Диагностика волевого самоконтороля icon

Диагностика волевого самоконтороля



НазваниеДиагностика волевого самоконтороля
Дата конвертации15.09.2012
Размер51.76 Kb.
ТипДокументы
источник

ДИАГНОСТИКА ВОЛЕВОГО САМОКОНТОРОЛЯ


Методика ВСК предназначена для изучения волевого самоконтроля учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 – 17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год. Результаты исследования предназначены для заместителей руководителей по учебно-воспитательной работе, преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, классных руководителей, мастеров производственного обучения, социального педагога. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Опросник ВСК направлен на обобщённую оценку индивидуального уровня развития волевой регуляции, под которым понимается (в самом общем виде) мера овладения собственным поведением в различных ситуациях – способность сознательно управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями. Указанные особенности во многом определяют индивидуальный стиль и конкретные проявления активности человека.

Опросник ориентирован на индивидуальное психологическое консультирование и коррекцию, позволяет получить информацию об осознаваемых особенностях саморегуляции.

Опросник содержит 30 пунктов, из которых 24 рабочих и 6 маскировочных.

Данный опросник существует в двух версиях. Исследовательская версия предусматривает отчет на каждый пункт в семибальной шкале (от –3 до +3) с градацией степени уверенности в положительном или отрицательном ответе. Для практических задач используется «серийная» версия с вынужденным дихотомическим выбором: испытуемый имеет лишь два варианта ответа – либо «да», либо «нет».

При подсчёте суммарных баллов учитывается только совпадение с ключом (каждое такое совпадение увеличивает суммарный балл на единицу), несовпадение с ключом игнорируется и не влияет на суммарный балл. В результате суммарный балл ВСК должен быть в диапазоне от 0 до 24 «сырых очков», по шкале «настойчивость» от 0 до 16, по шкале «самообладание» от 0 до 13.

Интерпретация

Высокий балл по опроснику ВСК характерен для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, ответственность, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство внутреннего долга. Как правило, они хорошо рефлектируют собственные мотивы, планомерно реализуют свои намерения, умеют распределять собственные усилия, способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаях возможно нарастание внутренней напряжённости, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его возможной спонтанности.

Низкий балл ВСК наблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у таких людей невысока. Общий фон активности, как правило, снижен, им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утончённостью натуры, не подкреплённой способностью к рефлексии и самоконтролю.

Шкала «настойчивость» характеризует, фактически, силу намерений человека – его стремление к завершению начатого дела. На положительном полюсе – деятельные, работоспособные люди, активно стремящиеся к завершению начатого дела, их мобилизуют преграды на пути к цели, не отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность – начатое дело. Таким людям свойственно уважение к социальным нормам (совестливость) и стремление полностью подчинить им своё поведение. В крайнем выражении возможна утрата гибкости поведения, появление маниакальных тенденций.

Низкие значения по данной шкале свидетельствуют о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности, которые могут приводить к непоследовательности и даже работоспособности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм.

Высокий балл по шкале «самообладание» набирают люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутренне спокойствие. Уверенность в себе освобождают от страха перед неизвестностью, повышают готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правил, сочетаются со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму. Вместе с тем, стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное сознательное ограничение собственной спонтанности может приводить к повышению внутренней напряжённости, к преобладанию постоянной озабоченности и утомлённости.

На отрицательном полюсе данной шкалы – спонтанность, импульсивность в парадоксальном, на первый взгляд, сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов, ограждают человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствуют внутренней раскрепощённости и преобладанию расслабленного, невозмутимого фона настроения.

Таким образом, социальная желательность шкал опросника ВСК является неоднозначной – возможным оказывается появление дезадаптивных черт и форм поведения на положительных шкальных полюсах и позитивно-компенсаторных форм – на отрицательных полюсах.

Опросник ВСК

  1. Если что-то не клеится, у меня нередко появляется желание бросить это дело.

  2. Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже если приходится выбирать между ними и приятной компанией.

  3. При необходимости мне не трудно сдержать вспышку гнева.

  4. Обычно я сохраняю спокойствие в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля.

  5. Меня трудно отвлечь от начатой работы.

  6. Меня сильно выбивает из колей физическая боль.

  7. Я не всегда стараюсь выслушать собеседника не перебивая, даже если не терпится ему возразить.

  8. Я всегда «гну» свою линию.

  9. Если надо, я могу не спать всю ночь напролёт (например, работа, дежурство) и весь следующий день быть в «хорошей форме».

  10. Мои планы слишком часто перечёркиваются внешними обстоятельствами.

  11. Считаю себя терпеливым человеком.

  12. Не так-то просто мне заставить себя хладнокровно наблюдать волнующее зрелище.

  13. Мне редко удаётся заставить себя продолжать работу после серии обидных неудач.

  14. Если я отношусь к кому-то плохо, мне трудно скрывать свою неприязнь к нему.

  15. При необходимости я могу заниматься своим делом и в неудобной, неподходящей обстановке.

  16. Мне сильно усложняет работу сознание того, что её необходимо во что бы то ни стало сделать к определённому сроку.

  17. Считаю себя решительным человеком.

  18. С физической усталостью я справляюсь лучше, чем другие.

  19. Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице.

  20. Испортить мне настроение не так-то просто.

  21. Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не даёт покоя, и я никак не могу от него отделаться.

  22. Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим.

  23. Переспорить меня трудно.

  24. Я всегда стремлюсь довести начатое дело до конца.

  25. Меня легко отвлечь от дел.

  26. Я замечаю иногда, что пытаюсь добиться своего наперекор объективным обстоятельствам.

  27. Люди порой завидуют моему терпению и дотошности.

  28. Мне трудно сохранить спокойствие в стрессовой ситуации.

  29. я замечаю, что во время монотонной работы невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой приводит к ухудшению результатов.

  30. Меня обычно сильно раздражает, когда «перед носом» захлопываются двери уходящего транспорта или лифта.


Ключ

Для расшифровки опросника ВСК (подсчитывается количество совпадений вариантов ответов с ключом).

Общий индекс ВСК «В»:

Ответы «да» на утверждения №№ 2, 3, 4, 5, 7, 9, 11, 17, 18, 20, 24, 25, 27;

Ответы «нет» на утверждения №№ 1, 6, 10, 13, 14, 16, 21, 22, 28, 29, 30.

Шкала «самообладание»:

Ответы «да» на утверждения №№ 3, 4, 7, 24;

Ответы «нет» на утверждения №№ 5, 13, 14, 16, 21, 26, 28, 29, 30.

Шкала «настойчивость»:

Ответы «да» на утверждения №№ 2, 5, 11, 17, 18, 20, 24, 26;

Ответы «нет» на утверждения №№ 1, 6, 9, 10, 13, 16, 22, 25.







Похожие:

Диагностика волевого самоконтороля iconДокументи
1. /диагностика развития/Диагностика познавательного развития/Диагностика развития внимания...
Диагностика волевого самоконтороля iconДокументи
1. /Диагностика/15 Для классного руководителя очень важно правильно протестировать класс.doc
Диагностика волевого самоконтороля iconДокументи
1. /Диагностика/Диагностика.doc
2. /Диагностика/Интеллектуальная...

Диагностика волевого самоконтороля iconПрограмма изучения проявления формирующегося нравственного деятельно-волевого характера подростков
Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения проявления формирующегося нравственного деятельно-волевого характера...
Диагностика волевого самоконтороля iconДокументи
1. /диагностика/Анкета МДФ профиль.doc
2. /диагностика/Анкета...

Диагностика волевого самоконтороля iconДокументи
1. /Диагностика готовности организаторов.doc
2. /Диагностика...

Диагностика волевого самоконтороля iconДиагностика в работе классного руководителя
Диагностика – не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему беcпроблемной
Диагностика волевого самоконтороля iconДиагностика общей и специальной одаренности Диагностика родителей
В связи с этим наибольшую актуальность приобретает проблема его диагностики и развития
Диагностика волевого самоконтороля iconДиагностика и контроль в обучении Диагностика
Диагностирование рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику дидактического процесса
Диагностика волевого самоконтороля iconДиагностика личностной готовности ребенка к школьному обучению
В области исследования нравственно-этического оценивания возможна диагностика последующим типовым задачам (табл. 6)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы