|
Утверждено Приказ Министерства образования Республики Беларусь 29.05.2009 № 675 КОНЦЕПЦИЯ Учебного предмета «Трудовое обучение» Введение Одной из важнейших задач нашего общества является воспитание трудолюбивого и творческого человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Школа призвана прежде всего обогатить молодёжь теоретическими знаниями, сформировать практические умения и навыки, необходимые для последующего выполнения различных видов трудовой деятельности. В условиях современного научно-технического прогресса расширяются задачи технологического образования учащихся. Оно включает в себя ознакомление учащихся с принципами, лежащими в основе технологических процессов и производства; обоснование целесообразности выбранных решений графических, технологических и конструкторских задач и др. К основным принципам технологического образования учащихся относятся: целостность, природосообразность, культуросообразность, продуктивность, мультикультурность, интегративность, информативность, профориетационность. Вместе с тем осуществление политехнического принципа в учебном предмете «Трудовое обучение» основывается на том, что во время учебных занятий по техническому и обслуживающему труду при помощи учителя школьники изучают аналогичные явления в технике и технологических процессах, относящихся к различным отраслям производства. Благодаря этому ими усваиваются знания об общих основах производства и современных технологиях. На занятиях по трудовому обучению создаются условия для формирования всесторонне развитой, активной, творческой и нравственной личности. Приобщение школьников к различным видам трудовой деятельности позволяет передать накопленный опыт предыдущих поколений в области техники, технологии, культуры быта, жизнедеятельности, а также способствует социальному становлению личности. ^ учебного предмета «Трудовое обучение» Содержание ценностей в обществе зависит от его культуры, уровня развития духовной и нравственной жизни, общественного сознания. Система ценностей современного общества вбирает в себя всё лучшее, что создано человечеством на протяжении его тысячелетней истории. Основополагающими ценностями являются труд, культура, образование, личность, развитие, воспитание, обучение, общение, деятельность, добро, красота, свобода и т. п. На современном этапе социально-экономического и научно-технического развития общества педагогическая наука постепенно ориентируется на новую социальную реальность и требует обновления подходов к обучению и воспитанию. Особую актуальность приобретают проблемы понимания себя как личности, себя и других, отношений между личностью и обществом, общечеловеческих ценностей, а также различий между народами, их культурами. Конечной целью обучения учащихся в данной ситуации выступает формирование человека, владеющего не только предметным знанием в конкретной области, но и готовностью к целостному восприятию мира, к его пониманию на основе культуры и уважения человеческой личности. Новые социокультурные условия, цель и задачи технологического образования учащихся школ ориентируют на изменение подходов к преподаванию учебного предмета «Трудовое обучение». Одним из них является культурологический подход. Он предполагает: — изучение учебного предмета «Трудовое обучение» не только как отдельной области человеческих знаний, но и как одного из взаимосвязанных элементов современной технологической культуры, включающей его в сегодняшнюю жизнь общества и личности; — выделение не только путей ориентации в технологической культуре, но и бытия в ней; — предоставление возможности учащимся ознакомиться с образцами технологической культуры. Культурологический подход предусматривает объединение разных подходов и методов при решении конкретных задач и технологического образования учащихся. При культурологическом подходе к процессу меняются представления об основополагающих ценностях технологического образования, расширяются культурные основы и содержание трудового обучения учащихся и процесса образования личности. Педагог при этом как участник процесса обучения использует гуманистическую диалоговую технологию, которая позволяет глубоко личностно актуализировать любую проблему, осознать её личностно-смысловое содержание. Всё это создаёт благоприятный эмоциональный климат на всех этапах трудового обучения учащихся, способствует повышению мотивации к процессу получения знаний о технологической культуре. С применением культурологического подхода к процессу трудового обучения учащихся создаются условия поиска культурных смыслов, вариантов собственной деятельности, свободного выбора образовательного направления учащихся. Данный подход к содержанию технологического образования требует от учителя трудового обучения развития его общей культуры и творческих способностей, сформированных на основе сотрудничества с учащимися с учётом их потребностей, интересов и умений. В этом смысле он перестаёт быть учителем-предметником, а становится педагогом широкого профиля. Основными формами технологического образования должны стать творческая деятельность и деловое общение учителя и ученика (в школьных учебных мастерских и за их пределами), поскольку именно в процессе такого сотрудничества возможны передача норм общей и технологической культуры, самоопределение учащихся, развитие культурных интересов, творческая рефлексия, освоение новых для учеников культурных образцов. В результате смены предметно-организационного содержания технологического образования учащихся на доминанту культурологической деятельности и творчества главным полем трудового обучения учащихся становится самостоятельная работа учащихся. Культурологический подход к организации трудового обучения предполагает, что деятельность распадается на множество неповторимых и взаимодействующих ситуаций, требующих от учащихся не каких-то устойчивых знаний, умений и навыков, а способности к самостоятельному поиску и получению необходимой информации, развитию и адаптации в быстро изменяющемся мире новых технологий. Культурный контекст индивидуальной деятельности становится главным стержнем новой концепции, актуализируя личностные смыслы процесса передачи учащимся социально ценного жизненного опыта и знаний. Ведущими являются вопросы: зачем я учусь? В чём смысл того, что я делаю? Какова цель моей деятельности? Педагог занимается образованием не человека вообще, а определённого учащегося в конкретной ситуации. Под трудовым обучением учащихся, согласно культурологическому подходу, понимают создание определённой образовательной среды, в которой личность будет поставлена в условия необходимости саморазвития. Основными факторами процесса обучения являются самообразование и самообучение. Создание условий для этих процессов есть основная задача учителя трудового обучения. Личностно ориентированный характер трудового обучения открывает новые резервы для развития творческой личности. ^ должна быть основой для новой образовательной парадигмы, которая направлена на процесс обогащения рационально-логической и эмоционально-психической сфер духовного мира обучающегося и предполагает достижение единонаправленности его разума, воли и чувств. Данные преобразования возможны только в случае существенных изменений в технологии педагогического взаимодействия и качественного обновления всех сторон учебно-воспитательного процесса трудового обучения – его содержания, форм и методов. Основными задачами становятся обновление структуры и содержания учебного предмета «Трудовое обучение» и изменение отношений учителя и учащихся. Учитель трудового обучения должен перевести обучение учащихся с уровня информирования на уровень управления их учебной деятельностью. Ему необходимо расширить профессионально-педагогическую деятельность носителя и передатчика научно-технической информации функцией управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся и организации их самостоятельной работы. Это будет способствовать формированию личностно ориентированной самостоятельности учащихся в процессе их технологического образования. В настоящее время происходят глобальные системные изменения в технологическом образовании учащихся. Учёным-педагогам, педагогам-исследователям и учителям-предметникам необходимо понять характер появившихся проблем и ответить на ряд актуальных вопросов: как выполнить заказ общества и удовлетворить потребности учащихся в технологическом образовании? С помощью чего и как можно разгрузить ученика и сохранить его здоровье? Как трудовое обучение может удовлетворить потребности детей в практической подготовке к повседневной жизни? и т. д. Таким образом, культурологическая концепция технологического образования в процессе трудового обучения направлена на обогащение рационально-логической и эмоционально-психической сфер духовного и материального мира учащихся и предполагает достижение единства их разума, воли и чувств. Для реализации социального заказа общества, удовлетворения индивидуальных запросов школьников, достижения требований, предъявляемых к современному технологическому образованию, и развития творческих способностей личности ученика определяются приоритеты при отборе теоретических положений и содержания учебного предмета. В результате к исходным методологическим посылкам построения содержания учебного предмета «Трудовое обучение» можно отнести: — анализ социально-экономического и научно-технического развития об-щества; — изучение системности среды жизнедеятельности человека и общества; — формирование общей и технологической культуры в плане преобразования техники, технологий производства, а также жизнедеятельности человека; — развитие технологической культуры, умственных, физических и творческих способностей учащихся; — рассмотрение трудового обучения как интегрирующего элемента технологического образования между различными областями знаний; — усвоение технологических процессов по созданию предметов материальной среды, направленных на преобразование информации и материалов. ^ по учебному предмету «Трудовое обучение» В дидактике рассматриваются принципы, которые являются общими для преподавания всех учебных предметов. Но каждый предмет имеет свои отличительные особенности, оказывающие влияние на используемые принципы изучения. ^ учебного предмета «Трудовое обучение» сформулированы на основе обобщения передового педагогического опыта и результатов научных исследований. ^ обусловлен взаимосвязанными задачами обучения, важнейшими из которых являются обучающая (овладение определённым учебным материалом, сообщение знаний, формирование умений и навыков), развивающая (развитие мышления, памяти и творческих способностей в процессе решения учебных задач) и воспитательная (формирование научного мировоззрения, нравственно-эстетической культуры и др.). ^ учитывает соотношение теории и практики в трудовом обучении. Теоретический материал распределяется между отдельными занятиями так, чтобы обеспечить непосредственный переход от изучения теоретических сведений к практической деятельности учащихся. ^ предполагает формирование у учащихся системы научных понятий, последовательное овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками. Систематичность в обучении достигается таким построением курса, при котором весь программный материал изучают в определённой последовательности, когда рассмотрение нового материала осуществляется с опорой на ранее изученный. ^ заключается в том, что учащиеся должны овладевать научно достоверными знаниями, которые объективно отражают предметно-практическую деятельность людей. ^ обусловлен сущностью и характером проблемного обучения учащихся, т. е. когда они сталкиваются с проблемами, вопросами и задачами, решение которых эффективно активизирует их познавательную деятельность. ^ заключается в построении учебного процесса с опорой на чувственно-практический опыт учащихся, на непосредственное восприятие технических устройств и технологических явлений или их моделей, макетов, а также образов в виде реальных (рисунка, фотографии, картины и др.) и условных (чертежа, эскиза, схемы, графика и др.) изображений. ^ отражает необходимость учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложнённости и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным. ^ предполагает такой процесс трудового обучения, когда учащиеся усваивают необходимые знания, умения и навыки сознательно в результате активной учебной и трудовой деятельности. ^ заключается в глубоком и осознанном усвоении знаний, прочном овладении необходимыми умениями. Все принципы трудового обучения взаимосвязаны друг с другом в образовательном процессе. ^ Основной целью учебного предмета «Трудовое обучение» является формирование общетрудовых и технико-технологических знаний, умений, навыков учащихся в современных условиях, готовности к профессиональному самоопределению; освоение опыта общетрудовой, хозяйственно-бытовой деятельности, способствующего социализации личности учащихся. Реализация этой цели предполагает решение следующих задач: — формирование: теоретических знаний, практических умений и навыков работы в различных сферах трудовой деятельности; основ графической и технологической грамотности; практических умений ведения домашнего хозяйства; навыков безопасных приёмов труда; — развитие творческих, конструкторских способностей и познава-тельных интересов, технического и художественного мышления, коммуникативных умений, эстетического вкуса в процессе выполнения различных видов деятельности; — воспитание трудолюбия, культуры труда, коллективизма, инициативности и самостоятельности, культуры поведения и общения, уважения к мастерству; формирование ценностного отношения к народному творчеству. ^ «Трудовое обучение» Учебный предмет «Трудовое обучение» позволяет приобщить учащихся к различным видам трудовой деятельности, что способствует социальному становлению личности, развитию технологической культуры, культуры быта, поведения и общения, формированию жизненного, социального и профессионального опыта. По сравнению с другими предметами учебный предмет «Трудовое обучение» имеет свои особенности: — организация изучения учебного предмета на основе одинарных (45 мин) и сдвоенных уроков (90 мин) в учебных мастерских; — проведение вводного, текущего и заключительного инструктажей; — приоритетность практической деятельности учащихся над теоретической; — развитие технических и художественных способностей в процессе творческой деятельности учащихся; – приобщение учащихся к традициям декоративно-прикладного искусства и народных ремёсел; – разностороннее профессиональное самоопределение учащихся. Изучение учебного предмета «Трудовое обучение» учащимися 5—9 классов организуется по двум направлениям — технический и обслуживающий труд. Направление «Технический труд» состоит из двух содержательных линий: обработка конструкционных материалов (древесины, металлов); техническое и художественное творчество (техническое творчество, художественная обработка материалов). Изучение содержательной линии «Техническое и художественное творчество» осуществляется по инвариантной и вариативной частям с учётом уровня профессионально-педагогической и специальной подготовки учителя, состояния материально-технической базы школьных мастерских, местных условий и традиций региона, а также пожеланий учащихся. Направление «Обслуживающий труд» состоит из пяти содержательных линий: основы приготовления пищи, обработка текстильных материалов, основы домоводства; основы выращивания растений; основы декоративно-прикладного творчества. Изучение содержательной линии «Основы выращивания растений» организуется в общеобразовательных учреждениях, имеющих учебно-опытные участки, независимо от их территориального расположения. Учащиеся 9 классов общеобразовательных учреждений (кроме гимназий) изучают учебный предмет «Трудовое обучение» в объёме одного учебного часа, второй учебный час выделяется на проведение учебного предмета «Черчение». Для учащихся гимназий изучение учебного предмета «Трудовое обучение» заканчивается в 8 классе. В зависимости от характера и видов деятельности учащихся учитель может использовать следующие системы трудового обучения: операционную, операционно-предметную и конструкторско-технологическую. 5. Состав и структура учебно-методического комплекса Учебно-методический комплекс по учебному предмету «Трудовое обучение» для общеобразовательных учреждений состоит: — из учебных программ; — учебников, учебных пособий; — учебно-методических пособий; — таблиц; — рабочих тетрадей; — дидактических материалов; — аудиовизуальных и электронных средств обучения. |
![]() | «Трудовое обучение» Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» «Трудовое обучение» составлена на основании Примерной основной образовательной программы «Школа 2100», М., Баласс, 2011 в соответствии... | ![]() | Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета ”Трудовое обучение. Черчение“ в 2010/2011 учебном году» На изучение предмета «Трудовое обучение. Черчение» отводится следующее количество часов в неделю по классам |
![]() | Образовательный стандарт учебного предмета «трудовое обучение» (1-9 классы) Формирование технологической грамотности младших школьников как основы технологической культуры | ![]() | Педагогическая Концепция преподавания предмета «Физика» на второй ступени обучения на базовом уровне Роль и место учебного предмета физики в истории культуры (науки), в формировании научной целостной картины мира |
![]() | Выступление педагога-психолога Моисеевой С. Н. на всероссийской конференции «Профессионально-трудовое обучение детей с ограниченными возможностями здоровья» «Профессионально-трудовое обучение детей с ограниченными возможностями здоровья»» | ![]() | Рабочая программа учебного курса по технологии для 1 класса Авторской программы: Цирулик Н. А. трудовое обучение 1-2 класс. Самара: «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009г |
![]() | Концепция учебного предмета «черчение» Эти способы являются той совокупностью изобразительных и знаковых систем, которые составляют основу информации, образно называемой... | ![]() | Документи 1. /20090612nach/Канцэпцыя Беларуская мова.doc 2. /20090612nach/Канцэпцыя... |
![]() | Учебного предмета «основы православной культуры» для 4-5 классов Рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора... | ![]() | Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Природоведение» «О преподавании учебного предмета «Природоведение» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего... |