что будет оцениваться. Это могут быть вопросы-ситуации, например: "С кем вы поедете на экскурсию в другой город?", "Кому вы можете рассказать о случив­шейся неприятности?", "С кем вы хотите отпраздновать свой день рождения?", "С кем вы больше всего откровенны?" и т.д., личностные качества, например: смелость, отзывчивость, общительность, рассудительность и т.д. или виды совместной деятельности.

Порядок дальнейшей работы можно рассматривать на примере выбора списка личностных качеств.

^ Процедура проведения. Учащимся раздают бланки ответов (см. приложение) и просят написать в них свою фамилию. Затем психолог предлагает оценить себя и своих товарищей по перечислен­ным в бланке ответов качествам, используя пятибалльную шкалу, при этом поясняет, что 5-ю баллами оценивается качество, проявляемое всегда, 4-мя – если качество проявляется часто, 3-мя – иногда, 2-мя – редко, одним – никогда. Оценки ставятся в клетках пере­сечения граф фамилий и тех качеств, которые оцениваются. После завершения этой процедуры практический психолог благодарит всех и первый этап заканчивается. Через несколько дней необходимо прове­сти индивидуальные беседы с учащимися, основное содержание кото­рых заключается в следующем. Психолог сообщает учащемуся, что он может познакомиться с некоторыми оценками, которые ему дали одно­классники. Интересуется, с чьей оценкой (единственной) он хотел бы познакомиться. После того, как учащийся назвал одного из одноклас­сников, ознакомился с его оценкой, а психолог отметил выбор, пред­лагается сделать еще один выбор соученика. И, наконец, уже сове­ршенно окончательный - третий выбор. Эти три одноклассника и сос­тавляют ядро референтной группы для данного учащегося.

^ Обработка полученных данных производится так же, как и в обычной социометрии, получая при этом референтометрический статус учащихся и референтометрическую структуру взаимных предпочтений. Кроме того, выбранный нами критерий для примера позволяет получить еще информацию о свойствах личности учащихся. Но поскольку диагностика свойств личности не входит в предмет рассмотрения, рекомендуется всем желающим ознакомиться с данной методикой в существую­щей литературе.

^ Интерпретация результатов. Выявление с помощью данной методи­ки референтной группы дает практическому психологу возможность определять не только отношение каждого ученика к своим сверстникам, но и его ценностные ориентации: установить те качества его личнос­ти, в оценке которых он нуждается в большей степени. Наконец, референтометрия позволяет в некоторой степени прогнозировать пове­дение учащегося в определенных ситуациях. Предположим, например, что референтную группу для учащегося составляют учащиеся из его же класса. Следовательно, в классе (группе) существуют ребята, мнение которых очень много значит для этого учащегося, и которое психолог может использовать в процессе психокоррекции, чтобы влиять на поведение подростка.

КАРТОЧКА

оценки качеств личности

Просим Вас оценить себя и своих товарищей по перечисленным ниже качествам, используя пятибалльную шкалу. Балл 5 ставится, если данное качество проявляется всегда, балл 4 – если качество проявляется часто, балл 3 – иногда, балл 2 – редко, балл 1 – никогда.


Ф.И. О._________________________________________

Фамилия







































































Наименование качества

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

1. Смелость






































































2. Отзывчивость






































































3. Общительность






































































4. Доброжелательность






































































5. Умение ладить с людьми






































































6. Дружелюбие






































































7. Находчивость






































































8. Настойчивость






































































9. Трудолюбие






































































10. Сила






































































11. Рассудительность






































































12. Сообразительность






































































13. Чувство юмора






































































14. Честность






































































15. Верность






































































16. Справедливость















































































Похожие:

Методика «референтометрия» iconДокументи
1. /методика/44 особенности анализа.doc
2. /методика/5-9...

Методика «референтометрия» iconМетодика «домик»
Методика «Домик» (Н. И. Гуткина) представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого...
Методика «референтометрия» iconМетодика изучения ценностно – ориентационного единства коллектива
В социально-психологической литературе эта методика известна, как методика исследования ценностно-ориентировочного единства (цое)...
Методика «референтометрия» iconМетодика «я лидер»
Методика подготовлена Е. С. Фёдоровым, О. В. Ерёминым, модифицирована Т. А. Мироновой
Методика «референтометрия» iconМетодика «ситуация выбора»
Методика разработана профессором Л. В. Байбородовой с целью изучения направленности личности учащихся
Методика «референтометрия» iconМетодика оценки общей одаренности
Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов
Методика «референтометрия» iconМетодика «составление расписания»
Методика подготовлена профессором Л. В. Байбородовой с целью изучения отношения учащихся к отдельным пред­метам и преподавателям
Методика «референтометрия» iconМетодика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А. Ф. Фидлеру)
Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Методика...
Методика «референтометрия» iconМетодика «прогноз»
Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования. Методика рекомендуется при подборе...
Методика «референтометрия» iconСоциометрическая методика
Данная методика предназначена, чтобы получить данные о ребенке с признаками одаренности от одноклассников. Как правило, дается воображаемая...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы