Пояснительная записка к творческому проекту
Пояснительная записка к творческому проекту icon

Пояснительная записка к творческому проекту



НазваниеПояснительная записка к творческому проекту
Дата конвертации23.09.2012
Размер190.09 Kb.
ТипПояснительная записка
источник




Министерство образования Республики Мордовия

Большеелховская средняя школа



                1. Пояснительная записка

                2. к творческому проекту



    1. ВАЗА




для сухих и декоративных цветов





            1. Выполнил: ученик 9 "В" класса
            2. Овсянников Виктор
            3. Руководитель: учитель технологии
            4. Разумов Виктор Николаевич



п. Б-Елховка, 2001

ОГЛАВЛЕНИЕ




Введение........................................................................................................2
  1. Конструкция вазы................……..................................................3


1.1. Обзор существующих конструкций………………….......................3

1.2. Обоснование выбора конструкции..................................................3

1.3. Декоративное оформление...............................................................5

1.4. Обоснование выбора материалов....................................................5
  1. Технология изготовления вазы.....................................................6


2.1. Выбор технологии изготовления.....................................................6

2.2. Инструменты и приспособления.....................................................6
  1. Экономическая оценка проекта.........…..……..............................7

  2. Экологическая оценка проекта...............................................…...8


Заключение.......….....................................................................................….9

Список литературы......................................................................................10

Приложение 1. Конструкция вазы…....................................................11

Приложение 2. Геометрический орнамент.............…........................12

Приложение 3. Технологическая карта...................….........................13

Приложение 4. Расчёт себестоимости.................…..........................14

Приложение 5. Универсальный шаблон.................…...........................15

ВВЕДЕНИЕ



Цветы привлекают нас своей красотой. В любом саду есть клумбы, на которых весной цветут одни растения, летом – другие и, наконец, осенью – наиболее яркие и разнообразные. Осенью зацветают и сухоцветы, которые, наряду с декоративными цветами, зимой украшают жилые помещения и офисы, напоминая о теплом, солнечном времени.

Засушенным и искусственным растениям не нужна вода, и для них можно использовать не только широко применяемые стеклянные и керамические вазы, но и вазы из древесины – своеобразно красивого материала, который относительно легко обрабатывается ручными инструментами, достаточно прочен, хорошо склеивается и легко поддается отделке выжиганием, росписью, резьбой.

Древесина для меня - самый доступный материал, дающий широкую возможность для творческой деятельности по изготовлению оригинального декоративно-прикладного изделия в условиях школьной мастерской.

Проверка наличия в продаже ваз из древесины показала, что они не представлены в магазинах нашего поселка, а в городе Саранске продаются только дорогие точеные изделия, украшенные хохломской росписью.

Поэтому я поставил перед собой цель:

разработать и изготовить из древесины красивую и недорогую вазу для сухих и декоративных цветов.

При работе над проектом мной решались следующие задачи:

  • разработать экономичную, технологичную, прочную и надежную конструкцию декоративно-прикладного изделия из древесины;

  • разработать несложный технологический процесс изготовления вазы на основе изученных технологий обработки древесины с применением инструментов и приспособлений, имеющихся в школьной мастерской;

  • изготовить изделие согласно разработанной технической документации за ограниченное время.



  1. ^ КОНСТРУКЦИЯ ВАЗЫ



1.1. Обзор существующих конструкций

В литературе приводятся различные конструкции ваз из древесины:

  • простые точеные изделия, состоящие из одной детали [1,2];

  • сборные точеные изделия, состоящие из нескольких частей [3];

  • резные вазы, изготовленные из разных пород дерева с применением маркетри [3];

  • плоская ваза с точеным дном [6].

Технологией изготовления резных ваз, тем более с применением маркетри, я не владею.

Технология изготовления точеных ваз давно известна. Она достаточно проста и доступна в условиях школьной мастерской.

Плоская конструкция позволяет разрабатывать оригинальные формы ваз с различными вариантами отделки. Такие вазы в нашей школе еще не изготовлялись, и их проектирование представляет для меня особый творческий интерес. Поэтому я взял конструкцию плоской вазы с точеным дном за основу.

^ 1.2. Обоснование выбора конструкции

Проанализирую конструкцию плоской вазы с точеным дном [6], исходя из ее внешнего вида, соблюдения основных принципов конструирования: прочности, надежности, технологичности и экономичности [7].

К достоинствам конструкции можно отнести:

  • красивый внешний вид;

  • возможность изменения формы;

  • устойчивость изделия;

  • прочность и надежность конструкции.

К недостаткам конструкции отнесу:

  • соединение деталей из древесины и оргалита гвоздями;

  • дополнительные затраты материалов и времени на вытачивание дна;

  • недостаточную технологичность и экономичность конструкции из-за усложнения сборки вследствие применения сравнительно большого количества (5 шт.) сборочных единиц и соединения деталей гвоздями.

В своей конструкции (см. приложение 1) я постарался, сохранив отмеченные достоинства, устранить выявленные недостатки.

Моя ваза состоит всего лишь из трех деревянных деталей – каркаса и двух накладок.

Применение только древесного материала обеспечивает и хорошую прочность склеивания, и возможность декоративной отделки изделия выжиганием, росписью, резьбой.

Устойчивость достигается формой вазы (центр тяжести находится на оси изделия и смещен в сторону основания), её весом (каркас выполнен из березы) и конструкцией нижней части каркаса (его основание имеет выемку).

Пропорциональное соотношение ширины и высоты изделия (1:2) придает вазе необходимую гармоническую целостность и художественную завершенность [11].

^ 1.3. Декоративное оформление

В качестве декоративного оформления вазы выбрана геометрическая резьба [1,3] на окрашенной поверхности. Контрастное сопоставление цвета элементов резьбы и деревянной основы усиливает восприятие резного изображения.

При разработке рисунка на накладках, представляющего собой стилизованное изображение цветка в виде геометрической розетки, обрамленной листьями, использована вертикальная симметрия (см. приложение 2). Две параллельные змейки вдоль места соединения каркаса с накладками подчеркивают стройность вазы и скрывают швы.

^ 1.4. Обоснование выбора материалов

Выбор древесины

Выбор породы проводился с учетом декоративного оформления изделия геометрической резьбой. Для изготовления вазы выбиралась достаточно мягкая, светлая древесина породы, широко распространенная в средней полосе России.

Из-за наличия смоляных слоев, ярко выраженной текстуры хвойные породы древесины не вполне пригодны для вырезания мелких элементов геометрической резьбы. Наиболее подходят для этих целей такие лиственные породы, как береза, осина, липа [1-4].

Осина отличается мягкостью, белизной и чистотой. Её однородная древесина позволяет делать порезки в любом направлении, не скалывается и не сминается под резцом, но, в сравнении с липой, более хрупка и труднее обрабатывается.

Береза - исконно русский резной материал белого цвета с легким красноватым и желтоватым оттенком, отличающийся средней твердостью, прочностью, однородностью и тонкостью строения. Древесина хорошо полируется, но режется значительно труднее, чем липа или осина.

Липа имеет мягкую, достаточно вязкую древесину белого цвета, однородного строения. Она одинаково легко режется вдоль и поперек волокон, легко поддается обработке.

Я начинающий резчик, поэтому для накладок, на которых выполняется основная резьба, я выбрал липу, а для каркаса – березу (применение березы увеличивает устойчивость вазы).

^ Выбор клея

Ваза для сухих и декоративных цветов предназначена для использования внутри отапливаемых помещений, поэтому для ее склеивания можно применить любой прозрачный, неводостойкий клей, обеспечивающий прочное соединение и незаметность швов, например, столярный (глютиновый) клей животного происхождения или синтетическую водную эмульсию (поливинилацетатную дисперсию) ПВА [5].

Я выбрал эмульсию ПВА, которая, по сравнению со столярным клеем, более удобна в пользовании, так как применяется для склеивания холодным способом и продается в готовом виде.

^ Выбор морилки

Для прямого поверхностного крашения древесины чаще всего применяют морилки - водные и неводные (в т.ч. спиртовые) растворы естественного красителя, готовые к применению. Морилки по цвету бывают орехово-коричневые, красно-коричневые, желтые, черные. Они окрашивают древесину на глубину 1 – 2 мм [5].

Водные и спиртовые морилки в работе не опасны для здоровья человека, но они, к сожалению, в настоящее время в нашей местности не продаются. Поэтому я решил использовать имеющейся в продаже неводный раствор морилки цвета красного дерева, тем более, что при быстром высыхании красителя древесина окрасится на меньшую глубину и будет обеспечен больший контраст между темным цветом поверхности и светлым геометрическим орнаментом.

^ Выбор лака

Покрытие лаком позволяет защитить поверхность изделия от проникновения влаги и гниения. Чтобы сохранить цвет поверхности вазы, можно использовать любой лак, образующий прозрачную пленку, например, масляные, спиртовые или широко распространенные в быту алкидные и нитроцеллюлозные лаки [5].

Масляные и спиртовые лаки выпускаются в незначительных количествах из-за дефицитного и дорогостоящего природного сырья.

Нитроцеллюлозные лаки очень быстро сохнут, но в работе очень опасны.

Алкидные лаки, которые в обиходе ошибочно называют масляными, из-за того, что в их состав входит растительное масло, в работе менее опасны.

Я выбрал алкидный лак марки ПФ-283. Он водостоек, дает однородную глянцевую прозрачную пленку, имеет продолжительность высыхания при однослойном покрытии 36 часов.

  1. ^ ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВАЗЫ



2.1. Выбор технологии изготовления

Для изготовления вазы потребуется выполнение только изученных операций, таких, как разметка, пиление, зачистка, шлифование, сборка и отделка.

Каждая операция важна и требует точности выполнения:

  • качественное выполнение разметки и выпиливания увеличивает точность сборки, уменьшает время на зачистку торцов и кромок;

  • качество шлифования влияет на внешний вид изделия

  • на окрашенной поверхности не допускаются неточности при разметке и выполнении резьбы из-за невозможности последующего шлифования и исправления дефектов резьбы.

Повышение точности выполнения операций при упрощении технологии изготовления вазы (см. приложение 3) мной достигается за счет:

  • разметки каркаса и накладок с помощью одного универсального шаблона;

  • выпиливания деталей электрическим лобзиком;

  • зачистки и шлифовании боковой поверхности деталей после их склеивания.

^ 2.2. Инструменты и приспособления

При изготовлении вазы применяются только имеющиеся в школьной мастерской инструменты и приспособления:

  1. электрический лобзик;

  2. струбцины;

  3. кисть;

  4. полукруглый напильник;

  5. шлифовальная шкурка;

  6. карандаш;

  7. линейка;

  8. циркуль;

  9. нож-косяк;

  10. полукруглая стамеска.

Для разметки каркаса и накладок потребуется изготовить из картона универсальный шаблон (см. приложение 5).
  1. ^ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА



Стоимость изготовленного изделия в основном определяется затратами на материалы, электроэнергию и оплату труда [8-10].

Согласно проведенным расчетам (см. приложение 4) затраты составили:

  • на материалы – 3 руб 90 коп, в т.ч.

  • на древесину – 1 руб 55 коп

  • на клей ПВА – 25 коп

  • на лак ПФ-283 – 1 руб 20 коп

  • на морилку – 90 коп

  • на электроэнергию – 6 коп

  • на повременную оплату труда – 38 руб.

При условии приобретения всех материалов, оплаты затрат на электроэнергию, выплаты заработной платы себестоимость изделия составит 41 руб 96 коп.

Без учета заработной платы, которую я себе не плачу, и при условии использования обрезков дощечек из отходов производства себестоимость вазы равна 2 руб 41 коп.

Учитывая, что аналогичные изделия в продаже отсутствуют, можно сравнить себестоимость вазы с ценой разделочных досок, которая, в зависимости от наличия и вида отделки, составляет 50-100 руб., и прийти к выводу, что:

а) изготовление вазы для собственных нужд очень выгодно;

б) производство плоских ваз для сухих и декоративных цветов экономически обосновано, реализация - реально возможна.

  1. ^ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА


Ваза полностью изготовлена из древесины – материала вечного из-за своего постоянного возобновления при условии заботливого восстановления лесных насаждений.

Использование обрезков дощечек из отходов деревообрабатывающего цеха местного сельхозпредприятия способствует более полной переработке древесины, сбережению леса.

При выполнении проекта использовались предварительно отстроганные дощечки. При необходимости выполнения в ходе работы над проектом операции строгания, получившуюся стружку можно было бы использовать, например: как подстилку для животных; при домашнем копчении мяса, осенью - для утепления грядок с клубникой или чесноком, весной – для сохранения влаги и защиты грядок с посевами моркови и лука от возможного растрескивания земли после полива.

Золу, получившуюся при сжигании стружки и других древесных отходов, можно использовать и как удобрение, и как экологически чистое средство при защите крестоцветных растений, таких как редис, редька, капуста, от вредителей.

Применение клея ПВА, морилки и лака ПФ-283 с соблюдением правил техники безопасности исключает вредное воздействие материалов на организм человека в процессе выполнения проекта и дальнейшего использования изделия.

На основании вышеизложенного считаю, что изготовление и использование вазы для сухих и декоративных цветов не влечет за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


При работе над проектом вазы для сухих и декоративных цветов решены все поставленные задачи:

  • разработана экономичная и технологичная, достаточно прочная и надежная конструкция изделия из древесины с декоративной отделкой геометрической резьбой;

  • на основе изученных технологий обработки древесины разработан несложный технологический процесс изготовления вазы;

  • согласно разработанной технической документации изделие изготовлено в установленный срок;

  • проверка вазы и с сухоцветами, и с декоративными цветами показала достаточно хорошую устойчивость изделия.

Поэтому считаю, что цель по разработке и изготовлению из древесины красивой и недорогой вазы достигнута.

Однако в дальнейшем в конструкцию и технологию изготовления вазы можно было бы внести некоторые изменения:

  • уменьшить толщину накладок до 8 мм;

  • разработать более оригинальную форму вазы;

  • использовать (при наличии в продаже) спиртовой или водный раствор морилки (последний - после соответствующей проверки влияния глубины окрашивания на внешний вид изделия).

  • заменить струбцины несложным приспособлением, состоящим из двух дощечек и зажимных винтов;

  • заменить операции по зачистке и шлифованию боковых поверхностей фрезерованием (при наличии соответствующего оборудования).

^ Результаты, полученные в ходе выполнения проекта, показывают возможность массового производства и реализации вазы.

Разработанную техническую документацию можно использовать на уроках технологии и в кружках технического творчества.

В нашей школе уже многие ребята, изменив форму универсального шаблона и рисунок орнамента, изготовили свои изделия. Это для меня – лучшая оценка моей работы над проектом.

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ





  1. Буриков В. Г., Власов В. Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1994.

  2. Федотов Г. Я. Волшебный мир дерева: Кн. для учащихся старших классов. - М.: Просвещение, 1987.

  3. Художественная резьба по дереву / сост. Мольнар А. А. - М.: Спектр, 1998.

  4. Хворостов А. С., Новиков С.Н. Мастерим вместе с папой. – М.: Просвещение, 1991.

  5. Савиных В.П. Поделочные материалы. Справочник мастера. – Минск: ООО "ХЭЛТОН", 1999.

  6. Творческие проекты учащихся, "Школа и производство", №2, 1998.

  7. Карабанов И.А. Технология обработки древесины: Учеб. для учащихся 5-9 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1995.

  8. Технология. Трудовое обучение: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений: Вариант для мальчиков / Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Просвещение, 1997.

  9. Технология. Трудовое обучение: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений: Вариант для мальчиков / Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: "Вентана-Граф", 1998.

  10. Технология. Трудовое обучение: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений: Вариант для мальчиков / Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: "Вентана-Граф", 2000.

  11. Коваленко В.И., Кулененок В. В. Объекты труда: 7 кл.: Обраб. древесины и металла. Электротехн. работы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1993.



Приложение 1

Конструкция вазы




Приложение 2

^ Геометрический орнамент




Приложение 3


Технологическая карта. Изготовление вазы

п/п

Последовательность

выполнения работы

Графическое изображение

Инструменты, приспособления, материалы

1

Выбрать две заготовки с учетом припусков (12130260), разметить на них контуры накладок и выпилить по контуру, сохраняя разметочную линию

Шаблон, карандаш, лобзик электрический

2

Выбрать заготовку с учетом припусков (22130260), разметить контур каркаса и выпилить по контуру, сохраняя разметочную линию

Шаблон, карандаш, лобзик электрический

3

Разметить, вырезать и зачистить на каркасе две выемки

(см. приложение 1)

Карандаш, стамеска полукруглая, напильник полукруглый, шкурка шлифовальная

4

Отшлифовать поверхность каркаса, нанести на его пласти клей, через 3 минуты поместить каркас между накладками, совместив кромки, прижать детали на 1 час

Кисть, клей ПВА, струбцины

5

Зачистить торцы и кромки, отшлифовать и окрасить изделие

Напильник полукруглый, шкурка шлифовальная, кисть, морилка

6

Разметить орнамент на накладках и геометрический рисунок параллельных змеек на каркасе, выполнить резьбу

(см. приложение 2)

Циркуль, линейка, карандаш, нож-косяк

7

Нанести на поверхность изделия лак, выдержать 36 часов, повторно нанести лак и через 36 часов проконтролировать качество изделия

Кисть, лак ПФ-283

Приложение 4


^ Расчет себестоимости

Затраты на материалы

Для изготовления изделия потребуются три обрезка липовой доски (два - размером 12130260 мм, один - размером 22130230 мм), клей ПВА (10 г), лак ПФ (20 г), морилка (15 г)

^ Расчет затрат на древесину: Объем израсходованных пиломатериалов (в м3) для изготовления двух одинаковых накладок (V1) и каркаса (V2) равен:

Vдр = 2 V1+V2 = 2 (0,0120,130,26) + (0,0220,130,26) = 0,0015548 м3.

При цене 1м3 пиломатериалов лиственных пород (цдр) 1000 руб. затраты на древесину составят: Сдр = Vдр цдр = 0,00155481000 = 1,55 руб.

^ Расчет затрат на клей ПВА: При цене 1 кг клея (цк) 25 руб. и расходе (mк) 10 г, т.е. 0,01 кг., затраты на него составят: Ск = mк цк = 0,01 25 = 0,25 руб.

^ Расчет затрат на лак ПФ-283: При цена 1 кг лака (цл) 60 руб. и расходе (mл) 20 г, т.е. 0,02 кг., затраты на неё составят: Сл = mл цл = 0,02 60 = 1,2 руб.

^ Расчет затрат на морилку: При цене 1 кг морилки (цм) 60 руб. и расходе (mм) 15 г, т.е. 0,15 кг., затраты на неё составят: Смор = mм цм = 0,015 60 = 0,9 руб.

Общие затраты на материалы:

См = Сдр + Ск + Сл + Смор = 1,55 + 0,25 + 1,2 + 0,9 = 3,9 руб.

Затраты на электроэнергию

1) Ваза изготавливается в дневное время, поэтому затраты на освещение не учитываю.

2) Для выпиливания деталей необходимо применение электрического лобзика мощностью N = 0,45 кВт в течение 15 мин, т.е. 0,25 ч.

Расход электрической энергии: Аэл = N t = 0,45 0,25 = 0,11 кВтч.

При цене 1 кВтч (цэл) 55 коп, т.е. 0,55 руб. затраты на электроэнергию составят:

Сэл = Aэл цэл = 0,11 0,55 = 0,06 руб.

Затраты на повременную оплату труда

Условная оплата труда за 1ч столяра (kс) равна 4 руб, резчика (kр) - 5 руб.

Вазу можно изготовить за 8 ч, при этом выполнение резьбы займет 6 ч.

Общие затраты на повременную оплату труда, состоящие из оплаты труда столяра за 2 ч работы (Cс) и резчика за 6 ч работы (Cр), составят:

Сзп= Cс + Cр= kсtс+kрtр = 42+56 = 38 руб

Себестоимость изделия: С= Cм + Cэл + Cзп = 3,9 + 0,06 + 38 = 41 руб 96 коп

Приложение 5

Универсальный шаблон





Похожие:

Пояснительная записка к творческому проекту iconПояснительная записка к проекту основной общеобразовательной программы
«Закон об образовании рф» (Принят 10 июля 1992 года n 3266-1 в ред от 27. 12. 2009 n 374-фз)
Пояснительная записка к творческому проекту iconМетодическое пособие по оформлению пояснительной записки к творческому проекту по технологии (для учителей технологии и учащихся 5-11 классов)

Пояснительная записка к творческому проекту icon2012 р. Пояснювальна записка до дипломного проекту освітньо-кваліфікаційного рівня «спеціаліст»
Тему проекту (роботи) Система автентифікації в інформаційній системі на базі протоколу Kerberos
Пояснительная записка к творческому проекту icon" пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине "Тяговые подстанции" на тему: Тяговые и трансформаторные подстанции переменного тока

Пояснительная записка к творческому проекту iconПояснительная записка к дизайн-проекту «Уголок природы»
При оборудовании нашего «Уголка природы» мы опирались на личностно-ориентированную модель воспитания, которая обнаруживает себя в...
Пояснительная записка к творческому проекту icon1. Пояснительная записка. Учебные планы: 1
Пояснительная записка к учебному плану по традиционной общеобразовательной программе
Пояснительная записка к творческому проекту iconПояснительная записка по йодированию детского питания по таблице
Пояснительная записка по питанию школьников (поставщики какие, меню, сырье, полуфабрикаты, персонал пищеблоков)
Пояснительная записка к творческому проекту iconСодержание пояснительная записка Тематический план Содержание Контрольные задания Литература пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки по предмету «Информатика»
Пояснительная записка к творческому проекту iconПояснительная записка пояснительная записка к ооп ноо раскрывает
Данная программа разработана коллективом педагогов, родителей начальной ступени образования Хорошенской средней общеобразовательной...
Пояснительная записка к творческому проекту iconПояснительная записка 7 > Учебный план 8
Пояснительная записка 4
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы