Справочник по методике русского языка. М., 1988. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1991 icon

Справочник по методике русского языка. М., 1988. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1991



НазваниеСправочник по методике русского языка. М., 1988. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1991
страница1/4
Дата конвертации14.09.2012
Размер0.49 Mb.
ТипСправочник
источник
  1   2   3   4

30



Список литературы

Активные формы и методы внедрения передового педагогического опыта: Сб.на-уч. статей/Отв. ред. В.Ф.Паламарчук. - К., 1989.

Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.-М., 1985. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М., 1982. Берулава М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования//Педаго-гика.-1994.-№5.

Демидова А.К. Пособие по русскому языку.-М.9991.

Жук А.И., Кашель Н.Н. Деятельностный подход в повышении квалификации: ак­тивные методы обучения. - М., 1994.

Жук О.Л., Брукерхофф Ч.Е. Модель глобального образования: пути реформирова­ния средней школы /Образование, повышение квалификации и региональное раз­витие. Т. 1,-Мн., 1994.

Жук О.Л. Проблема целей и содержания образования: исторический и методоло­гический аспекты //Новые технологии в системе непрерывного образования. Т. 1. -Мн,, 1995.

Крайко Б. Рэфармаваць - значыць пераасэнсоуваць//Настаунщкая газета. - 1995. -12 липеня.

Львов М,Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М., 1988. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/Под ред. Т.А.Ладыженской. - М., 1991.

Методическая деятельность: Словарь-справочник/Под ред. Е.В. Титовой. - Л., 1991. Ожегов С.И. Словарь русского языка.-М.Д978.

Основы методики русского языка в 4-8 классах: Пособие для учителей/Под ред. А.В. Текучева и др. - М., 1983.

Особенности стиля научного изложения: Сб. статей/Отв. ред. Е.С. Троянская. -М., 1976.

Педагогический словарь/Под ред. И.А.Каирова и др. В 2-х томах. - М., 1960. Передовой опыт - в массовую педагогическую практику: Информационный анно­тированный каталог Центральной картотеки передового педагогического опыта Украинской ССР. - К., 1987.

Полковников Б.Ф. Краткое содержание или аннотация/Подготовка научной ста­тьи к публикации. - М., 1990.

ПолонскийВ.М. Научно-педагогическая информация. Словарь-справочник. -М., 1995. Прахов Б.Г. Изобретательство и патентоведение. Словарь-справочник. - Киев, 1987. Реферат и аннотация. ГОСТ 7.9-95.

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А, Словарь-справочник лингвистических терминов. -М., 1976.

Система накопления собственного опыта: Методические рекомендации. Ч. IV/Раз-раб. Кухарев Н.В. - Гомель, 1986.

Словарь-справочник автора/Под общ. ред. А.Э. Мильчика.-М., 1979. Типология педагогической информации, используемой в АИС "Республиканский банк педагогической информации" в системе повышения квалификации работни­ков образования/Разраб. В.И.Журавлев, А.А.Елизаров. - М., 1991.

Предисловие

Издание представляет собой рекомендации практического характера по созданию одной из возможных форм представления педагогического опыта - его анно­тации. Эта малая форма публикаций способна обеспечить оперативное знакомство с достижениями педагогической практики, которая совместно с научно-педагоги­ческой информацией составляет информационные ресурсы развития образования.

Издание состоит из трех разделов. Задача первого - дать наиболее полное представление об аннотации педагогического опыта как малой форме публикаций: ис­ходных параметрах для ее характеристики, составе, требованиях к ней и некото­рым ее составляющим, основных стилевых чертах и характерных языковых сред­ствах, используемых при составлении аннотации педагогического опыта. Во вто­ром разделе дана классификация чаще всего используемых при ее составлении структурных компонентов: методов, форм и средств обучения; приемы, использу­емые в рамках определенного метода. Оба этих раздела направлены на осмысле­ние специфики и состава данного вида аннотации. Третий представляет собой го­товые речевые формулы - клише для создания аннотации педагогического опыта, размещенные по тематическим блокам, являющимся основными составляющими ее структуры, и примеры их употребления.

Все разделы имеют отчетливо выраженную практическую направленность - в них представлен материал, который можно непосредственно использовать (приемы, методы, средства обучения и воспитания, клише для составления аннотации) либо применять в качестве ориентиров (состав аннотации, основные требования к изложению темы опыта, его сущности и т. д.) для составления аннотации педагогического опыта.

Объем сведении в частях и разделах издания определяется их неразработанностью в практике применения, чем и определено выделение клише для составления аннотации в отдельную значительную по объему часть рекомендаций.

Кроме того, задачей предлагаемого издания является определение основных понятий, необходимых для составления аннотации педагогического опыта, и представление по каждому из них краткой, лаконичной информации, позволяющей составителю аннотации четче ориентироваться в его сути.

В определении понятий автор ссылается на ряд словарных статей; в отборе материала для классификации составляющих, определении соотношения обще-дидактических понятий (метод, прием, средство, форма обучения и воспитания) ориентируется на классику современной науки.

Материал первой части пособия позволяет совершенствовать навык отбора материала педагогического опыта для его изложения в виде специальной аннота­ции, второй части - языкового оформления этого материала, а в целом - создания аннотации педагогического опыта как малой формы публикаций.

29


Однако предполагается свободное варьирование составителем имеющимся материалом педагогического опыта, т.к. в рекомендациях предлагаются лишь ва­рианты выбора (состав аннотации; речевые клише; примеры их употребления; методы, приемы, средства, формы обучения и воспитания и т.д.). Нормируются только отдельные принципиально важные позиции: требования к формулировке темы педагогического опыта, его сущности, основные стилевые черты аннотации педагогического опыта, языковые средства ее составления.

Издание призвано помочь составителю аннотации целесообразно построить ее текст, правильно отобрать языковые средства, наиболее точно и кратко донести сущность педагогического опыта до читателей.

Лаконичное и наглядное изложение дает возможность легко усвоить располо­женный в определенной системе и последовательности материал.

^ Специфика аннотации педагогического опыта

Аннотация (от лат. annotation - замечание) представляет собой краткую характеристику издания.

В свою очередь аннотация педагогического опыта является краткой его характеристикой. Она включает изложение темы опыта, основной проблемы, решаемой его автором, даёт общее представление о содержании, достоинствах и результатах работы. В аннотации указывается новое в опыте работы педагога в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению.

При безусловной краткости (но не поверхностности) аннотация педагогического опыта должна давать читателям достаточно полное представление о том, решению какой проблемы посвящена работа автора опыта и какие результаты в ней получены, т.к. аннотация - первое сравнительно полное представление опыта читателям.

^ Исходные параметры для характеристики аннотации педагогического опыта

По преобладающему способу изложения - описание.

По степени полноты изложения - краткая.

По типу информации - основная.

По характеру адресата - специальная литература. По группам видов публикаций - малые. По группе жанров - информативная литература.

Задачи аннотации педагогического опыта:

  • изложить сущность педагогического опыта;

  • показать преимущества предлагаемого решения проблемы и его отличие от уже известных;

  • дать представление об основных конструктивных элементах опыта.

- помощь со стороны (кого)

  • администрации,

  • ученых,

  • методистов,

  • родителей учащихся
    и др.

- применение в работе научно-методический разработок (чего именно)

  • методических пособий (что именно) (название),

  • методических рекомендаций (что именно) (название)
    и т.п.

- дополнительная подготовка педагога (для чего) (для работы на компьюте-ре в качестве пользователя; для работы по новой программе)

Условия реализации идеи опыта: (что конкретно) (см. выше)

^ Сведения о должностном лице (подразделении учреждения), обобщившем опыт. Форма обобщения

Опыт изучен и обобщен (кем)

  • методистом (Ф.И.О.) (какого) отдела;

  • (каким) отделом;

Обобщение опыта осуществлялось под научно-методическим руководством (кого) (Ф.И.О.) Описан (в чем)

- в публикации (название), (где опубликована);

- в статье (название), (где опубликована)
и т.п.

Опыт работы освещен в публикациях (названия), (где опубликованы) Форма(ы) обобщения опыта:

  • статья;

  • методические рекомендации;

  • методическая разработка;

  • видеоурок
    и др.

6


Основные требования к формулировке темы опыта:

  1. Отражение решаемой педагогом проблемы (основной идеи опыта) в форму-
    лировке темы опыта (достаточная информативность).

  2. Лаконичность.

  3. Чёткость.

  4. Доступность.

Требования к изложению сущности опыта:

  • объективность (определяется необходимостью удовлетворения общественной
    потребности);

  • обоснованность;

  • минимально необходимый объём сведений о системе работы педагога или
    характерных чертах его опыта;

  • достаточность сведений для передачи основной идеи опыта;

  • изложение отличительных особенностей опыта не по эффекту, а по призна­-
    кам;

  • отражение связи между новой совокупностью признаков и положительным
    эффектом, достигаемым при использовании опыта.

Аннотация педагогического опыта представляет собой письменное высказы­вание научного стиля. Ведущей для него является функция сообщения. Аннота­ция педагогического опыта не только сообщает сведения, имеющие практическое значение, но и общие существенные признаки предмета сообщения, т.е. не только информирует о возможных средствах решения проблемы, но и объясняет (очень кратко, схематично), как этого можно достичь.

Основные стилевые черты аннотации педагогического опыта:

  • точность;

  • лаконичность (сжатость);

-логичность;

-ясность;

-однозначность;

  • отвлечённость;

  • информативная насыщенность.

Характерными языковыми средствами, используемыми при её составлении, являются:

- научная терминология (метод, приём, система, эксперимент, диагностика);

  • научная фразеология (дифференцированный подход, проблемная ситуация,
    дидактический материал, структурно-логические схемы);

  • отглагольные существительные (изучение, анализ, развитие, формирование,
    использование);

  • абстрактная лексика (сущность, интерес, мышление, эффективность, идея,
    мотив);

  • слова с обобщённым значением (учащийся, группа, урок).

- (какая) (частнопредметная / коммуникативная / диалогическая / игровая / обучающая/ воспитательная) технология (чего) (саморазвивающего обу-чения; продвинутого уровня) (название) ;

  • методика (чего) (обучения учащихся лингвистическому эксперименту);

  • модель (чего) (учебного процесса),

- система (чего) (воспитательной /учебной работы)

  • (воспитательный) (какой) проект (чего) (развития школы; учебного курса)(название);

  • (диагностический) (какой) пакет (чего) (диагностических средств; тес­тов; контрольных работ; вопросников и т.п.)

и др. Новизна предлагаемой (чего)

- методики -

(в чем) (в использовании нетрадиционных методов / форм / приемов / организа­ции учебного процесса);

- технологии -
(в чем)

в ее концептуальных основах (в чем именно)

руководящих идеях (чего) (самовыражения и самоактуализа­ции личности в образовательном процессе и др.),

принципах (чего, что конкретно) (педагогики: связи теории с практикой; наглядности; природосообразности и др.);

  • содержательном аспекте (в чем именно) (в ориентации на действен­-
    но-практическую сферу);

  • процессуальных особенностях (в чем конкретно) (использовании
    следующих организационных форм образовательного процесса: де­-
    ловых и ролевых игр, тренингов, практикумов и др.);

  • программно-методическом обеспечении (в чем конкретно) (наличии
    учебной программы, дидактических материалов, наглядных средств
    обучения: макетов, моделей, карт, чертежей, диаграмм и др.)

Новизна авторской позиции заключается / проявляется (в чем) (см. выше) Новая (что)

- методика (чего) (обучения учащихся литературному исследованию);

- программа (чего) (факультативного курса "Жанры газетных публикаций")
и т.п.

предусматривает (что):

  • учёт (чего) (личностных интересов и способностей учащихся);

  • использование (чего) (педагогической / психологической науки);

реализацию (чего) (идей индивидуализации и дифференциации обучения);

- выполнение (чего) (требования стандартизации образования)
и т.п.

28

Преимущества новой (чего)

  • модели (чего) (см. выше);

  • методики (чего) (см. выше)
    и т.п.

по сравнению с традиционной - (что именно):

  • реализуется (что) (личностно ориентированный подход к обучению уча­-
    щихся);

  • формируется(ются) (что, кто) (навыки исследовательской деятельности;
    личность школьника, способная к самоопределению и саморазвитию)

и т.д. Автором опыта создана (какая) (оригинальная авторская) (что)

- методика (чего) (см. выше);

- система (чего) (управления школой)
и т.п.

Разработан(а)

- оригинальный(ая) (что)

проект (чего) (программы факультативного курса "Художествен­
но-изобразительные средства в поэтическом произведении");

методика (чего) (см. выше) и т.п.

- (новая, интересная) (что)

(какая) (ролевая) игра;

модель (чего) (школы)
и т.д.

Оригинальность разработки автора (в чем) (в использовании коллективных спо-собов обучения, основанных на диалогических сочетаниях; в обеспечении гармо-нии индивидуального и коллективного в воспитании личности)

Опыт педагога отличает (что) - новизна

- оригинальность и т.п.

^ Условия применения опыта

Важными условиями массового применения опыта являются (что):

- соблюдение принципа (чего) (организации учебного процесса - программ-
но-целевой ориентации / гибкости и изменчивости / диалогичности / ком-
плексной соорганизации субъектов учебного процесса);

- организация (чего) (дополнительной подготовки педагогов)
и др.

Для достижения прогнозируемого результата необходимы следующие условия (что именно):

- дополнительная материально-техническая база (что конкретно) (про-
граммные средства обучения);

^ Основные требования к аннотации:

1) аннотация должна представлять собой полную замкнутую структурную единицу;

2) в ней необходимо указывать лишь существенные признаки содержания работы,
позволяющие выявить научное и практическое значение опыта, его новизну и
отличие от других, близких к нему по тематике и целевому назначению.

Составление аннотации педагогического опыта представляет собой после-довательный процесс:

  1. анализ первичных материалов опыта;

  2. извлечение из них необходимых сведений;

  3. переработка материалов;

  4. создание вторичного документа - аннотации.

Состав аннотации педагогического опыта

1. Данные об авторе опыта:

Ф.И.О.; категория педагогических работников, к которой он относится; место работы.

  1. Тема опыта.

  2. Предмет (объект) изложения, его основные характеристики:

а) Основное ядро темы - сущность (основная идея) опыта: система работы
педагога или характерные черты опыта.

б) Научная обоснованность опыта (теоретические основы).

в) Аспекты освещения темы (решения проблемы):

  • методы обучения (воспитания);

  • приёмы обучения (воспитания);

  • средства обучения (воспитания);

  • организационные формы обучения (воспитания);

  • алгоритм действий в решении проблемы (реализации идеи опыта);

  • основные элементы содержания обучения (воспитания);

г) Отличительные черты опыта по сравнению с родственными по тематике и
целевому назначению - данные о новизне опыта:

  • новая методика;

  • новая технология;

  • новая концепция;

  • конкретные рекомендации практического характера;

  • новое в содержании образования (воспитания) и т.п.

д) Возможности (условия) применения предложенного опыта.

е) Эффект при его использовании (результативность, влияние применяемой
системы (особенностей) работы педагога на развитие личности учащихся.

4. Сведения о должностном лице (подразделении учреждения), обобщившем опыт;
форма обобщения.

^ Тема - это предмет речи, то о чём говорится в аннотации, проблема, которую необходимо раскрыть в ней.

Тема представляет собой свёрнутое содержание, которое должно быть развёр­нуто в полный связный текст.

26

  • заключается (в чем) (в создании разноуровневой программы изучения курса
    "Математика " в 7 классе);

  • обеспечение (чего) (уровневой дифференциации изучения курса "Химия" в
    9 классе)

Предложенная система (чего)

- помогает учащимся (что делать);

  • развивать (что) (устную речь);

  • формировать (что) (коммуникативные умения / навыки)
    и пр.;

- способствует (чему) (активизации познавательных интересов учащихся)
Развитию учащихся способствует (что) (проблемно-поисковый характер обу
чения; комфортная, доверительная обстановка в классе)

Используемые (что) (методы / приемы / формы обучения) влияют (на что) (на развитие творческих / индивидуальных способностей учащихся)

Применяемые (что) сказываются (на чем) (см. выше)

Учащиеся демонстрируют (что) (устойчивый интерес к учению; прочные зна-ния; познавательную активность)

Автором опыта обеспечивается (что)

- вооружение школьников (чем)

  • (какими) (прочными) знаниями (чего) (интегративного характера),

  • приемами (чего) (поисковой деятельности),

навыками (чего) (выбора рациональных приемов выполнения учебных
действий; гибкого их использования по собственной инициативе),

и др.

- вовлечение их
  1   2   3   4




Похожие:

Справочник по методике русского языка. М., 1988. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1991 iconОбобщение опыта работы по развитию речи на уроках русского языка
Эффективность использования картин на уроках русского языка в 5 классе для развития речи
Справочник по методике русского языка. М., 1988. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1991 iconЗаседание мо учителей русского языка и литературы по теме «Проектно-исследовательская работа как способ развития интеллектуального потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы»
Рязанцева Л. П. с докладом «Исследовательская технология как средство формирования учебно-познавательных компетентностей учащихся...
Справочник по методике русского языка. М., 1988. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1991 iconРазвитие коммуникативных компетенций младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
Целью второго эксперимента является создание педагогических условий для становления и развития общеучебной компетентности младших...
Справочник по методике русского языка. М., 1988. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1991 iconДокументи
1. /Толковый Словарь Русского Языка/Data/0010.rtf
2. /Толковый...

Справочник по методике русского языка. М., 1988. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1991 iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы» Краткая аннотация доклада «Использование икт на уроках русского языка и литературы»
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
Справочник по методике русского языка. М., 1988. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1991 iconЗаседание омо учителей русского языка и литературы
Проведено первое заседание Октябрьского методического объединения учителей русского языка и литературы на базе моу «осош №1», тема...
Справочник по методике русского языка. М., 1988. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1991 iconВопросы к комплексному экзамену по методике русского языка (ддп)
Предмет, содержание, структура курса методики. Научные основы методики русского языка
Справочник по методике русского языка. М., 1988. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1991 iconУрок русского языка в 3 классе (по технологии развития критического мышления) Тема : Части речи Цель: Продолжить знакомство обучающихся с частями речи и их особенностями
Ребята, я желаю, чтобы урок русского языка принёс вам радость. Для этого вам приготовила много интересного. Чтобы урок был радостным...
Справочник по методике русского языка. М., 1988. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1991 iconУчитель русского языка и литературы
Интеллектуально-речевое развитие обучающихся на уроках русского языка с использованием элементов информационных технологий
Справочник по методике русского языка. М., 1988. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1991 iconМетодические рекомендации по изучению на уроках русского языка и развития речи творческого наследия А. И. Солженицына

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы