Урок : «Виды столярных соединений» icon

Урок : «Виды столярных соединений»



НазваниеУрок : «Виды столярных соединений»
Дата конвертации22.09.2012
Размер209.4 Kb.
ТипУрок
источник


Урок : «Виды столярных соединений»



  • Уяснить принцип действия подвижных игрушек.

  • Собрать по схеме игрушку.

  • Развивать воображение детей, их творческие способности и познавательный интерес.

  • Воспитание аккуратности, экономии, трудовой культуры, любви к природе.

Оборудование.

Для учителя:

  • образец игрушки в сборе, трафареты деталей,

  • схема соединения деталей, иллюстрации,

  • инструкции по работе с ножницами,

  • шилом, клеем, иглой.

Для учащихся:

  • цветной картон, бумага, толстая нить,

  • карандаш, клей, кисточка

  • для клея, ножницы, подрезная доска.

Ход урока.

1. Проверка готовности к уроку.

- Сегодня мы будем делать поделку, для которой нужны будут те материалы и инструменты, которые я просила вас приготовить. Давайте проверим, готовы ли вы к уроку.

Учитель читает стихотворение, а дети показывают материалы и инструменты, приготовленные к уроку.

Чтоб работа закипела,
Приготовьте всё для дела.
Будем клеить, мастерить –
Всё должно в порядке быть.
Чтобы парту сохранить,
Клеёнку надо постелить.
Ножницы, бумагу, клей
Клади на место поскорей.
И игла, а также шило
На столе чтоб тоже было.
Не забудь про карандаш
Он в труде помощник наш.

^ 2. Работа над правилами работы на уроке.

Ребятам розданы карточки с правилами, среди которых есть и такие, которые не подходят к данному уроку. Дети выбирают нужные и прикрепляют их на магнитную доску. В результате на доске появляется ряд правил, о которых не нужно забывать на уроке.

1. Каждый работает за своим рабочим местом.
2. Перед началом работы правильно приготовь рабочее место.
3. Во время работы держи рабочее место в порядке.
4. Береги инструменты, экономь материалы, всегда думай, как сделать работу лучше.
5. Кончил работу – быстро и аккуратно убери рабочее место.
6. Работать надо дружно.

^ 3. Определение темы и целей урока.

- А теперь послушайте и подумайте, о ком идет речь? У этой птицы острые когти, кривой клюв, она хищник. Увидать её на охоте нелегко – она охотится ночью. Но услыхать можно – страшно и громко кричит она, далеко разносится её голос. Но не надо пугаться – это голос друга. Так что же это за птица? (Сова). На доску вывешиваются иллюстрации. (Приложение№1)

- Что вы ещё знаете об этой птице?(Дети высказываются)

Послушайте очень интересные сведения о совах, которые отыскали ребята.

Два ученика зачитывают приготовленные сообщения из рубрики «Это интересно».

В Северной Америке встречается сова, которая вьёт гнёзда в . норах грызунов. Если её испугать, она издаёт шипение, очень похожее на то, которое можно услышать только от гремучей змеи. Человеку практически невозможно отличить эти звуки друг от друга. Исследователи установили, что шипение помогает сове выжить грызуна из норы. Кроме того, враги совы – койоты, куницы, ласки – могут также устрашиться «змеиного» шипения и оставить птицу в покое.

А вот рассказ одного мальчика, который называется «Совушка».

Однажды к нам в уголок живой природы принесли небольшую ушастую сову. У нас нашлась большая клетка. Сова в ней быстро освоилась, но ничего не ела. Мы знали, что она питается живыми мышами или хомячками. Но не отдавать же ей наших питомцев, которые тоже жили у нас в уголке!

Мы изучали, что совы схватывают живой движущийся корм, но где его взять?

И тут Коля, один из юннатов, который что-то молча делал в сторонке, подходит к клетке, открывает дверку, кладёт перед совой кусочек мяса и немного отходит. И мы видим, что кусочек начинает двигаться. Сова резким движением мгновенно набрасывается на добычу, и мясо исчезает в её широко раскрытом клюве. А Коля быстро обрезает нитку, за которую он тянул это мясо. За первым куском последовал второй, третий…

Через несколько дней, когда сова окрепла, поздним вечером мы вынесли клетку с совой на улицу и открыли дверцу. Птица осторожно вышла, взмахнула крыльями и полетела в сторону леса.

- Вот эту удивительную птицу мы сегодня будем делать, т.е. подвижную игрушку-сову. (Учитель демонстрирует образец. Приложение№2)

Но мы должны не только сделать игрушку, но и создать страничку в наш творческий журнал «Родничок» для рубрики «Сделай сам».

Как вы думаете, что должно быть на этой страничке?

Выясняют: рисунок образца, чертежи деталей, рекомендации по выполнению работы.

^ 4. Анализ конструкции изделия.

  • Выяснение принципа действия игрушки-дергунчика.

  • Определение размера, цвета.

  • Определение количества деталей.

  • Выяснение принципа соединения.

На доске начерчены различные детали, в том числе и лишние. Ребята должны определить, какие детали нужны для изготовления совы. Ненужные стереть. (Приложение №3)



^ 5. Обсуждение вопросов технологии. Составление плана работы.

- Как сэкономить время при изготовлении парных деталей (глаза, отделка на крыльях, лапках)? (Размечать один раз на сложенном вдвое кусочке бумаги).
- А теперь составим план работы по изготовлению игрушки, который также поместим на страничке «Сделай сам». (План записывается на доске).

План работы.

  1. Перенести выкройки основных деталей (туловища и крыльев) на цветной картон. Дополнительные детали вырезаем из цветной бумаги.

  2. Наклеить глаза (можно их сделать объёмными), нос.

  3. Сделать декоративную отделку крыльев, хвоста, туловища.

  4. Подвижно соединить крылья с туловищем.

  • Соединить крылья между собой крепкой нитью.

  • Привязать к её середине вертикальную нить, опираясь на схему
    (Приложение №4).

  • Проколоть шилом отверстия и вставить в них крепёжные детали.

  • С обратной стороны закрепить кусочками ластика.

  • Подойти творчески к оформлению игрушки.

5. Повторить правила безопасности. (Инструкции по ТБ)

^ 6. Самостоятельная работа по изготовлению совы-дергунчика.

Учитель в процессе работы осуществляет контроль за соблюдением правил безопасности, оказывает индивидуальную помощь, консультацию.

^ 7. В итоге урока:

    1. Проводится выставка работ и взаимооценка. Учитель корректирует высказывания детей и обобщает.

    2. Проводится творческая работа по составлению загадки о сове для странички «Сделай сам». Даны рифмованные слова. Придумать начало строк. На доске:

---------------------------- ---------------------летает,
--------------------------------------------------добывает,
----------------------------------------------------светло,
----------------------------------------------------дупло.

В результате получается загадка примерно такая:

Всю ночь она летает
И пищу себе добывает.
А как только станет светло,
Спать летит к себе в дупло.


У новичков характерной ошибкой является ожидание выстрела, что отрицательно сказывается на его выполнении (толчок плечом приклада, дергание за спусковой крючок). Поэтому в этот период обязательны использование тренажеров, тренировки без патрона.

Для лучшего усвоения техники прицеливания и нажима на спусковой крючок начальное обучение следует начинать в положении сидя с опорой локтем о стол.

Процесс прицеливания с открытым прицелом можно разделить на 3 этапа.

  1. Увидеть ведущим глазом прорезь прицела четко и ярко. Зафиксировав положение головы относительно прорези, можно перейти ко второму этапу.

  2. Через прорезь прицела стрелок должен найти мушку и ее четко увидеть. При этом расплывается гривка прицела, верхний обрез ее виден нечетко, и у стрелка возникает сомнение: относительно чего же выравнивать мушку. Мушку необходимо выравнивать относительно верхнего обреза гривка. Рекомендацию можно проверить, переводя взгляд от мушки к гривке и обратно. Стрелок удостоверится, что он видит расплывчато верхний обрез гривки. Затем можно перейти к третьему этапу.

  3. Всю систему “гривка прицела-мушка” подвести под яблоко мишени или центр мишени. Стрелок опять видит цель очень смутно, смазанно. Переводит взгляд с мушки уже на мишень, уточняет наводку, переводит взгляд на мушку, затем на гривку прицела. Основное внимание нужно уделить изображению мушки и гривки прицела. Они должны быть видны четко, а мишень-расплывчато.



^ ВИДЫ СТОЛЯРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ


Все столярные соединения деталей можно разделить на следующие четыре вида: вязка брусков, сплачивание, вязка щитов, сращивание — наращивание. Некоторые виды соединений в свою очередь подразделяются на группы. Например, вязка брусков охватывает три группы: вязку угловую, тавровую, крестовую, а вязка щитов — две группы: угловую и тавровую.

^ ВЯЗКА БРУСКОВ


Угловая вязка брусков. Расположение брусков под углом имеет в столярных конструкциях самое широкое распространение. Угловая вязка брусков производится различными способами и шипами разных видов в зависимости от требований конструкции и расположения деталей в изделии.
^ Тавровая вязка брусков. Вязка брусков этого вида называется еще срединной, Т-образной, поперечной. Различают тавровую вязку внакладку или вполдерева; прирезной лапой «ласточкин хвост» — сковороднем; прямым сквозным или глухим одинарным шипом; прямым сквозным или глухим двойным шипом; круглыми вставными шипами.
Размеры шипов и гнезд, приемы разметкичи приемы выработки шипов и гнезд такие же, как при угловой вязке брусков. Тавровую вязку брусков с профильными (фигурными) кромками можно выполнять, так же как угловую вязку, двумя способами: с подсечкой гнездового бруска и присечкой фасок или калевок на ус или только с присечкой заплечиков у шипа. Второй способ имеет большее распространение. При тавровой вязке средников, прошпунтованных с обеих сторон, шип у средников делают с каждой стороны уже на глубину шпунта.
Круглые вставные шипы при тавровой вязке должны быть диаметром 7—15 мм., во всяком случае размер их диаметра должен быть не больше 1/3 толщины соединяемых брусков.
^ Крестовая вязка брусков. Крестовая вязка встречается в различных подставках-крестовинах, а также в сложных рамах, в частности в оконных переплетах. Крестовое соединение брусков может быть под прямым углом (на прямой крест) и под любым острым углом (на косой крест). Иногда крестовой вязкой соединяют три бруска.
Наиболее простой по разметке и по выполнению является крестовая вязка двух брусков под прямым углом вполдерева. Для красоты на брусках не во всю их длину часто снимают фаски.
Крестовая вязка брусков, имеющих фаски, калевки, четверти или шпунты с одной или обеих сторон, производится с обязательной подсечкой брусков и присечкой фигурных кромок на ус.
Глубина подсечки с каждой стороны гнезда должна равняться ширине фаски, фальца, калевки или глубине шпунта. При крестовой вязке брусков вполдерева под острым углом обязательно делают у одного бруска подсечку уголков гнезда, а у другого — подсечку кромок гнезда на глубину подсеченных уголков. Этим придается соединению жесткость.

СПЛАЧИВАНИЕ


Сплачиванием называется соединение делянок и досок по ширине кромками. Сплачивание производится различными способами с обязательным склеиванием. Наиболее распространены следующие способы.
Склеивание на гладкую фугу. Кромки делянок плотно прифуговывают по всей длине, намазывают клеем и сжимают в вайме — приспособлении, специально предназначенном для сжатия склеиваемых деталей. В фуге до сжатия допускается пологий просвет не больше 0,5 мм. Этот способ сплачивания — основной, наиболее распространенный.
Сплачивание на фугу и вставные круглые шипы. Диаметр шипов должен быть не более половины толщины делянок, длина шипов может быть в 3—4 раза больше. Расстояние между шипами 100—150 мм. Разметку гнезд для шипов следует делать точно, лучше при помощи шаблона (кондуктора).
Сплачивание на фугу и плоские вставные шипы. Толщина шипа должна равняться 1/3 толщины делянок; длина должна быть вдвое больше, а ширина в один-два раза больше толщины.
Применение плоских шипов, менее длинных по сравнению с круглыми, объясняется тем, что выдалбливать прямоугольные гнезда труднее, чем высверливать круглые.
Сплачивание в четверть. Глубина и ширина четверти должны быть равны половине толщины делянок. Отборка четвертей вызывает излишний расход древесины.
Сплачивание в шпунт и гребень. Кромки сплачиваемых делянок прифуговывают. На одной кромке выбирают шпунт шириной и глубиной не более одной трети толщины делянок, на другой делают соответствующих размеров гребень. Ребра гребня слегка заоваливают. Этот вид сплачивания влечет за собой излишний расход древесины.
Сплачивание в шпунт на рейку. На обеих прифугованных кромках, на одинаковом расстоянии от их ребер, выбирают одинаковые шпунты и в них вставляют рейку шириной, равной глубине обоих шпунтов. Толщина рейки должна равняться ширине шпунтов и не превышать 1/3 толщины делянок.
Сплачивание в шпунт на рейку экономичнее (выгоднее) сплачивания в шпунт и гребень и в четверть, так как рейку изготовляют отдельно, чаще из отходов; полностью используется ширина сплачиваемых делянок.
При точной прифуговке делянок, хорошем качестве клея и правильном склеивания сплачивание на гладкую фугу является наиболее прочным. Раскол щита, изготовленного этим способом, в большинстве случаев происходит не по клеевому шву, т. е. не по фуге, а по целой древесине. При сплачивании на гладкую фугу нужно по возможности не допускать провесов и добиваться, чтобы получившиеся провесы были как можно меньше. Выравнивание больших провесов может привести к нарушению размеров щита по толщине.
Сплачиванием делянок и досок получают дощатые щиты или, как принято говорить, щиты из массива. Такие щиты подвержены короблению. Чтобы уменьшить и даже совсем не допустить в щитах коробление, принимают следующие меры.
1. Щиты из массива изготовляют из сухого материала соответственно условиям эксплоатации изделий. Влажность материала щитов для мебели и межкомнатных дверей должна быть 8—10%, для входных дверей и внутреннего оборудования вагонов 10—12%, для изделий, всегда находящихся на открытом воздухе, 12—14%.
2. Щиты изготовляют из делянок шириной не более 100 мм. Так поступают потому, что чем шире доска или делянка, тем больше она коробится. Широкие доски для сплачивания в щиты распиливают на узкие делянки.
3. Смежные делянки в щите располагают так, чтобы годичные слои были направлены в разные стороны или находились под углом, по возможности прямым. Поверхность так собранного щита при изменении влажности может приобрести некоторую волнистость. Этот дефект легко устранить выстрагиванием. Щит, собранный без подбора делянок по направлению годичных слоев, может покоробиться настолько, что придется его распилить и вновь переклеить.
Перечисленные основные меры уменьшения коробления щитов из массива дополняются мерами конструктивного характера. К ним относятся сплачивание на шпонках, сплачивание с вставными или накладными рейками, с наконечниками, обвязка щита рамкой.
Сплачивание щитов на шпонках. Поперек щита выбирают на треть его толщины пазы трапецевидного сечения, постепенно суживающиеся к одному краю щита, и в них загоняют шпонки (бруски), у которых часть, входящая в паз, имеет форму ласточкина хвоста. Шпонка, так же как и паз, суживается к концу. Шпонку застрагивают заподлицо со щитом или оставляют ее выступающей над поверхностью щита. У шпонок второго типа часто делают подсечку заплечиков.
Эти шпонки иногда служат опорой для щита, как, например, у чертежных досок. Шпонки загоняют без клея. Применение клея ведет к образованию в щите трещин при его усыхании.
Сплачивание с вставными рейками на торцах щита. На обоих торцах щита выбирают пазы и в них вставляют рейки из более твердой древесины. Толщина реек должна быть равна половине толщины щита. Стороны пазов пропиливают мелкозубой пилой. Концы рейки иногда срезают на ус, для того чтобы ее торцы не были видны на кромках. Этим одновременно повышают прочность щита в углах.
Сплачивание с клиновидными вклейками и наклейками на торцах. Вклейки и наклейки имеют такое же назначение, что и вставные рейки. Кроме того, они придают щиту более красивый внешний вид, полностью закрывая его торцы.
Сплачивание с наконечниками. На торцах щита запиливают гребни, а в брусках-наконечниках выбирают под эти гребни шпунты. Наконечники насаживают на гребни заподлицо с пластью щита. Иногда, чтобы усилить крепление щита с наконечником, делают на клеевых швах щита глухие шипы, а в наконечниках — соответствующие гнезда. Концы наконечников нередко соединяют с кромками щита на ус.
При сплачивании с наконечниками нельзя делать гребень у наконечника, а шпунт на торце щита: стороны шпунта на торце будут недостаточно прочны.
Обвязка щита рамкой с шпунтами или фальцами. Этот способ — наилучший для уменьшения коробления щитов. Щит вставляют в рамку без клея; применение клея ведет к образованию трещин при усыхании щита. На случай разбухания щита между его кромками и дном шпунта или фальца оставляют зазор до 2 мм. Подвижность щита в зазоре не допускается. В особо ответственных конструкциях ее устраняют вставкой в зазор прокладки из резины. Иногда щит в середине торцев прикрепляют к рамке шпильками. Это делают для того, чтобы в случае его уеыхания сдвиги частей щита происходили одинаково с обеих сторон.
Более удобной считается рамка с фальцами, а не с шпунтами. Вставленный в фальцы щит закрепляют раскладкой. При такой конструкции для смены или ремонта щита не нужно разбирать рамку.

^ ВЯЗКА ЩИТОВ


Угловая вязка щитов. Основных способов угловой вязки щитов из массива три: на прямые ящичные шипы (на гребенку), на шипы «ласточкин хвост» и на вставные круглые шипы.
Наиболее простой способ по разметке и выполнению — это вязка на прямые сквозные шипы. При этом способе длина шипов всегда равна толщине присоединяемого щита, а толщина шипов может составлять половину толщины щита в толстых щитах и полную толщину в тонких щитах. Размеры шипов одинаковы с размерами проушин.
Недостаток этого способа вязки состоит в том, что торцы шипов видны с обеих сторон угла. По этой причине такая вязка применяется только для скрытых (невидимых) углов, например для углов между задней и боковыми стенками в выдвижном ящике.
Вязка шитов сквозными шипами «ласточкин хвост» по разметке и выполнению сложнее вязки на прямые шипы. Применяется она в случаях, когда при эксплуатации изделия щит с шипами испытывает силы, действующие на его отрыв от других связанных с ним щитов. Например, отрыву передней стенки выдвижного ящика от боковых стенок препятствуют разлапки шипов.
Торцы шипов и проушин при вязке на шипы «ласточкин хвост» видны на обеих сторонах угла. Чтобы скрыть торцы, на лицевую сторону ящика делают наклейку из массива или клееной фанеры толщиной от 5 до 10 мм или применяют полупотайные шипы.
Полупотайные шипы вырабатывают длиною в 2/3 толщины щита; остающаяся третья часть (потай) служит для прикрытия торцев проушин у присоединяемых боковых щитов. При соединении щитов остаются видными только торцы шипов и полупотая с боковой стороны, которые у выдвижного ящика скрываются сторонами проема. По прочности вязка на полупотайной шип несколько слабее вязки на сквозной шип, а по разметке и выполнению сложнее. Пилой удается только надпиливать шипы, не задевая потая, а дальше их просекают стальной пластинкой, изготовленной из обломка полотна пилы, или вышедшей из употребления циклей.
Вязка щитов на потайной шип «ласточкин хвост» является наиболее сложной и трудоемкой. При этом способе вязки шипы и проушины пропускают на 2/3 толщины соединяемых щитов, оставляя у обоих щитов потаи, равные 1/3 толщины тонкого щита (если вяжутся щиты не одинаковой толщины). Потаи прирезают на ус под 45°.
Преимущество вязки щитов на потайные шипы «ласточкин хвост» состоит в том, что торцы шипов и проушин совершенно не видны; на стыке щитов заметна только линия клеевого шва.
Недостаток этой вязки, помимо сложности выполнения, заключается в ее невысокой прочности. Поэтому вязку на потайные шипы применяют только при изготовлении мелких, преимущественно художественных изделий из древесины — шкатулок, ларцев и т. п.
Угловая вязка шипами, щитов оклеенных или из массива, соединяемых продольными кромками, производится на круглых вставных шипах. Запиленные на этих кромках шипы получились бы непрочными, так как направление волокон древесины в них было бы поперечным. Швы прикрывают декоративными деталями—плинтусами, карнизными брусками, штабиками, обкладкой.
^ Тавровая вязка щитов (срединная, Т-образная, примыканием, поперечная). При тавровой вязке щитов кромка одного щита соединяется с серединой другого. При тавровой вязке щитов из массива примыкаемой кромкой обычно является торец щита.
Тавровая вязка щитов производится преимущественно в паз и гребень, а именно:
а) в широкий паз;
б) в узкий паз с одним заплечиком;
в) в узкий паз с двумя заплечиками;
г) внаград с одним заплечиком;
д) внаград с двумя заплечиками;
е) плоскими шипами;
ж) вставными круглыми шипами.
Тавровые соединения щитов, как и вязка их шипами, требуют тщательной подгонки примыкаемых кромок. Разметка соединений очень простая. Пазы, в зависимости от ширины щита, пропиливают мелкозубой пилой или наградкой; широкие пазы выбирают зензубелем, узкие — грунтубелем. Глубина пазов — от 1/3 до 1/2 толщины щита.
Наиболее простым по выполнению является соединение в широкий паз; однако устойчивость этого вида соединения недостаточна. Применением заплечиков повышают прочность вязки; кроме того, благодаря заплечикам закрывается шов соединения. Ширина каждого заплечика доводится до 1/4 толщины щита.
Наибольшая жесткость конструкции достигается при тавровом соединении щитов внаград с двумя заплечиками. Такая вязка исключает возможность разъединения щитов путем растяжения в сторону примыкаемого щита. Вязку обычно выполняют без клея, чтобы предупредить растрескивание щитов. Примером такой вязки является соединение крышек школьных парт со стойками: оно всегда делается внаград без клея.
Внаград производят тавровую вязку щитов только из массива. При прямом широком пазе можно соединять тавровой вязкой и оклеенные щиты.
Тавровая вязка плоскими шипами применима только к щитам из массива. Толщина шипа, как и в угловой вязке, колеблется между половиной толщины и полной толщиной примыкаемого щита, расстояние между шипами должно равняться примерно трем толщинам шипа. Для лицевого щита шипы должны быть обязательно глухими. Вязка делается на клею.
Тавровая вязка на вставных круглых шипах производится при соединении оклеенных щитов. Щизы из массива вяжут круглыми шипами только в случаях примыкания их продольными кромками. Диаметр шипов — от 1/3 до 1/2 толщины примыкаемого щита. В неразъемных соединениях шип вклеивают полностью, в разъемных — только одним концом.

^ СРАЩИВАНИЕ И НАРАЩИВАНИЕ


Сращиванием называется соединение двух горизонтально расположенных деталей по длине.
Наращивание — это увеличение длины вертикально расположенных деталей, например стоемного бруска.
Сращивание и наращивание широко применяют в строительстве для получения длинных брусьев (прогонов) и высоких столбов. Столярные изделия обычно не имеют длинных деталей, которые нельзя было бы выпилить из одной доски, поэтому к сращиванию и наращиванию в столярном деле прибегают только при ремонте изделий и в столярных работах на строительстве. На стройках часто сращивают поручни у лестничных перил, плинтусы, обвязочные бруски столярных панелей.
В последнее время все чаще применяют крупные детали, особенно из древесины твердых лиственных пород, склеенные из нескольких брусочков по ширине и длине. Такие детали меньше коробятся и могут быть изготовлены из деловых отходов древесины. Проводятся опыты по изготовлению столярно-строительных изделий (оконных переплетов, дверных полотен) из склеенных деталей хвойных пород. Новейшие клеи обеспечивают очень прочное склеивание, причем клеевой шов часто получается незаметным.
Сращивание и наращивание делают различными способами. Наибольшее распространение получило сращивание клиновидным шипом, при котором образуется большая площадь склеивания полуторцев и создаются условия для плотного сжатия. Шип прост для разметки и изготовления, допускает станочную обработку.
Сращивание полуторцами деталей, не испытывающих нагрузки, например плинтусов, обвязки панелей, обычно производится косой прирезкой под 45°. Прирезку для точности лучше делать в стусле. Детали, несущие нагрузку, сращивают на более острую косую прирезку — косой ус — с широким шипом по всей длине уса или с небольшими потемками в обоих концах соединения. Соединение получается очень прочным, особенно при сращивании криволинейных деталей в местах изгиба: здесь волокна соединенных частей располагаются под острым углом.
Сращивание деталей, испытывающих поперечное сжатие, производится прямой накладкой вполдерева. Накладку нередко крепят дополнительно двумя нагелями. Чтобы предупредить смещение накладки в стороны, обрабатывают торцы под угол. Так как косые линии прирезки торцев ближе подходят к направлению волокон, чем прямые, соединение получается менее заметным. Более прочно сращивание прямым шипом с заплечиками в угол.
Детали, испытывающие растяжение, сращивают открытым шипом «ласточкин хвост». Такое соединение требует опоры снизу.
Сращивание более или менее плоских деталей может выполняться двойным шипом «ласточкин хвост». Однако этот способ из-за сложности применяется редко.
Детали с нижней опорой, испытывающие давление сверху и, кроме того, растяжение, например части поручней, сращивают вставным шипом «двусторонний ласточкин хвост». Разметку делают по заготовленному шипу.
Детали с опорой внизу, которые испытывают усилия, стремящиеся сместить их в разные стороны, нередко сращивают на вставной круглый шип. Этим способом можно также сращивать поручни.
Для наращивания наряду с клиновидным шипом применяют квадратный или прямоугольный цельный или вставной шип, круглый вставной шип и двусторонние врезные накладки. Размеры и формы цельного шипа зависят от размеров и формы поперечного сечения наращиваемой детали; шип всегда вырабатывают на торце этой детали. Круглый шип обычно делают толщиной, равной половине диаметра точеной детали или половине ширины более узкой пласти детали прямоугольного сечения.
Накладки врезают во всю ширину соединяемых деталей. Их ставят на клею и зачищают заподлицо. Толщина накладок от 5 до 10 мм. Лучшие результаты дает наращивание клиновидным двойным или тройным шипом. Соединение получается и прочным, и мало заметным.

^ ВИДЫ СОЕДИНЕНИЙ

     При выполнении столярных и плотничных работ прибегают к сплачиванию, сращиванию, наращиванию и вязке (угловому соединению) деталей. 
    Сплачиванием называется соединение брусков и досок в щиты. Иначе это соединение называют соединением по ширине. Доски и бруски, образующие щит, называют делянками. 
    Сплачивание может производиться на гладкую фугу, в четверть, на рейку, в паз и прямоугольный гребень, в паз и треугольный гребень и в «ласточкин хвост» (см. рис. 28). 
    Приступая к сплачиванию, нужно постоянно иметь в виду основное правило: чтобы кромки щита при усушке не выгибались, делянки подбирают так, чтобы древесина соединяемых кромок была одинаковой, а соседние поверхности чередовались. Другими словами, если кромка является сердцевинной древесиной, то сердцевинной древесиной должна быть и соединяемая с ней кромка; если кромка одной доски заболонная-древесина, то и соединяемая с ней кромка тоже должна быть заболонью. 
    Что касается смежных поверхностей, то здесь можно ориентироваться на рисунок годовых колец, расположенных на торцах доски. При усушке выгибается та сторона доски, которая находится ближе к середине, а другая сторона, напротив, вгибается. Если не чередовать вгибающуюся сторону с выгибающейся, то после усушки концы щита выгнутся (коробление имеет одно направление). 
    Впрочем, при сплачивании широких досок с чередованием смежных поверхностей после усушки щит часто приобретает волнообразную форму(коробление в разных направлениях). Поэтому, если вам нужен ровный щит, следует вообще отказаться от широких делянок и использовать только узкие делянки или прибегать к дополнительным металлическим или деревянным деталям, предохраняющим конструкцию от коробления. Максимальная ширина делянки, при которой коробление практически незаметно, составляет 100 мм. 
    При сплачивании на гладкую фугу делянки имеют совершенно ровные боковые стороны. Свое название этот способ получил по форме фуги, то есть шва, образующегося после соединения делянок. Иначе его Столярные и плотничные соединения называют сплачиванием впритык. При его выполнении нужно иметь в виду, что кромки, которыми соединяются делянки, должны быть ровными и гладкими. Перекосы в их обработке недопустимы, так как соединение будет непрочным. Поэтому, перед тем как приступить к склеиванию делянок, нужно проверить их на пригодность. Для этого их следует наложить друг на друга отфугованными кромками, причем так, чтобы концы делянок не совпадали. Если неровности есть, то они будут видны на шве. Если же неровностей нет, можно приступать к склеиванию или соединению делянок при помощи круглых вставных шипов. При склеивании кромки делянок обмазывают клеем, затем зажимают и фиксируют, чтобы они не изменили своего положения относительно друг друга. При соединении делянок при помощи шипов нужно учитывать, что диаметр круглого шипа должен составлять не более половины толщины делянки, его длина — примерно 10 диаметров, а расстояние между шипами — примерно 100—120 мм. Толщина плоского шипа должна быть не более трети толщины делянки (при определении нижнего предела толщины нужно исходить из соображений прочности), а ширина — не менее чем в 1,5—2 раза превышать толщину делянки.         Сплачивание на гладкую фугу является наиболее экономичным, так как практически исключает перерасход древесины за счет минимального количества отходов. 
    ^ Сплачивание в четверть предполагает, что на каждой из делянок предварительно были выбраны четверти. Желательно, чтобы на досках, не находящихся с краю, одна четверть находилась снизу, а другая сверху. Поскольку при сплачивании делянок важную роль играет расположение досок в зависимости от расположения волокон и направления годовых слоев, нужно относиться к выборке четвертей очень внимательно. Конечно, неправильно выбрав четверть, вы можете попытаться вставить ее в другое место щита. Но если это не удастся, то придется обрабатывать другую доску, так как неправильно расположенная доска может привести к порче (искривлению) всего щита. 
    Глубина четверти должна быть равна половине толщины делянки, а ширина четверти — не более половины делянки. Сплачивание в четверть, как и некоторые другие виды сплачивания, очень неэкономично и приводит к излишнему перерасходу древесины. 
    Гораздо более экономично сплачивание на рейку. В отличие от обычного шипового соединения, осуществляемого при помощи шипа и паза (выемки на второй доске), при сплачивании на рейку пазы делаются в обеих досках, а соединение досок осуществляется при помощи рейки, которая вставляется в оба смежных паза. Ширина паза и рейки должна составлять примерно 2/3 от толщины делянки. 
    ^ Сплачивание в паз (шпунт) и прямоугольный, трапециевидный или треугольный гребень представляют собой близкие виды шипового соединения. Их различие состоит в форме шипа — прямоугольной, трапециевидной или треугольной соответственно. При таком сплачивании в одной кромке доски выбивают шпунт, а на кромке другой доски делают гребень (шип). Паз должен составлять примерно треть толщины делянки, а шип быть чуть-чуть тоньше. Обычно треугольный шип делают, удаляя углы доски.     Сплачивание в шпунт и гребень по прочности несколько уступает клеевому соединению на гладкую Столярные и плотничные соединения фугу. Причина этого кроется в том, что форма шпунта и гребня неизбежно обладает неточностями, вследствие чего нельзя обеспечить необходимую плотность соприкосновения сопрягаемых частей. Наиболее прочным соединением из трех перечисленных является соединение на шпунт и трапециевидный гребень. 
    Сплачивание в «ласточкин хвост» также представляет собой шиповое соединение. Его особенность состоит в том, что шип имеет форму, обратную трапециевидной, то есть расширяется к свободному (торцевому) концу. 
    Соединение в паз и гребень применяют при изготовлении щитов, настилке полов и изготовлении столярных перегородок.     Помимо клея, при сплачивании щитов применяются и другие виды соединений. Здесь можно использовать шпонки, наконечники в паз и гребень, прямые и треугольные рейки, вклеенные в торец, а также треугольную наклеенную рейку. 
    Шпонка (как и рейка) — это длинный, плоский шип, проходящий по всей длине детали. Для соединения щита на шпонках вдоль досок выбирают паз, толщина которого не может быть меньше половины толщины делянок, из которых составлен щит. Шпонка забивается в паз при помощи молотка. Предварительно для увеличения прочности ее можно смазать клеем, но это не является обязательным условием. 
    Наконечники в паз и гребень крепятся к нижней или верхней торцевой части щита. В самом наконечнике обычно проделывают паз, а гребень выбирают на щите. Сплошные паз и гребень могут быть заменены шкантами и расположенными напротив них проушинами. 
    Закрепить щит можно также при помощи вклеенной прямоугольной или треугольной рейки. Последовательность работы и способ крепления здесь те же самые, что и при сплачивании на рейку. Треугольная рейка должна иметь ту же форму, что и шпунт, при сплачивании на треугольную рейку. 
    Чтобы наклеить треугольную рейку, необходимо спилить один из торцевых углов щита, а затем заменить его деталью такой же формы, но только выполненной из цельного куска древесины. 
    Выбор между клеевыми соединениями и иными видами соединений следует делать на основании назначения щита, так как преимущество последних состоит Б том, что они предохраняют щиты от коробления. 
    Чтобы предотвратить коробление щита, иногда используют рамки с пазами или фальцами. Щит следует вставлять в рамку без клея, так как в случае усушки щит может от клея потрескаться. Рамка должна быть немного больше на случай разбухания щита, а крепить ее нужно при помощи прокладок из резины, которые вставляют в зазоры между щитом и рамкой. 




Похожие:

Урок : «Виды столярных соединений» iconСамостоятельная работа по составлению химических уравнений; работа с доской; конспектирование материала в тетради
Урок – обобщение по теме «Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между отдельными классами неорганических...
Урок : «Виды столярных соединений» iconКонспект урока «Амины»
Расширить понятие о многообразии органических соединений на примере существования азотсодержащих соединений
Урок : «Виды столярных соединений» iconУрок русского языка во 2 классе. Программа «Школа 2100» Тема: «Озаглавливание текстов». Работу
Чистописание.( урок №22)- объяснение написанного, показ учителем на доске правильного написания букв, соединений, слов, самостоятельная...
Урок : «Виды столярных соединений» iconТема урока Контроль
...
Урок : «Виды столярных соединений» icon1. Какие из приведенных соединений относятся к органическим
Какое из положений теории А. М. Бутлерова объясняет различие в реакциях соединений одинакового состава
Урок : «Виды столярных соединений» iconТема урока: Важнейшие классы бинарных соединений оксиды и летучие водородные соединения
Познакомиться с основными характеристиками наиболее известных оксидов и летучих водородных соединений
Урок : «Виды столярных соединений» iconВопросы к экзамену 218 и 6-518 гр
...
Урок : «Виды столярных соединений» iconПодготовка к зачету по теме
Составить формулы всех возможных соединений, образуемых катионом Fe2+ и анионами данного варианта; составить уравнения электролитической...
Урок : «Виды столярных соединений» iconЗакон эквивалентов. Понятие эквивалентов. Расчет эквивалентов соединений
Классы неорганических соединений. Оксиды и основания. Доказатель­ства амфотерности ок­сидов и оснований. И–1, ч. 1, задания на стр....
Урок : «Виды столярных соединений» iconУрока: Основные классы неорганических соединений
Цель урока: обобщение знаний учащихся по основным классам неорганических соединений (оксиды, кислоты, соли, основания)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы