Образовательный стандарт общее среднее образование основные нормативы и требования Адукацыйны стандарт агульная сярэдняя адукацыя асноўныя нарматывы І патрабаванні icon

Образовательный стандарт общее среднее образование основные нормативы и требования Адукацыйны стандарт агульная сярэдняя адукацыя асноўныя нарматывы І патрабаванні



НазваниеОбразовательный стандарт общее среднее образование основные нормативы и требования Адукацыйны стандарт агульная сярэдняя адукацыя асноўныя нарматывы І патрабаванні
Дата конвертации14.09.2012
Размер343.86 Kb.
ТипОбразовательный стандарт
источник


УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Министерства образования

Республики Беларусь

03.10. 2008 № 96


Образовательный стандарт

ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Основные нормативы и требования


Адукацыйны стандарт

АГУЛЬНАЯ СЯРЭДНЯЯ АДУКАЦЫЯ

Асноўныя нарматывы і патрабаванні


Educational standard

GENERAL SECONDARY EDUCATION

Basic standards and requirements


1. Разработан Министерством образования Республики Беларусь.

2. Утвержден и введен в действие Постановлением Министерства образования от 10.01.2007 г.  № 2.

3. Изменения и дополнения внесены в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь № 15 от 17 июля 2008 г.


1 Область применения

Образовательный стандарт определяет на основе потребностей учащихся, общества и государства общие требования к уровням общего базового и общего среднего образования, срокам обучения, типам общеобразовательных учреждений, обязательному содержанию образования на базовом уровне изучения учебных предметов, обязательному и максимальному объемам учебной нагрузки учащихся, уровню подготовки выпускников, итоговой аттестации, документам об образовании.

Структурными компонентами настоящего образовательного стандарта являются образовательные стандарты по учебным предметам, которые определяют цели, задачи, структуру и объем содержания образования на базовом уровне изучения учебного предмета на I, II и III ступенях общего среднего образования в общеобразовательных учреждениях (классах) с белорусским и русским языками обучения и устанавливают соответствующие требования к уровню подготовки учащихся.

Образовательный стандарт в комплексе соответствующих нормативных правовых документов обязателен для применения государственными органами управления образованием; общеобразовательными учреждениями всех типов; учреждениями, обеспечивающими получение профессионально-технического и среднего специального, высшего образования, осуществляющими обучение на III ступени общего среднего, учреждениями, обеспечивающими получение высшего педагогического образования; учреждениями, осуществляющими повышение квалификации и переподготовку соответствующих педагогических кадров.


2 Термины и определения

В настоящем образовательном стандарте используются следующие основные термины и их определения.

^ Типовой учебный план — нормативный документ, содержащий перечень учебных предметов, обязательных для изучения, устанавливающий количество учебных часов на изучение учебных предметов на базовом уровне, количество часов, отводимых на проведение факультативных занятий, определяющий обязательную и максимальную недельную учебную нагрузку учащегося, общее количество учебных часов, финансируемых из бюджета.

Руководящий документ Республики Беларусь — по СТБ 22.0.1.

Система стандартов в сфере образования (ССО) — комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила, обеспечивающие упорядоченную деятельность в сфере образования, — по СТБ 22.0.1.

Образовательный стандарт — нормативный документ, содержащий систему требований к основным параметрам общего среднего образования, устанавливающих соответствующий уровень образования, принимаемый в качестве государственной нормы образованности личности.

^ Общее среднее образование — уровень основного образования, достигаемый в ходе последовательного и целенаправленного процесса обучения и воспитания, обеспечивающий духовное и физическое развитие личности, подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение учащимся основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования, включающий уровень общего базового образования и завершающийся итоговой аттестацией и выдачей документа об общем среднем образовании установленного образца.

^ Общее базовое образование — уровень основного образования, достигаемый в ходе последовательного и целенаправленного процесса обучения и воспитания, обеспечивающий овладение учащимся основами наук, навыками умственного и физического труда, социальным опытом, нормами морали и правилами поведения, формирование готовности к профессиональному самоопределению и продолжению образования, включающий ступень общего начального образования и завершающийся итоговой аттестацией и выдачей документа об общем базовом образовании установленного образца.

^ Содержание общего среднего образования — педагогически адаптированный социальный опыт (в составе системы знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений), усвоение которого ориентировано на формирование ценностей национальной и общечеловеческой культуры, обеспечение самоопределения и самореализации личности, в том числе на продолжение образования, адаптацию ее к жизни в обществе.


3 Общие положения

3.1 Цели образовательного стандарта

Образовательный стандарт общего среднего образования призван обеспечить:

оптимальную степень упорядочения структуры, содержания общего среднего образования и его результатов, объема учебной нагрузки учащихся;

регулирование взаимоотношений участников образовательного процесса в достижении целей общего среднего образования, повышении его качества и удовлетворении образовательных запросов учащихся;

реализацию прав граждан на доступность общего среднего образования, выбор типа общеобразовательного учреждения;

создание условий для полноценного развития личности, сохранения и укрепления здоровья учащихся;

преемственность и непрерывность ступеней и уровней общего среднего образования;

преемственность в содержании дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.


3.2 Функции образовательного стандарта

Функции образовательного стандарта включают определение общих требований:

к уровню общего базового и общего среднего образования в единстве целей, задач, сроков обучения и особенностей организации образовательного процесса на I, II и III ступенях общего среднего образования;

к обязательному содержанию образования на базовом уровне изучения учебных предметов;

к обязательному и максимальному объемам недельной учебной нагрузки учащихся по классам на ступенях и уровнях общего среднего образования;

к уровню подготовки выпускников на уровнях общего базового и общего среднего образования как иерархии планируемых результатов обучения по усвоению учащимися базовых ценностей национальной и общечеловеческой культуры, общеучебных умений, способов деятельности, обобщенных предметных знаний и умений;

к типам общеобразовательных учреждений;

к итоговой аттестации учащихся за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования;

к документам об общем базовом и общем среднем образовании.


3.3 Структура образовательного стандарта

Образовательный стандарт общего среднего образования раскрывает область его применения, содержит определения терминов основных объектов стандартизации, общие положения, а также включает:

цели и задачи общего среднего образования;

общие требования:

к уровням общего базового и общего среднего образования;

к обязательному содержанию образования на базовом уровне изучения учебных предметов;

к обязательному и максимальному объемам учебной нагрузки учащихся;

к уровню подготовки выпускников на уровнях общего базового и общего среднего образования;

к типам общеобразовательных учреждений;

к итоговой аттестации учащихся за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования;

к документам об образовании за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования.

Применительно к учебным предметам общие требования к обязательному содержанию образования на базовом уровне их изучения, уровню подготовки выпускников, завершающих обучение на уровнях общего базового и общего среднего образования, устанавливаются образовательными стандартами по учебным предметам, которые сгруппированы по ступеням общего среднего образования и являются составными компонентами настоящего образовательного стандарта общего среднего образования.

4 Цели и задачи общего среднего образования

Цели общего среднего образования:

формирование высокообразованной духовно-нравственной личности гражданина Республики Беларусь — носителя ценностей национальной и мировой культуры;

формирование у учащихся систематизированного представления о мире, обществе и человеке; ценностного отношения к биосфере, научно-техническим нововведениям и культурным инновациям; готовности к рациональному природопользованию и потреблению, здоровому образу жизни и безопасному поведению;

овладение учащимися основами наук, формирование у них готовности к непрерывному образованию, трудовой деятельности, самостоятельному жизненному выбору и адаптации в социуме, созидательному и ответственному участию в жизнедеятельности семьи, общества и государства.

Задачи общего среднего образования:

создание условий для духовно-нравственного и физического развития учащихся, овладения ими ценностями национальной и общечеловеческой культуры, воспитания гражданина Республики Беларусь;

обеспечение условий для овладения учащимися основами наук, государственными языками Республики Беларусь и одним из иностранных языков, навыками умственного и физического труда, различными видами познавательной, творческой и коммуникативной деятельности, развития у них научного мировоззрения и опыта межкультурного взаимодействия;

сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, воспитание бережного и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью других граждан, формирование гигиенических навыков, опыта здорового образа жизни и безопасного поведения;

подготовка молодого поколения к полноценной жизни в обществе, самоопределению и самореализации, в том числе к продолжению образования, производительному труду, семейной жизни, созидательной деятельности на благо семьи, общества и социально-экономического процветания государства.


5 Общие требования к обязательному содержанию образования на базовом уровне изучения учебных предметов

5.1 Состав учебных предметов

Для оптимизации соотношения состава содержания общего среднего образования с учетом структуры объектов изучения в системе «человек—природа – социум» выделяются следующие учебные предметы: «Беларуская мова», «Беларуская літаратура», «Русский язык», «Русская литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «Человек и мир», «Всемирная история. История Беларуси», «Обществоведение», «География», «Биология», «Физика. Астрономия», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Трудовое обучение. Черчение», «Физическая культура и здоровье», «Допризывная и медицинская подготовка».


    1. Уровень изучения учебных предметов. Факультативные занятия.

Изучение учебных предметов в общеобразовательных учреждениях осуществляется на базовом уровне. Базовый уровень изучения учебного предмета предусматривает минимально необходимый объем содержания учебного материала, требования к усвоению которого задаются как планируемые результаты обучения в системе обобщенных, фундаментальных знаний, умений, способов деятельности, достижение которых гарантируется учащемуся в рамках учебных часов, отводимых типовым учебным планом.

Содержание образования на базовом уровне выполняет общекультурную функцию в развитии личности, формировании у обучающихся социальной и функциональной грамотности. Базовый уровень изучения учебных предметов создает основу для развития созидательных возможностей каждого обучающегося, его самовыражения и самореализации в разнообразных, динамично изменяющихся сферах деятельности.

В базовых школах-колледжах искусств, средних школах-колледжах искусств, гимназиях-колледжах искусств предметы, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в отдельных видах искусства, изучаются в соответствии с типовыми учебными планами названных общеобразовательных учреждений.

В гимназиях и лицеях отдельные учебные предметы изучаются на повышенном уровне в соответствии с едиными типовыми учебными планами гимназии и лицея.

Создание условий для обеспечения всем учащимся равных возможностей получения общего среднего образования в соответствии с их образовательными запросами, способностями, интересами и возможностями обеспечивается установлением базового уровня изучения учебных предметов в совокупности с системой факультативных занятий.

Факультативные занятия – форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их образовательными запросами, способностями и склонностями, а также на повышение познавательной деятельности.

В общеобразовательных учреждениях могут проводиться факультативные занятия естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и иной направленности.

Учащиеся, с учетом мнения их законных представителей исходя из склонностей, желаний и состояния здоровья могут изучать на факультативных занятиях отдельные учебные предметы на повышенном уровне в пределах установленного типовым учебным планом количества учебных часов.

Факультативные занятия организуются в I-XI класах при наличии заявлений законных представителей учащихся.

Факультативные занятия проводятся до начала либо после завершения уроков.


6 Общие требования к уровням общего базового и общего среднего образования

6.1 Уровни и ступени общего среднего образования, сроки обучения

Структура общего среднего образования включает:

два уровня: общее базовое образование и общее среднее образование;

три ступени: I ступень (I—IV классы); II ступень (V—IX классы); III ступень (X—XI классы, обучение в вечерних школах, а также в классах, учебно-консультационных пунктах, в которых обучение осуществляется по учебным планам вечерней школы, — Х—ХII классы).

Целостность структуры общего среднего образования, содержательная основа его системного построения обеспечиваются единством и преемственной взаимосвязью трех ступеней общего среднего образования.

I и II ступени общего среднего образования составляют уровень общего базового образования. Продолжительность обучения — 9 лет.

I ступень общего среднего образования обеспечивает получение общего начального образования и является обязательной для продолжения обучения на II ступени общего среднего образования. Продолжительность обучения — 4 года. Прием детей в I класс осуществляется с шести лет или с более позднего возраста.

Продолжительность обучения на II ступени общего среднего образования — 5 лет.

Получение общего базового образования дает право на продолжение образования на III ступени общего среднего образования, а также на уровнях профессионально-технического и среднего специального образования.

Продолжительность обучения на III ступени общего среднего образования — 2 года. В вечерних школах, а также в классах, учебно-консультационных пунктах, в которых обучение осуществляется по учебным планам вечерней школы, продолжительность обучения на III ступени составляет 3 года.

Уровень общего среднего образования включает I, II и III ступени. Срок обучения — 11 лет. При обучении на III ступени общего среднего образования в вечерних школах, а также в классах, учебно-консультационных пунктах, в которых обучение осуществляется по учебным планам вечерней общеобразовательной школы, срок обучения составляет 11-12 лет.

Получение общего среднего образования дает право на продолжение образования на уровнях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

Образовательный процесс при обучении на I, II и III ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в том числе учебных занятий на учебно-производственных объектах.

Продолжительность учебного года в общеобразовательных учреждениях с учетом специфики целей и задач ступеней общего среднего образования, времени, отводимого в период летних каникул на организацию трудовой и медицинской практики, учебно-полевых сборов, общественно полезного труда составляет 35 учебных недель. Учебные занятия в учебном году осуществляются с 1 сентября по 1 июня. Если указанные даты приходятся на нерабочий день, то учебные занятия в учебном году начинаются в последующий и заканчиваются в предшествующий рабочий день.


6.2 Общие требования к I ступени (I—IV классы) общего среднего образования

6.2.1 Цели, задачи и особенности организации образовательного процесса

Общее начальное образование как I ступень общего среднего образования призвано обеспечить становление личности учащегося, выявление и развитие его способностей, формирование умений учебной деятельности, развитие познавательных интересов.

^ Основные цели общего начального образования:

выявление способностей и склонностей учащихся, развитие их познавательных интересов и индивидуальности;

воспитание нравственно-этических качеств, эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности;

формирование общеучебных умений и навыков;

формирование базовых знаний, умений и навыков чтения, письма, счета, общения, здорового образа жизни и безопасного поведения.

Задачи общего начального образования:

адаптация учащихся к окружающей действительности, школьной жизни, формирование статуса ученика;

выявление и развитие учебно-познавательной мотивации;

создание условий для включения учащихся в разнообразные виды деятельности (учебную, трудовую, коммуникативную и др.);

формирование элементов базовых компонентов культуры, ценностного отношения к окружающему миру;

формирование готовности к познанию фундаментальных закономерностей развития природы, общества, человека.

Обязательными для изучения в общеобразовательных учреждениях с белорусским и русским языками обучения на I ступени общего среднего образования являются следующие учебные предметы: «Беларуская мова», «Беларуская літаратура», «Русский язык», «Русская литература», «Иностранный язык», «Человек и мир», «Математика», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье».

Обучение в I классе начинается с интегрированного курса «Введение в школьную жизнь», который изучается в рамках общего количества часов, определенных типовым учебным планом. Одновременно с курсом «Введение в школьную жизнь» проводятся уроки по учебным предметам «Физическая культура и здоровье» и «Музыка». Все другие учебные предметы изучаются после завершения курса «Введение в школьную жизнь».

В I классе в рамках учебного предмета «Беларуская мова» осуществляется обучение грамоте по учебной программе «Навучанне грамаце», в рамках учебного предмета «Русский язык» осуществляется обучение грамоте по учебной программе «Обучение грамоте».

Во II-IV классах изучение учебного предмета «Беларуская літаратура» осуществляется по учебной программе «Літаратурнае чытанне», изучение учебного предмета «Русская литература» осуществляется по учебной программе «Литературное чтение».

Русский язык как учебный предмет в общеобразовательных учреждениях (классах) с белорусским языком обучения в I классе изучается в виде устного курса, со II класса вводится систематическое изучение данного учебного предмета.

Белорусский язык как учебный предмет в общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения в I классе изучается в виде устного курса, со II класса вводится систематическое изучение данного учебного предмета.

Изучение учебных предметов «Беларуская мова», «Беларуская літаратура», «Русский язык», «Русская литература» по составу содержания образования и объему учебной нагрузки различается в классах с белорусским и русским языками обучения. В процессе обучения используются два комплекта учебно-методических комплексов по названным учебным предметам: для общеобразовательных учреждений (классов) с белорусским языком обучения и для общеобразовательных учреждений (классов) с русским языком обучения.

На I ступени общего среднего образования в общеобразовательных учреждениях (классах) с русским языком обучения количество часов, установленное на изучение учебных предметов «Русский язык» и «Русская литература», соответствует времени, отводимому в общеобразовательных учреждениях с белорусским языком обучения на изучение учебных предметов «Беларуская мова» и «Беларуская літаратура».

С III класса в общеобразовательных учреждениях начинается изучение одного из иностранных языков (английский, китайский, немецкий, французский, испанский) как обязательного учебного предмета.

На I ступени общего среднего образования могут проводиться факультативные занятия. За счет часов, которые отведены на проведение факультативных занятий, по решению педагогического совета общеобразовательного учреждения, могут проводиться стимулирующие и поддерживающие занятия.

Факультативные занятия музыкальной, художественной, хореографической и театральной направленности изучаются в соответствии с устанавливаемым типовым учебным планом распределением учебных часов.

На I ступени общего среднего образования могут создаваться специализированные по спорту классы.

На данной ступени общего среднего образования осуществляется пропедевтика профессионального самоопределения учащихся, способствующая приобретению ими первоначального опыта участия в различных видах деятельности в соответствии со своими склонностями и интересами.

Порядок формирования групп для организации факультативных занятий, стимулирующих и поддерживающих занятий, деление классов на группы при изучении отдельных учебных предметов регламентируется ежегодно утверждаемыми Министерством образования по согласованию с Министерством здравоохранения и Министерством финансов типовыми учебными планами на текущий учебный год.

Во II—IV классах за счет часов, отведенных на проведение организационно-воспитательной работы или факультативных занятий, изучаются основы безопасности жизнедеятельности.

Обучение и воспитание учащихся I классов, а при наличии условий — и других начальных классов по решению местного исполнительного и распорядительного органа могут осуществляться на базе дошкольных учреждений.

Учащиеся, завершившие обучение на I ступени общего среднего образования, независимо от результатов учебной деятельности переводятся на II ступень общего среднего образования.


6.2.2 Общие требования к обязательному и максимальному объемам учебной нагрузки учащихся

На I ступени общего среднего образования устанавливается следующая обязательная и максимальная еженедельная учебная нагрузка в соответствии с утвержденными в установленном порядке учебными планами и в пределах гигиенических нормативов.

^ Обязательная учебная нагрузка (в неделю):

I класс — 18 часов;

II класс — 19 часов;

III класс — 21 час;

IV класс — 21 час.

Максимальная учебная нагрузка (в неделю):

I класс — 22 часа;

II класс — 22 часа;

III класс — 23 часа;

IV класс — 24 часа.

При изучении специальных учебных предметов музыкальной, художественной, хореографической и театральной направленности допускается увеличение максимальной допустимой учебной нагрузки на одного учащегося во II—IV классах в объеме 2 учебных часов.

Кроме часов, отведенных на проведение факультативныъх занятий, во внеурочное время по выбору учащихся и их законных представителей проводятся занятия хоровых, танцевальных, оркестровых, театральных коллективов, художественных студий, вокальных и инструментальных ансамблей. Такие занятия могут проводиться в шестой школьный день.

В соответствии с требованиями СанПиН в общеобразовательных учреждениях домашние задания должны задаваться учащимся с учетом возможности их выполнения во II классе — до 1,2 часа, III—IV классах — 1,5 часа.


6.2.3 Общие требования к уровню подготовки учащихся, завершающих обучение на I ступени общего среднего образования

Общие требования к уровню подготовки учащихся как планируемые результаты общего начального образования обусловлены целями, задачами и осваиваемым предметным содержанием данной ступени общего среднего образования. Они отражают составные компоненты формируемых у учащихся ценностей национальной и общечеловеческой культуры, а также общеучебные умения и навыки, связанные с познавательной и коммуникативной образовательной деятельностью учащихся:

проявлять ценностное отношение к окружающей действительности, родному краю, культурному и историческому наследию белорусского народа, уважительно относиться к обычаям и традициям других народов;

иметь первичные представления о научной картине мира;

ориентироваться в окружающей образовательной и социокультурной среде;

знать и выполнять правила гигиены, здорового образа жизни и безопасного поведения;

бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих людей;

осознавать учебную цель и учебную задачу, планировать и выполнять действия, осуществлять самоконтроль и самооценку;

осмысленно читать художественные и научно-популярные тексты, доступные для восприятия, правильно и осознанно читать вслух и про себя, пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту, составлять устный краткий и развернутый ответ на вопрос;

строить монологическое высказывание, принимать участие в диалоге, владеть необходимыми средствами речевого этикета для использования в процессе общения;

владеть первоначальными математическими знаниями, умениями, навыками и способами деятельности, необходимыми для успешного решения учебных и практических задач;

проводить описание изучаемых объектов на основе предложенного плана, сравнивать их, устанавливать различия и сходства;

выделять существенные признаки предметов и в соответствии с ними классифицировать предметы;

вести наблюдение, анализировать явления действительности, делать первичные обобщения и выводы, подтверждать их примерами;

осуществлять действия по заданному несложному алгоритму.


6.3 Общие требования ко II ступени (V—IX классы) общего среднего образования

6.3.1 Цели, задачи и особенности организации образовательного процесса

Уровень общего базового образования в единстве I и II ступеней общего среднего образования призван обеспечить овладение учащимися основами наук, навыками умственного и физического труда, социальным опытом, нормами морали и правилами поведения, формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению и продолжению образования.

^ Основные цели общего базового образования:

овладение учащимися основами наук, навыками умственного и физического труда, формирование у них навыков познавательной деятельности;

формирование научного мировоззрения, ценностных ориентаций, морально-этических и культурных норм;

формирование здорового образа жизни, опыта безопасного поведения;

формирование активной жизненной позиции, готовности к профессиональному самоопределению, продолжению образования.

^ Основные задачи общего базового образования:

создание условий для овладения учащимися ценностями
и нормами культуры, обобщенными знаниями, умениями, способами деятельности в процессе освоения гуманитарных, естественнонаучных и социокультурных учебных предметов;

формирование у учащихся гражданственности, патриотизма, духовно-нравственной культуры и культуры семейных отношений, взглядов и убеждений, основанных на идеологии белорусского государства;

формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению и дальнейшему получению образования;

ориентация образовательного процесса на формирование здорового образа жизни и опыта безопасного поведения учащихся;

обеспечение преемственности в содержании, методах и формах обучения на I и II ступенях общего среднего образования.

Для данного возрастного периода развития личности ведущей является общественно значимая деятельность, возрастают возможности самоорганизации, возникают профессиональные намерения, составляющие основу для профессионального самоопределения.

В образовательном процессе целесообразно использовать коммуникативные образовательные технологии, в том числе предполагающие различные виды и типы дифференциации учебного  процесса (парные и групповые формы  занятий, соревнования, конкурсы и т. п.). Наиболее действенными являются педагогические технологии, включающие практически значимую для подростков деятельность, связанную с выбором действий, самостоятельным выполнением различных видов работ на основе как заданных алгоритмов, так и собственно проектируемых способов решения учебных и практических задач.

На II ступени общего среднего образования обязательными для изучения в общеобразовательных учреждениях с белорусским и русским языками обучения являются следующие учебные предметы: «Беларуская мова», «Беларуская літаратура», «Русский язык», «Русская литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «Человек и мир», «Всемирная история. История Беларуси», «Обществоведение», «География», «Биология», «Физика», «Химия», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение. Черчение», «Физическая культура и здоровье». Исключением являются средние школы-училища олимпийского резерва, в которых на II ступени общего среднего образования не изучаются учебные предметы «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение.Черчение».

Для развития познавательных интересов учащихся, удовлетворения их образовательных запросов в V—IX классах проводятся факультативные занятия. За счет часов, которые отведены на проведение факультативных занятий, по решению педагогического совета общеобразовательного учреждения, могут проводиться стимулирующие и поддерживающие занятия.

Неотъемлемым компонентом организации образовательного процесса является также профориентационная работа с учащимися и психолого-педагогическое сопровождение их профессионального самоопределения. Основными  целевыми ориентирами профессионального самоопределения учащихся на данной ступени общего среднего образования являются: организация освоения социального смысла различных сфер профессиональной деятельности; обеспечение пространства выбора возможного приложения своих сил и способностей, сферы профессиональной деятельности, соответствующей интересам, склонностям и способностям каждого; включение в моделируемую будущую профессиональную деятельность.

На II ступени общего среднего образования учащиеся могут продолжать изучать специальные учебные предметы музыкальной, художественной, хореографической и театральной направленности на факультативных занятиях в соответствии с устанавливаемым типовым учебным планом распределением учебных часов.

На II ступени общего среднего образования могут создаваться специализированные по спорту классы.

Порядок формирования групп для организации факультативных занятий, деление классов на группы при изучении отдельных предметов регламентируются ежегодно утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Республики Беларусь типовыми учебными планами. В IX классе факультативные занятия могут проводиться также в шестой школьный день.

На протяжении учебного года с учащимися V—IX классов во внеурочное время за счет часов, отведенных на проведение организационно-воспитательной работы или факультативных занятий, проводятся занятия по основам безопасности жизнедеятельности. Требования, предъявляемые к содержанию образования, его объему и уровню подготовки учащихся по основам безопасности жизнедеятельности, отражены в соответствующей учебной программе.

Содержание учебных предметов на базовом уровне изучения и требования к подготовке выпускников устанавливаются образовательными стандартами по учебным предметам.

Освоение содержания учебных предметов на II ступени общего среднего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.


6.3.2 Общие требования к обязательному и максимальному объемам учебной нагрузки учащихся

Обязательный и максимальный объемы еженедельной учебной нагрузки учащихся на II ступени общего среднего образования составляют:

^ Обязательная учебная нагрузка (в неделю):

V класс — 24 часа;

VI класс — 26 часов;

VII класс — 27 часов;

VIII класс — 28 часов;

IX класс — 28 часов.

^ Максимальная учебная нагрузка (в неделю):

V класс — 27 часов;

VI класс — 30 часов;

VII класс — 30 часов;

VIII класс 31 час;

IX класс — 33 часа.

При изучении специальных учебных предметов музыкальной, художественной, хореографической и театральной направленности допускается увеличение максимальной допустимой учебной нагрузки на одного учащегося в V—IX классах в объеме 3 учебных часов.

Кроме часов, отведенных на проведение факультативных занятий, во внеурочное время по выбору учащихся и их законных представителей проводятся занятия хоровых, танцевальных, оркестровых, театральных коллективов, художественных студий, вокальных и инструментальных ансамблей. Такие занятия могут проводиться в шестой школьный день.

В соответствии с требованиями СанПиН в общеобразовательных учреждениях домашние задания должны задаваться учащимся с учетом возможности их выполнения в V—VI классах — до 2 часов, VII—VIII классах — 2,5 часа, IX классе — 3 часа.


6.3.3 Общие требования к уровню подготовки выпускников, завершающих обучение на II ступени общего среднего образования

В соответствии с поставленными целями, задачами и уровнем содержания образования общие требования к уровню подготовки выпускников включают ценности национальной
и общечеловеческой культуры, общеучебные умения и навыки, способы деятельности:

владение нормами культуры, ценностное отношение к историко-культурному и духовному наследию Беларуси, знание основных достижений мировой культуры, уважение к культуре других народов;

наличие научных представлений о материальном мире
и об основных законах его развития, способность воспринимать и объяснять на основе полученных знаний и опыта происходящие явления и события окружающей действительности;

владение основами правовых и экономических знаний, готовность к соблюдению правовых норм, бережливое отношение к материальным и культурным ценностям, умение гармонизировать свои отношения с другими людьми, обществом, государством, природой;

способность к эстетическому восприятию окружающей действительности, проявление эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства;

способность осознанно ориентироваться в потоках разнообразной информации, адекватно их воспринимать и интерпретировать в образовательных и общекультурных целях; владение основами современных информационных и коммуникационных технологий;

владение государственными и иностранным языками как средством общения и познания мира;

владение общетрудовыми и специальными умениями и навыками, готовность к овладению профессией и последующему вступлению в трудовую деятельность в сфере общественного производства;

знание основ и наличие опыта безопасной жизнедеятельности, здорового образа жизни.

6.4 Общие требования к III ступени (X—XI классы) общего среднего образования

^ 6.4.1 Цели, задачи и особенности организации образовательного процесса

В структуре общего среднего образования и профессиональном самоопределении учащихся III ступень общего среднего образования является завершающей. Образовательный процесс в X—XI классах осуществляется на основе теоретического обобщения и систематизации ранее усвоенного социального опыта в контексте изучения фундаментальных вопросов бытия, формирования современной научной картины мира, нравственных и мировоззренческих основ личности.

^ Основные цели III ступени общего среднего образования:

формирование у учащихся ценностей национальной и общечеловеческой культуры, мировоззренческих позиций, гражданской ответственности и правового самосознания;

формирование систематизированного представления о мире, об обществе и о человеке;

формирование готовности к непрерывному образованию, производительному труду, созидательному и ответственному участию в жизни семьи, общества и государства;

развитие индивидуальности и творческих способностей с учетом профессиональных намерений, интересов и образовательных запросов учащихся.

^ Основные задачи III ступени общего среднего образования:

обеспечение должного уровня общеобразовательной подготовки учащихся, удовлетворение их образовательных запросов в соответствии с профессиональными намерениями, интересами и способностями;

предоставление учащимся равных возможностей выбора факультативных занятий;

создание условий для профессиональной подготовки и получения учащимися соответствующей профессии рабочего (служащего);

создание условий для овладения учащимися различными видами познавательной, творческой и коммуникативной деятельности, формирования готовности к продолжению образования;

обеспечение преемственности в содержании, методах и формах обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

Устанавливается следующий перечень учебных предметов, обязательных для изучения на III ступени общего среднего образования в общеобразовательных учреждениях с белорусским и русским языками обучения: «Беларуская мова», «Беларуская літаратура», «Русский язык», «Русская литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «Всемирная история. История Беларуси», «Обществоведение», «География», «Биология», «Физика. Астрономия», «Химия», «Физическая культура и здоровье», «Допризывная и медицинская подготовка». Исключением являются средние школы-училища олимпийского резерва, в которых на III ступени общего среднего образования не изучается учебный предмет «Физическая культура и здоровье».

По учебным предметам «Беларуская мова», «Русский язык», «Беларуская літаратура», «Русская литература» в образовательном процессе с X по XI класс в общеобразовательных учреждениях с белорусским и русским языками обучения используются единые учебно-методические комплексы независимо от основного языка обучения.

Для развития познавательных интересов учащихся, удовлетворения их образовательных запросов в X- XI классах проводятся факультативные занятия. За счет часов, которые отведены на проведение факультативных занятий, по решению педагогического совета общеобразовательного учреждения, могут проводиться стимулирующие и поддерживающие занятия.

На III ступени общего среднего образования основным целевым ориентиром профессионального самоопределения учащихся является обеспечение пространства выбора будущей профессиональной деятельности. Это позволит учащимся сориентироваться в многообразии профессий и видов профессиональной деятельности.

На III ступени общего среднего образования могут создаваться специализированные по спорту классы.

В X – XI классах факультативные занятия могут проводиться также в шестой школьный день.

В общеобразовательном учреждении предусматривается освоение учащимися профессий рабочих (служащих) в соответствии с утвержденным перечнем. С учащимися X – XI классов в шестой школьный день может осуществляться профессиональная подготовка на базе межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации, школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, мастерских других организаций.

На профессиональную подготовку используются часы, отведенные на проведение факультативных занятий.

Дополнительное количество часов на профессиональную подготовку учащихся X – XI классов выделяется:

в общеобразовательных учреждениях, учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, в межшкольных учебно-производственных комбинатах трудового обучения и профессиональной ориентации, на базе которых осуществляется профессиональная подготовка учащихся работе на тракторах и других сельскохозяйственных машинах, на индивидуальное обучение вождению тракторов – по 15 учебных часов на каждого учащегося X классов и по 5 учебных часов - XI классов;

в общеобразовательных учреждениях, учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, в межшкольных учебно-производственных комбинатах трудового обучения и профессиональной ориентации, на базе которых осуществляется обучение учащихся основам животноводства, механизации животноводческих ферм и комплексов, основам полеводства, агрохимии и лесоводства, на индивидуальное обучение вождению тракторов – по 20 учебных часов на каждого учащегося X -XI классов;

в общеобразовательных учреждениях, учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, в межшкольных учебно-производственных комбинатах трудового обучения и профессиональной ориентации, на базе которых осуществляется подготовка водителей категорий «В» и «С», на индивидуальное обучение вождению – 70 учебных часов (13 учебных часов – на практику по вождению автомобилей категории «В» и 57 учебных часов – на практику по вождению автомобилей категории «С»).

Для учащихся X классов, которые проходят профессиональную подготовку, проводится производственная практика в течение 20 дней по 6 учебных часов в день (всего 120 учебных часов).


6.4.2 Общие требования к обязательному и максимальному объемам учебной нагрузки учащихся

Обязательный и максимальный объемы еженедельной учебной нагрузки учащихся на III ступени общего среднего образования составляют:

^ Обязательная учебная нагрузка (в неделю):

X класс — 27 часов;

XI класс — 27 часов.

Максимальная учебная нагрузка (в неделю):

X класс — 34 часа;

XI класс — 34 часа.

В X—XI классах в пределах часов, которые выделяются для проведения факультативных занятий, учащиеся могут продолжать изучать специальные учебные предметы музыкальной, художественной, театральной и хореографической направленности.

В соответствии с требованиями СанПиН в общеобразовательных учреждениях домашние задания должны задаваться учащимся с учетом возможности их выполнения в X—XI классах — до 3 часов.


6.4.3 Общие требования к уровню подготовки выпускников, завершающих обучение на III ступени общего среднего образования

Общие требования к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений с 11-летним сроком обучения обусловлены приоритетами социально-экономического и культурного развития страны, целями, задачами и содержанием общего среднего образования. Они включают в себя базовые ценности национальной и общечеловеческой культуры, общеучебные умения и навыки, способы деятельности.

К ним относятся:

ориентация на национальные и общечеловеческие ценности, владение базовыми нормами культуры, готовность сохранять и приумножать историко-культурное наследие своего народа, способность к межкультурному взаимодействию, уважение к культуре, обычаям и традициям других народов;

знание и соблюдение законов и правовых норм Республики Беларусь, ценностное и неравнодушное отношение к явлениям общественной жизни, ориентация на общепринятые нормы и нравственные ценности общества и государства;

восприятие и оценка явлений и событий окружающей действительности с позиции научной картины мира, отражение ее в поведении, трудовой и общественно полезной деятельности;

правовая грамотность, способность отстаивать свою гражданскую позицию, собственные взгляды и убеждения, интересы семьи, общества и государства, противостоять негативным фактам и проявлениям в общественной жизни;

готовность к осознанному профессиональному выбору и продолжению образования, непрерывному обновлению знаний в течение всей жизни, способность к созидательному труду в гражданском обществе с устойчивой социально ориентированной рыночной экономикой, самостоятельному планированию своего жизненного пути;

умение ориентироваться в многообразных информационных потоках, работать с различными источниками информации, владеть современными технологиями ее поиска, извлекать необходимую информацию из различных источников, перерабатывать и применять в практических целях;

владение системой полученных знаний, умений, навыков, способов деятельности, опытом творческой деятельности в целях понимания и объяснения процессов, явлений, закономерностей, происходящих в природе, обществе и государстве, осознание собственной роли и предназначения в коллективном и индивидуальном жизнетворчестве;

способность жить в постоянно изменяющихся жизненных условиях, влиять на них для достижения личностно значимого и общественно полезного результата;

владение приемами анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации, систематизации, сопоставления и др.;

способность к самовыражению, проявлению своих эмоций, чувств, переживаний, умение сопереживать, сострадать, понимать других людей и приходить им на помощь;

способность к творческой деятельности, генерированию идей, неординарности действий, использованию приобретенных знаний и опыта в новых условиях;

способность вступать в коммуникативные отношения с другими участниками общения, владение основными видами публичных выступлений, знание соответствующих этических норм и правил.


7 Общие требования к типам общеобразовательных учреждений

К основным типам общеобразовательных учреждений относятся: начальная школа, базовая школа, средняя школа, вечерняя школа, гимназия, лицей, школа-интернат, санаторная школа-интернат, специальная школа закрытого типа, специальная общеобразовательная школа (школа-интернат), учебно-педагогический комплекс, средняя школа-училище олимпийского резерва.

Ко всем типам общеобразовательных учреждений предъявляются следующие общие требования.

Общеобразовательное учреждение является юридическим лицом, имеет свою печать и штамп, а также текущие счета в банках при отсутствии централизации бухгалтерского учета.

Деятельность общеобразовательного учреждения осуществляется на основе устава, который разрабатывается и утверждается учредителем в соответствии с законодательством Республики Беларусь и Положением об общеобразовательном учреждении.

Во всех типах общеобразовательных учреждений образовательный процесс должен осуществляться в соответствии
с установленной настоящим образовательным стандартом обязательной и максимальной недельной учебной нагрузкой.

Изучение учебных предметов на базовом уровне осуществляется в соответствии с требованиями образовательных стандартов по утвержденным Министерством образования учебным программам, индивидуальным учебным планам, которые разрабатываются на основе типового учебного плана и согласовываются с управлением (отделом) образования местного исполнительного и распорядительного органа.

Ежедневное количество учебных занятий определяется расписанием уроков, которое составляется в соответствии с требованиями СанПиН.

В общеобразовательных учреждениях должны быть созданы условия для проведения организационно-воспитательной и кружковой работы, деятельности общественных организаций (объединений) работников и учащихся.


8 Общие требования к итоговой аттестации на уровнях общего базового и общего среднего образования

На уровнях общего базового и общего среднего образования осуществляется текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся. Аттестация учащихся осуществляется в целях определения соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям образовательных стандартов и учебных программ.

Результаты аттестации оцениваются отметкой в баллах,
за исключением учащихся I и II классов. Аттестация учащихся I и II классов осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку учебных достижений учащихся без выставления отметок в баллах.

Аттестация учащихся может осуществляться в устной, письменной и практической формах. Допускается сочетание указанных форм.

^ Итоговая аттестация — определение соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям образовательных стандартов и учебных программ по учебным предметам с выставлением отметок за год (годовая отметка) с учетом результатов промежуточной аттестации, а также за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования.

Перечень учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, формы проведения выпускных экзаменов ежегодно определяются Министерством образования Республики Беларусь не менее чем за год до начала проведения выпускных экзаменов и доводятся до сведения участников образовательного процесса через средства массовой информации.

В случаях освобождения учащихся от выпускных экзаменов за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования итоговая аттестация проводится на основании годовых отметок.

Перечень заболеваний, которые являются основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования, определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Иные основания для освобождения учащихся от выпускных экзаменов за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования определяются Министерством образования Республики Беларусь.

Порядок проведения аттестации учащихся определяется Министерством образования Республики Беларусь.


9 Общие требования к документам об образовании

Успешное прохождение итоговой аттестации за период обучения на уровне общего базового образования дает выпускникам право на получение свидетельства об общем базовом образовании, за период обучения на уровне общего среднего образования — аттестата об общем среднем образовании.

За отличные успехи в учебе и примерное поведение за период обучения на уровне общего базового образования выпускникам выдается свидетельство об общем базовом образовании с отличием.

За отличные успехи в учебе и примерное поведение за период обучения на уровне общего среднего образования выпускники награждаются золотыми, серебряными медалями с вручением аттестата особого образца, а за особые успехи в изучении отдельных предметов — похвальными листами.

Положение о золотой, серебряной медалях и похвальных листах утверждается Правительством Республики Беларусь.

Учащимся, не прошедшим итоговую аттестацию за период обучения на уровне общего среднего образования, выдаются справки установленного Министерством образования Республики Беларусь образца, не являющиеся документом об общем среднем образовании.

Образцы документов об общем базовом и общем среднем образовании, порядок их заполнения и выдачи определяются Правительством Республики Беларусь.

Учащимся, прошедшим профессиональную подготовку и успешно сдавшим выпускной квалификационный экзамен, выдается свидетельство о присвоении соответствующей профессии рабочего (служащего).

Учащимся классов с изучением специальных учебных предметов музыкальной, художественной, хореографической, театральной и спортивной направленности, которые успешно сдали экзамены по соответствующим специальным предметам за период обучения на уровнях общего базового, общего среднего образования, выдается дополнительно к основному документу об образовании выписка годовых отметок по специальным учебным предметам.





Похожие:

Образовательный стандарт общее среднее образование основные нормативы и требования Адукацыйны стандарт агульная сярэдняя адукацыя асноўныя нарматывы І патрабаванні iconСтандарт качества предоставления муниципальной услуги «Общее образование» в Энгельсском муниципальном районе Саратовской области
Организациями, в отношении которых применяется стандарт качества (далее Стандарт) муниципальной услуги «Общее образование» (далее...
Образовательный стандарт общее среднее образование основные нормативы и требования Адукацыйны стандарт агульная сярэдняя адукацыя асноўныя нарматывы І патрабаванні iconГосударственный общеобязательный стандарт Республики Казахстан Начальное, основное среднее, общее среднее образование госо рк 3 01-2010 Астана госо рк 3 01-2010 Предисловие
Взамен государственного общеобязательного стандарта среднего общего образования Республики Казахстан. Основные положения (госо рк...
Образовательный стандарт общее среднее образование основные нормативы и требования Адукацыйны стандарт агульная сярэдняя адукацыя асноўныя нарматывы І патрабаванні iconОбразовательный стандарт общее среднее образование иностранный язык
Востребованы возможности иностранного языка как фактора профессионального самоопределения. Соответственно, он изучается как средство...
Образовательный стандарт общее среднее образование основные нормативы и требования Адукацыйны стандарт агульная сярэдняя адукацыя асноўныя нарматывы І патрабаванні iconОбразовательная программа для специальных (коррекционных) дошкольных учреждений 1 и 2 вида. I ступень
Школа – интернат функционирует с 1984 года и осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ...
Образовательный стандарт общее среднее образование основные нормативы и требования Адукацыйны стандарт агульная сярэдняя адукацыя асноўныя нарматывы І патрабаванні iconОбразовательный стандарт по информатике, Требования к учебным кабинетам. Общие положения
Оо (сроки подведения итогов определяются областным Департаментом образования). При составлении данного Положения использованы следующие...
Образовательный стандарт общее среднее образование основные нормативы и требования Адукацыйны стандарт агульная сярэдняя адукацыя асноўныя нарматывы І патрабаванні iconОбразовательный стандарт по информатике, требования к учебным кабинетам. Общие положения
Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом образовательного учреждения и регламентирует порядок работы кабинет...
Образовательный стандарт общее среднее образование основные нормативы и требования Адукацыйны стандарт агульная сярэдняя адукацыя асноўныя нарматывы І патрабаванні iconСтатья 19. Общее образование
Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее,...
Образовательный стандарт общее среднее образование основные нормативы и требования Адукацыйны стандарт агульная сярэдняя адукацыя асноўныя нарматывы І патрабаванні iconОсновные общеобразовательные программы
...
Образовательный стандарт общее среднее образование основные нормативы и требования Адукацыйны стандарт агульная сярэдняя адукацыя асноўныя нарматывы І патрабаванні iconОсновные общеобразовательные программы
...
Образовательный стандарт общее среднее образование основные нормативы и требования Адукацыйны стандарт агульная сярэдняя адукацыя асноўныя нарматывы І патрабаванні iconОсновные общеобразовательные программы
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы