Организация рабочего места при выполнении рельефной резь­бы. Требования к качеству рельефной резьбы icon

Организация рабочего места при выполнении рельефной резь­бы. Требования к качеству рельефной резьбы



НазваниеОрганизация рабочего места при выполнении рельефной резь­бы. Требования к качеству рельефной резьбы
Дата конвертации23.09.2012
Размер235.7 Kb.
ТипДокументы
источник


Организация рабочего места при выполнении рельефной резь­бы.

Требования к качеству рельефной резьбы.

Особенности техно­логии выполнения барельефной и горельефной резьбы.

Отделка резных изделий. Правила безопасной работы.


Обеспечение урока:

Ход урока


1. Проверка домашнего задания.

1.Чем отличается рельефная резьба от плоскорельеф­ной резьбы?

2. Какие виды рельефной резьбы вы зна­ете?

3. В чем сущность накладной рельефной резьбы?

4. Какие инструменты и приспособления используют для выполнения рельефной резьбы?

5. Перечислите правила безопасной работы при выполнении рельеф­ной резьбы.

6. Древесиной каких пород желательно пользоваться начинающему резчику рельефной резьбы?

2.Объяснение нового материала


Рельефно-заоваленная резьба

Рельефная резьба сравнительно трудоемка и тре­бует более высокого мастерства, чем плоскорель­ефная. Поэтому начинающему резчику следует на­чинать с рельефно-заоваленной резьбы (рис. 79) как переходной ступени к настоящей рельефной резьбе.




Рис. 79. Декоративное панно, выполненное в технике рельефно-заоваленной резьбы.


Подбор пород древесины, инструментов, приспо­соблений, а также техника выполнения рельефно-заоваленной резьбы такие же, как и при плоско­рельефной резьбе. Отличие состоит в более глубо­кой выборке фона и более рельефных формах ор намента. Получение этой резьбы включает следую­щие этапы: а) перевод рисунка на поверхность за­готовки; б) надрезание по контуру переведенного рисунка; в) черновая выборка фоновой поверхнос­ти; г) заоваливание орнамента с окончательной об­работкой фона; д) нанесение на поверхность орна­мента необходимых порезок и выемок (рис. 80).

При выполнении рельефа орнамента его заовали-вают более круто со стороны фона и меньше — со стороны самого орнамента. Формы орнамента, рас­положенные по вертикали, режут средними стамес­ками и получают выемки в виде ложбинок. При выполнении этой операции стамеску постепенно вре­зают в древесину, поворачивают и выводят на по­верхность. Такие детали орнамента, как зубчики, линии, жилки, прорезают в последнюю очередь.

Учитывая высоту рельефа резной композиции и сложность ее восприятия по рисунку, желательно использовать соответствующие модели из пластилина.

Начинающий резчик по дереву должен помнить, что качество резьбы зависит от того, как заточен режущий инструмент.





Рис. 80. Этапы выполнения рельефно-заоваленной резьбы:

а — перевод рисунка; б — надрезание по контуру; в — черновая выборка фона; г — заоваливание орнамента

и окончательная обработка фона; д — нанесение на поверхность орнамента порезок и выемок


1.Почему начинающему резчику надо начинать не с рельефной, а с рельефно-заоваленной резьбы? 2. В чем особенность рельефно-заоваленной резьбы? 3. Из каких этапов состоит рельефно-заоваленная резьба?4. Для чего перед выполнением рельефной резьбы изготавли­вают модели из пластилина? 5. От чего зависит каче­ство резьбы по древесине?


Глухая рельефная резьба


Глухая рельефная резьба — это резьба, которая имеет непрорезанный фон и высокий рельеф орна­мента. Основные стадии ее выполнения такие же, как и при рельефно-заоваленной резьбе. Однако сложность и высота рельефа орнамента здесь боль­ше. Для выполнения глухой рельефной резьбы с помощью копировальной бумаги рисунок переносят на подготовленную поверхность заготовки. При этом следует добиться как можно более точного и аккуратного перевода контуров будущего резного орнамента.

На следующей стадии выполняют надрезание по контуру. При этом прямые и плавно изогнутые линии орнамента надрезают косяками, а резко кри­волинейные — полукруглыми стамесками. В этом случае инструмент ставят вертикально или с не­большим уклоном в сторону орнамента (строго по контурной линии). Учитывая твердость древесины и высоту рельефа, надрезание по контуру выпол­няют за два-три прохода.

Далее с помощью стамесок выполняют подрез­ку контура. Для этого используют плоские или полукруглые стамески, которые направляют под углом 45° к обрабатываемой поверхности. Подреза­ние ведут в направлениях, перпендикулярных ли­ниям надреза. Глубина подрезки должна быть оди­наковой по всему контуру орнамента.

На следующей стадии осуществляют выборку фона будущей резной композиции. Эту работу на­чинают с больших участков фона и постепенно пе­реходят к меньшим. Выборку больших участков фона производят широкими полукруглыми (отлоги­ми) стамесками в разных направлениях. При этом учитывают площадь фона и направление волокон древесины. Стамеску наклоняют под углом 45° к плоскости фона.

При работе с твердыми породами древесины выборку фона выполняют с помощью киянки и долота с отлогим лезвием. Ударами киянки по торцевой части долота удаляют лишнюю древеси­ну. Киянку выбирают не очень тяжелую, чтобы меньше уставала рука. Вырубку фона производят с припуском в 2—3 мм, поэтому для получения

нужной глубины резания очень важно выработать одинаковую силу ударов киянкой по торцу доло­та. В местах, где ширина фона незначительная, вырубку делают постепенно, за несколько раз. В этом случае обязательно подрубание примерно под углом 45°, что позволит предохранить детали ор­намента от сколов.

Лишнюю древесину вырубают полукруглыми (отлогими) стамесками поперек волокон в горизон­тальном направлении от краев заготовки к сере­дине. При этом оставляют 3—4 мм несрубленной древесины от линии фона, прочерченной на кром­ке доски. Это нужно для последующих операций выравнивания и окончательной зачистки рисунка. Потом отлогими стамесками выравнивают фон в одну плоскость и зачищают его. Зачистку фона на мягких породах древесины выполняют режу­щими движениями стамески по направлению во­локон древесины, срезая постепенно тонкие слои стружки.

На следующей стадии производят закругление деталей рельефа по рисунку, снимая кромки и фаски. При этом грани срезов оставляют четки­ми, как после резания стамеской. Обычно косяч­ком снимают основную фаску под углом 45°, а затем верхнюю и нижнюю. Используя полукруг­лую (отлогую) стамеску, зачищают контуры ре­льефа.

На заключительной стадии косячками и церази-ками окончательно зачищают поверхность фона и орнамента. На поверхность рельефа при этом мо­гут наноситься небольшие порезки и выемки, вы­деляющие особенности резной композиции. В от­дельных случаях, кроме зачистки, проводят чекан­ку фоновой поверхности.

Основные стадии выполнения рельефной резьбы схематически показаны на рисунке 81. Для сохра­нения четкости срезов рельефной резьбы обычно ее не полируют, а оставляют матовой. В отдельных случаях рельефную поверхность тонируют, покры­вают лаком на спиртовой основе, который после высыхания создает видимость недавно выполненной резьбы.




Рис. 81. Схематическое изображение стадий выполнения

рельефной резьбы: а — надрезание по контуру; б — подрезка контура; в — черновая выборка фона; г — заоваливание и зачистка фона; д — нанесение выемок и порезок



  1. Работайте правильно и хорошо заточен­ным инструментом.

  2. Особенно надежно закрепляйте заготовку в державках, тисках, поскольку обе руки постоянно заняты инструментами.

  3. Правильно выполняйте приемы работы стамесками, косяками, церазиками и ки­янками.


1.Перечислите стадии выполнения глухой рельефной резьбы.

2. Какие инструменты применяют для надре­зания контура?

3. Для чего при резьбе используют киянки?

4. В чем состоит вырубка фоновой поверхно­сти?

5. Назовите правила безопасной работы при вы­полнении глухой рельефной резьбы.

6. Как отделыва­ют поверхность рельефной резьбы?


Особенности технологии глухой и рельефной резьбы


На примере изготовления декоративного панно рассмотрим особенности технологии глухой рельеф­ной резьбы. В нашем случае композиция орнамен­та имеет простейшие растительные мотивы, здесь есть изогнутые листья и цветы (рис. 82).

Для выполнения рельефной резьбы берут древе­сину средней твердости (например, березу). В этом случае вести резьбу труднее, чем на мягких поро­дах (липе, ольхе), зато срез получается более чет­ким и чистым. Вместе с тем поверхность отделки резных изделий из массива более твердых пород древесины имеет более высокое качество.

Заготовку (из массива березы) с переведенным на нее рисунком надежно закрепляют в держав­ках. Обе руки должны быть свободными для рабо­ты инструментом. Процесс резьбы начинают с над­резания контура орнамента (рис. 83, а). Надреза­ют сначала детали, которые лежат в верхних точ­ках рельефа. В нашем случае это цветы. Затем пе­реходят к веткам и листьям.


Рис. 82. Композиция с растительными мотивами


Контуры орнамента, соприкасающиеся с фоном, надрезают глубже, чем места, соприкасающиеся с деталями декоративной композиции. Композиция, как видно, заключена в рамку, поэтому необходимо сделать надрез по внут реннему контуру рамки. При этом на прямых и плавно изогнутых участках используют косяк, а на закруглениях — полукруглые стамески.

Часто сам орнамент отделяют от фоновой поверх­ности прорезной канавкой. В этом случае, чтобы не зацепить линию рисунка, косяк ведут с внешней стороны контура рисунка. Сначала косяк наклоняют и ведут в одну сторону так, чтобы не зацепить контурную линию (надрезают). Затем с наклоном ведут его в другую сторону (подрезают). В резуль­тате получают прорезную канавку, которая упроща­ет последующие операции (рис. 83, б).





Рис. 83. Этапы глухой рельефной резьбы:

а — надрезание контура;

б — подрезание контура с выполнением прорезной канавки;

в .— подборка фона;

г — зачистка и чеканка фона


Процесс снятия фасок, или подрезку, начинают с деталей орнамента, а потом переходят к сня­тию фасок со стороны фона, стремясь, чтобы во всех местах подрезка была одинаковой. Фоновое подрезание и заоваливание отдельных деталей ре­льефа выполняют различными полукруглыми ста­месками. При необходимости делают повторные надрезы, чтобы удалить излишнюю стружку.

Далее выполняют подборку фона, начиная с бо­лее крупных участков. На твердых породах древе­сины используют киянки и долота. Срезы делают полукруглыми стамесками в различных направлени­ях, независимо от направления волокон древесины (рис. 83, в).

Завершив подборку фона, переходят к резанию рельефа орнамента. Тщательно и осторожно обраба­тывают лепестки цветков, пользуясь стамесками необходимого профиля. Так, края лепестков и ли­стьев срезают широкими пологими стамесками, при необходимости подправляя их косяком. Так же об­рабатывают стебли цветков. При вырезании листь­ев стамеску ведут с верхней точки по направлению выгиба листовой пластинки. Жилки на листиках и лепестках цветков вырезают с помощью косячка в виде прямых и пологих порезок.

Далее окончательно зачищают фон, выравнивая его на всей плоскости. Для этого пользуются сред­ними прямыми, малыми полукруглыми стамеска­ми и клюкарзами. После зачистки и шлифования фона при необходимости пуансонами с нужным рисунком и молоточком проводят чеканку фона(рис. 83, г). При этом пуансон (чекан) ставится вертикально к фоновой поверхности.


Какая древесина больше всего подходит для рельефной резьбы?

2. Как выполняется надрезание контура рисунка?

3. В чем состоит подрезка контура орна­мента?

4. Для чего делают прорезную канавку между орнаментом и фоном?

5. Какими инструментами выпол­няют черновую выборку фона?

6. Назовите особеннос­ти выполнения резьбы рельефа орнамента.

7. Какими инструментами выполняют окончательную зачистку и отделку фона?


Накладная рельефная резьба

Часто для упрощения технологии процесса резьбы выполняют накладную рельефную резьбу. В этой резьбе отдельно режутся рельефные эле­менты декоративной композиции и крепятся со­гласно рисунку на подготовленную фоновую поверх­ность. В зависимости от назначения и размеров де­коративной композиции элементы рельефной резь­бы прибивают или приклеивают к фону. Такая резьба используется при изготовлении мебели, оформлении фасадов домов, для украшения других предметов быта человека (рис. 84, 85).




Рис. 84. Декоративная Рис. 85. Коробка с элементами
рама накладной резьбы


Для накладной резьбы используют твердые по­роды древесины. В качестве приспособления для изготовления рельефных элементов резьбы приме­няют простроганную доску, которую называют по­душкой. Предварительно на подушку наклеивают тонкую бумагу, а сверху — обрезанную по разме­рам и зачищенную заготовку. На поверхность за­готовки наносят (переводят) рисунок рельефной резьбы. Наклеенная бумага необходима для того, чтобы было легче отделить готовое изделие от по­душки. Вместе с тем зафиксированную заготовку легче обрабатывать.

Затем выполняют обрезку по контуру декоратив­ного элемента. Большие углубления и отверстия прорезают стамесками соответствующего профиля. Первоначальную обрезку по контуру орнамента де­лают полукруглыми стамесками, а окончательную обработку— резаком, полукруглыми и прямыми стамесками.

При обработке мягких пород древесины, чтобы срез был гладким, движения резаком или стамес­кой делают плавными и скользящими. На следую­щем этапе заоваливают края, режут отдельные мел­кие элементы. При необходимости срезают фаски различной ширины. Для выполнения отверстий можно использовать ручную дрель или коловорот со сверлами нужного диаметра. После сверления от­верстия подправляют стамесками.

Выполнив окончательную обработку рельефа, его осторожно снимают с поверхности фона. При этом во избежание сколов используют тонкий нож, ко­торый двигают по направлению волокон древесины. После этого очищают декоративный элемент от бу­маги и крепят его на подготовленную фоновую по­верхность. Шлифование резных элементов произво­дить не рекомендуется, чтобы не повредить срезы. Для создания контрастности цветов фона и деко­ративных элементов окрашивают поверхность в тем­ный цвет, тонируют элементы резьбы (см. рис. 85).

1. Для чего применяют накладную рельефную резьбу? 2. Чем отличается накладная рельефная резьба от глухой резьбы? 3. С какой целью на поверхность подуш­ки наклеивают тонкую бумагу? 4. Какой порядок об­резки элемента рельефной резьбы? 5. Назовите инст­рументы, используемые для выполнения накладной резьбы. 6. Как крепят элементы резьбы на фоновую поверхность?

Технология контррельефной резьбы

Контррельефная резьба как вид рельефной резь­бы отличается углубленным изображением необхо­димой формы. В прошлом с помощью такой резь­бы выполняли печати, пряничные доски, различ­ные технические и бытовые формы.

Пряничную доску, например, вырезают из лист­венных пород древесины (березы, груши, ивы, липы), проделывая в ней углубленный рельеф (контр­рельеф). Такую резьбу выполняют достаточно опыт­ные резчики, имеющие пространственное воображе­ние, способные представить, какой формы получит­ся пряник. Чаще всего пряникам придают форму птиц, зверюшек, кукол, листьев, других реальных предметов.

Форму, размер и глубину будущего контррель­ефного изображения определяют в зависимости от назначения изделия. Одним из самых распростра­ненных примеров контррельефной резьбы является пряничная доска (рис. 86, а).




Рис. 86. Последовательность выполнения

контррельефной резьбы:

а — готовое изделие; б — прорезание контуров;

в — выборка древесины внутри контуров;

г — выборка полусферических углублений;

д — нанесение порезок и элементов узоров


Вначале изображение такой доски рисуют на листе бумаги в натуральную величину. При этом необязательно точно копировать все детали изобра­жения. Часто композицию будущего резного изде­лия дополняют несложными узорами, которые ре­жут на отдельных дощечках. Для того чтобы уви­деть весь резной узор объемным, делают его отпе­чаток на светлом пластилине. Материал для изго­товления доски выдерживают до полного высыха­ния. Древесина должна быть прямослойной, без сучков, трещин, повреждений.

При выполнении контррельефной резьбы на по­верхность хорошо отшлифованной доски (заготовки) наносят только контуры и самые характерные линии будущего изделия. Детали узора выполняют, глядя на рисунок. Для получения нескольких оди­наковых пряничных досок применяют картонный шаблон. В качестве режущего инструмента для вы­полнения контррельефной резьбы используют пря­мые и полукруглые стамески, клюкарзы, резаки и косяки.

Перед резьбой заготовку с нанесенными конту­рами закрепляют в державках.

Помните: во избежание травмирования рук все порезки выполняют хорошо заточенным инстру­ментом, режут движением его от себя.

Процесс резьбы начинают с выполнения резаком и полукруглыми стамесками глубокой прорези по контуру. При этом резак используют на пологих участках контура, а полукруглые стамески — на закруглениях. Затем широкими полукруглыми ста­месками или клюкарзами выбирают древесину внутри контура на небольшую глубину. После это­го плоской стамеской выравнивают углубление фона.

Полусферические углубления на пряничной дос­ке в виде птицы режут клюкарзами (туловище, го­лова, крыло, хвост). Клюкарзу углубляют в древе­сину за несколько проходов, чтобы избежать ско­лов и выщепов, поскольку исправить их обычно сложно. Для получения чистых срезов стружка должна быть тонкой.

Помните: более чистые срезы получают при резьбе вдоль волокон или под небольшим углом к ним.

От того, насколько выполнено углубление отно­сительно поверхности фона, будут зависеть толщи­на и объем отпечатанного пряника. Дно вырезан­ного углубления может быть не только сфериче­ским, но и плоским. В этом случае стенки делают слегка скошенными, чтобы форма легко снималась с отпечатанного пряника.

Неглубокие порезки на поверхности пряничной доски обычно выполняют в технике скобчатой или геометрической резьбы, для чего используют полу­круглые стамески и нож-косяк. Последовательность выполнения контррельефной резьбы показана на рисунке. После завершения контррельефной резьбы шеро­ховатость и мелкие сколы зачищают шлифовальной шкуркой, а щеткой тщательно вычищают форму. Перед использованием пряничной доски ее проти­рают растительным маслом.

Контррельефной резьбой в производственных ус­ловиях занимаются мастера и резчики по древе­сине.

1. Чтобы не напрягать зрение в процессе резьбы, располагайте рабочее место перед окном так, чтобы свет падал прямо в лицо, при необходимости используйте на­стольную лампу высотой не более 20 см.

  1. После использования рабочего инструмен­та положите его в футляр или специаль­ный ящик.

  2. Оберегайте инструмент от падения на пол. Остерегайтесь его падения на ноги рабо­тающего.

  3. Используйте приспособления для жесткого закрепления заготовки на рабочем месте.


1. Что представляет собой контррельефная резьба и для чего она предназначена?

2. Какую древесину ис­пользуют для контррельефной резьбы?

3. Перечислите инструменты для выполнения контррельефной резьбы.

4. Назовите последовательность выполнения контррель­ефной резьбы.

5. Как избежать сколов и выщепов при выполнении резьбы?

6. Какие виды резьбы использу­ют при выполнении больших порезок на поверхности контррельефной резьбы?

7. Какие меры предосторож­ности необходимо соблюдать при выполнении контррельефной резьбы?


^ Ручная заточка инструмента и для резьбы по древесине


Инструменты резчика по древесине всегда дол­жны быть хорошо заточены. Рассмотрим ручную заточку инструмента. Правильная заточка лезвия и фаски продлевает срок службы инструмента, по­зволяет улучшить качество среза и обеспечить бо­лее высокую производительность труда.

Для заточки инструмента применяют крупнозер­нистые и мелкозернистые бруски. Правку инстру­мента производят на оселках разных размеров и профилей. В зависимости от сложности резного орнамента угол скоса ножа-косяка колеблется от 30° до 80° (рис. 87, а), а угол заострения равен 20° (рис. 87, б).




Рис. 87. Элементы режущей части ножа-косяка:

а — главный вид; б — вид слева:

1 — пятка, 2 — лезвие, 3 — фаска, 4 — носок,

5 — угол скоса, 6 — угол заострения


Перед заточкой инструмента брусок рекомендуют смачивать водой или машинным маслом. При заточ­ке ножа-косяка его держат так, чтобы вся плос­кость фаски плотно прилегала к поверхности брус­ка (рис. 88). При этом большим и указательным пальцами левой руки придерживают резец или бру­сок, а правой рукой крепко держат нож за рукоят­ку. В одном случае ножу-косяку придают движение вперед и назад (рис. 88, а), в другом — вращатель­ное движение по плоскости бруска (рис. 88, б).

Заточив фаску с одной стороны лезвия, перехо­дят к затачиванию фаски с другой стороны. Обыч­но обработка одной фаски лезвия по бруску длит­ся около 30 секунд. Продолжительная заточка фас­ки приводит к быстрому стачиванию лезвия и из менению углов скоса и заострения. В процессе за­тачивания следят за тем, чтобы на лезвии не было даже самых малых зазубрин, так как они остав­ляют шероховатые полоски на гладко срезанной поверхности детали резного орнамента.





Рис. 88. Заточка инструмента для резьбы:

а — положение рук при заточке движением вперед и назад;

б — положение рук при заточке вращательным движением


Нож-косяк переворачивают с одной стороны на другую, добиваясь необходимых углов скоса и за­острения. Заточку на бруске производят до тех пор, пока на режущей кромке не появится заусе­нец. Далее переходят к правке фаски инструмента до исчезновения заусенца на лезвии. Правят на оселке так же, как и затачивают на бруске. Пос­ле правки нож-косяк вытирают лоскутом ткани и проверяют на остроту. Для этого берут кусок дос­ки из твердой породы древесины и делают срез вдоль волокон. Острое лезвие дает чистый и блес­тящий срез, а недостаточно заточенное — шерохо­ватый и матовый.

Аналогичным способом производят заточку пря­мых стамесок с одной стороны на крупнозернис­том бруске (рис. 89). Затем их затачивают на мел­козернистом бруске и правят на оселке.




Рис. 89. Заточка прямой стамески


При заточке полукруглой стамески ее повора­чивают с боку на бок в одном месте бруска, после чего на плоскости бруска появляется углубление в виде небольшой канавки, по которой правильно за­тачивают фаску стамески. Внутреннюю сторону за­тачивают на закругленном ребре бруска. Правка полукруглых стамесок осуществляется аналогично правке косых стамесок (см. рис. 88, а).

Клюкарзы и церазики затачивают так же, как и полукруглые стамески, только на мелкозернис­тых брусках и более осторожно. Уголки затачива­ют на брусках и правят на оселках, имеющих острые ребра.

Более быстро и удобно затачивать профильные стамески на специальной доске с набором брусков и оселков соответствующего профиля (рис. 90). При этом внутренние поверхности стамесок затачивают плавными движениями вперед и назад по всей дли­не бруска или оселка.

Часто для удобства и быстроты ручной заточки и правки инструмента для резьбы по древесине ис­пользуют приспособление, которое представляет со бой деревянный щит со вставными или вклеенны­ми брусками и оселками (рис. 91).





Рис. 90. Заточка и правка профильных стамесок:

а — доска с набором профильных брусков и оселков;

б — правочная доска с профилями стамесок





^ Рис. 91. Приспособление для заточки и правки инструмента вручную


Во время работы инструмент для резьбы должен находиться на верстаке в специальных держателях с гнездами для стамесок в порядке, соответствую­щем назначению. Лезвия инструментов не должны соприкасаться между собой. Хранят инструмент в сухом помещении в шкафах с держателями, в футлярах или заворачивают в чехлы из толстой ткани (рис. 92). При длительном хранении стерж­ни инструментов смазывают машинным маслом.




^ Рис. 92. Приспособления для хранения инструмента: о — держатели; б — футляр; в — чехол из ткани


1. С помощью чего осуществляют заточку и правку инструмента?

2. Какой величины должны быть углы скоса и заострения у ножа-косяка?

3. Какие движения совершаются на бруске при заточке ножа-косяка и к чему приводит продолжительная заточка фаски инст­румента?

4. Чем отличается заточка прямых стамесок от заточки полукруглых стамесок?

5. Как удобнее за­тачивать профильные стамески?

6. Как нужно пра­вильно хранить инструмент для резьбы по древесине?


Групповая практическая работа.

Разработка маршрутных карт на изготовление изделий. Выполнение рисунка и его перевод на заготовку. Надрезание и подрезание контуров изображения. Чер­новая выборка фона. Выполнение форм рельефа. Зачистка и отделка поверхности и фона изделия.


1.Выполнение

релъефно-заоваленной резьбы на примере

изготовления декоративного панно (табл. 4)







^ Декоративное пан­но

Доска из массива липы

№ п/п

Последовательность выполнения работы (маршрут)

Инструменты и приспособления

1

Перевести рисунок на поверх­ность заготовки

Копировальная бу­мага, калька, ка­рандаш

2

Выполнить надрезание по кон­туру рисунка

Стамеска-косяк, по­лукруглая стамеска

3

Выполнить черновую выборку фоновой поверхности

Стамески, клюкарзы

4

Выполнить заоваливание орна­мента и окончательную обра­ботку фона

Стамески, клюкарзы

5

В соответствии с рисунком на­нести на поверхность орнамен­та необходимые порезки и вы­емки

Стамески, церазики



2.Разметка и надрезание

контура орнамента на примере декоративного

панно с растительными мотивами


Выполните рисунок будущей резной компози­ции на поверхности заготовки.

Скопируйте готовый рисунок орнамента и пе­реведите его на поверхность заготовки.

Выполните операцию надрезания по контуру рисунка с помощью косячка и стамесок.


3.Выполнение глухой

рельефной резьбы на примере изготовления

разделочной доски (табл. 5)


^ Таблица 5

Маршрутная карта

Изготовление разделочной доски

с элементами глухой рельефной резьбы




^ Разделочная доска

Доска из массива березы

№ Последовательность выполнения п/п работы (маршрут)

Инструменты и приспособления

1 Переснять рисунок резного ор­намента на поверхность заго­товки

Копировальная бу­мага, калька, ка­рандаш

2 Надрезать контур рисунка ор­намента

Косяк, полукруг­лые стамески

3 Выполнить подрезание контура рисунка

Косяк, полукруг­лые стамески

4 Выполнить черновую выборку фоновой поверхности

Стамески, долота, киянка

5 Выполнить резьбу рельефа ор­намента

Стамески

6 Выполнить окончательную за­чистку и чеканку фоновой по­верхности

Косяк, стамески, церазики, пуансо­ны, молоток



4.Выполнение элемента орнамента накладной рельефной резьбы

Подготовьте поверхность заготовки и обрежь­те ее по размерам.

На поверхность простроганной доски (подуш­ки) наклейте тонкую бумагу. Сверху бумаги при­клейте заготовку элемента резьбы.

Выполните рисунок элемента рельефного ор­намента и переведите его на поверхность заготов­ки.

Выполните первоначальную и чистовую обрез­ку элемента резьбы по контуру с помощью резака и полукруглых стамесок соответствующего профиля.

В соответствии с рисунком произведите заоваливание рельефа и срезание фасок. При необходимости подправьте края декоративного элемента и с помо­щью ножа снимите его с поверхности подушки.


5.Выполнение

контррелъефной резьбы на примере резной

пряничной доски в форме птицы

Выполните рисунок будущей резной компози­ции на бумаге в натуральную величину, подготовь­те поверхность заготовки к резьбе.

Нанесите на фоновую поверхность контурные и наиболее значимые линии в форме птицы. С по­мощью резака и полукруглых стамесок выполните
глубокие прорези по контуру изображения.

Стамесками и клкжарзами выполните выбор­ку древесины и выравнивание углубления в пре­делах контура на небольшую глубину. Проведите дальнейшую выборку древесины на заданную глу­бину для получения необходимой формы.

4. Нанесите все порезки на элементы резьбы. Зачистите поверхность резьбы с помощью шлифо­вальной шкурки и очистите форму от абразивной пыли, используя жесткую волосяную щетку (кисть).


Вопросы по разделу

1.Чем отличается барельефная резьба от горель­ефной резьбы?

2.В чем особенности контррельефной и рель­ефной резьбы?

3.Каково назначение модели будущего орна­мента?

4.Где используется накладная рельефная резьба?

5.Как производят отделку рельефной резьбы?

6.Для чего выполняют прорезную канавку между орнаментом и фоном?

7.Почему не рекомендуется лакировать поверх­ность рельефной резьбы?

8.Как крепят элементы резьбы на фоновую поверхность?

9.Какие приспособления используют для за­крепления заготовки?

10.Для чего предназначена ручная заточка ин­струмента для резьбы по древесине?


3.Домашнее задание и подведение итогов. §17-21 с.96,100,105,109,112.









Похожие:

Организация рабочего места при выполнении рельефной резь­бы. Требования к качеству рельефной резьбы iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Понятие о рельефной резьбе и ее отличие от плоскорельефной. Виды рельефной резьбы. От
Воспитательная – воспитание инициативы и самостоятельности в трудовой деятельности
Организация рабочего места при выполнении рельефной резь­бы. Требования к качеству рельефной резьбы iconУрок Информация. Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. Цели урока: познакомить учащихся с учебником
Правила техники безопасности и организации рабочего места: 2 (После знакомства с правилами учащиеся подписываются в журнале по тб...
Организация рабочего места при выполнении рельефной резь­бы. Требования к качеству рельефной резьбы iconУрок 1 Информация-Информатика-Компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов Цели урока
Правила техники безопасности и организации рабочего места: 2, плакат (После знакомства с правилами учащиеся подписываются в журнале...
Организация рабочего места при выполнении рельефной резь­бы. Требования к качеству рельефной резьбы iconРоль родителей при выполнении домашнего задания учащимися Булатова Ольга Павловна, зам директора по учебной работе мкоу «Крыловская сош»
Сюда входит и организация рабочего места, и уточнение распорядка дня, с тем, чтобы выделить на приготовление уроков необходимое время,...
Организация рабочего места при выполнении рельефной резь­бы. Требования к качеству рельефной резьбы icon1. Не допускайте разных требований в семье со стороны отца и матери: разные требования и отношения к детям развращают их, делают неискренними
Место для школьника в семье (комната, стол, часть стола), следите за аккуратным содержанием рабочего места, учебных пособий, за чистотой...
Организация рабочего места при выполнении рельефной резь­бы. Требования к качеству рельефной резьбы iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока: Мастерская для обработки металлов. Организация рабочего места слесаря
Обучающая – ознакомление с мастерской для обработки металлов и организацией рабочего места слесаря
Организация рабочего места при выполнении рельефной резь­бы. Требования к качеству рельефной резьбы iconУрока. Тема: и нструменты, материалы, приспособления и организация рабочего места для вышивки по рисованному контуру
Тема: Инструменты, материалы, приспособления и организация рабочего места для вышивки по рисованному контуру
Организация рабочего места при выполнении рельефной резь­бы. Требования к качеству рельефной резьбы iconОсновная общеобразовательная школа №16
В основе трудового обучения – общетрудовая культура – планирование предстоящей деятельности, организация рабочего места, достижение...
Организация рабочего места при выполнении рельефной резь­бы. Требования к качеству рельефной резьбы icon"Нарезание треугольной резьбы плашками" Цель
Плашки для нарезания резьбы, виды резьбы, чертежи, таблицы, плакаты, скоба упорного клина
Организация рабочего места при выполнении рельефной резь­бы. Требования к качеству рельефной резьбы iconРекомендуемые документы для проведения и проверки проекта типы учебных проектов и ведущая деятельность учащихся
Организация рабочего места (наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение),организация режима работы, организация...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы