Система профилактики icon

Система профилактики



НазваниеСистема профилактики
Дата конвертации14.09.2012
Размер373.9 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /Система профилактики правонарушений и преступлений школьников.docСистема профилактики



Система профилактики


правонарушений и преступлений школьников


Система профилактики правонарушений и преступлений учащихся включает в себя следующие компоненты:

  1. Выявление учащихся «группы риска», определение причин отклоняющегося поведения.

  2. Устранение причин отклонений в поведении школьника:

    • изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;

    • вовлечение «трудных» учащихся в различные виды положительной деятельности;

    • изменение условий семейного воспитания.

Важно, чтобы в профилактической деятельности с учащимися принимало участие большое количество людей: школьная администрация, классные руководители, родители, работники учреждений дополнительного образования детей, сотрудники органов внутренних дел. Успех дела во многом зависит от единства всех перечисленных выше участников образовательного процесса.

Выявление учащихся «группы риска»


Индикаторы неблагополучия школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:

  • учебная деятельность;

  • взаимоотношения со сверстниками;

  • взаимоотношения со взрослыми;

  • проведение свободного времени;

  • отношение к труду и профессиональная ориентация;

  • поведение и поступки.

Способы получения необходимой информации об индикаторах


неблагополучия школьника:

  • анализ классных журналов;

  • опрос мнения учителей о школьнике;

  • анализ учета посещаемости занятий;

  • анализ зафиксированных нарушений дисциплины;

  • беседы с родителями школьника;

  • социометрические исследования;

  • наблюдения;

  • беседы со школьником;

  • запрос информации из центров, занимающихся профориентацией, и учебно-производственных комбинатов (УПК);

  • запрос информации из психолого-педагогических центров, если школьнику оказывали там помощь;

  • запрос информации из ИДН, КДН;

  • запрос информации с предыдущего места учебы школьника.



Определение причин отклоняющегося поведения


Деятельность педагога-психолога по выявлению причин отклоняющегося поведения

В определении причин отклоняющегося поведения большую помощь может оказать школьный психолог, который может использовать с этой целью методы психодиагностики.

Для выявления особенностей семейного воспитания целесообразно использовать:

  • методику Рене Жиля;

  • опросник «Анализ семейного воспитания» (АСВ) Эйдемиллера.

Для выявления особенностей межличностного взаимодействия в классе используются:

  • социометрия;

  • методика диагностики предрасположенности к конфликтному поведению К.Томаса;

  • методика изучения фрустрационных реакций С.Розенцвейга.

Для выявления психических состояний и свойств личности применяются:

  • методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса;

  • тест Люшера;

  • проективная методика HAND – тест;

  • методика диагностики показателей и форм агрессии А.Баса и А.Дарки.

  • методика многофакторного исследования личности Р.Кетелла;

  • методика определения акцентуаций характера К.Леонгарда.

Каждый психолог имеет свои диагностические комплексы, поэтому данный список может быть продолжен или видоизменен.

Кроме психодиагностических методов для выявления причин отклоняющегося поведения педагога и психологи могут использовать опрос «трудного» подростка.


Схема проведения опроса «трудного» подростка

педагогом-психологом или педагогом социальным

  1. Учеба:

    • любимые и нелюбимые предметы;

    • причины школьных успехов и неудач;

    • отношения с учителями;

    • участие в общественной работе;

    • случаи нарушения дисциплины.

  2. Планы на будущее в отношении продолжения учебы, выбора профессии, способность учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности.

  3. Отношения со сверстниками:

    • предпочтение одного близкого друга или компании приятелей;

    • положение среди товарищей («душа компании», «преследуемый», «изгой», независимый одиночка» и т.д.)

    • критерии выбора приятелей (по определенным личностным качествам, по общности увлечений, для проведения досуга, увеселений и т.д.)

  4. Увлечения в настоящем и прошлом:

    • под чьим влиянием был сделан выбор увлечения;

    • каковы достигнутые результаты;

    • почему те или иные увлечения заброшены и т.д.




  1. Отношения с родителями, внутрисемейные отношения, состав семьи:

    • кто назван первым;

    • о ком забыл упомянуть;

    • кто занимался его воспитанием;

    • наиболее близкий член семьи;

    • с кем в семье конфликтные отношения и причина конфликтов между другими членами семьи, отношение к ним подростка.


В случае распавшейся семьи необходимо выяснить, в каком возрасте был ребенок, когда это случилось: его отношение к разводу родителей; поддерживается ли им контакт с тем, кто ушел из семьи.

Полезно бывает услышать мнение учащегося о характере его родителей (если об этом заходит речь).


  1. Отклонения в поведении:

    • прогулы занятий;

    • мелкое хулиганство;

    • курение и выпивки;

    • знакомство с различными дурманящими средствами;

    • побеги из дома;

    • был ли когда-либо задержан или взят на учет милицией (если был, то когда и за что).

  2. Наиболее тяжелые события в прошлом и реакция на них. Наличие когда-либо в прошлом суицидных мыслей.

  3. Перенесенные заболевания: как они сказались на учебе и на положении среди сверстников. Наличие в настоящем или в прошлом нарушений сна, аппетита, самочувствия и настроения.

  4. Сексуальные проблемы (сначала подростку надо объяснить, что психолога, педагога социального эти вопросы интересуют не сами по себе, а с целью выяснить возможное переживание по этому поводу и получить более полное представление о его характере; необходимо предупредить, что все сообщаемые учащимся сведения без его согласия никому из родных, знакомых не будут переданы):

    • первая влюбленность и связанные с этим психические травмы;

    • оценка своей привлекательности;

    • начало половой жизни и скрытые опасения по поводу своей сексуальной неполноценности.


Для ранней диагностики отклоняющегося поведения может быть использована карта наблюдений (приложение), которая заполняется 1 раз в четверть классным руководителем, педагогом социальным и школьным психологом. Данная карта наблюдений поможет определить сферы и степень неблагополучия ребенка, стать основой для разработки коррекционной программы и определения степени ее эффективности.


Учет школьников «группы риска»

Для комплексного контроля детей «группы риска» и семей, оказавшихся в социально-опасном положении, педагогу социальному возможно использовать в работе следующие формы учета:


Список «трудных» учащихся школы


№ п.п.


Фамилия, имя учащегося


Класс

Состоит на учете


Дата постановки на учет


Причина постановки


Ф.И.О. родителей


Домашний адрес

в школе

в ИДН,

КДН

1

2

3

4

5

6

7

8

9






























Охват учащихся школы внеурочной досуговой деятельностью

№ п.п.

Фамилия, имя учашегося

Класс

Название кружка, клуба, секции. Их местонахождение

Занятость по дням недели

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Сб.

Вс.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11



































Неуспевающие учащиеся за _____ четверть

№ п.п.

Фамилия, имя учащегося

Класс

Не успевает по предметам

























1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11



































Контроль посещаемости уроков учащимися, склонными к прогулам

№ п.п.

Фамилия, имя учащегося

Класс

Количество пропущенных уроков

Сен.

Окт.

Нояб.

Дек.

Янв.

Фев.

Март

Апр.

Май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12





































Статистические данные о «трудных» подростках за учебный год

№ п.п.

Показатели

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный

год

1

2

3

4

5

6

7

1.

Поставлено на учет
















2.

Снято с учета
















3.

Выбыло:

а) в учебные учреждения
















б) на работу
















в) за пределы города (района)
















4.

Всего успевает
















5.

Всего не успевает
















6.

Оставлено на повторное обучение
















7.

Переведено условно


















Выявление и учет школьников «группы риска» должны проводиться регулярно и систематически в течение всего учебного года. Постановка на учет не самоцель, а основа для дальнейшей профилактической и коррекционной работы.

Неотъемлемой частью работы в профилактике правонарушений и преступлений среди школьников выступают посещения «трудных» подростков на дому. Данный вид деятельности фиксируется в дневнике посещений учащихся на дому:


№ п.п.

Дата посещения

Ф.И.О. учащегося

Класс

Причина посещения

Результат

Прочее

1

2

3

4

5

6

7






















Планирование работы с детьми «группы риска»

Продуманный и скоординированный план учебно-воспитательной работы с «трудными» подростками во многом определяет успех в предотвращении правонарушений и преступлений. Различают два аспекта планирования, взаимно дополняющие друг друга:

  • мероприятия, рассчитанные на всех «трудных» учеников школы;

  • индивидуальная работа с каждым таким школьником.

В правильно составленном плане обязанности должны быть равномерно распределены между педагогическими работниками школы, а мероприятия должны охватывать всех участников образовательного процесса: учеников, родителей, педагогический коллектив.




№ п.п.





Мероприятия

Классный руководитель

Педагог социальный

Педагог-

психолог

Зам.директора

по УР

Зам директора

по ВР

Совет профилактики

Родительский комитет

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Организационные мероприятия

1.

Составление социального паспорта класса






















2.

Составление характеристик на детей «группы риска»






















3.

Выявление школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации






















4.

Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями






















5.

Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся «группы риска»






















6.

Организация досуга и кружковой деятельности






















7.

Составление административных писем, ходатайств и др.документов; направление документации в КДН и др.службы






















8.

Осуществление связи с КДН и др.службами






















1

2

3

4

5

6

7

8

9

9.

Организация работы и отдыха школьников в летний период






















2.

Работа с учащимися

1.

Контроль посещаемости занятий






















2.

Контроль текущей успеваемости






















3.

Вовлечение учащихся в кружки и секции






















4.

Проведение профилактических бесед






















5.

Посещение уроков с целью наблюдений за учащимися






















6.

Направление на консультации к психологу или врачам






















7.

Содействие в трудоустройстве






















8.

Проведение психодиагностики






















9.

Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута






















10.

Разбор конфликтных ситуаций






















3.

Работа с родителями школьников

1.

Посещение семей «группы риска»






















2.

Проведение консультаций для родителей






















3.

Приглашение детей и родителей «группы риска» на Советы профилактики






















4.

Выступления на родительских собраниях






















5.

Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания






















4.

Работа с педагогическим коллективом

1.

Организация обмена необходимой информацией между учителями-предметниками






















2.

Консультации по результатам психодиагностики






















3.

Выработка рекомендаций по работе с детьми «группы риска»






















4.

Выступления с сообщениями на заседаниях педсовета и совещаниях






















5.

Проведение деловых игр, семинаров-практикумов для отработки навыков и умений по работе с детьми «группы риска»























Индивидуальный план педагогической профилактики


Индивидуальный план педагогической профилактики дает возможность получить ответы на следующие вопросы:

  • что нужно устранить (отрицательные факторы семейного и школьного воспитания, стихийно-группового общения, негативные особенности личности);

  • как это устранить (проанализировать учебу школьника и оказать необходимую помощь в ликвидации пробелов, помочь изменить характер отношений со значимыми людьми, вовлечь в практическую деятельность и т.д.);

  • кому и что надо сделать (распределение обязанностей, установление сроков, меры контроля за эффективностью работы).



Мероприятия, которые могут быть включены в план работы

Совета профилактики школы

1

2

Сентябрь

  1. Единый профилактический день (собеседования со школьниками «группы риска» по итогам летних месяцев)

  2. Выявление школьников и семей «группы риска», социально-запущенных детей.

  3. Формирование банка данных – социальной картотеки, в которую включаются:

    • малообеспеченные, многодетные, неполные семьи;

    • безнадзорные, «трудные» дети;

    • опекаемые дети;

    • дети-инвалиды;

    • судимые родители;

    • семьи, имеющие статус беженцев;

    • семьи-переселенцы;

    • семьи-«чернобыльцы»;

    • дети погибших военнослужащих и т.д.

  4. Составление дневников наблюдения за «трудными» детьми и их семьями.

  5. Месячник по борьбе с безнадзорностью.

  6. Подведение итогов летнего труда и отдыха школьников.

  7. Итоги контроля за посещаемостью учебных занятий в течение месяца.

  8. Вовлечение школьников в кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.

Октябрь

  1. Единый профилактический день (проверка дневников).

  2. Рейды классных руководителей и членов родительского комитета в семьи учащихся.

  3. Диагностика уровня воспитанности учащихся (на начало года).

  4. Итоги контроля за посещаемостью учебных занятий.

  5. Планирование занятости школьников в период осенних каникул.

Ноябрь

  1. Месячник по профилактике правонарушений:

    • рейды в семьи;

    • классные часы «Ваши права, юные белорусы», «Урок гражданина», «Законы об ответственности несовершеннолетних» и др.

    • индивидуальная работа с детьми и их родителями;

    • выпуск бюллетеней «Тебе, подросток», «Мы выбираем здоровый образ жизни»;

    • лекции по вопросам профилактики наркомании, алкоголизма, ВИЧ-инфекции и т.д.

    • встречи с работниками РОВД, КДН;

    • различные мероприятия, посвященные изучению правил дорожного движения и пожарной безопасности;

    • мероприятия, посвященные Всемирному дню борьбы со СПИДом;

    • конкурс плакатов «Спасибо, нет!»;

    • игра «Мы и закон»;

    • Подведение итогов контроля за посещаемостью учебных занятий.

Декабрь

  1. Единый профилактический день (работа с семьями, уклоняющимися от воспитания детей).

  2. Итоги контроля за посещаемостью учебных занятий.

  3. Планирование занятости учащихся в период зимних каникул.

Январь

  1. Единый профилактический день (учет успеваемости, посещаемости, выполнения режима дня).

  2. Внесение изменений и дополнений в социальный паспорт школы.

  3. Итоги контроля за посещаемостью учебных занятий.

  4. Подготовка к месячнику гражданско-патриотического воспитания.

Февраль

  1. Месячник гражданско-патриотического воспитания.

  2. Итоги контроля за посещаемостью учебных занятий.

Март

  1. Единый профилактический день.

  2. Итоги контроля за посещаемостью учебных занятий.

  3. Педагогический совет «Роль педагогического коллектива в социализации учащихся».

  4. Планирование занятости учащихся в период весенних каникул.

Апрель

  1. Месячник профилактической работы с детьми и подростками.

  2. Помощь в дальнейшем определении (обучении, трудоустройстве) учащихся из семей, оказавшихся в социально-опасном положении (9, 10, 11-ые классы).

  3. собеседования со школьниками «группы риска» и их родителями по вопросу летней занятости.

  4. Итоги контроля за посещаемостью учебных занятий.

Май

  1. Анализ работы школы по профилактике правонарушений.

  2. Диагностика уровня воспитанности учащихся (на конец года).

  3. Планирование летнего отдыха школьников.

  4. Формирование летнего лагеря труда и отдыха, школьной производственной бригады.


В течение всего года непрерывно ведется работа по:

    • обеспечению безопасности жизнедеятельности школьников;

    • организации консультативной помощи учащимся «группы риска» по различным предметам;

    • оформлению документов в КДН, РОО.



Изменения характера личных отношений воспитанников со взрослыми

Развитие взрослости происходит в условиях сотрудничества взрослого с ребенком в разных видах деятельности. При этом ребенку необычайно трудно поделиться со взрослыми своими настоящими проблемами, приоткрыть внутренний мир. Поэтому школьник часто пользуется «суперкодированием», в результате чего общение с ним становится сходным с разгадыванием шарад.


Ситуации:

  1. Ольга Ивановна, посмотрите, я правильно решаю?

(Ученик третий раз за 10 минут подходит к столу учителя).

- Ты ведь сам знаешь, Максим, что правильно. Сядь сейчас же на место и, прежде чем спросить, поднимай руку.

Учитель расценил неуверенность Максима и его потребность в одобрении как нарушение дисциплины, заставил подчиниться требованиям и проигнорировал его чувства.

Психологи предлагают в таких ситуациях использовать эмпатическое слушание.


  1. Ольга Ивановна, посмотрите, я правильно решаю?

  • У тебя есть сомнения в том, что ты делаешь?

  • Угу.

  • Расскажи, как ты решал… Как можно проверить, правильно ли ты решал?


Ученик рассказывает, каким способом он решал задачу, как делал проверку.


-Теперь ты убедился, что все делаешь правильно.


Может быть, подобное реагирование покажется учителю непривычным и даже неестественным, ведь время урока не резиновое – некогда вести душевные разговоры. Гораздо привычнее сделать замечание. Однако при этом ученик останется наедине со своим переживанием, а материал урока все равно будет для него безразличен. В итоге у школьника постепенно усилится нежелание учиться.


Правила эмпатического слушания

  1. Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, освободить душу от собственных переживаний и постараться отстраниться от готовых установок и предубеждений против этого ученика. Только в этом случае вы сможете почувствовать то, что чувствует ваш собеседник, «увидеть» его эмоцию.

  2. Своей реакцией на слова школьника вы должны в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чувство не только правильно понято, но и принято вами.

  3. Нужно держать паузу. После вашего ответа ученику необходимо помолчать. Помните, что это время принадлежит ему, не забивайте его своими дополнительными соображениями, разъяснениями, уточнениями. Пауза необходима человеку для того, чтобы разобраться в своих переживаниях.

  4. Необходимо помнить, что эмпатическое слушание – не интерпретация скрытых от собеседника мотивов его поведения. Надо только отразить чувство ребенка, но не объяснять причину возникновения у него этого чувства. Замечания типа «На самом деле тебе хотелось бы, чтобы на тебя все время обращали внимание» не могут вызвать ничего, кроме отторжения и защиты, особенно, если они произносятся в начале беседы, когда доверительная атмосфера еще не возникла.

  5. В тех случаях, когда школьник возбужден, когда беседа складывается таким образом, что, переполненный чувствами, он говорит не закрывая рта или же ему просто свойственно так разговаривать, а ваша беседа носит уже достаточно доверительный характер, вовсе необязательно отвечать развернутыми фразами. Достаточно просто поддерживать ребенка междометиями, короткими фразами типа «Да-да», «Угу», кивать головой или же повторять его последние слова («эхо-реакция»).

  6. Методику эмпатического слушания имеет смысл применять только в том случае , когда ребенок сам хочет поделиться какими-то переживаниями. Когда же он задает обычные вопросы, например спрашивает: «Вы не знаете, что означает то-то или то-то?» - или просто не хочет говорить с вами, применение эмпатического слушания невозможно.



Вовлечение учащихся в различные виды положительной деятельности


Как показывают исследования, атмосфера школьной жизни, нормы и правила, отношения с учителями существенным образом влияют на поведение учащихся. Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, расширяют безопасное для ребенка пространство, в котором ему хорошо и интересно.


Школьное самоуправление

Школьное самоуправление способствует расширению числа строго не регламентируемых пространств, где создателем норм и правил является ребенок. Важно, чтобы равноправие учителей и учеников осуществлялось не только при подготовке к каким-то мероприятиям

Формы школьного самоуправления многообразны и не нуждаются в жесткой внешней регламентации: молодежный парламент, совет старшеклассников, школьный ученический совет, школьный парламент, районный совет старшеклассников и т.д.

Основное в школьном самоуправлении – поддерживание корпоративного духа: если ребенок здесь учится, то он хочет или вынужден принимать общие для всех правила. Возможность оказывать влияние на принимаемые решения и разделение ответственности обеспечивают причастность школьника к формированию уклада школьной жизни. Это означает, что школьное пространство становится для него «своим» и не отторгается, не провоцирует отклонение в поведении от норм, принятых в школьном сообществе.


Школа гражданской нравственности

Гражданская грамотность – совокупность способностей, дающих возможность строить взаимоотношения в демократическом сообществе: критически мыслить; действовать обдуманно в условиях плюрализма; эмпатия, позволяющая слышать и тем самым помогать другим.

Формирование гражданской грамотности может рассматриваться как инновационный способ развития, в процессе которого учащимся предлагается выполнять проекты для различных гражданских служб и общественных организаций.


Школа выбора в сфере дополнительного образования детей

Наиболее эффективны в работе по профилактике правонарушений школы с развитой структурой внеурочной деятельности, учитывающей интересы разных возрастных групп школьников, прежде всего подростков. Создание в школах структурных подразделений дополнительного образования детей, реализация досуговых программ, организация любительской самодеятельности, организация семейного досуга, детских объединений – все это является ресурсом профилактики отклоняющегося поведения.

В последние годы появилась новая форма работы с подростками – детские проекты, направленные на включение школьников в процесс улучшения социальной среды, использование их инициативы и активности в социально ориентированном творчестве с учетом гражданской ответственности за результаты проекта.


Изменение условий семейного воспитания


Большинство родителей являются союзниками школы в вопросах воспитания, но в семьях, оказавшихся в социально-опасном положении, родители крайне редко идут за помощью к учителям, относятся к школе либо безразлично, либо враждебно. Поиск конструктивного взаимодействия с ними, путей и средств оздоровления обстановки в семьях – залог изменений отношения к детям и методам воспитания.

Педагогам необходимо помнить, что негативные поступки детей огорчают любого отца и мать, хотя нередко именно родители своими ошибочными действиями провоцируют такие поступки. Часто родители из таких семей – это отчаявшиеся, растерянные люди, поэтому, если предъявлять им претензии, пропасть между семьей и школой только углубится. Учителю даже в неблагополучных родителях нужно уметь видеть своих помощников и союзников. Главное-тактичность, доброжелательность и терпение.

Двигаясь по неправильному пути, не видя результатов своих усилий, родители винят в происходящем себя и ребенка, получают стрессы и нервные расстройства, считая, что нет выхода из сложившейся ситуации. Между тем реальная возможность помочь ребенку все же имеется. Психологи ее называют дорогою в четырнадцать шагов.


Шаг 1. Сохраняйте спокойствие и достоинство.

Найдите в себе силы для решения ситуации. Не нужно впадать в панику. Криком на ребенка, битьем, угрозами вы ничего не добьетесь. Беда, которая стала горем для вас и всей семьи, поправима. Но исправить ситуацию можно только если вы отнесетесь к ней спокойно и обдуманно.


Шаг 2. Разберитесь в ситуации.

Даже то, что ребенок совершил правонарушение и вам это известно, отнюдь не означает, что он – закоренелый преступник. Не спешите с категоричными выводами. Постарайтесь определиться, сумеете ли вы сами справиться с ситуацией или же вам необходимо обратиться за помощью к специалистам.


Шаг 3. Сохраните доверие ребенка к себе.

Поговорите со своим ребенком на равных. Отсутствие общения приводит к нарастанию непонимания, отдаляет вас и ребенка друг от друга. Нормальное общение всегда включает в себя способность не только слушать, но и слышать. Оно поможет вам лучше понять своего ребенка, узнать его взгляды и чувства. У подростков достаточно сильно желание к общению, стремление быть выслушанным. Очень ценным для сохранения доверия может быть разговор-воспоминание о вашем детстве, юности, о совершенных в прошлом ошибках, о вашем собственном опыте употребления алкоголя, неудачного самолечения психических травм. Возможно, в таком разговоре удастся выявить общность ваших прошлых и стоящих сегодня перед ребенком проблем. Вполне возможно, что ребенок ведет себя вызывающе, чтобы самоутвердиться, пережить жизненную драму.


Шаг 4. Узнайте как можно больше о том, что происходит с вашим ребенком.

Совершив противоправные действия, ребенок склонен обвинять в случившемся других, хитрить и изворачиваться. Постарайтесь разобраться в ситуации максимально объективно. Обладая необходимыми сведениями, будьте внимательны. Если ваши предположения относительно действий ребенка подтвердились, не притворяйтесь, что все в порядке. Дайте понять, что вы в курсе событий.


Шаг 5. Измените свое отношение к ребенку.

Случившееся должно заставить вас понять, что ваш ребенок - уже достаточно взрослый, чтобы отвечать за свои поступки.


Шаг 6. Не позволяйте собой манипулировать.

Будьте готовы встретить сопротивление со стороны ребенка, его раздражение, попытки вами манипулировать. Сюда могут присоединиться демонстративные попытки покончить с собой, чтобы вы своевременно его спасли и исполнили желание подростка. Введение ограничений в конце концов поможет подростку убедиться в том, что он вам небезразличен. А вы не забудьте подчеркнуть, что действуете так, любя и тревожась за него, и поступаете в его интересах.


Шаг 7. Не исправляйте за ребенка его ошибки.

Заглаживая ошибки своего ребенка, родители усиливают его чувство безнаказанности. Подобная родительская забота оборачивается «медвежьей услугой»: ребенок не сталкивается с последствиями своего поведения и не делает нужных выводов, становится безответственным.


Шаг 8. Меньше говорите, а больше делайте.

Беседы, которые имеют нравоучительный характер, содержат угрозы, обещания «посадить» ребенка, «сдать» его в больницу, быстро становятся для него привычными, вырабатывают безразличие к своему поведению. Он их просто не слушает или делает вид, что слушает, практически не слыша не единого слова. Такое отношение формируется у ребенка потому, что вы не выполняете ни одного из своих «страшных» обещаний. Поэтому, выслушав очередные угрозы, он легко дает обещание исправиться, стать нормальным человеком. Обещать будет все, что угодно, т.к. не собирается ничего выполнять. Ребенок считает вас своей собственностью, поэтому не ждет от вас никаких конкретных действий. Однако, когда вы выполняете свои обещания, он становится гораздо более управляемым и послушным.


Шаг 9. Приложите усилия, чтобы восстановить взаимоотношения с ребенком.

Обратитесь вместе с ребенком к психологу, психотерапевту, убедив в том, что эта помощь вам и ему необходима. Специалист поможет выстроить взаимоотношения с вашим ребенком.


Шаг 10. Предоставьте ребенку возможность исправить свое поведение самостоятельно.

Бывают случаи, когда ребенок сам признается в том, что он ведет себя неконструктивно, но категорически отказывается обращаться за помощью к специалистам. Разрешите ему попробовать исправить ошибки самостоятельно. Это трудно, но возможно. Поэтому дайте ребенку самому убедиться в этом.


Шаг 11. Не пускайте процесс на самотек.

Необходимо поддержать самостоятельные шаги ребенка к исправлению. Используйте любые возможности для моральной поддержки.


Шаг 12. Восстановление доверия к ребенку.

В первую очередь прекратите обсуждать уже произошедшее. Не напоминайте ребенку о его проступке, т.к. навязчивые разговоры могут сыграть провокационную роль.


Шаг 13. Установите разумные границы контроля.

Конечно, вы не сразу успокоитесь, но не позволяйте страхам взять верх над благоразумием, не опускайтесь до обысков, осмотров ребенка, мелочного контроля за каждым его шагом - это не поможет, а только будет травмировать его.


Шаг 14. Помогайте ребенку изменить жизнь к лучшему.

Постарайтесь найти время для общения и совместных занятий с подростком. Вместе ходите в театры, музеи, на спортивные соревнования. Поощряйте его увлечения, интересы, помогите ему найти дело по душе. Не оставляйте достижения детей без внимания. Напоминайте им, что все плохое проходит.


Всестороннее изучение проблем помогаете понять, как именно работать с данной семьей. Необходимо выявлять положительные и отрицательные особенности внутрисемейных отношений, чтобы определить реальные пути их оздоровления. В этом может помочь школьный психолог, используя тесты диагностики особенностей семейного воспитания.

Работу с родителями по развитию партнерских отношений можно выстроить по следующим направлениям:

  • повышение педагогической культуры родителей через родительский всеобуч («Университет педагогических знаний», «педагогический клуб для родителей»);

  • работа психологической службы школы (индивидуальные консультации, беседы, организация семинаров-тренингов и т.д.)

  • привлечение родителей к воспитательной работе с детьми в школе.



Карта наблюдений


Ф.И. учащегося _________________________________ класс ________




Критерии наблюдения

Не наблюдается

Иногда

Часто

1

2

3

4

5

1.

Учебная деятельность:

  • равнодушие;

  • нежелание учиться;

  • низкая успеваемость;

  • затруднения в освоении учебных программ;

  • систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам.










2.

Взаимоотношения со сверстниками:

Положение в классе:

  • изоляция;

  • противопоставление себя коллективу;

  • положение дезорганизатора;

  • положение вожака микрогруппы, состоящей из «трудных» учащихся;

Взаимоотношения со сверстниками:

  • жестокое обращение со слабыми и младшими;

  • пренебрежительное отношение к сверстникам;

  • принадлежность к той или иной молодежной группе.










3.

Взаимоотношения со взрослыми:

С учителями:

  • конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями;

  • грубость, хамство;

  • бестактность;

  • ложь;

С родителями:

  • конфликтный характер;

  • ложь;

  • грубость, хамство.










4.

Проведение свободного времени:

  • бросил заниматься в кружке, секции, студии;

  • в основном проводит свободное время вне дома (с друзьями на улице);

  • употребляет спиртные напитки;

  • курит;

  • зарабатывает на жизнь сам.










1

2

3

4

5

5.

Отношение к труду, профессиональная ориентация:

Выбор профессии (для старшеклассников):

  • незнание своих возможностей и способностей;

  • профессиональная неопределенность;

  • неразвитость тех черт личности, которые необходимы для избранной профессии.

Отношение к труду:

  • отрицательное отношение к работе;

  • невыполнение трудовых обязанностей в школе;

  • неисполнение трудовых обязанностей дома;

  • недобросовестное отношение к труду.










6.

Поведение и поступки:

В школе:

  • прогулы;

  • нарушения школьной дисциплины;

  • нецензурная брань;

  • жаргонная речь

  • порча школьного имущества;

  • срыв уроков;

  • драки.

В семье:

  • побеги из дома;

  • невыполнение домашних обязанностей;

  • непослушание;

  • ложь.

Противоправные поступки:

  • бродяжничество;

  • попрошайничество;

  • азартные игры;

  • употребление наркотиков;

  • проституция;

  • кражи;

  • вымогательство;

  • порча имущества;

  • нанесение телесных повреждений (в результате драки).












Структура ранней профилактики девиантного поведения детей



Диагностика:

  • уровня развития ребенка;

  • уровня его воспитанности;

  • его статуса в коллективе сверстников;

  • особенностей темперамента и характера «трудных»;

  • положительных качеств (методы анкетирования, наблюдения, медицинского обследования)







Работа с общественностью:

  • сотрудничество с ИДН;

  • сотрудничество с врачами: наркологом, сексопатологом, психиатром;

  • создание группы для работы в проекте «Медико - социальная профилактика венерических заболеваний и СПИДа»;

  • взаимодействие с участковым педиатром и участковым инспектором








Индивидуальная коррекционная деятельность:

  • работа телефона доверия;

  • индивидуальные беседы с психологом;

  • работа клубов «Общение», «Правопорядок»;

  • создание условий для развития творческих способностей учащихся.


Личность








Педагогический мониторинг. Информационно-методическое обеспечение:

  • взаимодействие методических объединений учителей по программе «Преемственность», «Семья»;

  • творческая работа педагогического коллектива по теме «Профилактическая работа с подростками «группы риска»;

  • психолого-педагогические консилиумы;

  • проведение педсоветов, совещаний при директоре.







Взаимодействие с семьей:

  • работа социально-психологической службы;

  • проведение рейдов «Подросток»;

  • создание совета по профилактике;

  • консультации психолога, педагога социального;

  • учебные занятия для родителей;

  • родительский комитет;

  • работа с семьями, оказавшимися в социально-опасном положении



Литература:

  1. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. Учебное пособие. – СПб.; Издательство «Союз», 2002.

  2. Бурлачук А.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003.

  3. Лебедев О.Е., Золотухина В.И., Кошкина И.С., Вершловский С.Г., Бакушина А.Н., Конасова Н.Ю., Неупокоева Н.И. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: возможности системы образования. Доклад. – М.: Интеллект-центр, 2003.

  4. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М.: Генезис, 1997.

  5. Крупенин А.Л., Крохина И.М. эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1995.

  6. На ринге с трудным детством. – М.: Издательство ООО «Красико-Принт»,2002.

  7. Подмазин С.И., Сибиль Е.И. Как помочь подростку с «трудным» характером. – Киев: НПЦ «Перспектива», 1996.

  8. Подросток вышел на улицу… /Сост. А.Ф. Быкодорова, Н.Ф. Шинкаренко, Н.Н. Кубликов, Н.Г. Шинкаренко. – Ставрополь: СКИПКРО, 2002.

  9. Родительский всеобуч. Чтобы ребенок не вырос подранком. – Новосибирск: издательство «Эфлакс», 2003.




Похожие:

Система профилактики iconСовет профилактики объединяет усилия администрации школы, педагогов, родителей или лиц, их заменяющих, общественных организаций для обеспечения эффективности процесса профилактики правонарушений
Совет профилактики правонарушений несовершеннолетних (далее Совет профилактики) создаётся и действует на базе школы с целью организации...
Система профилактики iconПоложение о совете профилактики правонарушений несовершеннолетних
Совет профилактики правонарушений несовершеннолетних (далее Совет профилактики) создается и действует на базе школы с целью организации...
Система профилактики icon27 марта 2013 года Место проведения: г. Абдулино, дк «Юбилейный»
Система работы учреждений профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Система профилактики iconПриказ №44-09 от 29. 08. 2011г. Директор школы
Совет профилактики правонарушений среди обучающихся в школе (далее – Совет профилактики) создается для осуществления единого подхода...
Система профилактики iconАдминистрация Армизонского муниципального района моу южно дубровинская средняя общеобразовательная школа прика з с. Южно-Дубровное 28 апреля 2011 №47-ос Об утверждении Положения «О совете профилактики»
Для осуществления первичной профилактики правонарушений и злоупотребления психотропных и наркотических веществ, во исполнение федерального...
Система профилактики iconПротокол педсовета №1 от 31. 08. 05 Приказ 1/6 от 01. 09. 2005 г. Положение о совете профилактики
Работа совета профилактики проводится с целью социально-психологического обеспечения образовательного процесса
Система профилактики iconПостроение точки по ее координатам Урок повторения в курсе «Математика-6»
Прямоугольная система координат (декартова система) система двух взаимно перпендикулярных осей Ох и Оу
Система профилактики iconСеминар для руководителей оу и управленческого резерва с участием представителей учреждений системы профилактики по вопросу
Актуальность проблемы профилактики правонарушений среди подростков (методист комитета по образованию Т. Г. Щеглова)
Система профилактики iconСистема профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, профилактика наркомании, токсикомании и алкоголизма в образовательных учреждениях района
Цель проводимой профилактической работы в школах это создание условия для формирования позитивных жизненных навыков у учащихся, осознания...
Система профилактики icon1. общие положения совет профилактики образовательного учреждения создается в соответствии с законами РФ «Об образовании»
Совет профилактики образовательного учреждения создается в соответствии с законами РФ «Об образовании», «Об основах систе­мы профилактики...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы