Методика «уровень субъективного контроля»
Методика «уровень субъективного контроля» icon

Методика «уровень субъективного контроля»



НазваниеМетодика «уровень субъективного контроля»
Дата конвертации22.09.2012
Размер220.16 Kb.
ТипДокументы
источник

МЕТОДИКА «УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ»


Методика предназначена для изучения уровня субъективного контроля. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 – 17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год. Результаты исследования предназначены для заместителей руководителей по учебно-воспитательной работе, преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, классных руководителей, мастеров производственного обучения, социального педагога. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Данная экспериментально-психологическая методика позволяет сравнительно быстро и эффективно оценить сформированный у испы­туемого уровень субъективного контроля над разнообразными жизнен­ными ситуациями и пригодна для применения в клинической психо­диагностике, при профотборе, семейной консультации и т. д. Разрабо­тана в НИИ им. Бехтерева.

Впервые подобные методы были апробированы в 60-х годах в США.

Наиболее известным из них является шкала локус контроля Дж. Роттера. Эта шкала основана на двух принципиальных положениях.

  1. Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два
    полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный. В
    первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил — случая, других людей и
    т. д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как
    результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойст­венна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу.

  2. Локус контроля, характерный для индивида, универсален по от­
    ношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует пове­дение данной личности и в случае неудач, и в сфере достижений, при­
    чем это в разной степени касается различных областей социальной
    жизни.

Экспериментальные работы установили связь разнообразных форм поведения и параметров личности с экстернальностью-интернальностью. Конформное и уступчивое поведение в большей степени присуще людям с экстернальным локусом. Интерналы в отличие от экстерналов менее склонны подчиняться давлению других, сопротивляться, когда чувствуют, что ими манипулируют, они реагируют сильнее, чем экстерналы, на утрату личной свободы. Люди с интернальными локусами контроля лучше работают в одиночестве, чем под наблюдением или при видеозаписи. Для экстерналов характерно обратное.

Интерналы и экстерналы различаются по способам интерпретации разных социальных ситуаций, в частности по способам получения ин­формации и по механизмам их каузального объяснения. Интерналы более активно ищут информацию и обычно более осведомлены о ситу­ации, чем экстерналы. В одной и той же ситуации интерналы атрибу­тируют большую ответственность индивидам, участвующим в этой си­туации. Интерналы в большей степени избегают ситуационных объяс­нений поведения, чем экстерналы.

Исследования, связывающие интернальность-экстернальность с межличностными отношениями, показали, что интерналы более попу­лярны, более благожелательны, более уверены в себе проявляют боль­шую терпимость. Существует связь высокой интернальности с положи­тельной самооценкой, с большей согласованностью образов реального и идеального «Я». У интерналов обнаружена более активная, чем у экс­терналов, позиция по отношению к своему здоровью: они лучше ин­формированы о своем состоянии, больше заботятся о своем здоровье и чаще обращаются за профилактической помощью.

Экстернальность коррелирует с тревожностью, с депрессией, с пси­хическими заболеваниями.

Интерналы предпочитают недирективные методы психокоррекции; экстерналы субъективно более удовлетворены поведенческими методами.

Все это дает достаточные основания полагать, что выделение лично­стной характеристики, описывающей то, в какой степени человек ощу­щает себя активным субъектом собственной деятельности, и в какой – пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств, обоснованно существующими эмпирическими исследованиями и мо­жет способствовать дальнейшему изучению проблем прикладной пси­хологии личности.

Второе вышеизложенное положение, на котором основывается аме­риканская традиция исследования локуса контроля, представляется малоприемлемым. Описание личности с помощью обобщенных трансситуативных характеристик является недостаточным. Большинству людей свойственна более или менее широкая вариабельность особенностей поведения в зависимости от конкретных социальных ситуаций. Осо­бенности субъективного контроля, в частности, могут изменяться у од­ного и того же человека в зависимости от того, представляется ли ему ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т. д. По­этому измерение локуса контроля, по-видимому, более перспективно строить не как одномерную характеристику, а как многомерный проф­иль, компоненты которого привязаны к типам социальных ситуаций разной степени обобщенности.

Опросник УСК состоит из 44 пунктов. В отличие от школы Дж. Роттера в него включены пункты, измеряющие экстернальность-интернальность в межличностных и семейных отношениях; в него также включены пункты, измеряющие УСК в отношении болезни и здоровья.

Для увеличения спектра возможных применений опросника он сконструирован в двух вариантах различающихся форматом ответов испытуемых. Вариант А, предназначенный для исследовательских це­лей, требует ответа по 6-балльной шкале (-3, -2, -1, +1, +2, +3), в которой ответ « + 3» означает «полностью согласен», «-3» — «совершен­но не согласен» с данным пунктом. Вариант Б, предназначенный для психодиагностики, требует ответов по бинарной шкале «согласен — не со­гласен».

^ ТЕКСТ ОПРОСНИКА

  1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

  2. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели
    приспособиться друг к другу.

  3. Болезнь — дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не
    поделаешь.

  4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не прояв­ляют интереса и дружелюбия к окружающим.

  5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

  6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать
    симпатию других людей.

  7. Внешние обстоятельства — родители и благосостояние — влияют
    на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

  8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со
    мной.

  9. Как правило, руководство оказывается более эффективным когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.

  1. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собст­венных усилий.

  2. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.

  3. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом
    деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

  4. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь
    здоровью, чем врачи и лекарства.

  5. Если люди не подходят друг к другу, то, как бы они ни стара­лись, наладить семейную жизнь они все равно не смогут.

  6. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено
    другими.

  7. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

  8. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей
    жизни.

  9. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое
    зависит от того, как сложатся обстоятельства.

  10. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и
    степени подготовленности.

  11. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за
    противоположной стороной.

  12. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.

  13. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.

  14. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является при­
    чиной моих болезней.

  15. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает
    людям добиться успеха в своем деле.

  16. В конце концов, за плохое управление организацией ответствен­ны сами люди, которые в ней работают.

  17. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся
    отношениях в семье.

  18. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

  19. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.

  20. То, что со мной случается, — это дело моих собственных рук.

  21. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не
    иначе.

  22. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, ско­рее всего не проявил достаточно усилий.

  23. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.

  1. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще
    были виноваты другие люди, чем я сам.

  2. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить
    и правильно его одевать.

  3. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.

  4. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от
    случая или везения.

  5. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, за­висит счастье моей семьи.

  6. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним лю­дям и не нравлюсь другим.

  7. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.

  8. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными,
    несмотря на все его старания.

  9. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно
    разрешить даже при самом сильном желании.

  10. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности,
    должны винить в этом только самих себя.

  11. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи
    других людей.

  12. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, не­
    знания или лени и мало зависело от везения или невезения.

Обработку заполненных ответов следует проводить по приведенным ниже ключам, суммируя ответы на пункты в столбцах «+» со своим знаком и ответы на пункты в столбцах «-» с обратным знаком.


1.

Ио

+

-




2.

Ид

+

-




5.

Ин

+

-







2

1










12

1










19

1







4

3










15

5










22

9







11

5










27

6










25

10







12

6










32

14










42

30







13

7










36

26






















15

8










37

43




6.

Им

+

-







16

9

























4

6







17

10




3.

Ин

+

-










27

38







19

14










2

7






















20

18










4

24




7.

Из

+

-







22

21










20

33










13

3







25

23










31

38










34

23







27

24










42

40






















29

26










44

41






















31

28





































32

30




4.

Ис

+

-






















34

33










2

7






















36

35










16

14






















37

38










20

26






















39

40










32

28






















42

41










37

41






















44

43































Как показали исследования, проведенные на нормальных испытуе­мых, ответы на все пункты опросника имеют достаточный разброс: ни одна из половин шкалы не выбиралась реже, чем в 15% случаев. Ре­зультаты заполнения опросника отдельным испытуемым преобразуют­ся в стандартную систему единиц — стенов и могут быть наглядно представлены в виде профиля субъективного контроля.

Показатели опросника УСК организованы в соответствии с принци­пом иерархической структуры системы регуляции деятельности — та­ким образом, что включают в себя обобщенный показатель индивиду­ального УСК, инвариантный к частным ситуациям деятельности, два показателя среднего уровня общности и ряд ситуационных показате­лей.

  1. Шкала общей интернальности (И0). Высокий показатель по этой
    шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство
    важных событий в их жизни было результатом их собственных дейст­вий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют
    свою собственную ответственность за эти события и за то, как склады­вается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале И0 соответству­ет низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не ви­дят связи между своими действиями и значимыми для них события­ми их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей.

  2. Шкала интернальности в области достижений (Ид). Высокие по­казатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного
    контроля над эмоционально положительными событиями и ситуация­
    ми. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего,
    что было и есть в их жизни, и, что они способны с успехом преследо­вать свои цели в будущем. Низкие показатели по шкале Ид свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и ра­дости внешним обстоятельствам—везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

  3. Шкала интернальности в области неудач (Ин). Высокие показате­ли по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля
    по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятно­стях и страданиях. Низкие показатели Ин свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные собы­тия другим людям или считать их результатом невезения.

  1. Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис). Высокие
    показатели Ис означают, что человек считает себя ответственным за
    события, происходящие в его семейной жизни. Низкий Ис указывает
    на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значи­мых ситуаций, возникающих в его семье.

  2. ^ Шкала интернальности в области производственных отноше­ний (Ип). Высокий Ип свидетельствует о том, что человек считает
    свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкий Ип указывает на то, что испытуе­мый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятель­ствам — руководству, товарищам по работе, везению — невезению.

  3. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (И3). .
    Высокие показатели И3 свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то
    обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом
    зависит от его действий. Человек с низким И3 считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет
    в результате действий других людей, прежде всего врачей.

Валидность шкал УСК демонстрируется их связями с другими ха­рактеристиками личности, измеренными, в частности, при помощи личностного опросника Кэттелла.

Человек с низким субъективным контролем (считающий, что он мало влияет на то, что с ним происходит, и склонный считать свои ус­пехи и неудачи следствием внешних обстоятельств) эмоционально не­устойчив (фактор -С ), склонен к неформальному поведению (фактор -G), малообщителен (фактор +Q1), у него плохой самоконтроль (фак­тор -Qз) и высокая напряженность (фактор +Q4). Человек с высоким показателем субъективного контроля обладает эмоциональной стабиль­ностью (фактор +С), упорством, решительностью (+G), общительно­стью (фактор -Q2), хорошим самоконтролем (фактор + Qз) и сдержан­ностью (фактор Q4). Существенно, что интеллект (фактор В) и мно­гие факторы, связанные с экстраверсией-интраверсией, не коррелируют ни с И0, ни с ситуативными характеристиками субъек­тивного контроля.

Субъективный контроль над позитивными событиями (достижения, успехи) в большей степени коррелирует с силой Эго (фактор +С), само­контроля (фактор +Qз), социальной экстраверсией (факторы +А; -Q2), чем субъективный контроль над негативными событиями (неприятно­сти, неудачи). С другой стороны, люди, не ощущающие ответственно­сти за неудачи, чаще оказываются более практичными, деловыми (фактор ), чем люди с сильным контролем в этой области, что не­характерно для субъективного контроля над позитивными событиями.

^ Первичные статистические характеристики

и интеркорреляции шкал

опросника УСК



Показа­тели

Ио

Ид

Ин

Ис

Ип

Им

Из

Количе­ство пунктов

44

12

12

10

8

4

4

Средние по шкалам

33.4

6.2

8.4

3.6

11.8

2.4

4.4

Стан­дартные откло­нения

и„

23.4

8.3

7.9

7.1

8.4

4.4

3.5

Ио




0.74х х х

0.71х х х

0.61х хх

0.72х х х

0.45х х х

0.47х х х

Ид







0.33 х х

0.58х х


3.44

0.54х хх

0.25х

Ин










0.60 х х

0.40х хх

0.36 хх

0.22х

Ис













0.22 х

0.37 х х х

0.17

Ип
















0.18

0.18

Им



















0.21

хp<0.05,ххр <0.01, ххх р <0.001

Исследование самооценок людей с разными типами субъективного контроля показало, что люди с низким Ио характеризуют себя как эгоистич­ных, зависимых, нерешительных, несправедливых, суетливых, враждеб­ных, неуверенных, неискренних, несамостоятельных, раздражительных. Люди с высоким УСК считают себя добрыми, независимыми, реши­тельными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными, невозмутимыми. Таким образом, УСК связан с ощущением человеком своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоя­тельностью личности.

Тест предназначен для индивидуального и группового обследова­ния. Применение опросника УСК возможно при решении широкого круга социально-психологических и медико-психологических про­блем. Уровень субъективного контроля повышается в процессе психокоррекционного воздействия на личность. Поэтому возможно при­менение УСК для оценки эффективности методов психологической коррекции.








Похожие:

Методика «уровень субъективного контроля» iconМетодика диагностики социально-психологического климата коллектива
Предлагаемая методика позволит определить уровень развития и дать общую оценку психологического климата, а также выявить те факторы...
Методика «уровень субъективного контроля» iconДокументи
1. /педагогическая диагностика/уровень воспитанности для 5 - 8 классов.doc
2.
Методика «уровень субъективного контроля» iconАнкета (учащихся и родителей) Оценка качества образовательного процесса
Кодировка уровней оценки: 4 – высокий уровень, 3 – достаточный уровень, 2 – недостаточный уровень, 1 – низкий уровень
Методика «уровень субъективного контроля» iconАктивизирующая профориентационная методика (Н. Пряжников)
Цель методики повысить у старшеклассников уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда
Методика «уровень субъективного контроля» iconДокументи
1. /методика/44 особенности анализа.doc
2. /методика/5-9...

Методика «уровень субъективного контроля» iconМетодика: анкетирование Классы: 3-11 класс Охват родителей
Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей, педагогов и учащихся по организации школьного питания
Методика «уровень субъективного контроля» iconИзучение социализированности личности учащегося (методика М. И. Рожкова) Цель
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся
Методика «уровень субъективного контроля» iconМетодика оценки общей одарённости
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик. Внимательно изучите их и дайте оценку ребенку по каждому...
Методика «уровень субъективного контроля» icon«пословицы» (методика С. М. Петровой) Цель
Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим...
Методика «уровень субъективного контроля» iconПлан внутришкольного контроля на 2011 2012 учебный год
Определить уровень качества и своевременности подготовки обучающихся к предметным олимпиадам
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы