Тема урока: Учебное мастерство в мастерской для обработки древесины icon

Тема урока: Учебное мастерство в мастерской для обработки древесины



НазваниеТема урока: Учебное мастерство в мастерской для обработки древесины
Дата конвертации22.09.2012
Размер57.36 Kb.
ТипУрок
источник

1

Раздел: Обработка древесины.

Тема урока: Учебное мастерство в мастерской для обработки древесины § 1, 8.

Цели: Ознакомить с мастерской для обработки древесины; с учебным местом и оборудованием для ручной обработки пиломатериалов и фанеры. Изучить правила безопас­ной работы, понятия о материале, заготовке и изделии. Сформировать умения и навыки организовывать учеб­ное место для ручной обработки пиломатериалов и фа­неры; учебное место с целью закрепления заготовки из древесины в верстаке

Ход урока:

  1. Организационная часть

    1. Приветствие учащихся и проверка посещаемости.

    2. Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.

    3. Назначение дежурных.

    4. Объявление темы урока.

    5. Объявление цели урока.

  2. Объяснение нового материала.

§ 1 Технология и правила работы в мастерской.

Перешагнув порог школьной мастерской, вы, ребята, попадаете в мир множества интересных трудовых дел — в мир науки по имени Техноло­гия. Ведь не зря умелых людей древние греки на­зывали кратким словом: техне, что означало мас­терство, умение.

Технология — обширная наука о способах воз­действия на всё, что нас с вами окружает, а осо­бенно на материалы (бумага, картон, древесина, металлы), растения, воздух, землю и многое дру­гое. А способы эти — более мелкие технологии такого воздействия.

На занятиях в школьных мастерских вы позна­комитесь с технологическим миром — миром тру­да, мастерства, умения, творчества, ваших задумок. Здесь вы научитесь измерять, размечать и разрезать бумагу и картон, древесину и металл. В мастер­ской вы будете пилить и строгать, клеить и красить, выжигать и лакировать, управлять станками.

^ Трудовое обучение — часть науки технологии. На занятиях в мастерских вы научитесь мыслить, творить, трудиться сообща, дружить в процессе вы­полнения трудовых, технологических, дел.

В учебном пособии после каждого параграфа даны вопросы и задания. На многие из них вы найдёте ответы в тексте, на рисунках, в таблицах. Чтобы ответить на другие вопросы, которые начи­наются со слов "Как вы думаете...?", "Как вы счи­таете...?", вам придётся хорошо подумать.

Для обозначения различных явлений, понятий, устройств в учебнике применяются специальные слова. Это — термины, например, карандаш, ли­нейка, верстак и др. Они выделены специальным шрифтом (курсивом). Это способствует их лучшему запоминанию.

После многих параграфов в рубрике "Это ин­тересно" приводятся сведения из истории техни­ки, сообщается о новинках, различных машинах и конкретных технологиях, рассказывается о проис­хождении терминов и т.д.

В учебном пособии дается краткая информация о различных профессиях людей: столяр, плотник, станочник, технолог, оператор и др. Занятия в школьных мастерских помогут вам ознакомиться с миром профессий, проверить наличие у себя раз­личных способностей и развить их.

Учебные задания вы будете выполнять на посто­янном рабочем месте.

^ Рабочее место — определённый участок площади помещения, класса или мастерской, приспособленный для выполнения конкретной работы. Пространство высотой до 2 м над полом, где нахо­дится рабочее место, является рабочей зоной.

Вам надо до начала работы усвоить и всегда соблюдать правила внутреннего распорядка, органи­зации рабочего места, культуры и безопасности труда в мастерской:

  1. ^ Входить в мастерскую, занимать и остав­лять рабочее место, начинать и заканчивать ра­боту можно только с разрешения учителя.

  2. Учебные задания (теоретические и практи­ческие) всегда необходимо выполнять в спецодежде (рабочей одежде), иметь при себе дневник, тет­радь, учебник, ручку, карандаш, линейку и ластик. Обязательные принадлежности для работы в школьной мастерской: передник с нарукавниками (а); рабочий халат (б); измерительная линейка (в); карандаш с ластиком (г); ножик для очинки карандаша и разрезания бумаги или картона (д).

^ 3. До начала практической работы нужно по­лучить у учителя задание, материалы и указания к её выполнению.

  1. Перед выполнением задания необходимо проверять состояние рабочего места, наличие и исправность инструментов. Помните: работать надо только исправными инструментами!

  2. На рабочем месте инструменты и материа­лы следует размещать так, чтобы ими было удоб­но пользоваться: что берёте правой рукой — кладите справа, чем пользуетесь чаще — размещайте ближе и т. д.

  3. Необходимо строго соблюдать правила безо­пасности труда и требования санитарной гигиены в мастерских.

  4. В случае получения травмы, а также при недомогании нужно немедленно обращаться за по­мощью к учителю.

  5. Задание следует выполнять аккуратно и в указанный учителем срок, бережно обращаться с инструментами, экономно использовать материалы.

  6. После завершения работы нужно очистить инструменты, убрать рабочие место и зону, почистить спецодежду, вымыть руки, сдать чистое ра­бочее место и инструменты дежурному.


§ 8. Назначение и устройство столярного верстака

Основным оборудованием рабочего места в школьной мастерской является специальный стол — верстак. Для ручной обработки древесины исполь­зуется столярный верстак. Он состоит из двух основных частей: подверстачья 1 — опоры столярного верстака и крышки 3 — его рабочей части. Для закрепления заготовки служат приспо­собления верстака — передний 2 и задний 7 вин­товые зажимы, а также гнёзда 4 с клиньями 6. Инструмент кладут в лоток — углубление в крышке верстака.

Приспособить рабочее место к своему росту можно двумя способами: изменить высоту верста­ка или поставить подставку под ноги. Высота вер­стака соответствует росту работающего, если кисть его выпрямленной вниз руки свободно лежит на крышке.




Универсальный

стол-верстак:

^ 1 — передний подвижный упор;

2 — крышка; 3 — столярные

тиски; 4 — основание


В школьных мастерских используются также универсальные столы-верстаки, на кото­рых обрабатывают не только древесину, но и ме­талл, а также выполняют другие работы. Заготов­ку из древесины при необходимости закрепляют на верстаке с помощью подвижного упора и сто­лярных тисков

Правила ухода за столярным верстаком следу­ющие.

  1. Верстак необходимо беречь от попадания на него влаги, остатков других жидкостей.

  2. На крышке верстака не должно быть поре­зов, царапин, следов от ударов.

  3. Закончив работу, верстак следует очищать щёткой-смёткой от опилок, стружек, пыли.

На предприятиях за верстаками работают сто­ляры, сборщики и другие работники. Они изготавливают детали мебели, оконные рамы, различные необходимые вещи. Столяры должны владеть приёмами обработки древесины, знать её свойства, уметь выполнять и читать рисунки, другие документы.

^ 3. Закрепление пройденного материала.

Фронтальный опрос:

1.Что такое "Технология"? 2.Что вы будете делать в учебной мастерской? 3.Что в учебнике считается тер­минами? 4.Что представляет собой рабочее место? 5.Как вы думаете, почему в мастерской нужно соблю­дать правила внутреннего распорядка? 6.Почему нельзя пробовать пальцами острые края режущих инструмен­тов и материалов?

1.Что представляет собой рабочее место в школьной мастерской? 2.Почему в мастерской надо соблюдать правила организации рабочего места, культуры и бе­зопасности труда? З.Для чего предназначен столярный верстак? Из каких составных частей он состоит? 4.Как вы думаете, почему заготовка на верстаке дол­жна быть надёжно закреплена? 5.Назовите правила ухода за верстаком. 6.Узнайте, есть ли среди ваших родных и знакомых столяры. Попросите их рассказать о своей работе.

Опрос по карточкам.


^ 4. Практическая работа. Освоение рабочего места в школьной мастерской

  1. Рассмотрите по учебнику (см. рис. 11 и 12) и настенной таблице устройство столярного и уни­версального стола-верстака, сравните с верстаком в мастерской.

  2. Проверьте соответствие высоты верстака сво­ему росту (если высота не соответствует, сообщите учителю).

  3. Рассмотрите устройство переднего и заднего зажимов, потренируйтесь в закреплении заготовок в обоих зажимах и между клиньями, а также между упорами универсального стола-верстака.

5. Подведение итогов занятия.

5.1. Сообщение оценки работы учащихся.

5.2. Разбор допущенных учащимися ошибок.

5.3. Рефлексия.

5.4. Домашнее задание.









Похожие:

Тема урока: Учебное мастерство в мастерской для обработки древесины iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Точение древесины. Назначение и устройство токарного станка по обработке древесины
Обучающая – ознакомление с процессом точения древесины и токарным станком для ее обработки
Тема урока: Учебное мастерство в мастерской для обработки древесины iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Сушка древесины в условиях школьной мастерской. Цели урока
Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей)
Тема урока: Учебное мастерство в мастерской для обработки древесины iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Мастерская для обработки металлов. Организация рабочего места слесаря
Обучающая – ознакомление с мастерской для обработки металлов и организацией рабочего места слесаря
Тема урока: Учебное мастерство в мастерской для обработки древесины iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Понятие о заготовке древесины. Лесоматериалы. Понятие о строении древесины и ее разрезах
Обучающая – ознакомление с понятием о заготовке древесины, лесоматериалами, со строением древесины и ее разрезами
Тема урока: Учебное мастерство в мастерской для обработки древесины iconИнструкция по охране труда при ручной обработки древесины. Общие требования безопасности
К работе по ручной обработки древесины допускаются лица, прошедшие мед осмотр и инструктаж по охране труда. К работе по ручной обработки...
Тема урока: Учебное мастерство в мастерской для обработки древесины iconУрок технологии и литературы в 6-м классе по теме: "Соединение деталей из древесины"
Технические средства обучения: компьютер с аудио- видео обеспечением, проектором с экраном /музыкальное оформление урока, иллюстративный...
Тема урока: Учебное мастерство в мастерской для обработки древесины iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Физические и механические свойства древесины. Цели урока
Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей)
Тема урока: Учебное мастерство в мастерской для обработки древесины iconПрофессиональная подготовка по профессии «Швея» осуществляется в швейной мастерской, оснащенной швейными машинами общего и специального назначения, оборудованием для влажно-тепловой обработки
«Швея» осуществляется в швейной мастерской, оснащенной швейными машинами общего и специального назначения, оборудованием для влажно-тепловой...
Тема урока: Учебное мастерство в мастерской для обработки древесины iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока
Тема урока: Операции фрезерной обработки, виды фрезерования. Приемы фрезерования. Правила безопасной работы. От
Тема урока: Учебное мастерство в мастерской для обработки древесины iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Пороки древесины. Профессии станочника-распиловщика и оператора автоматических линий
Обучающая – ознакомление с основными пороками древесины и с профессиями станочника-распиловщика и оператора автоматических линий
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы