Ι. Расследование включает изучение icon

Ι. Расследование включает изучение



НазваниеΙ. Расследование включает изучение
Дата конвертации14.09.2012
Размер148.12 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /Соц раслед..docΙ. Расследование включает изучение

Социальное расследование

Социальное расследование — это сбор данных о семье и детях. Оно проводится для прояснения ситуации, определения задач работы, составления программы работы с семьей, оказания помощи детям.

Ι. Расследование включает изучение:

а) личных данных ребенка и семьи;

б) повода к обследованию (необходимо ли оно);

в) характера заказа (кто сообщил, чей заказ);

г) прежние и настоящие контакты с учреждениями и социальными
службами (кто раньше занимался этой проблемой ребенка (семьи).
ΙΙ. Для проведения расследования:

а) определяется цель;

б) устанавливаются предполагаемые контакты (круг лиц, с кем будет вестись разговор);

в) определяется, кто будет участвовать в расследовании (специалисты СПЦ);

г) обозначается место встреч, формы работы.

ΙΙΙ Условия успешного социального расследования.

Для того чтобы получить содержательную, полную информацию необходимо:

1. Установить контакт с семьей.

Выяснить взгляд взрослых на ситуацию и объяснить ребенку, почему социальные работники пришли в семью.

2. Присутствовать двум специалистам при любой беседе.

3. Эмоционально нейтрально воспринимать ситуацию (не проявлять чувств, не принимать точку зрения одной из сторон).

4. Показывать детям, что социальный работник относится к ним серьезно, слушать столько, сколько ребенок говорит.

5. Продумать обстановку встречи (дома, в Центре, на улице, в кафе).

6. Обговорить план действий: что надлежит обследовать, кто будет
участвовать, какие специалисты будут участвовать.

7. Подключить школу, другие учреждения, согласовать мнения, определить цели, найти общую точку зрения и учитывать ее в работе.

8. Добиться добровольного участия семьи и продумать продолжительность и частоту встреч.

9. Продумывать четко каждую беседу и задаваемые вопросы:

а) в начале беседы задавать вопросы: «как», «когда» для выяснения фактов и прояснения картины;

б) вопросы должны быть логическими, исходить из ответов;

в) должны присутствовать гипотетические вопросы (Если бы ты совершил это, что бы было?);

г) обращать внимание на разницу действий, поступков (что было,
когда не было проблемы, и что происходит теперь).

д) задавать следующие вопросы для прояснения отношений между
ребенком и родителями: «Кто тебе ближе?», «Как было раньше?», «С кем
бы ты хотел сблизиться?».

е) для выяснения предполагаемого мнения других: «Что бы сказала
мама?», «Что бы сказал учитель?».

Обязательны ровная интонация и нейтральная позиция социального работника.

IV. Анализ и оценка ситуации (оформляется в виде последовательных записей).

1. Имеются следующие потребности в семье:___________________

2. Ресурсы семьи:__________________________________________

3. Недостатки семьи:_______________________________________

4. Семья готова сделать:____________________________________

5. Предполагается, что семья может /не может/ сделать:__________

_________________________________________________________

6. Кроме того, требуется помощь:_____________________________

_________________________________________________________

7. Последствия для ребенка, если не будет сделано;_____________

_________________________________________________________

8. План реабилитации:______________________________________

_________________________________________________________

9. Решение:_______________________________________________

Подпись социального педагога_____________________


МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

Своевременность выявления семейного неблагополучия дает
больше шансов ребенку достичь оптимальной социальной адаптации к взрослой жизни. В практике работы социальных педагогов
Сморгонского социально-педагогического центра в качестве инструмента по выявлению семейного неблагополучия используется
метод социального расследования, предложенный специалиста-
ми Стокгольмского университета. Суть метода заключается в сборе информации о ребенке, родителях, его социальном окружении для получения картины жизни ребенка и принятия решения
для его дальнейшего жизнеустройства.

Основным в этом методе является то, что на потребности ребенка специалист должен смотреть с точки зрения ребенка, исходя из принципа — все лучшее для ребенка. Внешние признаки
неблагополучия (малообеспеченность, низкая бытовая культура
родителей) не должны быть критерием неблагополучия без учета
следующих факторов:

1. Картины жизни ребенка (история его развития): здоровья
(физическое и психическое), учебы, интересов и склонностей, эмоционально-волевых качеств, самооценки, взаимоотношений
с родителями, уровня самостоятельности, сети контактов.

2. Родительской состоятельности (социальная и моральная зрелость, желание, возможность и способность родителей заботиться о здоровье, образовании и полноценном развитии ребенка,
наличие эмоциональной я социальной поддержки и стремление
сделать ребенка самостоятельным).

3. Положения семьи и ее социального окружения (состав семьи, социальное и материальное положение, образовательный
уровень, жилищно-бытовые условия, социальное окружение и
социальные контакты).

В соответствии с Памяткой по оценке потребностей ребенка и
способностей родителей к уходу за ним специалист СПЦ определяет с учетом конкретной ситуации и особенностей ребенка источники получения информации и формы работы с ними (наблюдение, беседа, анкеты, специальная документация, справки от смежных специалистов, медицинских работников, сотрудников правоохранительных органов и др.).

Составляя план проведения расследования в рамках определенной проблемы, социальный педагог выбирает круг лиц, с которыми необходимо вести работу, чтобы помощь семье была оказана по различным каналам. В зависимости от ситуации социальный педагог определяет сроки работы и формы работы с семьей.

Получаемая информация фиксируется в журнале социального расследования, и по результатам проведенного расследования составляется пояснительная записка, включающая следующие разделы:

1. Вступительная часть (краткое описание проблемы).

2. Проделанная работа (описание расследования).

3. Прежние контакты семьи с ИДН, КДН, СПЦ, органами
охраны прав детства.

4. Заявления из милиции (если таковые были, перечислить).
5 Предыстория (история жизни ребенка)

6. Настоящее положение ребенка.

7. Причины настоящего положения:

а) с точки зрения ребенка;

б) с точки зрения матери;

в) с точки зрения отца;

г) с точки зрения других ближайших родственников.

8. Сеть социальных контактов семьи, ребенка.

9. Помещение в государственные учреждения (если были, описать куда, когда и по какой причине).

10. Употребление алкоголя, наркотиков.

11. Примеры асоциального поведения.

12. Отношение ребенка к настоящему положению.

13. Отношение родителей и родственников из ближайшего окружения к настоящему положению.

14. Что думают по поводу проблемы ребенка школьный психолог, классный руководитель.

15. Вывод (рекомендации по нормализации семейного неблагополучия).

После завершения социального расследования оно обсуждается в кругу специалистов для уточнений выводов и рекомендаций,
выбора наиболее оптимальной стратегии решения семейного неблагополучия, а также для исключения субъективизма в принимаемых мерах. С итогами социального расследования социальные педагоги знакомят специалистов ИДН, КДН, отдела по охране прав детей при управлении образования, представителей отдела социальной защиты. Затем составляется план реабилитации, в котором описывается, какую помощь и из каких источников получит семья, ребенок.

Два раза в год проводится мониторинг плана. В случае, если
все реабилитационные мероприятия не приносят нужного результата и стоит вопрос об изъятии ребенка из семьи, составляется
план опеки, в котором специалисты прописывают формы опеки
с обоснованием, периодичность встреч с родителями и условия
для прекращения опеки.


Памятка по оценке потребностей ребенка
и способностей родителей к уходу за ним


Фактор I. Картина жизни ребенка

1. Здоровье.

Состояние здоровья ребенка и его настоящие, потребности. Причины, обусловившие проблемы ребенка со здоровьем (злоупотребления матери во время беременности, роды, травмы, энкопрез/энурез, курение, алкоголь, наркотики, эмоциональный настрой, речь, общение, темперамент, особые потребности).

2. Образование (все области интеллектуального развития от рождения до настоящего времени, обучаемость, заинтересованность взрослых в образовании ребенка).

ДДУ или другой вид присмотра (в настоящее время и раньше). Школа.
Интересы и склонности ребенка. Трудности в чтении и письме. Концентрация внимания, устойчивость. Самооценка. Оценка его способностей родителями, школой. Отношение ко взрослым. Реакция на приход/уход в детский сад в начале/конце дня. Отношение к другим детям. Повеление в коллективе. Положение в коллективе сверстников (имеет друзей, отношения позитивные/негативные). С кем играет? Какие роли принимает? Что и как рисует? Что нужно ребенку для полноценного развития?

3. Личностные и поведенческие особенности.

В каких ситуациях ребенок хочет помощи/утешения? Доверяет ли он взрослым? Как выражает свою привязанность к близким? Ребенок требователен/нетерпелив по отношению ко взрослым? Как ребенок выражает радость, горе, гнев? Много ли ребенок переживает? Как переносит стрессовые ситуации?

4. Социальная способность.

Возможность ребенка к самооценке.

Впечатление, которое ребенок оказывает на окружение: одежда, гигиена, этикет за столом — нож, вилка, пальцы. Этикет при пользовании туалетом.

— Темперамент. Деструктивность.

— Инстинкт самосохранения/может защищать себя самого.
Сыгранность с окружением: как ребенок/подросток входит в контакт
с другими? Как он ведет себя, когда он плачет, расстроен, дразнится
(способность к эмпатии)? Он может воспринимать замечания? Понимает за что? Может ребенок справляться с последствиями различий между собой и другими? Способность ребенка к самовыражению язык. Любим ли ребенок кем-то?

5. Семья и отношения.

Потребности и возможности ребенка к развитию стабильных и нежных отношений к родителям, братьям/сестрам и другим

Кто входит в семью ребенка? Кто с кем живет? Как было раньше?
Другие, проживавшие с ребенком? Другие, кто был важен для ребенка? Как отношения будут развиваться в будущем? Переезд расставание?

Отношение к отцу. К матери, К братьям/сестрам. Отношение к другим важным людям в семье. Отношения внутри семьи. К кому ребенок идет за помощью. Кому он рассказывает о своих трудностях? Кому доверяет? Кого он больше всех любит? Кого не любит? Почему? Показывают ли члены семьи друг другу, что они ценят друг друга? Как?

Важные контакты с детьми/взрослыми вне семьи. Какие? Ребенок
может попросить их о помощи при надобности? Как остальные члены
семьи смотрят на это?

Сеть контактов (может быть использовано семейное дерево).

6. Оценка восприятия ребенком самого себя и своих способностей.

Способность видеть себя как отдельного индивида и способность развить позитивное чувство собственного достоинства.

Восприятие себя, позитивное/негативное. Самоуверенность. Реальное восприятие своей ситуации. Восприятие своей семьи, ее предыстории и культуры.

Принадлежность к религии.

Ситуация травли по причине внешности или национальной принадлежности.

Особые способности к чему-то. Желание стать лучше в чем-то. Ребенка хвалят? Взрослые интересуются ребенком?

7. Самостоятельность.

Оценка жизненных знаний ребенка, практические навыки и социальная способность решать проблемы.

Соответствие навыков возрасту (ездит на велосипеде, танцует, катается на лыжах и т.д.).

Жизненные знания — как ребенок умеет сам одеваться, есть, мыться, избегать опасностей?

Заинтересованность ребенка к дальнейшему развитию навыков. Обладает ли ребенок социальной способностью к решению проблем? Может ли ребенок управлять ситуацией вне семьи, в обществе?

Обладает ли ребенок чувством ответственности? За что и каким образом? Нужно ли ему тренироваться в этом? Нужно ли избавить его от ответственности?

Слабые стороны у ребенка/подростка, которые отражаются на способности развивать самостоятельность, например психические/физические ограничения функций.

Фактор II. Способность родителей к уходу за ребенком

1. Основные аспекты ухода.

Способность родителя удовлетворить физические потребности ребенка.

Получает ли ребенок еду и питье регулярно и качественно?

Следят ли родители за тем, чтобы ребенок регулярно проходил контроль состояния здоровья, за прививками, посещением зубного врача?

Ухаживают ли за больным ребенком? Дают возможность ребенку спать и отдыхать?

Заботятся ли об одежде ребенка, личной гигиене?
Хороша ли жилищная ситуация?

Ответственны ли родители за экономическую ситуацию?
Каков ритм дня? Поддерживают ли родители порядок дома и учат ли
ребенка с возрастом брать на себя ответственность?

Являются ли родители примером для ребенка, гуляют с ним и стимулируют ли к играм на улице?

2. Теплота чувств.

Способность родителя к удовлетворению потребностей ребенка в области чувств, а также развитию чувства собственного достоинства.

Удовлетворяются ли потребности ребенка в утешении, объятиях, нежном обращении, физическом контакте? Заботливый ли родитель, видит ли что хорошо и что плохо?

Получает ли ребенок чувство того, что он обладает особенной ценностью — помощью в развитии положительного чувства собственного достоинства?

Дается ли возможность ребенку создать близкие отношения с родными ему взрослыми?

3. Аспекты надежности.

Способность родителей отвечать потребностям ребенка в защите.

Ребенка не оставляют одного — его не бросают?

Его потребности в защите удовлетворяются — проблема посягательства, насилия в семье, опасные ситуации?

Ребенка подвергают насилию? Прямо/косвенно?

Родитель учит ребенка заботиться о самом себе, о том, что может
быть опасным в определенном возрасте и на определенной стадии развития?

Родитель учит ребенка, как себя вести в новых ситуациях? Держать
обещания?

Родитель может ставить границы для себя, говорить «нет» и ставить границы для ребенка?

Ставить границы для других?

Выражать доверие, чувство собственного достоинства?

4. Руководство/границы.

Главная задача родителя — это быть примером ребенку путем соответственного поведения и умения управлять своими чувствами в общении с другими. Путем того, что родитель ставит границы, ребенок развивает внутреннюю картину морали, ценности, совесть и поведение, приемлемое в обществе.

Может ли родитель:

— ставить/держать границы, соответствующие возрасту ребенка?

— вводить правил? и следовать им, говорить нет?

— ставить границы для себя, уметь отличать хорошее от плохого?

— помогать ребенку справляться с его чувствами/поведением?
— давать социальные навыки?

— давать позитивную картину общения в семье, быть, хорошим примером?

— быть примером того, как решать конфликты, оказывать внимание
другим и проявлять заботу о них?

— помогать в развитии методов решения проблем: управлять гневом, злостью, владеть собой?

— контролировать свои чувства/интегрировать с другими?

— учить традициям и нормам?

— прививать ценности и мораль, эстетическое чувств, и чувство красоты?

— следить, чтобы ребенок был социально воспринят?

5. Стимуляция.

Способность родителя активно стимулировать возможности ребенка к обучению и интеллектуальному развитию.

Как родитель стимулирует ребенка?

Оказывает ли родитель ребенку поддержку в когнитивном, чувственном и социальном развитии?

Беседует ли родитель с ребенком?

Слушает ли родитель?

Позволяет ли родитель ребенку показывать позитивные и негативные чувства?

Поддерживает ли родитель позитивную отдачу?

Какова способность родителя к сыгранности, общению с ребенком?

Стимулирует ли родитель ребенка к игре?

Участвует ли сам, заинтересован ли в игре?

Следит ли родитель, чтобы ребенок хорошо себя чувствовал?

Уважает ли родитель, ценит ли ребенка таким, какой он есть?

Создает ли родитель возможность для ребенка справляться самому — соответственно своему возрасту и развитию?

Справляется ли с трудностями в жизни?

6. Стабильность.

Способность родителя предоставить ребенку стабильную среду, чтобы ребенок получил все то, что входит в понятие способности родителя удовлетворить основные потребности ребенка в заботе, защищенности, теплоте чувств, стимуляции, руководстве и границах. И это должно быть постоянно и само собой разумеющимся.

Есть ли у родителя способность:

— дать стабильную среду ребенку?

—- поддерживать контакт с членами семьи?

— уметь реагировать одинаково на одинаковое поведение ребенка?

— быть постоянным в воспитании ребенка?


— быть надежным?

Может ли родитель дать ребенку надежность, стабильность и постоянство на длительный период?

Фактор IV. Семья/окружающая среда

1. Жилищная ситуация.

Свое/съемное жилье? Размер? Состояние? Квартирная плата? Комната ребенка/подростка?

Оценка: Обеспечены ли порядок в жилье, гигиена?

2. Трудовая ситуация.

Кто трудится? Где? Безработные? Причины безработицы?
Диалог: как воспринимается состояние безработицы ребенком/родителями?

3. Экономическая ситуация.

Доходы? Долги? Риск выселения? Какие экономические приоритеты делает родитель?

Оценка: создает ли родитель экономически надежную ситуацию для ребенка?

4. История семьи и положение в семье.

Условия периода взросления. Опыт детства. Особые события/изменения в семье в период взросления. Соматические/психические болезни или нарушения в семье родителей. Связь со своими родителями. Желаем/принят родителями.


Утверждаю

Директор УО «СПЦ»

«____»____________2005года

____________А,Н.Литвинов


ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ


Разработана

Педагогом социальным Ущаповской Е.В.

Педагогом психологом Борсук В.А.


К







Похожие:

Ι. Расследование включает изучение iconДокументи
1. /Сборник расследование пожаров выпуск 1/1 Предисловие к сборнику.doc
2. /Сборник...

Ι. Расследование включает изучение iconХимико биологический профиль Главными задачами профильного обучения являются
Основная часть учебного процесса включает углубленное изучение таких предметов как химия и биология
Ι. Расследование включает изучение iconАлгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей
Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей)
Ι. Расследование включает изучение icon«союз волшебных звуков чувств и дум» (Занимательное введение в литературоведение)
Программа факультативных занятий включает в себя шесть крупных разделов. Каждый из них делится на темы, в основу которых заложено...
Ι. Расследование включает изучение iconПротокол № от Приказ от №
Лица, в отношении которых осуществляется расследование и учет несчастных случаев
Ι. Расследование включает изучение iconДокументи
1. /Расследование аварий поджогов.doc
Ι. Расследование включает изучение iconДокументи
1. /Zaschita_ot_vtorjeniy/Мандиа К. Защита от вторжений. Расследование компьютерных преступлений....
Ι. Расследование включает изучение iconЛитература для учителя Литература для обучающихся
Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает...
Ι. Расследование включает изучение iconРасследование уголовного дела Учитель математики : Сорокина А. П
Каков же главный вопрос следствия? В ходе обсуждения ребята приходят к правильной его формулировке: Имел ли водитель реальную
Ι. Расследование включает изучение iconДиагностическое изучение проблемы
Системно-деятельностный подход основа стандартов второго поколения. Изучение материалов
Ι. Расследование включает изучение iconСистема контроля педагогического процесса планирование контроля Изучение документации Педагогический совет Карта наблюдений ноу – хау (автор Денякина) Индивидуальное
Как видно, предлагаемая система контроля включает в себя три больших раздела, которые тесно взаимосвязаны между собой и вытекают...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы