Методика изучения мотивационно-потребностной сферы личности icon

Методика изучения мотивационно-потребностной сферы личности



НазваниеМетодика изучения мотивационно-потребностной сферы личности
страница1/3
Дата конвертации15.09.2012
Размер477.53 Kb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ


Методика предназначена для изучения строения мотивалионно-потребностной сферы (МПС). Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год с выпускниками школ и учащимися ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социальных педагогов, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Описание. Методика предназначена для изучения строения мотивалионно-потребностной сферы (МПС) подростков и юношей 14-17 лет. С помощью данной методики оценивается значимость и устанавливается иерархическая соподчиненность семнадцати потребностей: в физичес­ком совершенствовании (ФС); в духовном совершенствовании (ДС); в трудовой деятельности (ТД); в дружбе (ДР); в эмоциональной бли­зости (ЭБ); в уважении и поддержке со стороны взрослых (ВЗР); в уважении и поддержке со стороны родителей (РОД); в уважении и поддержке со стороны сверстников (СВР); в развлечениях (РАЗВ); в комфорте (КОМФ); в познании (ПОЗН); в лидерстве (ЛИД); в проти­воположном поле (ПП); в оказании помощи окружающим (ПОЛ); в дос­тижениях (ДОСТ); в автономии (АВТ); в престиже (ПР).

Содержание каждой потребности описано и представлено в ка­честве кратко сформулированного суждения. В основу методики по­лотен принцип "принудительного" сравнения, обязательного альтер­нативного выбора, из двух предлагаемых суждений. Методика состав­лена так, что каждая из потребностей сравнивается со всеми остальными побуждениями.

^ Предъявление методики. Перед началом исследования испытуемым дается возможность ознакомиться с текстом инструкции, самой мето­дикой и бланком ответов. После чего психолог от­вечает на вопросы, касающиеся процедуры исследования. После окончания работы перед тем как собрать бланки ответов важно убедиться в правильности и полноте ответов испытуемых.

^ Обработка результатов. Обработка результатов производится с помощью ключа. Суждению (потребности), на котором испытуемый остановил свой выбор, присваивается I балл, не выбранному 0 бал­лов. Таким образом, оценка каждой потребности находится в конти-ниуме от 0 до 16 баллов.
^




Ключ методики


Номер и маркировка потребности

Номер суждения


1. ФС

1,18,33,67,80,97,110,140,161,170,193,212,

212,217,242,255

2. ДС

3,20, 35,50,69,99,112,133,142,163,172,203,

222,250,256,263

3. ТД

5,22,37,52,71,82,101,144,165,174,211,230,

233,258,264,272

4. ДР

7,24,39,54,84,103,114,135,167,176,197,221,

238,241,266,271

5. ЭБ

9,41,56,73,86,105,116,137,146,169,192,198,

207,229,246,249

6. ВЗР

11,26,43,58,75,107,118,139,148,171,176,208,

215,237,254,257

7. РОД

16,19,34,51,66,83,94,115,126,147,154,179,

186,196,228,269.

8. СВР

13,28,45,60,77,88,109,120,141,173,180,202,216,225,245,265

9. РАЗВ

15,30,47,62,79,90,111,122,143,150,175,182,

191,226,253,262

10. КОМФ

17,32,49,64,81,92,113,134,145,152,177,184,

201,220,261,270

11. ПОЗН

14,21,36,53,68,85,96,117,128,156,181,168,

195,206,219,236

12. ЛИД

12,23,38,55,70,98.119,129,149,158,183,189,295,214,227,244


13. ПП

10,40,57,72,87,100,121,132,151,160,185,20,

213,224,235,252

14. ПОМ

8,25,42,59,89,102,123,134,153,162,187,210,

223,232,243,260

15. ДОСТ

6,27,44,61,74,91,104,125,155,164,190,218,231,240,251,268

16. АВТ

4,29,46,63,76,93,106,127,136,157,166,194,

199,239,248,259

17. ПР

2,31,48,65,78,95,108,130,138,159,168,204,

209,234,247,267

Потребности, оцененные в 11-16 баллов, принято считать доминирующими, в 0-5 баллов свидетельствуют о низкой мотивационной значимости. При этом в практической работе необходимо учитывать не только весь комплекс доминирующих потребностей, но и слабо выраженные побуждений. По комплексу доминирующих потребностей мо­жно определить как индивидуальные и личностные устремления учаще­гося /например, ФС, ДС, ТД, РАЗВ, АВТ и др., так и определить уровень его социальной адаптированности (ДР, ЭБ, ВЗР, РОД, СВР и др.). Последние места и иерархии занимают либо уже удовлет­воренные потребности, либо те из них, в которых учащийся не ис­пытывает нужды, т.е. не актуальные в настоящее время.

Оценка и интерпретация результатов

I. ^ Потребность в физическом совершенствовании. Доминирова­ние данной потребности свидетельствует о направленности учащихся на приобретение жизненно необходимых физических качеств, разви­тие силы, ловкости, выносливости и др. Это намерение, как пока­зывает практика, может реализовываться через различные мотивы.

Большинство учащихся ориентируется в основном на "внешний эффект" — рельефную мускулатуру и красивое, пропорционально сложенное тело. Особенно ценится в их среде сила. Это, вероятно, связано с происходящими в юношеском возрасте процессами формирования образа "Я", становлением самооценки личности и показывает, какое место в самосознании учащегося занимают отношение к своему физическому облику.

Комплексные медико-антропологические и психологические исследования показывают, что восприятие и оценка качества строения тела и развитие мускулатуры в юношеской среде неодинакова. Например, юноши со стройным и мускулистым телосложением, как правило, авторитетнее, соответственно велико и их влияние на сверстников. И, наоборот, учащиеся, склонные к полноте, с рых­лой и вялой мускулатурой не только не пользуются симпатией све­рстников, испытывают трудности при адаптации в коллективе, но нередко становятся объектом насмешек, а иногда и физических издевательств со стороны более сильных ребят. Кроме того, по законам "гала-эффекта" учащимся, с какими-либо физическими откло­нениями, сверстники часто приписывают и отрицательные человечес­кие качества

Другим учащимся определенные физические данные необходимы для повышения уверенности в себе и защиты от окружающих (равных по физическому развитию сверстников и взрослых). Чувство безопас­ности, вероятно, придает всем их действиям и поступкам определен­ную смелость и независимость, позволяет испытывать большую социа­льную комфортность. Некоторые, удовлетворяя потребность в физи­ческом развитии, стремятся компенсировать собственные недостатки и неуспехи в других видах деятельности. Ведь не секрет, что наиболее преданными и постоянными посетителями секций дзю-до, самбо и каратэ, атлетической гимнастики, является как раз эта категория ребят. Действительно, в какой другой сфере деятельнос­ти (учебе, труде) может добиться каких-либо ощутимых успехов учащийся, обладающий средними интеллектуальными способностями к профессиональными навыками? Только в спортивной секции. Причем добиться результатов, например, занимаясь атлетической гимнасти­кой или аэробикой, можно достаточно быстро. За полгода ежеднев­ных занятий возможно не только избавиться от лишнего веса, но и развить силу, выносливость и другие качества..

2. ^ Потребность в духовном совершенствовании может указывать на стремление учащихся к овладению культурными и общечеловеческими ценностями, ориентацию на этические моральные стандарты. Как показывает практика, в своем поведении эти учащиеся руководст­вуются чувством долга и ответственности, стремятся к выполнению социальных требований, уважительно относятся к авторитетам, ред­ко конфликтуют и нарушают общественные нормы. Для них очень при­влекательны ценности мира взрослых .

3. ^ Потребность в трудовой деятельности. Доминирование этой потребности свидетельствует об активном стремлении участвовать в трудовой деятельности при условии справедливой оплаты ее ре­зультатов. Данная потребность может выступать мерилом профессио­нальной адаптированности учащегося, ибо материальная заинтересо­ванность в своем труде и ощущение социальной справедливости при вознаграждении его результатов, есть основа сознательного отноше­ния к трудовой деятельности.

^ 4.Потребность в дружбе может указывать на стремление учащегося найти настоящих, отзывчивых друзей, способных прийти на помощь в трудную минуту.

5. Потребность в эмоциональной близости свидетельствует о желании встретить человека, с которым можно поделиться сокровен­ными мыслями.

Преобладание последних двух потребностей в подростковом и особенно юношеском возрасте встречается достаточно часто. И это закономерно. Ведь потребности в дружбе и эмоциональной близости — одни из самых устойчивых личностных характеристик учащихся. Ориентация на эмоциональные контакты связана с усилением так называемых процессов аффилиации. Они основываются на естествен­ном желании каждого подростка, юноши или девушки объединиться с себе подобными, быть в обществе сверстников, получать от них дружескую поддержку, пользоваться их симпатией. Все это, каза­лось бы, подтверждает бытующее мнение о превалировании у ребят этого возраста стремлений к группированию со сверстниками в большие компании, о преобладании в их поведении "стадного инсти­нкта". Однако такого рода мнение ошибочно по двум причинам.

Во-первых, потому, что желание удовлетворить потребности в дружбе и эмоциональной близости свидетельствует не об избытке тесных межличностных контактов, а об их дефиците. Усиление наз­ванных потребностей скорее всего свидетельствует о чувстве оди­ночества и потерянности, которые, вероятно, появляются вследствие проявляющих интереса к личности ребенка. Например, известны случаи, когда дети охотнее предпочитают бедное существование, сочетающееся с заботой и сердечностью родителей, хорошим мате­риальным условиям, но с равнодушным отношением к ним близких.

Кроме того, такая эмоциональная межличностная изоляция мо­жет являться причиной негативизма, различных экстравагантных выходок, асоциальных поступков. Здесь сверхзадача состоит в том, чтобы обратить на себя внимание сверстников, родителей, педагогов, и таким образом заставить их пойти на определенный эмоциональный контакт. Это как раз тот случай, как утверждает польский психолог К.Обуховский, "когда интерес к детям пробуждают скорее их выход­ки, а не их примерное поведение".

Во-вторых, как известно, для юношеской дружбы характерна из­бирательность и повышенная требовательность. Поэтому в этот пе­риод иллюзорность группирования создается за счет того, что поиск настоящих, отзывчивых друзей, способных сочувствовать, со­переживать и помочь в трудную минуту, естественно на первоначаль­ной стадии, требует расширения круга знакомств и всей сферы об­щения.

Дружба — это особый род общения, С её помощье учащиеся пы­таются решить целый ряд проблем самосознания, самоутверждения и самоопределения. Но установление дружеских отношений со сверст­никами может оцениваться и с иных позиций. Для некоторых важнее, когда в процессе тесных межличностных контактов поощряется их самостоятельность и взрослость. Этим учащимся нужнее признание, чувство защищенности, эмоциональная близость.

6. Потребность в уважении и поддержке со стороны взрослых.

7. Потребность в уважении и поддержке со стороны родителей.

8. Потребность в уважении и поддержке со стороны сверстников. Доминирование перечисленных потребностей свидетельствует о необходимости признания и получения уважения и поддержки от ближайшего окружения. Кроме того, выраженность той или иной потребности может указывать на значимость, референтность объекта взаимоотношений, направленность ориентации учащегося в общении, зависимость, принятие норм поведения и стремление к овладению ценностями определенной группы людей.

Иными словами, речь идет об особенностях формирования лич­ной идентичности в сфере взаимоотношений с окружающими, крепос­ти эмоциональных связей с миром взрослых, родительским домом или сверстниками.

Все это важно учитывать при организации воспитательного воздействия и коррекции поведения учащихся. Зная объект привязан­ности, опираясь на стремление к получению признания себя как личности, можно стимулировать рост самосознания учащегося.

^ 9. Потребность в развлечениях — естественное стремление
подростка или юноши снять психическое напряжение, расслабиться
и получить положительные эмоции. Понятно, что желание весело
проводить свободное время, найти развлечение по душе, можно
удовлетворить различными путями. Как показывает практика, все
зависит от сочетания потребности в развлечениях с другими побуж­дениями. Например, у учащихся с асоциальной направленностью
личности жажда развлечений. подкрепляется потребностями в физичес­ком развитии, противоположном поле, комфорте. "Благовоспитанные" учащиеся, наоборот, ищут занятия по душе в сфере культуры, об­щения и образования.

10. ^ Потребность в комфорте указывает на стремление подрост­ков к благоприятному жизнеобеспечению, материальному благополу­чию. Смысл этой потребности возможно интерпретировать по-разно­му в зависимости от мотивов поведения. Например, желание не испытывать нужды в модной одежде, деньгах, радио- или видеоап­паратуре можно рассматривать как способ самоутверждения в среде сверстников либо как способ идентификации, следование молодеж­ной моде.

Требует также учета и фактор материального благосостояния семьи. Часто названная потребность более выражена у ребят мало­обеспеченных. В связи с этим необходимо заметить, что при таком сочетании поведение учащегося может носить криминогенный харак­тер.

^ 11. Потребность в познании . По силе этой потребности можно
судить об устремлениях учащихся к получению прочных знаний и об­разования. Основной характеристикой потребности в познании явля­ется любознательность учащегося. Обычно она выражается в интере­се к определенному кругу предметов, склонности к глубокому изучению той или иной области знаний, любви к чтению книг и

Потребность в познании может быть представлена как деятельность учащегося в различных формах. Первая — учащийся стремится к усвоению готовых знаний, их интеграции и систематизации и, на­конец, накапливанию. Вторая, качественно более высокая, — уча­щийся самостоятельно проявляет познавательную активность и ве­дет исследовательскую деятельность, стремится к получению новых знаний, разрешению проблемных ситуаций, проявляет творчество.

12. ^ Потребность в лидерстве свидетельствует о стремлении к первенству и доминированию, может выражаться в попытках учаще­гося контролировать, оказывать влияние и направлять действия ок­ружающих, а также подавлять и ограничивать активность других. Методы реализации' этой потребности могут быть различными: от убеждения, приказа до кулака (инструментальной агрессии). Сила потребности в лидерстве в основном определяется двумя фак­торами: личностными качествами учащегося и особенностями груп­повых процессов (общения и межличностных отношений). Например, потребность в лидерстве может доминировать, когда:

  • группа признает (либо приписывает) учащемуся лидерские
    функции, а он не чувствует за собой таких способностей. В таких
    случаях, создавшаяся ситуация побуждает учащегося к развитию
    лидерских качеств;

  • учащийся, имея определенные лидерские качества, стремится
    их реализовать, но группа активно и сплоченно противодействует
    этому. В таких случаях в группе возникает конфликт, который мож­но разрешить двумя путями: либо найти способы использования ли­дерских качеств учащегося в другой общности, (например, в спортив­ной команде, кружке), либо "изъять" данного учащегося из группы (правда при этом придется обречь его на некоторую депривацию этой потребности);

  • учащийся ощущает себя способным и группа предоставляет
    ему все возможности для реализации своих лидерских качеств.

13. ^ Потребность в противоположном поле. Интерес к вопросам секса у определенной части учащихся в этом возрасте естественен и понятен. Однако доминирование данной потребности не следует оценивать однозначно и объяснить только биологически обусловлен­ными устремлениями к установлению половых отношений. Стремление пользоваться популярностью, вниманием и благосклонностью у лиц противоположного пола часто имеет для учащихся более широкий, социальный смысл.

Например, известно, что уровень сексуальной активности рассматривается в молодежной среде как социально значимое достоинст­во или недостаток. Поэтому стремление учащихся к приобретению сек­суальных достоинств или хотя бы к созданию у окружающих впечатле­ния обладания таковыми, не только способствует повышению социально­го престижа, усиление позиции "Я", но позволяет самоутвердиться в среде сверстников. Как показывает практика, обычно потребность в противоположном поле возникает у ребят, стремящихся к достижению каких-то других целей, не связанных с сексом. Вместо с тем, как отмечает К. Обуховский: "Для людей примитивных, лишенных способнос­ти воспринимать все богатство впечатлений, связанных с искусством, с научна» познанием и t-д. (например, когда потребность в противо­положное поле подкрепляется стремлениями к развлечениям, комфорту, престижу — авт.), так же как и для людей, односторонне развитых, эта деятельность может стать единственным источником сильных ощуще­ний, единственной ситуацией, в которой они чувствуют себя нужными и могущими иметь какое-то общественное значение.

Усиление потребности в противоположном поле также способст­вуют я некоторые изъяны в системе полового воспитания детей и мо­лодежи. В частности, одним из факторов, усиливающих сексуальное напряжение, может являться окружение этих тем ореолом таинствен­ности, К этому добавляются различного рода ограничения, придаю­щие сексу вкус "запретного плода" и искусственно усиливающие его привлекательность. Вместе с тем не следует излишне преувеличивать, гиперболизировать сексуальные проблемы молодежи.

14. ^ Потребность в оказании помощи окружающим лежит в основе стремлений учащихся к сопереживанию окружающим и проявлению мило­сердия. Доминирование этой потребности характеризует человека как всеобщего утешителя, друга страждущих, скорбящих и нуждающихся, а также свидетельствует о желании заботиться о других, оказывать моральную и материальную поддержку, намерении самопожертвования ради блага окружающих;

Вместе с тем, потребность в оказании помощи необходимо рассма­тривать в соотношении с другими, в частности потребностью в друж­бе и эмоциональной близости, поскольку они являются двумя сторонами процесса аффиляции. Например, известно, что цель аффилиации состоит не только в поисках благоприятного отношения, доброжела­тельности, уважения, дружбы и любви со стороны партнера, но и предполагает отдачу, то есть оказание помощи и поддержки окружаю­щим. Поэтому человек, стремящийся к аффилиации, одновременно сам выступает партнером по аффилиации для соответствующей потребности партнера, с которым он вступает в контакт. Несимметричность же в распределении ролей или желание превратить партнера в средство удовлетворения только своих потребностей наносят ущерб процессу взаимодействия и общения в целом. Такая несимметричность обычно наблюдается при сильном побуждении к установлению эмоциональных контактов и слабой потребности в оказании помощи. Такой вариант вза­имодействия потребностей может свидетельствовать не только об отсутствии в прошлом опыте навыков благотворительности, но и о достаточно примитивном уровне пассивного сочувствия и эмпатии. Поэт В. Высоцкий такую позицию охарактеризовал как "мы им сочувст­вуем слегка, погибшим, но издалека"2.

15. ^ Потребность, в достижениях свидетельствует о явлении учащегося преодолевать, побороть, опередить других, сделать что-то быстрее и лучше других, достичь высшего уровня в каком-либо деле, быть последовательным и целеустремленным.

Необходимо отметить, что поведение, ориентированное на дос­тижение, может побуждаться мотивами двух видов: достижение успе­ха и избегание неудачи. В принципе нет таких людей, которых бы не волновали собственные успехи и не тревожили неудачи в зависимости от того, какие мотивы преобладают и как осуществляется выбор тактики действий.

Например, учащиеся, ориентированные на успех, предпочитают средние или слегка завышенные по трудности цели, незначительно превосходящие уже достигнутый результат. Они рискует расчетливо. Мотивированные на неудачу подростки, наоборот, склонны к экстре­мальным выборам. Одни из них нереалистично занижают, а другие неадекватно собственным возможностям завышают цели, которые пе­ред собой ставят успешности неуспешности ее результатов первые переоценивает свои неудачи, а вторые, напротив, переоценивают свои успехи.

16. ^ Потребность в автономии характеризуется как стремление к получению самостоятельности и независимости. Американский пси­холог Г.Мюррей описывал данную потребность как бегство от всякого ограничения, желание освободиться от опеки, регламентации деятель­ности.

Профессор И.С.Кон отмечает, что "современная психология ста­вит вопрос об автономии выросших детей конкретно, разграничивая поведенческую автономию (потребность и право юноши самостоятель­но решать лично его касающиеся вопросы), эмоциональную автономию (потребность и право иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от родителей), моральную и ценностную автономию (пот­ребность и право на собственные взгляды и фактическое наличие таковых), Вместе с тем какой бы тип автономии ни преобладал у юноши или девушки, он всегда основан на стремлении избавиться от навязчивой опеки других людей (родителей, друзей, педагогов и др.).

Общеизвестно, как велико в юношеском возрасте желание обосо­биться от всяческих воздействий окружающих. В психологической ли­тературе (Л.С. Выготский, Л.И. Божович) этот феномен описан как "чувство взрослости". Учащиеся, ориентируясь на взрослые цен­ности и сравнивая себя со взрослыми, ощущают себя зависимыми и неравноправными. Такое положение они считают, ненормальным и стре­мятся его преодолеть.

Как показывает опыт практической работы, наблюдения и индиви­дуальные беседы, учащиеся с доминирующей потребностью в автономии относятся к категории людей с обостренным чувством самостоятель­ности, иногда даже, переходящим в негативизм. Их жизненное кредо: -"Я сам знаю как! Вы мне не указ!". Они особенно становятся нетер­пимы, а порей даже враждебны и агрессивны по отношению к тем людям, которые склоняют их: "Смирись! Будь, как все!". Поэтому, чтобы подчеркнуть свою непохожесть на окружающих они вырабатывают свой стиль поведения, называемый "молодежной субкультурой": от экстра­вагантности в одежде, сквернословия в общественных местах, раннего пристрастия к курению, потреблению алкоголя, вступления в интимные отношения, нарочито вызывающего обращения к старшим до совер­шения асоциальных поступков или правонарушений.

Чаще всего основной причиной появления потребности в автоно­мии является гиперопека со стороны окружающих. Особенно это ха­рактерно для ребят, воспитывающихся в семьях с авторитарным сти­лем руководства, с повышенными требованиями и жестким контролем.

В период перехода от подросткового возраста к юношескому происходит переориентация, общения: с родителей и педагогов на ровесников, более или менее равных по положению. На этом этапе наблюдается усиление потребности в уважении и поддержке со сторо­ны сверстников, что становится мощным фактором подкрепления само­уважения, признания человеческой ценности, создает чувст­во эмоционального благополучия и устойчивости.

17. ^ Потребность в престиже. Доминирование этой потребности характеризуется стремлением учащегося к получению признания окру­жающих, желанием покорить других, привлечь к себе внимание, уди­вить своими достижениями и личностными качествами. Отличительной особенностью таких учащихся является жажда популярности, достижение высокого социального статуса. Кроме того, это может свидетельство­вать и о высоком уровне притязаний.

Потребность в престиже следует рассматривать вкупе с другими побуждениями, например, с потребностями в трудовой деятельности, духовном совершенствовании, познании, поскольку, как показывает практика, притязания учащихся в сфере образования, социального продвижения, трудовой деятельности и материального благополучия зачастую сильно завышены. Они хотят слишком многого и слишком быстро. При этом высокий уровень социальных и потребительских при­тязаний не подкрепляется столь же высоким уровнем знаний и умений. У многих учащихся понятие "больше иметь и получать" не сочетается с психологической готовностью прилагать
  1   2   3




Похожие:

Методика изучения мотивационно-потребностной сферы личности iconМетодика изучения самооценки личности подростка
Методика дает представление о степени адекватности самооценки личности и самопринятия. Применяется как индивидуально, так и в группе....
Методика изучения мотивационно-потребностной сферы личности iconМетодика «ситуация выбора»
Методика разработана профессором Л. В. Байбородовой с целью изучения направленности личности учащихся
Методика изучения мотивационно-потребностной сферы личности iconУчебной мотивации школьников (М. В. Матюхинойв модификации н. Ц. Бадмаевой) Назначение теста Методика предназначена для диагностики
Методика разработана Н. Ц. Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М. В. Матюхиной, модифицированная с...
Методика изучения мотивационно-потребностной сферы личности iconМетодика для изучения социализированности личности учащихся
Если данное суждение полностью совпадает с Вашим поведение и вы согласны с ним, то оцениваете его баллом – 4
Методика изучения мотивационно-потребностной сферы личности iconДиагностика мотивационной сферы личности
Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация...
Методика изучения мотивационно-потребностной сферы личности iconГ. Е. Леевика цол-8, служит для изучения профессиональных ценностных ориентаций личности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование
Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможны групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация...
Методика изучения мотивационно-потребностной сферы личности iconК. Н. Томаса предназначена для изучения предрасположенности личности к конфликтному поведению. Основополагающим методом исследования является анкетирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 17 лет, преподавателей. Исследование
Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация...
Методика изучения мотивационно-потребностной сферы личности iconМетодика «составление расписания»
Методика подготовлена профессором Л. В. Байбородовой с целью изучения отношения учащихся к отдельным пред­метам и преподавателям
Методика изучения мотивационно-потребностной сферы личности iconМетодика изучения ценностно – ориентационного единства коллектива
В социально-психологической литературе эта методика известна, как методика исследования ценностно-ориентировочного единства (цое)...
Методика изучения мотивационно-потребностной сферы личности iconМетодика изучения коллектива учебной группы (В. Г. Максимов)
Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы