Методика диагностики профессиональной направленности личности
Методика диагностики профессиональной направленности личности icon

Методика диагностики профессиональной направленности личности



НазваниеМетодика диагностики профессиональной направленности личности
Дата конвертации22.09.2012
Размер155.42 Kb.
ТипДокументы
источник

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ


Методика, разработанная Дж. Голландом, предназначена для изучения профессиональной направленности личности учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 – 17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год. Результаты исследования предназначены для заместителей руководителей по учебно-воспитательной работе, преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, классных руководителей, мастеров производственного обучения, социального педагога. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Согласно типологии личности Дж.Голланда, различают шесть психоло­гических типов людей: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый, артистический [115, 170].

^ Реалистичный тип — «мужской» тип. Обладает высокой эмоциональ­ной стабильностью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков (постоянное движение), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т.п. Характерны невербальные способности, развитые моторные навыки, пространственное воображение (чтение чертежей). Имеет шансы добиться успеха в таких областях, как физика, экономика, кибернетика, химия, спорт.

^ Интеллектуальный тип — характерны аналитический ум, независи­мость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетиче­ские ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих за­дач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном — интроверт. Наиболее предпочтительные сферы деятельности - математика, география, геология, творческие профессии.

^ Социальный тип -- отлается выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностям в многочислен­ных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспо­сабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением по­учать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочув­ствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности: психология, медици­на, педагогика.

^ Конвенциальный тип - отдает предпочтение структурированной дея­тельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются спо­собности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: кон­серватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придержи­вается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руково­дитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. Наиболее предпочтительны такие специальности, как бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, машинистка, канцелярский слу­жащий.

^ Предприимчивый тип - выбирает цели и задачи, позволяющие про­явить энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, неко­торая агрессивность. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способно­сти. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, мотор­ных навыков, концентрации внимания. Эти особенности наиболее плодо­творно реализуются в таких профессиях, как дипломат, репортер, менеджер, директор, брокер, кооператор.

^ Артистический тип -- в отношениях с окружающими опирается на свое воображение и интуицию. Присущ эмоционально-сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, гибкость, ори­гинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Пред­почитает занятия творческого характера, музицирование, рисование, дея­тельность в области гуманитарных наук. Хорошо развиты восприятие и мо­торика. Высокий уровень экстравертированности. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы: история, филология, искусство.
^

Бланк для ответов


Тип личности

1

2

3

4

5

6



16






26

За

36






46



56









66









76









86






96

10а

106

На




116

12а

126

13а




136

14а

146

15а




156

16а

166

17а




176

18а

186

19а




196

20а

206

21а







216

1 22^а







226

23а







236

24а




246

25а

256

26а




266

27а

276

28а




286

29а

296

ЗОа




306

31а




316

32а

326







ЗЗа

336

34а




346

35а

356

Зба




366

37а

376

38а




386

39а

396

40а







406

41а







416

42а







426
^

Инструкция для испытуемых


Ниже попарно приведены различные профессии. В каждой паре про­фессий постарайтесь найти ту, которой вы отдаете предпочтение. Например,

из двух профессий — поэт или психолог — вы предпочитаете первую, тогда в листе ответов вы должны поставить знак «+» в графе 42 а).

Обработка результатов.

Для определения, к какому профессиональному типу относится испы­туемый, необходимо посчитать количество ответов по каждому их шести ти­пов. Максимальное число баллов показывает преобладание определенного типа личности по классификации Дж.Голланда: 1-й столбец - реалистический тип; 2-й столбец - интеллектуальный тип; 3-й столбец - социальный тип; 4-й столбец - конвенциальный тип; 5-й столбец — предприимчивый тип; 6-й столбец - артистический тип.

Возможно, по нескольким типам испытуемым будет набрано одинако­вое количество баллов. В данном случае говорить о сформированной про­фессиональной направленности преждевременно, а для уточнения данных о типе направленности можно предложить использовать опросник Е.А.Климова (ДДО).

^ Опросник Д.Голланда


la

Инженер-технолог

16

Конструктор



Завуч по внеклассной работе

26

Председатель профсоюзного комите­та

За

Дизайнер

36

Чертежник



Ученый-химик

46

Бухгалтер



Политический деятель

56

Писатель



Повар

66

Наборщик



Адвокат

76

Редактор научного журнала



Воспитатель

86

Художник по керамике



Вязальщик

96

Санитарный врач

10а

Нотариус

106

Снабженец

На

Переводчик художественной литера­туры

116

Лингвист

12а

Педиатр

126

Статистик

13а

Заведующий магазином

136

Фотограф

14а

Философ

146

Психиатр

15а

Оператор ЭВМ

156

Карикатурист

16а

Садовник

166

Метеоролог

17а

Учитель

176

Командир отряда

18а

Художник по металлу

186

Маляр

19а

Гидролог

196

Ревизор

20а

Заведующий хозяйством

206

Дирижер

21а

Инженер-электронщик

216

Секретарь-машинистка

22а

Главный зоотехник

226

Зоолог

23а

Спортивный врач

236

Фельетонист

24а

Водитель троллейбуса

246

Медсестра

25а

Копировщик

256

Директор

26а

Архитектор

266

Математик

27а

Работник детской комнаты милиции

276

Счетовод

28а

Председатель колхоза

286

Агроном-семеновод

29а

Биолог

296

Офтальмолог

ЗОа

Архивариус

306

Скульптор

31а

Стенографист

316

Логопед

32а

Экономист

326

Заведующий магазином

ЗЗа

Научный работник музея

336

Консультант

34а

Корректор

346

Критик

ЗЗа

Радиооператор

356

Специалист по ядерной физике

Зба

Врач

366

Дипломат

37а

Актер

376

Телеоператор

38а

Археолог

386

Эксперт

39а

Закройщик-модельер

396

Декоратор

40а

Часовой мастер

406

Монтажник

41а

Режиссер

416

Ученый

42а

Психолог

426

Поэт










Похожие:

Методика диагностики профессиональной направленности личности iconМетодика диагностики направленности учебной мотивации Фрагмент статьи
При этом воспитание личности заключается прежде всего в развитии системы его потребностей и мотивов. Характер мотивации учения и...
Методика диагностики профессиональной направленности личности iconМетодика «ситуация выбора»
Методика разработана профессором Л. В. Байбородовой с целью изучения направленности личности учащихся
Методика диагностики профессиональной направленности личности iconМетодика диагностики фрустрационных реакций с. Розенцвейга
Проективная методика исследования личности. Предложена С. Розенцвейгом в 1945 г на основе разработанной им теории фрустрации (лат...
Методика диагностики профессиональной направленности личности iconМетодика изучения самооценки личности подростка
Методика дает представление о степени адекватности самооценки личности и самопринятия. Применяется как индивидуально, так и в группе....
Методика диагностики профессиональной направленности личности iconКритерии и методика оценки профессиональной деятельности на соответствие уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационной категории (первой
...
Методика диагностики профессиональной направленности личности iconВыявление направленности личности (ориентационная анкета)
Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможны групповая и индивидуальная формы анкетирования). Интерпретация...
Методика диагностики профессиональной направленности личности iconПедагогика и методика дошкольного образования
Допишите. Парциальные программы культурно-экологической направленности эстетико-культурно-экологической направленности
Методика диагностики профессиональной направленности личности iconМетодика диагностики уровня творческой активности учащихся
Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится...
Методика диагностики профессиональной направленности личности iconМетодика диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет
Методика представляет собой модификацию для использования в коллективном эксперименте «Беседы о школе» (Т. А. Нежновой) и предназначен...
Методика диагностики профессиональной направленности личности iconМетодика «Цветовой тест отношений» (цто). Детский вариант диагностики отношения к нравственным нормам. Шкалы
Методика предназначена для изучения эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы