Управления образования облисполкомов Комитет по образованию Мингорисцолкома 17 ноября 2005 г. №21-12/346 Направляем информационно-методическое письмо «О некото­рых вопросах деятельности по выявлению и учету несовершенно­летних, icon

Управления образования облисполкомов Комитет по образованию Мингорисцолкома 17 ноября 2005 г. №21-12/346 Направляем информационно-методическое письмо «О некото­рых вопросах деятельности по выявлению и учету несовершенно­летних,



НазваниеУправления образования облисполкомов Комитет по образованию Мингорисцолкома 17 ноября 2005 г. №21-12/346 Направляем информационно-методическое письмо «О некото­рых вопросах деятельности по выявлению и учету несовершенно­летних,
Дата конвертации14.09.2012
Размер144.73 Kb.
ТипМетодическое письмо
источник


Управления образования облисполкомов Комитет по образованию Мингорисцолкома

17 ноября 2005 г. № 21-12/346 Направляем информационно-методическое письмо «О некото­рых вопросах деятельности по выявлению и учету несовершенно­летних, находящихся в социально опасном положении» для ис­пользования в практической деятельности органов государствен­ного управления образованием и учреждений образования.

Заместитель Министра Т. Н. КОВАЛЕВА

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И УЧЕТУ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ,

^ НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Важным направлением работы органов государственного уп­равления образованием и учреждений образования являются про-филактика социально опасного положения несовершеннолетних и их семей, выявление, учет и защита несовершеннолетних, нуж­дающихся в социально-педагогической, психологической и иных видах помощи.

Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несо­вершеннолетних» введено понятие «несовершеннолетний, нахо­дящийся в социально опасном положении». Это лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или бес­призорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонару­шения или антиобщественные действия.

В соответствии с названным Законом утверждена Инструкция о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающих­ся в государственной защите (Постановление Министерства образо­вания от 28 июля 2004 г. № 47), в которой дается более полное определение несовершеннолетних, находящихся в социально опас­ном положении. К несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся несовершеннолетние, которые:


воспитываются в семье, где родители или другие их законные представители не исполняют или ненадлежащим образом испол­няют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержа­нию несовершеннолетних детей, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, вовлекают в пре­ступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, неме­дицинскому употреблению наркотических, токсических, психо­тропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеством, азарт­ными играми;

вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здо­ровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиоб­щественные действия;

являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;

пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф;

оказались в других неблагоприятных условиях, экстремаль­ных ситуациях.

Для определения социально опасного положения несовершен­нолетнего рекомендуем использовать основные критерии и по­казатели социально опасного положения несовершеннолетнего, приведенные в приложении к данному письму.

Своевременное выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также их социально-психо­лого-педагогическая реабилитация или предупреждение соверше­ния несовершеннолетними правонарушений либо иных антиоб­щественных действий, т. е. индивидуальная профилактическая работа, организовывается и (или) проводится различными орга­нами, учреждениями и иными организациями, осуществляю­щими профилактику безнадзорности и правонарушений несовер­шеннолетних. К ним относятся:

комиссии по делам несовершеннолетних;

органы государственного управления образованием;

органы опеки и попечительства;

органы по труду и социальной защите;

органы государственного управления здравоохранением;

органы государственной службы занятости;

органы внутренних дел;

иные органы, учреждения и организации в пределах своей компетенции.

Выявление и учет несовершеннолетних, находящихся в соци­ально опасном положении, рассматриваются как комплекс согла­сованных профессиональных действий органов, учреждений и иных организаций по установлению факторов, угрожающих благопо­лучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливаю­щих необходимость вмешательства с целью нормализации си­туации, устранения причин и условий неблагополучия.

С целью выявления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, управления (отделы) образования местных исполнительных и распорядительных органов в преде­лах своей компетенции осуществляют:

анализ положения несовершеннолетних;

организацию обследования условий жизни и воспитания не­совершеннолетних, оставшихся без попечения родителей либо проживающих в семьях, не обеспечивающих им необходимого ухода, содержания и воспитания;

подготовку материалов к заседаниям комиссий по делам не­совершеннолетних для признания несовершеннолетних нуждаю­щимися в государственной защите из числа несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и проектов меж­ведомственных индивидуальных планов защиты прав и закон­ных интересов несовершеннолетних;

организационно-методическое обеспечение и координацию дея­тельности подведомственных учреждений по профилактике без- надзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Учреждения образования выявляют несовершеннолетних, на­ходящихся в социально опасном положении, на основании:

обследования условий жизни и воспитания несовершенно­летних;

анализа участия родителей в жизнедеятельности учреждений образования;

анализа обращений близких родственников, соседей, других граждан;

учета посещения несовершеннолетними учреждений образова­ния; выявления несовершеннолетних, не получающих общего базового образования;

учета и анализа совершения несовершеннолетними правона­рушений и преступлений.

Признание воспитанника, учащегося (студента) находящимся в социально опасном положении, соответственно и постановка

на учет в учреждении образования, как находящегося в социально опасном положении, также и снятие его с учета должны осуще­ствляться по решению педагогического совета (Совета профилак­тики) с ведома несовершеннолетнего, его родителей или других законных представителей.

На заседание педагогического совета (Совета профилактики) в отношении несовершеннолетнего воспитанника, учащегося (сту­дента) для признания его находящимся в социально опасном по­ложении, должна быть собрана достоверная информация и долж­ны быть изучены обстоятельства жизни и воспитания ребенка в семье, социальное окружение. Также необходима информация из инспекции по делам несовершеннолетних, организации здраво­охранения либо медработника, обслуживающего учреждение обра- зования, от родственников, соседей и других заинтересованных. Подготовка информации проводится по поручению руководителя л 0 учреждения образования педагогическими работниками, прежде * if всего педагогами социальными, педагогами-психологами. ""— С целью устранения причин и условий неблагополучия ре­бенка составляется и реализуется индивидуальный план помощи несовершеннолетнему, включающий мероприятия по оказанию социальной, материальной, педагогической, психологической, медицинской, правовой, коррекционной и иных видов помощи. План помощи несовершеннолетнему может изменяться в зави­симости от результатов работы и изменения положения ребенка.

В соответствии со статьей 116 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье дети, находящиеся в социально опасном положении, могут быть признаны нуждающимися в государственной защите по решению местного исполнительного и распорядитель­ного органа. Данное решение принимается на основании документов, подтверждающих нахождение ребенка в социально опас­ном положении, и акта обследования условий жизни и воспита­ния ребенка. В случае признания ребенка нуждающимся в госу­дарственной защите местным исполнительным и распорядитель­ным органом утверждается межведомственный план защиты его прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов детей, находящихся в со­циально опасном положении, та клее возлагается на комиссии по делам несовершеннолетних (от. 1.1.6 Кодекса Республики Бела­русь о браке и семье, Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). В соответствии с Поло- жением о порядке образования и деятельности комиссий по де­лам несовершеннолетних, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2003 г. № 1599,

районные, городские, районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних признают несовершеннолетних нуждающи­мися в государственной защите, а также утверждают и контро­лируют выполнение межведомственных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, нуждающихся в госу­дарственной защите.

Учитывая данные положения, несовершеннолетние призна­ются комиссиями по делам несовершеннолетних и местными ис­полнительными и распорядительными органами нуждающимися в государственной защите из числа несовершеннолетних, нахо­дящихся в социально опасном положении. В отношении несо­вершеннолетнего, находящегося в социально опасном положе­нии, и в случае, когда не удается достичь положительной дина­мики по устранению причин и условий неблагополучия, в ко­миссию по делам несовершеннолетних направляется ходатайство для признания несовершеннолетнего нуждающимся в государст­венной защите и представляются:

информация о проведенной индивидуальной профилактиче­ской работе с несовершеннолетним, принятых мерах, направлен­ных на нормализацию ситуации, устранение причин и условий неблагополучия, содержащая обоснование необходимости меж­ведомственного взаимодействия по обеспечению результатив­ности и усиления ответственности всех заинтересованных по вы­ведению несовершеннолетнего из социально опасного положе­ния и заверенная должностным лицом организации;

проект межведомственного индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего;

акт обследования условии жизни и воспитания несовершен­нолетнего;

другая достоверная информация, подтверждающая социально опасное положение несовершеннолетнего.

Ходатайства учреждений образования о признании несовер­шеннолетних нуждающимися в государственной защите целесо­образно согласовывать с управлениями (отделами) образования (секторами (отделами) охраны детства).

При поступлении в комиссию по делам несовершеннолетних неполной информации в отношении несовершеннолетнего, при не­обходимости проверки ее достоверности и в ряде других случаев


комиссия по делам несовершеннолетних запрашивает дополни­тельную информацию, организует изучение условий жизни и вос­питания. К этой работе привлекаются по усмотрению комиссии по делам несовершеннолетних педагогические работники, спе­циалисты органов, учреждений, осуществляющих выявление не­совершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

В том случае, когда несовершеннолетний является воспитан- ником, учащимся (студентом) учреждения образования, обычно подготовку материалов на заседание комиссии по делам несовер­шеннолетних по вопросу признания его нуждающимся в государ­ственной на щите осуществляют педагогические работники учреж­дения образования, специалисты управления (отдела) образования (прежде всего сектора (отдела) охраны детства) при взаимодейст­вии с другими заинтересованными службами и организациями.

Если несовершеннолетний не учится и не работает, комиссия по делам несовершеннолетних может поручить педагогическим работникам, прежде всего социально педагогических учреждений (социально-педагогических центров, детских социальных при­ютов), специалистам управления (отдела) образования провести работу по изучению условий жизни и воспитания несовершенно­летнего, подготовке необходимой информации на рассмотрение комиссии.

На заседание исполкома по вопросу признания несовершен­нолетнего нуждающимся в государственной защите комиссия по делам несовершеннолетних представляет:

постановление комиссии по делам несовершеннолетних о признании несовершеннолетнего нуждающимся в государст­венной защите;

акт обследования условий жизни и воспитания несовершен­нолетнего;

межведомственный индивидуальный план защиты прав и за­конных интересов несовершеннолетнего, согласованный со всеми ответственными исполнителями;

другую информацию, подтверждающую социально опасное положение несовершеннолетнего.

Формы указанных акта обследования условий жизни и вос­питания и межведомственного и иди пи дуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего даются в Ин­струкции о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной Поста­новлением Министерства образования от 28 июля 2004 г. № 47.

Несовершеннолетние, признанные нуждающимися в государ­ственной защите, ставятся на учет в комиссии по делам несовер­шеннолетних. Комиссия по делам несовершеннолетних форми­рует банк данных о несовершеннолетних, признанных нуждаю­щимися в государственной защите, состоящий из карт персони­фицированного учета по форме в соответствии с Инструкцией о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, осуществляет выборочный контроль выполнения планов защиты прав и законных интересов несовер­шеннолетних.

Основаниями для снятия несовершеннолетнего с учета в ко: миссии по делам несовершеннолетних являются:

выполнение межведомственного индивидуального плана за­щиты прав и законных интересов несовершеннолетнего и устра­нение причин и условий, создавших социально опасное поло­жение несовершеннолетнего;

достижение им совершеннолетия или приобретение им дее­способности в полном объеме в возрасте до 18 лет и передача соответствующей информации в органы внутренних дел и др.

Оказание социально-педагогической и психологической помощи и поддержки семье в, воспитании детей, предотвращение вытес­нения ребенка из семьи, сохранение и развитие его в биологи­ческой семье являются важной задачей социально-педагогических учреждений. Практически все несовершеннолетние, помещенные в детский социальный приют, нуждаются в государственной за­щите и своевременном решении вопроса их устройства.

Результативность работы по профилактике, упреждению попадания детей в социально опасное положение зависит от того, насколько вовремя и глубоко выявляются причины, лежащие в основе попадания детей в социально опасное положение. Важ­на также разработка и реализация комплекса мер как в регионе, так и в каждом учреждении образования по раннему устранению условий и причин неблагополучия несовершеннолетних.


Критерии социально опасного положения несовершеннолетнего


Показатели социально опасного положения несовершеннолетнего

Несовершеннолетний
воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребенка

Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей

своим поведением лишают ребенка минимальных жизненных благ, необходимых для проживания и развития (не заботятся о его здоровье,
нравственном, физическом и психическом развитии, материально-бытовом обеспечении, об
обучении, о подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе, проявляют к нему безразличие, уклоняются от уплаты алиментов и др.) Факты оставления ребенка без пищи, тепла, присмотра, отказ от ребенка, изгнание ребенка из дому


Несовершеннолетний
воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) злоупотребляют родитель- скими правами

Склонение ребенка к попрошайничеству, занятию проституцией

Вовлечение ребенка в преступную деятельность, антиобщественное поведение
Незаконное расходование родителями имущества, принадлежащего ребенку

Гипоопека

Запрещение ребенку посещать общеобразова­тельное учреждение

Систематическое применение к ребенку анти­педагогических мер воздействия


Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер)

Приобщение ребенка к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ

Родители ведут аморальный образ жизни ( злоупотребление алкогольных напитков, хронический алкоголизм, наркомания, проституция и др.)

Жестокое обращение с несовершеннолетним

Физическое насилие — преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, или лицами, ответственными за их воспитание, физических повреждений, кото­рые могут привести к смерти ребенка, или вы­зывают серьезные, требующие медицинской по­мощи нарушения физического или психиче ского здоровья, или ведут к отставанию в раз­витии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ре­бенка

Сексуальное насилие или развращение Психическое (эмоциональное) насилие — дли­тельное, постоянное или периодическое психо­логическое воздействие, приводящее к форми­рованию у ребенка патологических черт ха­рактера или нарушающее развитие его лич­ности (открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физиче­ского насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ре­бенку чрезмерных требований, не соответст­вующих его возрасту и возможностям); одно­кратное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму

Моральная жестокость (пренебрежение основ­ными нуждами ребенка) — отсутствие со сто­роны родителей или лиц, их заменяющих, эле­ментарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для его здоровья или разви­тия (отсутствие адекватного возрасту ребенка питания, одежды, жилья, образования, меди­цинской помощи, включая отказ от лечения ребенка; отсутствие внимания, что может при­вести к несчастному случаю, стать причиной повреждений, вовлечения в употребление алко­голя, наркотиков, совершения преступлений); недостаток заботы, обусловленный болезнью, бедностью, невежественностью или неопыт­ностью, чрезмерной занятостью родителей, следствием стихийных бедствий, стихийных потрясений


Несовершеннолетний, совершающий антиобще­ственные действия (несо­вершеннолетний право­нарушитель)

Рост нарушений дисциплины, увеличение про­пуска занятий, укрепление асоциальных свя­зей, бродяжничество

Несовершеннолетний уклоняется от учебы, работы

Несовершеннолетний состоит на учете в ИДН Несовершеннолетний член экстремистской группировки, деструктивной секты


Несовершеннолетний, оказавшийся в неблаго приятных условиях, в экстремальной жизненной ситуации


Проживание несовершеннолетнего в семье в си­туации конфликта, развода

Проживание несовершеннолетнего в семье с на-личием стрессовых факторов: безработица, ту­неядство, финансовые проблемы, чрезмерная занятость родителей, невыносимая нравствен­ная атмосфера (кто-то в семье тяжело болеет, кто-то из родителей лишен родительских прав и др.), низкий уровень образования и профес­сиональной квалификации родителей Социальная изоляция несовершеннолетнего, негативное влияние культурных или религиоз­ных факторов

Несовершеннолетний, помещенный в детский социальный приют

Жестокое обращение со стороны сверстников, взрослых

Отрицательное влияние сверстников, взрослых Жертва торговли людьми — несовершенно­летний, в отношении которого совершались дея­ния, влекущие ответственность по статье 181 Уголовного кодекса Республики Беларусь, либо другие деяния, направленные на его использо­вание с целью сексуальной или иной эксплуа­тации, ответственность за которые предусмот­рена статьями Уголовного кодекса (статьи 171, 171-1, 182, 187)

несовершеннолетний из семьи беженцев Несовершеннолетний, пострадавший в резуль­тате аварии, катастрофы, бедствий и др. Несовершенно летний, ведущий нездоровый образ жизни

«Уличный ребенок» — несовершеннолетний, окончательно не потерявший связи с семьей, но предоставлен сам себе, не имеет места жительства или места пребывания





Похожие:

Управления образования облисполкомов Комитет по образованию Мингорисцолкома 17 ноября 2005 г. №21-12/346 Направляем информационно-методическое письмо «О некото­рых вопросах деятельности по выявлению и учету несовершенно­летних, iconУправления образования облисполкомов Комитет по образованию Мингорисполкома
О некоторых вопросах, определяющих требования к ношению одежды делового стиля учащимися общеобразовательных учреждений в 2009/2010...
Управления образования облисполкомов Комитет по образованию Мингорисцолкома 17 ноября 2005 г. №21-12/346 Направляем информационно-методическое письмо «О некото­рых вопросах деятельности по выявлению и учету несовершенно­летних, iconДепартамент образования и молодежной политики ханты мансийского автономного округа югры
Российской Федерации нового комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», согласно письму Министерства...
Управления образования облисполкомов Комитет по образованию Мингорисцолкома 17 ноября 2005 г. №21-12/346 Направляем информационно-методическое письмо «О некото­рых вопросах деятельности по выявлению и учету несовершенно­летних, iconАдминистрация первомайского района
Комитет администрации Первомайского района по образованию направляет для использования в работе письмо Главного управления образования...
Управления образования облисполкомов Комитет по образованию Мингорисцолкома 17 ноября 2005 г. №21-12/346 Направляем информационно-методическое письмо «О некото­рых вопросах деятельности по выявлению и учету несовершенно­летних, iconМетодическое письмо об организации инновационной деятельности в системе образования Санкт-Петербурга в 2011-2012 учебном году
...
Управления образования облисполкомов Комитет по образованию Мингорисцолкома 17 ноября 2005 г. №21-12/346 Направляем информационно-методическое письмо «О некото­рых вопросах деятельности по выявлению и учету несовершенно­летних, iconПисьмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19. 11. 98 г. №1561/14-15 контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (методическое письмо)
Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начальной...
Управления образования облисполкомов Комитет по образованию Мингорисцолкома 17 ноября 2005 г. №21-12/346 Направляем информационно-методическое письмо «О некото­рых вопросах деятельности по выявлению и учету несовершенно­летних, iconМетодическое письмо от 19. 11. 98 г
Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начальной...
Управления образования облисполкомов Комитет по образованию Мингорисцолкома 17 ноября 2005 г. №21-12/346 Направляем информационно-методическое письмо «О некото­рых вопросах деятельности по выявлению и учету несовершенно­летних, iconМетодическое письмо от 19. 11. 98 г
Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начальной...
Управления образования облисполкомов Комитет по образованию Мингорисцолкома 17 ноября 2005 г. №21-12/346 Направляем информационно-методическое письмо «О некото­рых вопросах деятельности по выявлению и учету несовершенно­летних, iconПлан работы Комитета по образованию «Азовского немецкого национального муниципального района» на декабрь 2011 года
Работа отдела опеки и попечительства по выявлению, учету и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Управления образования облисполкомов Комитет по образованию Мингорисцолкома 17 ноября 2005 г. №21-12/346 Направляем информационно-методическое письмо «О некото­рых вопросах деятельности по выявлению и учету несовершенно­летних, iconКомитет администрации мамонтовского района по образованию
На основании письма Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи №7522 от 22. 08. 2011
Управления образования облисполкомов Комитет по образованию Мингорисцолкома 17 ноября 2005 г. №21-12/346 Направляем информационно-методическое письмо «О некото­рых вопросах деятельности по выявлению и учету несовершенно­летних, iconКомитет администрации мамонтовского района по образованию
На основании письма Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи №7522 от 22. 08. 2011
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы