Опросник профессиональной готовности icon

Опросник профессиональной готовности



НазваниеОпросник профессиональной готовности
Дата конвертации15.09.2012
Размер123.7 Kb.
ТипДокументы
источник

ОПРОСНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ


Методика предназначена для получения информации о наличии, взаимном сочетании и эмоциональном подкреплении у испытуемого профессионально ориентированных умений и навыков, что позволяет судить о степени готовности испытуемого к успешной деятельности в определенной профессиональной сфере. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год. Результаты исследования предназначены для заместителей руководителей по учебно-воспитательной работе, преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, классных руководителей, мастеров производственного обучения, социального педагога. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.





^ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Цель: Получение информации о наличии, взаимном сочетании и эмоциональном подкреплении у испытуемого профессионально ориентированных умений и навыков, что позволяет судить о степени готовности испытуемого к успешной деятельности в определенной профессиональной сфере.

^ Автор: Л.Н. Кабардова

Описание методики : Предназначена для учащихся 9-11х классов, вклю­чает в себя 50 высказываний, основанных на самооценке учащимися своих возможностей в реализации задаваемых опросником умений (учебных, трудовых, социальных, творческих и т.д.), пережитого в личном опыте эмоционального отношения. Все описанные виды деятельности со­ответствуют наиболее типичным действиям пяти профессиональных сфер: “человек-природа”, “человек-техника”, ”человек-человек”, “человек- знаковая система”, “человек- художественный образ”.


^ Типы профессий:

Профессиональные сферы

Предметы труда

^ Примеры профессий

1. Человек – природа.

Растения, животные, микроорганизмы.

Зоолог, зоотехник, ботаник и т.д.

2. Человек – техника.

Технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия.

Радиомеханик, токарь, слесарь, шофер, инженер и т. д.

3. Человек – человек.

Люди, группы, коллективы.

Педагог, медик, продавец, официант и т.д.

4.Человек – знаковая система

Условные знаки, шифры, коды, таблицы.

Корректор, программист, машинистка, статистик, экономист и т.д.

5. Человек – художественный образ.

Художественные образы, их роли, элементы и особенности.

Ювелир, фотограф, музыкант, художник, писатель, артист и т. д.


Литература :

1. Основы теории и практики профориентации. Руководство к лабораторному практикуму. /Сост. Балахин В.И. и др. Л. : ЛГЦПМ, ЛГПИ,1990 .-с.39


^ Компьютерный вариант имеется.








Учащимся раздаются перечни вопросов и "бланки ответов”. После заполнения паспортной части “бланка ответов” учащимся предлагается прочитать инструкцию по работе с опросником .





ИНСТРУКЦИЯ


Внимательно читайте все 50 высказываний опросника. Прочитав каждое из высказываний, Вы должны будете ответить на три ниже приведенных вопроса и оценить свои ответы в баллах (от 0 до 2) :

  1. Насколько хорошо Вы умеете делать то, что написано в высказывании?

- делаю, как правило, хорошо - ^ 2 балла

- делаю средне - 1 балл

- делаю плохо (совсем не умею ) - 0 баллов

2. Какие ощущения у Вас возникали, когда Вы это делали?

- положительные (приятно, интересно, легко) - ^ 2 балла

- нейтральные (все равно) - 1 балл

- отрицательные (неприятно, неинтересно, трудно) - 0 баллов

3. Хотели бы Вы, чтобы описанное в высказывании действие было включено в Вашу будущую работу?

- да - ^ 2 балла

- все равно - 1 балл

- нет - 0 баллов

Свои оценки в баллах Вы заносите в “бланк ответов” (номер клетки в таблице соответствует номеру высказывания). В каждую клетку “бланка ответов” Вы должны поставить баллы, соответствующие Вашим ответам на все три вопроса. Для каждого высказывания Вы оцениваете сначала Ваше умение (1), затем -- отношение (2), затем -- желание (3). В этой же последовательности Вы и проставляете оценочные баллы в клетках “бланка ответов”.

Если вы никогда не делали того, что описано в высказывании, то вместо баллов поставьте в клетку прочерки в первых двух вопросах (1) и (2) и попробуйте ответить только на третий вопрос.

Читая высказывания, обязательно обращайте внимание на слова: “часто”, “легко”, “систематически” и т.п. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.

Если из перечисленных в вопросе нескольких действий Вы умеете делать что-то одно, то именно это действие Вы и оцениваете тремя оценками.

Работайте внимательно!





^ ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ


При обработке результатов, сначала находят в “бланке ответов” номера тех высказываний, которые испытуемый при оценке умений оценил в “0” баллов или поставил прочерк. В этом случае следующие две оценки этого высказывания при подсчете общих сумм баллов по этим шкалам не учитываются. Они принимаются во внимание только при качественном анализе каждой сферы.

Подсчитывается общая сумма баллов, которую набрали отдельно "умения", отдельно “отношение” и отдельно “профессиональные пожелания” испытуемого в каждой профессиональной сфере.

В результате этого у профконсультанта имеется наглядная картина предпочтений рассматриваемых профессиональных сфер. Анализ оценок конкретных высказываний позволяет получить дополнительную информацию в рамках предпочитаемых сфер.





КЛЮЧ

1- й столбец бланка - З ( человек- знаковая система).

2- й столбец бланка - Т (человек- техника).

3- й столбец бланка - П (человек- природа).

4- й столбец бланка - Х (человек - художественный образ).

5- й столбец бланка - Ч (человек- человек).





ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.


Выбор наиболее предпочтительной для данного испытуемого профессиональной сферы осуществляется на основе сопоставления сумм баллов по трем описанным шкалам ("умения“ -- 1, "отношения“ -- 2, "пожелания“ -- 3). Положительно оценивается такое сочетание, при котором высокие оценки при ответе на 2-й и 3-й вопрос соотносятся с реальными умениями испытуемого, т.е. с высокой оценкой по 1-й шкале. Например, отношение трех оценок типа 10-12-11 благополучнее, чем отношение типа 3-18-12. Предпочтение испытуемого в первом примере более обоснованы наличием у него соответствующих умений.

Анализируются высказывания, которые испытуемый оценил наибольшим количеством баллов, т.е. 2-2-2, а также высказывания, в которых две наивысшие оценки сочетаются со средней, т.е. 2-2-1 или 1-2-2. Это необходимо: во-первых, чтобы сузить профессиональную сферу до конкретных специальностей; во-вторых, чтобы выйти за пределы одной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между разными сферами.


Например, после обработки "бланка ответов" получены следующие значения:


12 14 7

13 16 12

9 10 4

10 13 6

17 15 14

1

2

3

4

5


Вывод: преобладание склонностей к профессиям типа "человек - человек".


МЕТОДИКА 1.3.





ИНСТРУКЦИЯ


Внимательно читайте все 50 высказываний опросника. Прочитав каждое из высказываний, Вы должны будете ответить на три ниже приведенных вопроса и оценить свои ответы в баллах (от 0 до 2) :

  1. Насколько хорошо Вы умеете делать то, что написано в высказывании?

- делаю, как правило, хорошо - ^ 2 балла

- делаю средне - 1 балл

- делаю плохо (совсем не умею ) - 0 баллов

2. Какие ощущения у Вас возникали, когда Вы это делали?

- положительные (приятно, интересно, легко) - ^ 2 балла

- нейтральные (все равно) - 1 балл

- отрицательные (неприятно, неинтересно, трудно) - 0 баллов

3. Хотели бы Вы, чтобы описанное в высказывании действие было включено в Вашу будущую работу?

- да - ^ 2 балла

- все равно - 1 балл

- нет - 0 баллов

Свои оценки в баллах Вы заносите в “бланк ответов” (номер клетки в таблице соответствует номеру высказывания). В каждую клетку “бланка ответов” Вы должны поставить баллы, соответствующие Вашим ответам на все три вопроса. Для каждого высказывания Вы оцениваете сначала Ваше умение (1), затем -- отношение (2), затем -- желание (3). В этой же последовательности Вы и проставляете оценочные баллы в клетках “бланка ответов”.

Если вы никогда не делали того, что описано в высказывании, то вместо баллов поставьте в клетку прочерки в первых двух вопросах (1) и (2) и попробуйте ответить только на третий вопрос.

Читая высказывания, обязательно обращайте внимание на слова: “часто”, “легко”, “систематически” и т.п. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.

Если из перечисленных в вопросе нескольких действий Вы умеете делать что-то одно, то именно это действие Вы и оцениваете тремя оценками.

Работайте внимательно!





ОПРОСНИК 1.3.


1.Делать выписки, вырезки из различных текстов и группировать их по определенному признаку.

2.Выполнять практические задания на лабораторных работах по физике (составлять и собирать схемы, устранять в них неисправности, разбираться в принципе действия прибора и т.д.).

3.Длительное время (более 1 года) самостоятельно, терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений.

4.Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочинения признаваемые многими интересными, достойными внимания.

5.Сдерживать себя, не “выливать” на окружающих свое раздражение, гнев, обиду, плохое настроение.

6.Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план, новый текст.

7.Разбираться в физических процессах, решать задачи по физике.

8.Вести регулярное наблюдение за развивающимся растением и записывать данные наблюдения в специальный дневник

9.Мастерить красивые изделия своими руками: из дерева, материала, засушенных растений, ниток, металла и т д.

10.Терпеливо, без раздражения, объяснять кому-либо, то, что он хочет знать, даже если приходится повторять это несколько раз.

11.В письменных работах по русскому (белорусскому) языку, литературе легко находить ошибки.

12.Разбираться в химических процессах, решать задачи по химии.

13.Разбираться в особенностях развития и во внешних признаках многочисленных видов растений.

14.Создавать законченные произведения живописи, графики, скульптуры.

15.Много и часто общаться с разными людьми, не уставая от этого.

16.На уроках иностранного языка отвечать на вопросы, пересказывать тексты и составлять рассказы по данной теме.

17.Отлаживать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл), ремонтировать электротехнические приборы (пылесос, утюг, светильник).

18.Преимущественно свое свободное время тратить на наблюдение за каким-нибудь животным.

19.Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых.

20.Внимательно, терпеливо, не перебивая выслушивать людей.

21.При выполнении заданий по иностранному языку без особых трудностей работать с иностранными текстами.

22.Налаживать и чинить электронную аппаратуру (приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек).

23.Регулярно, без напоминания взрослых, выполнять необходимые для ухода за животными работы: кормить, чистить животное и клетки, и т.п.

24.Публично, для многих зрителей, разыгрывать роли, декламировать стихи.

25.Увлекать делом, игрой, детей младшего возраста.

26.Выполнять задания по математике, химии, в которых требуется составить логическую цепочку действий используя различные формулы, теоремы, законы.

27.Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.

28.Разбираться в породах и видах животных: лошадей, птиц, рыб, насекомых; знать их характерные внешние признаки и повадки.

29.Всегда четко видеть, что сделано драматургом, писателем, художником, режиссером, актером талантливо, уметь это обосновать устно или письменно.

30.Организовывать людей на какие-либо дела, мероприятия.

31.Выполнять задания по математике, требующие хорошего знания математических формул, законов и умения правильно применять при решении.

32.Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и ловкости рук: работать на станке, на электрической швейной машинке, производить сборку и монтаж мелких деталей.

33.Сразу замечать мельчайшие изменения в поведении или во внешнем виде животного или растения.

34.Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни, танцевальные номера.

35.Выполнять работу, требующую обязательных контактов со множеством разных людей.

36.Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных (по формулам и без них), выводить на основе этого разные закономерности, следствия.

37.Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных моделей, конструировать новые, придуманные самостоятельно.

38.Специально заниматься углубленным изучением ботаники, зоологии- читать научную литературу, слушать лекции, научные доклады.

39.Создавать на бумаге и в оригинале, модели одежды, причесок, украшений, интерьера помещений, конструкторские новинки.

40.Влиять на людей, убеждать, предотвращать конфликты, улаживать ссоры, разрешать споры.

41.Работать с условной знаковой информацией: составлять и рисовать карты, схемы, чертежи.

42.Выполнять задания, в которых требуется мысленно представить расположение предметов или фигур в пространстве.

43.Длительное время заниматься исследовательскими работами в биологических кружках, питомниках, на биостанциях.

44.Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное, прекрасное.

45.Сопереживать людям (даже не очень близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь.

46.Аккуратно и безошибочно выполнять “бумажную” работу: писать, выписывать, проверять, подсчитывать, выполнять.

47.Выбирать наиболее рациональный (короткий , простой) способ решения задачи: технической, логической, математической.

48.При работе с животными или растениями переносить ручной физический труд, неблагоприятные погодные условия, грязь, специфический запах животных.

49.Настойчиво,терпеливо добиваться совершенства в создаваемом или исполняемом произведении (в любой сфере творчества).

50.Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух.





^ БЛАНК ОТВЕТОВ 1.3.


Фамилия , Имя , Отчество (полностью, разборчиво)_______________





Возраст______(полных лет) Пол _____ Образование______________





Дата ____________________


1 2 3

1 2 3

1 2 3

1 2 3

1 2 3

1

2

3

4

5


6

7

8

9

10


11

12

13

14

15


16

17

18

19

20


21

22

23

24

25


26

27

28

29

30


31

32

33

34

35


36

37

38

39

40


41

42

43

44

45


46

47

48

49

50

















1

2

3

4

5










Похожие:

Опросник профессиональной готовности iconОпросник профессиональной готовности (опг)
В этом случае профконсультанту легко определить и обоснованность или необоснованность его профессиональных предпочтений
Опросник профессиональной готовности iconОпросник профессиональной готовности д. Н. Кабардовой (опг) Описание методики
В этом случае профконсультанту легко определить обоснованность или необоснованность его профессиональных предпочтений
Опросник профессиональной готовности icon«дифференциально-диагностический опросник» (ддо) Е. А. Климова
Опросник ддо используется для оценки профессиональной направленности на основе предпочтений человеком различных по характеру видов...
Опросник профессиональной готовности iconОпросник 2 Опросник для изучения мнения коллег
Вам предлагается опросник для оценки социально-профессиональных аспектов деятельности Вашего коллеги
Опросник профессиональной готовности iconОпросник 1 Опросник для изучения мнения руководителей
Вам предлагается опросник для оценки социально-профессиональных аспектов деятельности Вашего коллеги
Опросник профессиональной готовности iconОпросник 4 Опросник для изучения мнения руководителей и коллег
Вам предлагается опросник для оценки социально-профессиональных аспектов деятельности Вашего аттестуемого педагога дополнительного...
Опросник профессиональной готовности iconОпросник 5 Опросник для изучения мнения родителей
Вам предлагается опросник для изучения Вашего мнения о профессионально-нравственных качествах педагога, характере его взаимодействия...
Опросник профессиональной готовности iconОпросник 3 Опросник для изучения мнения родителей
Вам предлагается опросник для изучения Вашего мнения о профессионально-нравственных качествах педагога, характере его взаимодействия...
Опросник профессиональной готовности iconОпросник для выявления готовности к выбору профиля обучения (профессии)
Если Вам не удастся получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные
Опросник профессиональной готовности iconОпросник «Утомление – Монотония – Пресыщение – Стресс» Опросник «Утомление – монотония – пресыщение – стресс»
А. Б. Леоновой версию немецкого 5опросника bms II. Опросник предназначен для оценки выраженности вышеперечислен
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы