Г. Е. Леевика цол-8, служит для изучения профессиональных ценностных ориентаций личности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование icon

Г. Е. Леевика цол-8, служит для изучения профессиональных ценностных ориентаций личности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование



НазваниеГ. Е. Леевика цол-8, служит для изучения профессиональных ценностных ориентаций личности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование
Г.Е. Леевика ЦОЛ-8, служит для изучения профессиональных ценнос
Дата конвертации22.09.2012
Размер97.19 Kb.
ТипИсследование
источник

МЕТОДИКА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ – 8»


Методика, представляющая собой вариант методики Г.Е. Леевика ЦОЛ-8, служит для изучения профессиональных ценностных ориентаций личности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год с выпускниками школ и учащимися ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социальных педагогов, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможны групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Преимущества использования методики ЦОЛ-8 заключается в том, что она позволяет выявить именно профессиональные ЦО, другие же указанные методики диагностируют общие ценностные ориентации личности.

Ценностные ориентации личности подразделяются на ценностные ориентации - цели жизни и ценностные ориентации - средства достижения целей жизни. Первая группа включает ценностные ориентации на труд, на общение, на познание, на общественно-политическую деятельность, на материальные ценности. Вторая группа - ценностные ориентации на развитие нравственных качеств, деловых качеств, волевых качеств, моральных качеств.

ЦО на труд обобщает в себе такие ценности, как приобретение богатого профессионального опыта, тонкое, до мелочей, знание специальности, знание современного состояния науки и техники по своей специальности, а также получение удовлетворения от самого процесса труда, осознание его общественной ценности, добросовестного отношения к делу.

ЦО на общение связана с возможностями удовлетворения потребностей человека в общении, в том числе с такими ценностями, как: информированность, наличие свойств характера, способствующих общению (жизнерадостность и чувство юмора), наличие возможности общения при отдыхе, обсуждении философских и производственных проблем. Ориентация на общение предполагает также хорошие отношения с товарищами по работе и личными друзьями.

ЦО на познание объединяет стремление человека к самосовершенствованию, расширению своего кругозора, образованию, повышению культурного и интеллектуального уровня, а также самокритичности, с одной стороны, и образованности, зрелости, мудрости в понимании жизни, с другой.

ЦО на общественно-политическую деятельность включает в себя различные виды общественной работы, являющиеся ценностью для человека: это пропаганда идей и знаний, различного рода общественная работа у себя в коллективе и по месту жительства, работа в выборных общественных органах.

ЦО на материальные ценности обобщает ценности, которые присущи материальной обеспеченности - высокая заработная плата, благоустроенная квартира и личная автомашина, возможность одеваться по моде. В то же время быть материально обеспеченным - это предполагает либо быстрое продвижение по службе, либо хорошие взаимоотношения с нужными людьми.

ЦО на развитие нравственных качеств объединяет ценности, которые характеризуют отношение человека к другим людям - любить людей, уважать их, быть чутким, искренним, прощать их ошибки и заблуждения, уметь почувствовать чужую беду и помочь людям.

ЦО на развитие деловых качеств включает в себя достаточно противоречивый набор ценностей : организаторские и педагогические способности, инициативность, самостоятельность и предприимчивость, умение быстро и правильно оценить ситуацию, сделать прогноз наличия собственного плана действий, высокая трудоспособность.

ЦО на развитие волевых качеств проявляется в высокой оценке настойчивости и упорства в преодолении препятствий, целеустремленности, выдержки и самообладания, смелости и решительности, уверенности в своих силах, быстроты в решении производственных и житейских вопросов.

ЦО на развитие моральных качеств характеризует отношение человека к себе - скромность и бескорыстие, требовательность и чувство собственного достоинства, а также способность понять, почувствовать прекрасное в человеке, природе и искусстве.
^

Опросник ЦОЛ


Перед Вами список различных ценностей, каждой из которых человек может обладать, а может и не обладать. Для одного очень важно одно, для другого – иное. Мы просим Вас оценить, насколько важно Вам обладать этими ценностями, независимо от того, есть они у Вас или нет.

Мы просим оценить их по семибальной шкале. Цифры обозначают:

  1. совершенно не важно, есть у меня это качество или нет

  2. скорее не важно, чем важно

  3. не очень важно

  4. важно в средней степени

  5. скорее важно, чем не важно

  6. очень важно

  7. обладать этим качеством для меня самое главное в жизни.

Прежде ознакомьтесь со всем списком ценностей, а затем по очереди оцените каждую. Свою оценку (цифру от 1 до 7) напишите на бланке для ответов в клеточку, соответствующую номеру.


1


2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


12

13

14

15

16

17

18

19

20

21


22

23

24

25

26

27

28

29

30

31


32

33

34

35

36

37

38

39

40

41


42

43

44

45

46

47

48

49

50

1.

Быть образованным (иметь широкие и глубокие знания, высокую общую культуру).

28.

Уметь быстро оценить и предвидеть возможные варианты хода событий.

2.

Одеваться по моде.

29.

Быть требовательным к себе.

3.


4.

Быстро овладевать профессиональными умениями.

Быть в курсе последних местных новостей

30.

Выполнять отдельные важные общественные поручения в своем коллективе (в группе, общежитии).

5.

6.

Быть смелым в принятии решений.

Уметь понимать ошибки и заблуждения других людей.

31.

Стараться расширить свой кругозор, повысить образование, общую культуру и интеллект.

7.


8.

Понимать прекрасное в человеке, природе и искусстве.

Иметь педагогические способности

32.

Получать высокую заработную плату.


9.

(уметь учить и воспитывать людей).

Быть скромным.

33.

Приобрести богатый профессиональный опыт.

10.


11.

Заниматься общественной работой в группе.

Знать последние достижения науки и техники в своей профессиональной

34.

Испытывать удовлетворение от общения с товарищами по производственным и непроизводственным вопросам.


12.

области.

Иметь свою благоустроенную квартиру.

35.

Быть настойчивым и упорным в преодолении трудностей и достижении цели.

13.

Сознавать, понимать полезность

36.

Быть бескорыстным.


14.

своего труда для других людей.

Иметь возможность общаться с товарищами.

37.

Любить людей, уважать их, быть чутким к их взглядам, обычаям, привычкам.

15.


16.

Быть инициативным, самостоятельным в решении задач.

Быть искренним в отношениях с людьми.

38.

Обладать организаторскими способностями, уметь организовать, мобилизовать, сплотить труд и отдых людей.

17.

Быть уверенным в себе и своих силах.

39.

Быть самокритичным, критически относиться к достигнутому.

18.

Уметь устанавливать хорошие отношения с нужными людьми.

40.

Работать в дружине, по охране порядка и т.п.

19.

Иметь чувство собственного достоинства.

41.

Иметь собственное мнение по самым разным производственным и житейским вопросам.

20.

Заниматься общественной работой

42.

Быть материально обеспеченным.




или работать в выборных органах училища (техникума).

43.

Быть хорошим специалистом, до тонкостей знающим свое дело.

21.

Быть зрелым, мудрым в суждениях, опираться на здравый смысл в

44.

Быть в хороших отношениях с товарищами по учебе.


22.

понимании жизни.

Иметь личную автомашину.

45.

Уметь владеть собой в трудных жизненных ситуациях.

23.

Получать удовольствие от процесса труда.

46.

Быть готовым словом и делом помочь другим людям.

24.

Отдыхать в приятном общении с друзьями.

47.

Быть жизнерадостным, иметь чувство юмора.

25.

Уметь быстро решать производствен- ные и житейские вопросы.

48.

Быть выносливым, способным длительно и напряженно трудиться.

26.

Быть ответственным за порученное дело.

49.

Стремиться к самоусовершенствованию.

27.

Уметь почувствовать и сопереживать горе, беду другого человека.

50.

Участвовать в решении общественных и государственных вопросов.


Обработка результатов.

После того, как будут проставлены оценки на бланке ответов по всем 50-ти ценностям, психолог начинает обработку сырых оценок, которые переводит в стандартные (в данном случае принимаем М=10,0 и =4,0). Это обязательно следует делать, т.к. анализ распределений оценок по всем шкалам выявляет у части испытуемых явную асимметрию оценок либо в сторону занижения, либо в сторону завышения, а также преобладание крайних, полярных оценок у одних испытуемых и, наоборот, средних оценок у других. Стандартизация оценок осуществляется по формуле:

, где - стандартная тестовая оценка, - сырая оценка,

М - среднее арифметическое и  - стандартное отклонение.

Стандартные Z-оценки неудобны для практического использования, так как часто бывают дробными, а если  M, то и отрицательными числами. Поэтому на практике часто используются «взвешенные оценки» (), которые определяются по формуле:

, где и - константы центрирования и пропорциональности соответственно, в данном примере =10 и =4.

Затем по формуле приписываются новые значения в целых числах баллом от 1 до 7.

,

где мы обозначили как Хс – это «взвешенные» оценки, Хi - сырые оценки (цифры от 1 до 7).

С помощью перевода сырых оценок каждого испытуемого во «взвешенные» элиминируются погрешности измерения, связанные с индивидуальными особенностями оценочной деятельности испытуемых.

Затем проводится анализ выраженности конкретных ценностей и обобщенных ценностных ориентаций. Опыт показывает, что для понимания системы ценностных ориентаций необходим анализ обычно десяти ценностей, получивших самые высокие оценки и десяти ценностей, имеющих самые низкие оценки.

С помощью ключа высчитываются девять обобщенных ЦО. Оценка по обобщенным ЦО складывается из четырех «взвешенных» оценок тех конкретных ценностей, которые получили наибольшие баллы по шкале.

Ключ расшифровки ответов.

ЦО - цели жизни:

ЦО на труд № 11,13, 23, 26, 33, 43.

ЦО на общение №4,14,24,34, 44,47.

ЦО на познание № 1, 21, 31, 39, 49.

ЦО на общественно-политическую деятельность (ОПД) № 10, 20, 30, 40, 50.

ЦО на материальные ценности № 2, 3, 12, 18, 22, 32, 42.

ЦО - средства достижения целей жизни:

ЦО на развитие нравственных качеств № 6, 16, 27, 37, 46.

ЦО на развитие деловых качеств № 8, 15, 28, 38, 41, 48.

ЦО на развитие волевых качеств № 5, 17, 25, 35, 45.

ЦО на развитие моральных качеств № 7, 9, 19, 29, 36.








Похожие:

Г. Е. Леевика цол-8, служит для изучения профессиональных ценностных ориентаций личности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование iconН. М. Пейсахова предназначена для изучения способностей учащихся к самоуправлению. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 17 лет. Исследование
Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация...
Г. Е. Леевика цол-8, служит для изучения профессиональных ценностных ориентаций личности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование iconК. Н. Томаса предназначена для изучения предрасположенности личности к конфликтному поведению. Основополагающим методом исследования является анкетирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 17 лет, преподавателей. Исследование
Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация...
Г. Е. Леевика цол-8, служит для изучения профессиональных ценностных ориентаций личности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование iconР. С. Немова предназначена для определения эталонности общности в восприятии ее членов. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование
Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится...
Г. Е. Леевика цол-8, служит для изучения профессиональных ценностных ориентаций личности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование iconМ. И. Рожкова предназначена для определения уровня развития самоуправления в коллективе учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 17 лет. Исследование
Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии...
Г. Е. Леевика цол-8, служит для изучения профессиональных ценностных ориентаций личности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование iconР. В. Овчаровой предназначена для выявления коммуникативных склонностей учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 17 лет. Исследование
Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация...
Г. Е. Леевика цол-8, служит для изучения профессиональных ценностных ориентаций личности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование iconА. И. Красило предназначена для изучения мотивов курения. Основополагающим методом исследования является анкетирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 17 лет. Исследование
Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация...
Г. Е. Леевика цол-8, служит для изучения профессиональных ценностных ориентаций личности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование iconВ. В. Бойко направлена на изучение особенностей установления эмоциональных контактов. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 17 лет. Исследование
Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация...
Г. Е. Леевика цол-8, служит для изучения профессиональных ценностных ориентаций личности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование iconЕ. И. Рогова предназначена для изучения психологической атмосферы в семье. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для родителей учащихся. Исследование
Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация...
Г. Е. Леевика цол-8, служит для изучения профессиональных ценностных ориентаций личности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование iconАдаптированный вариант методики М. Рокича для исследования ценностных ориентаций школьников

Г. Е. Леевика цол-8, служит для изучения профессиональных ценностных ориентаций личности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование iconОсновным методом обучения в развивающем обучении является учебная деятельность
Методика развивающего обучения предназначена для развития самой важной характеристики человека – интеллекта
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы