Алгоритм изучения семьи icon

Алгоритм изучения семьи



НазваниеАлгоритм изучения семьи
Дата конвертации14.09.2012
Размер41.61 Kb.
ТипДокументы
источник

Алгоритм изучения семьи




Данная методика предложена методистом Центра методического обеспечения воспитательной работы УО РИПО Капелевич Т.С. и помогает выявить «проблемное поле» семьи учащегося. В основу положены беседа и анкетирование учащихся и родителей. Предназначена методика для тех учащихся или родителей, кто сам или по рекомендации куратора группы обратился за помощью в разрешении семейной проблемы к социальному педагогу или педагогу-психологу. Проводится социальным педагогом или педагогом-психологом по мере обращения учащихся или их родителей. Результаты исследования предназначены социального педагога или педагога-психолога. Главными условиями являются: согласие на консультацию учащегося или родителей, создание благоприятной и комфортной обстановки во время консультации. Помогает составить коррекционную программу и определить изменения в детско-родительских отношениях.


Знание семьи учащегося одно из условий его успешного воспитания и социализации в обществе. При организации работы с семьей, следует учитывать её структуру, культурный уровень, нравственный облик, отношение родителей к детям. Поэтому важно составить психолого-педагогическую характеристику семьи, так как помощь семье и воздействие на неё будут зависеть от её особенностей. При изучении семьи для социального педагога важны как индивидуальные особенности её членов, так и структурные характеристики семьи в целом:

    • наличие брачных партнеров;

    • жилищно-бытовые условия;

    • стадия жизненного цикла семьи (зрелая, пожилая, молодая);

    • порядок заключения брака;

    • количество поколений в семье;

    • количество детей и т.д.

Необходимо учитывать такие характеристики, как: культура родителей, нравственная направленность семьи, педагогическая подготовленность её членов к взаимодействию, организованность и коммуникативность.

Особое значение для личности учащегося имеет нравственная направленность семьи, которую оценивают с точки зрения принятых в семье общечеловеческих ценностей: интересов, идеалов, взглядов, убеждений. Значительную роль в нравственной направленности семьи играет личность её авторитетных членов и, в первую очередь, родителей. Ценности, которые приняты семьей, проявляются в понимании родителями целей и задач воспитания, в наличии у них чувства ответственности за воспитание детей, гражданского долга перед обществом.

Важными в работе с семьей являются сведения о педагогической культуре родителей, что предполагает:

  • знание и учет возрастных особенностей собственных детей;

  • умение выявлять и объективно оценивать их положительные и отрицательные черты;

  • осуществление единых требований к детям;

  • педагогическое самовоспитание отца и матери;

  • регулярное посещение учреждения образования;

  • интерес к положительному опыту воспитания детей в других семьях и стремление использовать его на практике.

Следует также учитывать отношение членов семьи к совместной деятельности. О её организационном единстве можно судить по четкому разграничению прав и обязанностей между всеми в семье, взаимодействию и согласованности в управлении семейными делами, доброжелательному отношению друг к другу и взаимоподчинению.

Вид и индивидуальные особенности семьи определяют её воспитательные возможности. Характеристика семьи показывает как ее ресурсные возможности (материальные, воспитательные), так и потенциальные факторы социального риска.

Изучение семьи учащегося можно проводить по следующему алгоритму, который поможет социальному педагогу выявить «проблемное поле».

Алгоритм изучения семьи

  1. Состав:

1) полная

      • с 1 ребенком,

      • с 2 однополыми,

      • с 2 разнополыми,

      • со старшими членами семьи (бабушкой, дедушкой и др.)

2) многодетная:

- с 3 и более несовершеннолетними детьми,

      • со старшими членами семьи (бабушкой, дедушкой и др.),

      • неполная,

      • родители разведены и т.д.

3) неполная:

      • с 1 ребенком,

      • с 2 однополыми,

      • с 2 разнополыми,

      • родители разведены и т.д.

      • со старшими членами семьи (бабушкой, дедушкой и др.)

  1. Стадия жизненного цикла:

      • зрелая,

      • молодая,

      • пожилая.

  2. Порядок заключения брака:

      • первичный,

      • повторный

4. Жилищно-бытовые условия:

        • условия проживания (количество комнат, жилье частное или государственное),

        • благоустроенность жилья,

        • имеет ли учащийся собственную комнату, собственное место в квартире, доме,

        • соблюдение членами семьи санитарно-гигиенических норм.

  1. Материальная обеспеченность:

      • с очень высоким материальным достатком;

      • с высоким материальным достатком;

      • со средним материальным достатком (обеспеченная);

      • с низким материальным достатком (малообеспеченная);

      • нуждающиеся (за чертой бедности).

  2. Воспитательный потенциал семьи:

      • сильный – социально здоровая, благополучная в воспитательном отношении семья;

      • неустойчивый – социально здоровая, но неблагополучная в воспитательном отношении семья;

      • слабый – социально нездоровая, неблагополучная в воспитательном отношении семья;

      • негативный – социально нездоровая, негативная в воспитательном отношении семья.

  3. Характер взаимоотношений в семье:

      • между взрослыми членами семьи;

      • между другими членами семьи и учащимся;

      • позиция учащегося в семье;

      • отношение учащегося к родителям.

Знание «проблемного поля» в семье позволит педагогу в дальнейшем лучше понять причины тех или иных поступков учащегося, объективно оценить его состояние, вовремя оказать социально-педагогическую помощь и поддержку.

По приведенному алгоритму заполняется учетная карта семьи








Похожие:

Алгоритм изучения семьи iconПримерная схема изучения семьи
Материальная обеспеченность семьи (средний доход в месяц на каждого члена семьи)
Алгоритм изучения семьи iconПрограмма изучения семьи школьника
Демографическая характеристика семьи. Полная, неполная семья, кто из родителей отсутствует, по какой причине, число взрослых членов...
Алгоритм изучения семьи iconОператоры присваивания, ввода и вывода информации используются в линейном алгоритме
Линейный алгоритм алгоритм, в котором команды выполняются один раз последовательно друг за другом (линейный алгоритм)
Алгоритм изучения семьи iconАлгоритм действий родителей (законных представителей) и образовательное учреждение в случае самовольного ухода несовершеннолетнего из семьи
Алгоритм действий родителей (законных представителей) и образовательное учреждение
Алгоритм изучения семьи iconАнализ профессиональной деятельности примерный алгоритм: Я, родилась или год
Подготовку уроков начинаю с изучения программы, календарно-тематического планирования
Алгоритм изучения семьи iconКонтрольная работа по теме «Алгоритмы» Вариант 1 Дать определения понятиям: алгоритм, циклический алгоритм > Найдите значение Х после выполнения алгоритма 1, если х=5
Выполнить алгоритм Занести значения переменных, изменяющихся в ходе выполнения алгоритма в таблицу
Алгоритм изучения семьи iconТема "Вложенные алгоритмы" Вложенный алгоритм – это алгоритм рассмотренный «под микроскопом»
...
Алгоритм изучения семьи iconДоклад на тему: «Педагогическая диагностика изучения семьи как условие оказания ей помощи в воспитании и развитиии детей»
«Что такое семья, понятно всем. Семья — это дом, папа и мама, дедушка и бабушка Это дружба и любовь, забота друг о друге» Этими словами...
Алгоритм изучения семьи iconАлгоритм по работе с семьей, находящейся в социально опасном положении, включает в себя несколько этапов: I – этап составления индивидуальной программы реабилитации семьи; II
Алгоритм по работе с семьей, находящейся в социально опасном положении, включает в себя несколько этапов
Алгоритм изучения семьи iconАлгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей
Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы