Н. М. Пейсахова предназначена для изучения способностей учащихся к самоуправлению. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 17 лет. Исследование
Н. М. Пейсахова предназначена для изучения способностей учащихся к самоуправлению. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 17 лет. Исследование icon

Н. М. Пейсахова предназначена для изучения способностей учащихся к самоуправлению. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 17 лет. Исследование



НазваниеН. М. Пейсахова предназначена для изучения способностей учащихся к самоуправлению. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 17 лет. Исследование
Н.М. Пейсахова предназначена для изучения способностей учащихся
Дата конвертации22.09.2012
Размер197.9 Kb.
ТипИсследование
источник

ТЕСТ «СПОСОБНОСТЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ»


Методика Н.М. Пейсахова предназначена для изучения способностей учащихся к самоуправлению. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 – 17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год. Результаты исследования предназначены для заместителей руководителей по учебно-воспитательной работе, преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, классных руководителей, мастеров производственного обучения, социального педагога. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Инструкция

Предлагаема анкета даёт возможность узнать о способностях владеть собой в различных ситуациях. В анкете приведены две группы утверждений:

  1. Утверждения, требующие обращения к опыту, например, п. 5. Если вы действительно часто оцениваете свои действия и поступки, стараетесь найти ответ на поставленный вопрос, то смело отвечайте «да», а если вы это делаете редко, то отвечайте «нет».

  2. Утверждения, характеризующие ваши отношения к общепринятому мнению, например, п. 28. Если вы согласны с мнением, то отвечайте «да», а если не согласны, то отвечайте «нет». Ответ «да» обозначен «+», ответ «нет» - знаком «-» (минус).



^

Образец для заполнения





Ответы на вопросы (N)

Баллы

1

17

33

9

25

41

2

18

34

10

26

42

3

19

35

11

27

43

4

20

36

12

28

44

5

21

37

13

29

45

6

22

38

14

30

46

7

23

39

15

31

47

8

24

40

16

32

48

Анкета


1. Практика показывает, что я верно определяю свои возмож­ности в любой деятельности.

  1. Я предусмотрительный человек.

  2. Берусь только за то, что смогу довести до конца.

  3. Обычно хорошо представляю, что нужно сделать, чтобы до­биться задуманного.

  4. Постоянно пытаюсь найти ответ на вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо?».

  5. Прежде чем сделать окончательный шаг, я взвешиваю все «за» и «против».

  6. Всегда отдаю себе отчет в том, что со мной происходит.

  7. Непредвиденные препятствия не мешают мне довести дело до конца.

  8. У меня не хватает терпения долго разбираться в том, что не
    решается сразу.

  1. В своих поступках и делах не люблю заглядывать далеко вперед.

  1. Редко задумываюсь о главных целях своей жизни.

  1. Отсутствие продуманных планов не мешает мне добиваться хороших результатов.

  1. Часто затрудняюсь сказать, того ли я достиг, чего хотел.

  1. На выбор моих решений влияют не поставленные цели, а настроение в данный момент.

  2. Мне часто кажется, что целый час или два исчезли неизвестно куда.

  3. Тот, кто считает необходимым исправлять все допущенные промахи, не замечает, как совершает новые.

  4. Когда нужно разбираться в сложной обстановке, чувствую прилив энергии и сил.

  5. Я четко представляю свои жизненные перспективы.

  6. Умею отказываться от всего, что отвлекает меня от цели.

  7. В своих поступках и словах следую пословице: «Семь раз отмерь, один — отрежь».

  1. Уделяю много времени тому, чтобы понять, с каких позиций надо оценивать свои действия.

  1. В своих действиях я успешно сочетаю риск с осмотрительностью.

  2. Необходимость проверять самого себя стала моей второй
    натурой.

  3. Когда у меня портятся отношения с людьми, могу их изменить.

  4. Как правило, мне бывает трудно выделить главное в сложившейся ситуации.

  1. Жизнь показывает, что мои прогнозы редко сбываются.

  1. Люди, которые всегда четко знают, чего хотят, представляются мне слишком рациональными.

  2. Удача сопутствует тому, кто не планирует заранее, а пола­гается на естественный ход событий.

  1. Мне не хватает чувства меры в отношениях с близкими.

  2. Меня угнетает необходимость принимать срочные решения.

  3. Обычно мало слежу за своей речью.

  1. Некоторые свои привычки я охотно бы изменил, если бы
    знал, как это сделать.

  2. Что я хочу и что должен делать — вот предмет моих по­стоянных раздумий.

  1. Заранее знаю, каких поступков можно ожидать от людей.

  1. Обычно с самого начала четко представляю будущий ре­зультат.

  2. Пока не сложился в голове четкий, конкретный план, не
    начинаю серьезного разговора.

  3. У меня всегда есть точные ориентиры, по которым я оце­ниваю свой труд.

  1. Я всегда учитываю последствия принимаемых мной решений.

  1. Внимательно слежу за тем, понимают ли меня во время
    споров.

  2. Я готов снова и снова заниматься совершенствованием
    уже законченной работы.

  3. Сколько ни анализирую свои жизненные трудности, не могу достичь полной ясности.

  4. Жизнь так сложна, что считаю, пустой тратой времени
    предвосхищать ход событий

  5. Следование однажды поставленной цели очень обедняет жизнь.

  6. Считаю, что планируй, не планируй, а обстоятельства всегда сильнее.

  7. В последнее время ловлю себя на том, что придаю большое значение мелочам, забывая о главном.

  8. Мне обычно не удаётся найти правильное решение из-за большого количества возможных вариантов.

  9. В ссорах не замечаю, как «выхожу из себя».

  10. Сделав дело, предпочитаю не исправлять даже явные просчёты.

Интерпретация и обработка результатов

Методика «Способность самоуправления» разработана в ла­боратории психологических проблем высшей школы Казанско­го университета под руководством Н. М. Пейсахова.

Самоуправление — целенаправленное изменение, и цель себе ставит человек, который сам управляет своими формами актив­ности: общением, поведением, деятельностью и переживаниями. Самоуправление нужно отличать от саморегуляции. Самоуправ­ление — процесс творческий, он связан с созданием нового, встречей с необычной ситуацией или противоречием, необходи­мостью постановки новых целей, поиском новых решений и средств достижения целей.

Саморегуляция — это тоже изменения, но совершаемые в рам­ках имеющихся правил, норм, стереотипов. Функция саморегу­ляции иная — закрепить то, что приобретено в процессе само­управления. Таким образом, самоуправление и саморегуляция – не два разных процесса, а две стороны активности личности, диалектическое единство изменчивого и устойчивого в непре­рывном развитии субъективного мира человека.

Можно выстроить целую иерархию самопроцессов, начиная ее с авторегуляции, т. е. непроизвольной саморегуляции в систе­ме жизнеобеспечения организма животных и человека, затем надстроить более сложные процессы произвольной регуляции и психического самоуправления, а на самом высоком уровне по­местить взаимоуправление по ходу совместной деятельности и общения — как самый сложный процесс психического управле­ния и регуляции, в котором участвуют не менее двух человек — субъектов самоуправления и саморегуляции. На каждом из уров­ней появляются новые качества, которых не было на предыду­щих, что и дает право говорить об их специфичности и относи­тельной самостоятельности, а вместе с тем и об их целостности.

Развитие способности самоуправления проходит две стадии. На первой стадии происходит формирование горизонтальной ее структуры. Прежде чем начнет складываться система самоуправления, должна возникнуть потребность в ней. Такая нужда дей­ствительно возникает, когда привычные, ранее сложившиеся способы и средства общения, поведения, деятельности не «сра­батывают», не приводят к успеху. У человека появляется чувство неудовлетворенности своими поступками и действиями, недо­вольства собой. Человек начинает действовать методом «проб и ошибок», перебирает известные и неизвестные подходы, приемы. Когда и они не приводят к успеху, то возникает необходимость перейти к рациональному анализу сложившегося положения, к анализу ситуации, к выработке цели и к целенаправленному из­менению (самоуправлению) его. С этого момента и начинается собственно формирование системы самоуправления, включаю­щей в себя восемь последовательно разворачивающихся этапов: анализ противоречий, прогнозирование, целеполагание, форми­рование критериев, оценки качества, принятия решения к дей­ствию, контроль, коррекция.

Рассмотрим полный цикл самоуправления более детально.

  1. Анализ противоречий, или ориентировка в ситуации, — че­ловек формирует субъективную модель ситуации, отвечая на воп­росы, которые ставит сам себе: почему сейчас не получается так,
    как это было раньше? Что изменилось по сравнению с прошлым?
    Что происходит со мной? В чем причина моих неудач (во мне, в
    других, в сложившихся обстоятельствах)? Что происходит вокруг
    меня? Каково реальное положение вещей?

  2. Прогнозирование — человек формирует модель-прогноз,
    которая основана на анализе прошлого и настоящего, на анали­зе противоречий между прошлым и настоящим. Прогноз — это
    попытка заглянуть в будущее, предсказать ход событий или же­лаемые действия. Человек пытается получить ответы на вопросы можно ли что-то изменить? Что может измениться, если я вмешаюсь и буду как-то действовать? Что будет, если я не вмешаюсь в ход событий?

  3. Целеполагание — человек формирует субъективную модель
    желаемого или должного. В основе целеполагания лежит прогноз.
    Это переход от предположения о принципиальной возможности
    произвести изменения к предположению о вероятных результатах. Люди стремятся получить ответы на такие вопросы: какими
    должны быть результаты? В каком направлении нужно изменять
    себя, свое общение, поведение или деятельность? Что конкретно можно изменить, ситуацию или самого себя?

Целеполагание — это процесс создания системы целей, соот­несения их между собой и выбора предпочтительных. При вы­боре целей их сравнивают по длительности (стратегические цели рассчитаны на всю жизнь, на их основе выдвигают тактические цели, осуществление которых требует 5—7 лет, а они, в свою оче­редь, определяют оперативные цели, реализация которых требует дней, месяцев). С точки зрения субъективной привлекательнос­ти оцениваются вероятность достижения цели, усилия, необхо­димые для ее достижения.

  1. Планированиечеловек формирует модель средств дости­жения цели и последовательности их применения. В соответствии с целями планы могут быть стратегическими, тактически­ми, оперативными. Человек ищет ответы на такие вопросы: какие средства нужны для достижения цели? В какой последо­вательности их следует применять?

  2. Критерии оценки качества — человек должен решить во­просы: какими должны быть показатели, позволяющие оценить
    успехи в реализации плана? Как оценить, что сделанное было
    необходимым? Как оценить, что мои поступки и действия достаточны? Систему оценок желательно заготовить до начала практических действий и поступков, а по ходу действия их лучше
    корректировать. Поспешная выработка критериев может привести к тому, что они окажутся недостаточно обоснованными или
    просто ошибочными, а это может привести к совершенно иным
    результатам, чем было первоначально задумано.

  3. Принятие решения это переход от плана к действиям, это
    самоприказ: начать действовать! Но для этого человеку предстоит ответить на совсем не простые вопросы: все ли я предусмот­рел? Есть ли у меня еще время? Начинать действовать или еще нужно подождать немного?

Человек стремится найти оптимальное решение, которое предполагает сочетание смелости и осмотрительности. Не стоит поступать «сломя голову», «лезть в воду, не зная броду», но и нельзя слишком оттягивать исполнение задуманного. Упущенное время может быть потеряно безвозвратно. Когда человек нако­нец решился на активные действия, то оказалось, что к этому моменту все изменилось настолько значительно, что любое, даже очень хорошо подготовленное, действие теряет всякий смысл.

  1. Самоконтроль — сбор информации о том, как идет выпол­нение плана в реальном общении, поведении, деятельности. Человек отвечает сам себе на вопросы: как идет дело? Есть ли движение к цели? Нет ли ошибок в моих поступках?

8. Коррекция — изменения реальных действий, поведения,
общения, переживаний, а также самой системы самоуправления.
Человек ищет ответ на вопрос: как быть дальше? Ответ на этот
вопрос зависит от результатов самоконтроля. Если идет как за­думано, то человек может продолжать действовать так же, повторить еще и еще раз, чтобы убедиться в эффективности найден­ной системы самоуправления. Фактически — это переход к саморегуляции, закрепление того нового, что было найдено в процессе самоуправления. Если самоконтроль показывает, что имеется разрыв между желаемым и действительным, что есть ошиб­ки в поведении и деятельности, то возникают новые вопросы: что нужно изменить в своих поступках и действиях? Когда нужно про­извести изменения, немедленно или через некоторое время? Есть ли время на обдумывание? Что конкретно нужно пересмотреть в процессе самоуправления, чтобы получить желаемый результат?

После этого начинается новый цикл самоуправления, новый анализ ситуации, прогнозирование, целеполагание и т. д. Эти циклы повторяются до тех пор, пока не исчезнет потребность в совершенствовании отдельных звеньев, этапов процесса само­управления, пока не произойдет переход к саморегуляции, т. е. к привычным поступкам и действиям, совершаемым на основе найденных целей, планов, критериев оценки качества.

Способность самоуправления оценивается поданной методи­ке на основе обработки результатов анкеты.

Подсчитать количество ответов «да» и «нет» в первой строке (см. контрольную карточку), найти сумму; затем — количество ответов «да» и «нет» во второй строке, найти сумму и т. д.

^

Образец контрольной карточки








Результат, баллы

Наименование этапов самоуправления

Оценка уровня самоуправления по шкале

Да

Нет

1

17

33

9

25

41

Σ = 1+2=3

Анализ противоречий

средний

2

18

34

10

26

42

Σ = 2+0=2

Прогнозирование

Ниже среднего

3

19

35

11

27

43

Σ = 3+2=5

Целеполагание

Выше среднего

4

20

36

12

28

44

Σ = 1+2=3

Планирование

средний

5

21

37

13

29

45




Критерий оценки качества




6

22

38

14

30

46




Принятие решения




7

23

39

15

31

47




Самоконтроль




8

24

40

16

32

48




Коррекция






















Общая сумма

Общая способность самоуправления





Оригинал

Образец контрольной карточки






Результат, баллы

Наименование этапов самоуправления

Оценка уровня самоуправления по шкале




Да (+)

Нет (+)




1+

17-

33-

9-

25+

41-

Z1=1+2=3

Анализ противоречий

средний




2-

18+

34+

10+

26+

42+

Z2=2+0=2

Прогнозирование

Ниже среднего




3+

19+

35+

11-

27+

43-

Z3=3+2=5

Целеполагание

Выше среднего




4-

20-

36+

12-

28-

44+

Z4=1+2=3

Планирование

средний




5

21

37

13

29

45

Z5=

Критерий оценки качества







6

22

38

14

30

46

Z6=

Принятие решения







7

23

39

15

31

47

Z7=

Самоконтроль







8

24

40

16

32

48

Z8=

Коррекция













Общая сумма













Общая способность самоуправления



^

Психодиагностическая шкала





Показатели

Уровни способности самоуправления

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высоий

Мужчины Σобщ.

0 – 13

14 – 22

23 – 31

32 – 40

41

Женщины Σобщ.

0 – 11

12 – 21

22 – 30

31 – 39

40

Σi - этапы

0 – 1

2

3 – 4

5

6


Определить общую способность к самоуправлению

Σобщ. = Σ1 + Σ2 + Σ3 + … Σ8;

Затем Σобщ. сравнить с психодиагностической шкалой, учитывая свою половую принадлежность.

Если результаты анкетирования лежат в правой части шкалы, то в целом система самоуправления у данного человека имеется, однако в этом случае существует опасность того, что данный человек слишком расчётлив и рационален, что ему не хватает эмоций. Об этом стоит подумать, следует понаблюдать за собой, проанализировать свои поступки и действия с точки зрения уравновешивания рационального и эмоционального.

Если результаты анкетирования легли в зоне низких оценок, то у данного человека ещё нет целостной системы самоуправления, а сформированы лишь отдельные звенья. Скорее всего, такой человек сильно переживает свои неудачи, но дальше этого не идёт. У него эмоциональная оценка преобладает над рациональным анализом, т.е. полноценный цикл самоуправления в этом случае даже не начинается, а поэтому и не формируется.

Чтобы лучше узнать о сформированности отдельных этапов системы управления, сравните свои результаты с цифрами, приведёнными в шкале (см. «Этапы») и определите степень развития каждого из восьми звеньев процесса самоуправления. Все они оцениваются по одной шкале от 0 до 6 баллов. Посмотрите, какие из этих восьми звеньев развиты хорошо, а какие слабо. Подумайте над этим и решите, что нужно делать дальше, как развить у себя способность прогнозировать, планировать, контролировать и т.д. До сих пор речь шла о первой стадии развития системы самоуправления, о её горизонтальной структуре.

Создание вертикальной организации системы самоуправления является целью второй стадии развития. Человек должен научиться сознательно и целенаправленно изменять всю иерархию форм своей активности: общение, поведение, деятельность, переживания. Это можно осуществить последовательно, начиная с нижнего этажа, -- с чувств и эмоций. Возможны и другие пути, например, можно начинать совершенствование способности управлять собой с того, что лучше получается, к чему есть устойчивый интерес.








Похожие:

Н. М. Пейсахова предназначена для изучения способностей учащихся к самоуправлению. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 17 лет. Исследование iconМ. И. Рожкова предназначена для определения уровня развития самоуправления в коллективе учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 17 лет. Исследование
Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии...
Н. М. Пейсахова предназначена для изучения способностей учащихся к самоуправлению. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 17 лет. Исследование iconР. В. Овчаровой предназначена для выявления коммуникативных склонностей учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 17 лет. Исследование
Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация...
Н. М. Пейсахова предназначена для изучения способностей учащихся к самоуправлению. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 17 лет. Исследование iconР. С. Немова предназначена для определения эталонности общности в восприятии ее членов. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование
Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится...
Н. М. Пейсахова предназначена для изучения способностей учащихся к самоуправлению. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 17 лет. Исследование iconА. И. Красило предназначена для изучения мотивов курения. Основополагающим методом исследования является анкетирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 17 лет. Исследование
Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация...
Н. М. Пейсахова предназначена для изучения способностей учащихся к самоуправлению. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 17 лет. Исследование iconК. Н. Томаса предназначена для изучения предрасположенности личности к конфликтному поведению. Основополагающим методом исследования является анкетирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 17 лет, преподавателей. Исследование
Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация...
Н. М. Пейсахова предназначена для изучения способностей учащихся к самоуправлению. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 17 лет. Исследование iconГ. Е. Леевика цол-8, служит для изучения профессиональных ценностных ориентаций личности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование
Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможны групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация...
Н. М. Пейсахова предназначена для изучения способностей учащихся к самоуправлению. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 17 лет. Исследование iconЕ. И. Рогова предназначена для изучения психологической атмосферы в семье. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для родителей учащихся. Исследование
Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация...
Н. М. Пейсахова предназначена для изучения способностей учащихся к самоуправлению. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 17 лет. Исследование iconВ. В. Бойко направлена на изучение особенностей установления эмоциональных контактов. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 17 лет. Исследование
Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация...
Н. М. Пейсахова предназначена для изучения способностей учащихся к самоуправлению. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 17 лет. Исследование iconОсновным методом обучения в развивающем обучении является учебная деятельность
Методика развивающего обучения предназначена для развития самой важной характеристики человека – интеллекта
Н. М. Пейсахова предназначена для изучения способностей учащихся к самоуправлению. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 17 лет. Исследование iconАнализ посещаемости учебных занятий Методика предназначена для изучения посещаемости учащимися занятий в течение месяца, полугод
Методика предназначена для изучения посещаемости учащимися занятий в течение месяца, полугодия
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы