Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования* icon

Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования*



НазваниеПоложение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования*
Дата конвертации14.09.2012
Размер130.59 Kb.
ТипДокументы
источник

ПОЛОЖЕНИЕ О СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе

учреждения образования*

Постановление Министерства образования Республики Беларусь 27 апреля 2006г № 42

("Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь", 2006, № 76, 8/14406)

Опубликовано — 22.05.2006.

Дата включения в Национальный реестр 10.05.2006.

*Извлечение. Согласования не приводятся.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 29 октября 1991 года "Об образовании" в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта 2002 года, Законом Республики Беларусь от 29 июня 2003 года "О профессионально-техническом образовании", Положением о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2001 г. № 1554, Министерство образования Республики Беларусь постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования.

^ Министр А.М.РАДЬКОВ

Положение

о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования

Глава 1

Общие положения

1. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (далее — Положение) разработано в соответствии с Законом Республики Беларусь от 29 октября 1991 года "Об образовании" в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта 2002 года (Ведамасцi Вярхоунага Савета Рэспублiki Беларусь, 1991 г., № 33, ст. 598; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 37, 2/844), Положением о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2001 г. № 1554 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 103, 5/9279).

2. Настоящее Положение регулирует порядок создания, функционирования и прекращения деятельности социально-педагогической и психологической службы (далее СППС) учреждений образования, обеспечивающих получение дошкольного, общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального и высшего, социально-педагогических учреждений (далее — учреждение образования) и служит правовой и организационно-методической основой ее работы.

3. СППС учреждения образования представляет собой систему практического использования достижений психо­логии и социальной педагогики для оптимизации образо­вательного процесса и развития личности обучающихся и воспитанников.

4. Общее руководство деятельностью СППС осуществляет руководитель учреждения образования. Координирует и направляет деятельность СППС заместитель руководителя по воспитательной (идеологической и воспитательной) работе.

  1. В своей деятельности СППС руководствуется международными актами в области защиты прав детей, законодательством Республики Беларусь, настоящим Положением и разработанным на его основе положением о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования, утверждаемым руководителем учреждения образования.

Глава 2

Цель, основные задачи и принципы деятельности, функции СППС учреждения образования

6. Целью деятельности СППС учреждения образования является содействие в создании условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения, обучающихся и воспитанников в учреждении образования, семье и социальном окружении.

7. Основные задачи СППС учреждения образования:

  • организация своевременной комплексной личностно-ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся, воспитанникам, а также тем из них, кто имеет проблемы в общении, обучении, развитии, социализации или находится в социально опасном положении; содействие в формировании эмоционально благоприятной атмосферы в детских и педагогических коллективах учреждения образования, семьях обучающихся, воспитанников и их социальном окружении;

  • предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилакти­ка асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, воспитанников, пропаганда здорового образа жизни;

  • повышение психолого-педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса, активизация и усиление педагогического потенциала социального окружения.

8. Принципы деятельности СППС учреждений образования:

  • приоритет прав и интересов обучающихся и воспитанников;

  • личностно-ориентированный подход;

  • гуманистический характер деятельности;

  • доступность;

  • конфиденциальность.

9. СППС учреждения образования в пределах своей компетенции выполняет следующие функции:

  • содействие в обеспечении защиты прав и законных интересов обучающихся, воспитанников;

  • изучение уровня развития обучающихся, воспитанников, их индивидуальных особенностей, социального положения, склонностей и потенциальных возможностей в процессе воспитания, обучения, профессионального самоопределения, профилактику и выявление причин отклонений в учебе, развитии, общении, социальной адаптации;

  • социально-педагогическое и психологическое сопровождение талантливых обучающихся и воспитанников;

  • разработку и реализацию комплексных программ социально-педагогической и психологической помощи обучающимся и воспитанникам; осуществление коррекции, направленной на преодоление нарушений в поведении, социально-эмоциональное развитие детей с особенностями психофизического развития, формирование их жизненной компетенции;

  • организацию работы по оказанию комплексной помощи обучающимся, воспитанникам, находящимся в социально опасном положении и признанным нуждающимися в государственной защите, согласно межведомственным планам индивидуальной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних (по их реабилитации и коррекции откло­нений в психическом, личностном и социальном развитии);

  • психолого-педагогическое сопровождение процесса интегрированного (совместного) обучения;

  • участие в подготовке обучающихся и воспитанников к самостоятельной и семейной жизни, выполнению социальных ролей гражданина, семьянина, профессионала;

  • осуществление профилактической работы по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, торговли людьми и насилия в отношении несовер­шеннолетних, вредных привычек, асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений и суицидов среди обучающихся, воспитанников, формирование навыков здорового образа жизни;

  • формирование у участников образовательного процесса потребности в психологических, педагогических, правовых знаниях и использовании их при создании условий для полноценного развития и самоопределения обучающихся на всех уровнях образования;

  • участие в мониторинге положения и качества обучения и воспитания обучающихся, воспитанников в учреждении образования;

  • участие в организации социально значимой деятельности обучающихся, воспитанников, содействие в развитии детских и молодежных инициатив, их творческого потенциала и самодеятельности;

  • оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения, профессионального становления и социализации обучающихся, воспитанников;

  • изучение и обобщение опыта социально-педагогической и психологической работы, участие в методических объединениях, семинарах, конференциях, разработку методических материалов для участников образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся, воспитанников, проблемам семьи, защиты и охраны детства.

^ Глава 3

Организация работы СППС учреждения образования

10. Специалистами СППС учреждения образования являются, прежде всего, педагог социальный и педагог-психолог. Конкретные наименования и численность должностей педагогических работников СППС определяются руководителем учреждения в пределах общей штатной численности, определенной в установленном порядке на основе типовых штатов и нормативов численности работников или согласованной с вышестоящей организацией и финансовым органом штатной численности соответствующего учреждения образования.

11. СППС учреждения образования организует выявление и учет обучающихся и воспитанников, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи, а также находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите:

  • детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, воспитывающихся в опекунских и приемных семьях, детей с особенностями психофизического развития;

  • оказавшихся в сложной жизненной ситуации;

  • ставших жертвами преступлений, жестокости, психического и физического насилия;

  • с асоциальным и делинквентным поведением;

  • употребляющих алкоголь, наркотические и токсичные вещества;

  • с нарушением эмоционально-волевой сферы;

  • имеющих конфликтные отношения с педагогами, родителями, ровесниками, оставившими семью либо учреждение образования;

  • родители, которых ненадлежащим образом выполняют функции по воспитанию детей, злоупотребляют алкоголем;

  • из семей беженцев либо из семей, которые пострадали в результате стихийных бедствий, катастроф;

  • из числа выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа либо освободившихся из мест лишения свободы;

  • других категорий обучающихся и воспитанников, имеющих проблемы.

12. СППС учреждения образования оказывает социально-педагогическую и психологическую помощь и поддержку всем нуждающимся в ней обучающимся, воспитанникам, родителям, иным участникам образовательного процесса, а также обратившимся лично (коллективно) или по рекомендации органов опеки и попечительства, органов охраны детства, педагогов, инспекций по делам несовершеннолетних, комиссий по делам несовершеннолетних и других заинтересованных.

13. СППС учреждения образования обеспечивает сопровождение обучающихся, воспитанников, семей, которые нуждаются в помощи, в течение срока и в объемах, определяемых индивидуальным планом помощи обучающимся, воспитанникам, который разрабатывается специалистами СППС, или межведомственным индивидуальным планом защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.

Объем, формы, продолжительность первичной социально-педагогической и психологической помощи и последующего сопровождения определяются специалистами СППС с учетом возраста обучающихся и воспитанников, характера проблемы, ее анализа и перспектив разрешения. Социально-педагогическая и психологическая помощь может оказываться в индивидуальной или групповой форме.

14. Специалисты СППС учреждения образования в случае необходимости направляют обучающихся, воспитанников, имеющих трудности в обучении и социализации или особенности психофизического развития, в учреждения, предназначенные для оказания углубленной помощи: социально-педагогический центр, центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, наркологический диспансер и другие, для оказания им комплексной помощи.

СППС устанавливает и поддерживает контакты с учреждениями, предназначенными для оказания углубленной помощи, патронирует продвижение направленных в них участников образовательного процесса и отслеживает его результаты, мотивирует обучающихся и воспитанников, их семьи на посещение названных учреждений.

15. СППС учреждения образования оказывает социально-педагогическую и психологическую помощь несовершеннолетним с ведома и во взаимодействии с родителями или Лицами, их заменяющими, с учетом мнения самого несовершеннолетнего.

16. СППС учреждения образования участвует в рассмотрении случаев, связанных с непосещением обучающимися, воспитанниками учреждения образования, принятием решений об их дисциплинарной ответственности, постановке на учет в учреждении образования, комиссии по делам несовершеннолетних и инспекции по делам несовершеннолетних; оказанием материальной помощи, соблюдением социальных гарантий и льгот, а также других случаев, которые могут привести к ущемлению прав и интересов обучающихся, воспитанников.

17. СППС учреждения образования проводит социально-педагогический и психологический анализ всех случаев суицидального поведения обучающихся, воспитанников, совершения уголовно наказуемых деяний и насилия в отношении их, а также случаев торговли людьми.

18. СППС учреждения образования осуществляет патронат детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц с особенностями психофизического развития на протяжении двух лет после окончания учреждения образования и оказание им индивидуально социально-педагогической и психологической помощи и поддержки в социальной адаптации на начальном этапе самостоятельной жизни.

19. СППС учреждения образования информирует администрацию учреждения образования, органы управления образования и органы охраны детства о нарушении прав и интересов обучающихся, воспитанников и лицах, их допустивших.

20. Режим работы специалистов СППС определяется с учетом особенностей учреждения образования, обеспечения доступности для обучающихся, воспитанников, других участников образовательного процесса и возможности выполнения функций, предусмотренных настоящим Положением.

21. Документация СППС учреждения образования включает:

  • план работы СППС на год, утвержденный руководителем учреждения образования;

  • план работы СППС на месяц;

  • планы работы специалистов СППС на месяц, на день (неделю);

  • материалы по организации и оказанию помощи обучающимся, воспитанникам, родителям (межведомственный индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего; индивидуальный план помощи воспитанникам, обучающимся; индивидуальные психодиагностические материалы, которые хранятся до выпуска обучающихся, воспитанников из учреждения образования; акты обследования жилищных условий; другие необходимые материалы);

  • график работы специалистов СППС;

  • аналитические отчеты о работе за год;

  • отчеты и аналитические материалы о реализации программ социально-педагогической и психологической поддержки и планов оказания помощи конкретным категориям обучающихся, воспитанников, родителям;

  • журнал учета консультаций обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов;

  • социально-педагогическую характеристику учреждения образования;

  • социально-педагогические характеристики учебных групп и классов;

  • учет воспитанников, обучающихся, их семей, указанных в пункте 11 настоящего Положения;

  • информацию об учреждениях и организациях, с которыми взаимодействует СППС;

  • перечень социально-педагогических и психологических методик, используемых в работе специалистами СППС.

Глава 4


Права, обязанности и ответственность специалистов СППС учреждения образования

22. СППС учреждения образования в пределах своей компетенции имеет право:

  • определять задачи и приоритетные направления деятельности, выбирать педагогически обоснованные и целесообразные формы и методы работы с учетом конкретных условий, потенциала учреждения образования, особенностей контингента участников образовательного процесса и их потребностей;

  • представлять и отстаивать интересы обучающихся, воспитанников, прежде всего оказавшихся в социально опасном положении, в учреждениях образования, государственных и общественных организациях, в судебных, правоохранительных и следственных инстанциях в пределах законодательства Республики Беларусь;

  • получать от других структурных подразделений и работников учреждения образования необходимую информацию и документы по вопросам, входящим в компетенцию СППС;

  • участвовать в работе органов и комиссий, осуществляющих социальное воспитание обучающихся, воспитанников;

  • направлять в установленном порядке запросы в, организации для получения необходимой информации в целях защиты прав и законных интересов обучающихся, воспитанников и оказания им комплексной социально-педагогической и психологической помощи;

  • посещать учебные занятия, культурно-массовые и оздоровительные мероприятия, проводимые в учреждении образования, семьи обучающихся, воспитанников с целью предупреждения и решения их социально-педагогических и психологических проблем;

  • вносить на рассмотрение руководителя учреждения образования в установленном порядке органов управления образованием, здравоохранения, внутренних дел и других заинтересованных предложения и рекомендации, направленные на совершенствование образовательного процесса, социального воспитания, защиты и охраны детства;

  • обращаться в установленном порядке в соответствую­щие организации с ходатайством об оказании необходимой помощи обучающимся, воспитанникам в преодолении социального неблагополучия

23. Специалисты СППС учреждения образования обязаны:

  • руководствоваться в своей деятельности законодательством Республики Беларусь и документами Министерства образования Республики Беларусь;

  • соблюдать этические нормы, хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате консультативной работы (кроме случаев, когда данные сведения представляют угрозу для воспитанника, других людей, государства);

  • рассматривать вопросы и принимать решения в пределах своей компетенции и должностной инструкции;

  • совершенствовать профессиональное мастерство, повышать квалификацию в установленном порядке;

  • вести соответствующую документацию по направлениям профессиональной деятельности;

  • соблюдать установленные требования по охране труда и созданию безопасных условий для здоровья и жизни обучающихся, воспитанников;

  • нести ответственность за правильность выводов, адекватность используемых в работе средств и методов, обоснованность даваемых заключений и рекомендаций, сохранение конфиденциальной информации, полученной в ходе профессиональной деятельности.

Глава 5


^ Взаимодействие СППС учреждения образования


24. СППС учреждения образования сотрудничает с педагогами и преподавательским составом, структурными подразделениями учреждения образования, общественными объединениями, органами ученического самоуправления и родителями по социально-педагогическому и психлогическому сопровождению участников образовательного процесса.

25. СППС учреждения образования взаимодействует в пределах своей компетенции с органами опеки и попечительства, органами охраны детства, комиссиями по делам несовершеннолетних, инспекциями по делам несовершеннолетних, органами и организациями здравоохранения, культуры, по труду и социальной защите, спорта и туризма, внутренних дел, прокуратурой и судами, а также общественными объединениями, другими организациями и заинтересованными.

26. СППС учреждения образования работает в тесном контакте с СППС других учреждений образования по принципу интеграции социально-педагогической и психологической работы.

27. Деятельность специалистов СППС учреждения образования координируется социально-педагогическими центрами (районными, городскими, областными), которые оказывают организационную и методическую помощь.




Похожие:

Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования* iconПоложение о социально-психологической службе I. Общие положения
Социально-психологическая служба один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы
Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования* iconПоложение о социально-психологической службе
Социально-психологическая служба (спс) это внутришкольная система, объединяющая специалистов мбоу сош №11 для организации помощи...
Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования* iconПоложение о школьной психологической службе мкоу сош №8 Общие положения
Целью Службы является психолого-педагогическое сопровождение создание системы социально-психологических условий, способствующих успешному...
Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования* iconИнструкция по ведению делопроизводства. Инструкция по работе с обращениями граждан
Положение о структурных подразделениях органа управления образованием (о методическом кабинете, о научно-методическом центре, о диагностической...
Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования* iconПоложение о социально психологической службе Общие положения
Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,...
Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования* icon1 Состав социально-психологической службы социальный педагог
Проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации
Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования* iconПлан работы социально психологической службы на 2012-2013 учебный год
Содействие в повышении социально психологической компетентности и создание условий для охраны здоровья и развития личности всех участников...
Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования* iconМинистерство образования российской федерации приказ от 22 октября 1999 г. N 636 об утверждении положения о службе практической психологии в системе министерства образования российской федерации
В целях развития и совершенствования психологической помощи участникам образовательного процесса приказываю
Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования* iconПоложение о внутришкольном учете дисфукциональных семей и учащихся
Целью учета является проведение социально-профилактической, индивидуально-коррекционной работы, направленной на оказание социально-педагогической...
Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования* iconПоложение об организации работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности Общие положения
ФЗ, согласно приказу Минобразования РФ от 11 марта 1998г. №662 «О службе охраны труда образовательного учреждения», типового положения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы