Тема урока: Строгание древесины Цели icon

Тема урока: Строгание древесины Цели



НазваниеТема урока: Строгание древесины Цели
Дата конвертации22.09.2012
Размер41.6 Kb.
ТипУрок
источник


Тема урока: Строгание древесины

Цели: Изучить технологическую операцию: строгание древе­сины; инструменты, приспособления и учебное обору­дование; качество выполнения технологической опера­ции; правила безопасной работы. Ознакомить с учебным местом для строгания древесины; с профессиями в дере­вообрабатывающей промышленности. Сформировать умения и навыки организовывать учебное место для строгания древесины; читать и разрабатывать техноло­гические карты на изготовление изделий из пиломате­риалов и фанеры; выбирать заготовки из пиломатериа­лов и фанеры с припуском на обработку; изготавливать изделия из пиломатериалов до 20 мм и фанеры до 3мм; строгать древесину; определять качество выполнения технологической операции

Ход урока:

  1. Организационная часть

    1. Приветствие учащихся и проверка посещаемости.

    2. Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.

    3. Назначение дежурных.

2. Повторительно-обучающая работа по теме: «Разметка заготовок из древеси­ны (рейс­мус, раз­меточный циркуль)».

Проверка домашнего задания.

^ 3.Объяснение нового материала.

    1. Объявление темы урока.

    2. Объявление цели урока


Строгание — это технологическая операция по срезанию рубанком с заготовки слоя древесины для получения заданных размеров, формы и ров­ных поверхностей.

Основная деталь рубанков — колодка. Конструк­ция колодки зависит от материала, из которого из­готовлено её основание, — древесины или металла (рис. 34). Рабочим органом рубанков служит стальной нож.

Рубанки с деревянной колодкой имеют различ­ную конструкцию ножа. Для первоначального, чер­нового, строгания используют шерхебель. У него нож узкий, закруглённый (рис. 35, а). Это даёт возможность без особых усилий строгать заготовку вдоль, поперёк, наискось и без особых усилий сре­зать толстый слой древесных волокон. Поверхность заготовки при этом получается неровной, волокни­стой.

Чистовое строгание выполняют вдоль волокон ру­банком с одиночным или двойным ножом. Лезвия ножей заточены по прямой линии (рис. 35, б, в), а у рубанка с двойным ножом имеется ещё и стружколом.


Рис. 34. Рубанки: с деревянной (а) и металлической (б) колодкой (основанием):

/ — колодка (основание); 2 — нож; 3 — пятка; 4 — упор; 5 — клин





Рис. 35. Ножи рубанков и проверка правильности

их установки: а — нож шерхебеля; б — нож

рубанка с одиночным ножом; в — нож рубанка с двойным

ножом: 1 — стружколом, 2 — винт; г — контроль

положения ножа


Прежде чем начинать строгание, следует выяс­нить, правильно ли налажен рубанок. Его подни­мают подошвой вверх на уровень глаз и смотрят, как поставлен нож (рис. 35, г). При правильной наладке нож над подошвой просматривается без пе­рекосов. У шерхебеля он выступает на 1—3 мм, а у рубанков с одиночным и двойным ножом — на 0,1—0,3 мм. Так проводят наладку рубанков с де­ревянной колодкой. Чтобы достать из них нож, по пятке колодки ударяют киянкой.

Для наладки рубанка с металлическим основа­нием на стекло кладут два сложенных втрое листа тетрадной бумаги (под переднюю и заднюю ручки) и ставят на них рубанок. Затем отпускают винт. Нож скользнёт вниз и упрётся лезвием в стекло. В таком положении его надо зажать винтом.




Рис. 36. Хватка рубанка

при строгании (а) и рабочая

поза (б)


Начинают строгание с базовой стороны заготов­ки, соблюдая правильную хватку инструмента и рабочую позу (рис. 36). Строгать следует на весь размах руки, с силой посылая рубанок вперёд. В начале движения его прижимают левой рукой, в конце — правой. В случае засорения летка его очищают, вытягивая стружку вверх или проталкивал её щепкой со стороны клина.





Рис. 37. Контроль качества строгания доски: а — пласти; б — кромки


Качество строга­ния периодически проверяют на просвет, переме­щая линейку или угольник по обработанной по­верхности (рис. 37).

На деревообрабатывающих предприятиях и в строительных организациях строгание ручными и электрическими рубанками выполняют столяры и плотники, а на станках — станочники строгаль­ных станков.


1. Надёжно закрепляйте заготовку на верстаке.

  1. Работайте рубанком с остро заточенным ножом.

  2. Крепко удерживайте рубанок при стро­гании.

  3. При перемещении рубанка не касайтесь пальцами заготовки.

  4. Не проверяйте качество строгания движе­нием пальцев по остроганной поверхности.

  5. Кладите рубанок в лоток верстака лезвием ножа от себя.


^ 4. Закрепление пройденного материала.

Что такое строгание? 2. Назовите детали рубанка. 3. Как вы думаете, почему лезвие ножа у шерхебеля закруглённое и узкое, а у рубанков с одиночным или двойным ножом — прямое и широкое? 4. Почему при проверке качества строгания линейку и угольник надо передвигать по обработанной поверхности? 5. Назовите правила безопасной работы при строгании. 6. Почему строгание начинают с базовой стороны?


^ 5. Практическая работа. Строгание заготовок для изготовления декоративной доски, основания вы­пиловочного столика или деталей решётки под цветочный горшок

  1. Ознакомьтесь с рубанками, изучите правила строгания.

  2. Выберите базовую сторону заготовки, опреде­лите лучшую и худшую пласти.

Отстрогайте пласти и кромки, проверьте ка­чество строгания. Покажите учителю.


6. Подведение итогов занятия.

5.1. Сообщение оценки работы учащихся.

5.2. Разбор допущенных учащимися ошибок.

5.3. Рефлексия.

5.4. Домашнее задание.









Похожие:

Тема урока: Строгание древесины Цели iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Строгание ручное. Инструмент и его устройство. Цели урока
Охватывает упор 4 или рукоятку 12
Тема урока: Строгание древесины Цели iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Понятие о заготовке древесины. Лесоматериалы. Понятие о строении древесины и ее разрезах
Обучающая – ознакомление с понятием о заготовке древесины, лесоматериалами, со строением древесины и ее разрезами
Тема урока: Строгание древесины Цели iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Точение древесины. Назначение и устройство токарного станка по обработке древесины
Обучающая – ознакомление с процессом точения древесины и токарным станком для ее обработки
Тема урока: Строгание древесины Цели iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Физические и механические свойства древесины. Цели урока
Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей)
Тема урока: Строгание древесины Цели iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Сушка древесины в условиях школьной мастерской. Цели урока
Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей)
Тема урока: Строгание древесины Цели iconТема урока: Применение древесины. Цели урока
Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей)
Тема урока: Строгание древесины Цели iconТема урока: Строение древесины
Цели: Изучить главные разрезы ствола дерева; строение дре­весины на поперечном разрезе ствола дерева; экономное использование материалов....
Тема урока: Строгание древесины Цели iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Пороки древесины. Профессии станочника-распиловщика и оператора автоматических линий
Обучающая – ознакомление с основными пороками древесины и с профессиями станочника-распиловщика и оператора автоматических линий
Тема урока: Строгание древесины Цели iconТема урока: Сборка де­талей из древесины на клею Цели
Клеями называют вязкие продукты, образующие с поверхностью соединяемых материалов затвердев­шую пленку. Клеи бывают природные и синтети­ческие....
Тема урока: Строгание древесины Цели iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Понятие о дереве и древесине. Породы древесины
Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы