Основы анализа психологических механизмов аддиктивного поведения icon

Основы анализа психологических механизмов аддиктивного поведения



НазваниеОсновы анализа психологических механизмов аддиктивного поведения
Дата конвертации15.09.2012
Размер131 Kb.
ТипДокументы
источник

Основы анализа психологических механизмов аддиктивного поведения.

Предрасположенность к употреблению психотропных веществ зависит от множества факторов (отягощенная наследственность, последствия травм, стрессогенные воздействия, особенности характера и самосознания личности, макро- и микросоциальное окружение, педагогическая запущенность, давление сверстников, недостаточное развитие навыков поведения в условиях жизненных проблемных ситуаций и др.). Однако именно в формирующейся личности как в зеркале отражаются дезадаптивные процессы в семье и обществе в целом.

Теоретической основой для анализа и интерпретации диагностируемых психологических факторов, личностных структур и психологических механизмов аддиктивного поведения является предлагаемый нами деятельностный психодинамический подход к изучению аддиктивного поведения в русле психологической теории деятельности.

Главной предпосылкой развития аддиктивного поведения, как показали проведенные нами экспериментальные исследования (50 подростков-наркоманов), является фрустрированность биологических и социальных потребностей личности. В соответствии с теорией деятельности удовлетворение потребностей осуществляется с помощью системных психических механизмов – мотивации, целеполагания, действий и операций, обеспечивающих динамическое взаимодействие организма и личности с окружающей средой.

Когнитивно-интеллектуальные, эмоционально-волевые и нравственные качества личности можно рассматривать как внутренние средства регуляции деятельности, и соответственно, удовлетворения потребностей через достижение как биологически, так и личностно, социально адекватных целей.

В зависимости от уровня и особенностей развития когнитивных, эмоционально-волевых и нравственных качеств, формируются различные мотивационные направленности и смысложизненная ориентация личности.

Как показали наши исследования, при снижении когнитивно-интеллектуальной, нравственной и / или эмоционально-волевой регуляции поведения преимущественно формируется гедонистическая направленность личности, у которой предметом псевдоудовлетворения фрустрированных биологических и социальных потребностей зачастую становятся алкоголь, наркотики и др. психоактивных веществ.

При этом ослабление когнитивно-интеллектуального, эмоционально-волевого и нравственного регуляторов поведения, которые у здоровой, социально-адаптивной личности обеспечивают ее позитивное развитие, самоактуализацию, у дезадаптивной личности являются «слабыми звеньями», облегчающими формирование аддиктивного поведения.

Различные сочетания нарушений основных регуляторов социально-адаптивного поведения, снижающих толерантность к психоактивным веществам, графически отражены в структурах личности дезадаптивного типа и выделены цветом как «слабые звенья» личности.

Нарушения одного или нескольких указанных качеств личности повышают фрустрированность, неудолветворенность личности, способствует развитию гедонистической направленности и значительно увеличивают риск возникновения зависимости от психоактивных веществ.

 

^ Типологические особенности личности с различной степенью риска аддиктивного поведения

и возникновения зависимости от ПАВ»

 

Основные психологические факторы риска:

F1. Удовлетворенность базовых социально-биологических потребностей

(фрустрированность, отчужденность ¾ удовлетворенность, доверие, взаимность)

очень низкая (0 - 3), низкая (4 - 5), средняя (6 - 10), высокая (11 - 12)

 

F2. Социально-духовная направленность и самореализация личности

(индивидно-гедонистическая ¾ социально-духовная)

очень низкая (0 - 2), низкая (3 - 4), средняя (5 - 8), высокая (9)

 

F3. Интеллектуальная регуляция поведения

(безрассудность, рискованность ¾ предусмотрительность, благоразумность)

очень низкая (0 - 1), низкая (2 - 3), средняя (4 - 6), высокая (7)

 

F4. Нравственно-чувственная регуляция поведения

(импульсивность, подверженность желаниям, игнорирование нравственно-этических норм ¾ готовность регулировать свое поведение в соответствии с нравственно-этическими нормами)

очень низкая (0 - 2), низкая (3 - 4), средняя (5 - 9), высокая (10)

 

F5. Эмоционально-волевая регуляция поведения

(эмоциональная неустойчивость, слабоволие ¾ высокая эмоциональная устойчивость, способность к волевой регуляции эмоций и поведения)

очень низкая (0 -1), низкая (2 - 3), средняя (4 - 8), высокая (9 - 10)

 

F6. Социальная желательность

(самокритичность, открытое выражение своего характера - стремление показаться лучше, продемонстрировать социально-одобряемые личностные качества)

низкая (0-2), средняя (3 -4), высокая (5 - 6)

 

F7 – Общий риск употребления психоактивных веществ

Низкий (17 – 20), средний (9 – 16), высокий (5 – 8), очень высокий (0 – 4).

 

Структура факторов и механизмов аддиктивного поведения

и низкого (высокого) риска употребления ПАВ

 

 

Направленность, смысложизненные

ориентиры

 

 

 

 

 

 

 

 

Внутренние средства

саморегуляции поведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Базовое психоэмоциональное

Состояние

 

 

 

 

Дополнительные социальные факторы риска:

  1. Неполная семья

  2. Состав семьи: мать + отчим или отец + мачеха

  3. Взаимоотношения с родными: плохие, отчуждение, конфликты.

  4. Употребление алкоголя в семье: регулярное или частое.

  5. Отношение к учебе: Демонстративно пренебрежительное, частые прогулы, уход от общения с учителями, неудовлетворительная успеваемость.

 

 

Варианты индивидуально-типологических характеристик личности с различной степенью риска аддиктивного поведения

^ КРАТКИЕ ФОРМУЛИРОВКИ к вариантам индивидуально-типологических характеристик:

 

F1 + Проявляет спокойствие, удовлетворенность, доверие к людям и миру.

F1= К жизни и окружающим людям относится ровно, сдержанно и неоднозначно – многое зависит от обстоятельств, настроения и собственных успехов.

^ F1 - Проявляет беспокойство, недовольство жизнью, в целом испытывает скрытую или явную неудовлетворенность собой и другими.

 

F2 + Верит в духовные ценности и идеалы, стремится к физическому, умственному и культурному развитию.

F2= Хочет от жизни получить и духовные блага, и материальные, хочет также пожить в свое удовольствие и не забывает, что «своя рубашка ближе к телу».

^ F2 - Не верит в духовные ценности и идеалы, стремится пожить в свое удовольствие и испытать наслаждение прямо сейчас.

 

F3 + Проявляет благоразумность, предусмотрительность, осторожность. Достаточно хорошо осознает последствия ошибок и заблуждений человека.

F3 = Может проявлять как благоразумность и осторожность, так и импульсивность, готовность идти на риск. В тех случаях, когда очень хочет достигнуть желаемого, может пойти на риск.

^ F3 - Действует, не особо задумываясь о последствиях. Ради сиюминутных удовольствий может совершать рискованные поступки.

 

F4 + Понимает полезность существующих в обществе нравственных норм, правил и запретов. Понимает свои обязанности и ответственность перед другими. В своем поведении учитывает мнение и чувства окружающих.

F4 = Существующие в обществе нравственные нормы, запреты и правила поведения учитывает в зависимости от обстоятельств и личных интересов. Явно не пренебрегает правилами приличия и мнением окружающих, но и далеко не всегда соблюдает их.

F4 - Пренебрежительно относится к существующим в обществе этическим нормам поведения, правилам приличия. Недостаточно хорошо понимает свой долг и обязанности перед обществом и близкими. Не придает должного значения мнению и чувствам окружающих.

 

^ F5 + Проявляет уверенность в себе, не пасует перед обстоятельствами, может преодолевать трудности и достигать поставленных целей.

F5 = В сложных ситуациях может расстраиваться и пасовать перед обстоятельствами. Но в привычных условиях чувствует себя достаточно уверенно, умеет проявить характер и справиться с обыденными проблемами.

F5 - Плохо контролирует свои эмоции и поведение. Легко выходит из себя. Чувствует, что не может, да и не всегда хочет справляться с жизненными трудностями.

 

^ F6 - Может достаточно открыто проявлять как позитивные, так и негативные стороны своего характера.

F6 = Сознательно или неосознанно подчеркивает свои позитивные (одобряемые в культурном сообществе) личностные качества.

F6+ Старается подчеркнуть безупречность своего поведения и отношения к окружающим, явно стремится показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать самые лучшие одобряемые обществом личностные качества.

^ КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ

 

I. Выраженный адаптивный тип (5+) или (4+, 1=) при (F6 -, =):

1)       Первые 5 факторов имеют высокие значения при низком или среднем значении 6-го фактора.

2)       4 фактора имеют высокие значения, а 1 – среднее при низком или среднем значении 6-го фактора.

 

^ Краткие характеристики: (из кратких формулировок к вариантам характеристик)

+ Вероятность аддиктивного поведения мала

 

Структура личности выраженного адаптивного типа

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Адаптивные типы (5+) или (4+, 1=) при (F6+)

(3+, 2=) или (2+, 3=) при (F6 -, =):

1)       Значения первых 5-и факторов высокие при высоком значении 6-го фактора.

2)       Значения 4-х факторов высокие, а 1-го – среднее при высоком значении 6-го фактора.

3)       Значения 3-х факторов высокие, 2-х – средние при низком или среднем значении 6-го фактора.

4)       Значения 2-х факторов высокие, а 3-х – средние при низком или среднем значении 6-го фактора.

 

^ Краткие характеристики: (из кратких формулировок к вариантам характеристик)

+ Вероятность аддиктивного поведения мала

 

Структура личности адаптивного типа

 


 

 

 

 

^ III. Умеренно - адаптивный уравновешенный тип

(4=, 1+) или (5=) при (F6 -, =, +):

1)       Значения 4-х факторов средние, а 1-го - высокое при любом значении 6-го фактора.

2)       Значения всех первых 5-ти факторов средние при любом значении 6-го фактора.

 

^ Краткие характеристики: (из кратких формулировок к вариантам характеристик)

+ При наличии 4 и более дополнительных социальных факторов не исключается вероятность аддиктивного поведения.

 

^ Структура личности умеренно - адаптивного уравновешенного типа

 

 


 

 

 

 

^ IV. Умеренно - адаптивные типы с компенсаторными качествами

 

(4+, 1-), (3+, 1=, 1-), (2+, 2=, 1-), (1+, 3=, 1-), (4=, 1-), (3+, 2-), (2+, 1=, 2-) при (F6 -, =, +):

1)       Значения 4-х факторов высокие, а 1-го – низкое при любом значении 6-го фактора.

2)       Значения 3-х факторов высокие, 1-го – среднее, 1-го – низкое при любом значении 6-го фактора.

3)       Значения 2-х факторов высокие, 2-х – средние, 1-го – низкое при любом значении 6-го фактора.

4)       Значение 1-го фактора высокое, 3-х – среднее, 1-го – низкое при любом значении 6-го фактора.

5)       Значения 4-х факторов средние, 1-го – низкое при любом значении 6-го фактора.

6)       Значения 3-х факторов высокие, 2-х – низкие при любом значении 6-го фактора.

7)       Значения 2-х факторов высокие, 1-го – среднее, 2-х – низкие при любом значении 6-го фактора.

 

^ Краткие характеристики: (из кратких формулировок к вариантам характеристик)

+ При наличии 4 и более дополнительных социальных факторов возрастает вероятность аддиктивного поведения.

 

 

^ Структура личности умеренно - адаптивного типа с компенсаторными качествами

 

 




 

 

 

 

^ V. Умеренно - дезадаптивные типы

 

(1+, 2=, 2-), (3=, 2-) при (F6 -, =, +):

1)       Значение 1-го фактора высокое, 2-х – средние, 2-х – низкие при любом значении 6-го фактора.

2)       Значения 3-х факторов средние, 2-х – низкие при любом значении 6-го фактора.

 

^ Краткие характеристики: (из кратких формулировок к вариантам характеристик)

+ При наличии 3 и более дополнительных социальных факторов возрастает вероятность аддиктивного поведения.

 

^ Структура личности умеренно-дезадаптивного типа

 


 

 

 

VI. Дезадаптивные типы

(2+, 3-), (1+, 1=, 3-), (2=, 3-), (1+, 4-) при (F6 -, =, +):

1)       Значения 2-х факторов высокие, 3-х – низкие при любом значении 6-го фактора.

2)       Значение 1-го фактора высокое, 1-го – среднее, 3-х – низкие при любом значении 6-го фактора.

3)       Значения 2-х факторов средние, 3-х – низкие при любом значении 6-го фактора.

4)       Значение 1-го фактора высокое, 4-х – низкие при любом значении 6-го фактора.

 

^ Дезадаптивный тип A

Эмоционально-неустойчивый.

(Напряженный эмоционально-неустойчивый, не умеет противостоять давлению со стороны других, испытывает трудности в преодолении препятствий, мешающих достижению поставленной цели, в связи с чем испытывает внутренний дискомфорт, плохо планирует свою жизнь и управляет ею. Способность реально оценивать возможный риск и последствия своих поступков снижена). Риск обращения к алкоголю и наркотикам связан с эмоциональной неустойчивостью, низкой способностью к преодолению фрустрирующих ситуаций, а также недостаточной способнастью оценить риск употребления наркотиков.

F1 - , F2 = , F3 - , F5 - , F4 =

F1 = , F2 - , F3 - , F5 - , F4 =

^ Краткие характеристики: (из кратких формулировок к вариантам характеристик)

+ При наличии 2 и более дополнительных социальных факторов резко возрастает вероятность аддиктивного поведения.

 

 

 

^ Структура личности дезадаптивного типа A

 

 


 

 

Дезадаптивный, тип B

Асоциальный дезадаптивный тип

(Активно стремится к удовлетворению своих желаний и интересов, которые ставит значительно выше интересов других. Откровенно игнорирует этические нормы поведения, чувства и мнение окружающих при достижении свои личных интересов. Испытывает напряжение и внутренний дискомфорт в связи с постоянными конфликтами с общепринятыми нормами и нравственными ценностями). Риск обращения к алкоголю и наркотикам связан с гедонистическим стремлением получать удовольствие любой ценой, в сочетании с фрустрацией, обусловленной постоянным конфликтом с обществом и принятыми в асоциальных группах стереотипами поведения.

F1 - , F2 = , F3 - , F5 = , F4 -

F1 = , F2 - , F3 - , F5 = , F4 -

^ Краткие характеристики: (из кратких формулировок к вариантам характеристик)

+ При наличии 2 и более дополнительных социальных факторов резко возрастает вероятность аддиктивного поведения.

 

 

^ Структура личности дезадаптивного типа B

 

 


 

 

Дезадаптивный тип C

Неудовлетворенный, гедонистический

(Испытывает внутренний дискомфорт от недостатка различных стимулирующих его воздействий, активно стремится компенсировать дискомфорт посредством различных удовольствий, действуя необдуманно, безрассудно, с риском для жизни. При относительной сохранности нравственных норм и ценностей не может регулировать свои желания и влечения). Риск обращения к алкоголю и наркотикам обусловлен высокой напряженностью желаний и влечений, в сочетании с слабостью внутренних регуляторных механизмов и сниженной оценкой последствий своих поступков.

F1 - , F2 - , F3 - , F5 = , F4 =

F1 - , F2 - , F3 - , F5 = , F4 =

^ Краткие характеристики: (из кратких формулировок к вариантам характеристик)

+ При наличии 2 и более дополнительных социальных факторов резко возрастает вероятность аддиктивного поведения.

 

 

 

^ Структура личности дезадаптивного типа C

 

 


 

 

VII.               Выраженный дезадаптивный тип

^ Асоциально-зависимый, слабовольный.

(Эмоционально-неустойчивый, слабовольный, легко поддающийся различного рода асоциальным влияниям, зависимый от обстоятельств и тех, кто его использует, неспособный противостоять своим влечениям и соблазнам. Испытывает внутренний дискомфорт, в связи с невозможностью удовлетворения желаний). Риск обращения к алкоголю и наркотикам обусловлен наличием постоянного внутреннего дискомфорта, слабоволием, подчиняемостью и отсутствием социальных норм.

(1=, 4-), (5-) при (F6 +, =, -)

^ Краткие характеристики: (из кратких формулировок к вариантам характеристик)

+ При наличии 2 и более дополнительных социальных факторов очень высокая вероятность аддиктивного поведения.

 

Структура личности выраженного дезадаптивного типа




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Похожие:

Основы анализа психологических механизмов аддиктивного поведения iconУчебное пособие по курсу «Профилактика аддиктивного поведения»
Охватывает всего человека его душу и тело; 3 оно преходящее и периодически повторяется
Основы анализа психологических механизмов аддиктивного поведения iconПричины асоциального, аддиктивного, девиантного поведения в школе
Нерешенный психологический конфликт между учеником учителем, родителем учителем
Основы анализа психологических механизмов аддиктивного поведения iconМолодежные субкультуры как фактор наркотизации) (Информационно-методические материалы для специалистов по профилактике пав)
Центр профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи минобразования россии
Основы анализа психологических механизмов аддиктивного поведения iconСеминар по проекту «Гражданин» Октябрь 2007 г. Акимова Р. Р., за дир по увр
Информационный семинар «Первичная профилактика аддиктивного (зависимого поведения) в условиях школы»
Основы анализа психологических механизмов аддиктивного поведения iconВопросы к экзамену по дисциплине «Финансовый анализ»
Зависимость финансовой политики организации от результатов отдельных видов анализа. Логическая последовательность поведения финансового...
Основы анализа психологических механизмов аддиктивного поведения iconИнструкция по взаимодействию. М., 2009 Кон И. С. Психология ранней юности. М.,1989
Методические рекомендации к работе по профилактике девиантного, аддиктивного и суицидального поведения детей и подростков в работе...
Основы анализа психологических механизмов аддиктивного поведения iconПлан работы социального педагога маоу оош №19 на 2013 2014 учебный год
Цель работы: создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных,...
Основы анализа психологических механизмов аддиктивного поведения iconУчебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа»
Охватывает наиболее широкие группы населения. И, поскольку, признанным является факт, что дети и молодежь наиболее подвержены вовлечению...
Основы анализа психологических механизмов аддиктивного поведения iconКак готовить ребенка к поступлению в детский сад
Тренируйте буквально с самого рождения системы адаптационных механизмов у ребенка и приучайте его заблаговременно к таким условиям...
Основы анализа психологических механизмов аддиктивного поведения iconИнформация о преподавании в 4-х классах общеобразовательных учреждений
«Основы религиозных культур и светской этики», включающего шесть учебных модулей по выбору семьи школьника: «Основы православной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы