Методика pari icon

Методика pari



НазваниеМетодика pari
Дата конвертации22.09.2012
Размер234.4 Kb.
ТипДокументы
источник

МЕТОДИКА PARI


Методика Е.С. Шецера, Р.К. Белла предназначена для изучения родительско-детских взаимоотношений, отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для родителей учащихся. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год. Результаты исследования предназначены для заместителей руководителей по учебно-воспитательной работе, преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, классных руководителей, мастеров производственного обучения, социального педагога. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Одним из важнейших направлений работы практического психолога является работа с семьей (супругами, родителями и детьми). Ключе­вой момент в этой работе — получение полной и объективной инфор­мации. В отечественной психологии наиболее полно представлены ме­тодики для сбора информации о межсупружеских отношениях и менее содержательно — о родительско-детских. В целях восполнения этого пробела предлагаем ознакомиться с 2 методиками: первая - это взгляд на семью глазами ребенка, проективная методика Рене Жиля, и вторая — семейная жизнь глазами матери, методика РARI.

Методика PARI (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы — американские психологи Е. С. Шефер и Р. К. Белл. Эта методика широко использовалась в Польше (Рембовски) и Чехо-Словакии (Котаскова). В нашей стране адаптирована кандидатом психологических наук Т. В. Нещерет и в данном варианте публикуется впервые.

В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них — 8 при­знаков описывают отношение к семейной роли и 15 — касаются роди­тельско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на 3 группы: I — оптимальный эмоциональный контакт, II — излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, III — излишняя концентрация на ребенке.

Шкалы эти выглядят следующим образом:

Отношение к семейной роли

Описывается с помощью 8 признаков, их номера в опросном листе 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23:

  • ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами
    исключительно о семье (3);

  • ощущение самопожертвования в роли матери (5);

  • семейные конфликты (7);

- сверхавторитет родителей (11);

  • неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);

  • «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);

  • доминирование матери (19);

  • зависимость и несамостоятельность матери (23).

Отношение родителей к ребенку

1 Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21):

  • побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);

  • партнерские отношения (14);

  • развитие активности ребенка (15);

  • уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).
    II Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из

3 признаков, их номера по опросному листу 8, 9, 16):

  • раздражительность, вспыльчивость (8);

  • суровость, излишняя строгость (9);

  • уклонение от контакта с ребенком (16).

III. Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера по опросному листу 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):

  • чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);

  • преодоление сопротивления, подавление воли (4);

  • создание безопасности, опасение обидеть (6);

  • исключение внесеменых влияний (10);

  • подавление агрессивности (12);

  • подавление сексуальности (18);

  • чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);

  • стремление ускорить развитие ребенка (22).

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешен­ных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несог­ласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в «ключе» методи­ки. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака. Таким образом, максимальная выраженность признака 20, минималь­ная 5; 18, 19, 20 — высокие оценки, соответственно — 8, 7, 6, 5 — низ­кие. Опросник и лист ответов прилагаются.

Имеет смысл в первую очередь анализировать именно высокие и низкие оценки.

Инструкция: "Перед Вами вопросы, которые помогут выяснить что родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, так как каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво.

Некоторые вопросы могут показаться Вам одинаковыми. Однако, это не так. Есть вопросы сходные, но не одинаковые. Сделано это для того, чтобы уловить возможные, даже небольшие различия во взглядах ' на воспитание детей.

На заполнение вопросника потребуется примерно 20 мин. Не обду­мывайте ответ долго, отвечайте быстро, старайтесь дать первый ответ, который придет Вам в голову.

Рядом с каждым положением находятся буквы А а б Б, их нужно выбрать в зависимости от своего убеждения в правильности данного положения:

А — если с данным положением согласны полностью;

а — если с данным положением скорее согласны, чем не согласны;

б — если с данным положением скорее не согласны, чем согласны;

Б — если с данным положением полностью не согласны".

О себе сообщите:
^

Возраст, пол


Образование

Профессия
Количество и возраст детей


1. Если дети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашаться со взглядами родителей.

2. Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид.

3. Для хорошей матери дом и семья - самое главное в жизни. А а б Б

4. Некоторые дети на столько плохи, что ради их же блага надо научиться их бояться взрослых. А а б Б

5. Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них очень много. А а б Б

6. Маленького ребенка всегда следует крепко держать во время мытья, чтобы он не упал. А а б Б

7.Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразумений, не знают жизни. А а б Б

8. Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей

за строгое воспитание. А а б Б

9. Пребывание с ребенком целый день может довести до
нервного истощения. А а б Б

  1. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, пра­
    вильны ли взгляды его родителей. А а б Б

  2. Родители должны воспитывать в детях полное доверие

к себе. А а б Б

  1. Ребенка следует учить избегать драк, независимо от об­стоятельств. А а б Б

  2. Самое плохое для матери, занимающейся хозяйством,
    чувство, что ей нелегко освободиться от своих обязанно­стей. А а б Б

  3. Родителям легче приспособиться к детям, чем наобо­рот. А а б Б

  4. Ребенок должен научиться в жизни многим нужным
    вещам, и поэтому ему нельзя разрешать терять ценное

время. А а б Б

  1. Если один раз согласиться с тем, что ребенок съябед­ничал, он будет это делать постоянно. А а б Б

  2. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери

бы лучше справлялись с детьми. А а б Б

  1. В присутствии ребенка не надо разговаривать о вопро­сах пола. А а б Б

  2. Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми

все происходило бы менее организованно. А а б Б

20. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают

дети. А а б Б

  1. Если бы родители больше интересовались делами сво­их детей, дети были бы лучше и счастливее. А а б Б

  2. Большинство детей должны самостоятельно справлять­ся с физиологическими нуждами уже с 15 месяцев.

А а б Б

  1. Самое трудное для молодой матери — оставаться од­ной в первые годы воспитания ребенка. А а б Б

  2. Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали
    свое мнение о жизни в семье, даже если они считают, что
    жизнь в семье неправильная. А а б Б

  3. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка

от разочарований, которые несет жизнь. А а б Б

  1. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень
    хорошие матери. А а б Б

  2. Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехидности. А а б Б 28.Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья
    ребенка. А а б Б

29. Все молодые матери бояться своей неопытности в об­
ращении с ребенком. А а б Б

30. Супруги должны время от времени ругаться, чтобы до­
казать свои права. А а б Б

31. Строгая дисциплина по отношению к ребенку развива­ет в нем сильный характер. А а б Б

32. Матери часто настолько бывают замучены присутстви­ем своих детей, что им кажется, будто они не могут с ни­ми быть ни минуты больше. А а б Б

33. Родители хне должны представать перед детьми в пло­хом свете. А а б Б

34. Ребенок дожен уважать своих родителей больше дру­гих. А а б Б

35. Ребенок должен всегда обращаться за помощью к роди­телям или учителям вместо того, чтобы разрешать свои
недоразумения в драке. А а б Б

36. Постоянное пребывание с детьми убеждает мать в
том, что ее воспитательные возможности меньше умений

и способностей (могла бы, но...). А а б Б

  1. Родители своими поступками дожны завоевать распо­ложение детей. А а б Б

  2. Дети, которые не пробуют своих сил в достижении ус­
    пехов, должны знать, что потом в жизни могут встретить­
    ся с неудачами. А а б Б

39. Родители, которые разговаривают с ребенком о его
проблемах должны знать, что лучше ребенка оставить в покое и не вникать в его дела. А а б Б

  1. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны прини­
    мать участие в семейной жизни. А а б Б

  2. Нельзя допускать, чтобы девочки и мальчики видели

друг друга голыми. А а б Б

42. Если жена достаточно подготовлена к самостоятельно­му решению проблем, то это лучше и для детей и для му­жа. А а б Б

43. У ребенка не должно быть тайн от своих родите­лей.

А а б Б

  1. Если у вас принято, что дети рассказывают Вам анек­доты, а Вы — им, то многие вопросы можно решить спо­койно и без конфликтов. А а б Б

  2. Если рано научить ребенка ходить, это благотворно

влияет на его развитие. А а б Б

46. Нехорошо, когда мать одна преодолевает все трудно­сти, связанные с уходом за ребенком и его воспитанием.

А а б Б 47. У ребенка должны быть свои взгляды и возможность

их свободно высказывать. А а б Б

  1. Надо беречь ребенка от тяжелой работы. А а б Б

  2. Женщина должна выбирать между домашним хозяйст­
    вом и развлечениями. А а б Б

  3. Умный отец должен научить ребенка уважать начальст­
    во. А а б Б

  4. Очень мало женщин получает благодарность детей

за труд, затраченный на их воспитание. А а б Б

  1. Если ребенок попал в беду, в любом случае мать всег­
    да чувствует себя виноватой. А а б Б

  2. У молодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда

есть разногласия, которые вызывают раздражение. А а б Б

  1. Дети, которым внушили уважение к нормам поведе­
    ния, становятся хорошими, устойчивыми и уважаемыми
    людьми. А а б Б

  2. Редко бывает, чтобы мать, которая целый день
    занимается с ребенком, сумела быть ласковой

и спокойной. А а б Б

  1. Дети не должны вне дома учиться тому, что противо­
    речит взглядам их родителей. А а б Б

  2. Дети должны знать, что нет людей более мудрых, чем

их родители. А а б Б

58. Нет оправдания ребенку, который бьет другого ребенка. А а б Б

59. Молодые матери страдают по поводу своего заключе­
ния дома больше, чем по какой-нибудь другой

причине. А а б Б

  1. Заставлять детей отказываться и приспосабливаться -
    плохой метод воспитания. А а б Б

  2. Родители должны научить детей найти занятие и

не терять свободного времени. А а б Б

62. Дети мучают своих родителей мелкими проблемами,

если с самого начала к этому привыкнут. А а б Б

  1. Когда мать плохо выполняет свои обязанности по от­
    ношению к детям, это, пожалуй, значит, что отец не вы­
    полняет своих обязанностей по содержанию семьи. А а б Б

  2. Детские игры с сексуальным содержанием могут при­
    вести детей к сексуальным преступлениям. А а б Б

  3. Планировать должна только мать, так как только она

знает, как положено вести хозяйство. А а б Б

  1. Внимательная мать должна знать, о чем думает ее ре­
    бенок. А а б Б

67. Родители, которые выслушивают с одобрением откро­венные высказывания детей о их переживаниях на свидания/с; товарищеских встречах, танцах и т. п., помогают имв более быстром социальном развитии. А а б Б

  1. Чем быстрее слабеет связь детей с семьей, тем быст­
    рее дети научатся разрешать свои проблемы. А а б Б

  2. Умная мать делает все возможное, чтобы ребенок до и

после рождения находился в хороших условиях. А а б Б

70. "Дети должны принимать участие в решении важных
семейных вопросов. А а б Б

71. Родители должны знать, как нужно поступать, чтобы

их дети не попали в трудные ситуации. А а б Б

  1. Слишком много женщин забывает о том, что их надле­
    жащим местом является дом. А а б Б

  2. Дети нуждаются в материнской заботе, которой им

иногда не хватает. А а б Б

74. Дети должны быть более заботливы и благодарны

своей матери за труд, вложенный в них. А а б Б

  1. Большинство матерей опасаются мучить ребенка, да­
    вая ему мелкие поручения. А а б Б

  2. В семейной жизни существует много вопросов, кото­
    рые нельзя решить путем спокойного обсуждения. А а б Б

  3. Большинство детей должны воспитываться более стро­
    го, чем это происходит на самом деле. А а б Б

  4. Воспитание детей — это тяжелая нервная работа.А а б Б

  1. Дети не должны сомневаться в способе мышления их
    родителей. А а б Б

  2. Больше всех других дети должны уважать родите

лей. А а б Б

  1. Не надо способствовать тому, чтобы дети занимались
    боксом и борьбой, так как это может привести к серьез­ным нарушениям тела и другим проблемам. А а б Б

  2. Одно из плохих явлений заключается в том, что у ма­
    тери, как правило, нет свободного времени для любимых
    занятий. А а б Б

  3. Родители должны считать детей равноправными по от­
    ношению к себе во всех вопросах жизни. А а б Б

  4. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на
    правильном пути и будет счастлив. А а б Б

  5. Надо оставить ребенка, которому грустно, в покое и не
    заниматься им. А а б Б

  6. Самое большое желание любой матери - быть понятой
    мужем, А а б Б

  7. Одним из самых сложных моментов в воспитании де­
    тей являются сексуальные Проблемы. А а б Б

  8. Если мать руководит домом и заботится обо всем, вся

семья чувствует себя хорошо А а б Б

89. Так как ребенок — часть матери, она имеет право
знать все о его жизни. А а б Б

90. Дети, которым разрешается шутить и смеяться вместе

с родителями, легче принимают их советы. А а б Б

91. Родители должны приложить все усилия, чтобы как
можно раньше научить ребенка справляться с физиологическими нуждами. А а б Б

  1. Большинство женщин нуждаются в большем количест­ве времени для отдыха после рождения ребенка, чем им
    дается на самом деле. А а б Б

  2. У ребенка должна быть уверенность в том, что его не
    накажут, если он доверит родителям свои пробле

мы. А а б Б

  1. Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома,
    чтобы он не потерял охоту к любой работе. А а б Б

  2. Для хорошей матери достаточно общения с собствен­
    ной семьей. А а б Б

  3. Порой родители вынуждены поступать против воли ре­
    бенка. А а б Б

  4. Матери жертвуют всем ради блага собственных де

тей. А а б Б

  1. Самая главная забота матери — благополучие и без­
    опасность ребенка. А а б Б

  2. Естественно, что двое людей с противоположными
    взглядами в супружестве ссорятся.

А а б Б

  1. Воспитание детей в строгой дисциплине делает их бо­лее счастливыми. А а б Б

  2. Естественно, что мать «сходит с ума», если у нее де­
    ти эгоисты и очень требовательные. А а б Б

  3. Ребенок никогда не должен слушать критические за­
    мечания о своих родителях. А а б Б

  4. Первая обязанность детей - доверие по отношению к
    родителям. А а б Б

  5. Родители, как правило, предпочитают спокойных де­
    тей драчунам. А а б Б

  6. Молодая мать чувствует себя несчастной, потому что
    знает, что многие вещи, которые ей хотелось бы иметь,
    для нее недоступны. А а б Б

  7. Нет никаких оснований, чтобы у родителей было
    больше прав и привилегий, чем у детей. А а б Б

  8. Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла терять
    время, тем лучше для него. А а б Б

  9. Дети делают все возможное, чтобы заинтересовать ро­дителей своими проблемами. А а б Б

109. Немногие мужчины понимают, что матери их ребен­ка тоже нужна радость в жизни. А а б Б

110. С ребенком что-то не в порядке, если он много рас­спрашивает о сексуальных вопросах. А а б Б

111. Выходя замуж, женщина должна отдавать себе отчет
в том, что будет вынуждена руководить семейными дела­
ми. А а б Б

112. Обязанностью матери является знание тайных мыс­
лей ребенка. А а б Б

113. Если включать ребенка в домашние работы, он стано­вится более связан с родителями и легче доверяет им

свои проблемы. А а б Б

114. Надо как можно раньше прекратить кормить ребенка
грудью и из бутылочки (приучить ребенка «самостоятель­но» питаться). А а б Б

115. Нельзя требовать от матери слишком большого чув­
ства ответственности по отношению к детям. А а б Б

^

Опросный лист





№ пп

Ответ

АабБ




АабБ




АабБ




АабБ




АабБ

Значение признака

1




24




47




70




93







2




25




48




71




94







3




26




49




72




95







4




27




50




73




96







5




28




51




74




97







6




29




52




75




98







7




30




53




76




99







8




31




54




77




100







9




32




55




78




101







10




33




56




79




102







11




34




57




80




103







12




35




58




81




104







13




36




59




82




105







14




37




60




83




106







15




38




61




84




107







16




39




62




85




108







17




40




63




86




109







18




41




64




87




110







19




42




65




88




111







20




43




66




89




112







21




44




67




90




113







22




45




68




91




114







23




46




69




92




115








Для психолога, работающего в производственном коллективе, пожа­луй, больший интерес представляет блок шкал, направленных на выяв­ление отношений родителей к семейной роли.

Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отноше­ний, особенности организации семейной жизни.

В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений:

  • хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (в методике это
    шкалы 3, 13, 19, 23)

  • межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддер­
    жкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности,
    собственной и партнера (в методике это шкала 17)

  • отношения, обеспечивающие воспитание детей, «педагогические»
    (в методике шкалы 5, 11).

Посмотрев на цифровые данные, можно составить «предваритель­ный портрет» семьи. Очень важна шкала 7 (семейные конфликты). Вы­сокие показатели по этой шкале могут свидетельствовать о конфликт­ности, переносе семейного конфликта на производственные отношения.

Психологическая помощь направляется на разрешение семейных конфликтов и улучшение отношений в производственном коллективе.

Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о приоритете семей­ных проблем над производственными, о вторичности интересов «дела», обратное можно сказать о шкале 13. Для лиц, имеющих высокие оцен­ки по этому признаку, характерна зависимость от семьи, низкая согла­сованность в распределении хозяйственных функций. О плохой интег-рированности семьи свидетельствуют высокие оценки по шкалам 17, 19, 23.

Анализ отношения к семейной роли поможет психологу лучше по­нять специфику семейных отношений обследуемого, оказать ему пси­хологическую помощь.

Родительско-детские отношения являются основным предметом анализа в методике.

Основной вывод, который можно сделать сразу, — это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым трем группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация.

Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что ча­сто является ключом к пониманию особенностей неудавшихся отноше­ний между родителями и ребенком, зоны напряжений в этих отноше­ниях.

Методика может также оказать помощь в подготовке и проведении психодиагностической беседы.

КЛЮЧ: А – 4 балла; а – 3 балла; б – 2 балла; Б – 1 балл

Признаки:

  1. Вербализация;

  2. Чрезмерная забота;

  3. Зависимость от семьи;

  4. Подавление воли;

  5. Ощущение самопожертвования;

  6. Опасение обидеть;

  7. Семейные конфликты;

  8. Раздражительность;

  9. Излишняя строгость;

  10. Исключение внесемейных влияний;

  11. Сверхавторитет родителей;

  12. Подавление агрессивности;

  13. Неудовлетворенность ролью хозяйки;

  14. Партнерские отношения;

  15. Развитие активности ребенка;

  16. Уклонение от конфликта;

  17. Безучастность мужа;

  18. Подавление сексуальности;

  19. Доминирование матери;

  20. Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка;

  21. Уравнение отношения;

  22. Стремление ускорить развитие ребенка;

  23. Несамостоятельность матери.







Похожие:

Методика pari iconДокументи
1. /методика/44 особенности анализа.doc
2. /методика/5-9...

Методика pari iconМетодика «домик»
Методика «Домик» (Н. И. Гуткина) представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого...
Методика pari iconМетодика изучения ценностно – ориентационного единства коллектива
В социально-психологической литературе эта методика известна, как методика исследования ценностно-ориентировочного единства (цое)...
Методика pari iconМетодика «я лидер»
Методика подготовлена Е. С. Фёдоровым, О. В. Ерёминым, модифицирована Т. А. Мироновой
Методика pari iconМетодика «ситуация выбора»
Методика разработана профессором Л. В. Байбородовой с целью изучения направленности личности учащихся
Методика pari iconМетодика оценки общей одаренности
Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов
Методика pari iconМетодика «составление расписания»
Методика подготовлена профессором Л. В. Байбородовой с целью изучения отношения учащихся к отдельным пред­метам и преподавателям
Методика pari iconМетодика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А. Ф. Фидлеру)
Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Методика...
Методика pari iconМетодика «прогноз»
Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования. Методика рекомендуется при подборе...
Методика pari iconМетодика диагностики фрустрационных реакций с. Розенцвейга
Проективная методика исследования личности. Предложена С. Розенцвейгом в 1945 г на основе разработанной им теории фрустрации (лат...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы