Цель урока: ознакомить с технологическими условиями и навыками выполнения аппликации из соломки. Задачи icon

Цель урока: ознакомить с технологическими условиями и навыками выполнения аппликации из соломки. Задачи



НазваниеЦель урока: ознакомить с технологическими условиями и навыками выполнения аппликации из соломки. Задачи
Дата конвертации23.09.2012
Размер81.72 Kb.
ТипУрок
источник

- -

"Аппликация из плоской соломки"

Цель урока: ознакомить с технологическими условиями и навыками выполнения аппликации из соломки.

Задачи:

  1. Образовательная – дать необходимые понятия об аппликации, ее видах, технологии выполнения и применении.

  2. Воспитательная – сформировать и развивать у учащихся художественный вкус, аккуратность и точность, внимание и творческое искание.

  3. Развивающая – выработать навыки выполнения аппликации, научить подбору материала для ее выполнения; развивать трудолюбие, мыслительную деятельность.

^ Оборудование и инструменты: нож-резак, ножницы, пинцет, калька, кисточка для клея, клей ПВА, карандаш, деревянная линейка, бархатная бумага, небольшая тряпочка, шаблоны орнамента, электрический утюг.

^ Наглядные пособия: образцы аппликаций, инструкционные карты.

Ход урока

Организационная часть

Подготовить необходимое оборудование и материалы

^ Ознакомление с новой темой

Предмет быта, одежда должны быть не только удобными и практичными, но и должны способствовать воспитанию эстетического, художественного вкуса. Декоративно-прикладное искусство в полной мере способствует этому.

^ Вопрос учащимся: с помощью каких видов декоративно-прикладного искусства мы можем украсить предметы быта, одежду? (Макраме, вышивка, бисероплетение, ткачество, вязание, батик и, безусловно, аппликация).

Аппликация – распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Она применяется для оформления настенных панно, украшения изделий и предметов быта.

Аппликация (от лат. "прикладывание") – создание художественных изображений наклеиванием на некоторую поверхность (основу) кусочков какого-либо материала; также – изображение, узор, созданные таким образом.

Пользуясь приемами аппликации, можно создать тематические композиции на различные сюжеты.

^ Вводный инструктаж. Изучение нового материала. Виды аппликации

В зависимости от используемого материала аппликацию можно разделить на следующие виды:

  • аппликация из ткани;

  • аппликация из кожи;

  • аппликация из бумаги, фольги;

  • аппликация из нетрадиционных материалов (пуговицы, семена растений и т.д.)

  • аппликация из плоской и объемной соломки.

Аппликация из плоской соломки по способу выполнения подразделяется на два вида:

  • аппликация соединительная;

  • аппликация объемная.

На этом уроке мы с вами приобретем первые навыки выполнения аппликации из плоской соломки в виде казахского орнамента. Образцы перед вами.

Соломка – интереснейший природный материал, дающий большие возможности для развития творческой активности, интуиции и фантазии. Её наружная глянцевая поверхность хорошо отражает свет. По-разному располагая отдельные элементы рисунка из соломки, можно добиться интересного светового эффекта.

История изготовления изделий из соломы уходит далеко вглубь веков к тому периоду истории человеческого общества, когда было освоено земледелие. Солома обувала и одевала человека, утепляла его дом и служила ему постелью. Из нее изготавливали шляпы, корзины и другую хозяйственную утварь.

Кроме того, люди считали, что в соломе заключена сила, способная оказывать воздействие на благополучное течение их жизни. Поэтому соломе отводилась большая роль в земледельческой обрядности. Многие аграрные ритуалы и праздники сопровождались изготовлением обрядовых изделий из соломы.

Непременным атрибутом масленицы, Ивана Купалы и других народных праздников у славянских народов было соломенное чучело, изображающее человека. Обычай этот уходит конями в языческую древность. Наши предки, стремясь умилостивить богов, от которых, по их представлениям, зависел урожай, приносили на своих полях человеческие жертвы, которые со временем были заменены символами в виде человекоподобных чучел, изготовляемых в основном из соломы. Пучки и жгуты соломы связывали, сплетали, придавали им очертания человеческой фигуры. Зачастую они были мастерски сплетены и украшены. Но этим народным творениям отпускался на долгий срок: рождались они в начале обряда и умирали к его завершению. Соломенные изображения Масленицы, Ивана Купалы, Костромы, Ярилы, Маряны горели в огне обрядных костров, тонули в воде, разрывались и разбрасывались по полям. Их "смерть" символизировала будущее воскрешение в зерне нового урожая.

Народные мастера украшали изделиями из соломы дома селян. Простая солома в их руках превращалась в драгоценную. В таких изделиях солома смотрится как горящая золотом, сверкающая всеми своими тонкими, блестящими, как полированными, нитями.

Для работы используют соломку различных зерновых культур: ржи, пшеницы, овса, проса, риса и других.

Декоративные свойства соломки: пластичность, цвет, блеск. Например, овсяная соломка – самая нежная, эластичная, обладает чистым перламутровым блеском, а просяная – нежно-белого цвета.

При проведении работ невыполнимо соблюдать правила техники безопасности: при работе с ножом и ножницами и электрическим утюгом (учащиеся вспоминают правила).

Технология выполнения работы

Последовательность создания аппликации:

    1. Сбор материала в природе

    2. Подготовка соломки к работе

      1. очистка, сортировка

      2. обрезка соломки от коленца до коленца

      3. разглаживание соломки

      4. тонирование соломки

    3. Выбор орнамента

    4. Разбивка рисунка на фрагменты и детали

    5. Перевод деталей на кальку с обозначением тона и направления расположения соломки

    6. Наклеивание соломенных полосок на обрисованные детали

    7. Вырезка деталей

    8. Сборка аппликации на основу

Сбор материала осуществляется осенью в период уборки зерновых культур. Необходимо собирать такую солому, которая пролежала на солнце несколько часов или даже дней: она приобретает равномерный светло-золотистый тон. Далее обработка соломы заключается в следующем: ножницами удаляют узлы на стебле – отрезают от коленца до коленца, очищают покровный лист, вследствие чего и получаются небольшие трубочки.

Перед разглаживанием полученные трубочки заворачивают в мокрую тряпочку и оставляют на 15-20 минут, для того, чтобы солома размягчилась. По истечению времени стебли разрезают ножом-резаком: острие вводят внутрь стебля, держа нож-резак лезвием вверх, и передвигая его вдоль соломки до конца. Разворачиваем получившуюся полоску. Далее положив полоску на деревянную линейку блестящей стороной вниз, начинаем разглаживать: нож-резак держим в рабочей руке, а второй рукой придерживаем край соломки. При этом линейка с соломкой должна лежать перпендикулярно к разглаживающему, а нож-резак должен быть перпендикулярно линейке и наклонен на 135о от разглаживающего. Разглаживающие движения производим от себя, в результате получаются ровные полоски. Хранить полученный таким образом соломку можно в коробочках, пеналах, разложив ее по тональности.

Если необходима соломка оттенков черного и коричневого, ее жарят в духовке или получают в результате длительного выдерживания под горячим утюгом.

Выбираем эскиз "Казахский орнамент" (приложение 1). Орнаментальное искусство занимает особое место в духовной жизни казахского народа. Особенности его стиля тесно переплетаются с культурой восприятия народом мира красоты и национального самовыражения. Казахский орнамент можно разделить на такие группы:

    1. растительный орнамент (листья, бутон, цветок и т. д.)

    2. зооморфозный орнамент (бараний рог, след животного, горб верблюда и т. д.)

    3. геометрический орнамент (квадрат, круг, звездочка, треугольник и т. д.)

    4. космогонический орнамент (крестовина, луч солнца, спираль и т. д.)

На сегодняшний день искусствоведы определили около 200 видов орнаментального образца и дали им научные определения.

Эскиз разбиваем на детали, каждую из которых переводим на кальку. На деталях определяем направление расположения соломки и ее тон.

Приклеиваем соломку встык без зазоров и накладок. После сушки детали вырезаем по контуру. Сушку необходимо производить под грузом.

После этого приступаем к сборке орнамента. В качестве основы для аппликации могут использоваться пиломатериалы, фанера клеенная, картон, бархатная бумага, ткань. В нашем случае мы используем бархатную бумагу. На основу накладываем кальку с эскизом и сквозь нее карандашом помечаем центральные точки месторасположения деталей. В соответствии с этими точками собираем орнамент (наклеиваем детали на основу).

Закрепление нового материала

Вопросы учащимся:

    1. Какие виды аппликаций вы узнали?

    2. Назовите разновидности аппликаций из плоской соломки по способу выполнения.

    3. Какой материал необходим для выполнения аппликации?

Подведение итогов.

^ Практическая работа учащихся

Выполнение аппликации "Казахский орнамент" из плоской соломки.

Текущий инструктаж. Определение правильности перевода орнамента, нанесения направления расположения соломки, подбора тональности.

Самоконтроль и взаимоконтроль. Последовательность выполнения аппликации "Казахский орнамент" на инструкционной карте (приложение 2).

^ Заключительная часть урока

Подведение итогов и выставление оценок.

Домашнее задание: доделать орнамент. На следующее занятие принести те же инструменты и материалы для выполнения объемной аппликации.

Уборка кабинета.

Приложение 1

Казахский орнамент



Пятиугольный растительный орнамент

 



Десятиугольный животно-растительный орнамент



Шестиугольный растительный орнамент



Круглый растительный орнамент

 

 

^ Инструкционная карта

Аппликация из плоской соломки

Последовательность выполнения

Пример

  1. Выбрать или зарисовать эскиз

Приложение 1

  • Разбить эскиз на фрагменты и детали, пронумеровать их и нанести направление расположения соломки и ее тональность



  • Разгладить полоски. Для этого острием ножа-резака разрезать одну сторону стебля соломки, развернув которую получить полоску. Положить ее на деревянную линейку блестящей стороной вниз. Нож-резак должен быть в рабочей руке, а второй рукой надо придерживать край соломки. При этом линейка с соломкой должна лежать перпендикулярно к разглаживающему, а нож-резак должен быть перпендикулярно линейке и наклонен на 135о от разглаживающего. Разглаживающие движения надо производить от себя, в результате получаются ровные полоски

 

  • Тонировать полоски утюгом при необходимости

 

  • Наклеить полоски соломки встык на кальку с обрисованными деталями согласно нанесенному направлению



  • Просушить наклеенные детали под прессом

 

  • Вырезать детали по контуру



  • Отметить на основе центральные точки

 

  • Собрать орнамент

Приложение 3

Приложение 3

 Готовая аппликация

 




Похожие:

Цель урока: ознакомить с технологическими условиями и навыками выполнения аппликации из соломки. Задачи iconРазработка урока по технологии тема: Влажно- тепловые работы. Терминология. 5 класс. Учитель технологии Гусманова Л. В
Цель: ознакомить с условиями подготовки рабочего места для утюжки и с правилами работы утюгом
Цель урока: ознакомить с технологическими условиями и навыками выполнения аппликации из соломки. Задачи iconМастер класс по квиллингу. Цели и задачи
Способствовать формированию представления у педагогов, о новом декоративно-прикладном искусстве квиллинг. Ознакомить с техникой выполнения...
Цель урока: ознакомить с технологическими условиями и навыками выполнения аппликации из соломки. Задачи iconУрок по теме: «Изготовление поздравительной открытки с использованием нетрадиционного материала» Цель урока
Цель урока: Формирование умений для создания поздравительной открытки с использованием аппликации из салфеток
Цель урока: ознакомить с технологическими условиями и навыками выполнения аппликации из соломки. Задачи iconУрока: Природные зоны холодного пояса. Цель: познакомить учащихся с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями. Задачи урока
Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь и зоне тундры. Познакомить с географическим положением...
Цель урока: ознакомить с технологическими условиями и навыками выполнения аппликации из соломки. Задачи iconТема. Узоры из бумаги
Цель. Познакомить детей и родителей с историей аппликации из бумаги, научить выполнять картины, открытки, снежинки в технике фигурной...
Цель урока: ознакомить с технологическими условиями и навыками выполнения аппликации из соломки. Задачи iconУрока: Познакомить учащихся с традиционными праздниками стран Западной Европы, мира. Задачи урока: Обучающие: Ознакомить учащихся с временами года. Развивающие
Цель урока: Познакомить учащихся с традиционными праздниками стран Западной Европы, мира
Цель урока: ознакомить с технологическими условиями и навыками выполнения аппликации из соломки. Задачи iconУрок технологии. 4 класс. Раздел «Аппликации» Солнцев Андрей Афанасьевич, учитель технологии моу нсош им. Текки Одулока, с. Нелемное Верхнеколымского района Республики Саха (Якутия)
Тема урока: Изготовление объемной аппликации по мотивам юкагирской сказки «Как глухарь с рыбами сражался»
Цель урока: ознакомить с технологическими условиями и навыками выполнения аппликации из соломки. Задачи iconУрок биологии в 6 классе Тема урока : Обобщение знаний по теме «Лес как растительное сообщество»
Цель урока: Обобщить и закрепить знания учащихся о растительном сообществе леса, взаимосвязи растений с условиями внешней среды
Цель урока: ознакомить с технологическими условиями и навыками выполнения аппликации из соломки. Задачи iconЦель урока: закрепление знаний нумерации чисел от 11 до 100, умения решать примеры и задачи изученного вида. Задачи урока
Формировать эрудицию младших школьников, способствовать расширению их кругозора
Цель урока: ознакомить с технологическими условиями и навыками выполнения аппликации из соломки. Задачи iconТема: Технология выполнения геометрической резьбы. Ознакомления с распространенными видами резьб
Обучения ознакомить учащихся с технологией выполнения геомет­рической резьбы; показать учащимся начало выполнения разнообразных ви­дов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы