План урока по трудовому обучению Тема урока: Понятие о заготовке древесины. Лесоматериалы. Понятие о строении древесины и ее разрезах icon

План урока по трудовому обучению Тема урока: Понятие о заготовке древесины. Лесоматериалы. Понятие о строении древесины и ее разрезах



НазваниеПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Понятие о заготовке древесины. Лесоматериалы. Понятие о строении древесины и ее разрезах
Дата конвертации22.09.2012
Размер49.86 Kb.
ТипПлан урока
источник



План урока по трудовому обучению


Тема урока: Понятие о заготовке древесины. Лесоматериалы. Понятие о строении древесины и ее разрезах.


Цели урока:

обучающая – ознакомление с понятием о заготовке древесины, лесоматериалами, со строением древесины и ее разрезами;

воспитательная – формирование научного мировоззрения, воспитание бережливости и экономии природных ресурсов;

развивающая – развитие умений различать лесоматериалы и выполнять разрезы древесины для их изучения.


Материально-техническое оснащение:

  1. Учебные пособия;

  2. Образцы круглых лесоматериалов;

  3. Измерительный инструмент.


Время проведения: 45 минут.


1. Организационный момент (3 мин)

1.1 Проверка явки учащихся по журналу.

1.2 Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей).

1.3 Проверка внешнего вида (спецодежды).


^ 2. Вводный инструктаж (20 мин)

2.1 Сообщение темы урока (предварительно записанной на доске).

2.2 Постановка целей и производственных задач перед учащимися.

2.3 Объяснение нового материла.

Начинают заготовку древесины с выбора деревьев или участков леса, предназначенных для спиливания. Определяют их по спе­лости древесины — состоянию деревьев, при котором они наибо­лее пригодны для использования.

После выбора спелых деревьев их спиливают при помощи электрических или бензомоторных пил и на мощных трелевочных тракторах оттаскивают к сучкорезным машинам. Здесь у них об­резают ветви, сучья, вершины. Полученные хлысты на лесовозах отправляют для дальнейшей обработки. Материалы из древесины, сохранившие ее природную структуру и состав, называются лесо­материалами, или лесными сортиментами.

Процесс поперечного разделения хлыстов на части называется раскряжевкой. В результате раскряжевки получают отрезки раз­личной длины: бревна, кряжи, чураки (рис. 1).

Рис. 1

Бревна — это круглые деловые сортименты, предназначенные для использования в круглом виде или же для получения пиломатериалов. Из них делают мачты судов, элементы мостов, строят жилища, используют для столбов и т. д. Бревна, идущие на распи­ливание, получили название пиловочника (длина их — 2...6,5 м).

Кряжи — это круглые деловые сортименты, предназначенные для получения специальных видов продукции (например, фане­ры, лыж, клепки, карандашей и др.).


Чураки — это круглые сор­тименты, отрезки кряжей, длина которых соответствует размерам, необходимым для обработки на станках.

Толщину сортиментов измеряют при помощи мерной вилки, скобы, складного метра, а длину — складным метром, мерной рей­кой, рулеткой (рис. 2). Толщину бревен и кряжей определяют в тонком торце (верхний отрез).

Рис. 2

При этом берется среднее значе­ние между наибольшим и наименьшим диаметрами. Зная диаметр и длину сортимента, по специальной таблице определяют его объем в кубических метрах плотной древесной массы (плотный объем).

Заготовленную древесину укладывают в штабеля. Объем их определяют измерением ширины, высоты и длины. Между сло­женными сортиментами имеются пустоты, поэтому такой объем называется складочным. Для перевода его в плотный пользуются также специальными таблицами.

Много различных специалистов принимают участие в заготов­ке древесины. Спелость ее определяют таксаторы. Спиливают деревья вальщики леса, а к сучкорезным машинам их отвозят тре­левщики. Хлысты из спиленных деревьев получают операторы сучкорезных машин. Раскряжевкой хлыстов занимаются рас­кряжевщики.

Строение древесины хорошо видно на поперечном разрезе ствола (рис. 3). Снаружи ствол покрыт темной шероховатой тканью — пробкой 1. Она защищает ствол дерева от повреждений. Под пробкой расположена ткань светлого цвета — луб 2. Пробка и луб вместе составляют кору. На поперечном разрезе ствола хорошо заметно множество концентрических кругов — годичных колец древесины 8.

Рис. 3 Рис. 4


На величину такого кольца каждый год нара­стает древесина ствола. Между древесиной и лубом по всему кру­гу размещен невидимый простым глазом тонкий слой клеток — камбий 3. Каждый год весной и летом делением своих клеток кам­бий «откладывает» с внутренней от себя стороны слой за слоем древесину, а с наружной — луб. Благодаря этому дерево и ра­стет в толщину. Слои древесины камбий «откладывает» в 5...6 раз быстрее, чем луба.

Не все годичные кольца одинаковы. У многих взрослых деревь­ев ближе к центру ствола кольца бывают шире, отличаясь от остальных более темным цветом. Это ядро древесины 6. Оно обра­зуется за счет отмирания клеток древесины и накопления в них разнообразных сложных веществ. Поэтому древесина его плотная, высокого качества.

За ядром расположены кольца более светлого цвета — забо­лонь 4. По заболони из корней к листьям поступает вода и раст­воренные в ней питательные вещества. Древесина ее более рых­лая, легко пропускает воду, неустойчивая к загниванию. В самом центре ствола находится сердцевина 5. В ней накапливаются смолы, крахмал, сахар и др.

От сердцевины к коре протянулись узкие длинные полоски — сердцевинные лучи 7. Они служат каналами, по которым между различными клетками ствола происходит обмен водой и питатель­ными веществами. По сердцевинным лучам древесина легко рас­калывается, а также растрескивается при высыхании.

Годичные слои древесины составляют основную часть толщи ствола. От перерезания их при распиловке стволов и образуется текстура. Она служит важным признаком при определении породы древесины.

Зависит текстура от направления разреза. Различают попереч­ный (торцовый), продольный и тангенциальный разрезы древеси­ны. На поперечном разрезе текстура имеет вид колец, на продоль­ном — параллельных линий.

На тангенциальном срезе ближе к центру ствола она имеет вид входящих друг в друга треугольников, а по краям — парал­лельных линий (рис. 4).


^ 3. Практическая работа и текущий инструктаж (15 мин)

3.1 Расстановка учащихся по рабочим местам.

3.2 Выдача задания и контроль работы.

3.3 Проведение целевых обходов рабочих мест


4. Заключительный инструктаж (5 мин)

4.1 Указание типичных ошибок.

4.2 Отметка лучших работ.

4.3 Сообщение оценки качества работы каждого учащегося.

4.4 Выдача домашнего задания.


5. Уборка рабочих мест (2 мин)

Осуществление проверки поведения уборки на рабочих местах учащихся.


Учебник: «Трудовое обучение». Учебное пособие для 6-го кл. Т 78 гор. общеобразоват. шк. / И.А.Карабанов, А.А.Деркачев, Н.К.Щур и др.–2-е изд.–Мн.: Нар. асвета, 1990.–271 с.: ил.




Похожие:

План урока по трудовому обучению Тема урока: Понятие о заготовке древесины. Лесоматериалы. Понятие о строении древесины и ее разрезах iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Точение древесины. Назначение и устройство токарного станка по обработке древесины
Обучающая – ознакомление с процессом точения древесины и токарным станком для ее обработки
План урока по трудовому обучению Тема урока: Понятие о заготовке древесины. Лесоматериалы. Понятие о строении древесины и ее разрезах iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Понятие о дереве и древесине. Породы древесины
Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей)
План урока по трудовому обучению Тема урока: Понятие о заготовке древесины. Лесоматериалы. Понятие о строении древесины и ее разрезах iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Физические и механические свойства древесины. Цели урока
Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей)
План урока по трудовому обучению Тема урока: Понятие о заготовке древесины. Лесоматериалы. Понятие о строении древесины и ее разрезах iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Сушка древесины в условиях школьной мастерской. Цели урока
Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей)
План урока по трудовому обучению Тема урока: Понятие о заготовке древесины. Лесоматериалы. Понятие о строении древесины и ее разрезах iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Пороки древесины. Профессии станочника-распиловщика и оператора автоматических линий
Обучающая – ознакомление с основными пороками древесины и с профессиями станочника-распиловщика и оператора автоматических линий
План урока по трудовому обучению Тема урока: Понятие о заготовке древесины. Лесоматериалы. Понятие о строении древесины и ее разрезах iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Сверление древесины. Инструмент. Правила безопасной работы
Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей)
План урока по трудовому обучению Тема урока: Понятие о заготовке древесины. Лесоматериалы. Понятие о строении древесины и ее разрезах iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Лесоматериалы. Виды и применение. Цели урока
Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей)
План урока по трудовому обучению Тема урока: Понятие о заготовке древесины. Лесоматериалы. Понятие о строении древесины и ее разрезах iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Понятие о металлах и сплавах. Основные свойства. От
Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей)
План урока по трудовому обучению Тема урока: Понятие о заготовке древесины. Лесоматериалы. Понятие о строении древесины и ее разрезах iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Понятие о пиломатериалах и листовых древесных материалах. Элементы пиломатериалов
Воспитательная – формирование научного мировоззрения, воспитание бережливости и экономии природных ресурсов
План урока по трудовому обучению Тема урока: Понятие о заготовке древесины. Лесоматериалы. Понятие о строении древесины и ее разрезах iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Понятие о рельефной резьбе и ее отличие от плоскорельефной. Виды рельефной резьбы. От
Воспитательная – воспитание инициативы и самостоятельности в трудовой деятельности
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы